какова сатирическая направленность сказа левша
Ответы:
Колоритный характер даровитого русского человека и его судьба в России оказываются в центре внимания Н. С. Лескова в его сказе «Левша». Писатель активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Стремясь к подлинности изображения народной жизни, писатель прибегает к выработанным фольклором специфическим приемам повествования, которые обеспечивают максимальную объективность рассказа. В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы. Вся история рассказана от лица простого человека. Казалось бы, Лесков нигде не обнаруживает себя. Но в освещении событий Лескову важно не только увидеть всю историю глазами близкого к герою персонажа, но и поправить его. Лесков напоминает о себе то язвительным словцом, то нарочито сатирической обрисовкой, то грустным размышлением. Как бы ни был искусен Левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит по наитию, по вдохновению, не соображаясь с простейшими знаниями. Поэтому Лесков не только восхищен умелостью русского человека, но саркастичен. Его сатира направлена, конечно, не на Левшу, который «грамоте не знает», а на тех, кто отлучил его от просвещения и оставил талант серым, неотделанным. Судьба Левши символизирует для Лескова судьбу всей нации, потенциальные возможности которой громадны, но стеснены внешними обстоятельствами. Поэтому, не отказываясь от гимна таланту простого русского человека, Лесков значительно заостряет сатирическое изображение, а весь сказ приобретает трагическое звучание. Лесков как бы сталкивает две интонации, повествования: хвалебную и язвительную. Мотив соперничества позволяет писателю придать происшествию, случаю, курьезу общенациональный, обобщающий смысл. Жизнь талантливого человека в России, по мысли писателя, трагична и никому не нужна. Но Лесков не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы. В сказе он воплощает эпический образ даровитого мастера, живущего в сознании народа. Писатель использует прием «народной этимологии» - искажения слова на народный лад, воспроизводит устный говор простых людей: «долбица умножения», «двухсветная» (двухместная), «нимфозо-рия» (инфузория), «преламут» (перламутр), «без-рассудок» и т. д. Завершая повествование о Левше, он писал: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». Писатель стремился к тому, чтобы дорогие для него мысли и убеждения как бы исходили из народного сердца. Поэтому он столь широко ввел фольклорные мотивы, а весь сказ вырос из пословицы «Туляки блоху подковали».
Каким образом в этом произведении выражено патриотическое чувство автора?
Патриотическое чувство выражено прежде всего созданием образа Левши. Автор видит талантливость русского человека, высокого профессионала и скорбит о том, что в других странах для рабочих созданы значительно лучшие условия жизни. Левша - плоть от плоти русский человек, патриот, который не променяет жизненные блага на возможность служить России. Он любит свою землю, родителей, русские традиции, в том числе и свадебные. Он приверженец православной веры,
которую не согласен менять на другую, даже близкую.
Как тема народа и власти решается в этом сказе? Что объединяет горькие раздумья автора с суждениями Некрасова в только что изученном “Размышлении у парадного подъезда”?
Те чиновники, к которым обращались шкипер и доктор Мартын-Сольский, чтобы спасти Левшу или передать его слова государю, проявили полное равнодушие к судьбе русского оружия и талантливому мастеру. Этим они полностью схожи с “владельцем роскошных палат”, который прогнал деревенских ходоков. Все те обвинения, которые Некрасов адресовал сановнику, можно отнести и к героям лесковского сказа. Обратим внимание на то, как обращались в России с русскими мастерами: избивали, оскорбляли, держали в нищете. И даже Платов, заподозрив туляков в обмане, обошелся с ними как отъявленный тиран.
Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие - недоумение?
Сатирически изображен император Александр I, преклоняющийся перед всем иностранным и требующий, чтобы Платов своей прямолинейностью не портил ему политики. С известной долей сатиры говорится 6 том, что Николай I ценит свой народ, доверяет ему, в то время как тот самый народ живет в нищете и унижении. Патриот Платов не гнушается за волосы оттаскать умельца, не разобравшись, в чем его вина. Уже сказано об изображении высших чиновников и их отношении к народу.
Прочитайте в словаре учебника-хрестоматии определение сказа и докажите, что “Левша” относится к этому жанру.
Сказ написан в неторопливом, разговорном стиле. В нем дано точное описание быта и нравов в России и за границей.
С юмором описывается посещение императором заводов, фабрик, кунсткамер в Англии. Ничего не понимающий император восхищается различными чудесами техники в этой стране и уничижительно отзывается о всем отечественном. Подробно описываются исчезновение и возвращение мастеров, храмы и молебен, который они отстояли за успех предстоящей работы. Для сказа характерно повествование от лица рассказчика. Только последняя глава напрямую дана от автора, остальное - от персонажа-рассказчика. Как подчеркнул известный литературовед М. М. Бахтин, “чужая словесная манера используется автором как точка зрения, необходимая ему для ведения рассказа”.
Какие из иллюстраций сказа вам больше всего понравились? Почему? Как вы оцениваете мультипликационные варианты сказа?
“Левшу” иллюстрировали Н. В. Кузьмин, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, М. В. Добужинский и Д. А. Дубинский. Известен портрет писателя работы И. Е. Репина. Больше привлекают иллюстрации Кузьмина, которые демонстрируют любовь Лескова к такому необычному приему, как гротеск.
Справка. Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Прием используется для достижения комического эффекта. С его помощью происходит преувеличение и заострение сатирического начала, которое сочетается с началом фантастическим.
Глоссарий:
- образ левши в сказе лескова
- каким образом в этом произведении выражено патриотическое чувство автора
- изображение лучших качеств русского народа в сказе лескова левша
- какова сатирическая направленность сказа левша
- каким образом в произведении левша выражено патриотическое чувство автора
Другие работы по этой теме:
- Левша – народный герой Повесть Николая Лескова “Левша” вышла в свет в 1881 году. Она вошла в сборник произведений “Праведники” и носила полное название “Сказ...
- Левша Левша – главный герой одноименной повести Н. С. Лескова, талантливый русский мастеровой, оружейник. Ему вместе с двумя другими мастерами было поручено создать какой-нибудь шедевр...
- 1. Жанр сказа. 2. Легенда тульского оружейника. 3. Левша и русский народ. В левше я имел мысль вывести не одного человека… там, где стоит “левша”,...
- Русский писатель Н. С. Лесков в своей прозе часто рассказывает о многогранности русского народа. В произведениях кружевами переплетаются судьбы главных героев, раскрываются их характеры. Тема...
- Талант Рассказ “Левша” – одно из наиболее известных произведений продолжателя фольклорных традиций и просто известного русского писателя Н. С. Лескова. В нем особенно привлекает сочетание...
- Левша в гостях у англичан Левша – главный герой повести Николая Лескова “Левша”, талантливый русский мастер-оружейник, подковавший стальную блоху. Повесть была опубликована в 1881 году...
- Анализ произведения В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова можно взять слова А. И. Введенского: “Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыслах его произведений...
Сочинение
Каким образом в этом произведении выражено патриотическое чувство автора?
Патриотическое чувство выражено прежде всего созданием образа Левши. Автор видит талантливость русского человека, высокого профессионала и скорбит о том, что в других странах для рабочих созданы значительно лучшие условия жизни. Левша - плоть от плоти русский человек, патриот, который не променяет жизненные блага на возможность служить России. Он любит свою землю, родителей, русские традиции, в том числе и свадебные. Он приверженец православной веры, которую не согласен менять на другую, даже близкую.
Как тема народа и власти решается в этом сказе? Что объединяет горькие раздумья автора с суждениями Некрасова в только что изученном «Размышлении у парадного подъезда»?
Те чиновники, к которым обращались шкипер и доктор Мартын-Сольский, чтобы спасти Левшу или передать его слова государю, проявили полное равнодушие к судьбе русского оружия и талантливому мастеру. Этим они полностью схожи с «владельцем роскошных палат», который прогнал деревенских ходоков. Все те обвинения, которые Некрасов адресовал сановнику, можно отнести и к героям лесковского сказа. Обратим внимание на то, как обращались в России с русскими мастерами: избивали, оскорбляли, держали в нищете. И даже Платов, заподозрив туляков в обмане, обошелся с ними как отъявленный тиран.
Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие - недоумение?
Сатирически изображен император Александр I, преклоняющийся перед всем иностранным и требующий, чтобы Платов своей прямолинейностью не портил ему политики. С известной долей сатиры говорится 6 том, что Николай I ценит свой народ, доверяет ему, в то время как тот самый народ живет в нищете и унижении. Патриот Платов не гнушается за волосы оттаскать умельца, не разобравшись, в чем его вина. Уже сказано об изображении высших чиновников и их отношении к народу.
Прочитайте в словаре учебника-хрестоматии определение сказа и докажите, что «Левша» относится к этому жанру.
Сказ написан в неторопливом, разговорном стиле. В нем дано точное описание быта и нравов в России и за границей.
С юмором описывается посещение императором заводов, фабрик, кунсткамер в Англии. Ничего не понимающий император восхищается различными чудесами техники в этой стране и уничижительно отзывается о всем отечественном. Подробно описываются исчезновение и возвращение мастеров, храмы и молебен, который они отстояли за успех предстоящей работы. Для сказа характерно повествование от лица рассказчика. Только последняя глава напрямую дана от автора, остальное - от персонажа-рассказчика. Как подчеркнул известный литературовед М. М. Бахтин, «чужая словесная манера используется автором как точка зрения, необходимая ему для ведения рассказа».
Какие из иллюстраций сказа вам больше всего понравились? Почему? Как вы оцениваете мультипликационные варианты сказа?
«Левшу» иллюстрировали Н. В. Кузьмин, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, М. В. Добужинский и Д. А. Дубинский. Известен портрет писателя работы И. Е. Репина. Больше привлекают иллюстрации Кузьмина, которые демонстрируют любовь Лескова к такому необычному приему, как гротеск.
Справка. Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Прием используется для достижения комического эффекта. С его помощью происходит преувеличение и заострение сатирического начала, которое сочетается с началом фантастическим.
Другие сочинения по этому произведению
Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. Любовь и боль за Россию в сказе Н. Лескова «Левша». Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова («Левша»). Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша» Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (Н.С.Лесков "Левша") Н.С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра. Тема Родины в сказе Н. Лескова «Левша» Левша 1 Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова “Левша” Левша 2 Сюжет и проблематика одного рассказа Лескова «Левша» Краткая характеристика произведения "Левша" Лескова Н.С. Лесков "Левша" Левша 3 Изображение русского национального характера в произведении Н.С. Лескова “Левша” Гордость за Россию и ее народ в «Сказе о тульском левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова Русский национальный характер в рассказе Н.С. Лескова «Левша» 2 «Левша» - своеобразие жанраОтвет оставил Гость
Колоритный характер даровитого русского человека и его судьба в России оказываются в центре внимания Н. С. Лескова в его сказе «Левша». Писатель активно использует традиции народного сказа, устного предания, прибаутки. Стремясь к подлинности изображения народной жизни, писатель прибегает к выработанным фольклором специфическим приемам повествования, которые обеспечивают максимальную объективность рассказа.
В основе сюжета сказа лежит характерный для народного эпоса мотив состязания, соперничества, борьбы.
Вся история рассказана от лица простого человека. Казалось бы, Лесков нигде не обнаруживает себя. Но в освещении событий Лескову важно не только увидеть всю историю глазами близкого к герою персонажа, но и поправить его. Лесков напоминает о себе то язвительным словцом, то нарочито сатирической обрисовкой, то грустным размышлением. Как бы ни был искусен Левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит по наитию, по вдохновению, не соображаясь с простейшими знаниями. Поэтому Лесков не только восхищен умелостью русского человека, но саркастичен. Его сатира направлена, конечно, не на Левшу, который «грамоте не знает», а на тех, кто отлучил его от просвещения и оставил талант серым, неотделанным. Судьба Левши символизирует для Лескова судьбу всей нации, потенциальные возможности которой громадны, но стеснены внешними обстоятельствами. Поэтому, не отказываясь от гимна таланту простого русского человека, Лесков значительно заостряет сатирическое изображение, а весь сказ приобретает трагическое звучание. Лесков как бы сталкивает две интонации, повествования: хвалебную и язвительную. Мотив соперничества позволяет писателю придать происшествию, случаю, курьезу общенациональный, обобщающий смысл. Жизнь талантливого человека в России, по мысли писателя, трагична и никому не нужна. Но Лесков не теряет веры в народный характер, в его жизнестойкость, гуманные и нравственные принципы.
В сказе он воплощает эпический образ даровитого мастера, живущего в сознании народа. Писатель использует прием «народной этимологии» - искажения слова на народный лад, воспроизводит устный говор простых людей: «долбица умножения», «двухсветная» (двухместная), «нимфозо-рия» (инфузория), «преламут» (перламутр), «без-рассудок» и т. д.
Завершая повествование о Левше, он писал: «Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою». Писатель стремился к тому, чтобы дорогие для него мысли и убеждения как бы исходили из народного сердца. Поэтому он столь широко ввел фольклорные мотивы, а весь сказ вырос из пословицы «Туляки блоху подковали».