Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства. Конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством «В гостях у картин» в старшей группе Воспитатель обращается к детям

Валентина Соколова
Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в подготовительной к школе группе «Музыкальный рисунок»

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства,

в подготовительной к школе группе

"Музыкальный рисунок"

(составила: воспитатель1 категории Соколова В. Ф)

Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, через разные виды и вариативные формы изобразительной и музыкальной деятельности

(Рассматривание картины А. Пластов Первый снег», знакомство со стихотворением И. Бунина «Первый снег», рисование музыки А. Вивальди «Четыре сезона»)

Цель:

Ознакомление детей с произведениями искусства, рисование детьми музыкальной картины.

Задачи обучающие:

1. Закрепить понятия писатель, художник, композитор. Ознакомиться со стихотворением «Первый снег» Ивана Бунина; рассмотреть картину «Первый снег» Аркадия Пластова;

2. научить рисовать музыкальную картину под музыкальное произведение Антонио Вивальди «Четыре сезона».

3. Совершенствовать понимание детьми того, что искусство отображает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало интерес, удивление

4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Задачи развивающие:

5. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

Задачи воспитательные:

6. Воспитывать самостоятельность и активность.

Материал для занятия:

Картина А. Пластова «Первый снег»

Стихотворение И. Бунин «Первый снег»

Ауди запись «А. Вивальди «Четыре сезова»

Альбомный лист;

Набор красок или гушь;

Стаканчик с водой.

Ход занятия.

Педагог предлагает вниманию детей стихотворение И Бунина «Первый снег»

Воспитатель:- Ребята, а как называются люди которые пишут стихотворения?

Дети:- Писатели.

Воспитатель:- Правильно.

Воспитатель:- Ребята, что вы себе представляли, слушая это стихотворение?

Дети:-первый снег, стаю улетающих гусей …

Воспитатель:- А как одним словом или одним выражением можно назвать все что вы выше перечислили?

Дети: Первые признаки зимы.

Воспитатель: Конечно же, вслушиваясь в поэтическую картину, мы сразу же ощущаем первые признаки зимы.

Воспитатель: А когда мы с вами можем наблюдать эти первые признаки зимы?

Дети: Сейчас, поздней осенью, в ноябре месяце.

Воспитатель:Стихотворение передает движение природной жизни, что происходит сейчас в настоящее время.

Воспитатель: Послушайте еще раз стихотворение И Бунина «Первый снег» и попробуйте мысленно нарисовать себе картину.

Педагог предлагает вниманию детей аудио запись прочтения стихотворения И. Бунина «Первый снег»

Воспитатель: Кто из вас расскажет, что он нарисовал в своей воображаемой картине?

Воспитатель: Значит писатель когда пишет стихи, сказки, рассказы, что он делвет еще?

Дети: рисует себе воображаемые картины.

Педагог предлагает вниманию детей картину Аркадия. Пластова «Первый снег»

Воспитатель:- Как называются люди, которые рисуют картины?

Дети: -художники.

Воспитатель: - Эту картину нарисовал художник Аркадий Пластов, картина называется «Первый снег». Как вы думаете, что хотел нам передать художник рисуя свое произведение?

Дети:- Снег, деревню, детей, ворону, дом….

Воспитатель:- Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является картина «Первый снег». На этом полотне мы видим зарисовку из крестьянской жизни: деревенский дом, палисадник, старая высокая береза, замерзшая лужица, ворона, а вдали другие избы.

На улице идет снег и, судя по тому, что уже вся земля покрыта мягким белоснежным ковром, идет уже долгое время.

Воспитатель: Кто вышел на порог дома?

Дети: На порог дома вышли двое ребятишек: маленький мальчик и девочка чуть постарше – видимо, брат и сестра.

Воспитатель: А как вы думаете, что больше всего удивило детей?

Дети: Детишки застыли на месте, пораженные этим великолепным и, наверное, долгожданным зрелищем – первым снегом. Они смотрят на то, как в воздухе в медленном вальсе плавно кружатся тысячи снежинок. На лицах ребят счастливые улыбки - такие, какие могут быть только у детей

Воспитатель: Скорее всего, ребята увидели снег в окошко, а потом, второпях одевшись, выбежали на улицу, чтобы полюбоваться этой красотой. Девочка накинула на себя желтый шерстяной платок поверх платьица, а ее брат оделся чуть теплее – в пальто и шапку. На ногах у детей валенки. Снежинки нежно касаются их разрумянившихся лиц.

Воспитатель: А какого цвета небо над головами наших героев?

Дети: серое.

Воспитатель: Значит ли это, что детям грустно?

Дети: нет.

Воспитатель:Над головами героев картины темное сизое небо, но даже пасмурная, как кажется, погода не способна лишить детей чувства ликования от наступившей зимы. А между тем снег уже преобразил все вокруг: и землю, и раскидистые ветви березы, и крыши изб, и порог дома. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.

Интересно, что картина написана художником в довольно однообразной цветовой гамме. Он использует, в основном, белые, серые и коричневые тона. Однако это не делает ее унылой.

Воспитатель:- а почему картина нам не кажется унылой?

Дети:-Дети радуются первому снегу.

Воспитатель:- Счастливые лица детей вносят в картину ощущение радости и тепла.

Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки!

Воспитатель:- Ребята а как называются люди которые пишут музыку?

Дети:- композиторы

Воспитатель: - Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает.

Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?

Дети: -Петь, танцевать, веселиться.

Воспитатель: - А если мелодия медленная, грустная?

Дети: -Тихо посидеть, подумать, погрустить.

Воспитатель: -Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать.

Воспитатель: - Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий - прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем художниками и будем рисовать музыку.

По дороге к нашей мастерской предлагаю вам немного размяться.

Педагог предлагает детям физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Педагог предлагает детям пройти в мастерскую

Воспитатель: Пожелания детям: Предлагаю вам заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.

Сегодня мы будем рисовать музыку великого композитора Антонио Вивальди «Четыре сезона» Рисовать музыку будем во время ее звучания. Когда закончится музыка, тогда и рисунки у вас должны быть закончены.

Работа детей сопровождается звучанием музыкального произведения А. Вивальди «Четыре сезона»

В конце занятия подводятся итоги:

Выставка рисунков.

1. Воспитатель: - Скажите, вам понравилось рисовать музыку?

Дети: - Понравилось.

2. Что вам понравилось больше всего?

3. Музыку какого композитора мы с вами рисовали?

4. Как называлась картина, которую мы с вами сегодня рассмотрели?

5. Как называлось стихотворение с которым мы с вами сегодня познакомились?

6 Ребята,а сейчас я попрошу всех подойти поближе к нашей выставке картин повнимательней рассмотреть и полюбоваться нашими картинами. Посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.

Ознакомление детей старшей группы с портретной живописью.

ПЛАН
1. Ознакомление детей с портретной живописью как средство всестороннего воспитания и развития дошкольников.
2. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями портретной живописи.
3. Принципы отбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с портретной живописью детей дошкольного возраста.
4. Методы и приемы ознакомления детей с портретной живописью
5. Литература
6. Практическая часть Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»

1. Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления.
Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.
Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине. Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.
При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то не унывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности. Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).
В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:
Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.
Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему; не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа; учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность; обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника; подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, подгрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.
На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.
Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

2. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. При обсуждении портрета с детьми 4-5 лет особое внимание нужно уделить целостному эмоциональному восприятию портрета, красоте картины в общем, и в деталях, личного отношения ребенка к портретируемому (нравиться ли портрет; хотелось бы поговорить; если не нравиться –то почему) С детьми 6-7 лет, кроме выше перечисленного нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными раннее картинами (сходство и различия), в том числе рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.
Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

3 Принципы отбора:
Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.
Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.
В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

Этапы работы:
На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.
На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.
Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.
Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам
Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.
Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. ... при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.
Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:
Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.
Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».
Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».
Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.
Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению произведения,...обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.
Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза,...или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

4. Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.
Используя прием «вхождения» в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.
Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.
Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета («Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)
Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, мораль ных нормах и правилах.
Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.
5. Литература
1 Волынкин В.И. Художественно- Эстетическое воспитание и развитие дошкольников/ В.И Волынкин – Ростов н/Д,2007.-С.14-44.
2 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Издательство Мозаика…Синтез Москва, 2014
Программное содержание:
Закрепить у детей знания о жанрах живописи. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи: портрет мужской, женский, детский, автопортрет, групповой портрет. Учить видеть и передавать выразительные возможности цвета при изображении портрета: передача настроения, характера героя, отношение художника к нему, что главное в портрете.

Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, «Кружевница», «Золотошвейка», репродукции произведений (портретов) В. Серова «Мика Морозов», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», репродукции портретов, написанных И. Репиным, А Венециановым, Орастом Кипренским, Леонардо да Винчи «Джоконда», И. Крамским «Неизвестная», П. Соколовым, В. Васнецовым и репродукции автопортретов художников, набор открыток с портретами работы разных художников.

План занятия.
1. Повторить определение жанров живописи.
2. Знакомство с московским портретистом Василием Андреевичем
Тропининым.
3. Составить рассказ по портрету сына художника-Арсения.
4. Рассмотреть портрет работы В. Серова «Мика Морозов» и сравнить 2
портрета: Арсения и Микки Морозова.
5. Составить рассказ по портрету Микки Морозова. (Фантазия).
6. Игра «Волшебный сундучок»
7. Рассматривание графического портрета дочери Б. Кустодиева.
8. Определение графического портрета и художника-живописца и графика.
9. Рассматривание разных портретов: мужского, женского, детского, группового, автопортрета.
10. Игра «Определяем какой портрет
В.-Что такое пейзаж?
Пейзаж.
видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
М. Ясное
P. - Когда на картине нарисованы деревья, дома, реки, природа.
В. - Что называется натюрмортом?
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это «натюрморт».
Р. - Если на картине нарисованы различные предметы, овощи, фрукты -картина называется «натюрморт».
В. - И третий вид живописи называется - портрет.
Портрет. М. Яснов
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
В. - А сейчас посмотрите эту картину, и скажите к какому жанру она
относится?
Р. - Картина эта относится к жанру живописи - портрет.
Ход занятия:
В. - Сегодня я буду экскурсовод. Приглашаю вас в музей. А перед тем как начать нашу экскурсию, я хочу узнать: Какие жанры живописи вы знаете? Р. - Пейзаж, натюрморт, потрет.
(Выставляю автопортрет Василия Андреевича Тропинина)
Р. - На картине изображен художник.
В. - Как вы догадались?
Р. - В руках у него палитра.
В. - Можно ли догадаться глядя на эту картину в каком городе жил этот
художник?
Р. - Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля.
и эта картина говорит, что художник В. Тропинин изобразил самого себя. Значит, это - автопортрет.
Мы видим, что это художник, потому, что у него в руках палитра и кисти.
Он жил в Москве, о чем «говорят» высокие башни Кремля и зубчатые
стены.
Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.
На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.
В - Какое лицо у Арсения?
Р - Красивое, правильное, лучистое
В - О чем говорят его глаза?
Р - Они говорят, что Арсений умный, жизнерадостный, озорной.
В - Ребята, вы заметили, что одна часть лица мальчика на портрете
светлая, а другая темная. Почему?
Р- Таким приемом художник хотел подчеркнуть выразительность лица
Арсения.
В - Кто хочет рассказать о портрете Арсения?
Ребята, с какими портретами мы познакомились и кто их написал, как фамилия художника?
Затем выставляю картину В. Серова «Мика Морозов».
- Ребята, посмотрите на эти 2 портрета и скажите: Кто из этих двух
мальчиков старше?
- Арсений.
- Как вы догадались?
- По лицу, по взгляду.
- Как вы думаете, хочется ли сидеть Мике Морозову в кресле?
- Нет, он хочет играть, бегать.
- О чем говорят его лицо, руки, которые лежат на подлокотнике кресла?
- Он хочет убежать.
- Давайте мы с вами пофантазируем, что делал Мика до того как он сел на
кресло?
- (Фантазия 2-3 детей).
В - Ребята, раз вы так хорошо фантазируете, давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок».
В - «Вот волшебный сундучок в нем серебряный клубок
По дороге Красоты мы пойдем. И я, и ты».
Каждый, кому попадает клубок скажет, какую красоту он видел дома, по дороге в д/сад, на природе и хотел бы как художник нарисовать. Может быть у вас получится портрет, пейзаж или натюрморт.
После того, как все скажут:
В - А теперь прокатимся на карусели красоты:
Дети: Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
В - Продолжим нашу экскурсию.
Мы рассмотрели сейчас портреты, которые написаны красками. Художник старается, чтобы все на холсте выглядело как живое. От этого и слово «живопись», а художников называют - «живописцы». Художники бывают разными:
Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали. - Сейчас я вам покажу картину, нарисованную карандашом. В - Это портрет дочери художника Б. Кустодиева. В - Нравится ли вам картина, нарисованная карандашом? Дети: - Нравится (Не нравится). В: - Какое лицо у девочки? Дети: - Простое, красивое, скромное.
В: -Какие у нее глаза?
Дети: - Глаза большие, выразительные.
В: - Такой портрет называется «графическим», потому, что он нарисован карандашом. А художник называется «графиком».
В - Как называется такой портрет?
Р - Графический портрет.
В - Мы сегодня узнали, что художники делятся на живописцев и графиков. |
Художники рисовали портреты мужчин, такие портреты называются мужскими.
В- а если на портрете изображена женщина, портрет женский, если ребенок - детский портрет.
Групповой портрет - это когда на картине изображены несколько человек. Вот этот набор открыток надо разложить по видам портрета.
(Игра «Определи какой портрет?»)
Мы сегодня узнали:
1. Что такое портрет?
2. Чем пишут портреты"?
3. Какие бывают портреты?
4. Для чего нужны портреты?

Литература
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО, 2016 г.

Программное содержание: , в которых человек является частью окружающего нас мира - портретной живописью. Учить через восприятие портрета понимать характер человека, его состояние, настроение, подкрепляя свои выводи средствами выразительности. , находить характерные особенности и детали, которые являются частью изображения и описывать их устно. Развивать у детей воображение, умение: представлять себя в различных ролях и ситуациях, и характером воображаемого персонаже, выполнять движения согласованно с музыкой.

Материал: кукла, карандаш, репродукции картин, картинки игрового характера петух-задира, петух робкий, петух бодливый, музыка Л. Боккериии “Менуэт”.

Педагог с детьми входит в изостудию, здороваются.

Карандашкин. Привет друзья!

Я очень рад увидеть снова всех ребят!

И так, в прекрасное вперед,

Где чудо красоты живет,

Должны мы многое узнать

Все видеть и запоминать,

Я буду в этом помогать!

Воспитатель: Ребята, сначала я хочу загадать вам загадку:

Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы,

Осенние деревья, с чьих ветвей не облетает листва, вечернюю зарю, что не погаснет и через 100 лет, где года и время не изменяет лица? (На картинах).

Правильно ребята, на картинах, которые пишут художники

Как вы считаете, трудно ли быть художником? (Трудно).

Художник должен не только уметь рисовать, а еще быть очень наблюдательным и внимательным человеком, Если художник хочет написать портрет, то ему будет легче работать с моделью, о которой он знает. Важно почувствовать характер модели. А что такое характер? Это то, какой человек в жизни: добрый, заботливый, ласковый, отзывчивый, веселий или застенчивый, грустный или грубый, резкий, решительный, злой, капризный.

Что может рассказать о характере человека?

Прическа, походка, руки, поведение, одежда, окружающие его предметы, а самой основное это лицо, выражение глаз.

Что помогает художнику, через лицо, глаза определить характер (Цвет, он замечательный помощник художнику. Он передает блеск и яркость глаз, румянец и бледность. Он говорит о настроении, о чувствах и характере).

Давайте попробуем определить характер мальчика на портрете художника.

Кто изображен на портрете? (мальчик).

Расскажите, какой он? Что мы о нем знаем? (Умный, серьезный, задумчивый, аккуратный).

Как вы думаете, это воспитанный мальчик? Может ли он кого-то обидеть? Почему?

Как Вы думаете, какой у него характер? Почему?

Кто может показать походку этого мальчика?

Хотелось бы вам с ним познакомиться?

Какую музыку мог бы слушать этот мальчик? (быструю, радостную, или спокойную, задумчивую)? Почему?

Что может написать такой серьезный мальчик (Письмо, сочинит стихотворение, рассказ, выполнять заданный урок и. т.д.).

Воспитатель: У всех людей разные характеры. Характер формирует окружающая среда и увлечения: то, где человек живет, с кем дружит,

Карандашкин: Ребята, как вы так хорошо отвечали, а я хочу познакомить вас с портретом художника. Что вы о нем можете рассказать?

Воспитатель: Внимательно рассмотрите и опишите словами портрет девочки.

Какая это девочка (нарядная, богатая, красивая).

Опишите ее наряд? Чей наряд тебе напоминает ее платье? (Пышное, широкое платье серо-голубого цвета, украшено бантами: наряд принцессы).

Можно в таком платье нашим девочкам ходить по улице? Почему? (Нет, мы так не одеваемся, так одевались девочки, которые жили очень давно в богатых семьях и в таких платьях они выглядели, как взрослые).

Где можно появиться в таком платье? Можно в таком платье ездить на бал? (Да, можно).

А что делают на балах? (Танцуют).

Воспитатель предлагает детям послушать музыку Л. Боккерини “Менуэт”. (Менуэт - старинный танец, который звучит на балу). Определить ее характер, уточнить, подойдет ли эта музыка для танца девочки, представить себе, что на девочках красивые бальные платья, представить какие движения можно выполнить под музыку менуэта в таком пышном платье (медленный важный шаг, выставлением ноги на носок, медленное кружение).

Можно ли станцевать этот танец парами? (Да).

Может ли мальчик с портрета танцевать на балу с этой девочкой? (Может).

Подходит внешний вид и характер для исполнения музыкального серьезного танца? Почему?

Как мальчик будет танцевать е девочкой: смотреть на нее, вести за руку, уважительно поддерживать, или не обращать внимания» делать свои движения?

Предлагаю мальчикам пригласить девочек на танец и очень уважительно и красиво станцевать менуэт.

Представьте что находитесь в те далекие времена на балу,

Дети исполняют танец парами, Карандашкин и воспитатель поощряют детей.

Карандашкин: Ребята, скажите можно у животного определить характер? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте послушаем потешку про петуха и определим характер у него: «Вот дружок петушок по двору шагает.

На заре во дворе утро возвещает, песню распевает — ку-ка-ре-ку!” (читаю громко, выразительно, передавая петушиный характер).

Воспитатель: Какой характер у этого петушка? (твердый, смелый, задиристый и важный). Как этот петушок ходит? Покажите движениями.

Воспитатель: Я прочту еще раз эту потешку, определите этого петушка характер по моей интонации (Читаю робко, боязливо, очень осторожно).

Какой характер у этого петушка? Почему может стать таким пугливым петушок?

А люди могут иметь такой характер: одни задиристые, важные, другие робкие, пугливые? (Да).

Воспитатель: Художник может изобразить человека в водный рост или до пояса, а может написать одну голову. Но лицо всегда будет самым главным в портрете»

Карандашкин: Да, ребята, художник как и писатель, продумывает каждую, самую маленькую деталь, чтобы рассказать о человек как можно больше интересного. А для нас внимательно рассмотреть портрет все равно, что прочесть целую книгу. Вот такое изображение человека, его внешности, рассказ о его характере и называется портретом,

Педагог благодарит Карандашкина за чудесное путешествие в прекрасное.

Дети прощаются, и под музыку выходят с изостудии.

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе

Тема: «Март – заря весны» .
Цель.
Создание условий для реализации творческих замыслов детей.
Задачи.
Формировать у детей эмоциональный отклик на живопись, поэзию, музыку и умение выражать впечатления в рисунках.
Развивать художественное видение пейзажной картины, умение соотносить живописный образ с поэтическим и музыкальным.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Оборудование. Репродукция картины И. Левитана «Март». Аудиозапись музыки: «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Разные изобразительные материалы, альбомные листы, кисти, мольберты.

Ход занятия.

Дети удобно располагаются на подушках перед мольбертом с закрытой картиной.
Воспитатель.
Ребята, назовите, какое сейчас время года? Верно, весна, а точнее – самое ее начало. Весной преобладают нежно-голубой, изумрудный, бирюзовый и другие оттенки зеленого цвета. За один сезон сменяют друг друга быстротечные периоды весны: весна света, весна воды, весна зелени и предлетье. Весной оживает вся природа, все вокруг пробуждается и зеленеет! Любуясь весенним расцветом природы, художники-пейзажисты отражают свои впечатления в своих полотнах. Сейчас мы рассмотрим один из пейзажей о весне (открываю картину). Полюбуйтесь этим шедевром и послушайте небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Даю время для рассматривания картины и слушания музыки.
— О чем рассказала нам музыка? Что вы слышали?
Ответы детей.

— Какой характер у этой пьесы: грустный или радостный, задорный; звонкий или тихий?
Рассуждения детей.

— Вглядитесь в изображение. Как вы думаете, передает ли музыка настроение, которое создал художник?
Рассуждения детей.

— На картине нарисован первый месяц весны – март. Недавно, мы знакомились с народными приметами о весне, давайте вспомним приметы марта.
1 ребенок. Март – заря весны. Его в старину называли капельником. Ведь в начале весны везде звенит капель, набухает и тает снег, образуются проталины. Поэтому март зовут еще и «протальник». Его поэтическое название – «утро года»!

2 ребенок. В марте с каждым днем становится теплее, но мартовское тепло обманчиво. Частенько разыгрывается к вечеру холод, а днем солнце берет свое, бездонной чистой синевой блещет небо, лужи разливаются по всей земле, а в вышине слышен птичий щебет.

— Чтобы у нас создалось полное представление о начале весны, предлагаю послушать стихотворения.
Дети читают произведения А.Н.Плещеева , А.А. Фета .

— Давайте внимательно рассмотрим пейзаж. Его написал художник Исаак Ильич Левитан и назвал коротко «Март». Что привлекло внимание художника, и он решил запечатлеть это на своем полотне?
Рассуждения детей.

— Точно, изображено начало весны где-то в селе или на даче. На переднем плане нарисована оттаявшая желтовато-коричневая от проталин дорога, ведущая к дому. Кажется, что мы чувствуем, как пахнет влажным талым снегом, идет пар от нагретых солнцем тесаных досок деревянного дома. Около крыльца стоит запряженная в сани лошадка и щурится от солнечного света. Обратите внимание, как интересно построена картина: художник пишет не весь дом, а только часть его – стену и крыльцо, несколько стволов осин на фоне больших зеленых сосен. Вдали темнеет зеленый лес. Осины за крыльцом невольно тянутся к солнцу. Мы видим, что все на картине находится в движении: верхушки сосен, тень от распахнутой двери создает ощущение, что дверь раскачивается, подтаявший снег на крыше крыльца готов с шумом упасть, лошадка медленно переступает с ноги на ногу.

— Назовите и покажите цвета, характеризующие палитру картины.
Дети перечисляют цвета и их оттенки.

— Цветовое настроение картины характеризуется контрастом рыжеватых тонов дороги для саней, проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, сочетанием цветов освещенной солнцем стены дома, сверкающих золотом в лучах солнца осин и берез и искрящегося на снегу голубовато-лилового, а в тени – ярко-синего снежного сугроба.
— Нарисован ли на картине человек?
— Но, несмотря на то, что на полотне нет никого, мы чувствуем, что человек здесь присутствует. Что об этом говорит?
Ответы детей.

— Вы верно подметили все признаки присутствия человека: открытая дверь дома, снятая с окна ставня, лошадь, ждущая своего хозяина.
— Как можно охарактеризовать настроение пейзажа, какой он?
Рассуждения детей.

— Да, по-моему, этот пейзаж радостный, светлый, солнечный! Он полон прозрачного воздуха, слепящего яркого солнца, весеннего света, пробуждения природы. На нем природа оживает, просыпается после продолжительного зимнего сна.
Предлагаю вам пройти за мольберты и нарисовать свою весну.
Напоминаю разные техники исполнения, возможное сочетание изобразительных материалов!
Дети рисуют под пьесу «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Когда работы закончены, побуждаю детей рассмотреть и выделить отличительные признаки каждой работы.

Название: Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе «Март – заря весны»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа
Месторасположение: Белгородская область, город Старый Оскол

Тема: Заинька (рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова)

Задачи:

Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать слуховое восприятие, внимание, наблюдательность;

Совершенствовать речевое общение.

Продолжать учить рисовать круглые и овальные формы, закреплять

Умение правильно держать карандаш; развивать чувство цвета.

Воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование:

Игрушечный заяц, маска зайчика, иллюстрация Ю. Васнецова

«Заинька», листы бумаги жёлтого цвета с нарисованными вазами,

Образец рисунка на доске, цветные карандаши в коробке на каждого

Ребёнка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Ладушки» Ю. Васнецова и «Кто

Сказал «Мяу» В. Сутеева.

Ход

Дети заходят в группу и видят, что на ковре сидит грустный серый зайчик. Дети и воспитатель интересуются, что случилось у зайчика, почему он такой грустный. Зайчик отвечает, что он поссорился со своими друзьями зайцами и не знает, как теперь помирится с ними. Воспитатель предлагает помочь зайчику.

Зайка, мы знаем с детьми одну игру, про тебя, хочешь посмотреть? (Да хочу).

По желанию выбирают одного из детей на роль зайчика, и проводится хороводная игра «Заинька».

Заинька, войди в сад,

Серенький, войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый войди в сад!

Заинька, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет.

Зайка, зайка, сорви цвет,

Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,

Серенький, свей венок.

Зайка, зайка свей венок,

Серый, серый свей венок!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши!

Во время хоровода, ребёнок выбранный «заинькой», выполняет соответствующие словам песенки движения. После игры воспитатель вместе с детьми интересуется у зайчика, понравилась ли ему игра. (да, очень).

Затем воспитатель предлагает зайчику вместе с детьми рассмотреть иллюстрацию Ю. Васнецова «Заинька».

Дети, посмотрите на картинку. Где тут заинька? А что это он делает? (танцует). Как вы догадались? Покажите, как он танцует? (дети показывают)

А чему это он так радуется? Что он в лапках держит? (букет цветов) А цветы-то похожи на капустные кочанчики! Зайчик очень любит, капусту. Вот он и радуется!

Расскажите-ка, во что одет зайка?(нарядные красные узорчатые сапожки, курточка с красными пуговицами и с разноцветными каёмочками).

А что это у зайчика? (ушки)

Какие у него ушки?

Что ещё есть у зайчика?

А что нарисовано вокруг зайчика? (цветочки голубенькие, все узорчатые, расписные). На зелёненьких веточках ещё и жёлтенькие ягодки растут.

А солнышко- то какое удивительное! Расскажите о нём. (Жёлтое, круглое, с поясочком из беленьких точек, со множеством лучей.)

А какого цвета вся страничка? (розовая).

Вот как интересно и нарядно нарисовал песенку про зайчика художник Юрий Алексеевич Васнецов.

После рассматривания проводится физминутка:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

После физминутки, воспитатель предлагает детям нарисовать букет цветов для зайчика и его друзей. По окончании рисования подводится итог занятия. После итога зайчик дарит угощение для детей и уходит с рисунками детей.