Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Совершенная конкуренция

7.4 Совершенная конкуренция и эффективность

7.1. Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка

Различают два основных вида конкуренции - совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция укрупненно представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции включает несколько вариантов, при которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при монополии существует лишь один крупный производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, при чём вход на рынок и выход из него практически не возможен; при олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки и т.п.

Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

Основные признаки рыночной структуры совершенной кон­куренции в самом общем виде были описаны выше. Остановим­ся на этих характеристиках подробнее.

1. Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком рынке не способен оказать воздей­ствие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутст­вии у кого-либо из них рыночной власти. Субъекты рынка здесь полностью подчинены рыночной стихии.

2. Торговля осуществляется стандартизированным продуктом (например, пшеницей, кукурузой). Это означает, что реализуе­мый в отрасли разными фирмами продукт настолько однороден, что у потребителей нет основания предпочитать продукцию од­ной фирмы продукции другого производителя.

3. Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на ры­ночную цену, так как в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкурен­ции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с це­ной, диктуемой рынком.

4. Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с одно­родным характером реализуемой продукции.

5. Покупатели хорошо информированы о ценах; если кто-то из производителей повысит цену на свою продукцию, то потеря­ет покупателей.

6. Продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен, что обусловлено большим количеством фирм на данном рынке.

7. Свободный вход и выход из отрасли, т. е. входные барье­ры, блокирующие вход на данный рынок, отсутствую. На рын­ке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдель­ная фирма примет решение покинуть отрасль (поскольку фирмы невелики по размерам, всегда найдется возможность продать бизнес).

В качестве примера рынков совершенной конкуренции мо­гут быть названы рынки отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

На практике ни один из существующих рын­ков едва ли сможет соответствовать всем критериям совершен­ной конкуренции, здесь перечисленным. Даже очень похожие на Довершенную конкуренцию рынки лишь отчасти могут удовлетворить этим требованиям. Иными словами, совершен­ная конкуренция относится к идеальным рыночным структу­рам, крайне редко встречающимся в реальной действительно­сти. Тем не менее изучать теоретическую концепцию совер­шенной конкуренции имеет смысл по следующим причинам. Эта концепция позволяет судить о принципах функционирова­ния небольших фирм, существующих в условиях, приближен­ных к совершенной конкуренции. Эта концепция, на основе обобщений и упрощения анализа, позволяет понять логику по­ведения фирм.

Примеры совершенной конкуренции (безусловно, с неко­торыми оговорками) можно встретить в российской практике. Мелкие рыночные торговцы, ателье, фотоателье, автомастер­ские, строительные бригады, специалисты по ремонту квартир, крестьяне на продовольственных рынках, ларечная розничная торговля могут быть расценены как мельчайшие фирмы. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемой продук­ции, ничтожные по размерам рынка масштабы бизнеса, много­численность конкурентов, необходимость принимать сложив­шуюся цену, т. е. многие условия совершенной конкуренции. В сфере малого бизнеса в России ситуация, очень близкая к со­вершенной конкуренции, воспроизводится достаточно часто.

Главная особенность рынка совершенной конкуренции - отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного произ­водителя, т. е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Иными словами, конкурентная фирма будет про­давать свой товар по уже существующей на рынке цене. Как следствие этой ситуации кривая спроса на продукт отдельной фирмы будет представлять собой линию параллельную оси абс­цисс (совершенно эластичный спрос). Графически это показано на рисунке.

Поскольку отдельный производитель не в состоянии повли­ять на рыночную цену, он вынужден продавать свою продукцию по цене, установленной рынком, т. е. по Р 0 .

Абсолютно эластичный спрос на продукт конкурентного продавца не означает, что фирма может бесконечно увеличивать объемы производства при одной и той же цене. Цена будет по­стоянна постольку, поскольку обычные изменения в объеме вы­пуска отдельной фирмы незначительны по сравнению с произ­водством всей отрасли.

Для дальнейшего анализа необходимо выяснить, какова бу­дет динамика показателей валового и предельного дохода (TR и MR) конкурентной фирмы в зависимости от объема производ­ства (Q), если любой объем произведенной продукции фирма будет реализовывать по единой цене, т. е. Р х = const. В этом слу­чае график TR (TR = PQ) будет представлен прямой линией, угол наклона которой зависит от цены реализуемой продукции (P X): чем выше цена, тем более крутой наклон будет иметь график. Кроме того, конкурентная фирма будет сталкиваться с графиком предельного дохода, параллельным оси абсцисс и сов­падающим с графиком спроса на ее продукцию, поскольку для любого значения Q x величина предельного дохода (MR) будет равна цене товара (Р х). Иными словами, у конкурентной фирмы MR = Р х. Это тождество имеет место только в условиях совер­шенной конкуренции.

Кривая предельного дохода совершенно конкурентной фир­мы параллельна оси абсцисс и совпадает с графиком спроса на ее продукцию.


Похожая информация.


Виды издержек; фирма - ее выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли

Прежде чем приступить к анализу издержек производ­ства, нам нужно выяснить, что мы подразумеваем под из­держками и как мы будем измерять их. Какие статьи должны быть включены в издержки фирмы? Очевидно, что издержки включают заработную плату наемных рабочих и слу­жащих фирмы и арендную плату за помещение конторы. А если фирме уже принадлежит конторское помещение и ей нет нужды вносить арендную плату? И как мы должны рассматривать те средства, которые фирма затратила два или три года назад (и пока не может их возместить) на оборудование и на исследования и разработки?

Существует два подхода к анализу издержек: бухгалтерский и экономический. Экономист рассматривает издержки производства не так, как бухгалтер, которого интересует финансовый ба­ланс фирмы. Бухгалтеры склонны к анализу уже произведенных фактических издержек, так как им приходится сле­дить за активом и пассивом и оценивать эффективность деятельности фирмы в прошлом. К фактическим издерж­кам относятся фактические затраты и амортизационные отчисления по капитальному оборудованию, величина ко­торых определяется в соответствии с налоговым законода­тельством.

Экономисты и руководители, наоборот, интересуются перспективами фирмы. Οʜᴎ озабочены предстоящими из­держками и тем, как их снизить и повысить рентабель­ность. Οʜᴎ, следовательно, должны интересоваться вменен­ными издержками (см.вводную тему) - издержками, связанными с упускае­мыми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Вмененные издержки включают явные затраты, производимые фирмой, но не ограничиваются только ими.

Тем самым экономист при анализе издержек всœегда исходит из того, что:

1) запасы ресурсов, доступные для вовлечения в производство ограничены;

2) имеется несколько возможностей для применения всœех ресурсов и экономические решения всœегда несут в себе неопределœенность;

3) всœе затраты, влияющие на предложение, обладают тремя характеристиками: а) затраты связаны с действиями, а не с вещами; б) они представляют собой упущенные возможности конкретных лиц, принимающих решения; в) они являются ожидаемыми, основанными на предельных величинах так как альтернативные стоимости предполагают дополнительные затраты.

Хотя вмененные издержки часто носят скрытый харак­тер, их всœегда нужно брать в расчет при принятии экономи­ческих решений. Обратная картина с невозвратными из­держками - они обычно на виду, но их всœегда игнориру­ют, принимая экономические решения.

Невозвратные издержки представляют собой ранее произведенные и невозместимые расходы. Из-за своей невозместимости они не влияют на решения фирмы. Напри­мер, рассмотрим покупку специального оборудования, сконструированного по индивидуальному заказу завода. Мы предполагаем, что оборудование может быть использовано только с той целью, для которой оно первоначально предназначено, и не может быть реконструировано для альтернативного применения или продано другой фирме. Расходы на такое оборудование являются необратимыми, вмененные издержки использования здесь равны нулю. Возможно, и не стоило покупать это оборудование. Оно не пригодилось. Тем не менее, сегодня это неважно, и на принимаемые решения фирмы эти издержки не оказывают влияния.

Все издержки условно делят на внешние и внутренние. Издержки на ресурсы, существующие у самой фирмы, называются внутренними. В случае если же фирма приобретает ресурсы у других фирм, то это внешние издержки. Внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены при наилучшем способе использования этого ресурса. Часть прибыли относится к издержкам. Существует понятие экономической и бухгалтерской прибыли. Бухгалтерской прибыль – разница между общей выручкой (ТR=Р*Q) и внешними издержками. Экономическая прибыль – разница между общей выручкой и вмененными издержками на всœе ресурсы. Нормальная прибыль – прибыль, которая позволяет предприятию остаться в данной отрасли. В случае если альтернативные издержки превосходят доход (выручку), то отрицательное значение прибыли будет называться убытками фирмы. Общее обозначение издержек С (от английского cost – затраты, расходы) →

С = F(Q). При этом не всœе издержки одинаковы. Существует несколько видов издержек с точки зрения их влияния на объем выпуска. В краткосрочном периоде в самом общем виде выделяют ТС (total cost) – общие издержки, включающие в себя постоянные (FC) и переменные издержки (VC) . Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции и могут иметь место и тогда, когда продукция вообще не выпускается, к примеру, арендная плата͵ уплата процентов по кредиту и т.п. Переменные издержки изменяются с изменением объема выпуска. Это затраты на покупку сырья, материалов, электроэнергию и т.д.

Таким образом: ТС = FC + VC. Средние издержки– АС = ТС/ Q.

А FC – средние постоянные издержки. АFC = FC/ Q. АVC – средние переменные издержки. АVC = VC/Q. Следовательно, АС(АТС) = АFC + АVC .

Предельные или маржинальные издержки (МС). Предельные издержки представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции . МС= ΔТС/ ΔQ. Или МС=(ТС)" = (dFC/dQ) + (dVC/dQ) = 0 + (dVC/dQ). Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы. Предельные издержки определяются ростом лишь переменных. Графически взаимосвязь издержек будет выглядеть следующим образом:

Как мы определили . Но , где W – заработная плата͵ а , где L – величина переменного фактора. Тогда

Чем объясняется такое поведение кривых? Предполагается, что если есть хотя бы один постоянный ресурс, количество которого не может быть изменено, то при увеличении переменных издержек на прочие ресурсы средняя производительность переменных ресурсов сначала возрастает (средние переменные издержки падают), а затем, начиная с некоторого объема выпуска производительность снижается (средние переменные издержки растут).

Вид кривой средних общих издержек определяется во-первых, видом кривой средних переменных издержек АVC, построенной исходя из закона убывающей производительности; во-вторых, видом кривой средних постоянных издержек, при том, что АFC = АТС- АVC.

В случае если средние издержки возрастают, то предельные издержки больше средних. В случае если средние издержки убывают, то предельные издержки ниже средних. В низшей точке кривой средних издержек предельные издержки будут равны средним издержкам.

Использование метода изоквант для определœения равновесия производителя.

К проблеме нахождения оптимального выпуска продукции для данного производителя при переменных величинах вводимых факторов производства можно подойти графически с помощью метода изоквант. Предположим, что в производстве используется два фактора производства: труд и капитал (часы использования труда и машин или оборудования). Цена труда равна ставке заработной платы (w). Цена капитала равна арендной плате за оборудование (r). Линии, отражающие всœе возможные сочетания труда и капитала, имеющие единую суммарную стоимость получили название изокосты. Уравнение изокосты: ТС= wL + r К . Изокоста – прямая, каждая точка, которой показывает, какую комбинацию двух факторов производства фирма может по своим средствам приобрести. Равновесие производителя установится в точке, где изокоста касается изокванты. Угловой коэффициент изокванты и изокосты здесь одинаков.

В долгосрочном периоде при заданном объеме выпуска фирма достигает равновесия в применении вводимых факторов, максимизируя прибыль и минимизируя издержки, когда любая замена одного фактора другим не приводит к уменьшению издержек на единицу продукции. Это происходит, когда МР К / r = МР L /w. То есть, поскольку в долгосрочном периоде всœе вводимые факторы производства можно менять, то при заданном объеме производства фирма достигает равновесия в применении вводимых факторов производства и минимизирует издержки, когда любая замена одного фактора другим не приводит к уменьшению издержек на единицу продукции. Это и происходит, когда удовлетворяется приведенное равенство.

Но всœе выше сказанное касается именно заданного уже объема выпуска. А когда фирма начнет уменьшать или увеличивать выпуск готовой продукции? То есть в самом широком смысле предприятие может ведь изменить и размеры самого производства в долгосрочном периоде. Возьмем для примера небольшое предприятие обрабатывающей промышленности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при минимальных производственных мощностях начинает расширять объем выпуска. Вначале расширение объема выпуска сопровождается снижением средних общих издержек. Затем ввод новых мощностей приводит к росту средних общих издержек. Тогда долгосрочная кривая средних издержек (LАС) отдельной фирмы складывается из участков краткосрочных средних общих издержек (SATC) применительно к размерам тех предприятий, которые бывают построены. Кривая LАС показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства при условии, что фирма имела в своем распоряжении достаточно времени для проведения всœех необходимых изменений в размере предприятий. Кривую LАС называют плановой кривой фирмы (кривой выбора).

Q

Дугообразность кривой LАС объясняется положительным и отрицательным эффектом масштаба. Положительный эффект масштаба – эффект массового производства или экономия, обусловленная ростом масштабов производства (нисходящая часть кривой). При росте размеров предприятия ряд факторов снижает АТС: 1) специализация труда; 2) специализация управленческого персонала; 3) эффективное использование капитала; 4) производство побочной продукции и утилизация отходов. Отрицательный эффект масштаба связан с определœенными управленческими трудностями контроля и координации действий большого количества подразделœений разросшегося предприятия. Существуют и различные типы кривых долгосрочных издержек.

В данном разделœе не будет рассматриваться поведение совершенно конкурентной фирмы как рыночной структуры. Речь лишь идет о классической фирме, формирующей свое предложение на рынке как продавец. Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Как мы видели выше, фирмы будут наращивать выпуск до точки, при которой цена равна предельным издержкам, но свернут производство, если цена будет ниже средних переменных издержек. Следовательно, для ненулевого объема производства кривая предложения любой фирмы совпадает с той частью линии МС, которая лежит выше кривой АVС, то есть выше точки минимальных средних переменных издержек. Все, что выше точки банкротства, соответствует ценам возможного предложения данной фирмой. Увеличение рыночной цены по общему правилу побуждает фирмы, уже находящиеся на рынке, увеличивать объем производства.

Факторы, оказывающие влияние на предложение:

1) цены ресурсов, используемых при производстве данной фирмой;

2) уровень технологии (применение более совершенной технологии приведет к снижению затрат и к росту объема производства, то есть кривые АТС, АVС, МС сместятся вверх);

3) изменение цен на другие товары, связанные с данным и изменение числа производителœей этих товаров;

4) политика государства по отношению к производителям данного товара.

Существует индивидуальное предложение и предложение на рынке в целом. Пусть всœе факторы предложения кроме цены остаются неизменными. На рынке данного товара присутствуют не один, а два продавца. Отличия в их предложении бывают связаны с условиями их индивидуального производства. Рыночный объем предложения будет формироваться путем горизонтального суммирования индивидуальных объемов предложения каждого продавца по данной цене.

На практике расширение объема производства влечет за собой изменение цен на используемые ресурсы. Возможно и иное положение: расширение производства товара стимулирует рост производства ресурсов, что в свою очередь может снизить издержки. Все эти ситуации и другие будут рассмотрены при анализе рынка ресурсов.

Фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам минимальных значений их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде (SАТС). Для всœех фирм отрасли их предельные издержки производства равняются цене товара.

Фирмы отрасли производят также продукцию в объемах соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде. Когда всœе фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде, то есть удовлетворяются всœе три условия равновесия, то считается, что отрасль находится в равновесии. Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки. В случае если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменяются, то любая попытка фирмы увеличить (уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

Чистая (совершенная) конкуренция. Известно несколь­ко основных моделей рынка, в том числе модель чистой кон­куренции. Примерами рынков, соответствующих этой модели, являются рынки сельхозпродуктов, валютные биржи. Основные признаки чистой конкуренции или конкурентного рынка сле­дующие:

1 Очень большое число независимых фирм, прелагающих свой товар на рынке.

2 Стандартизованная продукция, которую предлагают фирмы на рынке. В глазах покупателя продукты разных фирм ничем не отличаются друг от друга.

3 «Соглашение с ценой». На этом рынке фирмы - отно­сительно малы и не могут повлиять на установившуюся на нем цену, поэтому они «соглашаются» с ней и продают свой товар по этой цене.

4 Свободное вступление и выход на рынок (из отрасли) - нет никаких препятствий для выхода на рынок или свертыва­ния деятельности на нем.

Предложение конкурентной фирмы. Стремясь максими­зировать прибыль или минимизировать убытки на конкурент­ном рынке, фирма в конкретный период времени предлагает такое количество товара, которое обеспечивает достижение этой цели.

Предложение в краткосрочном периоде. Краткосрочный период - период, не достаточный для вхождения новых про­изводителей на рынок (в отрасль) или выхода из него. Рас­смотрим применение метода сопоставления предельных по­казателей. Фирма будет сравнивать предельный доход с пре­дельными издержками и расширять масштабы производства до тех пор, пока предельный доход не сравняется предель­ными издержками. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, фирма и будет предлагать на рынке.

Фирма может столкнуться и с ситуацией убытков, напри­мер, при снижении рыночной цены. Если по каким-то причи­нам рыночная цена продукции снизилась и стала ниже мини­мумасредних валовых издержек, то фирма продолжит про­изводство в объеме, позволяющем полностью возмещать средние переменные издержки и частично компенсировать постоянные издержки, дожидаясь более благоприятной конъ­юнктуры. Если рыночная цена окажется ниже уровня перемен­ных издержек, то фирма не сможет компенсировать свои зат­раты и вынуждена будет прекратить производство-

Для фирмы, действующей на рынке совершенной конку­ренции, предельный доход всегда равен цене реализации продукции.

Предложение на конкурентном рынке будет равно сумме предложения всех фирм. При этом предельные издержки бу­дут одинаковыми у всех производителей отрасли. Но раз они одинаковые для всех фирм, то можно сказать, что они опре­деляют не только цену продукции отдельной фирмы, но и цену на рынке в целом.

В результате изменения спроса изменится и цена, следо­вательно, предельные издержки изменятся так, что их новый уровень будет соответствовать новому уровню цен. Однако это условие не означает, что фирмы получают прибыль в любом случае. Все зависит от соотношения спроса и предложения. Если спрос высок, то высоки и равновесные цены. Следова­тельно, фирмы получают относительно большую прибыль. Если спрос снижается, то цены падают, и фирмам приходится либо приспосабливаться к низким ценам, и в том числе нести убыт­ки, либо уходить с рынка.

Предложение в долгосрочном периоде. Если при существующей рыночной цене часть фирм работает неэффек­тивно, т.е. с высоким уровнем издержек, и терпит убытки, то эти фирмы прекращают производство, и предложение на рын­ке сокращается. Результатом сокращения предложения явля­ется повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограни­чений для доступа к рынку, появляются новые фирмы, привле­ченные возросшей прибыльностью дела. В результате пред­ложение возрастет, а цена снова снижается.

Чистая (совершенная) конкуренция. Известно несколько основных моделей рынка, в том числе модель чистой конкуренции. Примерами рынков, соответствующих этой модели, являются рынки сельхозпродуктов, валютные биржи. Основные признаки чистой конкуренции или конкурентного рынка следующие:

  • 1 Очень большое число независимых фирм, прелагающих свой товар на рынке.
  • 2 Стандартизованная продукция, которую предлагают фирмы на рынке. В глазах покупателя продукты разных фирм ничем не отличаются друг от друга.
  • 3 «Соглашение с ценой». На этом рынке фирмы -- относительно малы и не могут повлиять на установившуюся на нем цену, поэтому они «соглашаются» с ней и продают свой товар по этой цене.
  • 4 Свободное вступление и выход на рынок (из отрасли) -- нет никаких препятствий для выхода на рынок или свертывания деятельности на нем.

Предложение конкурентной фирмы. Стремясь максимизировать прибыль или минимизировать убытки на конкурентном рынке, фирма в конкретный период времени предлагает такое количество товара, которое обеспечивает достижение этой цели.

Предложение в краткосрочном периоде. Краткосрочный период -- период, не достаточный для вхождения новых производителей на рынок (в отрасль) или выхода из него. Рассмотрим применение метода сопоставления предельных показателей. Фирма будет сравнивать предельный доход с предельными издержками и расширять масштабы производства до тех пор, пока предельный доход не сравняется предельными издержками. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, фирма и будет предлагать на рынке.

Фирма может столкнуться и с ситуацией убытков, например, при снижении рыночной цены. Если по каким-то причинам рыночная цена продукции снизилась и стала ниже минимумасредних валовых издержек, то фирма продолжит производство в объеме, позволяющем полностью возмещать средние переменные издержки и частично компенсировать постоянные издержки, дожидаясь более благоприятной конъюнктуры. Если рыночная цена окажется ниже уровня переменных издержек, то фирма не сможет компенсировать свои затраты и вынуждена будет прекратить производство-

Для фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, предельный доход всегда равен цене реализации продукции.

Предложение на конкурентном рынке будет равно сумме предложения всех фирм. При этом предельные издержки будут одинаковыми у всех производителей отрасли. Но раз они одинаковые для всех фирм, то можно сказать, что они определяют не только цену продукции отдельной фирмы, но и цену на рынке в целом.

В результате изменения спроса изменится и цена, следовательно, предельные издержки изменятся так, что их новый уровень будет соответствовать новому уровню цен. Однако это условие не означает, что фирмы получают прибыль в любом случае. Все зависит от соотношения спроса и предложения. Если спрос высок, то высоки и равновесные цены. Следовательно, фирмы получают относительно большую прибыль. Если спрос снижается, то цены падают, и фирмам приходится либо приспосабливаться к низким ценам, и в том числе нести убытки, либо уходить с рынка.

Предложение в долгосрочном периоде. Если при существующей рыночной цене часть фирм работает неэффективно, т.е. с высоким уровнем издержек, и терпит убытки, то эти фирмы прекращают производство, и предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль.

В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа к рынку, появляются новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снова снижается.

Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.

В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и выручки:

где Q - равновесный объем производства.

В случае прекращения производства выручка фирмы равна нулю, а ее убытки равны общим издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть:

TC - pQ > FC (1.6)

отсюда p < AVC, где AVC - средние переменные издержки.

Таким образом, убыточной конкурентной фирме целесообразно прекращать производство в случае, когда рыночная цена продукта опускается ниже минимального значения средних переменных издержек. Иными словами, минимальная цена индивидуального предложения конкурентной фирмы равна минимуму средних переменных издержек.

Рассмотрим теперь вопрос о форме кривой индивидуального предложения конкурентной фирмы. Из условия равновесия следует, что при каждой цене p (большей минимума средних переменных издержек) конкурентная фирма будет производить и предлагать объем продукции S, который обеспечит равенство предельных издержек и данной цены, то есть:

p = MC (S) (1.7)

Таким образом, функция предельных издержек устанавливает взаимно однозначное соответствие между ценой продукта и объемом предложения.

Итак, кривая предложения конкурентной фирмы представляет собой ветвь кривой предельных издержек, которая лежит выше минимума средних переменных издержек. Кривая предложения конкурентной фирмы изображена на рисунке 1.4. При выпуске Q1 достигается минимум средних переменных издержек, равный p1, а при выпуске Q2 - минимум средних издержек, равный p2.

Если рыночная цена продукта меньше p1, то фирма прекращает производство, а ее предложение равно нулю. Если рыночная цена продукта лежит в пределах от p1 до p2, то фирма продолжает производство, но несет убытки. Если цена продукта больше p2, то фирма получает прибыль.

Рисунок 1.5 - Предложение конкурентной фирмы

Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

С течением времени на рынке совершенной конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам (рис.1.6).


Рисунок 1.6 - Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.1.5), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:

П=Q(p - AC) (1.8)

Где: Q - выпуск;

p - цена продукта;

LRAC - долгосрочные средние издержки.

Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные долгосрочные средние издержки (цена p2 на рис.1.5), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.

Тот факт, что прибыль типичной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, вовсе не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению своего бизнеса. Та минимальная прибыль, которая еще стимулирует предпринимательскую деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей сущности относится к издержкам предпринимателя, поскольку является платой за его трудовые усилия, нервные перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна нулю экономическая прибыль, а фирма получает нормальную прибыль. Если некоторая фирма внедрила прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем у конкурентов, то она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы внедрят ту же технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая прибыль фирмы-новатора также станет нулевой.

В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли не может быть получена суммированием кривых предложения фирм отрасли, поскольку количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как, расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в результате изменения отраслевого выпуска. Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с неизменными средними издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном периоде. Тогда объем предложения в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения). Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис.1.7 (а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.


Рисунок 1.7 - Предложение отрасли в долгосрочном периоде: а) средние издержки неизменны; б) средние издержки возрастают

Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии.

На рис.1.7(а) долгосрочная кривая предложения отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 - отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 - отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.

Примером отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической посуды. Очевидно, что как бы не возрастал отраслевой выпуск, его рост не создаст дефицита на рынке металла. Поэтому цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.

Исследует долгосрочное равновесие отрасли с возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.

Таким образом, в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с возрастающими средними издержками имеет положительный наклон, то есть увеличение отраслевого выпуска возможно только при увеличении цены продукта. На рис.1.6(б) долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная величина средних издержек, а через p1 - их конечная величина.

Примером отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может привести к увеличению цены зерна, а тогда для стимулирования роста выпуска хлеба необходимо увеличить его цену.

В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.

В качестве примера отрасли данного вида рассмотрим электроэнергетику. Краткосрочное увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности электростанций в угле. Возросшая потребность в угле позволяет эффективно разрабатывать крупные его месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В результате себестоимость одной тонны угля уменьшится, и новое равновесие в отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением ее цены.