Какие предсказания писателей-фантастов XX века сбылись в реальности. Интересные факты из жизни Толстого

Писатель Алексей Толстой в своей пророческой фантастике "Гиперболоид инженера Гарина" предсказал лазерное оружие. Когда придумали лазеры, уже тогда заявили, что мол предсказание писателе сбылось. Но по настоящему можно утверждать что сбылось только сейчас, когда лазер сможет быть действительно оружием. Так как видел и описал писатель-провидец.

ВМС США в этом году планируют испытать беспрецедентно мощное лазерное оружие , которое, будучи установлено на американские корабли, сможет уничтожать не только вражеские дроны, но и крылатые ракеты, самолеты и даже судна . Об этом сообщает Газета.Ру со ссылкой на издание Warrior.

Мощность лазера составит 150 киловатт, что станет настоящийм прорывом по сравнению с предыдущим боевым лазером мощностью всего 30 кВт AN/SEQ-3 (XN-1), который был установлен в 2014 году на десантном транспорте-доке ВМС США Ponce и успешно поражал беспилотники.

Над созданием нового оружия работают ведущие оборонные предприятия США — BAE Systems, Northrop Grumman Cоrporation и Raytheon. Его особенность — это сочетание высокой точности, эффективности и невероятной дешевизны отдельного выстрела, стоимость которого оценивается в размере менее доллара, в то время как цена традиционного перехватчика составляет несколько сотен тысяч долларов.



Единственная проблема лазерного оружия мощностью 150 кВт — это потребность в источнике питания, мощность которого

Должна составить минимум 450 кВт. На данный момент единственным кораблем США, на котором можно было бы полноценно использовать данный тип оружия, является новейший суперэсминец Zumwalt, интегрированная система электропитания которого может вырабатывать до 78 мВт электроэнергии, что позволяет применить на нем перспективные лазерные и электромагнитные боевые системы, в том числе рельсовую пушку. На других же платформах может потребоваться специальный накопитель — своего рода огромная батарея, которая будет регулярно перезаряжаться.

Согласно требованиям ВМС, накопленной энергии должно хватать для устойчивого использования в бою против роя целей в течение двадцати минут, а в идеале лазеру потребуется накопитель, способный заряжаться так же быстро, как его будет расходовать лазерная установка. Это позволит использовать лазер в бою непрерывно, пока не закончится топливо корабля.

На данный момент компании DRS Power and Control Technologies удалось разработать накопитель энергии, достаточной для более чем 100 выстрелов без перезарядки. Сейчас DRS использует подсистему из литий-ионных аккумуляторов, которая позволит новому лазеру работать на полной мощности в течение примерно трех минут — при том, что чаще всего необходимые для поражения цели лазерные импульсы значительно короче по продолжительности.

Демонстрация 150-киловаттной лазерной системы с новым накопителем в море намечена уже на 2018 год.

ВМС США в перспективе намереваются оснастить боевыми лазерами эсминцы, крейсеры и, возможно, авианосцы или суда типа LCS. В компании Northrop Grumman, которая разрабатывает сам боевой лазер, говорят, что все будет зависеть от впечатления, которое опытный образец боевого лазера произведет на высшее руководство.

Предыдущая экспериментальная боевая лазерная система, испытанная в Персидском заливе в 2014 году, успешно справлялась с уничтожением беспилотников. Новое оружие будет обладать переменными эффектами: от ослепления до полного физического разрушения летательного аппарата или боевого корабля.

Нострадамус (настоящее имя Мишель де Нотрсдам) — французский астролог, врач и алхимик, родившийся в 1503 году. Современным людям известен тем, что время от времени после какого-то значимого события или происшествия находятся люди, утверждающие, что это событие предсказал Нострадамус.

Что предсказал Нострадамус?

Многие события, описанные Нострадамусом, действительно произошли в указанном им году

Во-первых, если предсказать общими словами, дескать в каком-то году в этой стране случится большое несчастье, то, скорее всего так и будет — мало ли за год в каждой стране случается неприятных событий, любое из которых можно подогнать под предсказание. Во-вторых — до текущего времени нет достоверно зафиксированного случая, когда так называемое предсказание правильно поняли до того, как событие наступило. Обычно только после какого-то нашумевшего происшествия начинают появляться люди, подгоняющие уже известную информацию под довольно нечетко описанное предсказание и вопят «вот, это предсказал еще Нострадамус».

Возьмем для примера одно из предсказаний:

На 45 градусе загорится небо,

Пламя достигает великого нового города. Немедленно поднимается огромное пламя,

Когда они хотят иметь подтверждения от нормандцев.

Давайте попробуем прикинуть события, которые подходят под это описание. Оказывается, подогнать можно великое множество — война, вулкан, комета, падение астероида, терракт, большой пожар (все это можно охарактеризовать словами «большое пламя»).

Великий новый город — берите любой, недавно построенный или в названии которого имеется слово «новый». Вас не устраивает — берите любой город, построенный после смерти Нострадамуса — относительно него все эти города новые.

45 градус — либо это широта, либо долгота, либо направление от родного города Нострадамуса, либо какая-то точка на небосклоне. При желании под «45 градус» можно подогнать любую нужную нам точку или местность.

Кто хочет и какое подтверждение получить от нормандцев — неизвестно. Кого конкретно в современном мире называть нормандцами — непонятно, поэтому опять таки, можем подогнать любую страну, группу или организацию.

Сможем ли мы, проведя эти нехитрые операции, взять любое громкое происшествие и объявить, что его прогнозировал Нострадамус? Несомненно. Можем ли мы предвидеть с большой вероятностью на основании текстов Нострадамуса что-то в будущем? Нет.

Зачем тогда в таком случае Нострадамус писал эти свои предсказания?

Потому что мог. Многие люди как до него, так и после, занимались попытками предсказать будущее, и некоторые даже угадывали. Кроме того, не надо забывать, что Нострадамус был астрологом, а значит, можно предположить, что сочинение предсказаний и гороскопов приносило ему определенную прибыль. Это подтвержадется тем, что Нострадамус обращался к королю Герцогу II, предлагая раскрыть историю человечества на столетия вперед.

Поскольку Нострадамус был астрологом, то не выдумывал свои предсказания, а просчитывал события, опираясь на математику и астрологию.

Беда только в том, что астрология является не наукой, а как раз попыткой подогнать некие события под расположение звезд, планет, галактик в момент происшествия. Космос предоставляет астрологам немало чисел, с которыми можно поупражняться при помощи математики, но полезного выхлопа от занятий астрологии нет ни для кого, кроме астрологов (обычно их услуги платные).

Были ли в истории люди, удачно предсказывавшие будущее?

Да, и немало. Обычно это люди науки, которые способны, опираясь на анализ прошлого и текущего состояния науки, техники и общества делать определенные выводы и прогнозы. И безо всякой магии.

Например, писатель Жюль Верн в своих художественных книгах описал подводную лодку задолго до ее создания в описанном виде — большая автономность, выдерживание больших давлений, электродвигатели и прочее («20 000 лье под водой»), вертолет («Робур-завоеватель»), полет на Луну («Из пушки на Луну»). Конечно, для современного человека описанные им технологии выглядят немного наивно, но сам факт, что применяемые технологии описаны намного раньше их реального применения, должен радовать любителей предсказаний.

Писатель Алексей Толстой в своей книге «гиперболоид инженера Гарина» предсказал появление лазера, который появился примерно через 30 лет после написания книги.

И еще множество писателей, ученых, инженеров делали верные предположения касательно будущего, не пытаясь завоевать славу предсказателей. Потому что можно прогнозировать развитие, обладая определенной информацией и опытом. Можно фантазировать о полетах к другим галактикам, написать об этом книгу и прославиться через сотни лет, как предсказатель. Можно попытаться описать космический корабль будущего или города на Венере, и угадать. Но нельзя предсказать наступление определенного события в определенное время. Поэтому Нострадамуса стоит воспринимать как фантаста своего времени. Довольно успешного, раз труды его до сих пор не забыты.

Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900). К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя. Курс реального училища Толстой проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам». В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» — тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом». Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Алексей Толстой

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино. Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро».

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви. Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет. После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу.

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте. Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна. В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером.

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому...»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее. Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки. Страшный портрет, который очень соответствует действительности».

27.10.2017

Помните, как мы читали в детстве «Гиперболоид инженера Гарина», умоляя маму подождать еще немного и не выключать свет - так не хотелось отрываться от захватывающего фантастического мира, описанного Алексеем Николаевичем Толстым? Творчество писателя не ограничивалось одной фантастикой, о чем мы узнавали, подрастая, - есть в копилке его романов и рассказов остросоциальные произведения, исторические, есть психологические драмы. Богатый жизненный опыт (если судить по интересным фактам из биографии Алексея Толстого) позволял писателю обращаться к самым разным темам.

  1. Дата рождения будущего писателя - 29 декабря 1882 года. Жизнь его началась необычно. Мать, происходившая из рода Тургеневых, обладавшая заметным литературным даром дама, отличалась, видимо, своеволием и сильным характером. Будучи беременной сыном Алексеем, ушла от мужа и стала жить с А.А. Бостромом. Этот человек стал воспитателем Алексея, заменил ему отца.
  2. Сначала Алексей обучался в реальном училище. Впоследствии он утверждал, что жизнь в обедневшем семействе была не из легких, случались периоды нужды. Все же училище мальчик закончил, а затем поступил в Санкт-Петербургский Политехнический институт.
  3. В бытность свою студентом Алексей Николаевич начал активно писать. После практики на Урале, когда увидела свет сочиненная им повесть о старинной башне, юноша прекратил «грызть гранит науки». Он почувствовал, что его истинное призвание - литература.
  4. Первую мировую войну молодой Толстой прошел военным корреспондентом. Затем были поездки по Европе - во Францию, в Англию. Грянула революция. Алексей Толстой отнесся с энтузиазмом к происходящему, но затем призадумался. Его решением стала эмиграция.
  5. Период с 1918 по 1923 годы писатель проводит за границей. Возможно, именно тогда он понимает: здесь, на чужой земле, ему никогда не стать своим, здесь никогда не будут его понимать, как на родине. И он возвращается в Россию.
  6. Толстой быстро взошел на советский литературный Олимп. Он стал считаться (после Максима Горького) писателем № 2 в СССР. Неплохо складывались отношения со Сталиным - дважды Толстой становился лауреатом Сталинской премии, а третий раз - посмертно. А вот в стане писателей существовало 2 лагеря: один выступал за него, второй - против, обвиняя Алексея Николаевича в лести и заискивании перед властями. Анна Ахматова прямо выказывала свое презрение. Осип Мандельштам однажды устроил с Толстым крупную ссору, ударив его по щеке.
  7. Повесть «Хлеб» Толстого действительно носит явно «просталинский» характер, прославляя вождя. Между тем Алесей Николаевич вовсе не был одним из подобострастных подданных, толпящихся у трона: он нередко заступался за гонимых и опальных, причем порой успешно. Сталин никогда не давал Толстому забыть о его происхождении, насмешливо называл его «графом», намекая на то, что положение самого Толстого довольно шатко.
  8. Толстой предсказал в своих произведениях изобретение лазера, деление атомного ядра.
  9. Писатель был ярым филателистом. Любопытно, что однажды вышла марка с его портретом.
  10. Толстой был женат 4 раза. Все 4 брака заключались по любви. Вторая супруга сменила ради него вероисповедание.
  11. Во время Великой Отечественной войны Толстой продолжал работать над своими произведениями, в последний период войны стал членом комиссии по расследованию преступлений фашистов. Но в этой области ему не довелось долго трудиться: смерть настигла его всего за пару месяцев до великой Победы, в феврале 1945.
  12. Оппоненты Алексея Толстого полушутливо-полупрезрительно поддразнивали его «графом», «барином». Между тем он самозабвенно работал всю жизнь, ежедневно проводя часы за пишущей машинкой.

Вот такую непростую, полную событий жизнь прожил Алексей Толстой. Да, он был обласкан «власть предержащими», но ведь порой балансировал на кончике ножа…

В последнее время идет переоценка многих ценностей прошлого века, переосмысливается то, что осталось нам по наследству от предыдущей эпохи. Например, книги писателей, которых мы считаем великими. Но к некоторым из них отношение меняется. Так, все чаще звучат мнения, что Лев Толстой устарел, стал непонятен и не нужен современному поколению.

О том, насколько справедливы эти критические замечания, и почему Лев Толстой так много значит для культурного пространства России, рассуждал литературный критик, писатель, исследователь творчества Льва Толстого, автор книги "Лев Толстой. Бегство из рая" Павел Басинский :

-Сегодня к личности и произведениям Толстого отношение довольно противоречивое. Насколько творчество Толстого сегодня вписывается в культурный контекст?

С Толстым в последние годы происходит буквально удивительные вещи. Когда я писал свою книгу, то совершенно не рассчитывал на пристальный интерес к фигуре Толстого. Ведь буквально года два назад проводилось голосование "Имя России". Такое народное голосование — кто у нас из исторических фигур самый известный, значимый, узнаваемый и так далее. Хотя, конечно, результаты его вызывают сомнения, тем не менее, здесь политической заинтересованности не было ни у кого. И вот Толстой занял там двадцатое место! Впереди его были и Сталин, и Столыпин, и Иван Грозный, и кто угодно, и из писателей - Достоевский, Пушкин на третьем месте…а Толстой — на двадцатом.

А это писатель, который составляет славу России за рубежом. Есть всего три писателя, которые представляют Россию в мире: Толстой, Достоевский и Чехов. Все остальные — это уже относительно. Пушкина не знают, Горький был известен скорее в начале XX века. И то, был именно известен, но не популярен. А Толстой - востребован. Но у нас к нему долго не было явного интереса, но этот интерес понемногу начал просыпаться.

Здесь мы действительно немножко отстаем от Европы. В Европе и Америке сейчас происходит просто бум интереса к Толстому. Там переводят заново все его романы, только за один прошлый год вышло три новых англоязычных перевода "Войны и мира". Два в Америке и один в Англии.

Заново переводят на французский, испанский и немецкий не только "Войну и мир", "Воскресенье", "Анну Каренину", но и дневники писателя, его письма, статьи, вдруг проснулся огромный интерес в Европе к философии Толстого. Сегодня обнаружилось, что многие идеи, которые высказывал Толстой в начале XX века, стали актуальными. Например, он всегда выступал за отмену смертной казни. И тогда эта позиция казалась чем-то экзотическим. Тогда совершенно нормально было, что казнили преступников и убийц. А сейчас наоборот, Европа отказалась от смертной казни, Россия наложила мораторий.

Он же ведь был и противником охоты, стал вегетарианцем, считал, что нельзя убивать животных. Его современникам казалось диким: как это — не убивать животных? А мех где брать? А дичь к столу? А сегодня мы видим выступления экологов, "зеленых" в защиту животных, известнейшие актрисы против выступают, целые партии создаются. И это он предугадал. Получается, цивилизация развивается так, как предсказывал Лев Толстой.

Пробуждению интереса к Толстому есть и еще несколько причин. Вот двадцатый век был, безусловно, веком Достоевского. Век конфликтов, век ужасно идеологизированный. Век, в котором ставились перед человеком глобальные экстремальные вопросы. И в России, и в Европе в XX веке читали Достоевского, он тогда на Западе был самым популярным русским писателем.

А в XXI веке мир задумался о каких-то цивилизационных вопросах. Как относиться к животным? Можно ли казнить людей? Надо ли воевать? Ну не стоял такой вопрос в начале XX века — конечно, воевать. Все со всеми все время воевали. А сейчас возникает вопрос: а может, не надо вообще воевать? Это не правильно, даже глупо как-то. XXI век задает себе какие-то более конкретные человеческие вопросы, на которые как раз и искал ответы Лев Толстой. Не на абстрактные дистанционные вопросы типа "тварь ли я дрожащая или право имею?", а конкретные: например, как правильно воспитывать детей?

У Толстого была своя система педагогики. Он очень много страниц посвятил семейным вопросам, отношениям мужа и жены, родителей и детей. И, может быть, двадцать первый век будет веком Толстого, а не Достоевского.

-Сегодня много разговоров о том, что Толстой — писатель с завышенной оценкой, что он — не для школы и вообще не для современного читателя. Насколько Лев Толстой уместен в рядах классиков, которых изучают в школьной программе?

- Конечно, восприятие литературы сейчас меняется. Особенно у новых поколений. Можно по этому поводу сетовать, что они мало читают, но с этим, наверное, придется смириться. Ведь сегодня возникло совершенное иное информационное поле. Когда мы наезжаем на наших маленьких детей, заставляем их читать, ругаем — "почему ты не читаешь?", и думаем — вот, в XIX веке-то дети читали, и в советское время дети читали, а эти — не хотят. Но ребенку XIX века для того, чтобы понять, как выглядит лев, или как выглядит танк, надо было об этом прочитать. У него не было другой информации, кроме книг. У него не было телевизора. Не было компьютера, не было интернета.

Информацию о мире ребенок мог получить только из текста. А сегодня громадное количество визуальной информации, и современному ребенку бессмысленно читать длинное описание того, как выглядит танк - он этого танка и так уже везде насмотрелся: в компьютерных играх, в кино, в 3D, в DVD, во всех измерениях. Поэтому, конечно, литература будет меняться.

В этом проблема школьников и школьных учителей. Современному школьнику действительно трудно осваивать пространство "Войны и мира" — огромное, подробное, детальное, это просто не влезает в его голову. Но ведь здесь следует учесть, что Толстой — один из самых экранизируемых классиков. Существует тринадцать экранных версий Анны Карениной. И около семи — "Войны и мира".

И это значит, что Толстой будет доходить до школьников таким образом. Интересно, что сам Толстой тоже не был архаистом. Ведь он первым написал произведение, рассчитанное на ребенка — "Кавказский пленник". Это писалось конкретно для детей, для антологии, которую он составлял. Но это произведение стало шедевром мировой литературы, по нему тоже снимаются фильмы, а ведь "Кавказский пленник" написан очень простым языком.