Раскопки древнего захоронения в лесу росссии. Самые таинственные древние детские захоронения

На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Так, существует предание о том, что знаменитому немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою, в ночь на 31 мая (накануне того, как был найден золотой клад) явился бородатый царь (видимо, правитель Трои - Приам), который объяснил, где именно спрятана царская сокровищница.
Гастон Масперо, раскопавший в XIX веке немало гробниц в Долине Царей, признавался, что многие свои находки сделал под руководством снов. Найденное неолитическое поселение VIII тысячелетия до н.э. в Чатал-Гуюке (Турция) навевало археологам сны о людях с раскрашенными охрой лицами, а еще о быках, которым эти люди поклонялись.
Один старый археолог рассказывал автору этих строк, что ему практически всегда на раскопках древних могил снились люди, которые были там погребены. Нередко они показывали ему предметы своего труда и быта, которые через какое-то время обнаруживались в могилах.
Сны не только подсказывают, но и предостерегают. Памятный случай произошел в Египте с тем же Масперо, которому явившийся во сне жрец велел прекратить работы. Ученый не внял предостережению, и в последующие дни ядовитые змеи укусили нескольких его сотрудников. В итоге четверо скончались.
Подобный же предостерегающий сон видели в одну и ту же ночь два археолога во время раскопок на Урале в конце 1970-х годов. А наутро произошла трагедия: обвалилась насыпь, под которой велись работы, похоронив сразу целую бригаду.
Пророческие сны - не единственная странность, случающаяся в процессе археологических изысканий. Бывает, археологи видят, особенно в сумерках, некие призрачные фигуры и огни. Рассказывают и о необычных звуках, чаще всего звуках шагов - без присутствия того, кто эти шаги производит. Например, в 1950 годах в Монголии археологи до позднего вечера работали в вырытой яме и не раз слышали, как наверху ходит кто-то огромный. Грунт хрустел так, словно вокруг ямы прогуливалось существо весом со слона. Однако когда люди вылезали наверх, звуки смолкали. И никого вокруг не наблюдалось. Спрятаться странному ходоку было негде - кругом простиралась совершенно открытая местность, просматривавшаяся на много километров. Но шаги-то слышали все члены экспедиции! Некоторые нарочно оставались в яме до темноты, чтобы в очередной раз подтвердить наличие феномена, объяснение которому так и не нашлось.
Помимо шагов, на раскопках древних кладбищ часто слышатся «бормочущие голоса». Явление это известно еще с древности. Чаще всего оно возникает в глубоких ущельях, глухих чащобах, пещерах. Места, где звучали голоса, в эпоху античности слыли святынями, а если в невнятном бормотании можно было разобрать слова, то они воспринимались как пророчества. Так в Греции появился когда-то знаменитый Дельфийский Оракул. У древних славян бормочущие голоса предвещали чью-то скорую смерть и указывали на присутствие нечистой силы.
Известен случай (произошедший на Украине), когда подобный голос зазвучал после вскрытия одного из захоронений он не затихал, пока могилу снова не зарыли. Во время раскопок в Поволжье странные голоса, раздававшиеся на рассвете, произносили отдельные слова на непонятном языке. Позже выяснилось, что эти слова - из языка древних булгар, которые когда-то здесь жили.
Среди археологов ходят рассказы и о загадочных «невидимках». Одно такое происшествие, подтвержденное несколькими десятками свидетелей, случилось на раскопках языческого капища в Новгородской области. В ясную безветренную погоду между людьми стал носиться какой-то странный ветер локальный, как смерч, и перемещающийся в разных направлениях. Однако никакого гула при этом не слышалось
- был только шорох, по которому определялся вектор движения воздуха. Как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции.
При раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что походили на беззвучную ударную волну. Они опрокидывали людей и тяжеловесные предметы, извлеченные археологами из могил.

Страх и амнезия
Во время раскопок часто страдает психика людей. В 1970-х годах группу археологов, раскапывавших древние аланские могильники на Северном Кавказе, внезапно и совершенно беспричинно охватил такой ужас, что они, бросив все. полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.
Нечто подобное произошло в Архангельской области, когда археологи-любители стали расчищать древний лабиринт. На них напал страх, умноженный на манию преследования. Люди, знавшие друг друга много лет, начали вдруг подозревать товарищей в злых умыслах. К вечеру страх усилился до того, что участники экспедиции пошли прочь от зловещего места, словно их кто-то погнал оттуда.
К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной потери памяти, или, как это называется в медицине, ретроградной амнезии. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние пять-тридцать минут (иногда - несколько часов). Обычно что-то подобное бывает при сотрясении мозга. Но здесь у человека травмы отсутствовали, он не падал и не ударялся. По некоторым сведениям, внезапные беспричинные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине Царей.

Избушка или могилка?
Подобных историй любой археолог расскажет вам не один десяток, особенно вечером у костра, после полевых работ. Некоторые байки могут быть совершенно фантастичными. Например, два копателя нашли в лесу старое кладбище и, в надежде поживиться чем-нибудь ценным, начали вскрывать могилы. К вечеру друзья собрались уходить, как вдруг воздух вокруг них заклубился и небо посветлело. Оглядевшись, они изумились. Опушка леса, на которой они очутились, была им совершенно незнакома. К тому же стоял день, а не вечер. Из избы, которая оказалась поблизости, вышла старомодно одетая молодая женщина с бусами на груди и, улыбаясь, позвала копателей в дом. Те приняли приглашение. Хозяйка поставила на стол еду, разговорилась с гостями. Расспрашивая ее о ближайших населенных пунктах, друзья скоро убедились, что она даже названий таких не знает. Один из гостей, предчувствуя недоброе, решил пойти поискать дорогу. Но как только он вышел из дома, снова что-то произошло с воздухом, и копатель очутился на том же старом кладбище. Его приятеля, который остался в избе, нигде не было видно, как не было видно жилища и его хозяйки. Зато рядом раздавались глухие стоны, словно доносившиеся из-под земли. Копатель пригляделся. Земля на одной из еще не раскопанных могил шевелилась. Из нее, похоже, кто-то пытался выбраться. Узнав голос, незадачливый «археолог» начал лихорадочно копать и вскоре обнаружил своего друга. Тот неизвестно как очутился в могиле и едва не задохнулся в ней. В той же могиле лежал древний рассохшийся труп. При скудном вечернем свете приятели рассмотрели на останках бусы - точно такие же, какие были на хозяйке избы!

В которых мы участвовали.
Раскопки проводились перед костёлом св. Николая, известном с XIV в. (подробнее о нём - ), а город Бычина впервые упоминается с 1228 г. Кладбище появилось здесь задолго до постройки существующего костёла. Вероятно, ещё в X в., т.к. в другой части могильника были погребения по обряду кремации, да и в "нашей" встречались переотложенные кости из трупосожжений - археологи называют их кальцинированными. Впоследствии (с середины XVI в.) костел принадлежал протестантам. Соответственно, на кладбище столетиями хоронили жителей города. Примерно в XVIII веке кладбища стали выносить за черту города и захоронения здесь прекратились.

Мы присоединились к работам в конце сентября. Археологи Опольского университета во главе с проф. Магдаленой Пшысенжна-Пизарской (Magdalena Przysiężna-Pizarska) к этому времени работали уже не первый месяц и вели спасательные раскопки. Связано это с тем, что в Бычине ведутся активные строительные и реставрационные работы, которым должны предшествовать превентивные исследования.

Эта поездка состоялась в рамках программы сотрудничества Новгородского государственного университета с Опольским университетом . Летом к нам в Руссу на раскопки приезжала группа археологов Института истории Опольского университета, а осенью мы нанесли им ответный визит.
До этого только двое из нас неоднократно участвовали в изучении некрополей в Великом Новгороде, Старой Руссе и других пунктах Новгородчины, остальные делали это впервые.

В принципе методика исследования не очень сложна. Перед тем как перейти к рассказу о некрополе, попробую в двух словах описать методику (в принципе я уже писал об этом - , но повторюсь).
Вначале тонкими слоями снимают землю, пока не покажется погребение.

Потом тщательно расчищают скелет с помощью совочков, мастерков, ножей, ложек, зубочисток и прочего инструмента. Стараются при этом выявить контуры ямы и остатки погребальных конструкций.

Работать приходится в тесноте, тщательно выбирая место где можно сесть или поставить ногу -

После этого погребение отрисовывается и фотографируется -

В солнечный день для фотографии,приходится создавать тень подручными средствами -

Один раз пришлось отвлечься от работы, чтобы дать интервью местным журналистам -

Костяк разбирается и упаковывается в коробку. Весь грунт просматривается и перебирается. Кроме того, по просьбе коллег мы поработали с металлодетектором, проверяя отвал. Как оказалось, они совсем не использовали имеющийся у них прибор, а мы работаем с ним постоянно.

Грунт здесь песчаный и сухой, поэтому сохранность органических материалов довольно плохая. Нередко от костей оставалась лишь труха (польские коллеги объясняли специфическую сохранность нескольких костяков, разложившихся до стадии муки, тем, что погребенный при жизни страдал туберкулезом костей).

Кладбище может немало рассказать о городе и его жителях.

Первым делом следует отметить, что это городское прицерковное кладбище, поэтому многочисленные погребения шли слоями. Связано это с тем, чего территория невелика и новые могилы копали на месте старых, разрушая их. Соответственно, бОльшая часть погребений дошла до нас не полностью.

Инвентарь в погребениях практически отсутствовал. Связано это с верой в то, что христианин ничего не берёт с собой в загробный мир, поэтому ему кроме савана и гроба ничего ненужно.

Очень редко в погребениях встречались монеты, вероятно, выполнявшие роль "обола мёртвых" -

Чаще всего сохранность была плачевной. Хотя были и читаемые монеты -

Одной из самых любопытных находок была фальшивая монета, сделанная из покрытого бронзой железа.
Изредка встречались бусины. Вот это, например, костяная бусина, от чёток -

А это стеклянная -

Найдены и многочисленные металлические детали гробов - гвозди (почти в каждом погребении) или вот такая ручка -

Довольно часто встречались бронзовые булавки, скреплявшие саван. Очень много было небольших (до 3 х 3 мм) бесформенных бронзовых фрагментов, очень сильно окислившихся в слое.

Несмотря на отсутствие предметов, человеческие останки могут довольно много рассказать о жизни и смерти в древности.

Вот, например, одно из погребений -

Совсем младенец. От гроба остались полосы тлена, кости тоже практически истлели. Если увеличить фотографию то можно разглядеть монету, лежащую в изножье и тонкие бронзовые булавки, скреплявшие пелёнки.

Вообще следует отметить, что в средневековье (да и в прочем в Новое время) детская смертность была очень высокой, поэтому на кладбищах этого времени много детских, а особенно младенческих погребений. Часто их гораздо больше, чем взрослых. И не мудрено при детской смертности, превышающей 50 %. Так что если кто-то говорит, что раньше все питались только натуральной пищей, дышали чистым воздухом, много двигались и поэтому были здоровыми и жили долго - плюньте ему в глаза не верьте. Просто этот человек никогда не раскапывал средневекового кладбища.

Высокой была и смертность среди женщин во время беременности и родов. Поэтому нередки двойные погребения. Младенца при этом чаще всего клали в ноги матери.

Как вот здесь, например -

В принципе эта картина практически не отличается от средневековых кладбищ Новгорода и Старой Руссы.
Но мы встретили и много непривычного.

Например, положение тел. Практически все христиане захораниваются лёжа на спине, головой на запад. За всю нашу практику мы только один раз встретили погребение ориентированное иначе - головой на восток. Да и то, это, скорее всего, связано с тем, что покойника хоронили в закрытом гробу и перепутали изголовье с изножьем.

На кладбище в Бычине часть погребений ориентирована иначе.

Были костяки ориентированные по линии север-юг. Часть была погребена лицом вниз.

Как, например, здесь -

Погребения расположены крест-накрест, а один из покойников лежит лицом в низ, да ещё и руки за спиной.

А тут тела, похоже, были сброшены в общую могилу лицами вниз. Рука одного лежит на спине другого

Необычно и это групповое погребение -

На двух костяках можно увидеть камни, которые были положены на горло покойникам при захоронении -

Это не случайность.

Такие камни есть и в других погребениях (но не во всех). Что это обозначает неясно, но можно догадаться, что жители боялись того, что покойник может встать из могилы (в славянской мифологии они назывались - заложные покойники и пытались ему помешать. Самое удивительное, что такие камни есть даже в детских погребениях.

Этот обычай был довольно широко распространён в прошлом в Польше, да и вообще в Европе
Вот погребение XVI в. с вложенным в рот кирпичом, раскопанное в Пизе (Италия) -

А вот совсем необычное погребение обнаруженное в Польше на кладбище XVII-XVIII в. - женщина, похороненная с серпом у горла -

Чем вызван этот обычай? Единого мнения пока нет, но авторы статей (изображения из которых приведены выше) считают, что камнями придавливали покойников умерших от инфекционных заболеваний (чумы или холеры, например). Очевидно те, кто поступал так, считали таких умерших жертвами "вампиров", "ходячих мертвецов" (или какой другой нечисти, см. например -

Вновь рассказываю об экспедиции. Кто помнит мой предыдущий пост, тот знает, зачем и куда мы приехали, какие в этих местах происходили события, и что основных направлений работы у нас было два - раскопки братских могил и восстановление воинского кладбища. Кто вообще ничего не помнит, может посмотреть все посты на эту тему - , .
Ну а я продолжу рассказ о работе, в ходе которого поведаю вам о нашей методике.

Работа с кладбищем


Крест на кладбище у Великого Двора. Прекрасно виден с дороги на деревню.

На кладбище около деревни Великий Двор работы была целая прорва. Разумеется, все на себя мы взять просто не могли - это дело местной администрации. Зато, как смогли, восстановили могилы, сделали песочные насыпи и обложили их дерном. Ну и про крест я уже упомянул.


Сбор дерна для облагораживания могил. Лес на заднем плане как раз скрывает воинское кладбище.

Для чего и когда мы ставим кресты? Тут даже не столько в вере дело. Прежде всего, крест - это памятный знак, который должен бросаться в глаза каждому случайному прохожему. Это как крестик на карте, который отмечает важное место. Так же и мы отмечаем место человеческой трагедии крестом. При чем среди нас есть и некрещенные, агностики и даже настоящие мусульмане - но все соглашаются, что крест ставить надо. Наши кресты стоят во многих местах - от финнских и карельских лесов до ленинградских болот. Еще три креста теперь стоят в подпорожском районе.


Укладка дерна на песочный холм. Дерн не даст холму рассыпаться, могила сохранит форму долго.

Конечно, верующие поисковики - а таких большинство, включая Верховного Главнокомандующего - придают этому процессу особый ритуальный оттенок. Крест на кладбище мы ставили 27 апреля - четко в день Воскресения, на Пасху - не пройти крестным ходом мы просто не могли. Заранее к крестному ходу никто не готовился, особенно девушки - им-то в брюках на крестных ход нельзя! Но чего уж поделаешь, ради правильного поступка стоит пренебречь ритуальной чистотой.


Советские каски у подножия креста. Эти каски носили красноармейцы, которые освобождали Великий Двор много позднее битвы за Архангельский тракт.

Вобщем, наш крестный ход по деревне Великий Двор прогремел на весь район - местные прониклись к нам таким уважением, что чуть ли не посчитали нас спасителями Отечества. Мы разубеждать их не стали...надо будет - спасем и Отечество и всю планету заодно.
Вобщем, кладбище будет восстановлено. Винницкая сельская администрация побожилась, что все сделает как надо.

Методика эксгумации

В прошлом я рассказал, как и где мы нашли эти могилы, сейчас же я расскажу, как мы на них работали.
Всего мы отработали две могилы. Сами ямки чисто внешне почти не выделяются из лесной почвы, а ненаметанный взгляд их вообще не увидит. Только многолетний поисковый опыт, помноженный на знания, логику и опробированную методику, позволил нам найти эти могилы.


Лужа на первом плане - это вторая братская могила. Такая неприметная ямка скрывает от нас 40 бойцов. На заднем плане виден процесс рытья водоотводного канала.

В поисках ям мы руководствовались нехитрыми рассуждениями. Во-первых, поле боя чистили в промежутке с 19 апреля по начало мая, значит низины были промерзлые и еще сырые, следовательно ямы для погибших копать было удобнее на сопочках. Копали, разумеется, не сами финны, а пленные, тем не менее, гробить силы и время на напрасном труде никто не хотел. Во-вторых, масштабы потерь и "загрязненности" поля боя были значительными, следовательно, чтобы сэкономить время, ямы копали недалеко от рубежа советских позиций - так быстрее тащить тела. В-третьих, на месте погребения не должно было быть старых (читай: больших) деревьев, чьи корни бы мешали копать, а стволы мешали бы фотографировать и архивировать захоронение. В-четвертых, финны всегда маркировали погребения - сигнальными столбиками или касками.
Следуя этой логике мы и исследовали лес. Как выяснилось, рассуждали мы правильно - все формальные признаки привели нас к могилам уже на второй день поисков.


Маркировочный столбик, установленный финнами на первой могиле. На поверхности сгнил полностью, а подземную часть мы отктопали.

Раскопки могил, глубина которых примерно равна 2 метрам, требуют особой технологии и титанического напряжения моральных и физических сил. Когда ты работаешь с "верховичками" (бойцами, погибшими прямо в поле и оставшимися прямо на поверхности - работая с такими, достаточно снимать дерн), ты тратишь на одно залегание от силы три часа, можешь достоверно восстановить ситуацию гибели и практически не чувствуешь какого-либо дискомфорта при раскопках.


Так выглядит первая могила. Работы по эксгумации только начались. На первом плане ваш покорный слуга надевает перчатки.

Когда же ты работаешь с братской могилой - будь готов к тому, что 90% времени тебе придется тупо копать, потом мерзнуть, работая в глине и сырости, и морщиться от неприятного запаха глубинного гниения. Разумеется, ни о какой реконструкции момента гибели бойца не может быть и речи. Более того, в могилах подобного рода останки покоятся хаотично - бойцы были свалены в яму несколькими слоями, и возможности определить как кто лежит нету в принципе.


Комичная фотография. Ваш покорный слуга роет опережающую траншею малой саперной лопатой.

Раскопки братских могил начинаются с выкапывания опережающих каналов по периметру могилы. Каналы называются опережающими, потому что "опережают" ход раскопок основной части могилы - так называемой "пробки". В опережающие траншеи сливается вода из могилы и отводится подальше от работы через водоотводный канал, в них находятся сами поисковики при снятии пробки. Стоя в траншее пробку очень удобно срывать, и все ее содержимое лежит перед поисковиком будто на столе.


Так выглядит раскоп первой могилы. Глубина примерно 1,8 метра. Видно опережающую траншею и пробку.

После начинается срыв пробки - постепенно, внимательно, слой за слоем саперными лопатами и ножами. Специальные люди перебирают каждую горсть земли, идущей в отвал. Такая методика, фактически, пришла из классической археологии и отличается от нее лишь отсутствием фиксации слоев и ориентирования раскопа по сторонам света. Таким образом и происходит эксгумация.


Раскоп второй могилы. Не смотря на то, что яма кажется меньше, глубина раскопа в финале превысила 2 метра, и из могилы было поднятно 40 человек. В дальней грани раскопа виден водоотводный канал.


Рекультивированная первая могила - закопанная то есть. Фотография позволяет оценить масштаб раскопок.

Находки

Или точнее их почти полное отсутствие было нами предположено с самого начала. Бойцов раздели чуть ли не до гола - не было даже пуговиц от кольсон. С другой стороны, если бы бойцов хоронили в гимнастерках, то мы бы имели не просто запах, а даже плоть - сохранка останков оказалась на редкость хорошей. Опять же в прошлом были случаи, когда погибший боец лежал в шинели на глубине полутора метров в глине - шинель и глина сыграли своеобразную консервирующую роль, а поисковики получили почти неразложившееся тело. Не мумию. Мумии не пахнут.


Рукавица. Найдена в глине на глубине 1,5 метров. Сохранность феноменальная - отряхай от глины и носи.

В нашем случае были очень хорошо сохранившиеся костные скелеты. Некоторые особо впечатлительные поднимать их не смогли - трудно смотреть на черепа, на которых можно различить волосы. Запах, конечно, был, но это был скорее запах глины с примесью органики, нежели запах разложения. Но трупный яд в глине наверняка был - мы тщательно следили за чистотой рук и всячески избегали мелких царапин и ранок.


Вот в таком виде перед нами предстали останки бойцов 114 СД.

Совершенно неожиданно во второй ямке мы нашли деревянный медальон. Это лишний раз косвенно доказало, что мы работаем именно с красноармейцами 114 СД. Эту дивизию формировали в 1939 году, потому снаряжение - хассанки (каски с гребешком против удара сабель), деревянные медальоны - были образца 1939. Медальон оказался пуст, с сожалению. Это был уже второй пустой медальон, который мы нашли в этом лесу... Больше медальонов не было.


Вот он, деревянный медальон красноармейца. К несчатью, пустой, бесполезный. Просто хороший музейный экспонат.


Еще несколько находок - ложка (не подписанная), карандаш и зеркало. Все это было просто поскидано в могилу.

Итак, работы на обоих могилах завершены. В первой оказалось ровно 32 бойца. Во второй - 40. На раскопку каждой мы затратили в среднем около 250 человеко/часов работы - это колоссально много. Опознание будет идти по числу захороненных бойцов в каждой могиле с привязкой к месту - в архиве Хельсинки должна быть информация об этом.


Укладка останков в мешки. Как видите, определить одного человека в этой груде невозможно. Останки уложены в мешки, промаркированы и отправлены в местный морг - ждать торжественного погребения.

В результате архивных изысканий мы планируем опознать всех 72 погибших красноармейцев. Согласно Объединенной базе данных, большая часть бойцов - сибиряки. 114 СД формировалась в Иркутске, особых миграций из Сибири в послевоенное время не наблюдалось, значит, вероятность удачного поиска родственников высока. Надежда есть.


Протокол эксгумации - документальное освидетельствование наших работ. Такие протоколы отправляются в центральный штаб поискового движения.


На обоих могилах мы поставили кресты. Не такие красивые, как у кладбища, но настоящие и надежные.

На этом, пожалуй, пока все. В следующих постах расскажу про состав отряда и наш лесной досуг.

Создатели данного сайта призывают не путать кладоискателей и гробокопателей - раскопки любых захоронений не принесли никому и не принесут богатства и тем более счастья. Все там будем - там и зачтется... Археология такого рода не вызывает уважения в любом случае, если она не проводится в научных целях официально, т.е. бескорыстно. А вот и законная сторона этих поисков...

Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

1. Объектом преступления является общественная нравственность.
2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их поминовением (см. Федеральный закон от 12.01.96 N 8-ФЗ ((в ред. Федеральных законов от 28.06.97 N 91-ФЗ; от 21.07.98 N 117-ФЗ; от 07.08.2000 N 122-ФЗ)//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146; 1997. N 26. Ст. 2952; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348).3. Объективная сторона преступления включает следующие действия:
а) надругательство над телом умершего, т.е. совершение безнравственных, оскверняющих или циничных действий в отношении захороненных или временно не захороненных человеческих останков (извлечение из могилы, нанесение повреждений, расчленение трупа, обнажение, похищение одежды, находящейся на теле умершего, ценных украшений, зубных коронок, несанкционированное перезахоронение останков и т.д.);
б) уничтожение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, полное разрушение этих объектов, приведение их в полную негодность, чтобы невозможно было использовать по назначению;
в) повреждение указанных объектов означает существенное разрушение предмета, причинение ему такого вреда, после которого для использования его по назначению необходимо восстановление (нанесение порчи отдельным элементам сооружения, изъятие отдельных украшений и другие действия).
г) осквернение таких объектов, выражающееся в совершении безнравственных, циничных действий, несовместимых с предназначением сооружений (например, нанесение оскорбительных надписей, рисунков, символов, нечистот, мусора и т.п.).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает противоправные действия, и желает этого.
5. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.
7. О понятии мотива национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды см. комментарий к ст. 105 УК.
8. Скульптурным, архитектурным сооружением, посвященным борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, признается и любое другое сооружение, посвященное указанным обстоятельствам, в том числе возведенное на местах захоронения погибших, независимо от их национальности и гражданства. Места захоронения участников борьбы с фашизмом - индивидуальные и братские могилы, имеющие соответствующие надписи или мемориальные доски.
9. Применение насилия или угроза его применения включают причинение легкого вреда здоровью, побои и угрозу причинения телесных повреждений любой тяжести. В случае причинения потерпевшему умышленно тяжкого или средней тяжести вреда действия виновного следует дополнительно квалифицировать по ст. 121, 112 УК. Потерпевшими могут при этом выступать любые лица, препятствующие совершению действий, указанных в диспозиции данной статьи.
10. Преступление считается оконченным в момент совершения любого действия, образующего объективную сторону состава преступления. Смотрим статью 22
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения
Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность. не поддающееся разборке. Сгнивают все деревянные части, превращая винтовку или карабин в ржавую железку, неподдающуюся опознанию. Обратная ситуация в болотах: дерево, находясь в воде не сгнивает, а металл превращается в тонкую фольгу. У выкопанных из земли боеприпасов из-за проникания влаги, в большинстве случаев, возможны осечки. Но не стоит создавать себе проблемы и набивая карманы копаными патронами. Поиск и коллекционирование военного антиквариата - это прежде всего сохранение и изучение истории Второй Мировой Войны. А поиск останков советских бойцов, которые так и остались лежать на своих позициях, где их достала вражеская пуля, является занятием благородным и вполне совместимым с коллекционированием военных раритетов. Я вполне согласен с тем, что "война не прекратилась, пока не похоронен последний погибший в бою солдат..." Удачных экспедиций Вам!

Мы призываем к соблюдению законов государственных и моральных при поиске, бескорыстное отношение к раскопкам принесет вам удачу.

Солдатские захоронения.

Отношение к раскопкам захоронений (в частности - немецких оккупантов) разные. И вот, кстати, слово закона по этому поводу и информация к размышлению.

Конечно, германских солдат в гости никто не звал, но надо помнить, что хоронили их чаще всего, соблюдая церковный ритуал: в присутствии военного священника, с молитвой, на могиле устанавливался крест. Можно иметь разные религиозные взгляды или не иметь таковых вообще, но раскопки могил во все времена счастья никому не приносили. Не на каждом мертвом бойце находят ценности: перстень в дешевом исполнении, солдатскую награду или сметный жетон. Металлические детали амуниции на трупе портятся гораздо быстрее, чем просто в почве. Например, каска с боевого захоронения может оставаться в зеленой краске, но быть вся в дырках, да и попахивать специфически. Золотые зубы, не в похвалу нашему народу сказано, начали копать, чуть ли не как последний немецкий танк за околицей скрылся. Даже термин родился "по головам прошлись". Хотя, не нужно было в Россию приезжать на этих самых танках - "блицкриг" не удался. Забыли исторический опыт других европейцев: французов и шведов. Народ русский по своей бедноте и хозяйственности использовал все, что оставалось на полях сражений: зимой отрубали ноги у трупов, чтоб разморозить и обзавестись неплохой обувью, подкованной и с металлическими шипами. Использовали в хозяйстве любые армейские ящики, мешки, противогазные бачки и прочее. Гранатами и толом глушили рыбу, с трофейными винтовками охотились, кителя и шинели перешивали и носили. Так что, почти в любой избе, оставшейся с времен оккупации можно обнаружить предметы с войны "доработанные" и видоизмененные для хозяйственных нужд. Что же касается копаных вещей советского производства, то их встречается меньше, чем вещей противника. Оснащение и материалы, из которых изготавливалась экипировка красноармейцев, явно уступали качеству немецких изделий. Иногда поражаешься и количеству военного фуража у противника. Взять, к примеру, боеприпасы. Гильз, пулеметных лент, мин и прочего попадается столько, что, кажется, Германия находилась где-то в соседней области. По поводу приобретения и коллекционирования уже откопанных предметов с убитых солдат. Ничего зазорного в этом не вижу, так сохраняется память о бойцах, использовавших эти предметы, и событиях тех кровавых дней в целом. Хуже будет, если все истлеет в земле и забудется. При этом важно не забывать про статьи уголовного кодекса - ржавые стволы могут повлечь известную ответственность. Модели ППШ и прочего оружия, продающиеся нынче в магазинах совершенно свободно, я думаю, могут позволить себе многие. Кто хочет пострелять, то не так сложно получить охотничий билет и приобрести ствол официально. Это гораздо безопаснее, как со стороны законности, так и непосредственно самого использования оружия. Выкопанные стволы обычно пребывают в состоянии естественной утилизации, созданной самой природой. Они настолько проржавевшие, закисшие, что иногда только напоминают силуэт боевого оружия. Затворы и все механизмы превращены окислами в единое целое,

Недавно выяснилось, что поисковый отряд экспедиции «Долина» три года вёл раскопки на деревенском кладбище.

Эта история началась прошлым летом, когда к нам обратились из старорусского комитета культуры и попросили посмотреть место на окраине д. Черенчицы. Выехав на место, мой коллега С. Е. Торопов, осмотрев берег, где велись раскопки, убедился, что там находится деревенское кладбище.

Недавно эта история всплыла снова, и мне удалось связаться с командиром отряда проводившего там работы Н. Г. Бабинцевой. Вот что удалось выяснить.

Собственно говоря, в очередной раз повторилась старая ситуация. Поисковый отряд в ходе поиска незахороненных павших бойцов натолкнулся на старое кладбище и принял его за захоронение мирных жителей, погибших во время войны.

Само село имеет древнюю историю.
В средневековье Черенчицы – центр одноименного крупного округа-погоста, разделенного р. Ловать на две половины, расположенные соответственно на территории Шелонской и Деревской пятин. Наиболее раннее из дошедших до нас описаний с. Черенчицы сохранилось в Переписной книге Шелонской пятины 1539 г. По её данным, на территории села значится ц. св. Иоанна Богослова. Черенчицкий погост впервые упоминается в Переписной оброчной книге Деревской пятины, составленной около 1495 г. В XVI в. находящаяся в Черенчицах ц. Иоанна упоминается в Приходной книге новгородского Дома Святой Софии 1576/1577 г.
По мнению академика В. Л. Янина, Черенчицы (под названием Черняны (Черняне)) упоминаются Новгородской I летописью под 1200 г. в сообщении о литовском набеге на Южное Приильменье: «Ловоть взяша Литва и до Налюця, с Белее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по них и до Цьрнян и бишася с ними». Данная локализация поддержана с ономастической точки зрения В. Л. Васильевым.

Во время войны, эта деревня оказалось на линии фронта и была разрушена в ходе боёв. При этом позиции, естественно, закладывали на всех удобных местах, в том числе и на кладбище, прилегавшем к ц. св. Иоанна Богослова.

Спустя много лет, весной 2013 года, бойцы поискового отряда обнаружили на окраине деревни Черенчицы человеческие кости, лежащие на грунтом берегу р. Ловать.



Раскопки на берегу Ловоти

Три года отряд из Кирова вёл поисковые работы, в результате которых извлечены костные останки не менее 80-ти человек, включая многочисленные младенческие и детские скелеты. Взрослых мужчин очень мало. Ни личных вещей, ни фрагментов одежды при останках не обнаружено. Вокруг найдены немецкая пулемётная лента, немногочисленные гильзы и патроны от немецкого и советского оружия, 2 гильзы крупнокалиберного снаряда, несколько гильз от противотанкового ружья, 1 или 2 гильзы от немецкой ракетницы, битый кирпич, битое тонкое стекло, десяток кованых гвоздей, фрагменты досок, несколько крупных осколков снарядов.

Кроме того были найдены 11 нательных крестов, которые предварительно можно датировать XVIII- нач. XX в.

Найденные в ходе работ, нательные кресты и осколок сосуда с изображением Иоанна Богослова

"Кружечка из раскопа под бруствером"

Самое удивительное - это то что, находя сопровождавшие останки, фрагменты истлевшего дерева и кованые гвозди, они не смогли сообразить, чтобы это значило. Хотя любому человеку, знакомому с раскопками погребений, ясно, что это остатки гробовищ. Не могли бойцы и командир отряда понять, почему среди погребений много разрозненных костей и их фрагментов. А это ещё один из признаков долго функционировавшего кладбища – кости из разрушенных погребений.


Расчищенный костяк. Положение типичное для православного захоронения. Лежит на спине, руки сложены на груди

Возможно, среди найденных костяков и могли находится останки непогребённых солдат, но основная масса - это погребения старого кладбища частично разрушенные и перемешенные позициями.

В переписке описывалось, что некоторые скелеты были обнаружены группами, матери прижимали к себе детей. Но в это верится слабо. Такие рассказы я уже слышал в 2007 г., когда при таких же обстоятельствах был раскопан жальник у д. Хотыня, где ничего подобного не было. Методика работы, при которой не фиксируется положение костяков, при наличии фантазии позволяет сделать любые выводы.



Шурфы и методика раскопок

Всё это позволяют сделать вывод о том, что в результате поисковых работ было повреждено церковное кладбище, содержащее погребения XVIII – нач. XX в., а возможно и более раннего периода. Основной причиной сложившейся ситуации, по всей видимости, стало отсутствие у руководителей поискового отряда информации о расположении в районе поисковых работ археологических памятников (которым по факту является раскопанное кладбище) и неумение отличать объекты военного времени от кладбищенских погребений эпохи средневековья и XVIII – нач. XX вв.

Учитывая древность села, стоит предполагать, что на его территории могут находиться и гораздо более древние археологические объекты.
Непосредственно же рядом с местом раскопок находится разрушенный храм Иоанна Богослова. Командир отряда о нём знал, но почему-то не подозревал о том, что вокруг старых храмов обычно располагаются кладбища.

Как можно заниматься поисковой работой по 15-20 лет и не знать этого, да ещё и не уметь отличить деревенское кладбище от военных захоронений, у меня не укладывается в голове. Ведь судя по описанию, не было вообще ничего, что позволяло бы признать эти погребения военными (гильзы и патроны, валявшиеся на поверхности, не в счёт - их везде хватает).

Тем более, что проблема разрушений могильников звучала уже неоднократно. В 2007 г. Разрушен средневековый жальник у д. Хотыня Шимского района, в 2009 г. поисковым отрядом раскопан жальник у д. Бракловицы Старорусского района (там тоже позиции располагались прямо на могильнике). Мы об этом неоднократно говорили, писали в штаб "Долины" , встречались с руководством.

Но в итоге, отряд три года сдавал отчёты в штаб «Долины» и там никто не обеспокоился таким странным захоронением. Три года перезахоранивают останки женщин и детей, и ни у кого не вызывает подозрения тот факт, что нет ни одного повода считать их погибшими в ходе Великой Отечественной войны. По-моему, это признак больших проблем в организации поискового движения и контроля над работами поисковых отрядов. Надеюсь, что новое руководство «Долины» предпримет шаги для решения этой проблемы и повторения подобных случаев удастся избежать.
Уж не знаю что должны чувствовать бойцы этого отряда, осознавая, что их труды не просто прошли впустую, а нанесли серьёзный вред...

В заключение, ещё раз призываю членов и командиров поисковых отрядов пользоваться подготовленной нами Памяткой (БЕРЕГИТЕ ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ! (памятка бойцу поискового отряда)). Если бы копавшие в Черенчицах были знакомы с ней, то сразу бы поняли, что это не военное захоронение (все признаки налицо).
В свою очередь, мы готовы при возникновении спорной ситуации выехать на место работ и выяснить, что же на самом деле было обнаружено. Мы так уже неоднократно делали. Ни разу не отказали. когда нас просили посмотреть на «странное захоронение» (хотя стоит признать что это было всего несколько раз) и выезжали на место (вот например, видеосюжет про один из выездов