М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы

Произведения Горького очень интересны своей проблематикой и глубиной философских рассуждений. Пьеса «На дне», в этом плане, достигла определенного совершенства, поскольку представляет собой совокупность социально-философских воззрений самого автора.

С помощью развернутой авторской ремарки и высказываний самих персонажей пьесы, Горький очень выразительно изображает место действия – ночлежку, которая больше похожа на пещеру. Здесь живут, дерутся и умирают шулера, воры, проститутки, бывшие работники (телеграфист Сатин, слесарь Клещ, картузник Бубнов и другие). Все они находятся практически в одинаковом положении, хотя степень их падения на «дно» различна. Одни стремятся вырваться из нищеты, а другие полностью отреклись от нормальной человеческой жизни и подчиняются воле обстоятельств.

В пьесе весьма необычно показан общественный конфликт.

Среди героев произведения есть не только обитатели ночлежки, утратившие всякие социальные признаки, но и, так называемые, «хозяева жизни», которые представлены парой Костылевых, содержателей ночлежки. Лицемерный и трусливый старикашка Костылев выжимает прибыль из каждой своей жертвы, а его жена Василиса с жестокостью жадной хищницы прокладывает себе путь преступлениями.

Хозяин ночлежки появляется в первом акте пьесы, и по первой же его реплике читатель понимает, что ничего хорошего от этого персонажа ждать не стоит. Костылев входит в подвал, а в это время Актер помогает умирающей Анне выйти в сени, чтобы подышать свежим воздухом. Старик с издевкой называет их «парочкой», не испытывая ни капли сочувствия к чужому горю. Позже Костылев обещает Клещу накинуть на его основную плату еще «полтинничек». Клещ не скрывает своего отвращения к хозяину ночлежки, который готов вытянуть из людей последние средства к существованию. Старик Костылев – отвратительный персонаж. Чтобы подчеркнуть это, Горький дает ему возможность высказываться о доброте. Какой сатирой являются в устах Костылева слова о том, что доброта – самое высокое благо! Существующие на самом «дне» жизни обитатели ночлежки кажутся в моральном плане гораздо выше и достойнее этого жадного старикашки. В каждом «босяке» можно найти какие-либо положительные качества, пускай немного искаженные бесчеловечными условиями жизни. В Костылеве же читатель не найдет ни одного хорошего качества.

Образ Василисы, жены Костылева, не менее показателен в плане изображения «хозяев жизни». Никаких моральных устоев нет у этой женщины. Замуж за старика она вышла ради денег и достойного социального статуса. В этом заключается ее основная жизненная позиция. Василиса – «умная баба», умеющая приспосабливаться к любым обстоятельствам.

Сразу читатель узнает о Василисе то, что она имеет в любовниках вора Ваську Пепла. Но настоящих чувств к нему она, конечно же, не испытывает. Иметь молодого любовника при старом муже - это хорошо, а если при этом есть еще и денежная выгода, то - вдвойне приятно. Василиса прекрасно понимает, что Пепел зависит от нее, ведь в любой момент она может сдать его полицейским. Поэтому ей легко удается заставить Ваську воровать для нее. Читателю неизвестно, как долго продолжались их отношения, но однажды Васька решает взбунтоваться. Он откровенно высказывает Василисе все, что накипело в его душе за время их общения. Выясняется, что на самом деле он любит не бездушную Василису, а ее младшую сестру Наташу. Василиса тут же находит способ извлечь выгоду для себя из сложившейся ситуации: она готова отдать Ваське сестру при условии, что он убьет ее мужа. Таким образом, хозяйка ночлежки хочет избавиться сразу от всех, неугодных ей людей. В случае отказа, она обещает пеплу замучить Наташу до смерти. Застав однажды их вдвоем, Василиса запирает Наташу в доме и жестоко избивает ее. За красивой внешностью этой женщины скрывается настоящее чудовище, способное на ужасные поступки.

Между Пеплом и Костылевым происходит конфликт, и Васька случайно убивает хозяина ночлежки. Теперь ему грозит каторга. Василиса, в итоге, достигла своей цели: она одним махом избавилась от мужа, любовника и сестры. Правда, ее тоже вместе с Васькой забирают в участок. Но она, конечно, сможет выкрутиться. Только такие люди, как Василиса, способны существовать в подобных условиях. Ее ничто не сможет свалить, хитрость и изворотливость помогут этой женщине выстоять при любых обстоятельствах.

Конечно, убийство Костылева не может решить социальный конфликт пьесы. Хозяйкой ночлежки теперь станет Василиса, и ее обитателям придется совсем худо. С помощью образов Василисы и Костылева Горький показал уровень морального падения «хозяев жизни». Ничего человеческого в них не осталось, и, в этом плане, «босяки» выглядят намного достойнее своих «господ».

Василиса – жена хозяина ночлежки Костылева, она представляет “хозяев жизни”. Она жестокая, властная и коварная. В жизни ее интересуют только деньги.

Внешне она очень красива, но это не может скрыть уродство ее души. Она не любит своего мужа. Он стар, а единственная причина их брака – желание Василисы иметь деньги от ночлежки мужа.

Василиса постоянно избивает сестру, девушку добрую и чистую, особенно после того, как узнала, что ее молодой любовник Васька Пепел влюбился в нее.

Является любовницей вора Пепла, угрожает ему полицией

И подбивает его на кражи, а после – и на убийство своего мужа. Пепел так характеризует Василису:

“… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…”;

“Зверь! Хвастаешься зверством своим?”

После отказа Пепла Василиса начинает избивать свою сестру Наташу. Доходит до того, что она обливает ее кипятком. Завязывается драка, в которой убивают Костылева.

Василису арестовывают вместе с Пеплом, но становится понятно, что она сможет избежать наказания.

“Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську – в каторгу пошлют…”


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Васька Пепел – сильный и страстный человек. Вся жизнь его – воровская удача. “Право – не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну! Даже – с радостью, потому что – от чистой руки…” Он – потомственный вор и мошенник. Он занимает в ночлежке привилегированное положение – […]...
  2. Наташа – сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжелая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в нее влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет ее уехать с ним в Сибирь: “Я сказал – брошу […]...
  3. ­Костылев Костылев – персонаж произведения М. Горького “На дне”; содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а его жене всего 26. Она живет с ним только из-за денег и втайне мечтает, чтобы он скорее умер. По натуре этот человек довольно жадный, лицемерный и трусливый. Свою прибыль он […]...
  4. Драматургия Горького сложна и очень интересна. Талант одаренного писателя помог ему найти нужное место действия и подходящий конфликт, чтобы раскрыть свои позиции и взгляды. Интересно и то, что каждая реплика любого героя важна, имеет глубокий смысл. С каждым действием пьесы сюжет накаляется, события становятся все страшнее и страшнее. Одним из кульминационных моментов произведения можно назвать […]...
  5. Произведение: На дне Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. К. – лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в социальном плане ниже, в моральном плане обитатели подвала кажутся гораздо человечнее этого “хозяина жизни”. У жены […]...
  6. Пьеса “На дне” была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, – жизнь босяков. В статье “Как я учился писать” Горький скажет: “Я видел, что хотя они живут хуже “обыкновенных людей”, но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат […]...
  7. Клещ – слесарь, житель ночлежки, муж Анны. Клещ мечтает вернуть нормальной жизни с помощью честного и тяжелого труда. Он упорно трудится и противопоставляет себя другим жителям ночлежки, осуждая их спсоб жизни: “Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – […]...
  8. Васька Пепел Васька Пепел – один из персонажей пьесы Горького “На дне”, постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как и его отец. С такими напутствиями он и вырос. Ваське 28 лет отроду. Он молодой, жизнерадостный и от природы добрый человек. Он не хочет принимать такую жизнь и всячески пытается […]...
  9. Настя – падшая женщина, жительница ночлежки. Она мечтает о романтической любви, чистой и преданной. В реальной жизни ее окружает только нищета, унижение и безысходность. Она постоянно читает бульварные романы, содержание которых и составляют большую часть ее мечты. Настя рассказывает обитателям ночлежки про своего возлюбленного, но называет его, то Гастоном, то Раулем: “Вот приходит он ночью […]...
  10. План Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Костылев – содержатели ночлежки; Наталья, сестра Василисы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при смерти; Настя, проститутка; Актер и Сатин, картежники, пьяницы; Бубнов, Барон, странник Лука и другие. Васька Пепел – любовник Василисы, влюблен в Наталью, ее сестру. Из ревности Василиса бьет сестру нещадно. […]...
  11. Сатин – житель ночлежки, бывший телеграфист. Этот человек устал от нищенской жизни, она вызывает у него отвращение. Он пристрастился к игре в карты, которая не приведет ни к чему хорошему, но Сатин не боится смерти, говорит что “дважды убить нельзя”. Раньше Сатин не был таким человеком. Он был веселым и жизнерадостным, “был “рубаха-парень… плясал великолепно, […]...
  12. Люди “дна” в социально-философской драме М. Горького – это люди, выброшенные из жизни в силу разных обстоятельств, не умеющие ей сопротивляться. Таков Васька Пепел, живущий в ночлежке Костылева. Он занимает там привилегированное положение – отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены. Но ни относительное материальное благополучие, ни ласки Василисы не приносят ему счастья. Васька […]...
  13. Анна – жена слесаря Клеща, больная чахоткой. Болезнь уже подкосила Анну, она умирает. Она устала от жизни и страданий. Сама говорит, что “всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила”. Все обитатели ночлежки сочувствуют страданиям измученной женщины. Только ее муж выражает равнодушие и раздражение. Анна всю жизнь сносила побои и […]...
  14. Лука – пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Л. напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Л. говорит: “Христос-от всех жалел и нам так велел”, – однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: “Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…” Л. ухаживает за […]...
  15. В пьесе нет подробного изложения биографий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое существование в ночлежке. Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает […]...
  16. Актер – обитатель ночлежки, пьяница. Автор не называет настоящего имени героя, да и сам он его давно забыл. Помнит лишь, что его сценический псевдоним был Сверчков-Заволжский. Память актера уничтожена алкоголем, он постоянно пытается вспомнить и продекламировать стихи и отрывки пьес. Сам признается: “Мой организм отравлен алкоголем”. Странник Лука приносит ему надежду на выздоровление, рассказывая о […]...
  17. Василиса Володина – астролог, телеведущая, астропсихолог. Родилась Василиса Володина 16 апреля. Интерес к эзотерике в биографии Василисы Володиной пробудился еще в подростковом возрасте. С 14 лет увлеклась карточными гаданиями, а также определением судьбы по линиям ладони. Такой интерес к предсказанию будущего родители одобрили. Девушка с увлечением разглядывала звездное небо, заинтересовавшись теорией существования НЛО. Вместе с […]...
  18. Пьеса “На дне” – произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них – проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, […]...
  19. Максим Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Самым трудным для автора оказался выбор точного названия пьесы. Сначала она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. Само название носит огромный смысл. Люди, попавшие на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных […]...
  20. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся […]...
  21. Драматургия Горького очень интересна своей проблематикой, силой философских размышлений. Определенного совершенства в этом плане достигла пьеса “На дне”, представляющая совокупность социально-философских воззрений писателя. В экспозиции с помощью обширной авторской ремарки и высказываний персонажей обрисован “подвал, похожий на пещеру”, в котором живут, дерутся, умирают воры, шулера, проститутки, бывшие работники: слесарь Клещ, картузник Бубнов, телеграфист Сатин, Актер, […]...
  22. Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Заглавие “На дне” впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия […]...
  23. В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу “На дне”. Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было “Ночлежка”, потом переименовал на “Без солнца”, и, наконец, окончательно автор назвал пьесу “На дне”. Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие […]...
  24. Действие драмы “На дне” происходит на рубеже XIX-XX веков. Это время экономического кризиса для России, многие остаются без работы, теряют свой статус, положение в обществе, а некоторые опускаются на “дно” жизни. Горький неслучайно так живописует место, где ютятся его герои. Перед нами грязный подвал, похожий на пещеру: закопченный потолок, тяжелые каменные своды с обвалившейся штукатуркой. […]...
  25. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены. Пьеса “На дне” представляет собой цикл маленьких драм, […]...
  26. Пьеса Горького была написана в 1902 году для одного из московских театров. Автор долгое время не мог определиться с вариантом написания в названии самой пьесы. Наверное, в самом названии произведения заложен его смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не смогут подняться в своей жизни. Тема униженных и оскорбленных не является новой в русской […]...
  27. Пьеса Горького “На дне” сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы. Огромную роль […]...
  28. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти выход. Уверена в успехе дела, надеется на хороший исход. В любой […]...
  29. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о […]...
  30. Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]...
  31. Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса “На дне”. Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое […]...
  32. Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. Вот как писал о своей пьесе “На дне” сам
  33. В пьесе “На дне” Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился “благородный” старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, […]...
  34. Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Авторское отношение к героям Автор на протяжении всего произведения называет героя только по имени, Николай Евграфович, или по фамилии, Алмазов, тем самым подчеркивая некую […]...
  35. Сказка Е. Шварца “Два клена” – добрая и увлека­тельная пьеса-сказка. В ней много милых, симпатичных героев. Это и храбрые, но наивные и самонадеянные бра­тья, добрый и старательный, но недалекий и сонливый Медведь, энергичный, но не очень сообразительный Ша­рик, хитрый и находчивый Котофей. Все сказочные герои по-своему интересны и привлекательны. И все же глав­ная героиня, которая […]...
  36. Произведение Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” сквозь призму фантастической фабулы проливает свет на простые общечеловеческие истины, которые были актуальны как во времена писателя (произведение датировано 1943-м годом), так и сейчас. Глубокие философские идеи постижения душой человека мудрости, добра, любви и прекрасного раскрыты полностью благодаря системе образов этой притчи-сказки. Примечательно, что главным героем […]...
  37. “Слово о полку Игореве” – это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне. Ярославна – жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа […]...
  38. Что есть истина? Истина (так могут ду- мать многие) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Такой прав- ды быть не может. Даже факт, казалось бы, очевидно однозначное событие, разные люди воспринимают по-разному. Так, например, известие о смерти может быть понято как известие о другой, […]...
  39. Драма М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Персонажи этой пьесы – люди, которые в результате социальных процессов, происходивших на рубеже веков, оказались выброшенными на самое дно жизни. Социальный конфликт присутствует в пьесе прежде всего в виде противостояния между хозяевами ночлежки Костылевыми и ее обитателями. Костылев предстает в глазах ночлежников богатеем, который думает […]...
  40. Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М. Горького “На дне”. Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм – это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев […]...

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, - жизнь босяков. В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги». Босяки жили в нищете, но в их жизни не было места мещанству, с которым всю жизнь боролся писатель. Он противопоставляет обитателям ночлежки их хозяев - мужа и жену Костылевых.

Владелец ночлежки Костылев, которому пятьдесят четыре года, свою алчность и скупость прикрывает деланной набожностью. Даже по ночлежке он ходит, напевая «что-то божественное». Но на самом деле все это лицемерие - он пытается у обездоленных, несчастных людей отобрать последнее: «Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...» - говорит он Клещу, который всеми силами пытается выбраться из ночлежки, не понимая, что этот кровосос отберет у него все до копейки. Свою жадность Костылев объясняет религиозностью: «А я на тебя полтинку накину, маслина в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Когда Актер, выслушав похвалы Костылева за доброту к Анне, просит уменьшить его долг, Костылев отвечает: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...» Несмотря на все свое лицемерие, Костылев не может скрыть своей грубости и стремления унижать подвластных ему людей. Обращаясь к Наташе, он говорит ей: «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?»

Характер Костылева сразу же разгадал старец Лука: «Ежели тебе сам господь Бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..» Все равно-никакого толку не будет... как ты есть - так и останешься...» Все ночлежники ненавидят Костылева, для них он не человек, а какое-то гадкое насекомое, и поэтому смерть хозяина ночлежки от руки Пепла закономерна, хотя произошла случайно. Васька Пепел не хотел убивать его, зная, как к этому стремится Василиса, чтобы получить деньги своего мужа.

Сама Василиса не прикрывает своей грубости и жадности ни напускным смирением, ни религиозностью. «Души в тебе нет, баба», -говорит ей Пепел. Она зверски избивает свою сестру, подговаривает Пепла убить своего мужа, обещая ему в этом случае отдать Наташу в жены. Василиса еще хуже своего мужа, потому что она умная и ловкая, и з конечном счете все происходит так, как она и замыслила: она обварила Наташе ноги кипятком, опрокинув на нее кипящий самовар, началась суматоха, в которой Пепел, поддавшись общей панике, ударил Костылева и одним этим ударом убил его, сам не желая этого. Василиса добилась своего, более того, она внушила Hafaiue мысль, что Пепел заодно с ней. Обсуждая эти события, ночлежники считают так: «Василиса- вывернется! Она- хитрая. А Ваську - в каторгу пошлют...»

Костылевы относятся к тем людям, про которых Сатин говорит, что они «живут чужими соками». «Хозяева жизни» в пьесе М. Горького «На дне» живут за счет тех людей, которые не могут бороться за себя, за свои права, а такие, как Костылевы, толкают их еще дальше, еще ниже, чтобы никогда люди «дна» не выбрались на поверхность, не осознали свое человеческое достоинство, не смогли встать на борьбу.

В произведении «На дне» автор описал жизнь людей из самого низкого социального слоя. К такому обществу относились оборванцы, алкаши, бездомные, живущие в ночлежке, принадлежащей Михаилу Костылеву. Костылев был женат на молодой девушке по имени Василиса.

Василиса Карповна была своекорыстной женщиной, любящей властвовать. Ей было всего 26 лет. Корыстные побуждения заставили ее выйти замуж за старого Костылева. Михаилу Ивановичу было 54 ода. Василиса была красивой и привлекательной женщиной. Героиня была замужем вот уже 4 года. Она называла своего супруга «клопом», высасывающим из нее молодость. Вместе с ними жила младшая сестра героини Наташа. Михаил постоянно измывался над бедной девушкой. У девушек был дядя, который работал в полиции. Дядя считал Василису ловкой и умной женщиной. Наташа считала ее очень хитрой. Поскольку Василиса выпутывалась из любого обстоятельства.

Василиса Костылева была гордой и не просила у других помощи, милостыню и внимания. По словам Бубнова, героиня отличалась жестокостью и суровым нравом. Окружающие называли героиню «ядовитой гадюкой» или «дьяволицей». Васька Пепел называл ее бездушной. Васька воровал и проживал в ночлежке. За аренду он расплачивался ворованными вещами. Василиса завела с Васькой любовные отношения. Предприимчивость и коварность героини не знали предела. Разузнав о чувствах Васьки к Наташе, Василиса подбила вора на убийство Михаила Костылева. Взамен Костылева обещает дать денег и выдать замуж за него Наташу.

Чтобы стать богатой она превратила свою сестру в марионетку. При этом Василиса не скрывает выгоды, жадности и хвастается, что скоро станет богатой вдовой. Услышав отказ Васьки, героиня напомнила ему о проведенном времени вместе с ней. Чтобы уговорить парня, она начала угрожать. Васька никак не поддавался и не хотел убивать старого Костылева. Чтобы его уговорить, Василиса начала измываться над Наташей, которая, итак, испытывала трудные времена.

Издеваясь над сестрой, она проливает на нее кипяток. В конце концов, Василиса уговорила Пепла убить старого мужа. Так Василиса стала богатой. Способность приспособиться к ситуации, и изворотливость сделали из Василисы жестокую хозяйку ночлежки и жизни.

Сочинение про Василису

В своей пьесе «На дне», Максим Горький описывает жизнь людей низшего социального общества. Пьяницы, бродяги, босяки населяют ночлежку, которую содержит Михаил Иванович Костылев. У него есть жена, молодая женщина двадцати шести лет, Василиса.

Василиса – властолюбивая, корыстная женщина. Она вышла замуж за Костылева, который старше её почти на тридцать лет, не по любви, а из низменных корыстных побуждений. Её алчная натура требует обогащения, и Василиса готова на любой шаг, чтобы разбогатеть. Ей хочется богатства, пока она ещё молодая, чтобы жить в свое удовольствие.

В их ночлежке живет Васька Пепел, по наводке семейства Костылевых он занимается воровством, и они покупают у него краденые вещи, перепродавая их втридорога. Василиса завела любовные отношения с этим обитателем их ночлежки. Она коварная и предприимчивая женщина, узнав о том, что Ваське Пеплу нравится её сестра Наташа, Василиса подбивает любовника на убийство своего старого мужа. Пустив в ход все свое женское обаяние, хитростью и лестью бессердечная хозяйка старается убедить Ваську помочь ей избавиться от ненавистного мужа. Василиса обещает отдать Пеплу свою сестру, дать ему денег, чтобы Васька смог скрыться из города. Ради обладания богатством мужа, она распоряжается Наташей, как вещью. Василиса не скрывает от любовника своей жадности и выгоды, какой она станет богатой и независимой, когда не станет её мужа. Когда Васька отказывается, Василиса упрекает его, напоминая о днях, проведенных вместе. Она, фактически, угрожает ему. Пепел не поддается на уговоры бывшей любовницы, и тогда, чтобы досадить ему, Василиса начинает жестоко издеваться над собственной сестрой, которой и так не сладко живется в их доме.

В конце концов, она обваривает Наташу кипятком, догадываясь, что Васька прибежит на помощь. Она провоцирует своего постояльца, и Васька, по чистой случайности, убивает Костылева. Так коварная Василиса добивается своей цели. Всем ясно, что корыстолюбивая женщина выйдет сухой из воды. Естественно, что в любом случае она откупится от полиции, а значит, станет полновластной хозяйкой ночлежки, получит все состояние мужа, и заодно избавится и от ненужной ей сестры, и от бывшего любовника. Её изворотливость и способность приспособиться к любым обстоятельствам, сделают из Василисы ещё более жестокую и беспринципную хозяйку не только ночлежки, но и жизни.

Несколько интересных сочинений

    Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

  • Образ и характеристика панночки в повести Тарас Бульба Гоголя сочинение

    Произведение «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя является одним из самых известных творений писателя. Переписанный Н.Я. Прокоповичем текст был издан во второй редакции и стал известен публике.

  • На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем

  • Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени (сочинение)

    Герой нашего времени – это произведение, задумка которого в том, чтобы более полно раскрыть характер героя, показать читателю проблемы характера и влияние на него обстановки, в которой герой воспитывался и жил

  • Рюхин в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение

    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть много представителей МАССОЛИТА: литераторов, писателей и поэтов. Одним из его участников был некто Александр Рюхин.