Cочинение ««Вишневый сад» Чехова цветет для человечества. Значение пьесы «Вишнёвый сад

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крушится мрамор,
К смерти все готово,
Всего прочнее на земле - печаль,
А долговечней - царственное слово.
А. Ахматова
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад», на мой взгляд, является очень актуальной в наши дни перехода к капитализму. Наверняка сейчас в стране в некотором смысле возникают аналогичные драматические ситуации, связанные со стремлением к обогащению, с жаждой ломки старого уклада жизни. Так называемые новые русские решают проблемы своих «Вишневых садов». Читая газеты, просматривая телевизионную информацию, я порой ощущаю себя среди чеховских героев, персонажей его бесрмертной пьесы «Вишневый сад». Чехов много лет назад поднял проблемы, которые стоят перед нашим обществом сейчас. В первую очередь это - поиск житейского счастья и смысла жизни в новых общественных и экономических условиях. Что же мы можем позаимствовать у героев пьесы Чехова в смысле нравственного и житейского опыта? Возможно, мой вопрос звучит несколько потребительски, эгоистично, но ведь и герои Чехова ставили перед собой эти же вопросы и в той же тональности.
Сейчас вся молодежь просто помешана на Западе. Поклоняется всему иностранному - от произведений искусства до ширпотреба. Разве это не роднит современную молодежь с чеховским персонажем Яшей, который молился на иностранный уклад жизни и слезно просил хозяйку забрать его с собой обратно за границу? Множество талантливых людей уезжают жить за границу, но многие мужественно берут на себя добровольную обязанность вытягивать нашу Родину из тяжелого положения. У Чехова такие люди, как Любовь Андреевна Раневская и Гаев, по сути, должны взять на себя этот благородный труд вытягивания «из трясины» своей малой родины, которой является вишневый сад. Но они ведут себя пассивно. Отклоняют весьма дельные предложения Лопахина. Разве не такое же отношение к родине мы видим сейчас, когда в России под офисы иностранным бизнесменам продаются строения и участки земли, имеющие для России культурное и историческое значение. Смысл жизни тех, кто пускает родину с молотка, конечно, заключается в стремлении к роскошной беззаботной жизни где-нибудь вдали от России.
Итак, рядом с нами живут лопахины, для которых важнее всего иметь деньги; Вари, которые, кроме домашнего хозяйства, ничего не видят в жизни и ничем не интересуются; раневские, для которых дороже всего роскошь. На этом фоне выгодно с нравственной точки зрения выделяется Аня, которая мечтает о светлом будущем, где она собирается жить для людей. Цель, конечно, благородная. Но, мечтая о будущих людях, которым она поможет обрести счастье, Аня забывает о человеке, нуждающемся в ее помощи сейчас. Это старый Фирс. Он обречен. Я думаю, что никто серьезно после этого не поверит в реализацию мечты Ани. Все у нее так и останется на уровне мечтаний юной дворянки, привыкшей в реальной жизни жить только для себя. В пьесе происходит все, как в нашем современном обществе. На смену раневским и гаевым приходят лопахины. Энергия лопахиных грозит уничтожением вишневых садов, то есть красоты нашей родины. И все совершается ради экономической выгоды.
Невольно задаешь себе вопрос: «А может, герои пьесы идут верным путем? Каждый ищет свой смысл жизни по мере сил и возможностей».
Никто же не будет спорить, что для каждого в мире - свое счастье. Счастье ищут и Петя Трофимов, и Аня. Пусть с накладками, вроде отношения к старому слуге. Но в конечном счете идет борьба за счастливое будущее.
Наверное, следует отметить, что пьеса Чехова была написана во время образования в России тайных политических обществ. Наверняка Петя Трофимов был членом одного из них, судя по его манере общаться и держаться с окружающими. У Чехова все персонажи как бы полураскрыты. Автор предлагает читателю дорисовать их характеры, пофантазировать о их дальнейшей судьбе. Внимательный читатель имеет возможность потренировать свое логическое мышление, сравнить свою жизнь с жизнью персонажей пьесы и попытаться определить, к каким именно героям он себя может отнести сегодня. Я уверена, что многие мои соотечественники выбрали бы себе сейчас судьбу и возможности Лопахина, то есть современного преуспевающего бизнесмена...
Итак, в пьесе Чехова «Вишневый сад» современное общество может почерпнуть для себя много полезного с чисто практической точки зрения. А собственно, почему только с практической?! Ведь мы можем опускать недостатки героев, которые вообще-то сам автор выделил жирными штрихами, и искать смысл жизни, ориентируясь на определенные нравственные вехи. Чехов учит нас оптимистической вере в будущее, и, стало быть, его произведение - это достояние всего человечества, устремленного в будущее.

Пьеса "Вишневый сад" - последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный" конфликт пьесы - это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия - социально-романтическая. "Вся Россия - наш сад" - так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.

Любовь Андреевна Раневская - это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева "Отцы и дети", которым пытается приспособиться к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже "спустила" все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания.

Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, что скорее всего она просто боится думать о настоящем, уходя в какие - то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев - это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке его характера.

Чехов в дневнике писал: "Вся Россия - страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...". Гаев заявляет, что все свое состояние он "проел на леденцах". Гаев завершает галерею "лишних людей" в русской классической литературе. Гаев, произносящий длинные речи, - это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, "хищного зверя" по определению Пети Трофимова. Лопахин - явная противоположность владельцам вишневого сада.

Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он прямой потомок тех, "чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду". Лопахин - потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: "Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен". Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что "коммерсант" в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива - это абсолютно несовместимые понятия.

Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм "мужика" побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину "не размахивать руками". Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: "Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, - это тоже значит размахивать руками".

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад.

Вишневый сад - это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.

Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут "облезлым барином" не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой.

Пьеса кончается возгласом: "Здравствуй, новая жизнь". Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год.

Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что "вся Россия - наш сад".

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и.ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против бессмысленности и пошлости человеческого существования.

Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»

В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.

Упадок дворянства как сословия и потеря ими своих родовых гнезд, разрушение формировавшегося веками уклада жизни, появление нового класса предпринимателей, идущих на смену дворянству, революционные идеи об изменении жизни, вызывающие у автора сомнение- все это и послужило замыслом пьесы. Однако мастерство Чехова было столь велико, что его финальная пьеса получилась настолько многослойной, что ее смысл оказался намного глубже первоначального замысла. Кроме самой видимой темы можно выделить и ряд других не менее значимых. Это и конфликт поколений, и непонимание друг друга, внутренний разлад персонажей, заключенный в неумении любить и слышать других, осознанное разрушение своих корней, забвение памяти о предках. Но самая актуальная и на сегодняшний день тема произведения «Вишневый сад» – это разрушение красоты человеческой жизни и исчезновение связующих звеньев между поколениями. А сам сад в этом контексте становиться символом уничтожения целой культуры. И ведь не случайно во втором действии у Шарлотты Ивановны оказывается ружье, ведь, по словам самого Чехова, ружье обязательно должно выстрелить. Но в этой пьесе выстрел так и не прозвучал, а между тем происходит убийство сада, олицетворяющего красоту.

Главная тема пьесы

Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.

Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал. Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых. Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам. Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.

Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы. Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.

Система образов как средство раскрытия темы произведения

Система образов в пьесе разделена по принадлежности героев к определенному времени. Это прошлое, настоящее и будущее. Что осталось в прошлом? Легкость, красота, многовековой образ жизни, понятный всем. Ведь были только «мужики» да «господа». Господа жили в свое удовольствие, а простой люд работал. И те и другие плыли по течению, а принимать твердые решения относительно своей жизни не было необходимости, ведь все настолько было устоявшимся. Но на смену старому режиму пришла отмена крепостного права. И все смешалось. Оказалось, что умные, чувствительные, отзывчивые и щедрые аристократы не могут вписаться в наступившую эпоху. Они по-прежнему умеют видеть и чувствовать красоту окружающую их, но спасти не в силах. Им противопоставлено настоящее. Настоящее оно жесткое и циничное. Лопахин – вот настоящее. Он умеет видеть и ценить красоту, однако в его сознании твердо сидит умение получать прибыль. Ему горько сознавать, что он уничтожает прошлое, но поступить по-другому не может.

И, наконец, будущее. Оно настолько туманно и сумрачно, что невозможно сказать, каким оно будет: радостным или горьким. Однако видно, что у будущего в настоящем происходит разрыв с прошлым. Теряют значение родственные связи, привязанность к своему дому, и становится заметна еще одна тема произведения: одиночество.

Чехов на многие года опередил развитие театра. Его произведения настолько тонки в своем содержании, что очень тяжело выделить какую- то одну основную тему пьес. Ведь анализируя их, становиться понятно, что он стремился показать всю глубину жизни, тем самым став непревзойденным мастером в изображении «подводных течений».

Тест по произведению

“Вишневый сад” – последнее произведение А. П. Чехова, завершающее его творческую биографию, его идейные и художественные поиски. Главную сюжетную линию пьесы автор обозначил самим заглавием произведения.
Действие комедии происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской – в имении с вишневым садом, окруженным тополями. Природа усадьбы является прекрасным фоном для развития событий, раскрывающих человеческие судьбы.
На мой взгляд, в пьесе есть очень важная и притягательная деталь, которая пробуждает оптимизм и надежду. Это необычайная природа, ее творческая мощь, красота, стремление к обновлению. В обреченном на торги вишневом саду – “белые массы цветов”, поют скворцы, над садом – голубое небо. Природа готовится к обновлению и как бы напоминает нам о красоте и счастье человеческой жизни, о необходимости созидания.
Меня также привлекает взгляд писателя на своих героев – в пьесе нет явных “злодеев” и “ангелов”. Нет образов, чья преступная воля являлась бы источником конфликта и несчастий. Автор сдержанно описывает события, никого не обвиняя и не оправдывая. Он только показывает смысл человеческого счастья и причины несчастий.
Именно поэтому в героях его пьесы сочетаются хорошие и плохие качества, зачастую они выглядят довольно противоречиво. Например, когда в городе идут торги и продается вишневый сад, в имении Раневской бал, играет оркестр, в зале танцуют. Любовь Андреевна и сама понимает нелепость происходящего, но ничего не может с собой поделать: “И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего…(Садится и тихо напевает.)”
Очень правильным, по-моему, является отсутствие в пьесе фатальной неизбежности.
Автор сохраняет надежду на светлое будущее и вводит в пьесу двух молодых героев – Аню и Петю Трофимова. Именно они олицетворяют искренность, красоту чувств и настроений, неотвратимость гибели старого уклада жизни. В конце пьесы Аня становится единомышленницей Трофимова, и это усиливает звучащие в пьесе ноты бодрости: “Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. …Я предчувствую счастье”.
Пьесы А. П. Чехова привлекают меня своими открытыми и простыми образами, нравственными ценностями, которые автор провозглашал в своих произведениях. Чехов учит нас оптимистической вере в будущее, поиску смысла жизни, ориентации на подлинные человеческие идеалы.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы – конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия – социально-романтическая. “Вся Россия – наш сад” – так устами своих героев говорит сам Чехов. Read More ......
  2. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи. И речь идет не только о загнивающем дворянском классе, Read More ......
  3. А. П. Чехов назвал свое произведе­ние “Вишневый сад” комедией. Мы же, прочитав пьесу, отнесем ее скорее к жанру трагедии, чем комедии. Нам ка­жутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичными их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им. В пьесе “Вишневый сад” Read More ......
  4. В “Вишневом саде” Чехова дворянство представлено двумя главными персонажами – разорившимися помещиками Любовью Андреевной Раневской и ее братом Леонидом Андреевичем Гаевым. Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля Read More ......
  5. “Вишневый сад” – последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России – ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека. В центре пьесы находится судьба имения Read More ......
  6. “Вишневый сад” это вершинное произведение А. П. Чехова. Комедия закончена в 1903 году. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении драматурга. В “Вишневом саде” сказалась общедемократическая позиция Чехова. Read More ......
  7. Сложны и неоднозначны драматические произведения А. П. Чехова. Написанные “вопреки всем правилам дра­матического искусства”, они и сегодня не сходят со сцен театров мира, поскольку затрагивают вечные вопросы че­ловечества: о месте человека в мире, его умении распоря­жаться своей жизнью, об умении Read More ......
  8. “Вишневый сад” – последняя пьеса Чехова, его “лебединая песня”. В этом произведении всех основных действующих лиц драматург соединил в вишневом саду, который сделал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого в жизни. Вишневый сад – символ России. Пьеса была написана в 1903 Read More ......
Чем мне понравилась пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад”

" - одно из самых сложных и глубоких произведений А. П. Чехова. Еще при жизни писателя пьесу называли итогом его творчества, "заключительным аккордом всей серии чеховских драм". Критики отмечали, что в "Вишневом саде" каждое следующее поколение будет открывать что-то новое. Пьеса до сих пор не исчезает из репертуара ведущих российских и зарубежных театров.

История создания . Весной 1901 г. Чехов заявил, что начинает работать над новой пьесой для Художественного театра. Это известие было принято в театре с большим энтузиазмом. Но работа писателя продвигалась медленно, "с большими антрактами... с кашлем".

Лишь в середине октября 1903 г. "Вишневый сад" был готов и отправлен в Москву. Станиславский был в восторге от новой пьесы Чехова и сразу же приступил к репетициям спектакля. Премьера состоялась 17 января 1904 г. и была приурочена к 25-летнему юбилею литературной деятельности Чехова.

Смысл названия . "Вишневый сад" - символ уходящего прошлого века, который вскоре затрещит под ударами топоров. В связи с этим следует упомянуть известное критическое замечание И. А. Бунина. Он упрекал Чехова в отрыве от реальности: в России не существовало огромных вишневых садов. По крайней мере один такой сад точно был: в имении Мелихово Чехов посадил сотни вишневых деревьев. После того как писатель продал имение, этот сад действительно затрещал под топором нового века.

Жанр . Чехов назвал "Вишневый сад" комедией и очень возмущался, что на театральных афишах пьеса значилась драмой. Станиславский впоследствии признавался, что имело место "недопонимание" Чехова.

Тема. Центральная тема произведения - постепенное, но неуклонное уничтожение старого мира, представленного в образе дворянской усадьбы.

Проблематика. Главная проблема пьесы - отсутствие какого-либо желания к созидающей деятельности у представителей старого века. Раневская и Гаев обречены на забвение и нищету. Они воспитаны в безделье и праздном времяпровождении. Раневская вообще не осознает, что жизнь стала совершенно иной.

Пока имение не продано, она продолжает сорить последними деньгами и надеяться на какое-нибудь чудо. Даже получив в финале некоторую сумму от "ярославской бабушки", Раневская опять уезжает в Париж, прекрасно понимая, что и этих денег надолго не хватит.

Человеком совершенно другого склада является Лопахин. Он представляет собой бездушный новый век. Выходец из простых крестьян уверен, что из всего можно извлечь практическую пользу. Его жизнь представляет собой бешеную погоню за прибылью.

В пьесе нет положительных героев. Раневская и Гаев вызывают жалость, но не сочувствие. Лопахин умеет и знает, как вести дела, но он не вкладывает в них свою душу. Собственное мнение автор высказывает через Трофимова. Его страстные монологи о необходимости трудиться совершенно справедливы, но сам "вечный студент" ничего не делает для улучшения положения.

Герои . Любовь Андреевна Раневская, ее дочери Аня и Варя, Леонид Андреевич Гаев, Ермолай Алексеевич Лопахин, Петр Сергеевич Трофимов. 8. Сюжет и композиция Раневская возвращается в свое имение из Парижа. Радость от встречи с родной усадьбой омрачается тем, что за долги имение вскоре выставят на аукцион. Лопахин предлагает вырубить вишневый сад и сдавать землю под дачи. Раневская не может себе этого представить. На аукционе имение покупает сам Лопахин. Раневская вновь уезжает в Париж под стук топоров, вырубающих ее любимый вишневый сад.

Чему учит автор. Бездействие и лень помещиков приводит их к разорению, а это больно бьет по всей России. Люди нового типа способны улучшить материальное благосостояние, но их совершенно не интересует духовный мир человека. Чехов призывает читателей к созидательной духовной и физической деятельности. Особую роль в этом деле он отводит русской интеллигенции, которая "к труду пока не способна".