Драгоценный детский череп от Дэмьена Херста (Damien Hirst). Дэмиен Херст изготовил ещё один череп с бриллиантами Самое дорогое произведение херста

В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные самим художником на персональном аукционе Sotheby"s в том же году. Buro 24/7 рассказывает, почему бабочки, разноцветные круги и таблетки так важны для понимания творчества Херста.

Как Херст стал художником

Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists — поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них — Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким фигуркам и десяток других мастеров.

YBA объединяет не только учеба в престижном колледже Голдсмитс, но и первая совместная выставка Freeze, которая прошла в 1988 году в пустом здании администрации в лондонских доках. Куратором выступил сам Херст — он отбирал работы, заказывал каталог и планировал открытие выставки. Freeze привлекла внимание Чарльза Саатчи — рекламного магната, коллекционера и будущего покровителя Young British Artists. Двумя годами позже Саатчи приобрел первую в своей коллекции инсталляцию Херста — работу «Тысяча лет», а также предложил ему спонсирование его будущих творений.

Дэмиен Херст, 1996. Фото: Catherine McGann/Getty Images

Тема смерти, ставшая впоследствии центральной в творчестве Херста, проскальзывает уже в «Тысяче лет». Сутью инсталляции был постоянный круговорот: из яиц личинок появлялись мухи, которые ползли к гниющей коровьей голове и погибали на проводах электронной мухобойки. Год спустя Саатчи одолжил Херсту деньги на создание другого произведения о круговороте жизни — знаменитого чучела акулы, помещенного в формальдегид.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Чарльз Саатчи купил для Херста австралийскую акулу за шесть тысяч фунтов стерлингов. Сегодня акула символизирует собой мыльный пузырь современного искусства. Для газетчиков она превратилась в расхожий штапм (пример — статья Sun под заголовком «£ 50 000 за рыбу без чипсов»), а также стала одной из главных тем книги экономиста Дона Томпсона «Как продать чучело акулы за 12 миллионов: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».

Несмотря на шум, в 2006 году работу купил за восемь миллионов долларов глава хедж-фонда Стив Коэн. Среди заинтересованных покупателей был и Николас Серота, директор галереи Tate Modern, крупнейшего музея совриска наряду с нью-йоркским МоМА и парижским Центром Помпиду. Внимание к инсталляции привлек не только список из ключевых для современного искусства имен, но и время ее существования — 15 лет. За эти годы тело акулы успело протухнуть, и Херсту пришлось ее заменить и натянуть на пластиковый каркас. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала первой работой в серии «Естественная история» — впоследствии Херст также поместил в формальдегид овцу и расчлененные туши коров.

The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, 1991

Black Sheep, 2007

Love"s Paradox (Surrender or Autonomy, Separateness as a Precondition for Connection.), 2007

The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006

Вращения и калейдоскопы

Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо упомянутых аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» — последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» — комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.

Ретроспектива стала самой посещаемой в истории музея: за пять месяцев ее увидело почти полмиллиона зрителей. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» — при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. В 1997 году Дэмиен Херст открыл ресторан «Аптека». В 2003 году он закрылся, а продажа предметов декора и интерьера на аукционе принесла поразительные 11,1 миллиона долларов. Тему медицинских препаратов Херст развивал и в более наглядном ключе — отдельная серия художника посвящена шкафчикам с разложенными вручную таблетками. Самой материально успешной работой стала «Весенняя колыбельная» — стеллаж с таблетками принес художнику 19 миллионов долларов.

Дэмиен Херст, Без Названия, 1992; In Search of Nirvana, 2007 (фрагмент инсталляции)

«Ради любви к Богу»

Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) — череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна — «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). Череп был показан в Амстердамском государственном музее, а затем продан группе инвесторов через галерею White Cube Джея Джоплинга, еще одного крупного дилера, сотрудничавшего с Херстом.

Дэмиен Херст, «Ибо это и есть любовь к Богу», 2007

Рекорды, подделки и феномен славы

Хотя Херст и не устанавливает абсолютных рекордов, среди ныне живущих художников он считается одним из наиболее дорогих. Рост цен на его работы достиг пика в конце нулевых — с продажей акулы, черепа и других произведений. Отдельным эпизодом можно назвать и аукцион Sotheby"s в разгар экономического кризиса 2008 года: он принес ему 111 миллионов фунтов, что в 10 раз больше предыдущего рекорда — аналогичного аукциона Пикассо в 1993-м. Самым дорогим лотом стал «Золотой телец» — туша быка в формалине, проданная за 10,3 миллиона фунтов.

История становления Херста — пример идеального сценария для любого современного художника, в которой грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль. Даже нелепые истории вроде уборщика галереи Eyestorm, сложившего инсталляцию художника в мусорный пакет, или пастора из Флориды, осужденного за попытку продать подделки Херста в 2014-м, выглядят невразумительно на фоне громких выходок самого художника. Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube — напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам — Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты — в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Согласно пресс-релизу, они являются «плодом десятилетия работы» — вполне вероятно все снова заговорят о Дэмиене Херсте.

При упоминании скандального британца в памяти всплывают арт-объекты, вызывающие одновременно ужас и восторг. Расчлененные и заспиртованные животные, человеческие черепа, живописные произведения с кладбищенскими мотивами привлекли внимание общественности еще в начале 90-х годов прошлого века.

Тема смерти всегда проходит красной нитью сквозь творчество Дэмиена Херста. Так, мертвая акула, залитая в формальдегиде, пугает и отталкивает зрителя, понимающего, что неживое тело сохраняет узнаваемый облик. Люди интерпретируют вызывающий неприятие объект через призму того, кем он когда-то был. Несмотря на концептуальные идеи, все выставки художника сопровождаются скандалами.

Символ смерти

Человеческий череп всегда являлся символом тлена и смерти. Как все загадочное и пугающее, он привлекал внимание творческих людей и вселял ужас в сердца зрителей. Известно немало художников, скульпторов, литераторов, посвятивших свои творения этой тематике.

Бриллиантовый череп, фото которого вызывает восхищение и страх, - это завораживающая работа Дэмиена Херста. Раскрывающий идею тленности нашей жизни, автор поклоняется смерти, преподносит ее в разных ипостасях и зарабатывает на этом неплохие деньги.

Самый обсуждаемый художник современности, будоражащий мир своими шедеврами, словно делает вызов, пытаясь изучить природу смерти и демонстрируя победу жизни над ней.

Самое дорогое произведение искусства

Бриллиантовый череп, известный под названием "Ради стал самым дорогим произведением искусства ныне здравствующего автора. Мастеру, который инкрустировал платиновый муляж белыми и розовыми бриллиантами в 2007 году, он обошелся в 20 миллионов долларов. Как заявил сам Херст, известный творческим подходом к работе, его произведение не имеет четкого смысла, а зритель по-своему интерпретирует значение.

Однако мастер, обожающий провокации, всегда делает акцент на тонком балансе между жизнью и смертью. Зритель смотрит на бриллиантовый череп, ассоциирующийся с тленом, и понимает, что это конец. Но смерть, которая настолько прекрасна, внушает все-таки ему и надежду. Драгоценные камни, имеющие темную сторону, ассоциируются с роскошной жизнью, а также вечностью.

Как создавался бриллиантовый череп?

За основу взял из коллекции Кунсткамеры череп европейца, жившего в XVIII веке, и изготовил его слепок, в котором при помощи лазера сделал небольшие ячейки для драгоценных камней. Гениальный провокатор, утверждающий, что необычная идея пришла ему в голову под влиянием искусства ацтеков, покрыл работу платиной.

Бриллианты предоставлены известными ювелирами, являющимися поставщиками королевского двора Англии. Граненые алмазы аккуратно вставлены в миниатюрные отверстия и прочно закреплены. Самый дорогой камень (розовый бриллиант весом более 52 карат) расположен во лбу черепа, из которого вынули все зубы, а вместо них установили платиновые.

Кто хозяева драгоценного шедевра?

Известно, что покупателем произведения искусства, прозванного критиками настоящей безвкусицей, стала группа анонимных инвесторов, которая приобрела бриллиантовый череп за сто миллионов долларов. Это рекордная цена за шедевр современного художника. Херст утверждает, что ему заплатили наличными, поэтому предоставить доказательства сделки он не может. Позднее журналисты выяснили удивительный факт: в числе инвесторов оказался сам автор и его менеджер Ф. Данфи.

А вскоре появилась и новая информация о хозяине бриллиантового черепа. Им оказался украинский магнат В. Пинчук, интересующийся современным искусством, правда, его представители не подтвердили этот факт, но и не опровергли.

Возможность познакомиться с пугающим творением

Бриллиантовый череп (фото необычного произведения обошло все средства массовой информации) выставлялся в Амстердаме и Флоренции, а в 2012 году демонстрировался в галерее Лондона. Сам автор признался, что счастлив, ведь холл Tate Modern - это чудесное место для того, чтобы познакомиться поближе с произведением, вызывающем самые разные эмоции.

Все дело в том, что ни один музей мира не мог себе позволить выставить дорогой экспонат, поскольку покрыть стоимость страховки, которая держится в секрете, государственным учреждениям не под силу. Работа могла появиться и в Эрмитаже, однако из-за финансового вопроса гастроли сорвались.

Новый шедевр, который ищет своего хозяина

Любопытно, что Херст, делающий карьеру на теме смерти, не успокоился на достигнутом и представил новую шокирующую работу, названную "Бога ради". В конце 2010 года мастер провокаций отлил очередной бриллиантовый череп новорожденного младенца, который он взял из коллекции патологий человеческого тела.

Стоимость работы, инкрустированной белыми и не называется, но искусствоведы оценивают ее в 200 миллионов фунтов. Если кто-то пожелает приобрести эту скульптуру, то именно она станет самым в мире современного искусства.

Как и последний, новый череп отлит из платины и инкрустирован бриллиантами - белыми и розовыми. Однако новая работа Херста - череп младенца, и, соответственно, по размеру он меньше черепа Ради любви к Богу , сообщает The Art Newspaper.

Новое творение Херста станет центральным экспонатом первой выставки в новой галерее Ларри Гагосяна в Гонконге, открывающейся 18 января. Стоимость черепа не называется.

Череп Ради любви к Богу - одно из самых известных произведений Дэмиена Херста. Он был изготовлен в 2007 году, причем себестоимость материалов, использованных при его изготовлении, составляла около 15 миллионов фунтов (череп инкрустирован более чем 8600 бриллиантами).

В 2008 году Херст продал череп за 50 миллионов фунтов, причем, по утверждению художника, за череп заплатили наличными, то есть никакими доказательствами его продажи он не располагал. Более того, по некоторым данным, в числе инвесторов, оплативших покупку, был сам художник.

В 2009 году в СМИ появилась информация, что совладельцем черепа является также украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук, однако представители Пинчука эту информацию не подтвердили, но и не опровергли.

Дэмиен Херст считается не только самым дорогим, но и самым богатым из ныне живущих художников. Его состояние оценивается более чем в 200 миллионов фунтов. Тема смерти - одна из центральных в творчестве Херста.

Один из самых дорогих и самых скандальных художников Дэмиен Херст, как сообщает РИА Новости, изготовил ещё один инкрустированный бриллиантами череп. На сей раз - новорожденного младенца...

Дэмиен Херст (Damien Hirst), один из самых успешных и дорогих художников современности, инкрустировал череп новорожденного младенца восемью тысячами белых и розовых бриллиантов и назвал эту работу "Бога ради" (For Heaven"s Sake).



В 2007 году Херст, у которого смерть является центральной темой всего творчества, уже предъявлял публике один бриллиантовый череп - правда, взрослого человека. Произведение, названное "За любовь Господа" (For the Love of God) и украшенное 8601 бриллиантом, было оценено в 100 миллионов долларов. В настоящий момент оно принадлежит консорциуму инвесторов, куда входят сам Херст, его менеджер Фрэнк Данфи и украинский меценат Виктор Пинчук. Пределы Лондона бриллиантовый череп впервые покинул в декабре прошлого года: до того ни один музей мира не смог покрыть стоимость его страховки. В частности, из-за этого сорвались гастроли этой работы Херста в Эрмитаже.

Премьера черепа "Бога ради" состоится 18 января в Гонконге, в азиатском филиале галереи Ларри Гагосяна. Стоимость страховки, равно как и стоимость материалов, пока держатся в секрете. Известно лишь, что драгоценные камни предоставлены поставщиками британского королевского двора, ювелирами Bentley & Skinner, а череп входил в купленную художником коллекцию кунсткамеры XIX века.

Херст утверждает, что идея инкрустировать человеческие черепа пришла ему под влиянием искусства древних ацтеков.

"Для меня это способ восславить противостояние смерти. Когда смотришь на череп, ты думаешь, что это символ конца, но если конец так прекрасен, то он внушает надежду. А бриллианты - это совершенство, ясность, богатство, секс, смерть и бессмертие. Они символизируют вечность, но у них есть и темная сторона", - говорит художник.

Сорокапятилетний британец Херст сделал на смерти невероятную карьеру. Его наиболее известная серия носит название "Естественная история" (Natural History) - это разнообразные живые существа в формалине. Больше всего прославилась заспиртованная акула (1992) с этикеткой "Физическая невозможность смерти в сознании живущего (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living), впоследствии проданная за 12 миллионов долларов. Правда, от формальдегида художник пообещал в дальнейшем отказаться, заявив, что мертвые животные больше не шокируют людей, а лучший способ потрясти публику состоит в том, чтобы взяться за кисть.

Вот и вся любовь, господа... Скульптура "За любовь Господа"

Скульптура "За любовь Господа", 2007.

Бриллиантовый череп является самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников

Скульптура, выполненная известным британским художником Дэмиеном Херстом из 2 кг платины, – слегка уменьшенная копия черепа 35-летнего европейца XVIII века. Ячейки для бриллиантов (всего их 8601) вырезаны лазером, челюсть изготовлена из платины, а зубы вставлены настоящие. Венчает череп розовый бриллиант весом 52,4 карата. Работа обошлась британскому художнику, знаменитому своими скандальными инсталляциями с использованием трупов животных в формалине, в £14 млн.

Херст утверждал, что название скульптуры навеяно словами матери, когда она обратилась к нему с вопросом: For the love of God, what are you going to do next? ("Ради Бога, чем ты теперь занимаешься?"). For the love of God – дословная цитата из Первого послания Иоанна.

В 2007 году череп выставили в галерее White Cube, и в том же году он был продан за $100 млн (£50 млн фунтов). Агентство Bloomberg и газета The Washington Post писали, что в группе инвесторов оказался сам Дэмиен Херст, а также украинский миллиардер Виктор Пинчук. Представитель галереи White Cube не комментировала слухи, однако сообщала, что покупатели намерены впоследствии перепродать работу Херста.





Автор этой поистине варварской красоты – первый провокатор британского современного искусства Дэмиен Херст.
Один из ведущих деятелей британского современного искусства Дэмиен Херст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец оставил семью, когда Дэмьену было двенадцать лет, он был механиком и продавцом машин, мать работала в консультационном бюро. Несмотря на явно асоциальный образ жизни, Херст посещал художественный колледж в Лидсе, а позднее изучал искусство в университете в Лондоне.
Впервые о Дэмиене Херсте заговорили в 1988 году, как о молодом импресарио экспозиции под названием Freeze.
Его первая персональная выставка прошла в 1991 году в Лондоне, а вскоре состоялись еще две выставки - в Институте Современного Искусства и в Emmanuel Perrotin Gallery в Париже.

Дэмиен Херст один самых дорогих и эпатажных из ныне живущих художников. Его работы - вызов обществу, шок, восторг и отвращение, за которые коллекционеры выкладывают миллионы долларов. Центральная тема в работах Херста - смерть. Широкую известность получили его картины, "нарисованные" плотным слоем мух, бабочками и другими представителями фауны. Знаковая работа Херста "Физическая невозможность смерти в сознании живущего": тигровая акула в аквариуме с формальдегидом.
Творец шедевров современного искусства явил миру арт-объект под названием For the love of God («Из любви к Богу») – череп 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами.
Череп украшен 8601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата и стоимостью 14 миллионов фунтов стерлингов, а в центре «композиции» красуется крупный розовый бриллиант. Он обошелся Херсту примерно в двадцать миллионов долларов. Специалисты уже назвали этот экспонат самым дорогим произведением современного искусства.

По заверению художника, все бриллианты относятся к так называемой группе сonflict-free diamonds, т. е. при их добыче и обработке не был использован детский труд, не применялась рабская сила и прочие формы насилия и ущемления прав человека. Итак, все это в высшей степени гуманное великолепие крепится к черепу при помощи платинового каркаса.
Для начала Дэмиен взял череп 18 века, рядом можно увидеть один из центральных бриллиантов, затем был изготовлен платиновый слепок черепа, в котором лазером были сделаны ячейки для бриллиантов. Бриллианты аккуратно вставляли в ячейки и закрепляли, в этом время из оригинального черепа вытащили зубы и вымыли их, в знак благодарности черепу подарили платиновые зубки. В это время была изготовлена нижняя челюсть, розовый бриллиант занимает свое почетное место

Украинский бизнесмен Пинчук смотрит, как британский художник Хёрст создает одно из своих произведений в центре современного искусства


Британский художник Дэмьен Хёрст позирует возле одного из своих произведений в Киеве. (© Konstantin Chernichkin / Reuters/REUTERS)