Канон за болящего читать на русском языке. Как лучше молиться о болящем

Отец Игорь, прошу Вашего совета по очень волнующей меня теме. Несколько месяцев назад заболела моя добрая знакомая. Время от времени короткими молитвами я просил Господа исцелить ее, облегчить ее состояние, ставил свечу за ее здравие. Когда не так давно стало известно, что у нее серьезная онкология, я взял на себя обязательство (не знаю, можно ли это считать обетом?) каждодневно читать Канон за болящего, прося Бога внять моей молитве и помиловать страдающую тяжким недугом – дать ей шанс на выздоровление. Дней пятнадцать читал. Скажу честно, иной раз чтение этого достаточно продолжительного канона было мне в тягость, особенно после напряженного трудового дня. Приходилось прикладывать немалые усилия. Я очень надеялся, что мои каждодневные молитвы как-то помогут моей знакомой.

Урок в этой истории состоит в том, что нам нужен Целитель больше, чем исцеление. Мы должны приблизиться к Господу Иисусу, лучше узнать Его, почитать Его и воздать Ему славу. Это должно быть нашим главным приоритетом. Тогда мы можем лучше отдохнуть в Нем, уверенный в Его любви и силе.

Да благословит вас Бог и исцелит вас. Божественное исцеление, Эндрю Мюррей. Ваше исцеление внутри вас, Джим Гленнон. Для моих двух недавних свидетельств о лечении рака. Для других свидетельств об исцелении. Стремление к счастью, глубоко укоренившееся в человеческом сердце, всегда сопровождалось желанием освободиться от болезни и уметь понимать смысл болезни, когда она переживается. Это человеческое явление, которое каким-то образом касается каждого человека и находит конкретный резонанс в Церкви, где болезнь понимается как средство единения со Христом и духовного очищения.

И вот на днях мне передали, что ей уже крайне тяжело, что она приближается к роковой черте. Я по обычаю принялся вечером читать канон, и вдруг почувствовал сильные головные боли. Словно бы кто-то внушал мне, что читать больше не надо. Я решил послушать этот голос, а на следующий день прочитать канон дважды. Но в следующий день и во все другие я уже не читал канона. При этом испытываю противоречивые чувства. С одной стороны, давал обещание – надо выполнять. С другой, установилось какое-то внутреннее равновесие после того, как отказался от чтения канона. Словно так и надо. А вдруг это бесовское наваждение, постыдное хладнокровие, леность?

Более того, для тех, кто оказывается в присутствии больного, это повод для благотворительности. Но это еще не все, потому что болезнь, как и другие формы человеческих страданий, является привилегированным моментом для молитвы, будь то просьба о благодати или за способность принимать болезнь в духе веры и соответствия воле Бога, а также для прошения об исцелении.

Таким образом, молитва о восстановлении здоровья является частью опыта Церкви в каждом возрасте, в том числе и нашей. Что в некотором роде является новым, это распространение молитвенных собраний, иногда сочетающихся с литургическими праздниками, с целью получения исцеления от Бог. Во многих случаях было объявлено о возникновении исцелений, что вызвало ожидание того же явления в других подобных встречах. В этом же контексте иногда обращается призыв к заявленной харизме исцеления.

Будучи знаком с духовной литературой, понимаю, что, молясь за болящего, я одновременно тружусь и для спасения своей души. А потому стоит ли бросать доброе дело, если оно действительно доброе? К тому же по моим и других людей молитвам Господь может если не исцелить болящую, то облегчить ее состояние, согласно Своему промыслу относительно этой женщины.

Эти молитвенные собрания для получения исцеления представляют вопрос об их правильном различении с литургической точки зрения; это особая ответственность властей Церкви, которые должны следить и давать соответствующие нормы для правильного функционирования литургических торжеств.

Поэтому представляется целесообразным опубликовать Инструкцию в соответствии с каноном 34 Кодекса канонического права, прежде всего в качестве помощи местным ординаторам, с тем чтобы верующие могли лучше руководствоваться в этой области, хотя поощряя то, что хорошо и исправляя то, чего следует избегать. Однако было необходимо, чтобы таким дисциплинарным решениям была дана их точка отсчета в рамках обоснованной доктринальной основы, для обеспечения правильного подхода и для разъяснения причин, лежащих в основе норм.

Но в то же время приходят в голову и другие мысли. Возможно, по своему невежеству и духовной неопытности я взялся за непосильное для себя дело? Ибо, насколько я слышал и читал прежде, Канон за болящего читается только с благословения священника. Такого благословения я не испрашивал и не получал. Может быть, продолжить молиться надо, но иначе: привычными молитвами, заказами молебнов?

С этой целью было сочтено целесообразным предисловие к дисциплинарной части Инструкции с доктринальной запиской. Болезнь и исцеление: их значение и ценность в экономике спасения. Тем не менее каждый день они испытывают много форм страданий и боли. Поэтому Господь в своих обещаниях искупления объявляет радость сердца, которое происходит от освобождения от страданий. Действительно, он тот, кто избавляется от всякого зла. Они также являются объектом глубокого стремления человека избавиться от всякого зла.

В Ветхом Завете «это опыт Израиля, что болезнь таинственно связана с грехом и злом». Среди наказаний, угрожаемых Богом за неверность людей, болезнь имеет видное место. Больной человек, который умоляет Бога об исцелении признается, что был справедливо наказан за свои грехи.

Вот в этом и прошу Вашего совета, отец Игорь. Как лучше поступить в данной ситуации? Что я делал неправильно, что недопонимаю?

Вячеслав Егоров


Здравствуйте, Вячеслав.

То, что Вы молитесь за больного человека, безусловно, хорошо и считается добрым делом.

Болезнь, однако, также поражает справедливость, и люди удивляются, почему. В Книге Иова этот вопрос занимает много страниц. Хотя верно, что страдание имеет значение как наказание, когда оно связано с виной, неверно, что все страдания являются следствием вины и имеют характер наказания. И если Господь соглашается испытать Иов со страданиями, он делает это, чтобы продемонстрировать праведность последнего. Страдание имеет характер испытания.

Хотя болезнь может иметь положительные последствия как демонстрацию верности справедливого человека и для исправления справедливости, которая нарушается грехом, а также потому, что она может заставить грешника реформироваться и отправляться на путь обращения, остается, однако, зло. По этой причине пророк объявляет о будущих временах, когда не будет больше болезней и недугов, и жизненный путь больше не будет нарушен смертью.

Могу дать Вам несколько советов в этих трудах.

Во-первых, всегда, когда мы беремся за какое-то дело в духовной сфере, надо обязательно взять благословение у священника. Через это действие Вас благословит Сам Господь. А с Его помощью все устраивается на пользу и тому, кто молится, и о ком молятся.

Во-вторых, мы можем только попросить о чем-то Бога, но решает все равно Он Сам. Поэтом, все свои просьбы надо заканчивать словами смирения и понимания этого: « Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет».

Однако в Новом Завете вопрос о том, почему болезнь также затрагивает справедливое, находит полный ответ. Он исцелял многих чудесами, так что чудесные исцеления характеризовали его деятельность: «Иисус обошел все города и деревни, учил в своих синагогах, провозглашал Евангелие Царства и лечил все болезни и болезни». Эти исцеления являются признаками его мессианской миссии. Они проявляют победу Царства Божьего над всяким злом и становятся символом восстановления здоровья всей человеческой личности, тела и души.

Они служат для демонстрации того, что у Иисуса есть сила прощать грехи; они являются признаками спасительных товаров, как и исцеление паралитика Бетесды и человека, рожденного слепым. Первая проповедь Евангелия, описанная в Новом Завете, сопровождалась многочисленными чудесными исцелениями, которые подтвердили силу проповеди Евангелия. Проповедь Филиппа в Самарии сопровождалась чудесными исцелениями: Филипп спустился в город Самарию и провозгласил им Христа. С одной стороны, толпы обратили внимание на то, что было сказано Филиппом, когда они услышали это и увидели знаки, которые он делал.

В-третьих, надо помнить о том, что когда ты берешься молиться за кого-то, готовься сам к искушениям и испытаниям. Ведь ты бросаешь вызов темным силам, заступаясь за другого. А они не преминут воспользоваться шансом и ввести тебя в соблазн гордыни за твои молитвы. Или подвергнут различным страхам и даже болезням тебя самого, если ты, начиная молитвенный труд за ближнего, сам носишь в себе нераскаянные грехи. Особенно смертные. Подобное состояние души однозначно делает человека беззащитным перед силами зла. И в обычной жизни таким людям часто приходится сталкиваться с возникающими проблемами со здоровьем и с другими искушениями. Бесы будут нападать на них, а им и защититься-то нечем. Благодати Божией нет с ними по грехам их. А благодать Божия и есть та самая сила, с помощью которой человек делается неуязвимым для демонов и обретает в себе способность бороться со злом и побеждать его.

Для нечистых духов, кричащих громким голосом, вышел из многих одержимых людей, и многие парализованные и искалеченные люди были излечены. Не было бы оснований полагать, что эти знамения и чудеса, проявления силы Бога, которые сопровождали проповедь Евангелия, были в значительной степени составлены чудесными исцелениями.

Такие чудеса не ограничивались служением Святого Павла, но также происходили среди верующих: «Разве тот, кто поставляет вам Дух и совершает могущественные дела между вами, поступает так от дел закона или от веры в то, что вы слышали, что проповедовали?». Мессианская победа над болезнью, как и над другими человеческими страданиями, происходит не только путем ее устранения посредством чудесного исцеления, но также посредством добровольных и невинных страданий Христа в его страсти, которая дает каждому человеку возможность объединиться с страданиями Господь.

Так что, перед началом борьбы надо обязательно сходить на исповедь и очистить свою совесть от грехов. Принять Святые Тело и Кровь Христовы в Причастии и, таким образом вооружившись на врага, начинать это доброе дело молитвы за ближнего.

Далее, если взятое на себя молитвенное правило окажется непосильным, отчаиваться не надо, но, посоветовавшись со священником, можно читать канон, к примеру, не каждый день, а через день или раз в неделю. А в остальное время поминать болящего на утренних и вечерних молитвах, подавать за него заказные и молебны в храме. Можно просто добавить к вседневным молитвам земной поклон за ближнего с краткой молитвой об исцелении. В общем, не так важно, что конкретно Вы будете читать, а важно, с каким состоянием сердца.

Приносящий искупление через страдания, Христос также поднял человеческие страдания до уровня искупления. Таким образом, каждый человек в своих страданиях также может стать соучастником искупительного страдания Христа. Именно в достижении этого осознания апостол воскрешается в радости: «Я радуюсь за свои страдания ради вас». Это пасхальная радость, плод Святого Духа и, подобно святому Павлу, таким же образом многие из больных могут стать носителями «радости, вдохновленной Святым Духом в большой скорби» и быть свидетелями Иисуса «воскресение».

КАНОН, глас 3-й.
Песнь 1
Ирмос. Пресекаемое море жезлом древле,
Израиль пройде яко по пустыни, и
крестообразно яве, предуготовляет стези.
Сего ради поим во хвалении чудному Богу
нашему, яко прославися.
Припев: Милостиве Господи, услыши
молитву раб Своих, молящихся Тебе.
В день печали нашедшия на ны к Тебе,
Христе Спасе, припадающе, Твоея милости
просим. Облегчи болезнь раба Твоего, изреки
нам, яко сотнику: иди, се здрав есть отрок
твой.

Своих, молящихся Тебе.
Мольбы и моления с воздыханием к Тебе
вопием, Сыне Божий: помилуй нас.
Воздвигни со одра лежащаго, яко
разслабленнаго словом: возьми одр твой,
глаголя отпущаются ти греси твои.
8
Слава: Твоего, Христе, образа подобию
поклоняющиеся, верою целуем, и болящему
здравия просим, подражающе кровоточивей,
яже подольца риз Твоих коснуся и исцеление
недуга прият.
И ныне: Пречистая Госпоже Богородице,
всем известная Помощница, не презри нас к
Тебе припадающих, моли яко блага Своего
Сына и Бога нашего дати здравие болящему,
да Тя с нами прославляет.

Желание исцеления и молитвы для его получения. Предполагая принятие воли Бога, стремление больного к исцелению является хорошим и глубоко человеческим, особенно когда оно принимает форму доверчивой молитвы, обращенной к Богу. Сирах увещевает своего ученика: «Сын мой, когда ты болен, не задерживайся, но молишься Богу, кто излечит тебя». Некоторые Псалмы также требуют исцеления.

Большое количество больных обращалось к Иисусу во время его общественного служения, либо напрямую, либо через друзей и родственников, добиваясь восстановления здоровья. Единственная жалоба Господа заключается в их возможной неверие: «Если вы можете, все возможно для того, кто имеет веру». Мало того, что отдельные члены верующих заслуживают похвалы просить исцеления для себя и для других, но сама Церковь просит Господа о здоровье больных в ее литургии. Прежде всего, есть таинство, «специально предназначенное для укрепления тех, кого судит болезнь, помазание больного». Церковь никогда не переставала отмечать это причастие для своих членов помазанием и молитвой своих священников, отдавая честь тем, кто болен страданию и прославленному Господу, чтобы он воспитывал их и спасал.

160d307e0b8941578bd17fdd95b3a06b.mp3

Песнь 3
Ирмос. Иже от не сущих вся приведый,
словом созидаемая, совершаемая Духом
Вседержителю Вышний, в любви Твоей
утверди мене.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Иже от тяжких болезней на земли повержен к
Тебе, Христе, с нами вопиет, подаждь
здравие телеси его, якоже Иезекии
плакавшуся к Тебе.
9
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Призри, Господи, на наше смирение и не
помяни беззаконий наших, но веры ради
болящего, яко прокаженнаго словом, исцели
ему болезнь, да Твое, Христе Боже, славится
имя.
Слава: Церковь, юже еси освятил, на ту,
Христе, не даждь поношения, но воздвигни
невидимо в недузе на одре лежащаго, в нейже
молим ти ся: да не рекут невернии, где есть
Бог их.
И ныне: К Твоему пречистому, Богородице,
образу руце воздеюще вопием: услыши раб
Твоих молитву и спаси в болезни лежащаго,
да от болезни востав, воздаст обеты, яже в
печали глаголаша уста его.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Седален, глас 8-й.
На одре греховнем лежаща мя, и страстьми
уязвлена, и якоже воздвигл еси Петрову тещу
10
и спасе разслабленнаго носима со одром, тако
и ныне посети, Милостиве, болящаго,
понесый недуги рода нашего. Тебе Единаго
вемы терпелива и милосерда, милостива
врача душам и телесем, Христа Бога нашего,
наводяща недуги и паки исцеляюща,
подавающа прощение кающимся о
согрешениих, Единаго Милосердаго и
Милостиваго.
Слава: Аз грешный плачуся на одре своем
лежа, прощение ми подаждь, Христе Боже, и
от болезни сея воздвигни мя, и яже есмь от
юности грехи сотворил, избыти ми сих
молитвами Богородицы даруй.
И ныне: Умилосердися и спаси мя, воздвигни
мя от одра болезненнаго, мощь бо моя во мне
изнеможе и весь нечаянием одержим есмь,
Мати Божия Пречистая, исцели недугующа
люте, Ты бо еси Помощница христианом.
11
Песнь 4
Ирмос. Положил еси к нам твердую любовь,
Господи, Единороднаго бо Твоего Сына за ны
на смерть дал еси. Темже Ти зовем
благодаряще: слава силе Твоей, Господи.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Уже отчаянна лютым недугом и к смерти
приближившася возврати, Христе, на живот и
даждь плачущимся утеху, да вси прославляем
Твоя святая чудеса.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Тебе, Творче, каемся во своих гресех, яко не
хощеши смерти грешничи, оживи, уздрави
болящаго, да возстав послужит Ти, исповедуя
с нами Твою благость.
Слава: Слезы Манасиины, ниневитян
покаяние, Давидово исповедание приим,
вскоре спасл еси, и наши молитвы ныне
12
приими, даждь здравие болящему, о немже
Тя молим.
И ныне: Подаждь нам Твою милость,
Госпоже, всегда на Тя надеющимся, испроси
здравие болящему, врачебнии Твои руце с
Предтечею, Богородице, ко Господу Богу
простирающи.
Песнь 5
Ирмос. На земли невидимый явился еси, и
человеком волею сожил еси непостижимый, и
к Тебе утренююще, воспеваем Тя,
Человеколюбче.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Дщерь Иаирову уже умершу, яко Бог оживил
еси, и ныне возведи, Христе Боже, от врат
смертных болящаго, Ты бо еси путь и живот
всем.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Сына вдовича оживив, Спасе, и тоя слезы
13
преложив на радость, спаси от недуга
тлеющаго раба Своего, да и наша скорбь и
болезнь на радость приидет.
Слава: Огненну болезнь Петрове тещи
прикосновением Твоим исцелив, и ныне
возстави болящаго раба Твоего, да востав,
яко Иона, послужит Ти.
И ныне: Скорбнии, смирении, грешнии, не
имущии дерзновения к Тебе, Пречистая
Богомати, вопием: умоли Сына Своего
Христа дати болящему здравие телеси.
Песнь 6
Ирмос. Бездна последняя грехов обыде мя, и
исчезает дух мой: но прострый, Владыко,
высокую Твою мышцу, яко Петра мя
Управителю, спаси.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Бездну милосердия и милости имея, Христе
Боже, услыши моления раб Твоих. Ты бо еси
Петром Тавифу воскресив, Ты и ныне в
14
болезни лежащаго воздвигни, послушав
церковных молитвенник.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Врачу душам и телесем нашим, понесый
недуги всего мира, Христе, и Енея Павлом
исцеливый, Ты и ныне болящаго исцели,
святых апостол молитвами.
Слава: Преложи, Христе, на радость
рыдание о недужнем скорбящих, да Твою
получив милость, внидет в дом Твой, со
обетными дарми, славяща Тя в Троице
Единаго Бога.
И ныне: Приидите, о друзи, поклонимся
молящеся о болящем Божией Матери. Та бо
имеет власть недужныя исцеляти, со
безмездникома вкупе, духовным невидимо
помазующе маслом.
Господи, помилуй. (Трижды.) Слава и
ныне:
15
Кондак, глас 3-й.
Душу мою, Господи, во гресех всяческих,
безместными деяньми разслаблену,
воздвигни Божественным Своим
человеколюбием, якоже и разслабленнаго
воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем:
щедре Христе, даждь ми исцеление.
Икос:
Иже руки Своея горстию содержай концы,
Иисусе Боже, Иже Отцу Собезначальный и
Духу Святому совладычествуя, яко плотию,
явился еси, недуги исцеляя, и страсти
очистил еси, слепыя просветил еси, и
разслабленнаго словом Божественным
совозставил еси, сего право ходяща сотворив,
и одр повелел еси на рамо взяти. Темже вси с
ним воспеваем и поем: щедре Христе, даждь
ми исцеление.
16
Песнь 7
Ирмос. Прежде образу златому, персидскому
чтилищу отроцы не поклонишася, трие
поюще посреде пещи: отцев Боже,
благословен еси.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
О Кресте Пресвятый Христов, Честное Древо
животное, тобою смерть погибе и мертвии
воскресоша, и ныне болящаго исцели и
оживи, якоже при Елене умершую девицу.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Долгую и лютую болезнь Иовлю на гноищи и
в червех того молящася, словом исцелил еси,
Господи. И ныне же в Церкви о болящем
молим Тя: яко благ исцели невидимо
молитвами святых Твоих.
Слава: Вси вемы, яко умрети нам есть, Тебе
Богу тако изволившу, но на мало время,
Милостиве, здравия просим болящему,
17
премени от смерти на живот, даждь
скорбящим утеху.
И ныне: Пособствуй и помогай нашему
сиротству, Богородице, Ты бо веси время и
час, егда умолити Сына Твоего и Бога
нашего, дати болящему здравие и прощение
от всех грех.
Песнь 8
Ирмос. Служити живому Богу, в Вавилоне
отроцы претерпевше, о мусикийских органех
нерадиша, и посреде пламени стояще
боголепную песнь воспеваху, глаголюще:
благословите вся дела Господня Господа.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Милость покажи, Владыко, в болезни раба
Твоего, и скоро исцели, милостиве Христе
Боже, и еще смерти не предаждь судней да Ти
покаяние воздаст. Сам бо рекл еси: не хощу
смерти грешничи.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
18
Господи милостиве, Твоя преславная чудеса
да и до нас ныне достигнут: бесы прожени,
недуги погуби, раны исцели, болезни
уврачуй, и потворы и чародеяния, и всякие
язи избави ны.
Слава: Запретивый, Христе, морским ветром,
и страх ученик на радость преложивый,
запрети и ныне тяжким болезнем,
труждающим раба Твоего, да вси
возвеселимся, хваляще Тя во веки.
И ныне: Избави, Богородице, от обышедших
ны печалей, различных недуг, отравы же и
чародейства, и бесовского мечтания и от
навета злых человек и напрасныя смерти,
молим ти ся.
Песнь 9
Ирмос. На Синайстей горе виде Тя в купине
Моисей, неопально огнь Божества заченшую
во чреве; Даниил же Тя виде гору несекомую,
жезл прозябший, Исаия взываше, от корене
Давидова.
19
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Источниче жизни, подателю, Христе,
милости, не отврати лица Твоего от нас.
Облегчи болезнь утружденному болезнею, и
воздвигни яко Фаддеем Авгаря, да присно
Тебе славит, со Отцем и Святым Духом.
Милостиве Господи, услыши молитву раб
Своих, молящихся Тебе.
Евангельскому верующе гласу, Твоего ищем
обета, Христе: просите, рекл еси бо, рече, и
дастся вам. Тем и ныне предстояще молим
Тя, возстави со одра здрава лютым повержена
недугом, да Тя с нами вкупе величает.
Слава: Мучимый недугом, внутрь
невидимыми ранами, Тебе, Христе, с нами
вопиет, не нам, Господи, не нас ради, вси бо
исполнены грехов, но Матерними Ти и
Предтечевыми молитвами даждь исцеление
болящему, да Тя вси возвеличим.
И ныне: Божия Мати Пречистая, со всеми
святыми призываем Тя, со Ангелы и
20
Архангелы, со пророки и патриархи, со
апостолы, с преподобными и праведными
молися Христу Богу нашему дати здравие
болящему, да Тя вси величаем.
Молитва
Боже сильный, милостию строяй вся на
спасение роду человеческому, посети раба
Своего сего (имярек), нарицающа имя Христа
Твоего, исцели его от всякаго недуга
плотскаго и душевнаго; и отпусти грех, и
греховные соблазны, и всяку напасть, и всяко
нашествие неприязненно далече сотвори от
раба Твоего. И воздвигни от одра греховнаго,
и устрой его во Святую Твою Церковь здрава
душею и телом, и делы добрыми славящаго
со всеми людьми имя Христа Твоего, яко
Тебе славу возсылаем, со Единородным
Твоим Сыном, и со Святым Духом ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
Достойно есть яко воистину блажити Тя
Богородицу, Присноблаженную и
21
Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без
сравнения Серафим, без истления Бога Слова
рождшую, сущую Богородицу Тя
величаем.(Поклон)
Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.)
Господи, благослови.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,
молитвами Пречистыя Твоея Матере,
преподобных и богоносных отец наших и
всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и
Человеколюбец. Аминь.
22
О ХРИСТИАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К
БОЛЕЗНЯМ
Мы верим, что ничто в мире не про-
исходит по воле слепого случая, но жизнь
наша управляется благим Промыслом
Божиим. Если у нас и волосы на голове все
сочтены (Мф. 10, 30), то тем более не
случайны те скорби и болезни, которые порой
приключаются с нами.
Болезни попускаются Богом с разными
целями: одному - как венец славы, другому
- как наказание за грех, третьему - во
вразумление. Но во всех случаях болезнь
есть знак посещения Божия, проявление
заботы Его о падшем человеке.
Воля Божия всегда направлена к тому,
чтобы все люди спаслись и достигли познания
истины (1 Тим. 2, 4). Поэтому, если цель, с
которой попущено данному человеку
страдание от болезни своей или ближнего,
достигнута, то Господь может исцелить
23
болящего, так как болезнь - это орудие
Промысла Божия - становится ненужной.
Яркий пример тому мы находим в
Священном Писании. Евангелие повествует
нам, как однажды Господь исцелил отрока,
страдавшего от духа нечистого, по молитве
отца его.
Трудны болезни тела, куда более тяжела
болезнь души, нет ничего страшнее недугов
духовных, к которым относится и беснование.
По собственному опыту мы знаем: как
ни тяжело болеть самому, но еще труднее
переносить страдания любимого дитяти,
особенно единственного.
"Сжалься над нами и помоги нам",-
воскликнул скорбящий отец, и Иисус...
запретил духу нечистому... и исцелил отрока
(Мк. 9, 22, 25).
Мало ли скорбящих и больных на земле?
Многие из них вопиют к Богу об исцелении,
но далеко не все получают просимое.
24
Почему Господь в одном случае
исцеляет сразу, а в другом медлит? Такой
вопрос невольно возникает у нас.
Болезнь сына была попущена с одной-
единственной целью: привести отца ко
Христу, даровать ему веру, а через нее -
спасение. Длительная «с детства», болезнь
отрока и связанное с ней душевное страдание
умягчило сердце отца и сделало способным
воспринять веру в Сына Божия. Иисус сказал
ему: "если сколько-нибудь можешь веровать,
все возможно верующему" (Мк. 9, 23).
Горчичное зерно веры, упавшее на
удобренную долгим терпением и политую
слезами скорби почву сердца, сразу проросло.
Появился росток веры, пока еще очень
слабый, но уже тянувшийся к Свету: "Верую,
Господи! помоги моему неверию". (Мк. 9, 24).
Совершилось. Воля Божия исполнилась.
Семя веры проросло. Болезнь отрока
принесла именно те плоды, которые должна
25
была принести по замыслу Божию. Теперь
она не нужна. И Господь исцеляет отрока.
Мы часто думаем, что если долго
молиться, да еще какими-нибудь особенно
сильными молитвами, то Господь смилуется
над нами и подаст исцеление. Не в
многословии своем мы будем услышаны, но
только тогда, когда принесем в результате
долгой молитвы те плоды, которых ждет от
нас Господь и для возвращения которых нам
попустил болезнь.
Поэтому нам надо не с отчаянием и
унынием воспринимать всякое заболевание,
но с верой в то, что это нужно для нашего
спасения. Будем всегда просить Господа,
чтобы Он помог нам это понять, чтобы нам не
противиться воле Божией, но познавать ее,
следовать ей, тем самым приближая
исцеление - сначала души, а потом и тела.

Непосредственно перед тем, как произойдет фактическое помазание, по благословению масла Церковь молится: «Сделайте это масло средством для всех которые помазаны им; исцелить их в теле, в душе и в духе, и избавить их от всякой скорби», а затем, в первые две молитвы после помазания, испрашивается исцеление больного. Поскольку таинство является залогом и обещанием будущего царства, это также провозглашение воскресения, когда «больше не будет смерти или траура, крика или боли, потому что старый порядок скончался».

Кроме того, римский Миссал содержит Массовые про-фирмы, в которых, помимо духовной благодати, исправляется здоровье больного. Очевидно, что обращение к молитве не исключает, а скорее поощряет использование эффективных природных средств для сохранения и восстановления здоровья, а также позволяет сыновьям и дочери Церкви заботиться о больных, помогать им в теле и духе и стремиться вылечить болезнь.