Одиночество человека – аргументы из литературы. Литературные аргументы

Прочитав множество текстов, мы выудили наиболее популярные проблемы, касающиеся старости. Все они пригодятся в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, подобранные нами с учетом специфики критериев, составляют основу данной работы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы в конце статьи.

  1. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» пишет о Самсоне Вырине, которого бросила дочь Дуня, уехав с молодым офицером. Старик очень скучал по ней и хотел заботиться, но похититель его дочери просто вытолкнул приехавшего родителя за дверь. Через какое-то время после смерти смотрителя какая-то барыня приезжала на место могилы с тремя детьми и долго там лежала. После этого она дала пятак сыну пивовара, который её туда проводил, и уехала. Это была та самая Дуня, которая так и не смогла сжиться с мыслью, что своим равнодушием сгубила деда своих детей
  2. К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма» пишет о пожилой женщине Катерине Петровне из далёкого села Заборье. У неё была только одна дочь, проживавшая в Ленинграде, и они три года не виделись. Старушка не хотела мешать, поэтому почти не выходила на связь. Дочь лишь иногда переводила ей деньги. Однажды Катерина Петровна попросила Настю приехать, но та не успела: оказалась в селе лишь на второй день после похорон. Дочь почувствовала свою вину перед мамой за её одинокую старость, и крадучись покинула село, чтобы никто не увидел.

Роль старости в жизни человека

  1. Немецкий писатель Герман Гессе в тексте «О старости» писал, что преклонный возраст - это новая ступень в жизни человека. По мнению автора, люди должны принимать и признавать свою старость. На этом этапе нужно выполнить большое количество задач, не меньше, чем и в юном возрасте. Если человек будет от них увиливать и презирать свою старость, то окажется недостойным представителем этой ступени жизни.
  2. В романе-эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир» присутствует старый князь Николай Андреевич Болконский. Несмотря на преклонный возраст, герой произведения полон жизненной энергии. Он постоянно работает: пишет мемуары, делает выкладки из высшей математики, занимается садом, следит за постройками. Помимо этого, князь интересуется происходящим в сфере политики и военной обстановки в России. Старость совершенно не мешает Николаю Болконскому вести насыщенный образ жизни.

Проблема восприятия старости

  1. В рассказе К. Г. Паустовского «Старый повар» описывается человек преклонного возраста, который серьезно болен, и полностью осознаёт и принимает скорую смерть. Он хочет исповедаться перед кончиной, но не имеет возможности пригласить священника. Поэтому вместо богослужителя приходит простой прохожий. Он отпускает грехи старого повара и даже исполняет желание. С помощью музыки помогает умирающему увидеть прошлое. Старик узнаёт его имя и спокойно отходит в мир иной.
  2. М.М. Пришвин в рассказе «Старый гриб» описывает человека преклонного возраста, который рассуждал о старости. Однажды его товарища назвали старым грибом, и он вспомнил о том, как ходил в лес. Там была сыроежка, из которой после дождя пили птицы и сам рассказчик. То есть этот гриб приносил пользу, а позднее должен был дать семена, чтобы произвести на свет потомство. Товарищ рассказчика тоже приносил пользу, несмотря на старость.

Неуважение к старшим поколениям

  1. А. П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» рассказывает о старом слуге по имени Фирс, который любил, уважал своих господ и служил им всю свою долгую жизнь. Однажды жителям дома пришлось переехать. Они собирались отправить пожилого человека в больницу, но это было для них далеко не первостепенной задачей. В итоге господа уехали, забыв Фирса одного в заколоченном доме. Там он и умер.
  2. В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» упоминается дядя главного героя, который серьёзно заболел и лежал при смерти. Евгений ухаживал за ним, но это было ему в тягость, и про себя он думал о том, как такое времяпрепровождение утомительно. Онегин мечтал о скорейшей кончине больного, чтобы поскорее сбросить с себя груз ответственности и получить наследство. Автор передаёт такую мысль молодого человека: «Какое низкое коварство полуживого забавлять». Однако такие мысли отдают цинизмом и обнажают мелкую и эгоистичную натуру говорящего. Этим «полуживым» людям мы, молодые и здоровые, обязаны жизнью и всем, что имеем.

Несоответствие возрасту

  1. В рассказе И. А. Бунина «Молодость и старость» речь идёт о курде, который рассказывал притчу красавцу-греку. Основная мысль заключалась в том, что человек должен выполнять только свои функции, не растрачивая жизнь на заработок богатств и их охрану. Тогда душевно он останется молодым, и будет стар лишь телом. Курд утверждает, что нужно сохранять в себе человечность и достоинство, тогда с возрастом не станешь ворчливым.
  2. В повести Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» одноимённый персонаж сохраняет в себе молодость, несмотря на солидный возраст. Он по-прежнему весёлый, жизнерадостный и всегда готов совершать безумные поступки. Старик Хоттабыч быстро учится и, после длительного пребывания в заточении, старается влиться в ритм жизни современного общества. Мужчина стремится во всём помогать своему юному хозяину и вершить правосудие там, где это требуется.

Сочинение ЕГЭ:

Мне кажется, неслучайно текст немецкого писателя Г. Гессе назван "О старости" - автор затрагивает важные вопросы, связанные с этим периодом жизни человека. Глядя на пожилых людей, понимаешь, что старость бывает разной: бодрой, сильной духом и, наоборот, унылой, угрюмой. От чего это зависит? Автор текста отвечает на этот вопрос, поднимая проблему восприятия старости.

Анализируя столь важную для каждого человека проблему, известный писатель приводит примеры, которые помогают читателю по-иному увидеть старость, пересмотреть свои взгляды. От лица героя-рассказчика автор убеждает читателя в том, что «быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым». У известного писателя есть ответ на вопрос: «Что делать, чтобы в старости исполнить своё назначение?» , он находит много преимуществ в этом возрасте. Не случайно, думаю, особое место в тексте занимает воспоминание рассказчика о встрече с восьмидесятилетней женщиной, разговорах, благодаря которым оба героя чувствовали себя почти молодыми. Финальную часть текста я воспринимаю как обращение к молодым с просьбой терпимее, уважительнее относиться к пожилым людям, ценить их опыт, мудрость.

Г.Гессе глубоко убежден в том, что у стариков должна быть цель, придающая смысл их существованию. Писатель считает, что быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, и советует на этом этапе жизни помнить о своем назначении.

Трудно не согласиться с автором текста. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что даже в старости человек может заниматься какой-либо деятельностью, духовно и умственно развиваться, справляться со своей задачей. Попытаюсь доказать это.

Обосновать свою точку зрения я бы хотела, обратившись к роману Л. Н. Толстого « Война и мир». Перед нами один из персонажей произведения - старый князь Николай Андреевич Болконский. Казалось бы, возраст, жизненные трудности должны были лишить героя жажды жизни, но автор рисует очень деятельную личность. Князь умён, педантичен, малоэмоционален, резок, придирчив. Он постоянно занят: написание мемуаров, выкладки из высшей математики, точение табакерок на станке, работа в саду и наблюдение над постройками, которые не прекращались в его имении, - всё это делает героя по-настоящему живым, деятельным. Читая произведение Л.Н.Толстого, мы понимаем: старый князь Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой возраст, человек, для которого старость не является помехой.

В свое время я с удовольствием прочитала И. С. Тургенева « Отцы и дети». Особое впечатление на меня произвела часть книги, в которой описан Василий Иванович Базаров - отец главного героя. Это энергичный и трудолюбивый шестидесятилетний мужчина, который, даже находясь в отставке, продолжает лечить людей. Вызывает уважение его бесплатная помощь больным крестьянам, стремление читать современные журналы, чтобы не отстать от сына, передовые в то время мысли о том, что каждый должен собственными руками себе доставать пропитание, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. Трудно назвать Василия Ивановича стариком: образ героя помогает понять, что старость - это стимул для новых дел.

Г. Гессе в своём тексте поднял очень важную проблему и заставил меня задуматься о том, что только от нас самих зависит, будет ли старость ярким продолжением жизни или тусклым, обречённым на уныние существованием.

Текст Г. Гессе

(1)Без сомнения, старость - это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем - стары мы или молоды - ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, - а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по Г. Гессе*)

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Приходилось ли вам задумываться о старости? Молодежь вряд ли думает о ней в силу своего возраста. Зачем мыслить о далеком будущем, когда ты полон энергии, здоров и жизнерадостен! Но с возрастом человек все чаще думает о неизбежном.

Почему же так происходят? Ответ очевиден: люди испытывают страх перед немощью и одиночеством. Каждому хочется иметь дружную семью, заботливых детей, послушных внуков, которых можно баловать и наставлять на верный путь. Хочется, чтобы родные всегда были рядом и не забывали о старшем поколении.

Именно о такой старости мечтала Катерина Ивановна, героиня «Телеграммы» К.Г.Паустовского. В рассказе автор поднимает проблему одинокой старости и нравственную глухоту взрослых детей.

Произведение повествует о престарелой женщине, одиноко живущей в старом деревенском доме.

Она «никогда не жаловалась», хотя на протяжении четырех лет получала от уехавшей в город дочери лишь деньги, «но и то, бывало, с перерывами». Старушка осталась «одна на белом свете», желала только одного: увидеть дочь Настю, «погладить ее русые волосы»… Тоска была настолько велика, что Катерина Ивановна попросила отнюдь не близкого человека сопроводить ее на прогулку по саду. Но там расплакалась, «как очень старые люди, не стыдясь своих слез». Героине так и не суждено было дождаться встречи с самым родным на свете человеком.

Паустовский преклоняется перед беззаветной материнской любовью, душевной стойкостью русской женщины, говоря: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!».

Из поколения в поколение проблема одинокой старости остается актуальной. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Проблема одинокой старости. По тексту Екимова. В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. Хотя времена иные…

Часто доводится видеть стариков, которые в одиночку ездят на рынок, ходят по магазинам с тяжелыми сумками. Видимо, некому помочь им… Благодаря телепрограмме «Жди меня» некоторые одинокие пенсионеры вновь обретают родных, которых не видели многие десятилетия. Каждый такой случай трогательный: на глаза стариков наворачиваются слезы радости, они благодарны судьбе за возможность общения с близкими.

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто поднимается проблема одиночества. Все ее грани были выделены нами в процессе кропотливой работы. Каждой из них соответствуют аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания, ссылка в конце статьи.

  1. Часто люди не могут понять тех, кто имеет противоположное мнение. Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» обречён на одиночество из-за своих взглядов на мир. Евгений Базаров – нигилист. Для его времени такая позиция являлась чем-то радикальным. Даже сейчас в современном обществе ценятся любовь, семья, религия и пр. Отрицание таких ценностей приводит к тому, что человека могут посчитать сумасшедшим. Конечно, у Базарова много последователей. Но, в итоге, мы видим, что даже его друг Аркадий, в конце концов, отказывается от этих взглядов. Чувствуя недопонимание, Базаров уезжает к себе в деревню, где умирает. И лишь родители приходят на его могилу.
  2. Многие писатели пытались раскрыть тему одиночества. М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» рассказывает нам о судьбе совершенно одинокого в душе человека. Печорин родился в богатой и родовитой семье, был красив и умен, а также окружён множеством женщин и фальшивых друзей. Но он никогда не пытался с ними сблизится по-настоящему. Григорию казалось, что всё его существование бессмысленно. Он не видел интереса в окружающих его личностях, да и во всём мире в целом. Печорин часто задумывается над жизнью, пытаясь понять свои страдания. Испытывая боль, он не раз причинял её и другим людям, всегда оставаясь в одиночестве.
  3. Многие из нас боятся выделиться чем-то, ведь иногда это заканчивается осуждением со стороны общества. Так, в комедии «Горе от ума», А. С. Грибоедов рассказывает о жизни недопонятого человека. Главный герой наделён чертами честного, независимого мыслителя и даже пророка: он предрекает миру московского дворянства неминуемый крах, ведь он основан на лжи и притворстве. Александр Чацкий пытается бороться с несправедливостью этого мира. Он отказывается строить карьеру в России из-за коррупционной системы и выступает против крепостного права. Однако его взгляды не принимаются в «фамусовском обществе», где в первую очередь важны деньги и социальный статус. Героя не принимают и считают сумасшедшим. А предательство Софьи заставляет его навсегда уехать из дома Фамусовых. Так и получилось, что стремление к правде и справедливости привело Александра к тому, что он стал чужим на родине.

Вынужденное одиночество

  1. Мы никогда не хотим чувствовать себя одинокими. Однако обстоятельства часто решают за нас. Так, и в произведении М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов остаётся в одиночестве не по своей воле. Члены его семьи умирают на войне. Сначала жена и дочери погибают из-за снаряда, упавшего на их дом. Затем, под конец ужасной, трагичной войны погибает и его сын, застреленный пулей снайпера. Девятого мая, когда для многих кровавая бойня была завершена. В итоге, главный герой остаётся без родных и без дома. Один на этом свете. В конце рассказа силы на жизнь Андрею придаёт Ваня, маленький мальчик, оставшийся без родителей. Соколов берёт его на попечение, спасая другую одинокую душу.
  2. Одиночество страшно по своей сути, особенно когда оно вынужденное. Самсон Вырин, главный герой повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» , счастливо живёт со своей дочерью до тех пор, пока Дуня не сбегает из дома, оставив бедного отца. За четыре года одиночество моментально старит героя, превращает его из живого и бодрого мужчины в хилого старика. Желание увидеть дочь заставляет Самсона идти пешком до Петербурга. Но там он получает лишь презрение жениха. Увидев отца, девушка падает в обморок. Из-за этого старого смотрителя выгоняют прочь из новой жизни родной дочери. Так больше и не увидев дочь, Самсон умирает. А Дуня осознаёт всю тяжесть своего поступка, лишь стоя на могиле отца.

Одиночество как стиль жизни

  1. Иногда человек сам создаёт для себя атмосферу одиночества. Центральный персонаж романа И.А. Гончарова «Обломов» выступает одним из ярчайших персонажей в русской литературе. Его жизнь ограничена приделами одной комнаты. Илья предпочитает лежать на диване, спать и изредка подзывать своего слугу, а не вращаться в обществе в поисках выгодных связей и приятных развлечений. К герою наведывается множество людей, в том числе и его друг Штольц, который пытается вытащить Обломова из дома. Но нужно ли это герою? Для себя Илья Ильич уже давно решил, что одинокое, ничем не обременённое существование для него гораздо удобнее и спокойнее.
  2. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» – так говорил главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Он не видит смысла в своём существовании. Для светского повесы не интересна жизнь других людей, но и своя собственная не доставляет особого удовольствия. Он обладает всеми ресурсами, чтобы прожить счастливо: деньги, друзья, походы в театр и внимание дам. Однако вместо этого герой предпочитает страдать и всё ещё надеется найти себе достойное развлечение. За долгие годы Евгений утратил чувство любви к ближним. Своим поведением он губит Ленского и Татьяну, не подозревая, что тем самым губит и себя.

Одиночество в известности

  1. Часто мы слышим от звёзд шоубизнеса, что они одиноки. Но в такое трудно поверить, когда у человека есть слава и деньги, когда тебя любят множество людей. Эту проблему пытался поднять Джек Лондон в романе «Мартин Иден» . Пока главный герой не стал известен и не разбогател, никто не хотел с ним общаться. Многие не верили в него, считали героя неудачником. Никто не поддерживал его в творческих начинаниях. Даже возлюбленная героя, Руфь, отвернулась от него. Однако когда к Мартину пришла слава, и все стали о нём говорить, то сразу же его стали приглашать в гости, проявлять внимание. Даже Руфь пыталась вернуться к нему с мольбой о прощении. Но Мартин понимал, что для него это больше ничего не значит. Он знал, что не изменился с того времени и продолжал чувствовать себя одиноким. А мир вокруг стал ему противен.
  2. Большие возможности не спасают человека от одиночества. Об этом размышляет Д. Киз в произведении «Цветы для Элджернона» . Чарли Гордон в начале романа предстаёт перед читателем слабоумным человеком, которого все поднимают на смех. Учёные предлагают ему операцию для улучшения интеллектуальных способностей. После неё Чарли Гордон становится всё умнее и умнее. Развиваясь, он понимает, что его друзья по работе на самом деле издевались над ним, а не проявляли дружеское участие, как казалось ему ранее. Более того, «умного» Чарли люди всё ещё недопонимают, обнажая зависть и обиду на его новые возможности. Теперь коллеги считают героя эгоистом и выскочкой. Герой становится ещё более одиноким. Парадоксально, но Чарли-интеллектуалу намного сложнее жить в обществе. Хотя изначально Гордону казалось, что с образованным человеком общество охотнее находит общий язык. Однако в действительности всё оказалось наоборот.