Один король но две веры конспект. Реферат: Религиозные (гражданские) войны во Франции в XVI веке

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Подготовил учитель истории и обществознания

Цицкиев В.Х.



Сегодня на уроке:

- охарактеризуем особенности религиозной

жизни во Франции во второй половине

XVI века;

  • выясним, как произошло усиление

абсолютизма во Франции

- будем учиться работать с

историческим источником



План:

1. Один король, но две веры.

2. Первая кровь.

3. Путь беды.

4. « Кровавая свадьба»

5. « Король, спасший Францию».

6. « Добрый король»

7. Кардинал Ришелье.



Основные понятия:

  • Эдикт -это вид закона - а именно, указ , издаваемый монархом или папой и вводящий значимую правовую норму.
  • Гугенот - название с XVI века французских протестантов (кальвинистов ).
  • Месса -основная литургическая служба в Католической церкви .


Франция в XVI веке:

Распространение

кальвинизма

Раскол Франции

Гугеноты

(Южная Франция

Буржуа, крестьяне)

Католики

(короли династии Валуа, Север)



Деятельность гугенотов:

  • 1) первоначально собирались тайно на собрания
  • 2) затем перешли к активной борьбе против папы и епископов.
  • 3) получали от Кальвина литературу, создавали свои типографии и печатали листовки с изложением Лютера и Кальвина


Начало религиозной войны:

Религиозные войны начались во Франции в 1562 году, когда лотарингский герцог Генрих де Гиз, проезжая мимо местечка Васи, напал на отправляющихся религиозную службу гугенотов

Герцог Генрих де Гиз



Первая кровь.

Властная и хитрая интриганка. Управляла страной, так как её сын, Карл IX, был малолетним. Её интриги и хитрость была направлена на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

Екатерина Медичи



Первая кровь.

Годы правления с 1560- 1574 гг. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали.

Карл IX - король Франции



Путь беды.

Католики:

Гугеноты:

- создавали свои

братства

- были менее жестоки

  • устраивали
  • разоряли

многочисленные

процессии

католические церкви:

крушили статуи

святых

и иконы

- не щадили священников

и монахов

  • убивали гугенотов,

не считая это грехом.

  • не щадили ни женщин,

ни детей



« Кровавая свадьба».

1572 г. – свадьба Генриха Наваррского и сестры Карла IX Маргариты



« Кровавая свадьба».

Был руководителем гугенотов вместе с королём Генрихом Наваррским. В результате покушения был ранен выстрелом из-за угла, но выжил. Потом был убит, труп проволокли по улицам, а затем повесили.

Адмирал Колиньи



« Король, спасший Францию»

Генрих Наваррский



« Добрый король »

« Париж стоит мессы »

Генрих IV – король Франции

1598 г. – Нантский эдикт: разрешение исповедовать протестантизм

Генрих IV –

добрый, славный король



« Добрый король »

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией

2) снизил прямой налог с крестьян

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры

5) при нём было открыто много королевских мануфактур

6) участвовал сам в создании купеческих компаний

7) улучшилась жизнь народа

8) удалось преодолеть вызванную религиозной войной разруху



Кардинал Ришелье.

«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»



Домашнее задание:

Параграф 14, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить термины.

План-конспект урока

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800» 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А.Искандерова. – 2-е изд. – М., Просвещение, 2014. – 319 с.

Цель: на основе документов, наглядного материала и рассказа учителя дать представление обучающимся о религиозных войнах и об укреплении абсолютной монархии во Франции.

Задачи:

Образовательные

    Подвести обучающихся к пониманию причин, целей и итогов религиозных войн во Франции;

    Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивающие

    Продолжить формирование умения работы с документами;

    Продолжить формирование умения работы с картами;

    Продолжить формирование умения обобщать и анализировать изученный материал;

    Продолжить формирование коммуникативных умений;

Воспитательные

    Воспитывать чувство толерантности;

    Формировать чувство неприятия войны как средства решения религиозных конфликтов;

    Воспитывать гуманное отношение к людям.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, видео, презентация.

Предварительная подготовка: учитель готовит презентацию.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1) Организационный момент (1 мин)

Приветствие: «Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Николаевна, я проведу у вас сегодня урок истории».

Ученики здороваются с учителем.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности (4 мин)

Как говорил древнеримский оратор Цицерон: «Не знать истории – значит всегда быть ребёнком». Сегодня на уроке у вас будет возможность стать чуть-чуть взрослее.

Для того чтобы выяснить тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю сыграть в игру. Думаю, вам знакома игра « Alias ». Мне нужен один человек, который будет остальным объяснять слова, написанные на карточке (См. Приложение 1). Это нужно сделать в течение минуты, причём нельзя называть однокоренные слова. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Наша цель на сегодня – охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции в XVI в., а также рассмотреть процесс формирования абсолютной монархии во Франции.

Разгадывание темы урока. Запись темы в тетрадь, формулируют и принимают цели урока.

3) Актуализация изученного (3 мин)

На экране вы видите небольшой кроссворд. Он состоит из двух слов. Вам нужно разгадать эти слова. Вопросы:

1) Движение за переустройство церкви;

2) Форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку.

Какой тип монархии был распространен в Средние века? В чём его особенность?

Какой тип монархии характерен для раннего Нового времени? В чём его особенность?

Разгадывание слов, ответы на вопросы.

4) Изучение нового материала (20 мин)

Вступительное слово учителя (2 мин)

Франция на конец XV в. была государством с самой большой численностью населения (15 млн. человек). В начале XVI в. во Франции стал распространяться протестантизм, а именно, кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. «собрат», «соратник», «союзник»).

Перечертите шапку таблицы в тетрадь. Давайте разделимся на два лагеря. Первый ряд и часть второго будут католиками. Вы будете заполнять таблицу за католиков. Оставшаяся часть второго ряда и третий – гугенотами. Вы будете заполнять таблицу за гугенотов. В конце урока мы её проверим.

Запись в тетрадь определения слова гугеноты . Начертить таблицу в тетрадь, заполнение таблицы по ходу урока.

Работа с картой (2мин)

Откройте учебник и найдите карту «Реформация в Европе». Посмотрите, пожалуйста, на каких территориях была утверждена католическая, а на каких – протестантская церковь? Посмотрите, на каких территориях во Франции была утверждена католическая церковь, а где шла борьба между католиками и протестантами? Кое-что уже можно записать в таблицу.

Работа с картой, ответы на вопросы.

Рассказ учителя. Начало религиозных войн и перемирие. (1мин)

В то время во Франции не было сильной королевской власти. В 1560-1574 гг. королём был Карл IX , но фактически правила властная, хитрая Екатерина Медичи, его мать. Главным для неё было укрепление королевской власти и сохранение единства страны. В 1562 г. произошло событие, положившее началу долгой и кровопролитной войне. Франсуа Гиз устроил расправу над гугенотами в местечке Васси. Это положило начало религиозным войнам (1562-1598).

Только в 1570 г. в Сен-Жермене был подписан эдикт, разрешающий повсюду вести протестантские богослужения, гугеноты получили право занимать государственные должности, получали четыре крепости во владение, в т.ч. Ла-Рошель.

Записывают в тетрадь годы религиозной войны во Франции

Варфоломеевская ночь. Просмотр видео. (5 мин)

Для того чтобы помирить католиков и гугенотов Карл IX решил выдать свою сестру Маргариту за лидера гугенотов Генриха Наваррского. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. Что было дальше, нам расскажет видео.

Вопросы: Что такое Варфоломеевская ночь? Когда произошло это событие? Что произошло? Каковы итоги? Чему нас учит это событие?

Смотрят видео, отвечают на вопросы.

Сравнительная таблица «Гугеноты и католики» (3 мин)

Таблица см. Приложение 2.

1) На каких территориях утвердились гугеноты, а на каких – католики?

2) Кто сочувствовал протестантизму, а кто – католикам?

3) Кто поддерживал гугенотов, а кто – католиков? (Вспомним, в каких странах было распространено католичество, а в каких – протестантизм.)

4) Каково было положение гугенотов и католиков?

5) Кто был лидером гугенотов, а кто – католиков?

Заполнение таблицы, проверка таблицы.

Работа с документом.

Нантский эдикт (3мин)

Карл IX умер в 1574. После него 15 лет правил его брат Генрих III . В 1589 г., перед смертью свой трон он завещал Генриху Наваррскому, но предупредил его, что Париж не примет гугенота. Генрих Наваррский вторично принял католическую веру со словами «Париж стоит мессы» и стал французским королём Генрихом IV . Все свои силы он бросил на то, чтобы прекратить войну, и в 1598 г . он издал Нантский эдикт. (документ, с.132)

Записывают в тетрадь год издания Нантского эдикта. Работают с документом, отвечают на вопрос.

Рассказ учителя. Добрый король. Кардинал Ришельё (4мин)

Генрих Наваррский вошёл в историю как «добрый» король, потому что:

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;

2) снижен прямой налог с крестьян;

3) введён запрет арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот;

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;

5) способствовал созданию купеческих компаний;

6) улучшилась жизнь народа;

7) преодоление вызванной религиозной войной разрухи.

Он многое ещё мог сделать, но в 1610 г. умер от предательского кинжала фанатика-католика.

Слушают учителя, смотрят презентацию.

После смерти Генриха IV королём стал его малолетний сын Людовик XIII , от имени которого правила его мать Мария Медичи. Её политика привела к опустошению казны. В такой ситуации первым министром короля стал кардинал Ришелье (или Ришельё). Он продолжал политику Генриха IV . Он создал режим абсолютной монархии, который просуществовал около полутора веков. При нём:

1) У гугенотов отняли крепости и земли, но оставалась религиозная свобода;

3) Интенданты (местные чиновники) назначались правительством и ему подчинялись;

4) Поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства;

5) Франция втянута в Тридцатилетнюю войну;

6) Французская армия становится самой сильной в Европе.

Подведение итогов урока (1 мин)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О чём ещё хотели бы узнать?

Отвечают на вопросы.

Запись домашнего задания (1 мин)

§ 14, вопрос №4 в серой рамочке письменно, на основе текста параграфа и документа «Ришелье. Политическое завещание»

Запись домашнего задания в дневник.

Завершение урока

Благодарю вас за урок!

Приложение 1.

Слова на карточке:

    Религия

    Война

    Укреплять

    Абсолютный

    Монархия

    Франция

Приложение 2.

Гугеноты

Католики

Территории

Юг

Север

Состав

Старинная знать, дворяне, горожане

Король, крестьянство

Поддерживающие государства

Англия, Германия

Испания

Положение

Жестоко преследуемые

Поддерживаются королём и основной массой населения

Лидеры

Генрих Наваррский, адмирал Колиньи

Франсуа Гиз

1. Если вы правильно разгадаете хронологический кроссворд (впишите в клетки годы событий), то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете годы начала и окончания важнейшего события французской истории. Запишите это событие

1. Начало кругосветной экспедиции Магеллана. 2. Начало Реформации. 3. Казнь Джордано Бруно. 4. Открытие Нового Света Колумбом. 5. Аугсбургский религиозный мир. 6. Нантский эдикт. 7. Разгром Непобедимой армады

Религиозные войны во Франции

2. В схеме допущены 4 ошибки. Подчеркните элементы схемы, которые содержат ошибки. Запишите правильные ответы. Сформулируйте и напишите название схемы

Гугенотские войны


1) Франция

2) помощь от Англии и князей Германии

3) католики

3. Выполните задание по контурной карте "Реформация в Европе в XVI в." (с.48 рабочей тетради): отметьте территории Франции, где продолжалась борьба между католиками и протестантами

4. Установите соответствие между правителями Франции и основными событиями, относящимися к их правлению, вписав в графы таблицы соответствующие цифры. Будьте внимательны: несколько событий могут относиться к правлению одного правителя. Заполните пропуски в столбце "Правители Франции (1560-1643)". Впишите вместо пропусков во втором столбце годы соответствующих событий

А Б В
2, 5, 7 3, 4, 6 1, 8

5. Представьте, что вы беседуете с французским королем Генрихом IV. Какими, по вашему мнению, могли быть ответы на ваши вопросы? Запишите их

Вопрос: Ваше величество! Как вы оцениваете Нантский эдикт?

Возможный ответ: Нантский эдикт завершил Религиозные войны, также способствовал укреплению абсолютизма

Вопрос: Сир! Какие мероприятия необходимо провести для процветания Франции?

Возможный ответ: Нужно искоренить крестьянские восстания

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете высказывание французского короля Генриха IV. Письменно ответьте на вопрос

1) Эпоха в истории духовного развития европейских народов XIV-XVI вв., связанная с подъемом светских по содержанию искусства, литературы, науки. 2) Последователи одного из направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). 3) Экономическое учение и экономическая политика, в основе которых лежит идея необходимости преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом

Как вы понимаете приведенное высказывание?

Чтобы получить французский престол, Генриху IV пришлось перейти из протестантства в католичество

7. Представьте, что вы являетесь современником кардинала Ришелье. Напишите о нем и его деятельности от имени провинциального интенданта или придворного аристократа заговорщика (по вашему выбору)

Он является главой королевского совета с 1622 года и фактически правителем Франции с 1624 года. Способствует укреплению абсолютизма. Лишил гугенотов политических прав

Введение

Глава 1. Французская реформация XVI века

1.1 Социально-экономическая и политическая ситуация во Франции накануне религиозных войн

1.2 Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации

Глава 2. Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке

2.1 Основные этапы религиозных войн

2.2 Окончание религиозных войн и укрепление абсолютной монархии во Франции

Заключение

Список использованной литературы


Введение

К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым" большим по числу жителей (15 млн. человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и Англии.

Длительная кровавая междоусобица второй половины XVI в., известная под названием «религиозных войн» (или гугенотских войн), не была случайным явлением в истории Франции. Причины этих войн были чрезвычайно сложны, религиозная же оболочка прикрывала, как и в других странах Европы XVI в., классовые интересы борющихся сторон.

Происходивший во французской деревне процесс дифференциации имел своим следствием обнищание значительных масс крестьянства, которое привело к их частичной экспроприации. В то же время наёмные рабочие как города, так и деревни страдали от понижения реальной заработной платы в условиях «революции цен», проявившейся во Франции весьма интенсивно.

Пострадали от «революции цен» и рядовые дворяне, получавшие фиксированный денежный ценз. Для буржуазии рост цен был выгоден; он убыстрял накопление капитала, понижая реальную заработную плату наёмных рабочих. Во Франции, однако, «революция цен» принесла буржуазии не только одни выгоды. Благодаря тесным торговым связям с Испанией во Францию ранее, чем в другие страны, стало прибывать большое количество обесцененных испанских монет, вследствие чего начался быстрый рост цен на сельскохозяйственные продукты, мануфактурные и ремесленные изделия. Поскольку в других европейских странах, с которыми торговали французские купцы, цены росли медленнее (за исключением Испании), вывозившиеся из Франции вина, плоды, зерно, скот, кожи и т.п. частично потеряли рынок сбыта. Тяжело сказалась «революция цен» на ещё недостаточно окрепшей французской мануфактуре. В середине XVI в. французские полотна, холсты, сукна, шелка, книги, стеклянные и металлические изделия и т. д. уже не находили себе за границей такого широкого спроса, как в 20-30-х годах. Сбыт французских товаров на внешнем рынке, имевшем в первый период развития мануфактуры первостепенное значение, становился всё более затруднительным из-за конкуренции дешёвых товаров, произведённых в странах с менее ярко выраженной «революцией цен». Можно также предположить, что развитие внутреннего рынка затруднялось падением заработка рабочих и ремесленников и ростом налогов, сокращавших покупательную способность трудящихся масс. В результате началось частичное свёртывание производства. Некоторые мануфактуры закрылись, в других уменьшилось количество рабочих. Стали сокращаться прибыли купцов и мануфактуристов.

Постепенный подъём цен во Франции, начавшийся на Юге с 1520 г. и на Севере примерно десятилетием позже, сменился с 50-х годов XVI в. (на Юге несколько раньше) резким, скачкообразным повышением цен. В это время быстрый рост импорта в Европу южноамериканского дешёвого серебра наводнил Испанию, а через неё и Францию обесцененной серебряной монетой и вызвал монетный кризис (нарушение векового устойчивого соотношения ценности золота и серебра). Кроме того, в последние годы итальянских войн необычайно возросли налоги. На буржуазию, в том числе и на её наиболее богатые слои, обрушились наряду со множеством различных пошлин принудительные займы и специальные налоги на богатых.

Мир в Като-Камбрези не принёс значительных перемен; он не мог приостановить начавшиеся экономические затруднения. Территориальные приращения оказались более чем скромными. Италия была потеряна для французского дворянства, казна - совершенно пуста, а государственный долг огромен. Армию распустили, не заплатив ей просроченного жалованья. Когда привыкшие к военным грабежам дворяне вернулись в свои поместья, они нашли там обветшалые строения и весьма сократившиеся доходы.

Так постепенно складывались предпосылки для гражданских войн. Назревало возмущение задавленных непосильной нуждой народных масс. Росло недовольство буржуазии. Одновременно усиливалась оппозиция в среде мелкого и среднего дворянства. Знать была недовольна централизацией государства и оттеснением вельмож от политических дел. Как мы видим, все слои французского общества были недовольны. Но их цели были различны и противоречивы. Народ боролся против феодального строя в целом; буржуазия жаждала более благоприятных условий для своего обогащения. Знать желала приостановить дальнейшее развитие централизации, а дворянство, хотя и не являлось противником централизации, было недовольно внутренней и внешней политикой династии Валуа и подчас готово было на время примкнуть к оппозиционно настроенной знати.

Усилившаяся оппозиция абсолютизму со стороны знати и части временно примыкавшего к ней «дворянства шпаги» и недовольство буржуазии ослабляли позиции королевской власти. Разумеется, далеко не все представители этих слоев сразу и безоговорочно перестали поддерживать центральное правительство. Такое критическое положение для французского абсолютизма сложилось только к середине 80-х годов XVI в. В период же 60-70-х годов против королевской власти открыто выступило сперва южное старое дворянство, затем буржуазия южных городов, причём ярко сказались ещё не изжитые сепаратистские тенденции южных провинций и ревниво оберегавших свои средневековые вольности южнофранцузских юродов. На Севере буржуазия и отдельные группы «дворянства шпаги» держали в ту пору - хотя последние и не вполне твёрдо - сторону правительства. Постоянную поддержку, особенно на Севере, оказывал абсолютизму тот уже многочисленный слой господствующего класса, который по своему положению был наиболее тесно связан с политикой дальнейшего укрепления центральной власти. Самые богатые и влиятельные круги «людей мантии», главным образом парижский и провинциальные парламенты, а также часть рядового дворянства во время смуты оставались неизменно на стороне королевской власти. Таким образом, в период гражданских войн XVI в. абсолютизм утратил - да и то на время - поддержку лишь одной части дворянства: поддержку знати и части рядового дворянства, терявшего в то время свои былые экономические и политические позиции. Что касается буржуазии, то и её конфликт с абсолютизмом мог иметь в этот период лишь временный характер.

Временный кризис абсолютизма дал возможность аристократии предпринять самую крупную из всех своих попыток подчинения правительства своим политическим целям, заключавшимся в ограничении абсолютизма в пользу знати. Однако эти притязания вельмож даже в соединении с недовольством в среде «дворянства шпаги» сами по себе не могли бы вызвать смуту такой длительности и размаха, как «религиозные войны» XVI в. Они вызвали большой резонанс только в силу того, что создалась обстановка всё возраставшего брожения народных масс и оппозиции буржуазии.

Тема религиозных мировоззрений, столкновений на этой почве и его влияние на различные сферы жизнедеятельности считается актуальной и по сей день. Гражданские войны второй половины XVI в., в которых одной из основных причин которых являлись характерные для этого периода социально-экономические процессы, в свою очередь оказали немалое разрушающее воздействие на экономическое состояние Франции (разорение городов, разбой в деревнях и на дорогах, убыль населения и т. д.). Важно отметить, что экономический упадок сказался ещё до начала междоусобицы, особенно на Юге.

Объектом исследования в работе стала Франции в XVI веке.

Предметом исследования стали религиозные (гражданские) войны в XVI веке.

Хронологические рамки исследования определяются второй половиной XVI века, периодом когда прошли все религиозные войны. Территориальные рамки определяются государством Франция в XVI веке, местом прохождения религиозных войн.

Целью данной работы является исследование особенностей и основных этапов религиозных войн во Франции в XVI веке.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть положение в Европе накануне религиозных войн;

Исследовать этапы, хронологию религиозных войн во Франции;

Проанализировать итоги гражданских войн во Франции;

Рассмотреть особенности кризиса абсолютизма в период религиозных войн.

Многие из них были написаны довольно давно, а оценки, данные в них, требуют пересмотра и корректировки. Из исследователей дореволюционного периода проблемами истории религиозных войн во Франции занимался И.В. Лучицкий, но его работы были посвящены рассмотрению преимущественно социального состава гугенотского движения. Работы И.В. Лучицкого по религиозным войнам во Франции XVI века были предметом исследования в отечественной историографии, хотя единого мнения о принадлежности историка к какому-то одному направлению русской историографии так и не сложилось. На примере изложения истории религиозных войн С.Д. Сказкиным в «Истории Франции», мы видим большую эрудицию, живой язык повествования. Он давал очень подробную характеристику целей различных социальных слоев в Религиозных войнах. Перед автором лежала сложная задача: несмотря на марксистские положения об абсолютной монархии и о кальвинизме он стремился отстоять свою оценку характера Религиозных войн как феодально-аристократического движения. Кроме этого, проблемы, связанные с религиозными войнами во Франции поднимались в исследованиях С.Л. Плешковой.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


К началу XVI в Франция была одной из крупнейших и развитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Париж был самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек, с богатой и разнообразной промышленностью. Наряду с другими большими центрами - Лионом, Руаном, Бордо, Марселем, Орлеаном - имелись многие средние по величине города и мелкие городки и бурги (посёлки). Но все же основная масса населения жила в деревнях, и страна в целом еще оставалась аграрной.

Территория страны в XVI в была немногим меньше площади современной Франции. За ее пределами лежали (отошедшие в 1493 г. к Габсбургам и включенные затем в состав испанских территорий) Артуа и мелкие северо-восточные провинции, а также Франш-Конте. Три епископства - Туль, Мен и Верден, как и Лотарингия с Эльзасом, входили тогда в «Священную Римскую империю». Савойя, Корсика, пиренейские области - Наварра, Беарн и Руссильон - также не входили в то, время в состав Французского государства.

Еще сказывалось деление страны на Север и Юг. Юг, присоединённый в середине XV в. и не сросшийся экономически с северной частью страны, не утратил стремлений к сепаратизму, что ярко проявилось во второй половине XVI в., в период гражданских войн. Ещё чисто формальным оставалось присоединение к Франции Бретани. Процесс подлинного внутреннего сплочения страны, экономического, языкового и мьтурного, и формирования французской нации на базе развития капитализма только начинался.

Развитие капиталистических отношений во Франции XVI в. было временно задержано длительным экономическим упадком и политическим кризисом, вылившимся в форму гражданских войн 1559-1594 гг.

Религиозные войны во Франции 1562 - 1598 гг. по своей сути - это гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедующим кальвинизм и называвшим себя гугенотами. Уже в 1559 году во Франции было много последователей протестантской церкви среди всех классов населения. Королевская власть попыталась восстановить католицизм на всей территории страны, но в первой войне 1562 - 1563 гг. не смогла сокрушить гугенотов.

Среди гугенотов было немало богатых купцов и банкиров, которые смогли нанять значительные отряды профессиональных солдат из числа швейцарских единоверцев. Гугенотов поддерживало немало аристократов, в частности, принц Луи де Конде, адмирал Гаспар де Колиньи и король Генрих Наваррский. Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия „политиков“, или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.

В 1563 году герцог Франсуа де Гиз одержал победу при Друа, но вскоре был убит подосланными гугенотами убийцей. Гугенотская армия одержала победы и в войнах 1567 - 1568 и 1568 - 1570 гг. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон. Пленных, как правило, не брали, а порой вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии. Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе Колиньи и многие другие вожди гугенотов. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились, но не принесли решительной победы ни одной из сторон. В 1576 году был выпущен королевский эдикт, провозглашавший свободу вероисповедания на всей территории Франции, за исключением Парижа. В ходе новой войны 1577 года, инспирированной созданной Гизами Католической лигой, эдикт был подтвержден, но король Генрих III оказался не в состоянии провести его в жизнь. В 1580 году вспыхнула еще одна война, не имевшая решительных последствий. Но в 1585 году, когда Генрих Наваррский заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов - Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха де Гиза.

Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком - монахом Жаком Клеманом. Ему наследовал Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV Бурбоном. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Акрэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось принять католичество.

Черту под религиозными войнами в 1598 году подвел мирный договор Генриха IV в Вервине, согласно которому Испания отказывалась от поддержки Католической лиги. В том же году Генрих издал Нантский эдикт, гарантировавший свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах, где гугеноты получали право возводить укрепления. Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму и симпатизировало идеям Лиги.


Список использованной литературы

1. Документы по истории гражданских войн во Франции 1561 - 1563 гг. - М. - Л., 1962.

2. Микеле Суриано о Франции XVI века. Из „Исторический универсалий“ д"Обинье о Варфоломеевской ночи. День баррикад в рассказе де Ту Нантский эдикт. Ответ Генриха IV тулузскому парламенту. Герцог Сюлли о королевской администрации начала XVII века. Эдикт против дуэлей. Королевская декларация о снесении замков. Эдикт, запрещавший парламентам вмешиваться в государственные дела и администрацию. Донесение интенданта юстиции де Вуайе д"Аржансона. „Политическое завещание“ и „Мемуары“ Ришелье // Хрестоматия по истории средних веков. Т.III. - М., 1950. С.155-156, 168-177, 179-189.

3. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961- 1963.

4. Артеменков М.Н. Английская политика по отношению к гугенотам во время религиозных войн во Франции. М., 2003.

5. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. - Т.I: Структуры повседневности: возможное и невозможное. - М., 1986.

6. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

7. Гуревич А.Я. Харитонов Д.Э. История средних веков.- М.: ИНФРА, 2002. - 647с.

8. История средних веков / Под ред. С.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2003.-321с.

9. История средних веков. В 2 т. Т. 1. / Л.М. Брагина, Е.В. Гутнова, С.П, Карпов и др.; Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. – М.: Высш. Шк., 1990. – 495 с.

10. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории, 1989, №1. С.42-56.

11. Копосов Н.Е. Франция (разделы в 1-3 частях) // История Европы. Т.III. От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). - М., 1993.

12. Малинин Ю.П. Франция в эпоху позднего средневековья: материалы научного наследия. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 451 с.

13. Медушевский А.Н. Абсолютизм XVI - XVIII вв. в современной западной историографии // Вопросы истории. 1991. - № 3. - С. 30-43.

14. Новоселов В.Р. Религиозные войны во Франции (1562–1598): военные перед лицом гражданской войны. В кн.: – Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., Пятигорск, 2001.

15. Плешаков С.Л. Генрих IV Французский // Вопросы истории. 1999. - № 10. - С.65-81.

16. Плешкова С.Л. Екатерина Медичи: Черная королева. М., 1994.

17. Ревякин А.В., Уваров П.Ю., Арзаканян М.Ц. История Франции. Учебник для ВУЗов. М.: Издательство: 2005. – 475 с.

18. Сказкин С.Д. Реформация и Религиозные войны // История Франции. М., 1972. Т. 1. С. 181-227.

19. Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1995. Т. III, раздел IV.

20. Чистозвонов А.Н. Основные аспекты генезиса абсолютизма // Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. - М., 1985.

21. Шишкин В.В. Маргарита де Валуа и седьмая религиозная война во Франции (апрель-ноябрь 1580 г.). В кн.: – Человек XVI столетия. СПб, 2000.