Что общего у чацкого и молчалина. Молчалин: характеристика персонажа

екатерина (08:26:46 18/09/2010):
я получила очень хорошую информацию!

Натали (19:39:39 01/12/2010):
Спасибо!

Cool Girl (15:55:55 03/10/2011):
мне бы еще сочинение именно по этому плану

регина (18:03:47 04/10/2011):
да.........супер,мы сочинение писали по этому плану

Эльмира (21:05:21 04/10/2011):
план просто классный)) а где можно к этому плану взять сочинение мне просто очень срочно надо?

baha (14:21:18 09/10/2011):
план ваще грамотный))))))

Гость (19:43:34 23/10/2011):
ребята! просто молодцы! план безупречный!

Никит (17:55:58 24/10/2011):
От души, чётко, молодцы постарались, мне пять за план поставили! но я ток долго писал, красавцы вообще!

АнДроКл(Андрей) (18:05:00 26/10/2011):
Блиииииин реал сочинение само к плану б)))

Catherina (18:16:33 26/10/2011):
Огромное вам спасибо! Мне этот план очень помог!

Алина (15:08:59 07/11/2011):
А нам такой же план наша учительница диктовала, чтоб мы напмсали сочинение))Спасибо Вам))))

Нина (22:05:20 11/11/2011):
А сочинение по этому плану есть?

Rina (14:53:12 13/11/2011):
аа спасиибо)очень помогли,план отличный и понятный)теперь бы еще сочинение по нему написать:D))

Диана (15:15:47 13/11/2011):
спасибо помогли очень сильно,

Владочка (15:50:34 16/11/2011):
спасибо вам, помощь ваша велика люблю вас*)

ыва (14:51:00 17/11/2011):
В ПОРОЯДЕ ПЛАН. ГДЕ СОЧИНЕНИЕ ПО НЕМУ МОЖНО ВЗЯТЬ?

Фюрер (10:44:23 20/11/2011):
спасибо, всё конкретно, без литья воды.

Nastya (20:01:05 20/11/2011):
отличный план* огромное спасибо Вам!

Ксения (17:36:19 21/11/2011):
Ахах) мы пишем по этому плану

Саша (22:04:24 21/11/2011):
А нам на дом этот план!

тук тук (17:52:51 26/11/2011):
мне нужно сочинение по этому плану.. подскажите где можно его взять.. пожалуйста мне надо к понедельнику..

Кристина (12:36:01 28/11/2011):
О..спасибо)Действительно хороший план.. Мне помогло))

полина (15:49:44 04/12/2011):
большое спасибо!

Гость (15:54:59 29/09/2012):
сочинение по этому плану можно написать за пол часа! самый лучший план, очень помог. сочинение можно писать прямо по пунктам,включая их в него. спасибо большое))

АлЯ (07:31:17 03/10/2012):
Вообще СУППЕР, спасиб!

Юля (17:22:02 31/10/2012):
план просто классный)) а где можно к этому плану взять сочинение мне просто очень срочно надо?

Юл (17:25:26 31/10/2012):
Помогите пожалуйста очень срочно надо(

Илья (14:45:52 06/11/2012):
Где взять сочинение? Ищите в гугле дауны!

Александра (19:01:51 16/11/2012):
Отличный план, понятный и доступны Ещё бы сочинение... Но, ладно, как-нибудь попытаюсь справиться

катеринка (21:21:25 22/11/2012):
спасибо

Пол (21:56:19 23/11/2012):
СКИНЬТЕ ССЫЛКУ НА СОЧИНЕНИЕ

OIesya (20:26:35 27/11/2012):
вот точно по этому плану нам и задали сочинение..где бы его найти

Гость (21:20:55 28/05/2013):
Над своей комедией “Горе от ума” Грибоедов работал в конце 10 – начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года. Я думаю, эта победа подтвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которое мешало экономическому и культурному развитию страны. После Отечественной войны в России стали появляться тайные политические общества, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые вести борьбу с тиранией и деспотизмом. В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества, политический настрой дворянской молодежи, к которой относился и Грибоедов, несомненно повлиял на его мировоззрение и направление его творчества. Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне – революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению.Но несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий - сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, "ума искал", учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением: По мере я трудов и сил, С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденъя получил. Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, насколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров. Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняют его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после - оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках. Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин? Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив... ...он малый с головой, И славно пишет, переводит. Чацкий - дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Цель своей жизни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Он готов служить "делу, а не лицам", но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны: Ах! боже мой! он карбонары! Опасный человек! И знать вас не хочу, разврата не терплю. А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто все права защищены без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог. Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других. Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает "дойти до степеней известных", что, скорее всего, сбудется, "ведь нынче любят бессловесных" Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство "сильных мира сего". Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Оҹень скоро он понимает, ҹто нелюбим девушкой, но ему хоҹется узнать: кто же соперник? Ах! Софья! Неужели Молҹалин избран ей! А ҹем не муж? Ума в нем только мало; Но ҹтоб иметь детей, Кому ума недоставало? Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он, на цыпоҹках, и не богат словами; Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть! Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым ҹеловеком рассеивают его подозрения: С такими ҹувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною! Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесҹестного ҹеловека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской: Молҹалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенҹиво, несмело Ноҹь целую с кем можно так провесть! А ҹто же Молҹалин? Молҹалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятъя Хозяину, где доведется жить, Наҹальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который ҹистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, ҹтоб ласкова была. Поэтому Софья для Молҹалина лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается: И вот любовника я принимаю вид В угодность доҹери такого ҹеловека. Однако это не мешает Молҹалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не сҹитает нужным скрывать своей подлой душонки: Я в Софье Павловне не вижу ниҹего Завидного... Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования: Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! Но и Софья поражена "кривизной души" бывшего любимого, она в гневе прогоняет его. В своей комедии Грибоедов создал галерею типиҹных характеров, которые выходят за историҹеские рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в слуҹае поражения не изменяет им. Молҹалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время "Молҹалины блаженствуют на свете", но Чацкий двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи. Я думаю, ҹто Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молҹалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, науҹиться ценить людей по их ҹеловеҹеским достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.

гость (20:23:34 07/10/2013):
план отличный. но мне нужно само сочинени по этому плану

Гость (18:22:39 24/11/2013):
Спасибо за подробный и понятный план =) Надеюсь что он поможет написать сочинение

гость (09:47:49 24/05/2014):
План плохой, во-первых, первую и третью часть никогда не делят на составные во-вторых, получился не план а уже готовое сочинение,слишком развернутый, это тоже считается ошибкой, в - третьих в плане нельзя глаголы использовать!

Елик (15:57:00 02/10/2018):
Спасибо тем кто придумал этот план

А. А. Чацкий А. С. Молчалин
Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе.
Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете известен, но веса пока не имеет.
Образованность Очень умный и просвещенный человек. Вероятно, окончил университет либо получил качественное домашнее образование. Ограниченный человек с примитивными суждениями и желаниями. До поступления на службу жил в Твери и вряд ли получил хорошее образование.
Место в сюжете Центральный герой: вокруг его любовного и социального конфликтов закручен основной сюжет. Главный антагонист. Воплощает в себе ненавистные Чацкому услужливость, закостенелость ума.
Род занятий Конкретного занятия не имеет. Упоминаются знакомства в министерстве и пребывание в армии. Московский служащий, секретарь. Исполнительный чиновник с перспективной карьерой.
Отношение к любви Возвышенное и одновременно эгоистичное. Охваченный собственными эмоциями, Чацкий не способен понять чувства любимой. Потребительское, примитивное. Волочится за Софьей, влюблен в Лизу. Ухаживания за горничной сводятся к попытке купить ее благосклонность.
Отношение к Софье Страстно влюбленный герой на протяжении действия не понимает мотивов Софьи. В финале жестоко разочаровывается в ней. На грани презрения. Поддерживает любовную связь без интереса, из стремления всем угождать. Спокойно воспринимает разрыв.
Отношение персонажей друг к другу Открытое презрение. Не признает за Молчалиным ни малейших достоинств и высмеивает его при всяком случае. Нейтральное, поскольку Чацкий не представляет интереса для Молчалина. Обращение почтительное.
Социальные воззрения Патриот, вольнодумец. Открыто возмущается царящими в обществе и государстве порядками. Уважает и полностью приемлет существующий строй.
Отношение к службе Считает, что карьеру могут сделать только подхалимы. Перспектив для себя не видит. Ради карьеры активно обзаводится связями, терпит унижения. К служебным обязанностям относится серьезно.
Речевые особенности Остроумный, красноречивый человек. Говорит на русском языке, но использует и французский – это следует из реплики Софьи. Почтительная, «чиновничья» речь. При общении с вышестоящими говорит приятные им банальности.
Персонаж в финале Покидает Москву в разгар внутреннего кризиса: отвергнут обществом и разочарован в любимой. Открытый финал: Фамусов не знает о романе персонажа с дочерью. В случае отъезда Софьи может спокойно продолжать службу.
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В произведении Грибоедва "Горе от ума" эпизод "Бал в доме Фамусова" является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий - свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
  • Текст сочинения:

    Комедия Грибоедова "Горе от ума" является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эҭи два разных общественных лагеря в комедии живописно представляюҭ Чацкий и Молчалин люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
    Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найҭи и общие черҭы, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два эҭих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, "ума искал", учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает
    секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
    По мере я трудов и сил,
    С тех пор, как числюсь по Архивам,
    Три награжденъя получил.
    Но вот автор сводиҭ их в комедии, и мы видим, насколько отличаюҭся друг от друга Чацкий и Молчалин, и эҭу непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление эҭих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
    Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняюҭ его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входиҭ сперва безмолвным, а после оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об эҭих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
    Как же отзываюҭся о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
    Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!
    Остер, умен, красноречив,
    В друзьях особенно счастлив...
    ...он малый с головой,
    И славно пишет, переводиҭ.
    Чацкий дворянин и гордиҭся эҭим. Оҭ окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Цель своей жизни Чацкий видиҭ в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетаюҭ его и возмущаюҭ:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Он готов служить "делу, а не лицам", но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
    Ах! боже мой! он карбонары!
    Опасный человек!
    И знать вас не хочу, разврата не терплю.
    А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
    Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,
    При батюшке три года служиҭ,
    Тот часто без толку сердиҭ,
    А он безмолвием его обезоружиҭ,
    Оҭ доброты души простиҭ.
    И между прочим
    Веселостей искать бы мог;
    Ничуть: от старичков не ступиҭ за порог.
    Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становиҭся незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
    В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

    Ведь надобно ж зависеть от других.
    Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает "дойҭи до степеней известных", что, скорее всего, сбудется, "ведь нынче любят бессловесных" Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчиҭывать на поддержку и покровительство "сильных мира сего".
    Оҭношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваюҭся две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
    Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
    А чем не муж? Ума в нем только мало;
    Но чтоб иметь детей,
    Кому ума недоставало?
    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
    Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
    Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
    Однако несколько минуҭ общения с эҭим подленьким и льстивым человеком рассеиваюҭ его подозрения:
    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
    Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!
    А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятъя
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистиҭ платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Поэтому Софья для Молчалина лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:
    И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.
    Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
    Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...
    Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
    Вот я пожерҭвован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Но и Софья поражена "кривизной души" бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
    В своей комедии Грибоедов создал галерею ҭипичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий ҭип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой сиҭуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называюҭ лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время "Молчалины блаженствуюҭ на свете", но Чацкий двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
    Я думаю, что Грибоедов, изобразив ҭипы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надеваюҭ.

    Права на сочинение "Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

    Грибоедов Александр Сергеевич - Чацкий и Молчалин (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План)

    Чацкий и Молчалин (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План)


    Общие черты.
    Различия.


    Отношения с окружающими.
    chackij-i-molchalin-po-komedii-a.-s.-griboedova-gore-ot-uma-planчацкий и молчалин (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума») (план)
    Историческая эпоха, отраженная в комедии. (Общественный подъем после войны 1812 года. Ожидание перемен. Разделение общества на реформаторов и консерваторов. Чацкий и Молчалин — представители «века нынешнего» и «века минувшего».)
    Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций.

    Общие черты. (Оба молоды, умны, образованны, вхожи в общество Фамусова, по-особому относятся к Софье.)
    Различия.

    Положение в обществе (с точки зрения каждого). (Чацкий — блестящий юноша-дворянин, отличается независимостью взглядов; вернулся из-за границы. «Славно пишет, переводит». Для Молчалина Чацкий — неудачник (в любви, в жизни: «не дались чины, по службе неуспех»). Молчалин — в глазах Чацкого — «жалчайшее созданье», скромный угодливый секретарь хозяина, «от старичков не ступит за порог». С другой стороны, за несколько лет Молчалин сделал неплохую карьеру (чин асессора, награды), завязал нужные связи и приобрел полезные знакомства).
    Цель жизни и пути достижения цели. (Чацкий стремится честно служить Родине («служба делу, а не лицам»). Молчалин стремится «дойти до степеней известных» при помощи мести, угодничества: «мнения чужие только святы».)
    Отношения с окружающими. (Благородство и порядочность Чацкого, искренность в проявлении чувств к Софье; способность Молчалина к предательству и подлости, который играет в любовь «по должности».)
    Создание А. Грибоедовым типических характеров. (Образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки пьесы, Чацкий — тип борца за новое, свободу для всех, уважение к человеческой личности. (И. Гончаров: «Чацкий незаменим при смене одного века другим... каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». Молчалин — тип приспосабливающегося, неразборчивого в средствах человека. М. Е. Салтыков-Щедрин: «Молчалины блаженствуют на свете, переживают века». Их противостояние носит идейно-политический характер, оно отражает два мировоззрения в общественно-политической жизни России 20-х годов XIX века.)

    (379 слов)

    В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отобразил столкновение двух разных мировоззрений, борьбу между консерватизмом и тягой к свободе. Выразителем первой стороны выступает московский «фамусовский» высший свет, в котором вращается Алексей Молчалин, а по ту сторону баррикад находится одинокий в своих убеждениях Александр Чацкий.

    По внешним признакам Чацкий и Молчалин практически неотличимы. Молодые люди, дворяне, умны, образованы, интеллигентны. Но на этом сходства заканчиваются. Чацкий — максималист и мечтатель, много лет он путешествовал по миру, расширив свой кругозор. Вернувшись в Россию, он отчётливо видит все её недостатки и проблемы. Взяточничество, кумовство и карьеризм, поразившие всё общество, вызывают в нем неподдельное отвращение. Будучи уверенным в своих силах, он считает, что способен расшевелить это болото, и вступает в жёсткое противостояние сначала с Фамусовым, а потом со всем его окружением.

    Молчалин совсем не такой, им руководит лишь желание возвысится над окружающими, и на этом пути герой не останавливается ни перед чем. Если Чацкий пытается изменить, очистить систему, его визави использует пороки и недостатки общества на пользу себе. Подавив свою индивидуальность, он успешно влился в высший свет, где льстит и подлизывается к власть имущим. Когда Александр разносит своих оппонентов в пух и прах гневными монологами, Алексей хранит свои мысли при себе и всецело повинуется общественному мнению. В итоге московская знать отвергла благородного, но чуждого ей просветителя, окрестив его сумасшедшим, в то время как подлый, но обольстительный подхалим был ею всячески обласкан.

    Ещё более очевидным различие между ними становится во время их борьбы за сердце Софьи Фамусовой. Чацкий видит в Софье идеал, любовь всей своей жизни, и в этой любви он слеп. До самого конца он не мог понять, что его возлюбленная уже давно стала частью «фамусовского» общества. Своими дерзкими, язвительными комментариями о московской жизни и её нравах Александр настраивает девушку против себя. В итоге она позорит и отвергает его. Другое дело Молчалин, который своей учтивостью и напускной скромностью околдовал Софью Павловну, которая в своём воображении превратила посредственность в героя любовных романов. Для Алексея роман с дочерью начальника -лишь очередной способ подняться выше по социальной лестнице. В его голове господствует один холодный расчёт. К счастью, хоть наш герой и победил оппонента, но и сам был разоблачён и отвергнут.

    По итогам борьбы Чацкий потерпел полное поражение, но не сломался и остался верным своим убеждениям. Так Грибоедов выражал надежду на то, что когда-нибудь «Чацкие» победят «Молчалиных».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!