Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии. Нравственные уроки по комедии Горе от Ума (Грибоедов А

  1. Что же, по мнению автора, необходимо, что-бы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?
  2. Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, не-объятными просторами и природными бо-гатствами, но наряду с этим высказыва-ет свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на полити-ку государства, которая сможет обеспе-чить истинное благо подданным, достой-ную жизнь. Истинное положение россий-ского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о со-хранении и размножении российского на-рода». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя при-родные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:

    Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

    Потаенно — значит, скрыто, откровен-но — открыто, обнаружено, найдено бла-годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис-пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

    Толикое земель пространство, Когда всевышний поручил Тебе в счастливое подданство, Тогда сокровища открыл, Какими хвалится Индия; Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук Сие злату очистить жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

  3. Какова роль заключения в оде? Как оно связа-но с основной темой?
  4. Гимном наукам, просвещению и буду-щим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключи-тельная часть оды «О вы, которых ожида-ет отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем стра-ны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала импе-ратрице, содержащаяся в заключитель-ной строфе оды, с одной стороны, возвра-щает нас к ее началу, прославляюще-му наступление мира, что делает компози-цию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.

  5. Каким стилем написана ода? Какова роль это-го стиля в раскрытии идейно-художественного со-держания оды?
  6. Ода написана высоким стилем, соответ-ствующим высокому, гражданскому со-держанию. Он включает в себя гиперболи-ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп-росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав-ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес-ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы-шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо-кий слог достигается использованием ста-рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен-ны, восстенали, небесну дщерь), обра-зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз-вышенными эпитетами, например пла-менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду-ша ее зефира тише и зрак, прекрас-нее рая.

  7. Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?
  8. Теория «трех штилей» Ломоносова сыг-рала выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использо-ванием высокого стиля; комедии, сати-ры, басни допускали низкий стиль, дра-ма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных на-правлений. Теория Ломоносова в после-петровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и сти-листическая неопределенность, была про-грессивной и стала необходимой для упо-рядочения стилистики языка художест-венных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церков-нославянского языка. Материал с сайта

  9. Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?
  10. Реформирование русского стихосложе-ния, в процесс которого активно вклю-чился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содер-жанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства рус-ского языка и традиции устного народно-го творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо сил-лабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестически-ми, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он так-же выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно рус-скому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпослед-нем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов реко-мендовал употребление чисто ямбиче-ских стихов. От Ломоносова надолго в рус-ской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.

    Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоре-тик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы спосо-бы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Срав-ним для примера приступы (вступле-ния) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаков-ского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоно-сова.

    У Тредиаковского:

    Кое трезвое мне пианство Слово дает к славной причине? Чистое Парнаса убранство, Музы! Не вас ли вижу ныне?

    У Ломоносова:

    Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл; В долине тишина глубокой.

    Преимущество стихов Ломоносова оче-видно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие новшества внёс ломоносов в русскую литературу
  • преимущество творчество ломоносова
  • какова роль заключения в оде ломоносова
  • реформа языка ломоносова оды
  • ода написана в высоком стиле

В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя.

Чацкий был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал этого от каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово - от этого пошел слух, что он сумасшедший. Он, в целом, говорит правильные вещи:

"Чины людьми даются,

А люди могут обмануться …"

Но, увы, не обладает чутьем оратора, не может донести и преподнести свою мысль так, чтобы она посеяла смуту, нашла эмоциональный отклик в сердцах людей.

"Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?" - Чацкий единственный в этой комедии, кто не разносит сплетни, не возносит до космоса чужое мнение.

В этом и его ошибка – иногда и следует прислушаться к умному человеку. Также мне показали, что нужно обладать ораторским мастерством, что любопытство – не порок, а болезнь

Фамусов - управляющий в казённом доме. Всегда отстаивает свою точку зрения, зол, в своих ошибках обвиняет других. Фамусов - эгоист.

«Забрать все книги бы да сжечь»

Эти слова показывают, что Фамусов – консерватор, потому как люди, которые хотят что-то изменить, обычно любят читать и познавать новое. Люди хотят что-то изменить по двум причинам: им не нравится то, что есть, либо они знают, что бывает лучше. Фамусов же не знает, что бывает что-то, кроме его скромного мирка с бумажками, а узнавать не хочет – не читает.

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»

Также я считаю, что Грибоедов старался показать: Фамусов любит одинаковость и постоянство. Не такая плохая черта, как ее обычно преподносят, а, скорее, инстинкт. Люди не любят выходить из зоны комфорта, им проще разобраться в поступках и мотивах одинаковых людей. Если каждый человек индивидуален, предугадать других сложнее. Грибоедов увлекался психологией, был разносторонним человеком и, мне кажется, мог показать Фамусова, как обычного человека (как я и Вы, мой дорогой читатель), лишь показав недостатки крупным планом, а достоинства скрыл.

Итак, Грибоедов в своей повести показал мне, как важно образование (ораторское мастерство в частности), как важно уметь себя подать в обществе. Его комедия так же показала мне, что люди могут быть индивидуальны, им можно показывать свою «инаковость». В чем она у Вас, читатель? Нет, не ваш характер, а какая-то черта, привычка. То, чего нет у других. Я, например, хожу по дому только на цыпочках. Вы, может, умеете шевелить ушами, или играть на гитаре пальцами на ногах. Может быть, Вы никогда не носите черный, а, может, белый. Грибоедов показал: будьте разными.

«Горе от ума» — это благороднейшее гуманическое

произведение..., протест против гнусной расейской

действительности, против чиновни-ков, взяточников,

бар-развратников... против невежества,

добровольного холопства.

В. Г. Белинский

Отношение к человеческой личности, к ее достоинству, к труду, к чести и бесче-стью, к правде и лжи, к любви и дружбе — это проблемы, актуальные во все времена.

Люди и сегодня задумываются над вопросами: как жить? что значит иметь человеческое достоинство? кто заслуживает доверия, любви, дружбы? как воспитать достой-ных членов общества?

Ответы дает сама жизнь. Дают их и книги, в которых жизненным опытом делят-ся с нами мудрые люди — писатели. «Поэт в России больше, чем поэт»,— через полтора века после Грибоедова сказал Е. Евтушенко, но как будто сказал и о нем, мудром учителе, наставнике и друге.

А. С. Грибоедов был декабристом по убеждениям. Существующий строй он счи-тал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим челове-ческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии «Горе от ума». Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом, в котором он живет и интересы которого защищает. Войдем в дом чиновного барина Павла Афанасьевича Фамусова, окунемся в уже далекую от нас жизнь. Вот пожилой хозяин дома заигрывает с молоденькой служан-кой, вот он вспоминает о своих только двоим известных отношениях с вдовой-докторшей и тут же хвалится, что «монашеским известен поведеньем». Вскоре мы подроб-нее познакомимся с его «кодексом чести». Фамусов откровенно признается, что на службе любит «порадеть родному человеку», не думая о пользе дела, к своим обязан-ностям относится формально («Подписано — так с плеч долой!»). Безнравствен он во всем: безразлично относится к воспитанию дочери, боится просвещения, уверен, что от него все зло, а «чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Крепостных Фамусов не считает людьми, срывает на них злость. И при этом он считает себя безгрешным, ставит в пример дочери: «Не надобно другого образца, ког-да в глазах пример отца».

Людей Фамусов оценивает по богатству, чину и по тому, насколько они ему удоб-ны. Поэтому он держит в доме лицемера и подхалима Молчалина, стараясь не заме-чать его фальши, лжи, угодничества (ведь Фамусов совсем не глуп!). Поэтому заиски-вает перед Скалозубом (еще бы: «И золотой мешок, и метит в генералы»).

Скалозуб настолько примитивен, что даже не понимает, что говорит, когда при-знается, что «счастлив в товарищах» своих, потому что те «перебиты» и, следователь-но, путь к повышению расчищен. Тем не менее он почетный гость в доме Фамусова! Под стать ему и чванливая, влиятельная Хлестова. Страшна мораль Тугоуховских, для которых в человеке важно только одно — богатство.

В этом обществе и не помышляют о человеческом достоинстве, дружбе, любви. Для достижения корыстных, низменных целей не считается зазорным лгать, лицеме-рить, притворяться. «Путь наверх» прекрасно показан на примере Молчалина, кото-рый, живя, как «завещал отец», то есть угождая «всем людям без изъятья», уничто-жил в себе человека. Он уверен, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь», что «надобно зависеть от других» и т. д.

Возникает вопрос, не безнравственна ли Софья, полюбившая такого человека. Не-ужели ей по душе «мораль» Молчалина? Как могла она, читающая, любящая музы-ку, неглупая, предпочесть это ничтожество Чацкому? Я не могу осуждать Софью: мне ее жаль. Девушка очень молода и неопытна. В доме своего отца она получила уродли-вое воспитание. Начитавшись сентиментальных французских романов, возомнила себя спасительницей, покровительницей бедного молодого человека, такого тихого, такого скромного... Знать бы ей, что это волк в овечьей шкуре. Но Софья еще не научилась разбираться в людях: всем хорош Молчалин, вздыхает, боится на нее глаза поднять... А Чацкий колок, резок, язвителен, всех вышучивает и при этом ищет понимания у нее, Софьи. Она уверена: Чацкий в ней не нуждается, да ей и дела до него нет. Софья не безнравственна. Ее любовь, в отличие от «чувства» Молчалина, настоящая. Вот если бы она могла увидеть своего избранника глазами постороннего наблюдателя! Поведе-ние Софьи — результат влияния среды, общества, для которого молчалинские «умерен-ность и аккуратность» — ключ к успеху и карьере. Безнравственность не мешает, а помогает продвигаться по служебной лестнице, способствует расположению «сильных мира сего». Материал с сайта

Рассказывая о личной драме Чацкого и Софьи, писатель убеждает, что и в про-блемах нравственности фамусовское общество безнадежно отстало от требований жизни. Политическая и нравственная несостоятельность этого общества взаимосвязаны. За-щитники крепостничества не могут уважать человеческую личность. Многочисленные фамусовы, хлестовы, скалозубы презирают русскую культуру, народные обычаи, род-ной язык, как огня боятся просвещения.

Но больше всего пугают их передовые взгляды. «Он вольность хочет проповедать!» — «Да он властей не признает!» — такие обвинения в их устах звучат как приговор. В борьбе против вольнодумия для них хороши самые безнравственные средства. Сплет-ни, ложь, клевета без зазрения совести пускаются в ход, когда становится очевидной угроза их спокойствию, которую несет с собой Чацкий. Чацкий выступает не только как носитель новых идей, но и как человек новой нравственности; его моральные устои так же противоположны морали старой барской Москвы, как и его убеждения.

Мысль о необходимости общественных перемен очень убедительно раскрыта в ко-медии через противопоставление морали двух противоборствующих лагерей: в отста-лом, изжившем себя обществе не может быть высокой нравственности — такой вывод делал для себя читатель «Горя от ума» накануне восстания декабристов. Этот вывод не стареет и сегодня: справедливая общественная мораль возможна только в справед-ливом обществе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • проблемы нравственности сочинение
  • нравственные уроки комедии горе от ума
  • нравственные уроки грибоедовской комедии горе от ума
  • а.с. грибоедов "горе от ума" краткое сочинение
  • проблемные темы для сочинения по горе от ума

"Горе от ума" - это благороднейшее гуманическое

Произведение..., протест против гнусной расейской

Действительности, против чиновников, взяточников,

Бар-развратников... против невежества,

Добровольного холопства.

В. Г. Белинский

Отношение к человеческой личности, к ее достоинству, к труду, к чести и бесчестью, к правде и лжи, к любви и дружбе - это проблемы, актуальные во все времена.

Люди и сегодня задумываются над вопросами: как жить? что значит иметь человеческое достоинство? кто заслуживает доверия, любви, дружбы? как воспитать достойных членов общества?

Ответы дает сама жизнь. Дают их и книги, в которых жизненным опытом делятся с нами мудрые люди - писатели. "Поэт в России больше, чем поэт",- через полтора века после Грибоедова сказал Е. Евтушенко, но как будто сказал и о нем, мудром учителе, наставнике и друге.

А. С. Грибоедов был декабристом по убеждениям. Существующий строй он считал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим человеческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии "Горе от ума". Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом, в котором он живет и интересы которого защищает. Войдем в дом чиновного барина Павла Афанасьевича Фамусова, окунемся в уже далекую от нас жизнь. Вот пожилой хозяин дома заигрывает с молоденькой служанкой, вот он вспоминает о своих только двоим известных отношениях с вдовой-докторшей и тут же хвалится, что "монашеским известен поведеньем". Вскоре мы подробнее познакомимся с его "кодексом чести". Фамусов откровенно признается, что на службе любит "порадеть родному человеку", не думая о пользе дела, к своим обязанностям относится формально ("Подписано - так с плеч долой!"). Безнравствен он во всем: безразлично относится к воспитанию дочери, боится просвещения, уверен, что от него все зло, а "чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь".

Крепостных Фамусов не считает людьми, срывает на них злость. И при этом он считает себя безгрешным, ставит в пример дочери: "Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца".

Людей Фамусов оценивает по богатству, чину и по тому, насколько они ему удобны. Поэтому он держит в доме лицемера и подхалима Молчалина, стараясь не замечать его фальши, лжи, угодничества (ведь Фамусов совсем не глуп!). Поэтому заискивает перед Скалозубом (еще бы: "И золотой мешок, и метит в генералы").

Скалозуб настолько примитивен, что даже не понимает, что говорит, когда признается, что "счастлив в товарищах" своих, потому что те "перебиты" и, следовательно, путь к повышению расчищен. Тем не менее он почетный гость в доме Фамусова! Под стать ему и чванливая, влиятельная Хлестова. Страшна мораль Тугоуховских, для которых в человеке важно только одно - богатство.

В этом обществе и не помышляют о человеческом достоинстве, дружбе, любви. Для достижения корыстных, низменных целей не считается зазорным лгать, лицемерить, притворяться. "Путь наверх" прекрасно показан на примере Молчалина, который, живя, как "завещал отец", то есть угождая "всем людям без изъятья", уничтожил в себе человека. Он уверен, что в его лета "не должно сметь свое суждение иметь", что "надобно зависеть от других" и т. д.

Возникает вопрос, не безнравственна ли Софья, полюбившая такого человека. Неужели ей по душе "мораль" Молчалина? Как могла она, читающая, любящая музыку, неглупая, предпочесть это ничтожество Чацкому? Я не могу осуждать Софью: мне ее жаль. Девушка очень молода и неопытна. В доме своего отца она получила уродливое воспитание. Начитавшись сентиментальных французских романов, возомнила себя спасительницей, покровительницей бедного молодого человека, такого тихого, такого скромного... Знать бы ей, что это волк в овечьей шкуре. Но Софья еще не научилась разбираться в людях: всем хорош Молчалин, вздыхает, боится на нее глаза поднять... А Чацкий колок, резок, язвителен, всех вышучивает и при этом ищет понимания у нее, Софьи. Она уверена: Чацкий в ней не нуждается, да ей и дела до него нет. Софья не безнравственна. Ее любовь, в отличие от "чувства" Молчалина, настоящая. Вот если бы она могла увидеть своего избранника глазами постороннего наблюдателя! Поведение Софьи - результат влияния среды, общества, для которого молчалинские "умеренность и аккуратность" - ключ к успеху и карьере. Безнравственность не мешает, а помогает продвигаться по служебной лестнице, способствует расположению "сильных мира сего".

Рассказывая о личной драме Чацкого и Софьи, писатель убеждает, что и в проблемах нравственности фамусовское общество безнадежно отстало от требований жизни. Политическая и нравственная несостоятельность этого общества взаимосвязаны. Защитники крепостничества не могут уважать человеческую личность. Многочисленные фамусовы, хлестовы, скалозубы презирают русскую культуру, народные обычаи, родной язык, как огня боятся просвещения.

Но больше всего пугают их передовые взгляды. "Он вольность хочет проповедать!" - "Да он властей не признает!" - такие обвинения в их устах звучат как приговор. В борьбе против вольнодумия для них хороши самые безнравственные средства. Сплетни, ложь, клевета без зазрения совести пускаются в ход, когда становится очевидной угроза их спокойствию, которую несет с собой Чацкий. Чацкий выступает не только как носитель новых идей, но и как человек новой нравственности; его моральные устои так же противоположны морали старой барской Москвы, как и его убеждения.

Мысль о необходимости общественных перемен очень убедительно раскрыта в комедии через противопоставление морали двух противоборствующих лагерей: в отсталом, изжившем себя обществе не может быть высокой нравственности - такой вывод делал для себя читатель "Горя от ума" накануне восстания декабристов. Этот вывод не стареет и сегодня: справедливая общественная мораль возможна только в справедливом обществе.


На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" и хочу поговорить о нравственности.

Нравственность - это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий - полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово.

В фамусовском обществе из-за этого пошел слух, что Чацкий - сумасшедший. Тем самым, Александр Сергеевич пытается сказать нам, что не нужно быть излишне любознательным.

Софья-дочь Фамусова. Автор высмеивает в ней распущенность. Девушка любит окружение мужчин и на все готова ради любви. Фамусов - управляющий. Всегда отстаивает свою точку зрения, всегда всех и во всем винит, конечно, кроме себя.

Молчалин притворяется, что любит. Свое истинное лицо показывает только в общении с Лизой.

Лиза - служанка. Простая девушка, не может найти настоящую любовь. Свою любовь.

Все герои кроме Чацкого зависимы от чужого мнения. Любят сплетни.

Я думаю, что нравственность не врожденное качество. Нравственность зависит от воспитания человека и общества, в котором он живёт.

Обновлено: 2017-06-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.