Повесть том как мужик анализ. Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил

  • А. С. Пушкин «Дубровский» Н. В. Гоголь «Ревизор» И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» , 6.82kb.
  • , 71.33kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», , 16.45kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил , 106.2kb.
  • Тема урока: М. Е. Салтыков Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков , 39.35kb.
  • М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». , 33.98kb.
  • Т
    Быкова Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ МООШ №4
    ема урока:
    М.Е.Салтыков- Щедрин.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    (анализ произведения).

    Цели урока:

    • образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
    • развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную и письменную монологическую речь;
    • воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

    Оборудование: материалы стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, рабочие тетради учащихся по литературе, учебник-хрестоматия по литературе.

    Ход урока:

    1. Организационный момент: проверить готовность класса к уроку, учащиеся проверяют свое рабочее место.
    2. Активизация знаний учащихся. Вступление в тему урока.
    – Правда! Правда, всегда одна! Дважды два четыре и в жизни, и в искусстве. Добро и зло, правда и ложь, верность и предательство и в книге, и в жизни одинаковы. Вспоминая свой жизненный опыт, вы можете привести подтверждением народные изречения: «Слово правды весь мир перевесит»; «За правое дело стой смело»; «Правда глаза колет»; «Все минет, одна правда останется».

    Да-да, правда одна. Но! Правда, одна, но пути к ней разные.

    – Как вы считаете, что это за пути?!

    – А почему на уроке литературы я сегодня заговорила о таком понятии – «правда»?

    1. Сообщение темы урока.
    – Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Чтобы понять М.Е. Салтыкова-Щедрина как человека, недостаточно посмотреть на его портрет, недостаточно ознакомиться с фактами его биографии. Настоящий писатель – это огромный и неисчерпаемый мир. Открыть его, конечно, помогут произведения.

    Итак, мы проанализируем сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», чтобы ответить на следующие вопросы:

    Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?

    Почему Щедрин смог сказать эту правду?

    1. Анализ произведения:
    а) первичное впечатление;

    – Вы прочитали сказку до конца, что показалось вам смешным, а что – грустным?

    – Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор?

    Взаимоотношение власти и народа.

    – Что вы знаете о реформах 1860-х годов? (В первую очередь учащиеся называют отмену крепостного права ) С этой точки зрения, какова же проблематика произведения?

    Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства.

    б) словарная работа;

    – Просмотрите свой текст и назовите элементы русской сказки в тексте (дома подчеркивают карандашом).

    Сказочный зачин: «жили-были два генерала», перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» – из известной русской сказки о Емеле и волшебной щуке; сказочные выражения: «сказано – сделано», «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

    Распечатка выражений:

    • Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны. То в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
    • Сказано – сделано . Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…
    • Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужчину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
    • Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, потому что он там был, мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!
    • Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
    + В народных сказках все эти выражения служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. Здесь же они несут иронический смысл, насмешку.

    в) активная беседа, проверка домашнего задания;

    – Какое событие не вписывается в сказочный сюжет?

    Причина, по которой произошло странное событие перемещение на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьезны, и за это неожиданное для себя наказаны.

    – Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается?

    Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.

    – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»?

    Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

    Растерянность, удивление, отчаяние.

    – Вспомните: в чем особенность текстов в найденной генералами газете?

    Найденные обрывки газет сообщают только о роскошных утонченных пиршествах

    + «дабы все гости получили по куску».

    – Это не пир, это – праздник жизни для избранных.

    Они привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей.

    – Подтвердите свои высказывания текстом (стр. 239)

    – Попытаемся определить, какой литературный прием использует автор? Откройте рабочие тетради, перечитайте основные приемы в творчестве М.Е.Салыкова- Щедрина.

    Это гротеск.

    – «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», что это за прием?

    Гипербола.

    – В чем смысл художественного преувеличения?

    + Показать образ более смешным; показать его сущность; «казнить его смехом».

    – «Кто тот злодей, который с нами такую шутку сыграл!»?

    Мужик, русский мужик.

    – Чем отличается от генералов мужик? Можете зачитать фрагмент текста (стр.242)

    + «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов.

    – Как генералы это воспринимают? Как к мужику обращаются?

    + «Лежебок!»

    – А можно ли предположить, что не только генералы набрасываются на русского мужика, но и автор?! Почему возмущаются генералы нам понятно, а почему автор…?

    Громаднейший мужичина – на все руки мастер, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик только делает попытку «дать стречку» и тут же подчиняется.

    – Какие трудовые умения мужика помогают генералам не только выжить на необитаемом острове, но и возвратиться домой?

    + Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.

    « … и к вечеру веревочка была готова», – для кого веревочка?! В чем смысл этого момента?

    Автор еще раз подчеркивает, что русский мужик утратил свое человеческое достоинство. Он преисполнен холопской радости, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в твердости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

    – Определите литературный прием (гипербола). Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия.

    – Из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков – что это за литературный прием?

    Гротеск.

    – Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко. Да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

    Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.

    г) работа в тетрадях;

    – Сформулируйте письменные ответы на вопросы: как М.Е.Салтыков- Щедрин относится к мужику? В чем смысл противопоставления мужика и генералов?

    – Вновь обращаемся к монографии Алексея Сергеевича Бушмина: « Щедрин был великим народолюбцем. Он любил народ без слепого преклонения перед ним, так как понимал сильные стороны народной массы, но не менее зорко видел и слабые стороны ее…». Двустороннее отношение к народу – любящее и критическое.

    – Показать, что мужик беден во всех отношениях и прежде всего беден сознанием.

    д) сжатый пересказ развязки «Повести…»;

    – Развязка, выдержана в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Однако явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужик!»

    1. Домашнее задание:
    – А что бы случилось с генералами на необитаемом острове, если бы они не встретили мужика? (высказывают свои мнения)

    Ответ на этот вопрос мы можете найти в сказке «Дикий помещик».

    1. Подведение итогов урока. Оценивание работы класса и учащихся.
    – Вернемся к началу нашего урока и посмотрим на вопросы:
    • Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?
    • Почему Щедрин смог сказать эту правду?
    + М.Е.Салтыков- Щедрин хотел сказать, что…

    Во-первых, генералы – глупые, а мужик – умный.

    В-третьих, кто не работает, тот ест.

    В-четвертых, мужик сам виноват: зачем он подчиняется генералам. В душе он остается рабом, поэтому и живет плохо.

    – Это правда? Да, это все правда. А почему автор смог сказать эту правду?

    Но именно «неправда» показала самое главное: жизнь часто устроена несправедлива.

    Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869 году. К этому времени сатирика уже отправляли в ссылку за вольнодумие, но и после возвращения из неё Салтыков-Щедрин писал довольно смелые для того времени произведения. Опубликовать повесть в России удалось с большим трудом, преодолевая запреты цензуры. Благодаря стараниям И. С. Тургенева произведение Салтыкова-Щедрина уже в 1881 году было издано в Париже на французском языке.

    Несмотря на то, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические элементы, это произведение относится к литературному направлению реализм . Одним из любимых жанров Салтыкова-Щедрина была сказка , и писатель создал удивительные произведения, в которых присутствует волшебство. Но это действительно уникальные повести: в них автор обличает истинную сущность помещиков своего времени, насмехается над их неприспособленностью, обнажает сущность такого социального явления, как взяточничество. Поэтому «Сказки для детей изрядного возраста» считаются реалистическими . Если до Салтыкова-Щедрина писатели обращались к сказкам, чтобы уйти от действительности в фантастический мир, то этот грандиозный сатирик показывает окружающий мир без прикрас. Эту мрачную действительность сглаживает лишь сказочный стиль написания.

    Композиция произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» очень похожа на композицию большинства народных сказок. Она состоит из трёх элементов: сказочный зачин «Жили да были» , предвещающий развитие фантастических событий; кульминация , то есть, встреча генералов с мужиком; развязка , «счастливый» конец, в котором генералы получают большую сумму денег, а мужик – рюмку водки да пятак серебра. Автор, иронизируя, отмечает жизненную несправедливость: власть, не ударившая палец о палец, купается в золоте, тогда как простой народ, выполняющий всю работу, остаётся ни с чем.

    В сказке можно условно выделить две сюжетные линии : до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов . Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов, как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.

    Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.

    Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.

    Второй лагерь представлен двумя генералами, которые всю свою жизнь прослужили «в какой-то там регистратуре» , «ничего не понимали» и ничего не умели. Салтыков-Щедрин с первых строк произведения начинает высмеивать представителей власти с их непомерной гордостью и при этом чрезвычайной неприспособленностью. Создаётся образ исключительно отрицательных персонажей, эгоистичных и ленивых. Автор специально не наделяет их именами, чтобы показать типичность таких интеллигентов.

    В первый же лагерь автор помещает всего одного героя: безымянного мужичка, который безмолвно подчиняется всем приказам генералов. Писатель наделяет его сказочными способностями: то он делает силок из собственных волос, то печет провизию на костре, созданном из двух кусочков дерева. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что как бы генералы не ругали его, мужик никогда не говорил слова поперёк. Автор с грустью рисует литературный образ трудолюбивого народа , который привык беспрекословно подчиняться властным лицам.

    Почему же Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки , хотя он ставит в произведении такие сложные темы, как социальное неравенство, злоупотребление властью, жизненная несправедливость? Таким образом писатель обходил строгие законы цензуры. Если бы Салтыков-Щедрин попробовал опубликовать свои мысли в рамках публицистической статьи, то его бы немедленно отправили в повторную ссылку. Таким образом, написание сказок, под которыми скрыта ужасающая действительность, помогло ему иносказательно выразить своё отношение к важнейшим проблемам того времени, сделало его новатором в области русской реалистической прозы.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - это сатирическая сказка , в которой поднимаются важнейшие проблемы, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

    • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

    1) История создания сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Цикл сказок Салтыкова-Щедрина считают итогом его сатирического творчества. Его обращение к сказочному жанру обусловлено тем, что общественное зло в эпоху 80-х годов X IX века проникло во все сферы жизни, вросло в быт, потребовалась особая сатирическая форма. Первые сказки появились в 1869 году, остальные печатались на протяжении 1880- 1886 годов. В них вошли все основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

    2) Особенности жанра. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» относится к жанру сатирической литературной сказки.

    Литературная сказка - эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; создана конкретным писателем и отражает особенности его отношения к миру. Сказки Салтыкова-Щедрина ни в чём не противоречат духу русской народной сказки. Они -- явления совершенно оригинальные, не смешивающиеся ни с какими другими известными литературными и фольклорными сказками.

    «Сказка, - писал Гоголь, - может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждою, облекающую высокую духовную истину, когда обнаруживает, ощутительно и, видимо, даже простолюдину, дело, доступное только мудрецу». Таковы именно щедринские сказки, их высокое идейное содержание выражено в общедоступных художественных формах. Они написаны настоящим народным языком - простым, сжатым и выразительным. Опираясь на богатейшую образность народной сказки, пословицы и поговорки, Щедрин создал образы в художественной трактовке сложных общественных явлений, каждый образ заключает в себе сатирический смысл. Сказка, как жанр, постепенно вызревала в творчестве писателя, формировалась из таких элементов его сатиры, как гипербола, фантастика, образность народной речи, приём зоологических уподоблений.

    3) Характеристика героев сказки.

    Образы генералов. Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось». Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?» - вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает. При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, - всё свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «весёлыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали... в казначейство и сколько тут денег загребли».

    Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

    Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают)

    Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

    Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»)

    Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

    Как повел себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать)

    Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

    Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

    Образ мужика.
    Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина». Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием.
    Герой даже сам плетёт для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг». Всё поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «...начал мужик на,бобах разводить, как бы ему своих Генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

    4) Сатирические приёмы, используемые М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке.
    Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск, ирония, фантастика, аллегория, сарказм - для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду: оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и только вид настоящей крови отрезвил их. Сатирические приемы не только характеризуют художественные образы, но и выражают отношение автора к изображаемому. С иронией относится писатель к мужику, который, испугавшись сильных мира сего, «полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». Высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин отношение генералов к жизни: «Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

    Сатира - вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений.
    Сатирические приемы, которые используются М.Е. Салтыковым-Щедриным в своей сказке:
    Гротеск - предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.
    Сарказм - едкое выражение насмешки.
    Эзопов язык - особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому.
    Аллегория - иносказательное изображение предмета с целью выявить наиболее существенные черты.
    Гипербола - сильное преувеличение.
    Фантастика - способ изображения действительности в нереальном виде.
    Ирония - способ выражения насмешки.

    Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

    Разделы: Литература

    Цель урока: Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

    1. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
    2. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
    3. Развивать умения делать выводы из прочитанного.
    4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
    5. Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.).

    Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

    Что такое сатира?

    (Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. ).

    2. Проверка домашнего задания.

    Какие вопросы у вас возникли, когда вы читали произведение?

    (вопросы записываются на доске)

    1. Название произведения. Повесть, один мужик, два генерала?
    2. Почему город Петербург, улица Подьяческая?
    3. Необитаемый остров?
    4. Газета “Московские ведомости”?
    5. Генералы работали в регистратуре?
    6. Зачем нужно упоминание о кухарке?
    7. Зачем упоминается одеяло?

    3. Анализ сказки.

    Где начинается действие произведения? (В Петербурге ).

    Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

    Почему так названа улица? (расположено много канцелярских учреждений ).

    Кто герои произведения? (два генерала ).

    Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин ).

    Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом ).

    Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

    (Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин. ).

    Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров ).

    Какой остров считается необитаемым? (где нет людей ) .

    Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте ).

    Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

    Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью ).

    Генералы пытаются уйти ото реальной жизни уснуть. Не получается.

    Почему? - О чем они думают?

    Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

    Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

    О чем пишут в газете? (Докажите текстом).

    Какой выход находят генералы из создавшегося положения?

    (Найти мужика, текст ).

    Кто такой мужик?

    (зависимый крестьянин ).

    Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

    (работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло ).

    Где кульминация произведения? (нашли мужика ).

    Где развязка? (возвращение в Петербург ).

    Определите тип композиции? (кольцевая ).

    Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

    Выжили бы они без мужика? (нет )

    В Петербурге они жили своим трудом?

    В чем географическая особенность Петербурга?

    Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

    Приемы сатиры

    Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

    (Генерал не может сорвать яблока с дерева )

    Гипербола – преувеличение.

    (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

    Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

    Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

    (сцена остервенения генералов ).

    4. Домашнее задание

    Напишите, что в поведение мужика вызывает восхищение, а что осуждение.

    В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

    КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

    Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

    Проблематика:
    ⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью;
    ⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

    Сказочный зачин:
    «Жили да были два генерала … »

    Завязка:

    Два генерала оказываются на необитаемом острове.

    Кульминация:

    Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

    Развязка:

    «Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик —
    «рюмку водки да пятак серебра».

    ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

    ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание
    совсем ещё не готово к свободе.

    ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

    ⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание.
    ⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

    ⦁ Сочетание реального и фантастического : на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп.
    ⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой.
    ⦁ Смешанный стиль речи : фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова.
    ⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

    В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

    Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

    Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

    Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

    Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

    Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?