Марк Твен: краткая биография и интересные факты. Марк Твен

Если Генри Джеймс углубил национальное самосознание, одновременно распахнув его в мир за пределами США, и обогатил американскую литературу стилистической виртуозностью, то Марк Твен (1835—1910) дал ей неподражаемую свободу самовыражения. Он стал голосом сомнений и противоречий, ностальгии о прошлом и надежд на будущее послевоенной Америки. "Линкольн нашей литературы", — сказал о нем Хоуэллс.

Популярность Твена при жизни была велика — не померкла и после. Что же касается его признания литературной критикой, то здесь ему повезло значительно меньше. Его современники в США восхваляли его как "бесподобного развлекателя публики", "непревзойденного мастера шутовских колокольчиков". Репутация "шутника" и "забавника" доставила Твену много горьких минут, особенно в последние десятилетия его жизни. В первой половине XX века развился противоположный взгляд на писателя как на "пламенного обличителя пороков капиталистической системы". Между тем данный подход также не вполне корректен.

Сама биография Марка Твена служит ярчайшей иллюстрацией осуществления "американской мечты", доказательством головокружительных возможностей, которые открываются в Америке любому талантливому и деятельному человеку, независимо от его социального происхождения. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, творивший под псевдонимом Марк Твен (на лоцманском жаргоне: "мерка два", то есть безопасная для судоходства глубина в две сажени — своего рода творческое кредо писателя), был уроженцем американского Юго-запада.

Его родители, небогатые, но хорошей южной крови виргинцы, двинулись вместе со всей страной на Запад и сначала осели во фронтирской деревушке Флорида, штат Миссури, где появился на свет Сэмюэл Клеменс, а через четыре года перебрались в городок Ганнибал на берегу Миссисипи. Отец Твена, мировой судья, умер, когда сыну было одиннадцать лет, и тому пришлось оставить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Основное население региона составляли тогда скотоводы и фермеры. Быт их был труден и не слишком утончен, и большим подспорьем в суровой фронтирской жизни служил юмор, умение посмеяться над ситуацией и над собой. Твен, с детства предоставленный самому себе, рос среди носителей фольклорной традиции фронтира и глубоко воспринял характерные для нее байки, анекдоты и рассказы-розыгрыши. Это и был тот свежий источник, который питал затем его творчество.

Как истинный потомок пионеров, Твен не склонен был мудрствовать лукаво и всегда писал лишь о том, что хорошо знал. А знал он немало: его жизненный опыт к началу писательской карьеры оказался весьма обширным. Он успел поработать типографским наборщиком, два года проплавать помощником лоцмана, а затем лоцманом по Миссисипи, повоевать ополченцем в армии конфедератов в Гражданскую, пока, как он пояснил, ему не "стало совестно сражаться за сохранение рабства". После этого он двинулся в Неваду и Калифорнию, сотрудничал в газетах, печатая юмористические рассказы и скетчи о Западе, которые затем вошли в сборник "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1867).

Уже ранние рассказы и две книги комических путевых очерков "Простаки за границей" (1869) и "Налегке" (1872) обнаруживают специфику твеновского юмора — его неразрывную связь с фронтирским фольклором, которая будет отличать и лучшие зрелые произведения писателя. Излюбленная Твеном форма повествования от первого лица, своеобразная "маска простака", которую частенько надевает герой-повествователь, склонность к гиперболизации — все это черты устного рассказа фронтирсменов. Наконец, в основе индивидуального творческого метода Твена лежит главный принцип американского народного юмора — комическое обыгрывание нелепых, а порой и трагических ситуаций. Американский фольклор определил и сам дух произведений Твена — гуманизм, уважение к человеку труда, к его разуму и здравому смыслу, победительный оптимизм.

Вышучивая такие свойства своих соотечественников, как бесцеремонность, кичливость, религиозное ханжество и невежество, Твен выступал прежде всего патриотом своей великой страны: он прибегал к смеху как к мощному оружию морального воздействия.

"Простаки за границей" укрепили финансовое положение автора, и он купил ежедневную газету в Баффало, штат Нью-Йорк, стал ее редактором и женился на красавице Оливии Лэнгдон, дочери и наследнице угольного промышленника. Брак оказался исключительно счастливым; семейное благополучие явилось важной составной частью жизненного успеха Твена и его общественной репутации. В 1871 он обзавелся собственным домом в Хартфорде, городе, который занимал — как в географическом, так и в интеллектуальном пространстве — промежуточное положение между двумя литературными столицами: Нью-Йорком и Бостоном. Здесь уже сложилась определенная писательская среда: Г. Бичер-Стоу, Ч.Д. Уорнер и другие.

Особняк на Фармингтон Авеню, 351, ныне музей Марка Твена, был одной из достопримечательностей Хартфорда — массивный, сложенный из камня и кирпича, он напоминал одновременно пароход, средневековую крепость и домик кукушки в часах. Твен вторично съездил за океан — уже не в качестве корреспондента, командированного нью-йоркским журналом и обязанного присылать отчеты о путешествии, как в первый раз, а в качестве состоятельного туриста и американской знаменитости, чтобы отдохнуть от затхлости "позолоченного века" (таково было название романа, написанного в соавторстве с Ч.Д. Уорнером в 1873) и "подышать вольным воздухом Европы".

Результатом, однако, как и в первом случае, стала книга путевой прозы "Пешком по Европе" (1880), а также исторический роман на английском материале "Принц и нищий" (1881). К этому моменту индивидуальный почерк Твена уже вполне сложился, и один за другим выходили его лучшие произведения: "Старые времена на Миссисипи" (1875), "Приключения Тома Сойера" (1876), "Приключения Гекльберри Финна" (1885), "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889).

К середине 1880-х Твен, казалось, и в личном, и в творческом плане достиг всего, о чем мог только мечтать мальчишка из фронтирской деревушки и маленького городка на берегу большой реки: у него были деньги, семейное счастье, прочное положение в обществе и в литературных кругах (благодаря давней дружбе с У.Д. Хоуэллсом, главным редактором влиятельного нью-йоркского журнала "Атлантик Мансли"), всеамериканская и международная писательская известность. Баловень судьбы, живое воплощение сбывшейся "американской мечты" — таким предстает Марк Твен в зените его карьеры.

Он, однако, совсем не собирался успокаиваться на достигнутом; неутомимый пионерский дух, бьющая через край творческая энергия заставляли его искать новые пути в литературе. Свернув с уже проторенной им как признанным реалистом дороги, Твен вступил в область, весьма мало (лишь в ходе отдельных его и его предшественников "партизанских вылазок") освоенную национальной словесностью. Он создал не юмористический рассказ или скетч, а полноформатный роман на юго-западном диалекте, повествование в котором ведется от лица малограмотного мальчишки, находящегося в самом низу социальной лестницы. Работа над "Приключениями Гекльберри Финна" заняла восемь лет, но это был шедевр, не сразу, но единодушно, в конце концов, признанный.

В последние два десятилетия жизни Твена судьба, казалось, отвернулась от него. Его литературная слава, впрочем, осталась неизменной, но уже стареющего и всегда очень удачливого человека одно за другим начали постигать личные несчастья. Предприятие, в которое Твен вложил крупные суммы, лопнуло, и, чтобы поправить материальное положение семьи, Твену пришлось отправиться в турне с публичными выступлениями по Австралии, Новой Зеландии, Индии и Южной Африке — опыт, описанный им в книге путевых очерков "По экватору" (1897). Во время работы над этой книгой в Лондоне Твен получил каблограмму о смерти от менингита его любимой дочери. Он действительно едва оправился от шока, так что в знаменитой твеновской остроте, отправленной им из Лондона в 1897: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены", — была изрядная доля правды.

Так или иначе, он выжил и, поправив материальное положение, в 1900 вернулся в США. Гул приветственных голосов, который его встретил, не смолкал уже до самой смерти писателя: "Герой нашей литературы, — кричали газетные заголовки, — самая известная личность на планете!" Он был идолом нью-йоркского общества и самым цитируемым писателем своего времени. С горьким стоицизмом Твен встретил известие о неизлечимой болезни младшей дочери, а затем и кончину любимой супруги, с которой был счастлив 35 лет.

Гениальный шоумен, а не только писатель, он неизменно появлялся в белом костюме, гордо неся голову с копной седых кудрей и в ореоле табачного дыма: он пояснял, что его правило — "никогда не курить во сне и никогда не воздерживаться от этого во время бодрствования". А между тем творчество Твена демонстрировало глубинные перемены в его мировосприятии. Прежде всего, изменился его стиль: былая искрометность и радостная непредсказуемость сменились безупречной логической ясностью.

В поздних произведениях звучат ноты отчаяния, и они становятся все мрачнее и безысходнее. Современная американская жизнь практически уходит из собственно художественных произведений Твена и становится исключительно темой его публицистики. В 1900-е годы один за другим издаются твеновские памфлеты, такие, как "Военная молитва", "Человеку, ходящему во тьме", "Мы — англосаксы", "Соединенные линчующие штаты" и, наконец, "Что такое человек?", смысл которых предельно остро выражен в заглавиях.

В этих памфлетах все громче обличается политика со стороны силы, империализм, расизм, финансовые злоупотребления, лицемерие в морали и религии и другие проявления того, что наша критика долго именовала "пороками капиталистической системы", а Твен называл "проклятой человеческой породой". Что касается крупных произведений позднего Твена, то последним из них, посвященным американской жизни, был роман "Простофиля Вильсон" (1894). Скептические эпиграфы, предпосланные главам, свидетельствовали о растущем пессимизме автора: "Если подобрать издыхающего с голоду пса и накормить его, он не укусит вас. В этом принципиальная разница между собакой и человеком".

Дальнейшие заметные книги писателя, кроме, естественно, "Автобиографии", удалены от американской действительности во времени и пространстве. Она, однако, то и дело заявляет в них о себе в виде нападок на меркантилизм и тупую жестокость, свойственные, якобы, лишь минувшим эпохам ("Личные воспоминания о Жанне Д’Арк", 1896). Действительность дает о себе знать в общем мрачном тоне произведений, в той позиции стоического отчаяния, которую занимает автор. Таков "Дневник Евы" (1905), своего рода эпитафия недавно умершей жене, заключающаяся словами Адама: "Там, где была она, был Рай".

Таков и "Таинственный незнакомец", повесть, над которой писатель работал с 1898 года, и которая была опубликована лишь после его смерти, в 1916, своеобразное духовное завещание Твена. Таинственный незнакомец, явившийся трем мальчишкам и поражающий их чудесами — это сам Сатана. Он существует "за пределами добра и зла", и его финальное заявление проливает свет на душевное состояние автора: "Все, что я говорю тебе сейчас, это правда. Нет Бога, нет Вселенной, нет человеческого рода, нет жизни, нет Рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый, дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты — только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве".

К концу жизни Твен склонен был отрицать свою роль величайшего комического гения Америки и понапрасну ожидал, что его выслушают всерьез. Публика продолжала смеяться над "Знаменитой скачущей лягушкой", а он в это время писал: "Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет". Твен умер в Стормфилде, его последнем доме, построенном на манер итальянской виллы и расположенном на вершине холма в Реддинге, штат Коннектикут.

Самюэль Ленгхорн Клеменс, известный читателям всего мира под именем Марка Твена, родился 30 ноября 1835 года в штате Миссури в крохотной деревушке Флорида.

Позднее его семья переехала в городок Ганнибал в том же штате. Марк Твен стал сотрудником газеты из-за нужды, которую испытывала его семья после смерти отца, мелкого юриста, неудачливого дельца, оставившего после себя множество долгов. Любовь к справедливости и чувство юмора Твен унаследовал от своей матушки Джейн Клеменс. Над которой горожане однажды решили подшутить, сказав, что она способна молиться за самого дьявола, на что та ответила, что дьявол просто величайший грешник и ничего страшного, если она помолится за успокоение его души.

«Твен, по собственному признанию, рос болезненным, вялым ребенком и первые семь лет своей жизни питался, главным образом, лекарствами. Как-то он спросил свою мать, которой шел уже восемьдесят восьмой год:

Наверно, ты все время беспокоилась за меня?

Да, все время.

Боялась, что я не выживу?

Миссис Клеменс, поразмыслив, ответила:

Нет, я боялась, что ты выживешь.»

В 1853 году, восемнадцати лет, Твен покинул родные места, он начал работать бродячим наборщиком. Подолгу нигде не задерживаясь, он бродяжничал четыре года и успел повидать не только Сент-Луис, столицу своего штата, но и крупнейшие промышленные и культурные центры США этих лет - Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон.

Вернувшись из скитаний, двадцатидвухлетний Марк решил осуществить заветную мечту своего отрочества - стать лоцманом на Миссисипи. Он проплавал четыре года, два года лоцманским учеником ("щенком") и еще два года полноправным водителем речных пароходов. По заявлению Твена. Если бы негражданская война, он бы плавал свою свою жизнь. Так что можно сказать спасибо вражде северян и южан за столь ценный подарок.

Свою краткую автобиографию писатель представляет так: "Мне пришлось искать другого заработка, - вспоминал Твен позднее, обозревая свои ранние годы. - Я стал рудокопом в копях Невады, потом газетным репортером; потом золотоискателем в Калифорнии; потом газетчиком в Сан-Франциско; потом специальным корреспондентом на Сандвичевых островах; потом разъездным корреспондентом в Европе и на Востоке; потом носителем факела просвещения на лекторских подмостках, и, наконец, я стал книжным писакой и непоколебимым столпом среди других столпов Новой Англии".

Твен работал во множестве изданий. Одной из первых была "Territorial Enterprise" - газета Вирджинии-Сити, куда Твен уже посылал написанные между делом юмористические очерки из жизни старателей.

Так описал Альберт Пейн, биограф писателя, его первое появление в редакции "Энтерпрайз": "В душный августовский день изнуренный, покрытый дорожной пылью путник вошел, шатаясь, в помещение редакции "Энтерпрайз" и, скинув с плеча тюк с одеялом, тяжело опустился в кресло. Он был без пиджака, в выцветшей синей фланелевой рубашке. Порыжелая широкополая шляпа, револьвер у пояса, высокие сапоги с отворотами. Спутанные пряди каштановых волос падали на плечи незнакомца, борода цвета дубленой кожи закрывала грудь. Он прошел пешком сто тридцать миль, отделявшие старательский поселок Аврора от Вирджиния-Сити".

Твену было двадцать семь лет, и он начинал всерьез свою литературную деятельность.

Твен быстро выдвинулся как фельетонист "Enterprise". В 1864 он окончательно останавливается на литературном имени Марк Твен. Есть несколько версий, касающихся появления псевдонима:

1. Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а выкрик «марк твен» (англ. mark twain, дословно -- «метка двойка») означал, что согласно отметке на лотлине достигнута минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов -- 2морских сажени (? 3,7 м).

2. Существует версия о литературном происхождении этого псевдонима: в 1861 году в журнале Vanity Fair вышел юмористический рассказ Артемуса Уорда «Северная звезда» о трёх моряках, одного из которых звали Марк Твен. А Сэмюэл как любил юмористический отдел этого журнала, так и читал в своих первыхстендап-выступлениях именно произведения Уорда.

3. Также есть мнение, что псевдоним был взят со времени весёлых деньков Твена на Западе: там говорили «Марк Твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать на счёт.

Первая версия кажется мне наиболее правдоподобной, так как она была озвучена самим писателем, хотя две последующие тоже достаточно привлекают своим юмористическим подтекстом.

1865 год ознаменовался важнейшими переменами в литературной судьбе Марка Твена. Нью-йоркская газета "Saturday Press" напечатала его небольшой рассказ "Джим Смайли и его знаменитая скачущая лягушка из Калавераса", который представлял собой необыкновенно талантливую обработку калифорнийского фольклорно-юмористического материала. Рассказ имел бесспорный успех. Твен оставил поденную журналистику. Весной 1866 года он был командирован газетой «Сакраменто Юнион» на Гавайи. По ходу путешествия Твен должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон Мак Комб, издатель газеты «Альта Калифорния», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

В июне 1867 году Твен, в качестве корреспондента «Alta California» и «New-York Tribune», отправился в Европу на пароходе «Квакер-Сити». В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь. Письма, написанные Твеном во время путешествия по Европе и Азии, отправлялись им в редакцию и печатались в газете, а позже легли в основу книги «Простаки за границей».

Таким образом, мы видим, что с начала своей карьеры Твен не сидел на одном месте, он постоянно путешествовал, стремясь расширить свой кругозор. Да и герои его наиболее известных романов («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий») не сидят на месте, в основу положены их скитания, по ходу которых разворачивается проблематика, интересующая писателя.

Как журналист, Марк Твен наиболее ярко предстаёт в своих рассказах «Журналистика в Теннеси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» и «Разнузданность журналистики». Все эти произведения были написаны в первый период творчества писателя, представленный в основном сатирической и юмористической прозой. Герой рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» берётся за должность редактора газеты для фермеров, он ничего не смыслит в сельском хозяйстве, и не считает, что это необходимо в занимаемой им должности: «я четырнадцать лет работаю редактором и первый раз слышу, что человек должен что_то знать для того, чтобы редактировать газету». Таким образом, автор изображает невежду, который доводит до отчаянья настоящего редактора, нескольких фермеров, но тем не менее поднимает тираж издания. Твен глумится над очевидныой несуразицей: в газете пишут чепуху, а люди её читают, да ещё и с усилившимся интересом. Это сатира не только на работника редакции, но и на неразборчивых читателей. О последнем Твен говорит также в «Разнузданности печати»: «Общественное мнение, которое должно бы удерживать ее в рамках, печать сумела низвести до своего презренного уровня». Данное выступление Твена - разоблачение не только продажных журналистов и редакторов, но также и самого себя: «Не стоило бы в этом признаваться, но я и сам печатал злостные клеветнические статьи о разных людях и давно заслужил, чтобы меня за это повесили». Таким образом, писатель при помощи иронии, усилившейся и заметно озлобившейся только к последнему примеру - «Разнузданности печати», выявляет больные стороны американской печати второй половины 19-го века.

Журналистика в Теннесси.

Герой рассказа отправляется по рекомендации своего врача на юг, в Теннесси поправить здоровье. Там он поступает на службу в газету с настораживающим названием «Утренняя заря и боевой клич округа Джонсон». В редакции он видит эксцентричного редактора в одежде полувековой давности, само помещение оже не отличается привлекательностью: у стульев не хватает ножек, дверца у печки отваливается, а возглавляет всё это великолепие деревянный ящик с песком, усеянный окурками. Редактор поручает новичку задание: сделать обзор под названием «Дух теннессийской печати». Когда герой показывает результат работы, редактор остаётся недоволен, так как текст оказывается слишком скучен, не годен для читателей. После правки материал преобразился до неузнаваемости: его язык стал вульгарным, жаргонным, обыкновенные новости поданы нарочито сенсационно, а все лица, на которые ссылаются в текстах, неприглядно названы «лгунами», «ослами», «безмозглыми проходимцами». Мы понимаем, что за газетёнка перед нами, образец бульварной, жёлтой прессы. После в редакцию начинают приходить посетители, но их приём проходит довольно своеобразно: «Тут в окно с грохотом влетел кирпич, посыпались осколки, и меня порядком хватило по спине. Я посторонился; я начинал чувствовать, что я здесь лишний.

Редактор сказал:

Это, должно быть, полковник. Я его уже третий день жду. Сию минуту он и сам явится.

Он не ошибся. Минутой позже в дверях появился полковник с револьвером армейского образца в руке.

Он сказал:

Сэр, я, кажется, имею честь говорить с презренным трусом, который редактирует эту дрянную газетку?»

Далее редактор оставляет новичка на своём месте, даёт ему новое задание: « -- Джонс будет здесь в три -- отстегайте его плетью, Гиллспай, вероятно, зайдёт раньше -- вышвырните его из окна, Фергюссон заглянет к четырем -- застрелите его. На сегодня это, кажется, все. Если выберется свободное время, напишите о полиции статейку позабористее -- всыпьте главному инспектору, пускай почешется. Плётки лежат под столом, оружие в ящике, пули и порох вон там в углу, бинты и корпия в верхних ящиках шкафа».

Вот что из этого получается у нашего героя: «Он ушел. Я содрогнулся. После этого прошло всего каких-нибудь три часа, но мне пришлось столько пережить, что всякое спокойствие, всякая весёлость оставили меня навсегда. Гиллспай зашёл и выбросил меня из окна. Джонс тоже явился без опоздания, и только я было приготовился отстегать его, как он перехватил у меня плётку. В схватке с незнакомцем, который не значился в расписании, я потерял свой скальп. Другой незнакомец, по фамилии Томпсон, оставил от меня одно воспоминание».

Когда возвращается редактор, герой объявляет ему, что не намерен более сотрудничать с газетой, так как «Журналистика в Теннесси слишком живое дело».

Во времена Твена как раз зарождались и достигали своего расцвета такие «жёлтые» издания, как «Нью-Йорк Сан», «Нью-Йорк Геральд» Беннета и «Нью-Йорк Уорлд» Пулитцера. Местная же пресса перенимала черты «гигантов»: игра на читательских инстинктах, таких как самосохранение и секс, отсюда сенсационность и скандальность.

Нельзя не заметить своеобразный юмор рассказа. Это так называемый типичный американский юмор, которые зародился из фольклора, процветавшего на западных окраинах США. Этот фольклор отражал жизнь и нравы самобытной и примитивной, преимущественно фермерской цивилизации, формировавшейся в условиях суровой борьбы за существование. Юмор, рожденный на той основе, был "грубиянским" юмором. В середине XIX столетия молодая литературная школа на Западе стала пародировать его, создавая американскую юмористику, мало в чем соприкасавшуюся с современной европейской традицией. Стоит только сказать, что в поэтике американского юмора убийство рассматривалось как источник комических ситуаций, что для европейского юмора немыслимо.В повествовательной технике американского юмориста господствовали два популярных приема. В первую очередь это - гротескное преувеличение, гипербола, тяготеющая к комическому абсурду. В других случаях это вопиющая недомолвка, снова ведущая к рассчитанному на комический эффект несоответствию.

Поэтому обычная ругань в редакции превращается в массовые убийства и увечья, которые призваны не напугать читателя, а рассмешить. А смех призван помочь задуматься о настоящем, бедственном положении дел.

По-моему мнению, Твен был больше писателем, нежели журналистом. Чего только стоят созданные им мистификации «Окаменелый человек» и «Моё кровавое злодеяние», заведомо ложные материалы, которые высмеивают в первом случае повальное увлечение жителей Невады и калифорнии всякими окаменелостями, во втором случае шум вокруг Дейнского акционерного общества, которое «стряпало» дивиденды для поднятия собственных акций. Как бы ни были остроумны и очевидно поучительны эти материалы (Твен хотел, чтобы читатели напрягли мозг и заметили очевидный абсурдный характер материалов, а не верили на слово всему сенсационному, что подаётся на газетной полосе, но у него ничего не вышло), они принадлежали перу не журналиста, а писателя, который при помощи литературного приёма - мистификации пытается добиться своей цели. В «Разнузданности печати» Твен признаёт свою ошибку: «По собственному опыту я знаю, что журналисты склонны ко лжи. Несколько лет тому назад я сам ввел на Тихоокеанском побережье особый и весьма живописный вид вранья, и он до сих пор не выродился там.

Когда я читаю в газетах, что в Калифорнии прошел кровавый дождь и с неба падали лягушки, когда мне попадается сообщение о найденной в пустыне морской змее или о пещере, утыканной алмазами и изумрудами (и обязательно обнаруженной индейцем, который умер, не успев досказать, где эта пещера находится), то я говорю себе: "Ты породил это детище, ты и отвечай за газетные небылицы"».

Биография Марка Твена полна интересными событиями, которые будут любопытны школьникам, изучающим его произведения. Будущий классик американской литературы родился в 1835 году в поселке Флорида (штата Миссури). Можно сказать, что его родители были уже коренными американцами (выходцами из Виргинии и Кентукки).

Отец умер, когда мальчику исполнилось 13 лет, мать прожила долгую жизнь и умерла на 87 году жизни. Кроме Сэма, в семье было еще 3 ребенка: два мальчика и девочка. После смерти отца главным в семье стал старший брат Сэма Орайон. Именно он открыл семейное дело: стал издавать газету. В издательстве трудился и Сэмюэль, сначала в качестве наборщика, а потом как журналист. В качестве журналиста он путешествовал по стране, побывал в Сент-Луисе и в Нью-Йорке.

Потрудившись какое-то время на брата, Сэмюэль понял, что его «зовет» река. Он стал лоцманом на пароходе. Работа ему нравилась, но Гражданская война привела к исчезновению частного пароходства. Сэмюэль был вынужден снова заняться поисками средств к существованию.

Известно, что в самом начале Гражданской войны будущий писатель стал членом масонской ложи, хотя всегда относился к братству с юмором.

В годы Гражданской войны

Какое-то время Сэмюэль воевал в рядах народного ополчения, но после того, как его брата сделали секретарем губернатора штата Невада, уехал с ним на Запад.

В Неваде Сэм работал на шахте старателем, добывал серебро. Потом устроился на работу в газету «Territorial Enterprise».

В 1864 году Сэм перебрался в Сан-Франциско, где начал работать сразу в нескольких газетах.

Первые литературные опыты

Свой первый юмористический рассказ Твен опубликовал в 1865 году. Он принес ему успех и был даже назван лучшим юмористическим рассказом, созданным в Америке американским писателем. Весь следующий год Твен провел в командировках. Он выполнял редакционные задания газет и выступал с лекциями по всему штату, а в 1866 году Твен первый раз отправился заграницу, посетил Европу и Ближний Восток. Интересно, что во время этой поездки он также посетил и Российскую империю, в частности, побывал в Крыму.

В 1867 году Твен выпустил книгу «Простаки за границей», по сути это были заметки о путешествии. Книга имела бешенный успех. Марк Твен стал очень популярен.

После 1870 года Твен вплотную занялся сочинительством. Также в это время он начал преподавать в ряде университетов США и Англии. Твен был прекрасным оратором, и его лекции были невероятно популярны.

В своих более поздних произведениях автор выступал против расизма и империализма, критиковал действующих американских сенаторов, негативно высказывался в адрес президентов. Кстати, его роман «Приключения Гекльберри Финна» несколько раз запрещали, так как считали, что использованные авторам слова и выражения нелитературны, а многие сцены слишком натуралистичны.

Семья

Марк Твен был женат на Оливии Лэнгдон. Они прожили вместе около 20 лет, имели 4 детей, трое из которых умерли в детстве. Писатель пережил жену и глубоко переживал её смерть, даже впал в депрессию.

Последние годы

В последние годы финансовые дела писателя сильно пошатнулись, но положение спас нефтяной магнат Генри Роджерс, который стал близким другом писателя. Марк Твен очень сильно повлиял на характер американского бизнесмена и сделал его настоящим благотворителем и меценатом. Роджер по просьбе писателя организовал несколько благотворительных фондов, которые спонсировали образовательные программы для афроамериканцев и для детей с инвалидностью.

Писателя несколько раз хоронили. После очередного некролога Марк Твен даже произнес ставшую крылатой фразу о том, что слухи о его кончине сильно преувеличены.

Умер он в 1910 году от приступа стенокардии. Известно, что родился он в год прохождения над землей кометы Галлея, «ушел» он также вместе с ней, так как в 1910 году она снова проходила мимо Земли (кстати, писатель фактически предсказал свою смерть).

Другие варианты биографии

  • Самое главное заключается в том, что историки и биографы долго спорили (и до сих пор спорят) о происхождении псевдонима «Марк Твен». Некоторые связывали его с терминами речной навигации. Другие считали, что данный псевдоним был взят писателем после прочтения романов Артемуса Уорда (главный герой одного из произведений как раз и носил имя Марк Твен).
  • Максим Горький и Александр Куприн очень любили творчество Марка Твена, считая, что оно формировало во многом взгляды американского общества, в том числе повлияло и на искоренение расовых предрассудков.
  • Краткая биография Марка Твена представляет определенный интерес для детей, так как произведения Марка Твена изучаются в 5-6 классах средней школы.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Марк Твен, краткая биография которого представлена в статье ниже, является известным писателем. Его любят и уважают по всему миру, он снискал славу своим талантом. Как проходили его дни, что важного случилось в его жизни? Ответы читайте ниже.

Немного о писателе

Произведения Марка Твена читают ещё в школе, так как они входят в обязательный курс. Все взрослые и молодые люди знают этого писателя, поэтому здесь будет представлена краткая биография Марка Твена для 5 класса, ведь примерно в это время дети знакомятся с его захватывающими книгами. Наш герой являлся не только писателем, но и человеком с активной жизненной позицией. Творчество его очень разнообразно и отображает жизненный путь - такой же насыщенный и разношерстный. Он писал во многих жанрах, начиная с сатиры и заканчивая философской фантастикой. В каждом из них он оставался верен гуманизму. На пике своей популярности считался одним из самых выдающихся американцев. Русские творцы отзывались о нём очень лестно: особенно Горький и Куприн. Прославился Твен благодаря своим двум книгам - «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Детство

Марк Твен, краткая биография которого - тема нашей статьи, родился в штате Миссури, осенью 1845 года. Через некоторое время семья сменила место жительства, переехав в город Ганнибал. В своих книгах жителей этого города он описывал чаще всего. Вскоре умер глава семейства, и вся ответственность перешла на юных мальчиков. Старший брат занялся издательским делом, чтобы хоть как-то обеспечивать семью. - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) пытался внести свою лепту, поэтому подрабатывал у брата наборщиком текста, а позже - автором статей. Самые смелые и яркие статьи парень решался писать только тогда, когда его старший брат Орайон куда-то надолго уезжал.

Когда началась Гражданская война, Сэмюэл решил попробовать себя лоцманом на корабле. Вскоре он вернулся из плавания и решил уехать от ужасных событий войны как можно дальше. Будущий писатель часто повторял, что если бы не война, он посвятил бы всю свою жизнь работе лоцманом. В 1861 году отправляется на запад - туда, где добывают серебро. Не почувствовав истинного влечения к выбранному делу, он решает заняться журналистикой. Его берут работать в газету в Вирджинии, и тогда Клеменс начинает писать уже под своим псевдонимом.

Псевдоним

Настоящее имя нашего героя Сэмюэл Клеменс. Он рассказывал, что свой псевдоним придумал во время работы лоцманом на пароходе, используя термины из речной навигации. Дословно он означает «метка двойка». Есть и другая версия происхождения псевдонима. В 1861 году Артемус Уорд опубликовал юмористический рассказ про трёх моряков. Одного из них и звали М. Твеном. Самое интересно состоит в том, что С. Клеменес любил и часто публично читал произведения А. Уорда.

Успех

Биография Марка Твена (кратко) свидетельствует о том, что в 1860 году, после того, как автор побывал в Европе, он выпустил книгу под названием «Простаки за границей». Именно она принесла ему первую славу, а литературное общество Америки наконец-то обратило на молодого автора своё пристальное внимание.

Кроме писательства, чем ещё жил Марк Твен? Краткая биография для детей расскажет вам, что почти через десятилетие писатель влюбляется и переезжает в Хартворд к своей невесте. В этот же период времени он начинает критиковать американское общество в своих сатирических произведениях и читать лекции в учебных заведениях.

Биография Марка Твена на английском языке (кратко) поведает нам, что в 1976 году писатель издает книгу «Приключения Тома Сойера», которая в будущем приносит ему всемирную славу. Через 8 лет он пишет второе известное произведение под названием «Приключения Геккльберри Финна». Наиболее популярным историческим романом автора является «Принц и нищий».

Наука и другие интересы

Разве имеет какое-то отношения к науке Марк Твен? Краткая биография писателя просто невозможна без упоминания науки! Он очень интересовался новыми идеями и теориями. Его хорошим другом был Никола Тесла, с котором они вместе занимались некоторыми опытами. Известно, что два друга могли часами не выходить из лаборатории, занимаясь очередным экспериментом. В одной из своих книг писатель использовал богатое техническое описание, насыщенное мельчайшими деталями. Это свидетельствует о том, что он был не просто знаком с некоторыми терминами. На самом деле он владел глубинными знаниями во многих сферах.

Чем ещё увлекался Марк Твен? Краткая биография поведает вам о том, что он был прекрасным оратором и часто выступал на публике. Он умел буквально захватить дух у слушающих и не отпускать его до окончания своей речи. Понимая, какое влияние он может оказывать на людей и имея уже достаточное количество полезных связей, писатель занимался тем, что находил юные дарования и помогал им пробиться, проявить свой талант. К сожалению, большинство записей и лекций его публичных выступлений были попросту утрачены. Некоторые он сам запретил издавать.

Также Твен был масоном. В ложу "Полярная звезда" он вступил в Сент-Луисе весной 1861 года.

Последние годы

Самым тяжелым временем для писателя оказались его последние годы жизни. Складывается ощущение, что все беды решили навалиться на него в одночасье. На литературном поприще наблюдался упадок творческих сил, и одновременно с этим материальное положение быстро ухудшалось. После этого его постигло сильное горе: погибли жена Оливия Лэнгдон и трое из четверых детей. Удивительно, но М. Твен всё равно пытался не унывать и даже иногда шутил! Умер великий и талантливый писатель весной 1910 года от стенокардии.

Марк Твен (1835-1910) – американский писатель, общественный деятель и журналист.

Детские годы

Настоящее имя Марка Твена – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Он родился 30 ноября 1835 года. На момент его рождения родители – Джон и Джейн Клеменс – проживали в небольшом местечке Флориде американского штата Миссури. Город был настолько маленьким, что позднее Марк Твен в шутку говорил: «Я родился, и население Флориды увеличилось на один процент» .

В семье Клеменсов выжило четверо детей, Сэм был третьим из них. Хотя и за него врачи почти до 7-летнего возраста говорили, что это не жилец, таким болезненным и хилым рос мальчик.

Жила семья скромно, иногда они даже испытывали нужду. Сэм был ещё совсем маленьким, когда родители решили переехать в другой город Ганнибал в поисках лучшей работы и жизни. Отец работал судьёй и открыл в городке небольшую юридическую контору. Именно этот населённый пункт через много лет Марк Твен опишет в своём знаменитом произведении «Приключения Тома Сойера».

Юному Сэму ещё не исполнилось и двенадцати лет, как от пневмонии скончался его отец. Он оставил много долгов, расхлёбываться с ними, а также зарабатывать на пропитание семье пришлось старшему брату Орайону. Он занялся издательством газеты, куда свою трудовую лепту вносил и Сэмюэл. Будущий писатель подрабатывал в качестве наборщика, но иногда, когда брат был в отъезде, проявлял своё авторство и печатал статьи.

Юность

Но в юном возрасте Сэма Клеменса всё-таки больше манила не литература, а протекавшая рядом величественная река Миссисипи. Познать её воды – это была его детская мечта. Он устроился на пароход, который проводил регулярные рейсы по реке, сначала учеником, потом помощником лоцмана. Именно здесь, на корабле, и появился его будущий псевдоним – Марк Твен. На английском языке эти два слова означают морской термин – отметку в две сажени. На пароходе часто кричали «mark twain», что означало – в реке глубина, достаточная для прохождения судна.

Если бы не гражданская война, начавшаяся в Америке в 1861 году, Твен, возможно, провёл бы на воде всю свою жизнь. Но речное пароходство было закрыто, и с карьерой на судне пришлось завязать.

В поисках работы и счастья молодой человек уехал в Неваду, где какое-то время работал на серебряных рудниках. Он долго жил в лагере с другими старателями, и этот период жизни позднее нашёл отображение в его литературных произведениях. Пробовал он себя и в качестве золотоискателя в Калифорнии, но особых успехов на этом поприще не добился. А вот с литературой дело обстояло совсем иначе.

Творческий путь

Свой творческий путь в литературе и журналистике Марк Твен начинал с издательства «Territorial Enterprise» в Вирджинии. Здесь он надолго не задержался и уехал в Сан-Франциско, где трудился сразу в нескольких газетах. Его первым литературным успехом считается небольшой юмористической рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», опубликованная в 1865 году. Произведение перепечатывали по всей Америке и признали «лучшей юмористической литературной работой».

В 1866 году издательство отправило Марка Твена в командировку на Гавайи. В ходе путешествия он делал очерки, которые после публикации имели оглушительный успех.

В 1867 году Твен путешествовал по Европе, побывал во Франции и Греции, Турции, Одессе, Севастополе и Ялте. В Ливадии он даже посетил резиденцию русского императора. В результате в 1869 году увидел свет сборник путевых рассказов «Простаки за границей». Книга стала бестселлером, читателям особенно нравилось, что писатель ведёт повествование с иронией и юмором.

Имея такой успех, Марк Твен начал выступать с публичными юмористическими лекциями. Оратором он был превосходным, публика во время его выступлений рыдала от хохота.

В 1870 году имя писателя и журналиста Марка Твена знала уже вся Америка. По несколько раз страна перечитывала рассказы из его сборников:

  • «Закалённые»;
  • «Позолоченный век»;
  • «Жизнь на Миссисипи».

В 1876 году вышел роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера», благодаря которому он вошёл в список крупнейших американских писателей. Эта книга и в наше время является настольной у многих девчонок, мальчишек и даже их родителей, так как в ней отличным образом сочетаются мудрость, остроумие и философия.

В 1880 году вышел второй роман Твена «Принц и нищий». В 1884 году было издано произведение, которое перевернуло американскую литературу «Приключения Гекльберри Финна» о жизни бедного, маленького, беззащитного мальчишки. У героя этого произведения был прототип – мальчик, с которым писатель в детстве дружил, когда семья проживала в Ганнибале. Он был старше Твена на четыре года, и звали его Том Бланкеншип. Их семья жила в крайней бедности, а отец – разнорабочий – слыл первым городским пьяницей. Мальчик был безграмотным, немытым и постоянно голодным, но с самым добрым сердцем в мире.

Последним значимым произведением писателя стал роман «Янки при дворе короля Артура».

Семья и последние годы жизни

В 1870 году Марк Твен сочетался браком с Оливией Лэнгдон. У них родилось четыре дочери.

Писатель обожал кошек, всегда в его доме жило по нескольку этих пушистых и ласковых животных. Имена он подбирал для них самые невероятные – Зороастр, Вельзевул, Сауэр Мэш, Болтун, Сатана, Буффало Билл.

Ещё одним хобби в его жизни был бильярд, игре он обучил и дочерей.

На своих романах Марк Твен заработал приличное состояние, но у него никогда не получалось удачно вкладывать деньги, что в результате и привело его к банкротству.

С наступлением ХХ века в жизнь писателя пришла чёрная полоса. В 1904 году умерла его супруга, сам он полностью обанкротился, трагически ушли из жизни три его дочери. У Марка Твена началась жуткая депрессия, из дома он не выходил, с людьми не общался. По-прежнему продолжал писать, но все произведения, вышедшие из-под его пера в тот период, отличаются пессимистичностью, наполнены болью и грустью.

Твен погрузился в мистику, попытался найти смысл жизни в религии. Но героем его последних книг стал безраздельно правящий миром Сатана:

  • «Сделка с Сатаной»;
  • «Дневник Евы»;
  • «Таинственный незнакомец».

Марк Твен ушёл из жизни 21 апреля 1910 года от приступа стенокардии. Писатель похоронен в Элмайре штата Нью-Йорк.

В местечке Ганнибал, где прошли детские годы писателя, до сих пор существуют дом и пещеры, в которых жил и играл Сэм Клеменс. Эти пещеры посещают туристы, а те, кому не удаётся побывать в Ганнибале, читают о них в «Приключениях Тома Сойера».