Понятие субъектов образовательного процесса, их специфические особенности. Субъект образования

В массовом употреблении термином «субъект» обозначается носитель некоторой активности. Если это верно, то установки современных реформаторов образования на «превращение ребенка из объекта в субъекта обучения и воспитания» лишь повторение хорошо известных общепедагогических положений.

Так, среди основополагающих дидактических принципов (сознательности, наглядности, доступности и др.) формулируется принцип активности; не менее хрестоматийный характер имеет квалификация ребенка не только в качестве объекта, но и субъекта обучения (воспитания).

Субъект - это личность или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. При этом активность понимается как инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и самого себя. Активность личности зависит от мотивов ее поведения и характеризуется надситуативностью. Посредством надситуативной активности преодолеваются внешние и внутренние ограничения - барьеры деятельности.

Следовательно, активным является процесс, находящийся в прямой зависимости от субъекта. При этом позиция субъекта характеризуется наличием устойчивой внутренней мотивации деятельности .

В данном контексте в качестве механизма реализации системы субъект-субъектных отношений выступает диалог как способ передачи культурного опыта в образовании. Диалогическое взаимодействие определяет общую субъект-субъектную направленность образовательного процесса и предполагает наличие специфического межсубъектного пространства, в котором пересекаются индивидуальные смыслы и ценности. Такое пространство способствует возникновению особых ценностно-смысловых отношений на основе принятия всеми участниками образовательной среды друг друга в качестве абсолютных ценностей, что обусловливает их способность диалогического понимания себя во взаимосвязи с другим и миром культуры, в целом.

Выделяют следующие сущностные и функциональные требования к обеспечению субъектной позиции участников образовательного процесса:

в контексте субъект-субъектных отношений функции образовательного процесса должны быть ориентированы на развитие образовательных потребностей, интересов и предметных способностей учащихся, позволяющих ему успешно адаптироваться и самореализовываться в жизненных и образовательных ситуациях;

в субъект-субъектном контексте необходима организация условий для развития предметных способностей в плане переструктурирования предметного содержания дисциплин таким образом, чтобы оно наряду

со знаниями, умениями и навыками, обеспечивало всестороннее развитие личности и системы ее деятельности;

организация образовательного процесса должна осуществляться на основе механизма, обеспечивающего постоянную включенность каждого участника образовательного процесса в систему отношений (в том числе коммуникативного характера).

Субъектами образовательного процесса являются руководители школы, учителя, ученики, родители. Для согласованности их действий и успешного достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос об управлении образовательным процессом. Управление основано на системном знании субъектом, как протекает управляемый процесс .

Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо прежде всего отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Лекция

Тема: Субъекты образовательного процесса высшей школы

План

1. Понятие педагогической деятельности

2. Структура педагогических способностей

3. Преподаватель как субъект образовательного процесса

4. Студенчество как социальная группа

1. Понятие педагогической деятельности

Педагогическая деятельность -- это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической .

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование.

Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели.

Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения выступила в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая, перенимая, следуя им, что было определено Дж. Брунером как «обучение в контексте».

Согласно Дж. Брунеру, человечество знает «только три основных способа обучения молодого поколения: выработка составляющих компонент навыка в процессе игры у высших приматов, обучение в контексте у туземных народов и отделенный от непосредственной практики абстрактный метод школы».

Формы передачи социокультурного опыта менялись в истории развития школы. Это была беседа (сократическая беседа); работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и других направлений производственного обучения), где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное освоение им производственных операций; вербальное наставление (институт «дядек», монастырей, гувернеров и т.д.).

Со времени Я.А.Коменского прочно утвердилось классно-урочное обучение , в котором дифференцировались такие его формы, как урок, лекция, семинар, зачет, практикумы.

В последние десятилетия появились тренинги. Отметим здесь, что для преподавателя одной из самых трудных форм его деятельности является лекция, тогда как для студента, ученика -- семинарские занятия, зачеты. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность.

В структуре педагогической деятельности А.И.Щербаков выделяет следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби.

Специальные знания включают владение предметом, а также знание по педагогике, психологии и методике преподавания.

Конструктивные или проектировочные способности являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность использования всех других знаний.

Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель. Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей : структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т. п.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения, но и самоорганизации деятельности преподавателя.

Педагогический процесс - это, прежде всего взаимодействие личностей, а, следовательно, и основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти взаимосвязанных элементов:

1) цель обучения (Ц) (т. е. для чего учить);

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить);

4) преподаватель (П);

5) учащийся (У).

Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, позволяющей педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам.

Единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом его этапе организуется педагогическое взаимодействие, является педагогическая задача (педагогическая ситуация обучения и воспитания, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления).

Цели педагогической деятельности полифункциональны , поэтому педагогические задачи имеют комплексный характер по самой своей природе. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики преподавания конкретных наук, но предполагают своеобразный синтез знаний из различных областей.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций:

· обучающей

· воспитательной

· организаторской

· исследовательской.

Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя ВУЗа сочетание педагогической и научной работы.

Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.

Классический пример из истории науки: фундаментальное научное достижение Д.И. Менделеева - открытие принципа построения периодической системы элементов - явилось результатом методических разработок ученого-педагога.

Всех вузовских преподавателей условно можно разделить на 3 группы:

· Преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа);

· С преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5);

· С одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (немного более трети). (Барабанщиков, 1981).

Влиянием исследовательской составляющей объясняется более ранний срок достижения высших уровней профессионального мастерства преподавателями ВУЗов (16-20 лет) по сравнению с учителями средних школ (20-25 лет).

Профессионализм преподавателя ВУЗа в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций находить оптимальные способы их решения.

Одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, и, как всякое творчество, она тесно связана с его личностью. В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в вузе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.

Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента для развития их личностей пока не стал предметом глубокого психологического анализа.

Однако передовая педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, т. е. превращает его во взаимодействие, диалог как источники личностного роста обоих участников процесса . Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги во все времена.

Если педагогический процесс - это, прежде всего взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями.

Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и его профессиональных качествах.

Результаты специальных исследований фиксируют изменения, происходящие в представлениях студентов об авторитетном преподавателе и об источниках этого авторитета: возросла значимость личностных свойств и соответственно уменьшился вклад других («инструментальных») качеств, необходимых для деятельности преподавателя.

Аналогичная тенденция наблюдается и в изменении идеала преподавателя. Отвечая на вопрос об объективных трудностях укрепления своего авторитета и решения других профессиональных задач, преподаватели часто отмечают недостаток знаний по педагогике и психологии.

2. Структура педагогических способностей

В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты:

* Гностический

* Конструктивный

* Организаторский

* Коммуникативный (Кузьмина Н.В., Есарева З.Ф.).

Гностический компонент -- это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность.

К познавательной деятельности относятся умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты.

Система знаний включает:

· мировоззренческий уровень,

· общекультурный уровень,

· уровень специальных знаний.

Мировоззренческие знания тесно связаны с общей направленностью личности педагога, проявляющейся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям, к самому себе, а также в активности его жизненной позиции.

К общекультурным знаниям можно отнести знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби.

Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания студентов.

Специальные знания включают знание предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Слабым звеном обычно бывают знания по педагогике, психологии и методике преподавания в высшей школе.

Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, представляющие собой основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проектировочные способности .

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности, и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами.

Такие способности развиваются лишь с возрастом и стажем, поэтому высокий уровень их сформированности наблюдается обычно у профессоров и доцентов, а низкий, как правило, у начинающих преподавателей.

Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей:

Ш Структурирование курса,

Ш Подбор конкретного содержания для отдельных разделов,

Ш Выбор форм проведения занятий.

Д.Аллен, К.Райн построили микросхему компонентов педагогического мастерства:

1. Варьирование стимуляции учащихся (выражается в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории).

2. Индуцирование установки учащегося на восприятие и усвоение материала (привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы).

3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия илиего отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов).

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащихся к обобщению учебного материала.

8. Использование задач, стимулирующих творческую активность.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работупо внешним признакамегоповедения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Мастерское чтение лекций.

12. Использование приема повторений.

Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельностью.

Организаторские способности служат не только упорядочению собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в ВУЗе.

Установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

Коммуникативные способности -- от их уровня развития зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач.

Общение также выполняет функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности.

Способность преподавателя удовлетворять не только познавательную потребность студентов, но и потребность в личностном общении есть важная составляющая профессиональных способностей преподавателя.

3. Преподаватель как субъект образовательного процесса

Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности педагога (учителя, преподавателя), его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Исторически каждая теория обучения и воспитания выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности педагога.

Так, для современного этапа образования важно не только и не столько научить известному (определенному) количеству знаний, сколько воспитать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими . Это актуальное требование кардинально меняет роль педагога. От преподавателя вуза сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации («предметником»).

Целесообразно стать организатором познавательной активности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек - человек» со свойственными этой профессиональной схеме характеристиками человека.

Структура профессионально необходимых качеств педагога может быть представлена блоками объективных (профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания) и субъективных характеристик (психологические позиции, установки, личностные особенности).

Психологический портрет педагога любой учебной дисциплины включает следующие структурные компоненты:

1) индивидуальные качества человека, т. е. его особенности как индивида (темперамент, задатки и т. п.);

2) личностные качества, т. е. его особенности как личности (социальной сущности человека);

3) коммуникативные (интерактивные) качества;

4) статусно-позиционные, т. е. особенности положения, роли, отношений в коллективе;

5) деятельностные (профессионально-предметные);

6) внешнеповеденческие показатели.

Педагогическая культура. Под педагогической культурой понимают часть общей культуры человека, которую можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога. Это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

Выделяют четыре группы компонентов педагогической культуры :

1. Педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога - это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении.

Педагогическая позиция - это определенный моральный выбор, который делает преподаватель. Для нее характерны две стороны: мировоззренческая (осознание педагогом общественной значимости профессии, убежденность в правильности выбора, ориентация на гуманистические принципы) и поведенческая (способности педагога нести ответственность за принятые решения, создавать условия для самореализации личности обучаемого). Педагогическая позиция реализуется через личностно-профессиональные качества педагога, его интересы и духовные потребности. Она включает в себя направленность личности, нравственные качества, отношение к педагогическому труду.

2. Педагогические знания и отношение к ним, а также мышление. Знания бывают методологические, теоретические, общепедагогические, прикладные (т. е. знания в отдельных областях педагогического процесса), частно-прикладные (знания по отдельным дисциплинам). Отношение к знаниям определяется уровнем мышления.

Педагогическое мышление включает в себя критическое мышление (необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления; проблемно-вариативное мышление.

3. Профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности. Выделяют такие группы умений, как информационные умения (умение отобрать и структурировать информацию); умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную деятельность; организаторские умения; коммуникативные умения; умения проводить анализ и самоанализ; владение педагогической техникой и др.

4. Саморегуляция личности и культура профессионального поведения (в первую очередь педагогический такт). Саморегуляция - это поведение в соответствии с педагогическими требованиями, активность в направлении удовлетворения потребностей и интересов обучаемых.

Она реализуется через нормативные (совокупность знаний, понятий и требований к личности педагога), регулятивные (чувства, отношения, убеждения, реализуемые педагогом в своем поведении) и деятельностно-поведенческие компоненты (реализация волевых процессов в направлении контроля и коррекции своего поведения).

Степень сформированности компонентов педагогической культуры характеризуют три вида ее уровней : высокий (профессионально-творческий), профессионально-адаптивный и низкий (репродуктивно-профессиональный).

В личности педагога студенты отвергают низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность.

И напротив, высоко ценят чисто человеческие качества, такие, как доброжелательность, чувство такта, широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, общительность, справедливость.

4. Студенчество как социальная группа

Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.

Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями. Психологом Ю.А. Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие студенческому возрасту:

1. Противоречия между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

2. Противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.

И.И. Мечников указывает на две главные отличительные черты юности. преподаватель студент занятие образовательный

Во-первых, в юности при нормальных условиях жизни инстинкт самосохранения не достаточно обнаруживается. Поэтому юноши часто рискуют из-за пустяков, не заботясь о последствиях своих поступков. Часто в основе этих поступков лежат возвышенные мотивы, но не менее часто юноши растрачивают себя на поступки, достойные всякого осуждения. Молодость - это возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений. Недооценка жизни как блага приводит к тому, что в юности у человека могут возникнуть пессимистические настроения.

Во-вторых , юности свойственна некоторая природная дисгармония. Так, желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера, и в таких условиях юноша не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и желания. И в этом плане он схож с ребенком, который стремится взять все, что видит перед собой.

Одна из главных тенденций юношеского возраста - переориентация общения с родителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Поведение студентов по самой сути своей является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, по нему юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра, лекции, семинары и другие виды совместной деятельности в студенческой среде вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносит личные интересы с общественными.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает юноше автономизацию от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувств эмоционального благополучия и устойчивости.

Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей имеет для самоуважения юноши решающее значение. Типичная черта юношеских групп чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, юноши часто абсолютно не критически относятся к мнениям собственной группы и её лидеров.

Литература

1. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. Алматы, 2009

2. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.,1979

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,2008

4. Кокин А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве. Опубликовано: Интегративный поход к психологии человека и социальному взаимодействию людей / под ред. Волохонской М.С., Микляевой А.В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - МО: СВИВТ, 2012. - С. 129-135. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.humanpsy.ru/articles/conf-2012/2012-21-Kokin.pdf

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика сущности и целостности образовательного процесса как динамической педагогической системы. Рассмотрение деятельности преподавателя по построению учебного процесса. Изучение взаимных и предметных видов педагогического взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2010

    Сущность и участники образовательного процесса. Установки и ценности педагога. Стили педагогической деятельности. Особенности управления образовательным учреждением. Обязанности классного руководителя. Формы организации взаимодействия школы и семьи.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2015

    Педагогический образовательный процесс: сущность и характеристика. Основные субъекты образовательного процесса в школе. Педагогика как область человеческой деятельности. Потребность в самоопределении на рубеже подросткового и юношеского возраста.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Критерии развития личности преподавателя как профессионала. Характеристика основных педагогических задач - стратегических, оперативных и тактических. Субъективные условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Классификация свойств личности. Тип характера и значение его элементов для профессиональной деятельности. Особенности образовательного процесса колледжа. Исследование влияния средовых условий обучения на динамику психологических характеристик студентов.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Сущность, структура, характеристика образовательного процесса в учреждениях среднего специального образования. Тенденции развития среднего профессионального образования в РФ. Особенности образовательного процесса в Омском автотранспортном колледже.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2011

    Сущность и структура педагогической деятельности, ее основные задачи. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы. Принципы и правила успешного воспитания. Понятие и цель компетентностного подхода, стили педагогического общения.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Предмет и задачи педагогической науки. Содержание основных категорий педагогики. Методы изучения коллектива и личности, применяемые учителем в педагогической работе. Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.

    шпаргалка , добавлен 13.08.2010

    Школа и семья как субъекты образовательного процесса. Взаимодействие с родителями как условие осуществления образовательного процесса. Планирование воспитательной работы. Исследование Делида Л.Н. в области работы классного руководителя с семьей ученика.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2015

    Анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на современном этапе, направления деятельности, повышающие его эффективность. Создание условий для укрепления здоровья детей, взаимодействие с семьей. Кадровая политика ДОУ.

  • § 2. Методы исследования в педагогической психологии
  • Часть II. Образование – глобальный объект педагогической психологии
  • Глава 1. Образование в современном мире § 1. Образование как многоаспектный феномен
  • § 2. Основные направления обучения в современном образовании
  • § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
  • Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе § 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
  • § 2. Обучение и развитие
  • § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
  • Часть III. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса
  • Глава 1. Субъекты образовательного процесса § 1. Категория субъекта
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
  • Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности § 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
  • § 2. Субъектные свойства педагога
  • § 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
  • § 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
  • § 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
  • Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
  • § 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
  • § 3. Студент как субъект учебной деятельности
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности
  • Часть IV. Учебная деятельность
  • Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности § 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
  • § 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
  • § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
  • Глава 2. Учебная мотивация § 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
  • § 2. Учебная мотивация
  • Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося § 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
  • § 2. Навык в процессе усвоения
  • Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности § 1. Общая характеристика самостоятельной работы
  • § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
  • Часть V. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах
  • Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности § 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, со­держание
  • § 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
  • Глава 2. Педагогические функции и умения § 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
  • § 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
  • Глава 3. Стиль педагогической деятельности § 1. Общая характеристика стиля деятельности
  • § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  • Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога § 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
  • § 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
  • § 3. Схема психологического анализа урока
  • Часть VI учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе
  • Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса § 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
  • § 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
  • § 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
  • Глава 3. Общение в образовательном процессе § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  • § 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
  • Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
  • § 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
  • Литература
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса

    Совокупный субъект образовательной деятельности

    Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятель­ности, необходимо прежде всего отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогиче­ское сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой об­разовательной системе, учреждении администрацией, преподава­тельским коллективом, ученическим сообществом (в институ­те это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нор­мативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в фор­ме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная по­лиморфная деятельность. Общая цель образовательного процес­са как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие обще­ственного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным на­родом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направ­ленными целями передачи и приема, организации освоения это­го опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффектив­ность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

    Мотивационная сфера субъектов образовательной деятельности

    Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает ради достижения общей цели - «для уче­ников и затем для себя». Субъект учебной деятельности дейст­вует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда экр­плицируемой перспективы. Общая для образовательного процес­са точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со сто­роны ученика определяет прагматический, «реально действую­щий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он ха­рактеризует действия совокупного идеального субъекта, пред­ставленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы ле­жат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и пе­дагогом.

    Предмет деятельности субъекта в образовательном процессе

    Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система зна­ний, способов деятельности, передача которых со стороны пе­дагога встречается с определенным способом их освоения обу­чающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятель­ность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

    Развитие и саморазвитие субъектов

    По С.Л. Рубинштейну, важная характеристика субъекта де­ятельности - он и формируется, и развивается в ней - отно­сится не только к развитию ученика (как обычно принято пола­гать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педаго­га. Специфика образовательного процесса заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика.

    Показательно, что идеальный совокупный субъект образова­тельного процесса представлен П.Ф. Каптеревым как бы одним образовательным полем, полем учения и развития.

    «Творческого учителя и ученика связывает потребность са­мообразования и развития. Школьный же учитель, вообража­ющий себя полнейшим мудрецом, которому незачем больше учиться, не принадлежит к этому полю, не занимает никакой ступени в лестнице развития, он чужд образовательной рабо­ты. Он стоит в стороне от культуры, от трудов по ее усвое­нию и личному усовершенствованию» . Субъекты об­разовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутрен­няя сила которого служит источником и импульсом развития каж­дого из них.

    Субъект в системе отношений

    Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в си­стеме его отношений с другими. Образовательный процесс в лю­бой педагогической системе представлен самыми разными людь­ми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). «Каждый индивидуальный субъект включен од­новременно в разные коллективные субъекты. Различные сис­темы познавательной деятельности, со своими стандартами и нормами, интегрируются в индивиде в некоторую целостность. Существование последней является необходимым условием единства Я» . Именно поэтому проблема коллектив­ного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как ча­стного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Дон­цов, Е.Н. Емельянов и др.).

    Субъекты образовательного процесса характеризуются как об­щими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни во­обще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что предполагает положение о соположенности объекта и субъ­екта в познании и в деятельности?

    2. Какие характеристики субъектов образовательного процесса мо­гут рассматриваться как основные?

    Литература

    Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

    Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

    Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.

    Лекторский В.А. Коллективный субъект. Индивидуальный субъект // Субъект, объект, познание. М., 1980.

    Перемены в российском обществе, связанные с демократией, являются в том числе результатом активных усилий по реформированию образовательной системы. Согласно стратегии модернизации общего образования, эти усилия в первую очередь направлены на формирование условий, которые в полной мере обеспечивают гуманистический характер получаемого образования, его высокое качество, направленность системы на поддержку и развитие индивидуальности каждого учащегося, возможностей для его самореализации и самоопределения. В данной статье рассмотрим педагогическую деятельность и субъектов образовательного процесса, в частности.

    Субъект как категория философской и психологической науки

    Сегодня категория является одной из центральных в философии, особенно если речь идет об онтологии (Декарт, Аристотель, Гегель, Кант). Стоит отметить, что существенную роль она играет в современной психологической науке (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский). Анализ субъектов образовательного процесса, включающий в себя две связанные между собой его формы — учебную и педагогическую - лежит в русле как конкретно педагогической, так и общефилософской задачи. Среди субъектных характеристик, определенных в учениях С.Л. Рубинштейна, следует отметить следующие:

    • Категория субъекта так или иначе связана с категорией объекта. По причине этого Рубинштейн фиксирует два взаимосвязанных аспекта:

    1). Бытие в качестве объективной реальности, объекта осознания человеком.

    2). Человек в качестве субъекта, являющийся познающим, открывающим бытие, осуществляющим его самосознание.

    • Под познающим субъектом, другими словами, субъектом научного познания, в нашем случае - субъектом образовательного процесса, следует понимать общественный субъект, который осознает познаваемое им бытие в определенных формах, сложившихся общественно-историческим путем.
    • Общественный субъект способен существовать, реализоваться и в бытии конкретного индивида, и в деятельности.
    • Каждый субъект можно определить посредством его отношения к другому.

    Ж. Пиаже рассматривал активность в качестве одной из основных характеристик субъекта образовательного процесса, деятельности любого вида и так далее. Согласно учениям Ж. Пиаже, субъект пребывает в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Ему с рождения свойственна функциональная активность приспособления, благодаря которой он способен структурировать среду, воздействующую на него. Стоит заметить, что активность проявляется в действиях, в число которых входят различного рода преобразования, трансформации объекта (комбинирование, перемещение, удаление и прочее), а также формирование определенных структур. Ж. Пиаже подчеркивает важнейшую для педагогической психологии идею касательно того, что между субъектом образовательного процесса (ребенком, родителем или преподавателем) и его объектом в любом случае есть взаимодействие, которое протекает в контексте предыдущего соприкосновения и, соответственно, предыдущей субъектной реакции. Иными словами, субъект деятельности или отдельного действия в более широком смысле представляет собой воссоздающее, активное и преобразующее начало. Так или иначе он является деятелем.

    Общие характеристики субъекта воспитательно-образовательного процесса

    Среди основных субъектных особенностей, носящих общий характер, важно отметить следующие:

    • Субъект так или иначе предполагает объект.
    • Субъект образовательного процесса наделен конкретной, индивидуальной формой реализации. Необходимо дополнить, что коллективный субъект может быть представлен в каждом человеке, и наоборот.
    • Субъект является общественной категорией по форме (способам, методикам инструментам) своего воздействия (практического или познавательного).
    • Деятельность, регулируемая сознательным образом, всегда считается субъектной, в ней и происходит формирование и последующее развитие субъекта образовательного процесса.
    • Под субъектом индивидуальной деятельности необходимо понимать лицо, которое действует сознательно.
    • Субъектность определяется по системе отношений между людьми. Речь идет об активности, пристрастности.
    • Под субъектностью следует понимать целостность деятельности, бытия, самосознания и общения.
    • Субъектность - не что иное, как динамичное начало, которое появляется и исчезает. Оно не может существовать без действия со стороны субъекта образовательного процесса.
    • Под субъектностью целесообразно понимать категорию интерпсихическую.

    Важно дополнить, что И.А. Зимняя в число субъектных характеристик человека включает также его особенности и как личности в качестве субъекта образовательного процесса (ребенок, например, так или иначе будет отличаться от других детей чертами характера, поведением). По Е.А. Климову, в нее входят мотивы, направленность; отношение к деятельности, себе и окружающему миру; саморегуляция, которая выражается в следующих качествах: собранность, терпеливость, организованность, креативность, самодисциплина, интеллектуальные особенности индивидуальности, а также эмоциональность.

    Комментарии касательно общих характеристик

    Стоит отметить, что все названные в предыдущей главе характеристики субъекта образовательного процесса (родителя, ребенка, преподавателя) присущи ему в свернутой или полной форме. Характеризуя субъектов учебной деятельности, необходимо в первую очередь учесть, что каждый преподаватель и ученик, являясь общественными субъектами (педагогическое объединение или ученичество), при объединении вместе выступают комплексным субъектом процесса образования. Необходимо знать, что совокупный субъект, который «регламентирует» общественные ценности, есть в каждой образовательной системе, административной структуре, преподавательском коллективе, ученическом сообществе (к примеру, в институте речь пойдет о ректорате, кафедре, деканате, учебных группах). Деятельность субъектов образовательного процесса, отличающаяся комплексным значением, направляется и регламентируется программной и нормативно-правовой документацией.

    Необходимо заметить, что абсолютно каждый из входящих в комплексный субъект конкретных субъектов наделен своими, но согласованными, объединенными целями. Они представлены, как правило, в форме конкретных результатов, однако с разграничением функционала и ролей, в силу чего процесс образования - это достаточно сложная полиморфная деятельность. Общей целью процесса образования как деятельности служит сохранение, а также дальнейшее развитие социального, общественного опыта, который накоплен цивилизацией, конкретной общностью, народом. Она может быть реализована двумя путями, которые направлены навстречу друг другу. Речь идет о передаче и приеме, организации освоения данного опыта, а также последующем его усвоении. Мы говорим о комплексном идеальном и основном субъекте образовательного процесса, эффективность деятельности которого определяется в первую очередь осознанием обеими его сторонами цивилизационно-значимой цели общего характера.

    Специфическая особенность субъектов процесса образования

    Специфической характеристикой субъектов процесса образования является их мотивационная сфера, которая слагается из двух аспектов. Так, педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса осуществляется ради достижения цели общего характера: «Для учеников и только после этого - для себя». Субъект же учебной деятельности действует в обратном направлении названной схемы: «Для себя для достижения общей цели» как не всегда эксплицируемой и отдаленной перспективы. Общая точка образовательного процесса «для ученика» со стороны преподавателя и «для себя» со стороны учащегося определяет «реально действующий», прагматический - согласно терминологии А.Н. Леонтьева - мотив. Стоит заметить, что именно он характеризует действия комплексного идеального субъекта инклюзивного образовательного процесса, представленного преподавателем и учеником. «Понимаемые» мотивы как бы заложены в основу образовательного процесса. Однако далеко не всегда они в полной мере осознаются не только учеником, но и преподавателем.

    Предмет образовательного процесса

    Предметом процесса образования как деятельности комплексного субъекта, то есть тем, на что она направляется, являются ценности общественного сознания, система способов деятельности, знаний, передача которых со стороны преподавателей встречается с конкретными методиками их освоения обучающимися. Если способы освоения совпадают с теми методами действия, которые предлагают педагоги, то комплексная деятельность способна доставить удовлетворение обеим сторонам. Если же в данной точке есть расхождения, то нарушается и общность предмета в целом.

    В соответствии с учениями С.Л. Рубинштейна, важной характеристикой субъекта деятельности является то, что он и формируется, и получает развитие в ней. Названное положение относится не только к развитию учащегося (как принято считать в обществе), но и к совершенствованию непосредственно преподавателя, а также к его саморазвитию. Стоит заметить, что специфика процесса образования заключается во взаимоосуществляемости и взаимодополняемости этих двух явлений. То есть, развитие учащегося предполагает непрерывное саморазвитие преподавателя, которое служит условием развития ученика. Важно знать, что идеальный комплексный субъект процесса образования представлен П.Ф. Каптеревым как одно образовательное поле, поле развития и учения. Субъекты инклюзивного образовательного процесса являются обреченными на саморазвитие, внутренняя сила которого выступает источником, а также импульсом развития и роста каждого из них.

    Формирование субъекта в системе взаимоотношений

    Специфика субъекта процесса образования отражает и такую важнейшую характеристику, как формирование и дальнейшее развитие субъекта в системе его отношений с иными лицами. Образовательный процесс в педагогической системе любого типа представлен различными людьми или их коллективами (сегодня существуют преподавательские, учительские, классные и другие разновидности коллективов). Именно поэтому проблема, связанная с коллективным субъектом, то есть взаимодействием субъектов образовательного процесса, в настоящее время является самостоятельным звеном, производственной и учебно-воспитательной проблемой, вопросом взаимоотношений учеников (Я.Л. Коломинский) и коллектива учителей. Это частный случай социальной общности (А.И. Донцов, А.В. Петровский, Е.Н. Емельянов и так далее).

    Таким образом все субъекты процесса образования характеризуются как общими, то есть присущими субъекту деятельности, познания, жизни в общем, особенностями, так и специфичными для них как субъектов именно процесса образования, в котором и выявляются соответствующие характеристики. Лишь сейчас, в полной мере рассмотрев понятие, общие и специфические черты, а также вопрос отношений субъектов образовательного процесса, целесообразно перейти непосредственно к субъектам и их описанию.

    Субъекты процесса образования: обучающиеся

    В настоящих главах 4 и 5 Закона об образовании предусматривается следующий субъектный состав образовательного процесса:

    • Обучающиеся (ученики, студенты) и их родители или другие законные представители.
    • Научно-педагогические, педагогические, руководящие и другие работники структур, реализующих образовательную деятельность.

    Важно отметить, что к обучающимся в учреждениях образования принято относить (в зависимости от освоения разновидности образовательной программы): воспитанников, учащихся; студентов (курсантов); аспирантов; адъюнктов; ординаторов; ассистентов-стажеров; слушателей; экстернов.

    Обучающимся так или иначе должны предоставляться определенные права: на выбор организации, реализующей образовательную деятельность, а также на формы получения образования; обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом, в том числе ускоренное обучение; в рамках осваиваемой образовательной программы наделение учащегося условиями для обучения с учетом характеристик его психофизического развития и, конечно же, состояния здоровья; на участие в создании содержания собственного профессионального образования (стоит дополнить, что названное право может ограничиваться условиями договора касательно целевого обучения).

    Обучающимся так или иначе предоставляется право, связанное с выбором факультативных (иными словами, необязательных для конкретного уровня образования, специальности, профессии или подготовительного направления) и элективных (иными словами, избираемых в обязательном порядке) предметов для реализации процесса обучения, курсов, модулей (дисциплин) из списка, предлагаемого учреждением, осуществляющим образовательную деятельность (после получения главного общего образования). Помимо этого, любой учащийся имеет право на освоение - вместе с учебными предметами, дисциплинами (модулями), курсами - в соответствии с осваиваемой образовательной программой иных учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов, которые преподаются в организации, реализующей образовательную деятельность, в определенном ей порядке, а также преподаваемых в других учреждениях, занимающихся образовательной деятельностью, учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов; на освоение нескольких ключевых профессиональных образовательных программ одновременным образом. Необходимо дополнить, что речь идет именно о программах, которые должны зачитываться структурой, реализующей образовательную деятельность, в названном ей порядке.

    Преподаватели как субъекты процесса образования

    Следует знать, что психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса осуществляют именно преподаватели. В главе 5 Закона об образовании определяется правовой статус руководящих, педагогических и других работников учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, а также права и свободы педагогов, гарантии их осуществления.

    Признание за преподавателями особого общественного статуса, формирование приемлемых условий для реализации ими профессиональной деятельности, мероприятий по социальной поддержке, направленных в первую очередь на обеспечение их высокого уровня в профессиональном плане, условий для эффективного исполнения профессиональных задач, относительное повышение значимости в социуме, престижа труда педагогов - все это закреплено на уровне законодательства, действующего на территории страны. Необходимо отметить, что преподаватели наделены целым рядом прав. Отсюда формируются соответствующие принципы их деятельности:

    • Свобода преподавания.
    • Свобода от стороннего вмешательства в профессиональную работу.
    • Выражение собственного мнения.
    • Свобода выбора и дальнейшего применения методик, форм и средств воспитания и обучения, обоснованных на педагогическом уровне.
    • Право на разработку и последующее применение авторских методов и программ воспитания и обучения в рамках осуществляемой образовательной программы общего типа, отдельного учебного курса, предмета, модуля (дисциплины); право на творческую инициативу.

    Необходимо иметь в виду, что в рабочее время педагогов в зависимости от той должности, которую они занимают, включается воспитательная, преподавательская (учебная) работа; индивидуальные занятия с учащимися; творческая, научная и, конечно же, исследовательская деятельность; другая работа педагогов, предусмотренная должностными (трудовыми) обязанностями и (или) планом индивидуального характера. Сюда же целесообразно отнести методическую, организационную, подготовительную, диагностическую деятельность; работу по ведению мониторинга; занятия, предусмотренные планами физкультурно-оздоровительных, воспитательных, творческих, спортивных и других мероприятий, которые проводятся с обучающимися.

    Родители или законные представители в качестве субъектов

    Вопрос управления субъектами образовательного процесса - речь идет об учащихся - сегодня стоит достаточно остро. В его решении, реализации соответствующих мероприятий и мер принимают участие не только преподаватели, но и родители или законные представители несовершеннолетних лиц. Стоит отметить, что их обязанности, права, а также ответственность закреплены посредством статей 44-45 Закона об образовании. Так, родители или законные представители обязуются не только заложить базу нравственного, физического, а также интеллектуального развития и роста личности ребенка, в полной мере обеспечить получение им общего образования, но и непрерывно осуществлять полноценную защиту прав и законных интересов учащихся.

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели общие и специфические особенности субъектов процесса образования, состав категории, вопрос взаимодействия и развития субъектов образовательного процесса. В заключение следует отметить, что в современных учреждениях образования, помимо преподавателей и научных работников, предусматриваются должности административно-хозяйственных, инженерно-технических, учебно-вспомогательных, производственных, медицинских и других сотрудников, которые осуществляют функции вспомогательного плана. Их правовой статус закреплен посредством статьи 52 Закона об образовании.

    Стоит иметь в виду, что кандидаты на должность такого субъекта процесса образования, как руководитель учреждения, должны полноценно соответствовать квалификационным требованиям, которые указаны в специальных квалификационных справочниках. Кандидаты на должность директора муниципальной или государственной образовательной структуры проходят аттестацию в обязательном порядке. Кандидаты на должность директора федерального гос. образовательного учреждения согласовываются с гос. органом федерального значения, уполномоченным Президентом РФ.

    учебной деятельности понимался только обучающий, который передавал свои знания и опыт обучаемому – объекту учения. Затем было отмечено, что обучающийся также является субъектом обучения.

    Субъект - это не просто исполнитель, а автор своей деятельности. Важнейшая характеристика образования состоит в возможности для личности в образовательном процессе встать в субъектную позицию.

    • Васильев П.В. К вопросу о субъектах и объектах педагогического процесса // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 2. P. 19 – 26.

    «Человек объективно выступает в системе бесконечно многообразных противоречивых качеств. Важнейшее из них – быть субъектом, т.е. вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности. Субъект – это человек на высшем уровне активности»

    • Брушлинский А.В. вл. Субъект. Мышление, учение, воображение. 2nd ed. МПСИ, МОДЭК, 2003. 408 p. (с.5)

    Взаимодействие субъектов образовательного процесса

    См. Педагогическое взаимодействие Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Активность, по утверждению И.А. Зимней, есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

    • Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2005. № 10. P. 77 – 82.
    • Витвицкая Л.А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование сегодня. 2009. № 6. P. 55–58.

    Коллективные субъекты образования

    Обучающий, учащийся, педагогический коллектив и группа учеников - все они являются субъектами педагогического взаимодействия

    Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов показали, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают не только люди – воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения. Сегодня накопленный в педагогике массив знаний о коллективе, учебной группе и педагогическом коллективе позволяет утверждать, что все они являются и объектами, и субъектами учебной деятельности.