Картины из дерева ручной работы художник гоголев. Резные картины кронида гоголева

Кронид Александрович Гоголев — известный резчик по дереву, а также мастер рельефной резьбы по дереву.

Работы Гоголева посвящены в основном русскому северу, северной природе, народному быту. Кроме сказочных сюжетов, у художника много работ посвящённых Сортавале, Петрозаводску, Валааму, есть также и библейские сюжеты (работа — «Тайная Вечеря»).

Кронид Александрович родился 13 июля 1926 года в Новгородской губернии. Отец, бывший священник, дал ему редкое имя Кронид. Совсем еще мальчишкой в шестнадцать лет он ушел на фронт. Принимал участие в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии, Польши, Восточной Пруссии. Дошел до Германии. Получил ранение, контузию. Был награжден многими боевыми наградами. Демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Получив хорошую педагогическую подготовку, он уехал по приглашению в Карелию. В поселке Кестеньга проработал четыре года. В 1961 переехал в город Сортавала. Одновременно преподавал в школе и студии самодеятельных художников, работал художником-оформителем, а так же заочно учился на художественно-графическом факультете университета имени Герцена. В сентябре1967 года Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. 20 лет Кронид Александрович отдал этой школе.

В 1984 году в Москве прошли две его персональные выставки. И о Гоголеве заговорили. "Это открытие! Это возрождение утерянных достижений русской школы резьбы по дереву, но на новом уровне!", - таково было мнение специалистов. И вскоре Кронид Александрович стал членом Союза художников СССР. С тех пор его произведения можно увидеть на выставках не только в России, но и за рубежом.

Работы Кронида Гоголева объединяет особое трепетное отношение ко всему, что создано природой. И в тоже время в каждой из работ, созданных мастером, есть свои уникальные особенности. Он умеет виртуозно использовать пластику, фактуру, теплоту дерева, умеет выделить в глубоких многослойных рельефах из липы или ольхи могучую природную силу. Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применение клееных деталей. Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для работ, посвящённых зимнему времени.

Кажется, что его картины, вырезанные из дерева, «звучат». В них можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, наблюдать за умиротворенным плеском волн, шумом ветра в парусах рыбацких лодок, чувствовать аромат соснового леса. В его работах передается тесная связь человека с природой, внимание к каждой детали. Художник открывает нам духовный облик северных жителей, тонкое понимание деревенской и городской жизни в провинции.

Кронид Александрович стремится передать свои чувства, создавая широкие, незамкнутые, многосоставные композиции, которые подчеркивают глубину и важность каждого мгновения жизни человека. Многим дано познать мир в чувствах, но не многим удается воссоздать его в творчестве. Дерево в его руках поет просто, искренне, задушевно, от всего сердца.

Вырезанные из дерева картины посвящены Карелии, есть картины-иллюстрации к карельскому эпосу "Калевала". Многие работы мастера посвящены народному быту северной деревни с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со сложившимися многовековыми традициями и простыми, будничными делами. Вырезает художник и фигурки сказочных персонажей, и предметы быта - светильники, подсвечники, оправы для часов. Для сюжетов своих работ он часто выбирает виды городов и местностей (иногда вымышленных).

У Кронида Александровича Гоголева много наград и мирного времени. Он Кавалер ордена «Знак почёта», ордена Дружбы народов, ордена Святого благоверного князя Даниила Московского.

Гоголев Кронид Александрович родился 13 июля 1926 года в селе Прутское Поддорского района Новгородской области. Отец – Гоголев Александр Иванович, окончил духовную семинарию в городе Новгороде, мать – Мария Андреевна Зайцева, домохозяйка. Приехав в 1920 году в деревню, отец принимает решение не служить в церкви, а отойдя от дел, осваивает профессию столяра.

До коллективизации семья (отец, мать, четверо детей – Кронид был самым младшим) жили безбедно, в деревне у них был собственный дом. В 1932 году, с окончательным утверждением советской власти, семья была подвергнута раскулачиванию, дом отобрали, они фактически оказались на улице

В 1934 году Кронид пошел в четырехклассную школу в селе Прутском, затем – неполную среднюю школу в соседнем селе. В 1937 году отца арестовали и направили на принудительные строительные работы. Старший брат к тому времени уже жил в Ленинграде, сестра Нина училась в педагогическом училище, в деревне осталась мать с двумя детьми – Виктором и Кронидом.

« …А дома мы жили – мама, я и Виктор…Мы не владели ничем, у нас не было ни транспорта, ничего. Колхоз тоже ничего не давал. Мы были такая категория людей, название которой было – лишенцы. Мы были лишены всех прав – вот как хочешь, так и живи. Тебе никто ни в чём не то что не помогал, а даже запрещалось помогать» (воспоминания Гоголева К.А.).

Освободили отца уже перед самой войной в 1941 году. В этом же году Кронид окончил неполную среднюю школу и с началом войны был мобилизован на работы по обслуживанию партизанского движения в крае. «Мы стали строить аэродромы, расчищать места для самолётов, подвозить что – то…» В сентябре 1942 года он вместе с сестрой Ниной переходит линию фронта и добирается до Валдая, где находится штаб партизанского движения Северо-западного фронта. До октября 1943 года Кронид Гоголев служит в 113 истребительном батальоне НКВД Ленинградской области. В 1943 году был, затем направлен в действующую армию на Ленинградский фронт. Весной 1944 года участвовал в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии. Воевал на Карельском фронте, участвовал в боях за освобождение Польши, Восточной Пруссии. До декабря 1945 года оставался в Германии, затем дивизия была расформирована, и Кронид Александрович Гоголев был отправлен в Крым. В январе 1946 года – на Балтийский флот, в город Лиепа. Осенью 1950 года был демобилизован в звании старшины. Приезжает к брату в Ленинград. «…Демобилизовался я в пятидесятом году и никаких, конечно, помыслов учиться не было, потому что столько времени прошло. И я решил работать. Первая задача была устроиться на работу. Пошел я на Балтийский судостроительный завод и был принят. Тогда была дисциплина очень строгая, надо было пройти всякие проверки … И вдруг у меня находят изъян. В биографии моей в сорок первом году не было подтверждено, где я в это время находился, никакими справками. Я взъерошился и решил уволиться… Но не тут-то было. Вообще с завода было уволиться не так-то просто. Единственное оправдание было – это учеба…» (воспоминания Гоголева К.А.).

Поступает в вечернюю школу, а летом 1951 году начинает учебу на курсах в училище имени Мухиной. «В то время люди, прошедшие войну, имели льготы для поступлений. Но ведь это были уже пятидесятые годы, пока я служил, везде уже прошли наборы фронтовиков в разные учебные заведения. Как только упоминалось, что ты фронтовик, то все удивлялись, откуда ты взялся, и если это было среднее учебное заведение, то я садился, за одну парту фактически с детьми, которые были на 10 – 12 лет меня младше. Это так пугало директоров, что ни под каким предлогом меня не брали». (воспоминания Гоголева К.А.).

В 1953 году он делает ещё одну попытку поступить в художественно-графическое училище. «Там нашлись люди, которые всё-таки обратили на меня внимание. Поняли, что я хочу учиться. И я поступил… Это был пятьдесят третий год… В этом году у меня Женя родился (сын), а я только поступаю в училище». (воспоминания Гоголева К.А.). Перед поступлением в училище Кронида долго отговаривали и его сестра и отец. «Он поощрял то, что я рисовал, и сам он тоже умел рисовать. Но он был против, потому что у него было убеждение, что это не профессия для мужчины. Отец говорил: «Выбери с начала себе, какое–то ремесло, овладей им, чтобы люди за твоими руками пришли. А уж овладев им, займись этим». Но я всё — таки добился своего и поступил». (воспоминания Гоголева К.А.).

В 1957 году Кронид Гоголев защищает диплом и едет по направлению в Карелию – Лоухский район, поселок Кестеньга. Здесь, в школе-интернате он проработал до 1961 года.

В 1961 году переезжает с семьей в Сортавала. У него родилась дочь Татьяна. По приезду в Сортавала Кронид Гоголев приступает к своей основной работе – учителя рисования в школе-интернате № 2, но помимо этого начинает работать в Студии любителей изобразительного искусства и художником — оформителем в народном театре города Сортавала под руководством В. А. Печурина. Параллельно идет учеба в институте имени А.И. Герцена на художественно–графическом факультете заочно. Преподавателями Кронида Александровича Гоголева были такие художники как Кабачек, Канеев, Кривицкий, Литвяков, Эфрос. В 1966 году Кронид Александрович Гоголев оканчивает институт и получает предложение об организации в Сортавала Детской художественной школы. В 1967 году был объявлен первый набор, и в сентябре этого же года начала работу. Занятия проходили первоначально в помещении школы – интерната № 2, где в то время Гоголев был преподавателем черчения и рисования.

В 1973 году школе было предоставлено здание бывшего управления православной церкви Финляндии. Школа сразу же заявила о себе, участвуя во всех предлагаемых выставках. В самой школе выставлялись не только работы сортавальских детей, но и рисунки школьников Москвы, Ленинграда, Вологды, Архангельска. Кронид Гоголев начинает активно развиваться как индивидуал-художник. «…Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что всё, чем я раньше занимался – больше мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил своими рисунки сделать в каком–то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрёл такой смысл…» (воспоминания Гоголева К.А.).

Дерево стало подлинным материалом, в котором художник нашёл свой язык самовыражения. Его стиль – многоплановый рельеф по дереву, основная тема – Карелия, Русский Север. Также мастер работает в технике масляной акварельной живописи и графике.

С 1986 года Кронид Александрович оставляет преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя работе художника. В 1986 году Гоголева принимают в Союз художников РСФСР. В марте 1989 года в Сортавала открывается выставочный зал, где экспонируются работы мастера, и находится его мастерская. В декабре 1998 года Гоголев К.А. награжден премией фонда «Моя Карелия» города Йоэнсуу, Финляндия.

Имеет звания:

Заслуженный работник культуры КАССР (1972 г.)

Заслуженный работник культуры РСФСР (1976 г.)

Член Союза художников РСФСР (1986 г.)

- «Народного Художника России» (1996 г)

Почетный гражданин города Сортавала (1996 г.)

Почетный гражданин Республики Карелия (1999 г.)

- « Заслуженный работник культуры РСФСР»

Награжден орденом Православной церкви Святого Даниила Московского III степени (1995 г.).

Забытое народное искусство резьбы по дереву нашло признание благодаря удивительному мастеру - Крониду Александровичу Гоголеву . Некоторые его работы представляют собой ярчайший калейдоскоп красот земли русской, некоторые посвящены эпосу, некоторые библейской тематике.

При помощи простейших инструментов Кронид способен превратить грубые куски дерева в шедевральные объемные картины.



Народный художник России - Кронид Александрович родился 13 июля 1926 года в Новгородской губернии. Отец, бывший священник, дал ему редкое имя Кронид. Совсем еще мальчишкой, в шестнадцать лет, он ушел на фронт. Принимал участие в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии, Польши, Восточной Пруссии. Дошел до Восточной Германии. Получил ранение, контузию..


Военные награды художника: медаль «За Отвагу» (1944 г.); медаль «За Отвагу» (1945 г.); медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.» (9 мая 1945 г.); медаль «За взятие Кенигсберга» (9 июня 1945 г.); орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 г.).


В 1953 году Кронид поступает в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Получив хорошую педагогическую подготовку, он уезжает по приглашению в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, — в город Сортавала. Одновременно с работой художником-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена.


В сентябре1967 года Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. 20 лет Кронид Александрович отдал этой школе.


В Сортавала художник впервые обращается к дереву, которое вскоре становится главным материалом его творчества. Новый для своего времени, и в то же время, почти забытый народный вид искусства не сразу находит признание.

В 1984 году в Москве прошли две его персональные выставки. И о Гоголеве заговорили. "Это открытие! Это возрождение утерянных достижений русской школы резьбы по дереву, но на новом уровне!", - таково было мнение специалистов. И вскоре Кронид Александрович стал членом Союза художников СССР.


C 1988 года в городе Сортавала работает выставочный зал работ художника. Работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее на Валааме, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции. В частности, произведения художника имеются в личных коллекциях Владимира Путина, Бориса Ельцина, Анатолия Чубайса, и других известных российский деятелей.


Мне задали однажды вопрос: «А зачем ты работаешь?» И я задумался, а действительно, зачем? Мои бесконечные занятия не только не приближали к какому-то определенному художнику, а наоборот, отодвигали все дальше, и этот разрыв становится все больше. И я понял, что непревзойденные художники, такие, как Серов, то есть уже полубоги, они недостижимы. Но через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом.


Вот может быть даже деревом я занялся потому , что понял, что все, чем я раньше занимался - большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…

Работы Кронида Гоголева объединяет особое трепетное отношение ко всему, что создано природой. И в тоже время в каждой из работ, созданных мастером, есть свои уникальные особенности. Он умеет виртуозно использовать пластику, фактуру, теплоту дерева, умеет выделить в глубоких многослойных рельефах из липы или ольхи могучую природную силу. Они настолько детально проработаны, что на изучение одной картины может уйти несколько часов. Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применение клееных деталей. Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для работ, посвящённых зимнему времени.


Сюжеты работ из дерева тесно связаны с судьбой Мастера. Тема русского Севера, выразительная природа, простые люди, их быт и праздники нашли живое отражение в его творчестве. В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру слоев и оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого.

Будете в карельском городе Сортавала , обязательно зайдите в музей работ Кронида Гоголева . Не передаваемое впечатление от бесподобные картин жизни простого русского народа, созданных в редкой манере резьбы по дереву. Как живые люди, мгновенно застывшие за своими делами, деревья вырастающие прямо из картины, передают неповторимый колорит русской жизни и карельского эпоса. Смотрим фото.

Это техника глубокой резьбы. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы.

Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые работы выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.

Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом– это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика. Второй этап относится середине 1980-х. Когда создавались большие дереванные панно с неглубоким рельефом.

В 1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими мастерами. Поездки за границу, новые знакомства с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения. Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа

С возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. Деревню не убитую коллективизацией. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах сюжеты, связанные с культурой повседневности русской деревни

Сейчас музей частной коллекции Кронида Гоголева работает в городе Сортавала. В нем представлено около 100 работ художника.

Музей частной коллекции Кронида Гоголева. 186790, Республика Карелия, г. Сортавала , ул. Комсомольская, д. 6 http://artgogolev.ru

**Кронид – Сын Кроноса, отца Зевса