Какие музыкальные произведения звучат в музыкальном театре. Музыкальные жанры: кантата, концерт, оркестровый концерт, кончерто гроссо, танец, романс, месса, камерная музыка, опера, оперетта, оратория, страсти, симфоническая поэма, квартет, реквием, соната

МОУ СОШ № 13

Конспект открытого урока по музыке

во 2-ом классе

по теме:

« В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Назарова Светлана Амировна.

г. Павловский Посад

Тема урока: « В концертном зале».

« Симфонический оркестр».

Цель урока: ввести ребят в большой мир музыки. Повторить пройденный материал.

Задачи урока:


  1. Закрепление знакомых понятий: танец, песня, марш.

  2. Обучение умению различать средства музыкальной выразительности.

  3. Изучение новых терминов и понятий.
Оборудование: учебник 2 класс(

DVD-диски с классическими произведениями: П.И.Чайковского, Н.А. Римский-Корсакова, В.А.Моцарта, Ф.Шопена и др.

На доске : записаны слова и словосочетания: концертный зал, консерватория, композитор, дирижёр, лад, и т.д.

Ход урока:

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о музыкальном театре и познакомились с образами детских опер и балетов. (Задать наводящие вопросы по пройденной теме.)

Дети: (Отвечают на вопросы по теме.)

Учитель: В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всём мире Большой театр и Детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац. (сл. 2,3). Вы уже знаете о композиторах, пишущих музыку для оперы и балета, о ведущих артистах сцены, о музыкальных инструментах. (портреты композиторов )

Один из лучших концертных залов России находится в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. (сл. 4) Откроем учебник на развороте страниц 90-91 « В концертном зале», мы видим Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Перед входом в консерваторию- памятник композитору. Красивый занавес раскрывает сцену где выступает симфонический оркестр - (исполнитель), в зрительном зале- (слушатели ). Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.

Консерватория - высшее музыкальное учебное заведение.

Учитель: Кто в концертном зале? Смотрим в учебник, отвечаем и подписываем картинки.(сл. 12)

Дети: Ответы учащихся.

Учитель : В чём разница между музыкальным театром и концертным залом?

Дети: Оркестр находится в оркестровой яме, а в концертном зале – на сцене; зрители подходят к дирижёру. В музыкальном театре декорации на сцене.(сл. 9,10,11,12)

Учитель: НЕ случайно определение гласит, что симфония – это согласие, созвучие, слияние всех голосов, красота и гармония. Давайте послушаем музыкальное произведение. (фо-но) Сколько инструментов прозвучало?

Дети: Один – фортепиано.

Учитель: Послушайте ещё одно произведение. (симфон. оркестр)

А теперь сколько инструментов прозвучало?

Дети: Много.

Учитель: Какая из них весёлая, какая грустная? Есть разница?

Дети: Ответы детей. (сл.13,)

Учитель: В каждой сказке есть чудо. Вспомните пожалуйста в какой сказке А.С.Пушкина имелись три чуда?

Дети: « Сказка о царе Салтане». (1-ое чудо Белка; 2-ое чудо Тридцать три богатыря; 3-е чудо царевна Лебедь)

Учитель: Давайте послушаем фрагмент из этой оперы(полёт шмеля), а написал оперу великий русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков. (сл.14,15)

Учитель: Звуки с мелодией ладят. Лад – сочетание звуков. Мажорный лад – весёлый. Минорный лад – грустный. Лад показывает характер мелодии. (показ схемы - терминов )

Что такое интонация?

Дети: Выразительность.

Учитель: Какие интонации вы знаете?

Дети: Удивлённая, восхищённая, ласковая, радостная, обиженная.

Учитель: Какие темпы вы знаете? (показ схемы )

Дети: Быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный, средний.

Учитель: Ребята, давайте разберёмся, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и как они звучат.

Инструменты в оркестре объединены в группы, и они имеют свои названия. (сл. 16)

Понятие семейство струнные не случайно, так как у этих инструментов действительно такие голоса:

Контрабас – как у папы

Виолончель – как у мамы

Скрипка-альт – как у сына

Скрипка – как у дочери

И так, кто нужен для того, чтобы зазвучала музыка?

Дети: Композитор, исполнитель, слушатель.

Учитель: Какую музыку вы слушали?

Дети: Классическую, грустную, весёлую, громкую, тихую и т.д.

Итог урока:

Учитель: С какими новыми музыкальными терминами мы сегодня познакомились?

Дети: Лад, мелодия, темп, контраст.

Учитель: Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок.

В концертном зале.

Триединство « композитор – исполнитель – слушатель», предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел « В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, и т.д.

Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов(фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Ролевые игры « На концерте», «В гостях у композитора», « Мы – исполнители», которые можно организовать на уроке музыки, будут готовить детей к ситуации посещения концертного зала, развивать их внимание к особенностям посещения концерта – праздничная одежда, знакомство с афишей и программой концерта, слушание музыки в тишине, выражение своего позитивного отношения к понравившимся музыкальным произведениям и их исполнителям (аплодисменты) и пр.

11.09.2018, 0:00

Первые концерты в новом концертном зале «Зарядье» (с Валерием Гергиевым, Михаилом Плетневым и звездными солистами) не только ответили на острые вопросы об акустике, но и задали новые. Например, как новая площадка повлияет на концертную политику и содержание музыкальной жизни Москвы, сможет ли его афиша конкурировать с афишей Московской филармонии, кто от этого выиграет, кто проиграет, появится ли в Москве больше интересных программ и, главное, увеличится ли количество публики, приходящей на академические концерты? Над ответами задумалась Юлия Бедерова.


Новый концертный зал «Зарядье» вместимостью 1600 мест (плюс 400 в Камерном зале), замаскированный под холм-параллелепипед с плавной стеклянной крышей, похож на гриб, и это выглядит логичным. В XXI веке музыкально-театральные залы в Москве размножаются как грибы. Все началось с Новой сцены Большого театра, одно время использовавшейся и для концертных программ. Потом открылся лужковский Дом музыки на Красных Холмах - в народе «кастрюлька» по аналогии с «супницей» королевского Альберт-холла в Лондоне. Впрочем, отдаленная схожесть не помогла физически и акустически неудобному Дому музыки удержать статус востребованного академического зала. Большой зал консерватории после масштабной реконструкции за статус лучшего зала тоже не борется. Лучшим в Москве постепенно стал реконструированный Концертный зал имени Чайковского, переживший не только инфраструктурный и акустический, но и репертуарный апгрейд силами флагманской российской институции - Московской филармонии. Она же недавно построила еще один большой концертный зал - «Филармонию-2» на Юго-Западе с резонансными программами. Если вспомнить, что есть еще Кремлевский дворец (иногда он тоже подпадает под косвенное влияние академизма), станет понятно, что если Москве чего-то и не хватало, то отнюдь не концертного зала. Возможно, зала для крупных корпоративных городских мероприятий, смотров и форумов. По традиции такой функционал в России совмещен с концертным. А у Валерия Гергиева как раз не было московского плацдарма. Но и до этого было ясно, что человек, который придумает, как в один вечер заполнить все московские залы с академическими программами и собрать для этого публику числом примерно в стадион, достоин премии. Сколько бы ни говорилось, что в европейских столицах по несколько залов и строятся новые, столько публики в Москве не было и нет. Хотя стараниями филармонии слушателей стало на порядок больше.

Сейчас лаконичная, но разнообразная афиша «Зарядья» сформирована до конца 2018 года, и по ней видно, что часть аудитории новый зал, вероятно, сможет переманить. Некоторые имена в расписании «Зарядья» заимствованы из традиционного филармонического ассортимента - тот же Плетнев, сыгравший с РНО вторую программу открытия «Зарядья» примерно в тех же русских музыкальных контурах, что и Гергиев - первую, даже с тем же «Рассветом на Москве-реке» Мусоргского, но пасмурнее и медленнее. Другая часть - музыканты не филармонического круга, скажем, российские барочники и многостаночники, такие как Pratum integrum или Questa musica. Можно заметить, что в афише «Зарядья» больше камерной музыки, смелее выбор, и это ее очень украшает. Но главное - здесь ждут тот пул российских и дружественных им мировых звезд, который отвечает на явно существующий запрос о статусных концертах, позволяющих российской публике, несмотря на изоляционистские обстоятельства, чувствовать себя в центре мировых событий. Поэтому, например, Даниил Трифонов - важный герой главных мировых сцен и фестивалей - не только открывает зал, но и на днях дает сольный клавирабенд с высоколобой программой - повод не только вслушаться в изысканно-блестящий трифоновский пианизм, но и проверить акустику в сольном формате.

В симфоническом она кажется достойной и специфичной: звучание веско, материально, плотно, осязаемо, все хорошо слышно, но похоже на крепкий пар в парной, который стоит и не рассеивается - кажется, что звук как будто сидит на сцене, не смешиваясь с залом, наполняет, но еще не окутывает.

Инфраструктурно зал пока тяжеловат для человека - досмотр на входе беспрецедентно долгий, как в редком аэропорту, и приходить, кажется, лучше за час. Видовое фойе тоже пока не демонстрирует пейзажей, способных конкурировать, скажем, с новой Мариинкой. Прозрачная стена выходит на стройку и свалку. Трепетных слушателей также может травмировать громогласное «К Элизе» в аранжировке с мощной драм-машиной, что звучит на улице перед концертом и после.

Впрочем, главное - то, что, судя по афише, команда «Зарядья» явно намерена разнообразить предложение на академическом рынке. Если это увеличит количество интересных программ и слушателей, а не только их перераспределит (такое возможно, если у зала больше бюджет и выше гонорары, чем, например, у филармонии), то публика от этого только выиграет.

Кантата или опера, симфония или соната... Знаете ли вы разницу между видами музыкальных произведений? Одни относятся к жанру вокальной музыки, другие - инструментальной. Одна музыка звучит в церквах, другая - в театрах, концертных залах. Давайте попробуем немного разобраться в музыкальных понятиях.

Кантата : музыкальное произведение не всегда религиозного содержания для одного или многих голосов и музыкального аккомпанемента.

Концерт : музыкальное произведение для камерного ансамбля инструментов или оркестра и одного или нескольких солистов-исполнителей, иногда для одних солистов.

Оркестровый концерт противопоставляет две (или больше) примерно равноценные по значимости группы инструментов.

Кончерто гроссо («большой кон-церт») предполагает чередование и противопоставление звучания всего состава исполнителей и большой группы солирующих инструментов.

Танец : музыкальный жанр, основанный на танцевальных ритмах, таких, как вальс, полонез, мазурка.

Романс : музыкально-поэтическое произведение для голоса (или нескольких голосов) с инструментальным сопровождением. Происхождение жанра связывают с немецкими традициями.

Месса : вокальное произведение на традиционные тексты, являющееся главным богослужением католической церкви. Одни части мессы читаются или исполняются речитативом, другие поются.

Камерная музыка : инструментальная или вокальная музыка для небольшого числа исполнителей. Предназначалась для домашнего музицирования. Исполнялась струнными инструментами вместе с фортепиано или без него. В названии жанров определяется количество инструментов-исполнителей: соло - для одного; трио - для трех; квартет - для четырех; квинтет - для пяти.

Опера : музыкально-театральное произведение. Вокальные партии - арии и речитативы - чередуются с оркестровыми: увертюрами и антрактами. Часто имеет трагический сюжет.

Оперетта : музыкально-театральный жанр, но в отличие от оперы легкий и веселый. Вокальные номера перемежаются разговорными сценами и хореографическими вставками.

Оратория : музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра. Чаще всего имеет религиозно-драматический сюжет.

«Страсти» : частный случай оратории на евангельские тексты о последних днях Иисуса, его заключении под стражу и распятии («Страсти Христовы»).

Симфоническая поэма : музыкальное произведение для оркестра, отталкивающееся от литературного или философского материала.

Квартет : музыкальное произведение для 4 инструментов или 4 вокальных исполнителей.

Реквием : заупокойная месса.

Соната : музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов. Как правило, состоит из нескольких (до 4) частей, различных по музыкальным образам: первая обычно медленная, а последняя - быстрая.

Сюита : многочастное (от 4 до 8 частей) музыкальное произведение, включающее различные танцы, которые часто связаны тональным единством, и прелюдию.

Симфония : музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной форме. Отличается большим количеством исполнителей на каждом инструменте. Обычно состоит из 4 частей. Долгое время симфония оставалась привилегией больших оркестров, но затем в нее стали вводить хор и сольные вокальные голоса.

Оперное представление

В данном случае на сцене замка Эстергази (поместья знатной венгерской семьи) в 1770 г. Оркестром дирижирует Ф.И. Гайдн, служивший капельмейстером у князя Эстергази.


Струнный квартет

Две скрипки, альт, виолончель - такой его состав возник еще в XVIII веке. Но квартет вначале, в 50-х годах XVIII века, воспринимался как музыка для избранных, и лишь спустя век этот музыкальный жанр стал более «демократическим» и такие произведения зазвучали в концертных залах. Они всегда были наиболее популярными в камерной музыке.

«Дон Жуан»

Одну из самых известных опер В.А. Моцарта, сюжетом для которой стала история легкомысленного обольстителя, экранизировал американский режиссер Джозеф Лоузи.

Джесси Норман

Слава пришла к американской певице в 1968 году благодаря международному музыкальному конкурсу Баварского радио в Мюнхене. В ее репертуаре многочисленные заглавные оперные партии, дает она и сольные концерты.

Сценический костюм

Юджин Стейнхоф сделал костюм для лирического произведения «Дитя и волшебство» композитора Мориса Равеля на текст французской писательницы Колетт: ребенок видит во сне различные вещи и домашних животных, которые обсуждают между собой, как тот обращается с ними. Равель в первую очередь известен как автор «Болеро», которое вместе с «Дафнисом и Хлоей» входит в его оркестровые сочинения.

Фрагмент партитуры

Эти ноты написаны рукой Иоганна Себастьяна Баха. Речь идет о Прелюдии и фуге си минор для органа, одного из излюбленных инструментов композитора.

Жан-Клод Злуа

Творчество этого французского композитора (слева внизу одна из его партитур), родившегося в 1938 году, принадлежит к авангардной музыке. Его произведение «Эквивалентности» написано для 18 инструментов.

Мстислав Ростропович

Этот виолончелист, родившийся в Баку в Азербайджане, считается одним из самых великих исполнителей нашего времени.