Анализ рассказа-анекдота А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"

В 80-е годы XIX века, когда создается рассказ "Лошадиная фамилия" в произведениях А. П. Чехова безраздельно царствует веселый и жизнерадостный смех. Отчасти это объясняется обстоятельствами: начало 80-х годов не столь благоприятно для развития язвительной сатиры. В стране ужесточается цензура, как результат правительственной реакции. Наиболее удачным является легкий и веселый смех над мелкими казусами бытовой повседневной жизни. Однако нельзя говорить, что талант Чехова начинает развиваться в юмористических журналах развлекательного характера. Писатель широко использует свои познания в области русской классики.

Смех Чехова в это время гиперболичен, часто используется гротеск. Однако есть и такие рассказы, где жизненная достоверность не нарушена. В таких рассказах писатель уделяет внимание бытовым мелочам, но выхватывает самые значимые и впечатляющие. Тем не менее смех А. П. Чехова все так же весел и беззаботен. Так происходит и в рассказе "Лошадиная фамилия". Говоря об этом произведении, исследователи чаще всего употребляют выражение "теплый юмор".

Как и во многих ранних рассказах А. П. Чехова, предметом изображения становится мелкая бытовая деталь, частичка жизни. "У генерала-майора Булдеева разболелись зубы". Далее развертывается целая история, никчемная, но удивительно важная для героев рассказа. Практически целый день все обитатели дома Булдеева мучительно вспоминали фамилию доктора, который "заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена…". Но только вот незадача - знахарь этот уехал жить к теще в Саратов. И для героев нет ничего удивительного в том, что людей из других городов чудо-доктор лечит "по телеграфу". Недоверчиво отнесся к совету Ивана Евсеича генерал Булдеев. Да уж слишком сильна была зубная боль, и он решается отправить-таки телеграмму. И снова препятствие - память приказчика. Помнит только, что фамилия "как бы лошадиная". Целые сутки ходила за Иваном Евсеичем толпа, придумывающая различные варианты фамилии доктора.

И действительно, "теплый юмор" Чехова дает себя знать. Ну, как не улыбнуться им - придумывающим никому не нужную фамилию шарлатана-знахаря; им - надеющимся на столь призрачное врачевание? В рассказе нет злой усмешки над героями, нет сатирического осмеяния, столь характерного для более позднего Чехова. Смеется автор над напряженным и мучительным состоянием Ивана Евсеича, перебирающего в уме самые разнообразные варианты. Только и можно сказать: "Как мало для счастья надо!" при виде приказчика, бежавшего к усадьбе "с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака".

Однако вся напряженная работа его памяти пропала даром: зуб вырвал приехавший по просьбе генерала доктор. Ситуация насквозь комична, пронизана искрящимся смехом. Писатель никого не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым.

А. П. Чехова по праву можно назвать продолжателем традиций Н. В. Гоголя. Но Чехов не останавливается и развивает свой художественный метод. И если у Гоголя был "смех сквозь слезы", то у Чехова это "смех до слез".

План

У генерала-майора Булдеева заболел зуб. Рассказ приказчика о знахаре из Саратова. Булдеев решает послать телеграмму. Приказчик Иван Евсеич забыл фамилию доктора, знает лишь, что она с лошадьми связана. Утром генерал вызывает доктора и выдергивает зуб. Приказчик вспоминает фамилию, но поздно.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад". 3. "На краю обрыва в будущее" (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"). 4. Когда за окнами - другая жизнь... (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"). 5. Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"), 6. Если бы сад не продали? (по пьесе А.
    1. Кто главный герой рассказа А. П. Чехова "Смерть чиновника"? А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков 2. Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. "Толстый и тонкий" Б. "Лошадиная фамилия" В. "Дама с собачкой" Г. "Хамелеон" 3. Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе "Хамелеон"? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество 4. Какие детали в рассказе А. П. Чехова "Человек в футляре" говорят о характере Беликова? А. Зонт Б. Калоши В. Яркий шарф Г. Велосипед Д. Древнегреческий
    Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застекленным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить себе двенадцатиградусный мороз, маленьких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в одинаковой степени возбуждали их умы и желудки. Но витрина только на минутку отвлекла их от собственной неудачи: они не передали бывшему начальнику отца письмо матери, в
    Ранние рассказы Чехова носят юмористический характер. Это не внешний развлекательный комизм, характерный для балагана, но и не гоголевский "смех сквозь слезы" или "свирепый" юмор, точнее, - сатира Салтыкова-Щедрина. Чехов запечатлевал бытовые, незначительные, казалось бы, эпизоды, которые складывались в общую картину жизни. Многие юмористические рассказы написаны в форме сценки, комизм которой вытекает из диалога персонажей. В основе юмора чеховских рассказов лежит столкновение несовместимых понятий, разных правил и форм поведения. Люди в рассказах
    Перетертова Марина Сергеевна ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ №2». Учитель письма, чтения и развития речи 1.Р 11. А Д 13.О С Т Ь 12.А У В Р С С И Л О 14.П Н А В 2.О Б Р А Щ Е Н И Е 15.З С Е 3.С Л О Ж Н
    Описание событий в романах и других произведениях Чехова отразило многие процессы, происходившие в русской жизни конца XIX в. Оно развивалось, в основном, по двум направлениям: создание рассказов и утверждение новой по характеру лирической и психологической драмы. В ранний период творчества (1883-1885) Чехов, сотрудничая в юмористических журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и других, пишет рассказы, в которых высмеивает пошлость обывательской жизни (сборник "Пестрые рассказы"). Это, в основном, бытовые рассказы с постепенным расширением общественного
    В творчестве Чехова 90-х годов отчётливо закрепилась установка писателя на объективность повествования, "не позволявшая ему открыто заявлять о собственных "субъективных" симпатиях и антипатиях". Объективность повествования становится эстетическим кредо Чехова и одной из важнейших черт его художественного мироощущения. Критика, напротив, не довольствовалась тем, что в чеховских произведениях отсутствовала непосредственная авторская точка зрения, и расценивала это обстоятельство как творческий просчёт прозаика. У Чехова на этот счёт было иное мнение. Он стремился к тому,

Чехов-мастер......(юмористического рассказа)...художник...(жизни)

Эпиграф: “Смех дело серьёзное?”
  • Иметь представление об особенностях...(стиля)...... Чехова;
  • Уметь определять (способы)......... создания юмористического повествования;
  • Попытаться понять: способен ли (смех).........стать источником...(здоровья).......

Мастер - специалист, достигший высокого искусства в своём деле.

Художник - человек, который делает что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством.

Оргмомент

Рада нашей новой встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения.

Кстати, о настроении... Каким оно у вас обычно бывает с утра? Нарисуйте на полях ваше настроение на начало урока.

Попытаюсь вас развеселить.

На улице стоит толпа. Подходит мужчина,спрашивает:

Что случилось?

Да вот, памятник открывают.

Это который “Муму” написал?

Да нет, “Муму” Тургенев написал.

Чудно! “Муму” Тургенев написал,а памятник какому-то Чехову открывают.

Вот вы и улыбнулись.

Определите жанр этого текста. (Анекдот)

Анекдот - краткий рассказ злободневного содержания с шутливой или сатирической окраской и неожиданно остроумной концовкой. Иногда может стать основой литературного сюжета.

Что делает анекдот смешным, придаёт ему юмористическую окраску? (Остроумная концовка).

Анекдот, бесспорно, придумал человек остроумный. Но давайте обратимся к тексту.

  • В какой форме он представлен? (В форме диалога)
  • Что такое диалог? Из чего он состоит?
  • Сколько человек участвует в разговоре?
  • Можем ли мы охарактеризовать их, основываясь на их речи? Почему?(Да.Речь - средство характеристики героев.)
  • Перечитайте последнюю реплику.
  • Можно ли назвать этого человека остроумным? (Нет, он невежественный человек, малообразованный, малокультурный)

Пометьте на полях эти слова. Возможно, они нам ещё пригодятся.

Почему-то мне стало грустно. Кто разделяет мои чувства? Т.е. вам тоже грустно... Но почему?

(Стыдно за людей, которые......... Обидно за Чехова)

Давайте попытаемся восстановить эту несправедливость.

Но Чехов ещё и драматург, его драматургия родилась вместе с рождением Московского Художественного театра. “Чайка”, “Три сестры”, “Вишневой сад” ставятся почти повсеместно. Удивительно, но он вписался в культуры народов с особым национальным своеобразием. В Японии его ценят, пожалуй, больше, чем у нас. Жители страны восходящего солнца вкушают мягкий лиризм его пьес, сумеречную глушь, как тонкий аромат нектара.

Только что вы смеялись, а теперь задумались. Где же грань между смешным и трагическим? И есть ли она вообще?

Пора, однако, озвучить тему нашего урока. У вас есть предложения?

А кто такой Чехов? (писатель)

Хороший писатель?

А если человек талантлив, прекрасно знает своё дело, какими синонимами можно заменить слово писатель? (мастер, художник ).

Давайте проверим ваши догадки!

Чехов-мастер........., художник..........

Опорные слова есть, попытаемся восстановить цели?

Цели:

  • Иметь представление об особенностях.........Чехова.
  • Уметь определять.........создания юмористического повествования.
  • Повторить.........(средства) раскрытия характера литературного героя.
  • Попытаться понять способен ли......... стать источником..........

Определите жанр произведения. (рассказ-анекдот)

Кто герои рассказа?

(Генерал-майор, Булдеев, приказчик, поварёнок Петька, генеральша, слуги, дети)

Генерал-майор звание или чин высшего командного состава армии (первое по старшинству звание генерала).

Как начинается рассказ?

Зачитайте. (“У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы”)

Обратите внимание, рассказ начинается стремительно

. Читатель сразу же вводится в курс дела. Это первая особенность стиля Чехова.

Представьте, что зубы разболелись не у барина, а у кого-нибудь из слуг, например, у поваренка Петьки. Возможен ли был вообще такой переполох? Такое

всеобщее выражение сочувствия; стремление помочь больному? О чем это говорит?

(На этом случае Чехов показывает современную ему жизнь, в которой люди занимают неравноправное положение.

Как называется такой троп?

И. Шер пишет: “Но не всегда весело смеялся Чехов; очень часто рассказы его, как будто бы простые и обыкновенные, о простых и обычных делах и днях, только покажутся смешными. Стоит только подумать над ними, заглянуть в них поглубже, и становится грустно. Вот рассказ “Лошадиная фамилия”... Подумайте хорошенько, и за этим смешным рассказом вы увидите такую скучную и серую жизнь таких грубых, невежественных людей, что уж наверное,никому из вас не хотелось бы жить с ними?

Согласна ли вы с мнением И. Шер?

Действительно ли люди в рассказе грубы и невежественны?

Вспомните композицию рассказа-анекдота (отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой. С учетом этого выберите из предложенного перечня то средство, которое является самым эффективным для раскрытия характера нашего героя).

Средства раскрытия характера героя.

Докажите текстом, что генерал

  • груб –
  • капризен –
  • самоуверен –
  • с презрением относится к слугам, использует браные резкие выражения.

Сделайте вывод. Каково же живется рядом с таким человеком. Хотели бы вы так жить? Это смешно или грустно?

Генерал мучается с зубной болью, а мы испытываем к нему жалость? (Писатель не стремится вызвать к нему сочувствие, он заставляет читателя смеяться над комическим положением, в которое попадает Булдеев).

Как генерал относится к заговорам?

(Считает их ерундой и шарлатанством), а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил “Лошадиную фамилию” знахаря, категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем).

Кто из слуг наиболее близок барину?

(Приказчик)

Можно ли его назвать комическим персонажем?

(Дает совет обратиться к знахарю, берет на себя смелость подсказать текс депеши. Затем теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом (медленно вышел, тяжеловато вздохнул), вспомнив фамилию, когда она уже была не нужна, вновь обретает самоуверенность и надежду заслужить расположение генерала).

Какие способы создания комического вы знаете? (гипербола, несоответствие, неожиданность). Приведите примеры.

Ограниченность, невежественность приказчика превосходно переданы Чечовым. Через грамматически неправильную речь Ивана Евсеича. Докажите текстом.

Невежественность – предложение обратиться к акцизному, что бы он вылечил зубы по телефону.

Речевые ошибки

: зубами кормился

Нарушение логики в изложении:

(“служил акцизный...зубы заговаривал”)

Несоответствие утверждения

Акцизному “сила дана”, а похвала ему с тем, что из акцизных его уволили.

Согласны ли вы с утверждением, что А.П. Чехов – один из блистательных мастеров слова?

Чехов говорил о языке:

“Язык должен быть прост и изящен...”

“Фразу “ (...) надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”.

“Я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. В письме к Горькому Чехов давал такой совет: “...читая текст, вычеркивайте где можно определения существительных и глаголов... Понятно, когда я пишу “Человек сел на траву; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, когда я пишу: “Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь”.

Практическая работа

Какие излюбленные части речи использовал Чехов (сущ. и глагол). Фраза должна быть точной и понятной – это вторая особенность стиля Чехова .

Чехов говорил

: “Краткость – сестра таланта”

Какая же еще особенность чеховского почерка?

(Почерк - манера писать) Четвёртая особенность - краткость.

Ребята, в композиции рассказа - анекдота почти отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой.

Играть роль, но иметь значение

Инсценирование (подготовленные ученики)

Какое значение в развитии сюжета имеет этот диалог?

(Диалог – завязка действия)

Какую роль в рассказе – анекдоте играет анекдотическое слово?

(Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или, напротив, нелепостью, принимает участие в развитии сюжета)

Найдите кульминацию в сюжете рассказа.

Обратите внимание на иллюстрацию учебника (стр.283).

Кто такие Кукрвниксы?

Найдите цитату, соответствующую иллюстрации Кукрыниксов.

(“Мучительные думы” приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)

Какие несоответствия делают сцену комической?

Найдите развязку в сюжете рассказа (2 кукиша)

Финал у Чехова всегда неожиданный. Это II особенность стиля.

Отличается ли персонаж в ситуации жизненного казуса (казус - сложный запутанный случай) от самого себя в обычной жизни? (Ответ: отличается шарлатанство - с презрением поднес 2 кукиша)

Сумел ли персонаж преодолеть курьезныю ситуацию без нравственных потерь? Каким он вернулся в обычную жизнь?

(Он вернулся в свое существование, к своим устойчивым представлениям о мире, от которых отказался из страха перед минутным испытанием. Булдеев сам создал и сам преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением 2 кукиша).

Выходит, что рассказ не только смешной, но и серьезный. Это напоминает о том, что при всех обстоятельствах “среди людей нужно сознавать свое достоинство”.

Своим творчеством Чехов утверждал не только лучшие качества людей, но и их недостатки.

Казус – сложный запутанный случай

“Смех – дело серьезное?”

Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.

Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).

Итог урока.

Чему учились на уроке? Что понравилось? Ещё раз вернёмся к теме и целям урока.

Домашнее задание.

Самостоятельно сочинить рассказ-анекдот.

В 80-е годы XIX века, когда создается рассказ «Лошадиная фамилия» в произведениях А. П. Чехова безраздельно царствует веселый и жизнерадостный смех. Отчасти это объясняется обсто­ятельствами: начало 80-х годов не столь благоприятно для разви­тия язвительной сатиры. В стране ужесточается цензура, как ре­зультат правительственной реакции. Наиболее удачным является легкий и веселый смех над мелкими казусами бытовой повседнев­ной жизни. Однако нельзя говорить, что талант Чехова начинает развиваться в юмористических журналах развлекательного ха­рактера. Писатель широко использует свои познания в области русской классики.

Смех Чехова в это время гиперболичен, часто используется гротеск. Однако есть и такие рассказы, где жизненная достовер­ность не нарушена. В таких рассказах писатель уделяет внима­ние бытовым мелочам, но выхватывает самые значимые и впе­чатляющие. Тем не менее смех А. П. Чехова все так же весел и беззаботен. Так происходит и в рассказе «Лошадиная фамилия». Говоря об этом произведении, исследователи чаще всего упо­требляют выражение «теплый юмор».

Как и во многих ранних рассказах А. П. Чехова, предметом изображения становится мелкая бытовая деталь, частичка жизни. «У генерала-майора Булдеева разболелись зубы». Далее разверты­вается целая история, никчемная, но удивительно важная для героев рассказа. Практически целый день все обитатели дома Бул­деева мучительно вспоминали фамилию доктора, который «загова­ривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошеп­чет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена…». Но только вот незадача - знахарь этот уехал жить к теще в Саратов. И для героев нет ничего удивительного в том, что людей из других горо­дов чудо-доктор лечит «по телеграфу». Недоверчиво отнесся к со­вету Ивана Евсеича генерал Булдеев. Да уж слишком сильна была зубная боль, и он решается отправить-таки телеграмму. И снова препятствие - память приказчика. Помнит только, что фамилия «как бы лошадиная». Целые сутки ходила за Иваном Евсеичем тол­па, придумывающая различные варианты фамилии доктора.

И действительно, «теплый юмор» Чехова дает себя знать. Ну, как не улыбнуться им - придумывающим никому не нужную фамилию шарлатана-знахаря; им - надеющимся на столь при­зрачное врачевание? В рассказе нет злой усмешки над героями, нет сатирического осмеяния, столь характерного для более позднего Чехова. Смеется автор над напряженным и мучительным состоянием Ивана Евсеича, перебирающего в уме самые раз­нообразные варианты. Только и можно сказать: «Как мало для счастья надо!» при виде приказчика, бежавшего к усадьбе «с та­кой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака».

Однако вся напряженная работа его памяти пропала даром: зуб вырвал приехавший по просьбе генерала доктор. Ситуация насквозь комична, пронизана искрящимся смехом. Писатель ни­кого не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, ко­торый мог бы произойти с каждым.

А. П. Чехова по праву можно назвать продолжателем традиций Н. В. Гоголя. Но Чехов не останавливается и развивает свой худо­жественный метод. И если у Гоголя был «смех сквозь слезы», то у Чехова это «смех до слез».

1. У генерала-майора Булдеева заболел зуб.

2. Рассказ приказчика о знахаре из Саратова. Булдеев реша­ет послать телеграмму.

3. Приказчик Иван Евсеич забыл фамилию доктора, знает лишь, что она с лошадьми связана.

4. Утром генерал вызывает доктора и выдергивает зуб.

5. Приказчик вспоминает фамилию, но поздно.

Глоссарий:

  • какая фамилия была у знахаря из произведения лошадиная фамилия
  • лошадиная фамилия анализ
  • анализ рассказа Чехова Лошадиная фамилия
  • чехов лошадиная фамилия анализ
  • анализ рассказа лошадиная фамилия

стремление помочь больному? О чем это говорит?

(На этом случае Чехов показывает современную ему жизнь, в которой люди занимают неравноправное положение.

И. Шер пишет: «Но не всегда весело смеялся Чехов; очень часто рассказы его, как будто бы простые и обыкновенные, о простых и обычных делах и днях, только покажутся смешными. Стоит только подумать над ними, заглянуть в них поглубже, и становится грустно. Вот рассказ «Лошадиная фамилия»… Подумайте хорошенько, и за этим смешным рассказом вы увидите такую скучную и серую жизнь таких грубых, невежественных людей, что уж наверное,никому из вас не хотелось бы жить с ними?

  • Согласна ли вы с мнением И. Шер?

Действительно ли люди в рассказе грубы и невежественны?

Вспомните композицию рассказа – анекдота (отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой. С учетом этого выберите из предложенного перечня то средство, которое является самым эффективным для раскрытия характера нашего героя).

Средства раскрытия характера героя.

  • Докажите текстом, что генерал

капризен –

самоуверен –

с презрением относится к слугам, использует браные резкие выражения.

Сделайте вывод. Каково же живется рядом с таким человеком. Хотели бы вы так жить? Это смешно или грустно?

  • Генерал мучается с зубной болью, а мы испытываем к

нему жалость? (Писатель не стремится вызвать к нему сочувствие, он заставляет читателя смеяться над комическим положением, в которое попадает Булдеев).

  • Как генерал относится к заговорам? (Считает их

ерундой и шарлатанством), а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «Лошадиную фамилию» знахаря, категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем).

  • Кто из слуг наиболее близок барину? (Приказчик)
  • Можно ли его назвать комическим персонажем?

Почему? (Дает совет обратиться к знахарю, берет на себя смелость подсказать текс депеши. Затем теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом (медленно вышел, тяжеловато вздохнул), вспомнив фамилию, когда она уже была не нужна, вновь обретает самоуверенность и надежду заслужить расположение генерала).

Какие способы создания комического вы знаете? (гипербола, несоответствие, неожиданность). Приведите примеры.

  • Ограниченность, невежественность приказчика

превосходно переданы Чечовым. Через грамматически неправильную речь Ивана Евсеича. Докажите текстом.

Невежественность – предложение обратиться к акцизному, что бы он вылечил зубы по телефону.

Речевые ошибки: зубами кормился

Нарушение логики в изложении:

(«служил акцизный…зубы заговаривал»)

Несоответствие утверждения

Акцизному «сила дана», а похвала ему с тем, что из акцизных его уволили.

Согласны ли вы с утверждением, что А. П. Чехов – один из блистательных мастеров слова?

Чехов говорил о языке:

« Язык должен быть прост и изящен…»

«Фразу « (…) надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от «по мере того», «при помощи», надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом «стала» и «перестала».

« Я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. В письме к Горькому Чехов давал такой совет: «…читая текст, вычеркивайте где можно определения существительных и глаголов… Понятно, когда я пишу «Человек сел на траву; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, когда я пишу: «Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь».

сущ гл сущ

Человек сел на траву.

Какие излюбленные части речи использовал Чехов (сущ. и глагол). Фраза должна быть точной и понятной – это вторая особенность стиля Чехова.

Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта»

  • Какая же еще особенность чеховского почерка?

(Почерк - манера писать) Четвёртая особенность - краткость.

  • Ребята, в композиции рассказа - анекдота почти отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой.
  • Инсценирование (подготовленные ученики)
  • Какое значение в развитии сюжета имеет этот диалог?

(Диалог – завязка действия)

  • Какую роль в рассказе – анекдоте играет

анекдотическое слово?

(Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или, напротив, нелепостью, принимает участие в развитии

  • Найдите кульминацию в сюжете рассказа.
  • Обратите внимание на иллюстрацию учебника

(стр.283). Найдите цитату, соответствующую иллюстрации Кукрыниксов.

(« Мучительные думы» приказчика и нейтральное поведение доктора, радость приказчика и ненужность обращения к акцизному)

  • Найдите развязку в сюжете рассказа (2 кукиша)

Финал у Чехова всегда неожиданный. Это II особенность стиля.

  • Отличается ли персонажв ситуации жизненного

казуса (казус-сложный запутанный случай) от самого себя в обычной жизни? (Ответ: отличается шарлатанство - с презрением поднес 2 кукиша)

  • Сумел ли персонаж преодолеть курьезныю ситуацию

без нравственных потерь? Каким он вернулся в обычную жизнь?

(Он вернулся в свое существование, к своим устойчивым представлениям о мире, от которых отказался из страха перед минутным испытанием. Булдеев сам создал и сам преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением 2 кукиша).

Выходит, что рассказ не только смешной, но и серьезный. Это напоминает о том, что при всех обстоятельствах «среди людей нужно сознавать свое достоинство».

Своим творчеством Чехов утверждал не только лучшие качества людей, но и их недостатки.

«Смех – дело серьезное?»

Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.

Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).

Итог урока.

Чему учились на уроке? Что понравилось? Ещё раз вернёмся к теме и целям урока.

Домашнее задание.

Самостоятельно сочинить рассказ – анекдот.