Как отмечается День перенесения мощей Александра Невского? К истории почитания святого благоверного князя александра невского.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петрограде в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака возможно крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 г. по инициативе одного из идеологов атеизма П. А. Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского. Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что: «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому – это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги». (Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10). Эти бренные останки нескольких покойников, были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов — так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.

Откуда вообще взялись «мощи Александра Невского»?

То, что выдали за мощи Александра Ярославича (тогда еще не святого и не Невского) впервые явлено почтенной публике в 1380 г. в Рождественском монастыре Владимира, где князь был похоронен после смерти в 1263 г.

Этот монастырь был основан в 1192 году Великим князем Всеволодом Большое Гнездо как главная обитель Владимиро-Суздальской Руси. Монахи Рождественского монастыря, находясь под личным покровительством самого Великого князя (и, что тоже не маловажно, по соседству от его двора), могли не заботиться о хлебе насущном. Об этом за них заботились Великие князья Владимирские, прилагавшие все усилия для того, что бы Рождественский монастырь соответствовал своему высокому положению и во всем превосходил другие монашеские обители Руси. В отличие от их коллег, монахам Рождественского монастыря не нужно был трудиться в поте лица или думать о привлечении паствы. Именно поэтому этот монастырь несколько столетий прекрасно обходился без чудотворных святынь...

Стоило княжескому двору переехать из Владимира в Москву, и Рождественский монастырь стал терять свое влияние. Во второй половине XIV века началось стремительное возвышение Троице-Сергиева монастыря.

Для того, что бы сохранить статус первого монастыря теперь уже не Владимиро-Суздальской, а Московской Руси, монахам Рождественского монастыря надо было найти достойный ответ на вызов, брошенный Троице-Сергиевой обителью. Самый убедительный и эффективный способ — явить чудо. Но, чудо происходит не само по себе, а из творящей его святыни. А таких в монастыре не было. Зато была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ивановича — самая подходящая реликвия для явления «чудотворной святыни» и способ услужить Великому князю.

В 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра Ярославича. Произошло это «чудо» не абы как, а прямо в момент Куликовской битвы. Согласно сочиненной в стенах монастыря легенде пономарь, спавший в церкви, проснулся от яркого света и увидел как при зажегшихся самих по себе свечах, два старца (идентифицированных им как святые Борис и Глеб) обращаются к Александру со словами призывающими оказать помощь правнуку Дмитрию. Естественно, на утро монахи обнаружили и нетленные мощи Ярославича.

Несмотря на усилия монахов Рождественского монастыря, широкого хождения культ Александра Ярославича до Ивана Грозного не получил. В том числе потому, что главным врагом Московской Руси после Куликовской битвы стали татары, с которыми Александр не только никогда не воевал, но и крепко дружил. После отказа Москвы платить дань Орде главным ее противником становиться католический запад в лице Польско-Литовского государства и Новгород земли и богатства которого пытались прибрать к своим рукам все московские князья, начиная с Ивана Колиты. Тут-то и оказался востребован созданный в стенах Рождественского монастыря миф об Александре Ярославиче.

Правда, праздник длился не долго. 23 мая 1491 года в монастыре случился пожар. Воскресенская летопись и Степенная книга сообщают о том, что в огне погибла рака с мощами Александра Ярославича. Но рака, в которой якобы покоятся нетленные мощи князя, вновь оказалась на своем месте. И монахи, как ни в чем не бывало, продолжают фиксировать происходящие от них чудеса.

Иван Грозный внес личный вклад в придание Александру Ярославичу статуса святого защитника русских земель. В 1551 году перед походом на Казань он провел неделю во Владимире, в молитвах в Рождественском монастыре, где произошло очередное чудо от святых мощей. Иван Грозный объявил о том, что он исцелил от раки князя больную руку (по другой версии во время молебна у раки о даровании победы получил исцеление рук приближенный царя – Аркадий). Кто бы мог в этом усомниться?

Самый грандиозный спектакль с псевдо мощами разыгрался при Петре I, которому нужно было поднять статус новой столицы государства. Собутыльник императора архимандрит Феодосий лично освидетельствует мощи. Больше года Петр раздумывает как бы покрасившее обставить перенос раки в которой вместо нетленных чудотворящих мощей груда костяшек.

30 августа 1724 года раку с мощами перенесли на галеру, гребцами на которой были высшие государственные сановники. Петр занял место рулевого. На берегах Невы выстроились войска, столпился народ. Под артиллерийский салют и колокольный звон ковчег, перенесли на берег. Петр открыл раку с мощами ключом, посмотрел на них, потом закрыл и выбросил ключ в реку — чтобы никто другой больше не мог ее открыть. Это был финальный аккорд грандиозной мистификации. После такого убедительного аргумента в подлинности мощей мог сомневаться только самоубийца. А чтобы не провоцировать слухи церковь перестала объявлять о происходящих от мощей Александра Ярославича чудесах.

Суповой набор каннибала под названием «мощи святого благоверного князя Александра Невского» возвращены в лаврский Троицкий собор в 1989 году. В место раки, экспонирующейся в Эрмитаже, — скромный ящик по виду из нержавейки. Народ подходит, приклоняется. Интересно чему?

Сегодня части тела «Александр Невского» — одни из самых «популярных» реликвий РПЦ. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей «АН» поставлено РПЦ на поток. Насколько именно частей было расчленено прагматичными служителями культа тело покойного (или то, что выдают за его мощи), доподлинно не известно. Вполне возможно, что если бы удалось собрать все частицы мощей святого, то выяснилось, что они принадлежат даже не двум, а значительно большему количеству усопших. Впрочем, церковь такие условности никогда не смущали.

Царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского

Однажды царь Иоанн Грозный молился у мощей Александра Невского о победе над Казанским ханством. У Аркадия, который был спутником царя, на пальце была язва. Во время молитвы он засунул этот палец в щель гробницы великого князя. Палец сразу перестал болеть, а когда Аркадий вытащил его, то не увидел на нем и следа от язвы. Иоанн Васильевич определил это как Божественное знамение и благословение на сражение.

С древних времен православные христиане испытывают благоговейный трепет и уважение к останкам святых людей, которые называются мощами.

Церковь называет человека святым только при условии подтверждения особых признаков, таких как чудеса у гроба или нетление останков.

Мощи Александра Невского уже более 7 веков показывают свою чудотворную силу и распространяют Благодать Святого Духа на христиан.

Православная церковь считает, что тело святого так же, как и душа - это источник Божьей Благодати. Поэтому еще в 787 году принято решение Седьмого Вселенского Собора:

«Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Прославление и почитание мощей праведников всегда сопровождается чудесными событиями и исцелениями.

Специальный ковчег с мощами святых

Мощи святого князя хранились в специально сделанном гробу, который называется рака. Рака Александра Невского представляет собой произведение искусства, сделанное из чистого серебра в стиле барокко. Это гробница, которая состоит из малой и большой раки, в которую входят:

  • большая 5-ярусная пирамида;
  • два пьедестала с трофеями;
  • два подсвечника

Сейчас она находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А останки хранятся в Александро-Невской Лавре.


Смысл жизни Александра Невского состоял в защите Русской земли и сохранении на ней православной веры

День рождения Александра Невского

Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1222 года. Он был вторым сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С 1236 года он княжил вместо отца в Новгороде, когда тот был в отъезде.

В эти времена у Руси было много врагов. С одной стороны нападали татаро-монголы, с другой - латиняне. Первой победой благоверного князя стало поражение шведов на реке Неве 15 июля 1240 года. После этого его стали называть Невским.

На Чудском озере Александр разгромил рыцарей Ливонского ордена и освободил много старинных русских земель. За всю жизнь у великого князя не было ни одного поражения в битве. Он с верой во Христа защищал свой народ, налаживал отношения с Золотой Ордой и одновременно восстанавливал церкви и города после сражений и разграблений.


В «По­вести о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го» достоверно описана праведная жизнь великого князя. Рассказывается, что он беспрестанно молился Господу, почитал епископов и всегда получал от них благословение. В конце 1252 года Александр отверг предложение папы римского Иннокентия IV принять католическую веру, написав такое послание:

Послание Александра Невского Папе римскому Иннокентию IV

«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».

В 1261 году святым князем с помощью митрополита Кирилла в центре Золотой Орды была основана епархия Русской Православной Церкви.

Дата смерти Александра Невского

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года, когда возвращался из Орды. Перед смертью он успел принять иноческую схиму на имя Алексий. Схима - это высшая степень посвящения в православные монахи.

При этом монах дает обеты послушания, такие как нестяжания, когда он отрекается от любого богатства и целомудрия - отказ от удовлетворения похотей плоти. А так же получает новое имя.

Мощи святого Александра прославились чудесами сразу после смерти

Благоверный князь скончался в городе Городец на реке Волге. 9 дней его тело несли во Владимир и все это время оно оставалось нетленным.

Духовная Грамота

Юридический документ (завещание) в России до XVIII века была вложена Александру в руку

При отпевании великого князя произошло нечто удивительное. Митрополит Кирилл по традиции хотел вложить покойному в руку духовную грамоту. Так называлось молитвенное завещание для близких и родственников, юридический документ, который использовался в России до XVIII века. Но рука Александра вдруг сама согнулась, взяла грамоту и расслабилась. Погребение проходило в храме Рождества Пресвятой Богородицы и все, кто там находился были свидетелями этого чуда.


Позже, в житие святых Александра Невского записаны следующие факты исцеления у гроба:

2 слепые женщины стали видеть;

начал ходить хромой;

расслабленный стал двигать руками и ногами;

исцелились сыновья бояр Истома Головнин и Симеон Забелин;

чернец Терентий и два крестьянина, которые были бесноватые - выздоровели.

В 1380 году, перед знаменитой Куликовской битвой пономарь Владимирского Рождественского собора рассказал, что видел видение, как сами собой загорелись в церкви свечи и 2 старца подошли к гробу великого князя и сказали:

«О, господине Александре, восстани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сушу от иноплеменников».

Затем святой Александр восстал из гроба и стал невидимым.

Александра Невского причислили к лику святых в 1547 году

После видения в 1381 году в монастыре, где находилась могила князя, провели вскрытие мощей. Засвидетельствовано, что они остались нетленными, хотя прошло 117 лет. Александру установили монастырское церковное празднование, написали канон и первые иконы.

В 1547 году на Московском Соборе при митрополите Макарии святой князь канонизирован и о нем написано каноническое житие святого Александра Невского.

Все русские военачальники почитали благоверного Александра и обращались к нему с молитвами. Святой всегда помогал им защищать родную землю, побеждать врагов и благословлял в храбрости.

В 1724 году останки Александра Невского были перенесены в Петербург

В честь победы над шведами и заключения с ними Ништадского мира, Петр I решил перенести мощи великого князя из города Владимира в столицу.

Петр I перенс мощи Александра в Троицкий собор Петербурга

30 августа 1724 года состоялось перенесение мощей Александра Невского в Троицкий Собор Александро-Невской Лавры города Петербурга. Петр I сам внес ковчег с останками в храм и назначил в этот день праздник.

С 1743 до 1921 года в Санкт-Петербурге каждый год проходил общегородской крестный ход, который основала императрица Елизавета Петровна в память о перенесении мощей. Эту традицию возродили в 2013 году.


Множество православных христиан приходят молиться в Троицкий Собор, где находятся мощи Святого Благоверного князя. Его великая слава вызвала желание других храмов и монастырей иметь у себя частички его останков.

Поэтому их разделили - частицы мощей есть в Успенском Владимирском соборе и в Храме Александра Невского в городе Софии в Болгарии. В этом году Русская Православная Церковь отдала частицу мощей Александра Невского в Молдавию в Кафедральный собор.


Каждая, даже самая ничтожная часть мощей святого дает возможность приобщиться к его праведности, Божественной Силе и Благодати, которая в нем находится.

12 сентября Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из города Владимира в Санкт-Петербург, которое произошло в 1724 году.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий), сын князя Ярослава Всеволодовича, князь новгородский, великий князь владимирский, известный своими победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.) был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года по пути из Орды в Городце, на Волге, а 23 ноября 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира.

Почитание благоверного князя началось сразу же после его погребения. Его нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование.

30 августа 1721 г. (12 сентября по новому стилю) Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу Санкт-Петербург.

В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице.

Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 года. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Город Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи.

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го в Твери, 28-го в Торжке, 31-го в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 года.

24 июля 1724 года Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать "в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами" и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа.

Утром 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы и перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал небесным покровителем северной столицы России.

Указом Петра I от 2 сентября 1724 года было установлено, празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году, празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

В содержание этой службы, кроме церковного прославления святого, включен исторический материал о событиях начала XVIII века. В тексте службы приносится благодарение Богу за дарованную России победу над Швецией, за долгожданный мир, прославляется Россия как страна православной веры и ее новая столица, посвященная апостолу Петру. Вновь составленное житие святого Александра Невского тоже представляет собой краткую историческую справку по истории Северной войны и перенесению мощей святого князя из Владимира в Петербург.

В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне.

В 1989 году мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников Музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.

В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александра Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

Во все времена Русь порождала богатырей, которые в темные времена становились ее заступниками. Многие из них известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. К одним из таких людей относится Александр Невский, который уже много веков именуется как "святой" и "великий". Его мощам приписывают чудесную силу, причем сведения о них сохранились в различных летописях еще с четырнадцатого века. В некоторых источниках указано, что уже на второй день после захоронения князя на его могиле люди находили излечение от различных недугов. Поэтому народная молва еще до официальной канонизации князя объявила его святым.

Мощи Александра Невского являются одной из драгоценнейших русских святынь. Наша статья посвящена этому великому человеку и его деятельности по спасению Руси от захватчиков. Также мы ответим на главные вопросы статьи, где мощи Александра Невского находились в разные периоды времени, и чем они так дороги сердцам православных христиан.

Исторический портрет Александра Невского

К сожалению, сейчас далеко не каждый школьник может рассказать, что именно сделал великий князь для Руси. Поэтому прежде, чем приступать к рассказу про мощи Александра Невского, необходимо хотя бы кратко перечислить его заслуги перед славянами.

Согласно летописным источникам, будущий заступник Руси появился на свет в двадцатом году тринадцатого века. Его ранее детство прошло в Переславле-Залесском, взрослел Александр уже в Новгороде, куда был направлен на княжение его отец, которого юноша сопровождал во всех военных походах. Это было тяжелое время для Руси - с одной стороны жгла деревни и захватывала города монгольская орда, а с другой к границам государства подступало шведское войско. Защищать свою родину от иноземных захватчиков пришлось молодому Александру.

Летом одна тысяча двести сорокового года он одержал блестящую победу над шведами на реке Неве, за что и получил свое прозвище, под которым вошел в историю. В течение двух лет у западных границ государства шли ожесточенные бои, и пятого апреля 1242 года Александр Невский сумел разбить рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере. Эта победа окончательно лишила шведов надежды захватить русские земли, а имя молодого князя Александра стало известно далеко за пределами Руси.

Теперь перед ним стояла иная задача - защитить страну с востока и договориться о сотрудничестве с монголами. Именно с этой миссией военачальник отправился вместе со своим отцом в Орду.

Историки отмечают, что Александр Невский был крайне прозорлив. Он сумел договориться с ханом Батыем о мире, и даже выступал на его стороне против Монголии. Об отношениях хана и русского князя ходили легенды, в летописях упоминается, что их часто именовали братьями. Александру Невскому даже удалось уговорить Батыя принять христианство, что еще больше укрепило их отношения и все договоренности между двумя правителями. В планах князя было объединить русские и татарские земли под мощной властью для того, чтобы противостоять любым угрозам с запада и востока. Но этим мечтам не суждено было сбыться.

Четырнадцатого ноября 1263 года, возвращаясь из Сарая, князь занемог и в скорости умер. Ближайшим городом, куда можно было привезти тело, был Владимир. Сюда и направилась траурная делегация. Однако и после смерти великий заступник Руси сумел удивить своих подданных и деятелей церкви.

Чудеса, являемые святым Александром после смерти

Для того чтобы добраться до Владимира и захоронить прах почившего князя, его дружине понадобилось девять дней, и вот тут начали твориться чудеса, которые стали почвой для дальнейшей канонизации Александра Невского. Удивительно, но за девять дней тело не начало разлагаться. Погребение состоялось 23 ноября в Рождественском монастыре города Владимира. Во время процесса митрополит Кирилл вознамерился разжать пальцы князя, дабы вложить в них грамоту. Но к ужасу всех собравшихся Александр сам протянул руки за духовным наставлением и тотчас принял бумагу. Священнослужители объявили это чудом и посчитали божественным прославлением.

Буквально через несколько недель поклониться праху князя начали приезжать простые люди, многие из них молились об исцелении и получали ответ в виде вновь обретенного здоровья. Слух о чудесах, творящихся в Рождественском монастыре, быстро разнесся по всей Руси.

Обретение мощей святого Александра

Более ста лет народ приезжал к могиле заступника земли русской, и однажды одному из монахов было видение о необходимости вскрытия княжеского захоронения. С большими почестями могилу вскрыли и застыли в изумлении - перед собравшимися предстало нетленное тело - мощи Александра Невского. Это явилось еще одним свидетельством чудес святого князя. Их достали из-под земли и положили на раку (ковчег или гроб), где и находились вплоть до восемнадцатого века святые мощи. Александр Невский был канонизирован церковью лишь в 1547, что, впрочем, не мешало людям относиться к князю-подвижнику как к святому, отдавшему всю жизнь на защиту своего государства.

Тайна святых мощей

Многих историков серьезно интересует вопрос, где хранятся мощи Александра Невского сегодня. Ведь до сих пор в научных кругах обсуждается вопрос о потере этой реликвии еще в пятнадцатом веке.

Дело в том, что многие скептики упоминают об информации, содержащейся в летописях шестнадцатого века. В них указано, что во время майского пожара в конце пятнадцатого века выгорел практически весь Рождественский монастырь, а вместе с ним обратились в пепел и мощи Александра Невского. Но уже в летописях семнадцатого столетия это событие описывается немного иначе. Автор уточняет, что, якобы, монахи своими глазами видели, как зал, где находятся мощи Александра Невского, огонь чудесным образом пощадил. И они остались единственными невредимыми в Рождественском монастыре.

Конечно, сейчас трудно утверждать, где в этой истории правда. Стоит лишь уповать на то, что мощи оставались на виду и после пожара, а, значит, подменить их никто не мог. Такую мистификацию было невозможно оставить незамеченной, поэтому служители церкви абсолютно уверены, что настоящие мощи Александра Невского хранятся до сих пор в пределах храма и покидают его только в редких случаях, когда перевозятся по разным городам, соборам, церквям нашей страны и ближнего зарубежья, дабы укрепить паству в вере.

Однако периодически в средствах массовой информации мелькает тема о том, что в описи, датированной 1922 годом, указано, что в серебряной раке находилось всего лишь двенадцать фрагментов костей без черепа. Было ли это той самой реликвией, никто не знает, ведь разгадать тайну мощей сегодня никому не под силу. Истории свойственно оставлять многие вопросы без ответа.

Санкт-Петербург и святой Александр Невский

Если вы спросите у любого жителя северной столицы, где находятся мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге, то, уверены, вам правильно ответят очень многие. Но что связывает князя-подвижника и это город Петра? Все просто - святой считается его покровителем, а поспособствовал этому, естественно, самодержец, давший жизнь новому русскому городу в разгар Северной войны. Именно благодаря государю здесь был выстроен храм Александра Невского, мощи которого заняли в нем самое почетное место.

Значение Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в СПб

Петр I был весьма мудрым правителем, и все его поступки современники и потомки называли дальновидными, поэтому и святыми мощами он заинтересовался не просто так. Но давайте обо всем по порядку.

В 1710 году самодержец задумался о строительстве храма в честь великого заступника земли русской от иноземных супостатов. Напомним, что в это время уже несколько лет Петр I вел войну со шведами, и народ нуждался в символе, который бы вдохновлял и окрылял всех людей без исключения. Фигура Александра Невского как нельзя лучше подходила на эту роль, ведь он тоже защищал Русь от немцев и шведов. Для храма государь выбрал местечко Викторы. Предположительно именно там святой князь одержал победу над объединенным войском шведского короля. Но позже выяснилось, что с этими землями связывают иную победу Александра Невского - над ярлом Биргером в 1240 году.

В любом случае князь становился не только символом несокрушимости русского духа, но и заступником Санкт-Петербурга, который становился форпостом русских земель на западе. Исходя из этого, весной 1723 года государь повелел, чтобы в недавно отстроенную лавру были перенесены мощи Александра Невского. В Санкт-Петербурге к этому событию готовились с особым трепетом и тщательностью. Ведь руководил сложным процессом сам Петр I, а, как известно, он не прощал ошибок и просчетов своим подданным.

Перенесение мощей Александра Невского: подготовка к событию

Для того чтобы перенести святые мощи со всеми почестями из Владимира в СПб, была необходима рака, в которую бы и погрузили святыню. С этой целью был выбран некто Зарудный, занявшийся ее изготовлением в Москве. Рака представляла собой настоящее произведение искусства:

  • восемь ножек в форме львиных лап;
  • ножки венчали изображения херувимов;
  • крышка ковчега была украшена княжеским гербом;
  • на раку нанесли изображение львиных голов - известного символа воскрешения из мертвых;
  • конструкция водружалась на мощную подставку;
  • венчал это изделие балдахин с золотыми доспехами у основания.

Для того чтобы процесс переноса прошел гладко, летом 1723 года был разработан особый ритуал, который выглядел следующим образом:

  • составлен маршрут, отклонение от него находилось под строжайшим запретом;
  • на всем пути при ковчеге должно было находиться доверенное лицо Петра I;
  • на суше раку должны были нести люди, сменяющие друг друга в разных городах;
  • в крупных населенных пунктах миссия переноса ковчега доверялась священнослужителям.

Из Новгорода мощи планировалось по воде перевезти в СПб, где их встречал бы сам государь.

Александр Невский (князь), мощи: перенос в Санкт-Петербург

Дата переноса мощей выбиралась самим Петром и совсем не случайно, в 1724 году был заключен долгожданный Ништадтский мир, и это праздничное событие ознаменовалось торжественным освящением Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

В июле мощи покинули Рождественский монастырь и начали свое путешествие к новой обители в северной столице. Им навстречу отправился сам Петр I и самолично вынес их с яхты. У устья стояли полки в парадной форме, а празднества по случаю переноса мощей святого князя продолжались в Санкт-Петербурге три дня. Параллельно государь повелел ежегодно праздновать тридцатое августа как религиозный православный праздник и вознамерился учредить орден в честь Александра Невского. Однако не успел, но мечту Петра I выполнила его супруга, издав указ об учреждении новой государственной награды.

Судьба мощей князя-подвижника с конца восемнадцатого до начала двадцатого веков

Мощи Александра Невского находились в лавре вплоть до двадцатых годов прошлого века. Со временем ковчег был заменен на раку из серебра. Так распорядилась дочь Петра I - Елизавета. Материалом послужила руда из Колыванского месторождения, это было первое серебро в стране. Рака была украшена барельефами, а по верху положили писаный по атласу образ самого князя.

В особые церковные праздники над мощами подвешивалась лампада, украшенная драгоценными камнями. Многие российские императоры считали своим долгом внести существенный вклад в украшение ковчега с мощами. Практически каждый жертвовал в лавру какую-либо особенную вещь, символизирующую важное значение покровителя Санкт-Петербурга не только для города, но и для всей страны в целом.

В 1922 году святыня была изъята из лавры по указу Петроградского райкома, а рака превратилась в музейный экспонат Эрмитажа. Практически семьдесят лет никого в стране не интересовало, где находятся мощи Александра Невского.

Возвращение к своим корням

В 1989 году святыня вернулась из забытья. Ее перенесли на прежнее место из Казанского музея религии и атеизма. Это было большим праздником для православных россиян, которые с трепетом в душе ждали этого момента долгие годы.

Спустя восемнадцать лет мощи вновь покинули Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру, но в этот раз поводом послужило радостное событие - раку провезли по многим крупным городам нашей страны и Латвии. Частичка мощей даже была отправлена в Болгарию.

Православные приезжали в Пскова, Новгорода и других городов со всех концов России. Каждый хотел хотя бы слегка прикоснуться к святыне и попросить святого Александра Невского о чем-то своем. Ведь мощи до сих пор творят чудеса, об этом свидетельствуют исцелившиеся от тяжелых болезней верующие.

Мощи святого князя сегодня

Где мощи Александра Невского в Санкт-Петербурге находятся сегодня? На этот вопрос вам ответит любой местный житель, ведь до сих пор в городе отмечается день переноса святыни из Владимира в северную столицу. Эта традиция вернулась практически сразу после распада Советского Союза, и свято соблюдается всеми православными и даже простыми горожанами ежегодно.

Хотите знать, где мощи Александра Невского хранятся в наши дни? Тогда прямиком отправляйтесь в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Интересно, что на крышке ковчега расположено еще семьдесят девять мощей других святых. Поэтому, приехав в лавру, вы сможете увидеть не только самую драгоценную православную реликвию, но и прикоснуться к другим церковным святыням. Многие говорят, что каждый, кто приедет сюда с верой, обязательно получит заступничество Александра Невского в благих делах.

Пиар-акция Русской Православной Церкви по принесению мощей Александра Невского из Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге в храм Христа Спасителя в Москве вызывает следующие вопросы:
- Зачем в Москве нужны еще одни мощи «Александр Невского»?
- Чьи останки выдают за мощи Александра Невского?
- Сколько всего частиц мощей «Александра Невского» (другими словами: на сколько частей и тела скольких покойников расчленили служители культа)?
И, наконец, вопрос риторический: почему Русская Православная Церковь прибегате к таким недостойным средствам как обман и фальсификация. Неужели к своей пастве РПЦ относиться как к быдлу? Или целенаправленно хочет сформировать из русского народа именно такую паству, что бы манипулировать ей в своих интересах?

1. В Москве в настоящее время мощи «Александра Невского» можно увидеть в Храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. В Храме св. блгв. кн. Александра Невского. (Подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря) находиться икона с частицами мощей «Александра Невского». Еще одна икона с частицами мощей в церкви «св. Екатерины Великомученицы, что на Всполье». В минувшем году еще одну икону с частицей мощей РПЦ преподнесла штабу Дальней авиации.
В храме Александра Невского подмосковного Звенигорода и Серпуховском Высоцком мужском монастыре хранятся частицы мощей «Александра Невского». Таким образом, после того как очередные мощи «Александра Невского» упокоятся в храме Христа Спасителя, в Московском регионе будет семь частиц мощей «Александра Невского».

2. Мощи «Александра Невского» были в срочном порядке извлечены (буквально откопаны) в 1380 г. после Куликовской битвы при обстоятельствах которым я посвящу отдельный пост. Даже если предположить что спустя 120 лет после смерти Александра Ярославича иноки действительно явили его останки (причем, по закону жанра, чтобы быть канонизированным в качестве святого они должны были быть нетленными), то эти самые мощи были утрачены во время пожара 1491 г., о чем есть документальные свидетельства.
Например, в летописном своде 1497 г. так рассказано о пожаре 1491 г.: «Того же лета месяца маиа в 23 день, в неделю, згоре град Володимирь весь, и посады, и церковь Рожество в монастыри, внутри города, и тело великого князя Александра не въскоре згоре, а всех церквей во граде згорело 9, а на посаде 13, и много беды тогда градцким людем и христианству» // ПСРЛ. Т. 28. М.-Л., 1961. С. 155-156. В летописном своде 1518 г. читаем: «Того же месяца маия в 23, в понеделник, загоре город Володимерь весь, и с посады, и церковь Рожество пречистые в монастыре внутри города выгоре, и тело великого князя Александра Невского згоре; а всех церквей в граде згорело 9, а на посаде 13, и много беды тогда градским людем и христианству».

3. Части тела «Александр Невского» - одина из самых «популярных» реликвий РПЦ, которую она пользовала и до 1917 г. Новое ускорение процесс умножения мощей получил, после того как РПЦ в начале девяностых годов прошлого века передали мощи «Александра Невского» из музея истории религии и атеизма, куда после революции поместили то, что выдавали за мощи князя, которые при Петре первом доставили из Владимира в новую столицу Империи. За последнее десятилетие производство мощей и икон с частицами мощей «АН» поставлено РПЦ на поток. Так частицы мощей есть в городах Санкт-Петербург (лавра), Южно-Сахалинск (кафедральный собор), Киев (обитель в Бортничах), София, Переславль-Залесский, Абдулино (Оренбургская обл.)

Иконы с частицами мощей есть в Нижнем Новгороде (2 шт.) Новосибирске, Пскове, Таганроге, Томске, Иркутске («отщипнули» от мощей в Новосибирске в 2001 г.), Волгограде, Балашихе, Знаменске (Астраханская обл.), Ртищево (Саратовская обл.), в храме села Спас-Чамерево (Владимирская обл.), посёлке Колывань (Новосибирская обл.), Серафимо-Дивеевском монастыре, Минске, Радивилове (Украина, Ровенская обл.) Почти все эти иконы - новодел последнего десятилетия.
Думаю что это далеко не полный список мест где есть подобная "святыня". Рискну предположить что до разгрома храмов коммунистами иконы с частицами мощей А"лександра Невского" и части его мощей были во всех храмах носящих имя этого князя. т.е. эти новые иконы пришли на смену тем, что были утрачены в то время.

P.S. Оставим в стороне вопрос о том, на сколько это нравственно, по-христиански, надругаться над телом покойного, расчленяя его на частицы мощей. Кстати, по уголовному кодексу РФ это уголовное преступление наказуемое по ст. 244 УК РФ. Под надругательством над трупом умершего законодатель понимает любое действие в отношении захороненных или временно незахороненных человеческих останков, их извлечение из могилы, изъятие предметов, находящихся на теле умершего, обнажение, расчленение трупа.

В последнее время РПЦ с большой помпой возит по российским и зарубежным весям «частицы мощей Александра Невского». Но никаких мощей Александра Невского в природе не существует.

К началу прошлого века «мощи Александра Невского» были одной из главных святынь империи. Они находилась в Петрограде в специально созданном по личной инициативе Петра I монастыре (Александро-Невской лавре). Мощи хранились в главном соборе лавры в специально для них сделанной из первого добытого в России серебра раке. Эта рака возможно крупнейшее изделие из серебра в мире весом почти полторы тонны, сейчас экспонируется в отдельном зале Эрмитажа.

В 1919 г. по инициативе одного из идеологов атеизма П. А. Красикова было принято решение о вскрытии мощей Александра Невского.
Церковь обратилось с петицией в Исполком Петроградского Совета, с просьбой не трогать «одну из главных святынь города».

Красиков в ответ заявил что: «ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». Поэтому - это «из ряду вон выходящий по своей дерзости и полному презрению к эксплуатируемой церковью массе» обман.

Раку вскрыли. И что же в ней было? Не нетленные мощи святого князя, а 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же в раке оказались 2 одинаковые кости одной правой ноги». (Деяния II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 1923, стр. 10).
Эти бренные останки нескольких покойников, были переданы в качестве экспоната в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе.

Кстати сказать, именно поэтому автор «методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков» лауреат сталинской премии Михаил Герасимов - так и не воссоздал облик Александра Ярославича – черепа в раке не было. Так что народу пришлось довольствоваться образом, созданным Черкасовым в фильме Эйзенштейна.