Какая реформа нужна России? Что такое пенсионная реформа? Главный бандит - государство.

Власть выступает и заказчиком, и исполнителем, и оценщиком реформ в стране. Поэтому реформаторы не покушаются на основные неформальные принципы, которые определяют характер управления страной

В 2015 году Россия попала в идеальный шторм: геополитические проблемы наслаивались на экономические. Спад цен на нефть совпал с войной санкций и международной изоляцией, а подешевевший рубль так и не помог развитию импортозамещения в большинстве отраслей. С какими ключевыми вызовами столкнулась страна и надолго ли у нее хватит запаса прочности?

Пять принципов власти

2015 год в России начался скандалом из-за отмены электричек в ряде регионов страны, а заканчивается скандалами вокруг связей генерального прокурора с криминальными группами, а также проблем с запуском системы «Платон». Все эти эпизоды представляют собой элементы механизма управления страной, который точнее всего характеризуется формулой «недостойное правление» (авторский перевод английского термина bad governance).

«Недостойное правление» применительно к России и ряду других постсоветских государств означает, что качество государственного управления в них несоизмеримо хуже, чем можно было бы ожидать, исходя из объективного уровня социально-экономического развития. Пороки этого механизма управления являются не просто неблаговидными «делишками» отдельных высокопоставленных фигур, но неотъемлемыми и закономерными проявлениями сложившегося в сегодняшней России политико-экономического порядка, который определяет характер управления страной. Он основан на следующих принципах:

  • присвоение ренты — главная цель и основное содержание управления государством на всех уровнях;
  • механизм власти и управления тяготеет к иерархии («вертикаль власти») с единым монопольным центром принятия значимых решений;
  • автономия экономических и политических игроков внутри страны по отношению к данному центру носит условный характер и может быть произвольно изменена;
  • формальные правила игры, задающие рамки деятельности органов власти и управления, представляют собой побочный продукт распределения ресурсов внутри «вертикали власти»;
  • аппарат управления в рамках «вертикали власти» разделен на соперничающие за доступ к ренте организованные структуры и неформальные клики.

Век «карманов эффективности» оказывается недолог: патронат со стороны политических лидеров не вечен, а возможность длительного масштабного их финансирования ограничена. Выполнив изначальную задачу и добившись первых результатов, «карманы эффективности» с трудом переживают рутинизацию, которая часто сопровождается потерей их исключительного статуса. Кроме того, «карманы эффективности» хороши именно в силу своей компактности. Но они начинают стремительно расти в размерах, поскольку слишком большие организации не могут закрыть или уничтожить извне. При этом возрастают и риски их внутреннего перерождения, поскольку модель управления ими может стать уменьшенной копией того самого неформального «ядра», негативные эффекты которого как раз они призваны ограничить.

Ни «заимствование», ни «выращивание» институтов сами по себе не решают проблем. Реформы оказываются принесены в жертву текущим задачам поддержания политико-экономического порядка, пагубное влияние которого может воспроизводиться еще долгое время, превращая недостойное правление в России в своего рода «порочный круг». Скорее всего, за выход из этого «порочного круга» и демонтаж нынешнего политико-экономического порядка гражданам России придется заплатить весьма высокую цену.

Владимир Гельман профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки

У страны почти не осталось времени для возрождения, и это заставляет по-новому взглянуть на происходящие у нас перемены

Фото: Валентин ДРУЖИНИН

Изменить размер текста: A A

В первой части говорилось о разрухе в стране, о неумолимо надвигающихся техногенных катастрофах. Под вопросом само выживание нации, а власти вместо настоящих реформ занимаются игрой в политику и набиванием собственных карманов. Но шанс на спасение еще сохраняется.

Главное условие прорыва - полное включение всего потенциала нашего народа, современный вариант столыпин ской политики. Столыпин давал крестьянам, едущим в Сибирь , «стартовый капитал» в виде земли, лошадей и коров. Сегодня для нас «Сибирь» - это рыночная экономика. Но не надо гнать туда людей насильно - все равно не получится.

Отношение власти к народу, как к пассивной массе людей, которая пойдет, куда направишь, - крайне ошибочно! Люди у нас умны, хитры и изворотливы, причем они не только сами приспосабливаются к изменяющимся условиям, но и, сопротивляясь, меняют эти самые условия!

Вспомните декабрьские выборы в 1993 году: все ждут сокрушительной победы реформаторов, объединившихся в «Демвыбор России », политическая элита собралась встречать «новый политический год», шампанское приготовили... И вдруг с Дальнего Востока начинает поступать информация о победе Жириновского . Один из видных демократов в сердцах восклицает: «Россия, ты одурела!» Народ России не одурел, а проявил характер, о существовании которого реформаторы и не подозревали.

А как изменилась идеологическая направленность региональных выборов? Раньше «врагом номер один» были коммунисты, сейчас Кремль изо всех сил бьется против уголовных авторитетов и их ставленников: Нижний Новгород , Красноярск , Ненецкий округ - да всех разве упомнишь... Люди просто не видят принципиальной разницы между бандитами и властью, считают их конкурентами и отдают предпочтение меньшему злу - каковым считают бандитов.

Главный бандит - государство

Еще одно проявление стихийного сопротивления народа - поголовное, 100-процентное бегство от налогов. Это чисто народное явление, ведь крупному бизнесу труднее спрятаться, он предпочтет выстроить легальную схему минимизации налоговых выплат. А народ - строительные бригады, авторемонтники, торговцы на вещевых и продовольственных рынках - без особых затей просто не платит налоги, и все тут. Попался местным налоговикам - зовет на помощь «крышу», которая вдруг оказывается вовсе не зловещим качком в наколках с ног до головы , а соседом по школьной парте. «Крыша» разруливает ситуацию к обоюдному удовольствию сторон - налоговик (тоже ведь не с неба прилетевший ангел, а пацан, учившийся в параллельном классе) прячет денежку в карман, торговец возвращается на рынок...

Коррупция? Да, конечно. Государство недополучило деньги в бюджет? Да, наверное. Ах, как это ужасно, каленым железом такие явления надо выжигать!

Ой ли? А кто этому самому торговцу на рынке доказал, что его налоги пойдут учителям и пенсионерам, а не на строительство загородного дома вице-мэра? Кто гарантирует, что деньги не будут украдены на одном из уровней нашего консолидированного бюджета? Так с какой стати наш торговец будет платить государству? Он лучше заплатит напрямую тому же самому чиновнику, выйдет дешевле и эффективнее.

Я призываю не к уходу от налогов, нет - к тому, чтобы в принципе по-другому взглянуть на коррупцию, на государство и теневую экономику, на ментов и бандитов.

Ведь что такое хорошее государство в экономике? Это такая большая-большая «крыша», одна для всех. Беспредельничаешь, «крысятничаешь» - получи на всю катушку. А если в госмашине все «крысятничают» и никто ни за что не отвечает? Кому на фиг нужна такая «крыша»? Ее меняют, и всех делов. На теневую «крышу».

Думаете, это что-то ужасное? Да ничуть. Те же самые менты или связанная с ними оргпреступная группировка (впрочем, других ОПГ уже и не осталось) берут на себя решение проблем, вот и все. Помогут с землеотводом, с многочисленными инспекциями и проверяльщиками. А если крыша зарвется - на нее всегда можно найти управу в конкурирующей «фирме». Забуревшего мента - сдать, к примеру, в управление собственной безопасности или настучать на него местным чекистам, вечно с ментами враждующим... Механизмы саморегуляции в теневых структурах работают, как правило, эффективнее, чем в структурах государственных. А «понятия» соблюдаются куда строже, чем законы.

На низовом уровне уже сформировалось другое государство. Со своими законами-понятиями, со своими силовыми структурами, банками, властью. И вот это-то теневое государство потихоньку выигрывает конкурентную борьбу у государства обычного.

Почему? На мой взгляд, причина проста: «тень» видит вещи и явления такими, какие они есть на самом деле, ее не сковывает двойная мораль. Ей не надо выглядеть прилично, ей действительно надо быть приличной - по тем понятиям, которые в ее среде приняты. Иначе не выживешь.

«Тень» - это свет в конце тоннеля?

Половина нашей экономики находится в тени, это, кажется, уже все признали. ПОЛОВИНА! Но госбюджет считает деньги только легальной, белой экономики. Темпы роста наше правительство считает тоже только в белой экономике. Я вообще не понимаю, как наши экономические ведомства работают с такими цифрами - это ведь даже не половина правды, это вообще гадание на кофейной гуще. «Тень» не знает никто. И потому ее предпочитают не замечать. РАО «ЕЭС » и «ЮКОС » с

«ЛУКОЙЛом » - видят, Газпром более-менее, мутно, но видят, а половины экономики страны - вроде бы и нет ее вовсе. Вроде бы от нее ничего не зависит.

А по-моему, так именно от нее-то как раз все и зависит. Именно в теневой экономике наше спасение. В ней, окрепшей за полтора десятка лет существования, в ней, все эти годы вырабатывавшей свои собственные правила игры, в ней, свободной от диктата чиновников.

На зубах уже навязли слова о системном кризисе, поразившем наше государство и общество. Государство - да, поражено, но не общество! Присмотритесь: за 15 лет реформ возникла вполне дееспособная и эффективная система хозяйствования!

Именно в теневой экономике появились, выжили и окрепли те люди, которые сегодня нужны стране: энергичные, хваткие, жесткие, умеющие держать слово, но при всем при этом еще и ориентированные внутрь страны, на ее национальные интересы. Им, россиянам, просто нравится жить в России, им здесь уютно, они никуда не собираются уезжать, они хотят, чтобы в России было жить хорошо.

Да-да, я говорю как раз о тех самых «новых русских» из анекдотов. Только они сейчас сняли золотые «гайки» с пальцев, спрятали православные кресты под сорочки и костюмы от лучших модельеров, они - те, кто выжил, - повзрослели. Естественный отбор по ним прошелся так, что ого-го - и стреляли их, и взрывали, и за близкими их охотились. Этот процесс и сейчас еще не закончен, но уже можно, пожалуй, сказать: у нас появилась своя собственная национальная буржуазия. Это не номенклатурные, не назначенные государством миллионеры и миллиардеры - они чего-то добились сами.

Про них говорят - мол, бандиты. А наши олигархи, прошедшие сквозь нефтяные, алюминиевые и банковские войны, - лучше? А губернаторы, наложившие лапу на местные предприятия, часто после кровавых разборок, - лучше? А чиновники Минфина , вдруг оказывающиеся владельцами нефтяных компаний, - лучше? А генералы, торгующие оружием, крышующие «рыбную мафию», - лучше? А чекисты, воюющие с таможенниками за право крышевать мебельные магазины, - лучше? Нет смысла продолжать ряд сравнений, слишком длинным он окажется...

И если поставить меня перед выбором - кого предпочтешь: бывшего бандита, наладившего выпуск мотоциклов на своем заводике, или олигарха, пустившего глубокие корни в президентской администрации, хапнувшего в свое время кусок «нефтянки», а теперь продавшего его на Запад , - простите, я предпочту «бандита». И, наверное, не только я - чем и объясняется «непостижимая» для наших властей любовь простого народа к криминалитету.

Итак, «новые русские» из теневой экономики - наше светлое будущее? Не слишком ли эпатирующий вывод?

Конечно, вряд ли вдруг, по какому-то волшебству, схема взаимоотношений, присущая теневой экономике, будет легализована государством. Представьте: налоговый инспектор забивает стрелку «крыше» бензоколонки, чтобы остановить беспредельщиков, разбавляющих бензин ослиной мочой, и поставить их на конкретные бабки для общака... Впрочем, это-то как раз ерунда, вопрос подбора тех или иных слов. А вот то, что в теневом бизнесе больше 30 процентов прибыли отнимать считается беспределом; что там «за базар» (то есть за данное слово) надо конкретно отвечать; что бизнес там оценивают не по бумагам, а по реальной стоимости - это все вещи, недостижимые для современной государственной машины. Боюсь, тут никакая, даже самая радикальная, реформа госуправления не поможет. По крайней мере, та реформа госуправления, которая намечена на ближайшие годы, - точно не поможет.

Беда всех наших реформ - и госуправления, в частности - в том, что они, по выражению известного экономиста Виталия Найшуля, переносятся на российскую землю без перевода на русский язык. Это, кстати, и «отец российской реформы» Егор Гайдар признает, оправдываясь тем, что не было у него времени, нужно было предотвращать катастрофу. Катастрофу на время отодвинули, экономика начала работать, поезд поехал... Но куда-то не туда. Почему-то в тень поехал.

О законах физики и собачьей миске

Направить реформы в нужном направлении можно двумя способами. Первый - пустить все на самотек, позволив «невидимой руке рынка» рулить нашим паровозом. Но, во-первых, «невидимая рука» работает медленно, а у нас как раз время - главный дефицит. Во-вторых, стихия рынка ведет экономику страны по пути наименьшего сопротивления. Проще всего было начать распродажу сырьевых ресурсов - так и сделали, а попутно внутреннее промышленное производство угробили, поставив под вопрос будущее страны. «Невидимой руке рынка» нет никакого дела до наших национальных интересов.

Второй способ был: озадачиться вопросом, что же такое собой представляет российский народ, какие реформы ему нужны, чтобы он добровольно нацепил бы на себя бурлацкую лямку и поволок бы поезд, завел бы его, как машину, с толкача. Но наши власти не увидели в российском народе ничего такого уж особенного, что потребовало бы русификации позаимствованных на стороне реформ. Дескать, законы физики одинаковы хоть в США , хоть в Гвинее , хоть в России.

Законы физики - может быть, но не законы общественно-экономического развития.

Давайте вспомним, с чего начались наши реформы? С перестройки, суть которой сводилась к «гласности» и «человеческому фактору». Затем наступила пора демократии и свободы слова, а уж потом, в 92-м году, началась - в силу крайней необходимости! - экономическая реформа. Нормальный, естественный процесс предполагает обратную последовательность: сперва идут перемены в экономике, создается материальная база для демократии.

Когда на российскую почву были перенесены демократические нормы, выработанные в Европе и в США, то никто даже не задумался: а готовы ли мы к этому? Созрело ли наше общество для демократии? Нет, я не о 10 - 15 процентах населения России говорю, не о политической, интеллектуальной и прочей элите, не о творческой и технической интеллигенции - об обществе в целом. Спившиеся жители деревень и сел, работяги заводских окраин, люмпены и бродяги Крайнего Севера и Дальнего Востока, пенсионеры и пэтэушники, рыночные торговки, шоферюги - словом, все те, о ком принято говорить как о простом народе, - они были готовы к демократии и к свободе слова? Они сами об этом говорят: лаять разрешили, но миску поставили подальше...

Наверное, на меня сейчас посыплются громы и молнии - да как я смею так говорить о русском народе?! Да потому и смею, что я - плоть от плоти русского народа, сибиряк Бог знает до какого колена, из староверов , в XIX веке перешедших в православие. Но если я - русский, то ведь это не означает, что я - слепой?

Я вижу и достоинства, и недостатки своего народа. Мой коллега, «очарованный странник» Николай Варсегов, исколесивший всю страну вдоль, поперек и несколько раз по диагоналям, вообще убежден, что в русском народе смешалось два разных народа: один, по его гипотезе, произошел, как и полагается, от кроманьонцев, а другой - от неандертальцев. Конечно, это всего лишь сравнение, но хоть бы даже так было на самом деле, это что, что-то меняет? Что, вдруг откуда ни возьмись появится другой народ? Значит, надо иметь дело именно с этим народом.

Какие мы, русские? Чем отличаемся от других народов? Какие реформы будут совместимы с нашим национальным характером, а какие отторгнуты?

Все это вопросы вовсе не риторические - мы и так слишком долго запрягали, пора ехать.

Предлагаем ознакомиться с 10 реформами в истории России, информация о которых дана на сайте журнала "Огонек".

1. Реформы Ивана Грозного
Началом реформ Ивана IV считается созыв первого Земского собора в 1549 году с участием бояр, дворян и высшего духовенства. Собор принял решение о составлении нового Судебника, в котором, в частности, появилось наказание за взятки. В 1550 году царь создал первое регулярное стрелецкое войско, а 1555 году провел реформу местного самоуправления, создав в уездах выборные органы управления. В 1560-х годах период реформ сменился опричниной, итогом которой стало падение мощи армии, кризис экономики и усиление власти царя.

2. Принятие Соборного уложения
В 1649 году во время правления царя Алексея Михайловича Романова на Земском соборе в Москве было принято Соборное уложение, регулировавшее практически все правовые вопросы. Документ состоял из 25 глав, обобщивших нормы государственного, административного, гражданского и уголовного права. Уложение окончательно оформило крепостное право, определило режим въезда и выезда из страны, а также впервые отделило государственные преступления от уголовных. Документ оставался легитимным вплоть до принятия в 1832 году Свода законов Российской империи.

3. Монетная реформа Алексея Романова
В 1654 году по указу государя Алексея Михайловича Романова в стране началась чеканка серебряных монет, прозванных в народе "ефимками". На одной их стороне впервые появилась надпись "рубль" и двуглавый орел, на другой - царь на коне. Попытка введения в обращение необеспеченных денег привела к инфляции, нарастанию внутренней напряженности и окончилась народными волнениями. Через год выпуск первых рублей был прекращен и возобновился только в 1704 году при Петре I.

4. Реформы Петра I
С конца XVII века по воле Петра I Россия на три десятилетия погрузилась в реформы, затронувшие многие сферы ее жизни и повлиявшие на будущее страны. Важнейшие из них - превращение России в империю, изменение системы летоисчисления, появление светских учебных заведений, упразднение патриаршества и ликвидация автономии церкви, создание регулярной армии и флота, принятие Табели о рангах, разделившей службу на гражданскую и военную, открытие Академии наук и другие.

5. Губернская реформа Екатерины II
В 1775 году императрица Екатерина II провела реформу местного управления, приблизившую административно-территориальное деление страны к современному. Вместо 23 губерний и 66 провинций в России появилось 50 губерний, каждая делилась на 10-12 уездов. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Законность в регионе поддерживал губернский прокурор, а надзирали за губерниями генерал-губернаторы, напоминающие по функциям нынешних полпредов президента в федеральных округах.

6. Министерская реформа Александра I
8 сентября 1802 года Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств", заложивший основы новой системы государственного управления в России. Документ преобразовал прежние коллегии в восемь министерств - иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. В манифесте также говорилось о создании комитета, "составленного единственно" из министров. До 1906 года Комитет министров оставался высшим органом исполнительной власти страны.

7. Реформы Александра II
В 1861 году Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, давший крестьянам свободу и право распоряжаться своим имуществом. В 1864 году прошли еще две ключевые реформы - земская, в результате которой выборными органами местного самоуправления стали земства, и реформа судебных учреждений, вводившая всесословные суды, суды присяжных и адвокатуру. В 1874 году Александр II провел еще одну важнейшую реформу - военную. В стране появилась всеобщая воинская повинность, а срок службы сократился с 25 до 5-7 лет.

8. Первые декреты советской власти
В ноябре 1917 года взявшие власть большевики издали ряд документов, самыми известными из которых долгое время оставались декларативные декреты о мире и о земле. Зато Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Декрет об отделении церкви от государства и национализация банков и крупных предприятий действительно кардинально изменили жизнь в стране. Среди других декретов того времени, повлиявших на жизнь, можно называть переход с григорианского календаря на юлианский и реформу орфографии.

9. Индустриализация и коллективизация
В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение об объединении единоличных крестьянских хозяйств в колхозы. К осени 1932 года в них состояли 62,4 процента, а к 1937 году - уже 93 процента хозяйств, и колхозы стали одной из основ советской экономики. Одновременно в конце 1920-х власти взяли курс на индустриализацию - развитие тяжелой и оборонной промышленности и преодоление технической отсталости. Итогом реформ стали как экономический рост, так и закрепление административно-командной модели управления.

10. Реформы команды Егора Гайдара
В 1991-1992 годах правительство России приняло ряд разработанных командой Егора Гайдара кардинальных мер для перехода от социалистической к капиталистической экономике. Главными из них стали либерализация цен, свобода внешней торговли и ваучерная приватизация. Одновременно с исчезновением торгового дефицита произошел резкий скачок цен, приведший к быстрому падению уровня жизни населения. Немалую критику заслужила и поспешная приватизация, прозванная в народе "прихватизацией" из-за несправедливых условий ее проведения. -о-

Реформа (от лат. reformo - преобразование) - осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

Революция - коренное преобразование, реформа - частичное;

Революция радикальна, реформа более постепенна;

Революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

Революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа - сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция - «реформой снизу»).

Реформы бывают разных видов:

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара .

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева .

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева .

Российские реформы имели свои характерные черты:

Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905-1907 гг .

Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев , начавший «перестройку».

Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них - политические реформы М. С. Горбачева.

Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.


При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906-1911 гг. - П. А. Столыпина , который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905-1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г .

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 - март 1921 гг. - период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней.

Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921-1928 гг. - годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929-1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия.

В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2-3 %. Целью этого было - ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции - составной части ленинского плана построения социализма, - связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование.

Культурная революция решала и еще одну задачу - формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945-1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

5. 1953-1964 гг. - период «оттепели» - период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964-1985 гг. - это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР - Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985-1991 гг. - время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, - как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

Мы часто слышим о том, что в той или иной из сфер общества необходима реформа. Это слово стало уже привычным, а, следовательно, неконкретным. Когда мы слышим очередной раз о реформировании, особенно не вникаем в смысл. Ну решили там что-то поменять, что с того? А стоит ли вникать в таковые политические заявления? Давайте разберемся.

Определение

В словарях термин разъяснен достаточно однозначно.

Реформа - это изменения, в частности, политические. То есть государство решает, что в какой-то из областей его работы происходит застой или даже регресс. Необходимо внести коррективы в политические методы. Делается подобное при помощи реформы. Алгоритм известен. Необходимо исследовать, как имеющиеся методы, в том числе и законодательные, влияют на процесс. Далее требуется проанализировать их работу, выявить недостатки. Следующий шаг - изучение опыта стран, достигших в данной области больших результатов. Одновременно мудрые умы пытаются изобрести собственные рецепты. Последний этап - внедрение. Конечно, на деле все значительно сложнее. Однако суть этапов остается той же. Реформа - это постепенное изменение, достигающееся нереволюционными методами.

Отличительные особенности

Перемены в обществе и политике достигаются различными путями. Это известно всем. Можно сломать все и построить на этом месте новое. Революция называется. Конечно, дело прогрессивное. Однако весьма кровавое и болезненное.

Демократическому обществу такие методы не подходят ввиду больших рисков для граждан. Более мягкий способ внести изменения - реформа. Это путь постепенного перехода от старого к новому. При этом некоторое время работает (живет) и то, и другое. Например, реформа ЖКХ. Всем известно, что данная отрасль народного хозяйства всегда была убыточной. Она финансово строится на сборах средств с населения. Их явно недостаточно для эффективного управления жилым фондом. Но уже придуманы более прогрессивные методы. Однако ввести их в управление единомоментно затруднительно. Необходимо время, чтобы собрать достаточно средств на капитальный ремонт, другие работы. Поэтому реформа ЖКХ проводится постепенно и последовательно. Старые методы работают, в то же время уже включаются новые.

Реформы России

Новейшая история РФ - это перечень постепенных и неотвратимых перемен, постоянно внедряемых в общество. Дело в том, что после развала СССР политическая система стала другой. Государство стремится к эффективности, следовательно, к снижению своих затрат. Для того чтобы не допустить социального взрыва ввиду снижения уровня обеспеченности нуждающихся, приходится изыскивать иные, ранее неизвестные источники финансирования программ.

В принципе, процесс реформирования идет уже более двадцати лет. Необходимо было перестроить экономическую модель, социальную и гуманитарную сферы и многое другое. Те, кто помнит СССР, понимают, какая огромная работа была проделана. Даже то, что на виду у всех, производит впечатление. Имеется в виду политическая система. От почти тоталитарной однопартийности перешли к демократическому обществу. Граждане получили такие действенные права, о которых ранее не мечтали. Любой свободно высказывает свою точку зрения, может найти дело по душе.

Социальная сфера

Чаще всего реформируется именно эта область общественной жизни. Это вполне обоснованно, ведь демократическое государство имеет целью заботу о своих гражданах. К примеру, возьмем людей преклонного возраста. Для того чтобы они не чувствовали себя заброшенными, а еще важнее, нищими, проводится пенсионная реформа. Суть проблемы для многих стран одинакова. Продолжительность жизни растет, а рождаемость, наоборот, падает. Получается, что пенсионная нагрузка на работающих повышается. Реформированием пытаются найти путь к стабильности в данной сфере. То есть практически нащупать такие методы, которые позволят обеспечивать пенсионеров, в то же время не загоняя работодателей в серые схемы. Ведь не секрет, что предприниматели стараются снизить налоговое бремя. А пенсионные взносы при стареющем обществе приходится постоянно увеличивать. Чаще всего реформы имеют целью получение лояльности граждан. Они называются социально направленными. С другой стороны, преобразования не всегда имеют все признаки реформы. Как правило, они проводятся в форме трансформаций. А это уже несколько иной метод перемен. Это не отказ от старого, а всего лишь его модификация. Реформы же предполагают объемные перемены, полнейшее замещение старой политики новой.