Картина тайное вечере леонардо да винчи. Есть ли на фреске портрет самого леонардо? Билеты, время работы

Отвергая надуманную, фальшивую героику итальянских академистов, которые полагали прогресс современного искусства не в живой связи с жизнью, а в наибольшем приближении его к идеалам и формам прошлых эпох, Рембрандт в то же время глубоко изучал произведения мастеров итальянского Возрождения. Сохранилось, в частности, три его рисунка с фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"…

Когда в 1482-ом году в Милан приехал тридцатилетний Леонардо да Винчи, он попал в настоящий водоворот празднеств и увеселений. Красивый, одаренный, прекрасный певец и музыкант, он стал центром блестящего общества. "Все умеет, знает все, - писал о нем один из современников, - отличный стрелок из лука и арбалета, наездник, пловец, мастер фехтования на шпагах; он левша, но нежной и тонкой левой рукой сгибает железные подковы".

Леонардо да Винчи был великим математиком, разработавшим теорию зрительной перспективы, и выдающимся анатомом, изучившим внутренние органы человека по вскрытым им самим человеческим трупам. Его влекло к военному делу. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета.

В историю искусства Леонардо вошел как величайший живописец итальянского высокого Возрождения наряду с Рафаэлем и Микеланджело. Через год после прибытия в Милан Леонардо стал работать над своей гениальной картиной "Мадонна в скалах", ныне находящейся в парижском Лувре. Он воплотил в ней свое представление о прекрасном человеке и писал ее одиннадцать лет.

Сразу по окончании "Мадонны в скалах" Леонардо перешел к своему величайшему творению - фреске для миланской монастырской столовой (так называемой трапезной) "Тайная вечеря". Два года, 1495-ый и 1496-ой, он работал от восхода солнца до вечерней темноты. Не выпуская из рук кисти, он писал фреску непрерывно, забывая о еде и питье. "А бывало, что пройдут два, три, четыре дня, и он не прикасается к картине", - писал современник.

Помещение трапезной монастыря Мария делла Грация было большим, и фреска была задумана так, чтобы все тринадцать персонажей разместились на свободном пространстве стены длиной восемьсот восемьдесят, высотой четыреста шестьдесят сантиметров. Каждая фигура оказалась в полтора раза больше обыкновенного человеческого роста, но зрителю они видны лишь выше пояса.

Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Во вторник Страстной недели вечером Иисус Христос указал ученикам на Пасху как на время своей насильственной смерти. Сразу после этого Иуда, один из двенадцати апостолов, украдкой оставил своих собратьев и явился в Синедрион, совет старейшин и аристократов Иерусалима. Какие побуждения руководили этим человеком, сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь, или она была предложена ему, на этот вопрос нет ответа. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Выданная за предательство плата Иуде была ничтожной, тридцать сиклей, цена негодного к работе раба.

К вечеру в четверг, когда сгущавшийся сумрак мог избавить от наблюдения вездесущих доносчиков, Спаситель с двенадцатью учениками незамеченным вошел в Иерусалим. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Стол накрыт. Почетным местом было среднее, и оно было занято Христом. Апостолы расположились по сторонам от него четырьмя группами по трое: шесть человек слева от Христа, шесть справа. Иуда изображен повернувшимся к Христу в профиль с выражением лживой преданности и тайного страха на грубом, хищном лице; третьим слева от Христа, то есть четвертым от левого края фрески.

Расположив стол, за которым сидят Христос и апостолы параллельно стене, которую украшает фреска, Леонардо как бы продолжает реальное пространство трапезной, где находится зритель. Получается, что и мы, и Христос с апостолами находимся в одном и том же гигантском помещении по разные стороны от вытянутого по горизонтали стола.

Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Длинный стол, покрытый узорчатой золотистой скатертью и скромной посудой, резко выдвинут к зрителю. За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. При этом возвышающийся над остальными апостолами Христос оказывается на фоне среднего, самого большого окна. Из верхних углов фрески к его голове стремительно опускаются линии стыка потолка с боковыми стенами.

В основу композиции "Тайной вечери" положено простейшее геометрическое построение: опирающийся на нижний край фрески треугольник. Его боковые стороны - края стола и положенные на стол расставленные руки Христа. Вершина треугольника совпадает с качнувшейся в правую сторону от зрителя обнаженной головой Христа. Таким образом, Христос загораживает главную точку схода, уходящую в глубину параллели.

Прямоугольная рама центрального окна в глубине превращается в своеобразную раму погрудного портрета Христа. За окном, слева от его лица, видны далекие-далекие горы, у подножия которых протекает река. Над головой Спасителя плывут облака, и космос, проникая через окна в трапезную, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы. Взоры учеников, жесты их рук направлены к Христу, и это еще больше приковывает внимание к его фигуре. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.

Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. Во-вторых, фреска Леонардо открыла для европейской живописи совершенно новую область - область психологического конфликта. Не довольствуясь изображением этой евангельской сцены как реального события, Леонардо впервые истолковал ее как разоблачение и осуждение предательства.

Перед началом вечери Христос, сознательно уподобив себя рабу, омыл ноги учеников, вытерев их своим поясом. За столом он объяснил им свой поступок как доброе и милостивое дело. "Но так должны поступать и они друг с другом, - сказал он, - они должны научиться смирению, самоотречению и любви к людям".

"Блаженны те, которые поймут, что борьба за преимущества, притязательность и настойчивость на правах своего достоинства, страсть к властолюбию составляют отличительные свойства тирании и языческой незрелости; а самый великий из христиан должен быть самым смиренным, - еще раз предостерег он, - не ожидать земной награды или земных благ; его престол и царство не от мира сего".

Затем речь его стала печальной. Среди его соратников находится человек, который уже навлек проклятье на свою голову. В эту ночь оставят его все, даже наиболее возлюбленные им, но это еще не все. В эту ночь даже самый мужественный из них клятвенно трижды отречется от него, но и это еще не все. Истинно говорю вам: один из вас предаст меня.

За серединой стола, вдоль главной оси фрески полуфигура Христа, представляющая логический центр повествования, отделена промежутками от фигур апостолов. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба - хитон с круглым отверстием для головы. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Вещие слова сказаны. И вот по ряду учеников проходит волна, как бы состоящая из двенадцати фигур, считая то в одну, то в другую сторону от Христа: удар, круговращение, отражение, обращение, вздымание, склон, подъем, стремительность, замедление, углубление и так далее, вплоть до исчерпывания движения в крайних, замыкающих композицию фигурах. Это все термины самого Леонардо.

Так подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по ее поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в этом собрании, до того пребывавшем в состоянии полного покоя.

Особенно выразительна захватывающая зрителя контрастными характерами и чувствами составляющих ее лиц группа апостолов по правую руку от Христа, то есть слева от зрителя. Весть о предательстве словно парализовала нежного юношу с мягким сердцем, любимого ученика Христа, Иоанна. Золотистые локоны обрамляют его женственное лицо, руки лежат на столе, пальцы бездейственно сплетены. Наклонив голову влево от нас, он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, верховного апостола, который, сжимая нож в правой руке, шепчет что-то ему на ухо.

И, наконец, между Петром и столом, прижатый к столу, низкорослый, с взлохмаченными волосами, погруженный в тень, повернувшись к нам в профиль, напряженно и гипнотизирующе смотрит на Христа Иуда. Заостренность крючковатого носа, сходящегося с подбородком, выпяченная кривая нижняя губа, низкий покатый лоб - все эти Иудины черты выражают единство физического и морального уродства.

Когда другие рассуждали между собой о том, кто предал, он с наглостью и презрительным ожесточением преступника оставался безмолвным. Но вот, уязвленный тем потрясающим ужасом, с которым все остальные смотрели на саму возможность предательства, он и сам дерзнул на гнусный и бесстыдный вопрос. Откинувшись влево от нас в сторону, упав локтем правой руки, сжимающей кошелек на стол, так что упала и покатилась солонка, он словно защищается от изобличения протянутой левой рукой, в то время как правая рука судорожно прижимает кошелек к груди. Так, скорчившись, боясь разоблачения, впиваясь в Христа обуреваемым неблагодарностью сверлящим взглядом, он хрипло шепчет с язвительностью дерзкой насмешки: "Не я ли, равви?"

Лицо Христа как бегущая волна. Оно меняется, оно живет и дышит. Оно в становлении, в нем игра мыслей и чувства. Оно обещание последующих свершений мирового портретного искусства. Оно предвестие поздних рембрандтовских лиц. Оно печально той печалью, которая долговечнее стали и камня. "Ты сказал", следует тихий, неукоризненный ответ, запечатлевающий виновность предателя.

Как иногда в бурные ночи с диким завыванием рвется ветер через треснувшие стены какого-нибудь заброшенного места, так и в погибельной душе Иуды бушуют зависть и ненависть. "Что делаешь, делай скорее", - громко продолжит Христос. И Иуда сразу поймет, что означают эти слова. "Твой гнусный замысел созрел, исполняй его без всякого льстивого лицемерия и бесполезных отсрочек". И предатель выйдет из-за стола и покинет недоумевающее собрание.

Затененный злобный профиль Иуды среди ярко освещенных лиц остальных апостолов. Буря страстей в душе предателя и его испуг позволяют Леонардо выделить Иуду среди других апостолов и сделать его роль понятной зрителю. Еще никогда европейские мастера не вкладывали в свои фрески и картины столько наблюдений над жизнью человеческой души.
Главный герой драмы величественно прост и спокоен. В самом страдании Христос обретает благородство, но его образ давался Леонардо нелегко. Впоследствии передавали, что художник долго не мог закончить его голову. Зато зоркостью своей в изучении страстей и слабостей человека Леонардо как бы предвосхищает своего младшего современника - итальянского политического деятеля, историка и писателя Никколо Макиавелли, который призывал отречься от идеализации человеческой природы и исходить в политике из положения, что люди неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы.

Анатолий Вержбицкий. "Творчество Рембрандта".

«Тайная вечеря», безусловно, одно из самых таинственных произведений гениального Леонардо да Винчи, с которым по количеству слухов и домыслов может соперничать только его же «Джоконда».

После же публикации романа «Код да Винчи» к фреске, украшающей трапезную миланского доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie), приковано внимание не только исследователей истории искусств, но и любителей всевозможных теорий заговора. В сегодняшней статье, я постараюсь ответить на самые популярные вопросы, касающиеся «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

1. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАЕТСЯ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО?

Удивительно, но «Тайная вечеря» только в русской версии имеет такое название, в языках других стран и библейское событие, изображенное на фреске Леонардо, и сама фреска носит гораздо менее поэтичное, но очень ёмкое название «Последний ужин», то есть, Ultima Cena по-итальянски или The Last Supper по-английски. В принципе, название более точно отражает суть происходящего на настенной росписи, ведь перед нами не тайное собрание заговорщиков, а последний ужин Христа с апостолами. Второе название фрески на итальянском — Il Cenacolo, что переводится просто, как «трапезная».

2. КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ НАПИСАНИЯ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ»?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно внести определенную ясность относительно того, по каким законам жил рынок искусства в пятнадцатом веке. Фактически свободного рынка искусства тогда не существовало, художники, а также скульпторы трудились только в том случае, если получали заказ от богатых и влиятельных семейств или же из Ватикана. Как известно, свою карьеру Леонардо да Винчи начал во Флоренции, многие считают, что покинуть город ему пришлось из-за обвинений в гомосексуализме, но, на самом деле, все было, скорее всего, куда более прозаично. Просто у Леонардо во Флоренции был очень сильный конкурент — Микеланджело, который пользовался огромным расположением Лоренцо Медичи Великолепного и забирал себе все самые интересные заказы. В Милан Леонардо прибыл по приглашению Людовико Сфорца и остался в Ломбардии на 17 лет.

На иллюстрации: Людовико Сфорца и Беатриче д’Эсте

Все эти годы да Винчи не только занимался искусством, но и конструировал свои знаменитые военные машины, прочные и легкие мосты и даже мельницы, а также являлся художественным руководителем массовых мероприятий. Например, именно Леонардо да Винчи был организатором свадьбы Бьянки Марии Сфорца (племянницы Людовико) с императором Максимилианом I из Инсбрука, ну и, конечно, он же устроил свадьбу самого Людовико Сфорца с юной Беатриче д’Эсте — одной из самых красивых принцесс итальянского Ренессанса. Беатриче д’Эсте была родом из богатой Феррары, а ее младший брат . Принцесса была прекрасно образована, муж боготворил ее не только за удивительную красоту, но и за острый ум, а, кроме того, современники отмечали, что Беатриче была очень энергичной особой, она принимала активное участие в государственных делах и покровительствовала художникам.

На фото: Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie)

Считается, что идея украсить трапезную монастыря Санта-Мария-делле-Грацие росписью на тему последнего ужина Христа с апостолами принадлежит именно ей. Выбор Беатриче пал именно на этот доминиканский монастырь по одной простой причине — монастырская церковь была по меркам пятнадцатого века сооружением превосходящим фантазии людей того времени, так что и трапезная монастыря заслуживала того, чтобы ее украсила рука мастера. К сожалению, сама Беатриче д’Эсте фреску «Тайная вечеря» так и не увидела, она умерла в родах в совсем молодом возрасте, ей было всего лишь 22 года.

3. СКОЛЬКО ЛЕТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПИСАЛ «ТАЙНУЮ ВЕЧЕРЮ»?

Правильного ответа на этот вопрос не существует, принято считать, что работа над росписью была начата в 1495 году, шла с перерывами, а закончил Леонардо примерно в 1498 году, то есть, на следующий год после смерти Беатриче д’Эсте. Однако, поскольку архивы монастыря были уничтожены, точная дата начала работы над фреской неизвестна, можно лишь предполагать, что она никак не могла начаться до 1491 года, поскольку в этом году состоялось бракосочетание Беатриче и Людовико Сфорца, а, если ориентироваться на немногие документы, дошедшие до наших дней, то, судя по ним, роспись была на финальной стадии уже в 1497 году.

4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ФРЕСКОЙ В СТРОГОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО ТЕРМИНА?

Нет, в строгом понимании — не является. Дело в том, что данный вид живописи подразумевает, что художник должен писать быстро, то есть, работать по влажной штукатурке и сразу на чистовик. Для Леонардо, который был очень дотошным и не признавал работу сразу набело, это было совершенно неприемлемо, поэтому да Винчи изобрел особый грунт из смолы, габса и мастики и писал «Тайную вечерю» по сухому. С одной стороны, он смог вносить в роспись многочисленные изменения, а с другой — именно из-за росписи на сухой поверхности полотно очень быстро начало разрушаться.

5. КАКОЙ МОМЕНТ ИЗОБРАЖЕН НА «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ» ЛЕОНАРДО?

Момент, когда Христос говорит о том, что один из учеников предаст его, в фокусе внимания художника — реакция учеников на его слова.

6. КТО СИДИТ ПО ПРАВУЮ РУКУ ОТ ХРИСТА: АПОСТОЛ ИОАНН ИЛИ МАРИЯ МАГДАЛИНА?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, тут строго работает правило, кто во что верит — тот то и видит. Тем более, современное состояние «Тайной вечери» — очень далеко от того, какой видели фреску современники да Винчи. Но, стоит сказать, современников Леонардо фигура по правую руку от Христа не удивила и не возмутила. Дело в том, что на фресках на тему «Тайной вечери» фигура по правую руку от Христа всегда была очень женственной, стоит посмотреть, к примеру, на фреску «Тайная вечеря» авторства одного из сыновей Луини, которую можно увидеть в миланской базилике Сан-Маурицио.

На фото: «Тайная вечеря» в базилике Сан-Маурицио

Здесь фигура в той же позиции опять же выглядит очень женственной, словом, получается одно из двух: или все художники Милана состояли в тайном заговоре и изображали на Тайной вечере Марию Магдалину, или же это просто художественная традиция — изображать Иоанна женственным юношей. Решайте сами.

7. В ЧЕМ НОВАТОРСТВО «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ», ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ, ЧТО ЛЕОНАРДО ПОЛНОСТЬЮ ОТОШЕЛ ОТ КЛАССИЧЕСКИХ КАНОНОВ?

В первую очередь, в реализме. Дело в том, что, создавая свой шедевр, Леонардо решил отойти от существовавших в то время канонов живописи на библейскую тематику, он хотел добиться такого эффекта, чтобы монахи, обедавшие в зале, физически ощущали присутствие Спасителя. Именно поэтому все предметы быта списаны с тех предметов, которые были в обиходе монахов доминиканского монастыря: те же столы, за которыми ели современники Леонардо, та же утварь, та же посуда, да, что там, даже пейзаж за окном — напоминает вид из окон трапезной, каким он был в пятнадцатом веке.

На фото: зеркальное изображение «Тайной вечери»

Но, это еще не все! Дело в том, что лучи света на фреске - продолжение реального солнечного света, падавшего в окна трапезной, во многих местах росписи проходит золотое сечение, а благодаря тому, что Леонардо сумел правильно воспроизвести глубину перспективы, фреска после завершения работы была объемной, то есть, фактически она была сделана с эффектом 3D. К сожалению, сейчас, увидеть этот эффект можно только из одной точки зала, координаты искомой точки: 9 метров вглубь зала от фрески и примерно 3 метра над нынешним уровнем пола.

8. С КОГО ЛЕОНАРДО ПИСАЛ ХРИСТА, ИУДУ И ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ФРЕСКИ?

Все персонажи на фреске написаны с современников Леонардо, говорят, художник постоянно ходил по улицам Милана и отыскивал подходящие типажи, что даже вызвало неудовольствие настоятеля монастыря, который посчитал, что художник недостаточно времени проводит за работой. В итоге Леонардо сообщил настоятелю, что, если тот не перестанет его беспокоить, то портрет Иуды будет написан с него. Угроза возымела действие, и больше настоятель маэстро не мешал. Для образа Иуды художник очень долго не мог найти типаж, пока не встретил подходящего человека на улице Милана.

Иуда на фреске «Тайная вечеря»

Когда же Леонардо привел статиста к себе в студию, выяснилось, что тот же самый человек несколькими годами ранее позировал да Винчи для образа Христа, просто тогда он пел в церковном хоре и выглядел совсем иначе. Вот такая злая ирония! В свете этой информации известный исторический анекдот о том, что человек, с которого Леонардо писал Иуду, всем рассказывал, что он изображен на «Тайной вечере» в образе Христа, приобретает совсем иной смысл.

9. ЕСТЬ ЛИ НА ФРЕСКЕ ПОРТРЕТ САМОГО ЛЕОНАРДО?

Существует теория, что на «Тайной вечере» есть и автопортрет Леонардо, якобы художник присутствует на фреске в образе апостола Фаддея — это вторая фигура справа.

Изображение апостола Фаддея на фреске и портреты Леонардо да Винчи

Истинность этого утверждения до сих пор под вопросом, но анализ портретов Леонардо наглядно демонстрирует сильное внешнее сходство с образом на фреске.

10. КАК СВЯЗАНА «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» И ЧИСЛО 3?

Еще одна загадка «Тайной вечери» — постоянно повторяющееся число 3: на фреске три окна, апостолы расположены в группах по три человека, даже контуры фигуры Иисуса напоминают треугольник. И, надо сказать, это вовсе неслучайно, ведь число 3 постоянно фигурирует в Новом Завете. Дело не только в Святой Троице: Бог Отец, Бог-Сын и Святой Дух, число 3 проходит и через всё описание земного служения Иисуса.

Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет, 33 года — срок земной жизни Христа, также согласно Новому Завету три дня и три ночи надлежало быть Сыну Божьему в сердце земли (Мф. 12:40), то есть, Иисус был в аду с вечера пятницы по утро воскресенья, кроме того, апостол Петр трижды отрекся от Иисуса Христа до того, как пропел петух (кстати, предсказание этого также прозвучало на Тайной вечере), на Голгофе возвышалось три креста, а воскрес Христос утром на третий день после распятия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Билеты для посещения «Тайной вечерни» необходимо заказывать заранее, однако слухи о том, что их нужно бронировать за полгода — сильно преувеличены. На самом деле, за месяц, а то и за три недели до предполагаемого визита свободные билеты на нужные даты, как правило, имеются. Заказать билеты можно на сайте: , стоимость зависит от сезона, зимой посещение «Тайной вечери» стоит 8 евро, летом - 12 евро (расценки по информации на 2016 год). Кроме того, сейчас у церкви Санта-Мария-делле-Грацие часто можно увидеть перекупщиков, продающих билеты с наценкой в 2-3 евро, так что, если вам повезет, то вы можете попасть туда и случайно. Фотографировать фреску запрещено, вход — строго по времени, указанном на билете.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Признанным шедевром мирового искусства счита-ется фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в трапезной миланской церкви Санта-Мария делла Грацие. Художник выбирает кульминационный момент Тайной вечери, когда Христос говорит ученикам: «Один из вас предаст Меня». Перед зрителем раскрывается сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания.

Прямо посередине прямоугольного стола (именно это место считается почётным) Леонардо да Винчи рас-полагает фигуру Христа, выделяя её на фоне светлого дверного проёма. Он вслушивается в речи двенадцати апостолов, сидящих по обе стороны от него. Вгляди-тесь в лицо Иисуса, которое так долго художник не ре-шался написать. Почему оно так грустно и спокойно? Может быть, потому, что ему хорошо известна даль-нейшая судьба? И он смиренно готов принять её?..

Да, не величественный божественный образ являет фигура Спасителя, так хорошо нам знакомый по мно-гим произведениям искусства, а олицетворение люб-ви, милосердия и кротости.

А что же ученики? Каждый из них по-своему от-кликается на происходящее событие, у каждого — свой ответ на слова Христа. Их лица, позы и жесты вы-ражают почти все человеческие эмоции — от смятения до печали, от удивления до гнева, от неверия до глубо-кого потрясения. Вопреки сложившейся традиции Ле-онардо размещает Иуду среди верных и преданных ему учеников. Представленный в резком повороте, он со страхом смотрит на Христа и судорожно сжимает ко-шель с тридцатью сребрениками. Его затенённый, гру-бый, уродливый профиль контрастирует с ярко осве-щённым прекрасным лицом Иоанна.

Да, невозможно оторвать глаза от этой фрески: так она значительна и прекрасна. И становится понятным, почему Леонардо да Винчи готовился к её созданию около двадцати лет, почему сделал к ней так много на-бросков и эскизов, почему настолько медленно продви-галась его работа. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

  • Эволюционные учения леонардо да винчи

  • Тайная вечеря доклад

  • Доклад тайная вечеря

Вопросы по этому материалу:

  • В чём особенно-сти художественного воплощения сюжета Тайной Вечери в известных вам произведе-ниях искусства? Сравните их между собой.

  • – Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Великий Четверг – день, когда совершилась Тайная Вечеря. Это событие, которое перевернуло жизнь всех, кто находился за столом вместе со Христом и разделил Его последнюю трапезу, и жизнь всех остальных людей, которые называют себя христианами.

    Возможно этим и объясняется тот факт, что к теме Тайной вечери обращались и по сей день обращаются разные мастера. Но самый известный пример – это, конечно, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фреска, которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Как она появилась? И почему эту работу считают вехой в истории искусства? Об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу историк, богослов Тимофей Китнис. Здравствуйте!

    – Здравствуйте.

    – Сначала несколько слов об авторе хотелось бы услышать. Сам Леонардо да Винчи – кто он был? Гений? Сумасшедший, как думали некоторые современники? Ведь известно, что он не завершил огромное количество работ, которые начал. Что же представлял собой этот человек?

    – Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Эта личность во всех смыслах выпадает из общепринятых рамок. Бывают люди, с детства отмеченные Господом. Таким человеком он и был. Дитя любви адвоката и крестьянки, воспитанный хорошо и получивший образование…

    – Несмотря на то, что он был незаконнорожденным сыном?

    – Да-да. К тому же, он был левшой, и писал иногда справа налево. Поэтому иногда его записки можно прочитать, только если обратить записную книжку к зеркалу. Он от рождения был человеком абсолютно нестандартным. Думаю, очень многое из того, что его современники считали помешательством, можно объяснить одним фактом: Леонардо стремился к совершенству. Он был очень требовательным. Даже когда мы будем говорить о фреске «Тайная вечеря», хотя в строгом смысле это не совсем фреска, там другая техника была использована, – даже ее он писал очень долго. Настолько долго, что это стоило ему неприятностей, жалоб со стороны настоятеля монастыря.

    – Вы говорите, что он постоянно стремился к совершенству. Сколько лет он работал над фреской «Тайная вечеря»?

    – Здесь нужно рассказать предысторию. Он был приглашен герцогом Лодовико Сфорца в Милан в 1482 году. Его уже знали тогда. Причем, что интересно, он был приглашен не в качестве живописца, а в качестве архитектора, гидротехника, инженера… И приглашен в герцогскую инженерную коллегию.

    – А он всеми этими навыками тоже владел?

    – Да. Надо сказать, что Леонардо далеко не ограничивался рамками живописи. Своему будущему патрону Сфорца он предложил проекты очень легких прочных мостов, пушек, вооружения и даже проекты, которые предвосхитили изобретение танков. Это такой проект повозок, легких, неуязвимых и быстро исчезающих. В Милане Леонардо многие вещи изобрел. К примеру, он считается изобретателем первого кассового аппарата. В каком-то смысле, Леонардо да Винчи – отец бухгалтерии и бухгалтерского учета.

    – Вот не зря его называют человеком-универсумом. Микеланджело, да Винчи, наш Ломоносов – все это уникальные люди, которые вмещали в себя огромное количество разнообразных талантов. Но не будем отвлекаться. Что касается заказчика «Тайной вечери», им был герцог Сфорца?

    – Нет, заказчиком был монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, который попросил маэстро расписать трапезную. Это был, в принципе, часто встречающийся именно в трапезных монастырей сюжет – Тайная вечеря. Поэтому в этом как раз нет ничего необычного. Необычное началось позже…

    – Очевидно, в тот момент, когда Леонардо увидел, на каком фрагменте стены ему придется расположить свою фреску? Места там было мало, насколько я понимаю.

    – Да, места было действительно не очень много. И Леонардо впервые опробовал здесь и воплотил идею полной, идеальной глубокой перспективы. Почему эту фреску и назовут вехой в истории ренессанса.

    – Что это значит – глубокая перспектива?

    – Для того, чтобы увеличить пространство, он таким образом начертил сюжет, что создается полное ощущение глубины. И не просто глубины, а такой глубины, которая выходит за пределы работы. Когда смотришь на нее, нет ощущения, что места не хватает. Это революционное достижение.

    – А Вы видели эту фреску своими глазами? Правда ли, что у любого зрителя там возникает ощущение его присутствия за этим самым столом?

    – Да, это правда. Тут два момента, которые это ощущение создают. Первое, что бросается в глаза, и это сделано сознательно, – это центральная фигура Христа. Взят тот момент из Евангелия, когда Господь говорит: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Собственно, эти слова обращены к Иуде. Но в этот же самый момент Господь показывает рукой на хлеб и вино. Пространство распределено так, что возникает ощущение притяжения между зрителем и центром картины.

    Второе: стол так выписан, как будто он выходит из границ своего пространства. И кажется, что та трапеза действительно продолжает осуществляться ежедневно, и все за эту трапезу приглашаются.

    – Но богословски это же очень верно, так?

    – Думаю, он и писал ее потому так долго, что в процессе написания этой фрески сам Леонардо менялся. Эта работа стала для него чем-то большим, чем просто заказ. К каждому лицу, каждому моменту, каждому фрагменту он относился столь требовательно, что у аббата монастыря в какой-то момент стало возникать ощущение, что эту работу маэстро так же не закончит, как многие другие. И он пошел жаловаться на Леонардо герцогу Лодовико Сфорца. А к этому моменту, в принципе, было написано уже большинство фигур, не хватало только Иуды. Леонардо действительно очень долго искал его лицо. Он даже ходил по очень мрачным кварталам Милана, чтобы увидеть лицо преступника, какого-нибудь мрачного опустившегося человека. И когда аббат на него нажаловался, герцог его вызвал, пожурил, сказал: «Ну что же это такое! Деньги-то тебе уже заплатили, а ты все никак не можешь закончить». Говорят, что в ответ Леонардо вспылил и сказал, что если аббату угодно торопиться, то он может написать Иуду именно с него.

    Естественно, аббат перестал досаждать ему такими просьбами.

    В итоге Леонардо очень интересно решил эту тему. Он отказался от мысли сделать Иуду злобным маньяком. Он его написал человеком, который переживает очень глубокий духовный кризис. Человеком, который еще на тот момент имеет возможность все изменить. Когда Христос говорит: «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня», – Он в то же время не называет имя предателя. Это тот самый момент, когда у Иуды есть возможность покаяться, отказаться от своего решения. Только после того, как он возьмет предложенный хлеб и промолчит, не откажется от намерения, в него войдет сатана. Но это был его сознательный выбор.

    – Иными словами, Иуда не то чтобы был отъявленный злодей или родившийся с таким роковым предопределением. Это был человек, который сделал свой выбор, и по сути на его месте мог оказаться любой из нас, так?

    – Конечно, не надо забывать, что Иуда был избран Христом. Что Иуда так же творил чудеса, как и другие апостолы. Он так же проповедовал, изгонял злых духов… Об этом тоже надо помнить. Но другое дело, что свобода воли до последнего дня жизни остается в руках человека. Мы должны помнить о том, что выбирая зло, мы можем дойти до такого состояния, когда это зло может стать необратимым. С другой стороны, мы можем вспоминать и апостола Петра, который тоже присутствовал на Тайной вечере и который отрекся от Христа. Но он нашел в себе силы изменить себя. И он стал Первоверховным апостолом.


    – А расскажите в нескольких словах о судьбе фрески. Насколько я помню, она трагична в том плане, что Леонардо пытался экспериментировать с материалами, из-за чего краска довольно быстро начала портиться.

    – Дело в том, что Леонардо написал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это обычно делается. Обычно на влажную штукатурку наносится краска, которая быстро высыхает, и изменить уже ничего нельзя. А Леонардо как раз хотел менять. Видимо, он чувствовал, что писать будет долго. Поэтому он писал темперой по сухой поверхности. То, что это не фреска, поняли достаточно поздно, уже после того, как было предпринято несколько попыток ее восстановить.

    А осыпаться краска начала еще при жизни Леонардо. И это была очень большая трагедия. Перед самым своим отъездом во Францию он навестил трапезную монастыря и увидел, что его гениальная завершенная работа, очевидно, погибнет. То, что он переживал в этот момент, трудно себе даже представить. И то, что что-то сохранилось после того, как ее восстанавливали и сколько раз она подвергалась нападениям, – это действительно чудо. Солдаты Наполеона устраивали в этой трапезной склад, выковыривали глаза у апостолов, поскольку были атеистами. До этого в XVIII веке один реставратор предпринял попытку отреставрировать фреску и переписал все лица. Но он вынужден был остановиться, потому что общественность стала возмущаться. Потом, уже после Наполеона, в 1821 году за дело взялся другой реставратор, который специализировался на восстановлении фресок. Он как раз и понял, что это не фреска. Потом во время войны в трапезную попала бомба. Стена была обложена мешками с песком, но от удара фреска все равно не могла не пострадать.

    Последняя и самая удачная реставрация, с использованием современных средств, продолжалась 21 год. И 28 мая 1999 года роспись была снова открыта для просмотра. Так что теперь посетители могут увидеть вариант, наиболее приближенный к работе Леонардо да Винчи.