Австрийский тип крепления грифа гитары. Особенности способов крепления грифа к корпусу

Способ крепления грифа к корпусу электрогитары - нюанс , зачастую игнорируемый большинством начинающих музыкантов . При выборе инструмента строка «конструкция грифа », зачастую остается просто строкой в описании , мало о чем говорящей . Однако такое мнение - в корне неправильное . И если при выборе бюджетного инструмента , данным фактором можно пренебречь , так как конструкция в данном случае будет идентична у многих инструментов одинаковой ценовой категории , то при покупке более дорогого инструмента пути расходятся . Разобраться в отличиях и преимуществах типов крепления грифа поможет данная статья .

Всего в современном гитарном строительстве существует 3 вида крепления грифа к корпусу . Это болтовое крепление , крепление на клею и сквозное крепление . Казалось бы , какая разница , каким способом соединены две части гитары . Но к счастью , разница есть . И разница эта весьма ощутима .

Болтовое соединение - самый распространенный вариант крепления грифа к корпусу . На всех дешевых гитарах присутствует именно он . Однако, это не значит что данный тип крепления - самый плохой . Скорее он самый простой и самый распространенный . В данном случае в корпусе гитары делается вырез - «карман », в который вставляется гриф и закрепляется болтами . При правильной сборке , стык дерева к дереву выходит очень плотным и крепким . За счет того что данный тип соединения замедляет передачу акустических свойств вибрирующей струны к корпусу , ноты прорезаются медленнее и тухнут быстрее . Проще говоря , сустейн (послезвучие ) у гитар будет слабее . Однако, гитары звучат очень ярко и звонко , обладают достаточно мощной атакой и могут похвастаться острым , «кусачим » тоном . Гитары такого плана весьма универсальны , но лучше всего подойдут для исполнения тяжелой музыки . Кроме того , ремонт данных гитар самый простой , ведь отсоединить гриф от корпуса - не представляет никаких сложностей .

В случае с вклеенным грифом , дела обстоят иначе . Гриф устанавливается в специальную выемку и надежно закрепляется с помощью эпоксидной смолы . При таком варианте соединения , акустические свойства передаются как нельзя лучше . Гитара звучит тепло , глубоко и обладает отличным резонансом . Однако , атака приносится в жертву вышеупомянутым преимуществам . Гитары с таким типом крепления грифа , как правило , более дорогие , так как процесс склейки более трудоемкий . К тому же , вклеенный гриф гораздо сложнее поддается замене или ремонту , по причине , опять -таки , более сложной конструкции . Гитары с таким типом грифа идеально подойдут джазовым музыкантам , а также людям , предпочитающим более теплый и сглаженный звук .

Сквозной гриф , считается по праву лучшим вариантом , но при этом и самым дорогим . Гриф гитары проходит сквозь корпус и закрепляется на уровне бриджа . В таких ситуациях , часть корпуса и гриф изготавливаются из цельного куска древесины . Такой вариант крепления грифа позволяет полноценно прочувствовать природное звучание дерева . Многие мастера утверждают , что именно при таком виде крепления , тон , сустейн и характер звучания гитары раскрываются целиком и полностью . При игре на гитаре с таким вариантом крепления грифа , в звучании чувствуется «много дерева ». Кроме того заслуживает отдельного упоминания и комфорт игры , так как у грифа отсутствует пятка . С другой стороны такие гитары не только самые дорогостоящие , но зачастую и самые дорогие в случае ремонта , который , к слову , часто бывает невозможен . Поэтому , гитары такого типа требуют бережного отношения .

Но из всех правил есть исключения , и все написанное выше не дает стопроцентную гарантию того что вам не попадется просто -напросто некачественный инструмент , пусть даже и со сквозным грифом . В таком случае , вне зависимости от способа крепления , гитара хорошо звучать не будет . А поэтому при покупке стоит доверять своим рукам , ушам и глазам .

Гриф является одной из самых сложных составляющих электрогитары и бас-гитары. Как правило, он изготавливается из клена или красного дерева. Существует несколько способов крепления грифа к корпусу, каждый из которых добавляет некоторый нюанс в звучание инструмента. По большей части, это относится к сустейну и атаки:

BOLT-ON (НА БОЛТАХ)

Способ крепления грифа на болтах был придуман талантливым изобретателем Лео Фендером в 40-х гг. При грамотной сборке, соединение получается очень плотным и крепким. Многие производители, стремясь обеспечить хороший контакт грифа с корпусом, связывают эти две детали пятью, а иногда и большим количеством болтов. Подобный гриф отстает в передачи вибрации (сустейн будет слабее), но помогает создать особый «хлопающий» тембр. Гитары с грифом на болтах звучат «сочно» и звонко, они подходят для исполнения тяжелой музыки. Среди преимуществ моделей с данным способом крепления также:

  • возможность замены грифа;
  • быстрая отзывчивость струн.
  • GLUED/SET-IN (ВКЛЕЕННЫЙ)

    Язык грифа вклеивается в углубление на деке. Способ считается самым традиционным, его используют при создании моделей Les Paul или акустических гитар Martin. С помощью связующего вещества (эпоксидная смола) достигается максимально плотное соединение. Гитара звучит тепло, глубоко и характеризуется прекрасным резонансом. Трудоемкость процесса вклейки оказывает влияние на стоимость инструмента. Такая конструкция не отличается ремонтопригодностью, детали сложнее заменить. Гитары с данным типом грифа часто выбирают джазовые музыканты. К преимуществам инструмента можно отнести:

    • отличную передачу звуковой войны;
    • высокий сустейн;
    • равномерное и насыщенное звучание.

    NECK-THROUGH (СКВОЗНОЙ)

    Гриф, созданный из цельного куска дерева, проходит через всю деку от начала до конца. Данный вариант крепления грифа более характерен для бас-гитар. Он дает возможность полностью прочувствовать естественное звучание дерева, поэтому материал изготовления имеет большое значение. Ремонт таких гитар зачастую дорогостоящий. Используется на большинстве моделей басов Fodera, некоторых моделях гитар Jackson. Инструментам со сквозным отдают предпочтение многие исполнители металла. Среди преимуществ:

    • ·глубокое звучание;
    • отличная атака;
    • сильный сустейн.

    HALF-THROUGH BODY (ПОЛУСКВОЗНОЙ)

    Корпус изготавливается из цельного куска дерева. Более плотное соприкосновение грифа с корпусом, в сравнении с креплением на болтах. Такой способ крепления, был изобретен недавно и не получил широкого распространения. Он встречается на инструментах, выходящих под торговыми марками Ibanez, Tung и некоторыми другими. Среди преимуществ таких инструментов:

    • надежность;
    • теплый и насыщенный звук;
    • прекрасная передача характерного звучания древесины.

    Таким образом, каждый из способов крепления грифа к корпусу изменяет звучание инструмента. Однако ни один из них не является образцовым. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.

    По-своему, электрогитары – не менее «живые» инструменты, чем акустики . Многие считают, что электрическая гитара, что-то вроде робота, у которого нет «души». На самом деле, это заблуждение. Ведь электрогитара ручной (или качественной заводской) работы в полной мере обладает одухотворённостью.
    Качество и особенности звучания каждой электрогитары во многом зависит от конструкции грифа, а также способа, при помощи которого гриф прикреплён к корпусу. Есть четыре основных вида крепления грифа электрогитары: neck-trough (по-русски «сквозной»), bolt-on (крепление с помощью болтов), half-trough body (сквозной наполовину), glued или set neck (дословно – «вклеенный»). Рассмотрим каждый из этих способов поподробнее.

    Сквозное . Такой тип крепления является самым дорогим и считается наилучшим. Чаще всего он встречается на бас-гитарах . Инструмент с таким креплением грифа звучит ровно, без скачков по всему частотному диапазону, но низких частотах обычно бывает небольшое снижение резонанса. Гитары со сквозным креплением очень удобны, обладают хорошим сустейном (продолжительностью звучания нот), на них легче даются исполнения сложных соло-партий. Но есть и существенный недостаток: в случае появления повреждений, ремонт неминуемо будет дорогостоящим. Чаще всего, после поломки, при таких креплениях ремонт невозможен. Сквозные крепления часто используются в гитарах Jackson , но не только. Ещё пример — BC RICH Mockingbird ST Trans.

    Сквозное крепление грифа

    Болтовое крепление . Массовый, широко распространённый способ. Отличается практичностью и простотой — в случае появления на грифе дефектов (или просто при желании заменить его на новый) — съём и новый монтаж части производятся быстро и легко. Особенности — острый тон, относительно слабый сустейн. Отличный выбор в качестве ритм гитары в тяжёлом роке. Главное, чтобы гриф плотно прилегал к корпусу. Чтобы убрать даже самый мелкий зазор — смело несите инструмент к мастеру. Процедура обойдётся недорого и сделает звучание намного лучше. Болтовое крепление применяется в ряде моделей практически у всех производителей. Вот пара примеров: BC RICH Warlock Revenge White (RWGW), YAMAHA PACIFICA 112J, STAGG S300 Redburst.

    Болтовое крепление грифа

    Полусквозное . Этот способ появился в конце восьмидесятых и мало кого вдохновил, из-за чего сегодня гитары с таким креплением грифа встречаются крайне редко. В отличие от сквозного соединения, в данном случае корпус не разделён пополам, а полностью целен. Звучание, в общем, такое же как и у инструментов со сквозным грифом; незначительные отличия могут встречаться в тех или иных моделях, но не систематизировано. Tung и Ibanez относительно часто выпускают бас-гитары с полусквозным креплением.

    Вклеенный гриф . Многие крупные производители (например, Gibson) крепят гриф таким образом в дорогостоящих моделях. Деталь ставят в специальную выемку и плотно закрепляют эпоксидной смолой. Благодаря вклеенному грифу, при звучании отлично передаются акустические характеристики древесины, из которой изготовлен инструмент. Атака — мягкая, то есть звук бархатист и богат обертонами. Сустейн — отличный.

    Вклеенный гриф на гитаре

    Если вас спросят: какая часть гитары самая важная? Что вы ответите? Гриф, корпус, струны, а может надпись производителя? Трудно поспорить с тем, что гитарный гриф является важнейшей частью инструмента. Именно к с ним вы находитесь в постоянном контакте, прижимая струны. От его формы зависит то, насколько вам удобно будет играть на гитаре, насколько вы сможете продемонстрировать свою технику игры, получить желаемое звучание инструмента.

    Гриф представляет собой часть гитары в виде длинной деревянной рукоятки специальной формы и размера, к которой прижимаются струны для того, чтобы изменить длину их колеблющейся части и соответственно высоту извлекаемого звука.

    Гитарный гриф состоит из головки, накладки, анкерного стержня, верхнего порожка, металлических ладов и пятки. Некоторые грифы имеют в центре вырез, в котором находится анкерный болт, с помощью него производится настройка кривизны грифа. Голова (перо) грифа находится в верхней его части, на ней же крепятся колки - механизм для натягивания и закрепления струн.


    Основные характеристики гитарного грифа:

      Материал

      Крепление

      Материал накладки

      Анкерный стержень

    Материал грифа и его распил

    Качество гитарного грифа зависит прежде всего от того материала (древесины), из которого он изготовлен. Основной корпус грифа может быть изготовлен из различных пород древесины: клён, махагони, вишня, венге, бубинга. Большинство грифов изготавливают из клена. Для изготовления грифа могут также применять композитные материалы, такие как графит или люцит. Деревянные грифы обычно покрывают сверху слоем лака для того чтобы предотвратить их искривление за счет возможного высыхания.

    Немногие знают о том, что бывают несколько видов распила дерева, применяемого для изготовления грифов, а именно: радиальный (quarter sawn) и тангенциальный (flat (slab) sawn). Вид распила влияет не только внешний вид грифа, но и на его физические свойства.

    При радиальном распиле плоскость разреза проходит через сердцевину ствола, такая древесина однородна по цвету и текстуре, а гриф, выполненный из такого материала очень прочный и устойчивый к внешним воздействиям. Такой гриф будет служить вам верой и правдой долгие годы, не деформируясь и поражая своей износостойкостью. Отстроив его один раз, вам почти не понадобится его подстраивать, гриф будет держать нужный угол долгое время, выдерживая большее напряжение. Что касается акустических свойств, то при радиальном распиле грифы звучат ярче, низы более чёткие.


    При тангенциальном распиле плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины. Гриф, изготовленный из таких досок, имеет ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Такие грифы менее дорогие, чем радиальные, но они более гибкие, реагируют на толщину струн, перепады температуры и влажности, их придётся чаще подстраивать.

    В качестве компромиссного решения были придуманы многослойные грифы, приближенные по звучанию к радиальным. При изготовлении таких грифов два-три куска древесины (даже различных пород) тангенциального распила склеивают между собой, позволяя добиться большей жесткости и меньшей стоимости, а также уникальности звучания.

    Форма гитарного грифа.

    От ширины и толщины грифа зависит то, насколько вам будет удобно брать различные аккорды и исполнять тот или иной стиль музыки. По форме можно выделить три основных типа гитарных грифов:

      Стандартные округлые грифы , например, отлично подойдут для исполнения классического рока и блюза, так как на них хорошо играть как аккордами, так и перебором. А вот чтобы развить серьезную динамику игры придется немало потренироваться. Такие грифы представлены в большинстве моделей GIBSON и FENDER.

      Тонкие и широкие грифы наиболее удобны будут исполнителям быстрой и тяжелой музыки (например, тяжелого рока, хардкора, металла, гранжа, альтернативы и других). Такие грифы можно встретить, например, у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST, YAMAHA .

      Компромиссом между двумя вышеизложенными типами являются грифы с изменяющимся радиусом : ближе к головке он более круглый, к деке – более плоский. Гитарные грифы такого типа дороже обычных, поэтому их ставят только на определенные модели, например GIBSON дал такому грифу название 60’slim taper.


    Мы рассказали об основных формах гитарных грифов, которых на самом деле гораздо больше, и каждый из них имеет свое предназначение, оказываясь предпочтительным для того или иного музыкального жанра.

    Крепление грифа

    Звучание гитары зависит от способа монтажа грифа к корпусу гитары, при этом нельзя точно сказать, какой способ предпочтительней, ибо каждый из них имеет свои особенности и позволяет получить определенный нюанс в звучании инструмента.

    Существует четыре вида крепления грифа: на болтах (болчёный), вклеенный, сквозной и полусквозной.

    • Крепление на болтах (Bolt-On) было изобретено ещё в 40-х годах прошлого века Лео Фендером исключительно из практических соображений. Он считал, что если гриф электрогитары поврежден, но не должно возникнуть проблем с его заменой, при этом не стоит полностью менять гитару. Сейчас такие грифы устанавливают обычно на бюджетные модели гитар. Данный тип крепления отличается мощной атакой, четкостью нот, и острым тоном, но при этом слабым сустейном. При покупке грифа с таким типом крепления следует обратить особое внимание на плотность прилегания грифа к корпусу гитары, не должно быть никаких зазоров и люфта. Плотность прилегания обеспечивается большим количеством болтов. Электрогитары с таким типом крепления считаются универсальными, но подходят лучше всего для исполнения тяжелого рока.



    • Вклеенный гриф (Glued/Set-In) широко используется на электрогитарах. Такой гриф устанавливают в специальную выемку и надежно закрепляют при помощи эпоксидной смолы. Данный способ соединения лучше передает акустические свойства дерева, придавая инструменту теплое звучание и хороший сустейн, при этом атака, к сожалению, страдает. Гитары с таким грифом стоят несколько дороже, но они станут отличным выбором для джазовых исполнителей, обеспечивая теплый и сглаженный звук.


    • Сквозное крепление (Neck-Through) является самым дорогостоящим способом, обычно встречается на бас гитарах. Сквозное крепление позволяет максимально почувствовать звучание дерева, обеспечивая отличный сустейн и незначительное уменьшение резонанса на низких частотах. Гитары с таким грифом звучат очень ровно, без провалов. Отсутствие пятки на грифе позволяет легко исполнять соло. Единственным минусом такого способа крепления грифа является цена, причем как инструмента, так и его ремонта, если он вообще возможен.
    • Полусквозное крепление (Half-Through Body) некоторые производители стали применять в конце 80-х годов прошлого века, но широкого распространения этот способ так и не получили. При данном способе крепления гриф более плотно соприкасается с корпусом, чем при болтовом соединении, а по звучанию такой инструмент приближен к гитаре со сквозным грифом.

    Накладка на гриф гитары

    Немаловажную роль в конструкции грифа играет его накладка, так как именно она первая получает вибрацию от струн, и только потом передает ее через гриф корпусу гитары. Накладка представляет собой тонкую полоску из дерева, которая клеится к лицевой стороне грифа. Накладка может быть с ладами и без них (в безладовых бас гитарах), чаще всего на некоторых ладах имеются врезные метки, которые могут наноситься и на торец накладки.

    Обычно накладки изготавливают из твердых пород древесины, например, палисандра, клёна, черного дерева, но можно найти и накладки из углеродного волокна.


    Форма накладки влияет на тембр гитары и в зависимости от радиуса может быть четырех видов: плоская, коническая, цилиндрическая, смешанная.

    Изгиб накладки регулируется с помощью анкера: натяжение анкерного стержня позволит уменьшить изгиб, а ослабление - увеличить. Из-за слабого натяжения струн в классических гитарах отсутствует анкерный стержень, но небольшой изгиб накладка должна иметь. Особо стоит отметить безладовые накладки: они имеют вогнутую форму.

    Анкерный стержень

    Анкерный стержень (или просто анкер) - это железный стержень толщиной 4-6 мм, расположенный внутри грифа для придания ему жёсткости, а также для регуляции прогиба грифа, для этого на одном конце стрежня расположен болт. Гайка регулировки анкера может быть расположена, как и у пятки грифа, так и у его головы.


    Анкер помогает грифу не согнуться под действием сильно натянутых струн, поэтому он присутствует в основном в гитарах с металлическими струнами.

    Существуют два способа монтажа анкерного стержня:

      С обратной стороны грифа, что довольно трудоемко в плане производства, и, соответственно, влияет на стоимость. Такой способ крепления часто можно встретить на электрогитарах FENDER.

      Под накладку - это самый бюджетный способ, и основным его недостатком является то, что со временем анкер может оторвать накладку от грифа.


    Гитарные лады

    По всей длине накладки грифа расположены металлические порожки – лады, которые помогают изменять звучание струны на один полутон и брать нужную ноту. Также под понятие «лад» попадает промежуток между двумя порожками. Как было написано выше, существуют и безладовые гитары, но играть на них аккордами значительно труднее.


    Количество ладов на различных видах и моделях гитар может варьироваться от 19 (на классической гитаре) до 27 (на электрогитаре). Гитарные лады можно тоже разбить на различные группы по некоторым признакам:

      высота ладов , которая существенно влияет на высоту струн гитары. Низкие лады позволяют легко прижать струну прямо к накладке, но делать обычные бэнды (подтяжки) на такой гитаре непросто. С высокими ладами наоборот: прижимать струны сложнее, но делать бэнды значительно легче.

      ширина ладов , которая влияет на срок их службы: узкие лады изнашиваются быстрее и, соответственно, чаще требуют шлифовку или даже замену.

      материалы , применяемые для изготовления ладов, это нержавейка, серебро и никель. Преимущества того или иного материала вы сможете понять только на своем опыте, так как сколько музыкантов, столько и мнений. Кто-то считает, что струны из нержавейки более долговечные, но зато они не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.

      профиль и форма гитарных ладов влияют на внешний вид инструмента, удобство зажатия струны, и, конечно, на звучание инструмента.


    Угол наклона головки грифа

    Головка грифа может быть плоской, то есть не иметь угла наклона по отношению к основной плоскости грифа, и иметь наклон. На плоской головке часто устанавливают дополнительно направляющие для струн, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Такие грифы можно встретить на гитарах Stratocaster и Telecaster.


    При наклонном расположении головки грифа относительно остальной части грифа струны прочно сидят в пазах и не вылетают, и направляющие не нужны.


    Итак, мы достаточно рассмотрели гитарный гриф, его составные части и особенности звучания и эксплуатации. Выбор, как всегда, за вами! Ведь лучшая гитара – это гитара, которая звучит так, как вам нравится!

    Здравствуйте, уважаемые читатели нашей рассылки! На этой неделе мы решили осветить такой предмет, как конструкция гитарного грифа. Оказывается, есть много интересных вещей, о которых музыканты не знают или не догадываются. Итак, как же сделан гриф? Почему у одних гитар на головке грифа есть специальные железные штучки, под которыми пускаются струны, а у других - нет? Какой гриф лучше - вклеенный или болчёный? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье, которая целиком посвящена технологии производства гитарных грифов.

    При изготовлении гитарного грифа мастер должен учитывать несколько важных факторов. Самый первый - это тип распила - тангенциальный (flat (slab) sawn) или радиальный (quarter sawn). Если вы не знаете в чём разница, мы процитируем один из сайтов по обработке древесины:

    Радиальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит через сердцевину ствола. Древесина таких досок довольно однородна по цвету и текстуре, межкольцевые размеры минимальны. Доски радиального распила устойчивы к внешним воздействиям, практически не подвергаются деформации и обладают высокой износостойкостью. плоскость разреза проходит через сердцевину ствола.

    Тангенциальным называется распил, при котором плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины, по касательной к годичному слою ствола. Такие доски имеют ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Доски тангенциального распила имеют более высокие коэффициенты усушки и разбухания, но более доступны по цене. Оцените отличия на фотографии.

    Нас интересует как это сказывается на качестве гитары и на ее звучании. Гриф с радиальным распилом более прочный, жёсткий, выдерживает большее напряжение, в целом более стабильно себя ведет. Иными словами, отстроив такой гриф один раз, вам практически не понадобится его подстраивать и крутить анкер. Этот гриф будет держать нужный угол очень долго. гриф с тангенциальным распилом более гибкий, реагирует на толщину струн, его придётся подстраивать чаще, особенно в условиях перепада влажности и температур.

    Как вы уже наверное догадались, большинство проблем с грифом происходят от анкера. Этот железный стержень внутри грифа придаёт ему жёсткости, а также позволяет регулировать прогиб грифа в соответствии с требованиями гитариста. Помимо стабильности многие музыканты отмечают разницу в звучании грифов с разного распила.

    Из того что я слышал и читал, большинство музыкантов говорят, что грифы тангенциального распила звучат более мягко, а низкие частоты менее сфокусировано. Грифы радиального распила ярче, низы более чёткие. Как вы уже поняли, радиальный распил дороже. Грифов тангенциального распила можно сделать из одного и того же куска дерева больше чем радиальных.

    Так как не все готовы платить эту разницу в цене, были придуманы многослойные грифы, которые по свойствам и звучанию приближаются к радиальному распилу. В этом случае мастер берет два или три куска древесины тангенциального распила и склеивает их между собой. Гриф получается более жёстким, чем традиционный гриф тангенциального расипла + при изготовлении используются более мелкие куски дерева, что позволяет существенно снижать отходы при производстве. Также при этом способе изготовления грифа мастер может экспериментировать с разными породами древесины и, таким образом, менять звучание грифа в конечном итоге.

    На этом изображении - гриф гитары Alembic, в котором были использованы Клён (низ и верх), вишня (центр) и экзотическое пурпурное дерево. Этот гриф не только жёсткий, прочный и стабильный, но и обладает уникальным звучанием.

    Клей или болты?

    Еще один предмет горячих споров среди гитаристов - это способ крепления грифа к корпусу гитары. Существует три вида крепления грифа - болчёный, вклеенный и сквозной (сквозь корпус). Каждый из этих видов имеет свои особенности как в звуке, так и в удобстве игры.

    Болчёный гриф (bolt-on)

    Болчёный гриф крепится к корпусу гитары при помощи болтов. Как вы догадались? Гриф вставляется в специальный "карман", выпиленный в корпусе и держится на месте при помощи стальных или деревянных болтов. Впервые эту конструкцию применил Лео Фендер в своей гитаре Fender Telecaster. Многие считают, что Лео просто хотел сэкономить на производстве, но истина как всегда, где-то рядом:) Лео был очень практичным человеком и хотел чтобы его гитары тоже были практичными. Он рассуждал так: если с какой-то частью гитары возникнет проблема, должна быть возможность её заменить без помощи дорогостоящих гитарных мастеров. Если гитара собрана правильно, этот метод позволяет получить прочный стык дерева к дереву, корпус к грифу. И хотя многие считают это просто более дешевым способом, хорошую гитару с болчёным грифом сделать даже сложнее, чем среднюю со вклеенным. Очень важным момент для гитар с болчёным грифом - это тот самый "карман". Если гриф болтается в кармане, у гитары будет плохой сустейн, недостаток обертонов, нестабильный строй и интонация. Если же гриф прочно сидит в кармане, колебания грифа будут передаваться в корпус, при этом вся конструкция останется стабильной. Болчёные грифы звучат живо, ярко, с быстрой атакой, но ноты прорезают медленнее. Это связано с тем, что способ крепления грифа к корпусу замедляет передачу акустических свойств от струны к корпусу. Кусачий, гнусавый тон - это отличительная черта гитар Telecaster и Stratocaster. Эти инструменты просто стреляют нотами. Но сустейн у них не такой выразительный. Самый яркий пример - это звук стратокастера с нековым датчиком. Надо понимать, что каждой гитаре - своё применение. Одни люди хотят большего сустейна за счёт более тугой связки гриф/корпус, другие - наоборот.

    Вклеенный гриф (set neck)

    Tenon тип крепления грифа Вклеенный гриф подразумевает скрепление грифа и корпуса гитары при помощи клея. В производстве гитар этим способом используются различные методы в зависимости от возраста древесины, от мастера и типа инструмента. Gibson использовали технологию, которая называется tenon neck joint.

    Другой популярный способ крепления - dovetail joint. При этом способе часть грифа вставляется в специальный карман в корпусе. Благодаря тому, что стороны грифа, прилегающего к корпусу, располагаются под углом, увеличивается площадь касания, стык получается очень прочный. У вклееных грифов более быстрая передача акустических свойств от струн к корпусу (речь идёт о хороших инструментах), чем у гитар с болчёными грифами. Это означает больший сустейн, лучший резонанс, но атака страдает при этом. В итоге получается тёплое спокойное звучание, с хорошим сустейном, ноты звучат сочно. Такой тип крепления грифа подходит для мощных риффов на гитаре, ярких тягучих соло и особенно для джазовых музыкантов.

    Чем больше площадь касания грифа и корпуса, тем соответственно более прочный стык и лучше передача акустически свойств. При этом даже гитары с коротким стыком очень прочные - это старые Gibson 70х годов. Грифы Gibson Les Paul

    Сквозной гриф (neck-through body)

    Суть этой конструкции в том, что гриф проходит под бриджем гитары. Это возможно благодаря тому, что гриф и часть корпуса гитары изготавливаются из одного цельного куска древесины, либо из склеенных частей одинаковой длины. Крылья грифа при этом (верхняя и нижняя часть) приклеиваются уже снаружи корпуса. Эта конструкция позволяет максимально беспрепятственную передачу акустических свойств от струн к корпусу, что отражается в лучшую сторону на сустейне. В звучании таких гитар чувствуется много дерева. Многие мастера считают, что это лучший способ сборки, позволяющий максимально раскрыть характер древесины, звучание и сустейн гитары. У гитар с этим типом конструкции, как правило, более простой доступ к верхним ладам, так как у грифа нет пятки. Обратная сторона медали - дороговизна и время затраты на производство таких инструментов. Поэтому, такой тип крепления грифа обычно доступен лишь в дорогих гитарах класса hi-end. Итак, все три типа крепления грифа имеют как достоинства, так и свои недостатки, уникальный характер и особенности. Лучший выбор, как всегда, смогут сделать только ваши уши, руки и пальцы. Попробуйте разные модели, и как только вы найдёте то, что сядет в руки как родное, слушайте эту гитару. Звучит ли она так, как вы хотите. Советы давать бесполезно. Слушайте себя самого.

    Угол наклона головки грифа

    Часто музыканты спрашивают: а зачем на грифе направляющие для струн? Почему на одних гитарах они есть, а на других - нет. Эти штуки были придуманы для того, чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа для того, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Направляющие использовались на гитарах с плоской головкой грифа. Плоская имеется в виду по отношению к основной плоскости грифа. Пример - гитары Stratocaster и Telecaster.

    Производители типа Gibson изначально делают гитары с наклоном головки относительно остальной части грифа. Таким образом струны прочно сидят в пазах и не вылетают, а направляющие не нужны. Ещё один способ добиться нужного наклона струны - использовать заниженные колки на гитарах с плоским грифом. Начиная с нижней струны E высота колков становится всё меньше и для первой струны отверстие на первом колке находится почти рядом с самим деревом. Чем дальше колки от порожка, тем больший наклон нужен. Таким образом направляющие (string tree) тоже становятся не нужны. Тем не менее на большинстве гитар с плоским грифом направляющие есть.

    Итак, после прочтения этой статьи, вы теперь всё знаете про грифы гитар и сможете выбрать себе и подсказать друзьям правильный инструмент. Как говорится, предупреждён - вооружён. Оставляйте ваши вопросы и комментарии к статье! До скорых встреч, впереди еще много интересного!