Что в рассказе никита реальное. Анализ рассказа ";Третий сын"

План-конспект урока литературы по теме

«Мир глазами ребенка в рассказе А. П. Платонова «Никита»

Цель : формировать у обучающихся навыки анализа художественного произведения

Задачи :

1) образовательные : выявление художественной идеи рассказа;

2) развивающие : формирование навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

3) воспитательная : формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.

Тип урока : применение предметных умений (изучение нового материала).

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии : элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения

Ход урока.

1 этап. Мотивирование к деятельности. Организационный.

У: Добрый день, ребята!

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

У: Готовы? Тогда в путь.

2 этап. Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.

У: К сегодняшнему уроку я подготовила вам необычное испытание. Послушайте, пожалуйста, следующую запись.

(Звучит песня Юрия Чичкова и Михаила Пляцковского «Детство»)

У: О чем она?

Дети: (о детстве)

У: В словах песни прозвучали такие строки: «Детство – это краски радуг».

Ребята, как вы понимаете эти слова?

( Выдвигают предположения:

(в детстве всѐ видится в ярких красках, всѐ просто, кажется, нет никаких проблем; все люди добрые, все тебя любят.…)

У: Все ли согласны с подобными мыслями? (Нет, ну вот, например, у Платонова было не яркое детство, большая семья, приходилось работать….……..

И чтобы разобраться в этом обратимся к учебнику.

У: Вы дома познакомились со вступительной статьей о писателе- А.П. Платонове. Посмотрим, как внимательно вы еѐ прочитали.

Предлагаю дополнить следующие предложения.

Андрей Платонович Платонов родился (когда?) … в … семье. Отец работал (кем?) … (где?) … .Настоящая фамилия писателя (какая?) … . На всю жизнь писатель сохранил добрые воспоминания (о ком?) … . Писательскую работу начал (где?) … и … . В 1922 году была издана книжка его стихов … .

У: Спасибо. Молодцы. А кто работал с дополнительным материалом и может об авторе еще рассказать что-то интересное.

(ответы детей)

У: Таким образом, прочитав материал учебника, дополнительную литературу, вы, конечно же, узнали многое о детстве Платонова, восприятии действительности. А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

( Учащиеся говорят (о том, как тема детства показана в творчестве этого писателя и есть ли вообще у Платонова произведения, посвящѐнные детям)

У: А что нужно сделать, чтобы ответить на все ваши вопросы?

(Изучить рассказы Платонова)

У: Это и будет темой нашего урока «Мир глазами ребѐнка в рассказе А. Платонова «Никита».

Этап 3. Изучение нового материала.

У: В центре нашего внимания герой рассказа – мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Дома вы прочитали рассказ, поделитесь вашими впечатлениями.

(ответы детей)

У: Скажите, каким вы представляете себе мальчика? Составьте устный портрет героя рассказа.

Обратите внимание на иллюстрации учебника. Составьте описание первой иллюстрации художника Л. П. Дурасова.

(учащиеся работают, затем отвечают)

У: Как вы думаете, ребята, всѐ ли в рассказе А. П. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

(отвечают)

У: Какие события происходят в рассказе?

(краткий пересказ, отвечают)

У: Ребята, при чтении текста вы, наверное, встретили много непонятных для вас слов и выражений. Встретились такие слова? (называют)

Дома вы должны были поработать со словарем и объяснить их значение.

Справились с этой работой?.

(Дети называют слова, они появляются на доске, работа в парах со словарем)

- трудодень;

- просо;

- щербатый;

- ощериться;

-сени;

-горница;

- закут;

-плетень;

-снасть;

-стежка;

-овин;

-околица;

-передник;

-омшелая;

У: Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. Давайте подведем небольшой итог. Чем же, на ваш взгляд, отличается мировоззрение ребенка от мировоззрения взрослого?

Дети: (Отличается богатым воображением. Вещи, предметы, явления представлялись ему живыми существами. Он с ними разговаривал.)

У: А давайте вспомнил, кого оживил Никита?

У: Все верно, а теперь я предлагаю вам поработать в группах.

А для того, чтобы наша работа была результативной, будем следовать определенным правилам.

(слайд, правила)

У: Вы согласны?. Тогда начнем.

Исследовательская работа

У вас на столах есть необходимый материал для работы.

Каждая из групп заполняет правую часть таблицы.

Задание: Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита.

1 группа пустая бочка, колодец, две земляные норы

2 группа старый пень, банька, чужой петух

3 группа жѐлтый цветок, колья из плетня, доброе солнце

(работают на листиках)

У: На эту работу я вам даю 5 минут.

Обсуждение результатов работы.

У: Итак, давайте посмотри, что же у вас получилось. Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами.

При ответе вам помогут вопросы-подсказки.

1-я группа:

Какой он себе представляет бочку? Почему существо, живущее в бочке, кажется ему злым?

Каким представлял себе колодец? Почему он его напугал колодец?

Как Никита представлял себе две земляные норы? Почему он решил покормить змей?

2-я группа:

Каким Никите представлялся старый пень?

- Каким он видит чужого петуха?

Как фантазия мальчика представила ему баню?

3-я группа:

Каким Никита представлял солнце? Почему он увидел там умершего дедушку?

Какими Никита представил колья из плетня?

Как Никита представил цветок?

У: Спасибо выступающим, давайте сделаем выводы.

Так каким же видит для себя мир Никита и почему он его «оживляет?»

    Дети: Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику «тайными людьми», Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

Физминутка

Литературу любим мы, друзья,

Читаем платоновские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

У: Ребята, скажите, а отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира как-то меняется впоследствии?

Дети: Да, когда он увидел своего отца.

У: Подтвердите это словами из текста. (читают отрывок)

У: Почему, по мнению отца Никиты, окружающие предметы казались мальчику живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос .

Дети: «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце»

У: А теперь, ребята, я предлагаю составить план текста.

План.

1Мама уходит на работу.

2.Никита »живёт один».

1)Кто живёт в бочке?

2) «Доброе солнце».

3) Колодезные жители.

4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.

5) Жёлтый цветок.

3. Возвращение отца.

1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

У: Ребята, так, как же вы считаете, в какой фразе наиболее четко, емко и полно проявляется главная мысль рассказа?

Дети: « Давайте все трудом работать, и все живые будут».

У: Как вы понимаете смысл этой фразы.

Дети: Человек только тогда будет живым, когда он сам себя создаст.

У: Ребята, и последняя поучительная для вас информация. А знаете ли вы, что обозначает слово НИКИТА?

Значение имени Никита – победитель (греч.). Скажите, какую победу одержал Никита В рассказе А. П. Платонова?

4 этап: Подведение итогов.

У: Скажите, ребята, удалось нам решить поставленные задачи?

Чему вас научил рассказ?

5этап: Рефлексия

Для меня было важным и интересным…..

Я себя могу похвалить за…….

Я усвоил….

Самым трудным оказалось задание….

6 этап. Домашнее задание.

Подобрать пословице о труде. Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.

Художественный стиль Платонова явление уникальное, индивидуальное. Для него характерно сосуществование в рамках одного произведения и пафоса строительства новой жизни, и скептицизма, сомнения в ее достижении; и канцелярского стиля, и его явного пародирования. Платонов как автор «Чевенгура» и «Котлована» воспринимается как исследователь всех этапов перехода к новой «лучшей» жизни, светлому будущему; но при этом каждое его произведение это социально-философское рассуждение, анализ происходящего вокруг. Поэтому и мировоззрение автора включает в себя как советскую действительность, так и глобальный всенародный план гуманистических идей и философских размышлений.

Рассказы Платонова 20-30-х гг. («Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Фро») отличаются светлой уверенностью автора в возможность совершенствования человеком окружающего мира. Все герои этих рассказов – деятельные, сильные люди, которые способны идти за своей мечтой и вести за собой других. В них много чувства и уверенности в необходимости изменений. Кроме того, все характеры показаны Платоновым как сугубо русские, возросшие именно на родной автору почве. Так, Фро – героиня одноименного рассказа – пребывает в предвкушении личного счастья. Но счастье личное в понимании героини идет вместе со счастьем общественным, отсюда в рассказе – пафос строительства новой жизни: «Фрося хотела, чтобы у нее народились дети. Она будет их воспитывать. Они вырастут и доделают дело своего отца, дело коммунизма и науки ». При этом Фрося показана не как беспрекословный фанатик, напротив, автор любовно рисует эту «иностранку» как человека высокоморальных ценностей – вспомните, именно она умела «две копейки превратить в два рубля ».

В произведении «Сокровенный человек» Платонов знакомит читателя с новым героем – естественным, сокровенным человеком . Главный герой Пухов отличается любовью к машинам, которым он отдал всю жизнь. При этом герой умеет чувствовать, искренне любить, он не терпит лжи и предательства и стремится делать все сообразно своим внутренним законам. Окружающие считают его «мутным человеком, ветром, дующим мимо паруса революции », но главное для героя во всей этой суматохе сохранить себя.

Рассказы «По небу полуночи» и «Неодушевленный враг» выражают крайний протест автора против идеологии фашизма. Война, в представлении Платонова, противоречит всем гуманистическим нормам и идеям, поэтому и показывается как жестокая и бессмысленная бойня, в которой человек должен идти против человека, отмеривая час его смерти. Так, Эрих Зуммер – солдат немецкой армии, не верящий в фашизм, – вынужден атаковать своих же сослуживцев, чтобы на несколько нездоровых мыслей сократить жизнь античеловеческой идеологии. Эрих спасает ребенка в разгромленной деревне и становится для него воплощением лермонтовского ангела из стихотворения «По небу полуночи ангел летел ». Раненый герой «Неодушевленного врага» оказался на расстоянии нескольких сантиметров с раненым противником. Оба героя пытаются выжить, убив друг друга. Одержавший победу в схватке за жизнь русский солдат с особой силой понимает значение маленьких организмов типа комаров и червей, уничтожающих и разлагающих зловонное тело фашизма, направляя очищенные воды на созидание нового.

Силен в рассказах Платонова мотив смерти ребенка. Платонов, вторя идее Достоевского, считает, что мир не сможет быть счастливым, если ради этого «счастья» были пролиты слезы хотя бы одного ребенка, что со всем мастерством отразилось в «Котловане».

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Главная героиня рассказа Андрея Платонова «Уля» — девочка, которая обладала необычным свойством – в ее глазах люди видели себя такими, какие они есть на самом деле. Эту необычную девочку нашли еще совсем маленькой у колодца, где останавливались путники. Семья, которая взяла ее к себе, назвала девочку Ульяной.

Людям нравилось смотреть на Улю, поскольку она была прекрасным ребенком. В ее глазах они старались рассмотреть что-то очень важное для себя. Но Уля моргала, и далеко не каждый мог увидеть в ее глазах то, что хотел узнать о себе. Лишь один человек по имени Демьян успел это сделать. Этот человек жил тем, что в урожайные годы скупал по дешевке хлеб, а в голодные годы продавал его втридорога. Демьян успел увидеть в глазах девочки свой истинный облик, после чего он ушел из деревни.

Однако необыкновенное свойство Улиных глаз для нее самой обернулось бедой. Если люди видели в ее глазах правду о себе, то сама Уля не видела правды в том, что ее окружало. Все красивое ей казалось уродливым, а все уродливое – прекрасным. Она пугалась своих добрых родителей, плакала при виде красивой бабочки, а играть любила лишь с черным сором, поднятым с земли.

Уля не дружила с деревенскими ребятишками, лишь только одна девочка по имени Груша была ей приятна. У Груши было некрасивое, угрюмое лицо, а Уле она казалась красавицей.

Когда Уле исполнилось семь лет, приемные родители рассказали ей о том, что у девочки есть настоящие родители. Девочка спросила у них, страшные ли ее настоящие родители? Отец сказал, что они не страшные, а мать добавила, что Уля видит неправду своими глазами, потому что они порченные.

Однажды в деревню пришла женщина, которая присела отдохнуть перед домом, где жила Уля. Девочка вышла из дома и сказала женщине, что она нестрашная. А женщина обняла ее и поцеловала. Потом она сказала, что приходится Уле матерью.

Поцелуй матери исцелил девочку, и она стала видеть мир неискаженным. Но и люди с тех пор перестали видеть в глазах Ули правду о себе. По этому поводу настоящая мать Ули сказала, что людям не нужно видеть правду в чужих глазах, потому что они ее и так знают.

Прошли годы. Уля выросла и стала взрослой. Люди продолжали любоваться ее красотой, но сердцем они были к ней равнодушны.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Уля» заключается в том, что важно иметь правильный взгляд на действительность. Некоторые люди воспринимают окружающий мир искаженно и оттого ведут себя неправильно. Белое кажется им черным, а черное – белым. Красивое выглядит в их глазах уродливым, а некрасивое – прекрасным.

Рассказ Платонова «Уля» учит быть добрым и справедливым, помогать людям и ценить красоту.

В рассказе мне понравились приемные родители Ули, которые взяли девочку на воспитание и искренне любили ее, несмотря на то, что девочка их боялась и считала страшными.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Уля»?

Глаза – зеркало души.
Правда глаза колет.
Сердце матери лучше солнца греет.


План-конспект урока литературы по теме
«Мир глазами ребенка в рассказе А. П. Платонова «Никита»
Цель: формировать у обучающихся навыки анализа художественного произведения
Задачи:
1) образовательные: выявление художественной идеи рассказа; 2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
3) воспитательная: формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.
Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения
Ход урока.
1 этап. Мотивирование к деятельности. Организационный.
У: Добрый день, ребята!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
У: Готовы? Тогда в путь.
2 этап. Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.
У: К сегодняшнему уроку я подготовила вам необычное испытание. Послушайте, пожалуйста, следующую запись.
(Звучит песня Юрия Чичкова и Михаила Пляцковского «Детство»)
У: О чем она?
Дети: (о детстве)
У: В словах песни прозвучали такие строки: «Детство – это краски радуг».
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Выдвигают предположения: (в детстве всѐ видится в ярких красках, всѐ просто, кажется, нет никаких проблем; все люди добрые, все тебя любят.…)
У: Все ли согласны с подобными мыслями? (Нет, ну вот, например, у Платонова было не яркое детство, большая семья, приходилось работать….…….. И чтобы разобраться в этом обратимся к учебнику.
У: Вы дома познакомились со вступительной статьей о писателе- А.П. Платонове. Посмотрим, как внимательно вы еѐ прочитали.
Предлагаю дополнить следующие предложения.
Андрей Платонович Платонов родился (когда?) … в … семье. Отец работал (кем?) … (где?) … .Настоящая фамилия писателя (какая?) … . На всю жизнь писатель сохранил добрые воспоминания (о ком?) … . Писательскую работу начал (где?) … и … . В 1922 году была издана книжка его стихов … .
У: Спасибо. Молодцы. А кто работал с дополнительным материалом и может об авторе еще рассказать что-то интересное.
(ответы детей)
У: Таким образом, прочитав материал учебника, дополнительную литературу, вы, конечно же, узнали многое о детстве Платонова, восприятии действительности. А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(Учащиеся говорят (о том, как тема детства показана в творчестве этого писателя и есть ли вообще у Платонова произведения, посвящѐнные детям) У: А что нужно сделать, чтобы ответить на все ваши вопросы?
(Изучить рассказы Платонова)
У: Это и будет темой нашего урока «Мир глазами ребѐнка в рассказе А. Платонова «Никита».
Этап 3. Изучение нового материала.
У: В центре нашего внимания герой рассказа – мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Дома вы прочитали рассказ, поделитесь вашими впечатлениями.
(ответы детей)
У: Скажите, каким вы представляете себе мальчика? Составьте устный портрет героя рассказа.
Обратите внимание на иллюстрации учебника. Составьте описание первой иллюстрации художника Л. П. Дурасова.
(учащиеся работают, затем отвечают)
У: Как вы думаете, ребята, всѐ ли в рассказе А. П. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
(отвечают)
У: Какие события происходят в рассказе?
(краткий пересказ, отвечают)
У: Ребята, при чтении текста вы, наверное, встретили много непонятных для вас слов и выражений. Встретились такие слова? (называют)
Дома вы должны были поработать со словарем и объяснить их значение.
Справились с этой работой?.(Дети называют слова, они появляются на доске, работа в парах со словарем)
- трудодень;
- просо;
- щербатый;
- ощериться;
-сени;
-горница;
- закут;
-плетень;
-снасть;
-стежка;
-овин;
-околица;
-передник;
-омшелая;
У: Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. Давайте подведем небольшой итог. Чем же, на ваш взгляд, отличается мировоззрение ребенка от мировоззрения взрослого?
Дети: (Отличается богатым воображением. Вещи, предметы, явления представлялись ему живыми существами. Он с ними разговаривал.)У: А давайте вспомнил, кого оживил Никита?
У: Все верно, а теперь я предлагаю вам поработать в группах.А для того, чтобы наша работа была результативной, будем следовать определенным правилам.
(слайд, правила)
У: Вы согласны?. Тогда начнем.
Исследовательская работа
У вас на столах есть необходимый материал для работы.
Каждая из групп заполняет правую часть таблицы.
Задание: Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита.
1 группа пустая бочка, колодец, две земляные норы
2 группа старый пень, банька, чужой петух
3 группа жѐлтый цветок, колья из плетня, доброе солнце
(работают на листиках)
У: На эту работу я вам даю 5 минут.
Обсуждение результатов работы.
У: Итак, давайте посмотри, что же у вас получилось. Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами.
При ответе вам помогут вопросы-подсказки.
1-я группа:
- Какой он себе представляет бочку? Почему существо, живущее в бочке, кажется ему злым?
- Каким представлял себе колодец? Почему он его напугал колодец?
- Как Никита представлял себе две земляные норы? Почему он решил покормить змей?
2-я группа:
- Каким Никите представлялся старый пень?
- Каким он видит чужого петуха?
- - Как фантазия мальчика представила ему баню?
3-я группа:
- Каким Никита представлял солнце? Почему он увидел там умершего дедушку?
- Какими Никита представил колья из плетня?
- Как Никита представил цветок?
У: Спасибо выступающим, давайте сделаем выводы.
Так каким же видит для себя мир Никита и почему он его «оживляет?»
Дети: Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику «тайными людьми», Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.
ФизминуткаЛитературу любим мы, друзья,
Читаем платоновские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
У: Ребята, скажите, а отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира как-то меняется впоследствии?
Дети: Да, когда он увидел своего отца.
У: Подтвердите это словами из текста. (читают отрывок)
У: Почему, по мнению отца Никиты, окружающие предметы казались мальчику живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
Дети: «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце»
У: А теперь, ребята, я предлагаю составить план текста.
План.
1Мама уходит на работу.2.Никита »живёт один».
1)Кто живёт в бочке?
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
У: Ребята, так, как же вы считаете, в какой фразе наиболее четко, емко и полно проявляется главная мысль рассказа?
Дети: « Давайте все трудом работать, и все живые будут».
У: Как вы понимаете смысл этой фразы.
Дети: Человек только тогда будет живым, когда он сам себя создаст.
У: Ребята, и последняя поучительная для вас информация. А знаете ли вы, что обозначает слово НИКИТА?
Значение имени Никита – победитель (греч.). Скажите, какую победу одержал Никита В рассказе А. П. Платонова?
4 этап: Подведение итогов.
У: Скажите, ребята, удалось нам решить поставленные задачи?
Чему вас научил рассказ?
Оцените свою деятельность, используя один из вариантов ….
5этап: Рефлексия
- для меня было важным и интересным…..
- я себя могу похвалить за…….
- я усвоил….
- самым трудным оказалось задание….
6 этап. Домашнее задание.
Подобрать пословице о труде. Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.

Урок 75. А.П. ПЛАТОНОВ «НИКИТА». МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Цели
Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.
Формирование навыка составления цитатного плана, исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы учебником и с иллюстрациями учебника, умения выделять главное в прослушанном сообщении.
ХОД УРОКА
1. Анализ рассказа.
Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. Обращение к иллюстрации в учебнике.
Все ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
Лексическая работа
Объясните значение слов и словосочетаний: просо, щербатое, ощериться, буду век вековать.
Какие события происходят в рассказе?
Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатных планов.
1. «В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду».
2. «Он хотел теперь узнать то, чего он не знал».
3. «Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко».
4. «Это твой отец домой пришел, Никитушка».
5. «Они непрочные, оттого и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
Какое время изображено в рассказе?
Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.
Как воспринимает Никита окружающий мир?
Почему на иллюстрации художника Л.П. Дурасова на первом плане изображен герой рассказа, а на заднем - дом и солнце?
Исследовательская работа с текстом. Заполнение правой части таблицы.
Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант

Пустая бочка
В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки. Колодец Там живут на дне маленькие водяные люди. Ростом они были
с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь еще великан живет и его дети!»
Две земляных норы
Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.
Старый пень
У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.
Пень крякнул в ответ, и лицо его стало сердитое.
Окончание таблицы
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми»
Стол Это тоже человек, только на четырех ногах, а рук у него нету.
Банька Старая и омшелая вся, скучная избушка - бабушка наша.
У ней голова есть это не труба, а голова и рот щербатый
в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чужого.
2 вариант
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми»
Чужой петух
Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот тоже человек, только тайный.
Желтый цветок
Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.
Колья из плетня
Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы
погнаться за Никитой.
Лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его.
Доброе солнце
Солнце глядело на него в ответ теплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.
Земля Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме; многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.
Итог работы
Озвучивание результатов исследования.
Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие злыми?
Почему мир вокруг кажется Никите враждебным?
Обращение к учебнику. Чтение статьи «Поразмышляем о прочитанном». Найдите в статье учебника строки, содержащие ответ на вопрос.
Страхи мальчика не случайны. Они живут в нем как тысячелетняя память. Это состояние Никиты - мифологическое сознание, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.
Сообщение учащегося о Земле и Солнце в представлениях древних славян.
Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?
Выразительное чтение рассказа от слов: «Дома Никита увидел мать» до конца рассказа.
Почему, по мнению отца Никиты, окружающие предметы казались мальчику живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
Язык произведений Платонова отличается от языка других произведений. Автор употребляет выражения, в которых обычные слова, соединяясь в непривычных сочетаниях, приобретают дополнительный смысл.
Например: «Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и муху, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно».
Найдите в тексте подобные фразы.
2. Итоги урока.
В какой фразе наиболее точно, емко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова?
«Давай все трудом работать, и все живые будут».
Значение имени Никита (в переводе с греч.) «победитель». Какую победу одержал Никита в рассказе А.П. Платонова?
Наделенный богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А. П. Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, станет причиной самого себя, все в себе рожденное, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.
3. Домашнее задание.
Прочитать рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле».
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение об именах Афоня (Афанасий), Тит.
Сообщение о картине А.А. Пластова «Сенокос».
Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила...».