Русская изба. В крестьянской избе каждый угол имел своё значение

4-й Всероссийский конкурс ученических исследовательских работ «Классная работа»

« Красный угол избы»

Исследовательская работа

Работу выполнили: Кидырова Софья,

Максимов Никита,

ЧОУ «Свято-Покровская

православная классическая

гимназия г. Саратова»

Руководитель:

ЧОУ «Свято-Покровская

православная классическая

гимназия г. Саратова»

Российская Федерация

Саратов – 2017

1. Введение……………………………………………………….3

2. Основная часть…………………………………………………4-

2.1. Что мы знаем о избе..…………………………………..4-5

2.2. Красный угол избы ……………………………………. 5-7

3. Заключение……………………………………………………..8

4. Список литературы и Интернет-источников …………..…….9

Введение

«Без труда хлеб не родится никогда!», «За обедом хлеб всему голова», «Не земля хлеб родит, а небо» - вот такие пословицы к иллюстрации встретились нам в Азбуке. Почему так говорят? При ответе на этот вопрос мы столкнулись с выражением «Хлеб да соль». По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя, что означает пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. В народном понимании хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Отсюда снова возник вопрос «Что такое красный угол?», на который мы не могли дать ответ. Нас это очень заинтересовало: что означает «красный угол»? где он располагался? Какого его символическое значение и роль в обрядовой культуре? Наша работа посвящена красному углу.

Цель исследования: поиск ответа на вопрос «Что такое красный угол избы?»

Задачи исследования:

Провести собственное исследование на тему «Знания обучающихся гимназии о красном угле» на базе 1-4 классов ЧОУ «Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова»;

На основе проведенных исследований и изученной литературы определить роль красного угла в жизни человека и в обрядовой культуре.

Методы исследования

Поиск, изучение и анализ литературы;

Анкетирование обучающихся 1-4 классов;

Обобщение полученных сведений.

Основная часть

1. Что мы знаем о избе

Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою» назывался отапливаемый жилой сруб из брёвен.

Русские избы строили на высоких, сухих местах берегов рек или озёр, так как близко находились к реке и лодке (средство передвижения), окна были обращены «на лето» - на солнечную сторону, которая всегда будет хорошо прогреваться и в доме будет тепло.

Лучшим местом для строительства избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.

Выбирая место для строительства дома, мужчины использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. Ее помещали в глиняный горшок. И оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым.

На самом высоком месте строили обычно церковь и колокольню в центре села.

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь – храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.

Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – иметь «человеческие» названия частей избы:

· Чело избы – это ее лицо.

· Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,

· Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.

· Очелье – от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора , так же называлось и украшение окна.

· Лоб – так называлась лобовая доска.

· Пята, стопа – так называлась часть дверей.

Дом – это связь человека с миром природы и с Богом.

2. Красный угол избы

Важным в устройстве русской избы была диагональ «красный угол-печь». Красный угол всегда указывал на Божью сторону (красную сторону). Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, которые образовывали угол, имели окна. Этот угол всегда сравнивался с восходом солнца и югом. А печь указывала на заход солнца, на тьму. И сравнивалась с севером. Печь, священный очаг, ставилась в северной части дома для защиты от злых сил - чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки». В печи готовили пищу, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды.

Молились всегда на образа в красном углу, то есть на восток, где располагается и алтарь в храмах.

При поселении в новый дом, прежде всего, в красном углу размещали икону и хлеб-соль.

Иконы помещались в «красный» угол комнаты для того, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, который входил в комнату. Народная пословица «Без Бога - не до порога » связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному , а уж потом - хозяину дома.

Традиционно считалось, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте в определённом порядке. Кио́т - особый украшенный шкафчик или застеклённая полка для икон.

Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Обычно в красном углу размещают «именные» иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, чудотворец), его икона находилась практически в каждом доме. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.

Столу придавалось большое значение, стоял он на постоянном месте, в красном углу. Стол – это тоже, что в алтаре престол, поэтому сидеть за ним и вести себя нужно так, как в церкви. Очень важно, «Не бей стола, стол – это Божья ладонь!». Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом.

В красном углу находились не только образа, но лампадка и Библия, молитвенные книги, пасхальное яйцо. Красный угол старались держать в чистоте. В праздники его украшали вышитыми полотенцами, цветами, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки берёзы в Троицу.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая обещало благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почётный, божий) угол.

3. Исследования и практическая работа

Для проведения исследования была разработана анкета следующего содержания:

Как раньше назывался дом?

Из какого материала строились избы?

Какую роль выполняла печь?

Что такое красный угол избы?

Что в нём располагалось?

Интересно ли вам узнать, что располагалось в красном углу и почему?

В 1-4 классах ЧОУ «Свято-Покровской православной классической гимназии г. Саратова были опрошены 62 учащихся.

Основные результаты, полученные в исследовании:

94 % учащихся (58 человек) знают, как раньше назывался дом;

100% учащихся (62 человека) знают, из какого материала в прошлом строились избы;

82% учащихся (51 человек) знают все функции печи;

100% учащихся (62 человека) знают, что такое красный угол избы;

85% учащихся (53 человека) не знают, что еще располагалось в красном углу кроме икон;

100% учащихся (62 человека) заинтересовались, что и почему располагалось в красном углу избы.

По данным результатам мы пришли к выводу, что ребятам эта тема интересна. Свою работу мы представим на уроке литературного чтения по завершении изучения Азбуки, также для учащихся 1-4 классов. На практике эти знания нам пригодятся на уроках литературного чтения, русского языка , окружающего мир.

Заключение

Из всего выше сказанного следует, что красный угол избы в жизни людей играл особую роль, был важным элементом в быту, где совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Подводя итог нашей работы по теме «Красный угол избы», мы сделали вывод, что красный угол и сегодня является предметом быта и занимает важное место в нашей жизни. Он – частица нашей культуры, без прошлого нет настоящего, и не будет будущего.

Список литературы и Интернет-источников

1. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб, 1999;

2. Е. Богушева «Святыни в Доме», Благо Москва, 2006;

3. Н. Блохин «Диковинки красного угла», Москва, 2011,

4. Википедиа https://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB

О «красном угле» в традиционной русской семье слышали наверняка многие, однако о том, где должен располагаться этот угол, знает далеко не каждый. «Красный угол» в избе иначе называют «большим», «святым», «Божьим» и так далее. Оказывается, что его расположение зависит от места размещения печки - источника тепла в избе.

Расположение “красного угла”

Специальное место, которое предназначается для “красного угла”, в традиционной русской избе находилось по диагонали от дровяной печи. Оно могло находиться как у входной двери, так и в дальнем углу. Однако обязательно должно было располагаться в юго-восточной части избы. Так какая же существует связь между печкой и местом, которое называется в православии “красный угол”?

Устройство традиционной русской избы

В древности для русских изба олицетворяла всю Вселенную, здесь были небо с землёй (пол и потолок), стороны света (стены) и «нижний мир» (погребок). Причем восток и юг древние люди связывали с солнечным восходом, весной, полднем, летом, жизнью и теплом, а север и запад - с закатом, зимой и осенью, холодом и смертью. Исходя из этого, наши предки стремились обустроить свой дом таким образом, чтобы в него невозможно было войти силам зла, которые шли со стороны севера и запада.
А вот силы добра и тепла не должны были видеть на своем пути никаких преград и иметь возможность беспрепятственно проникать в избу. И поскольку в те далекие времена окна еще не были изобретены, то единственным отверстием, ведущим внутрь дома, была дверь. Двери всех славянских изб без исключения были повернуты на юг, а вот печь ставилась напротив двери, то есть на севере, месте, откуда может в дом подкрасться зло и холод. Со временем место двери в русской избе изменилось, то есть выбор стены для двери стал непринципиальным, зато печь всегда оставалась на северной стороне, а “красный угол” располагался по диагонали от печи, в юго-восточной части избы. Это расположение неизменно и по сей день.

Значение печи и “красного угла” для древних русских

Печь - это тепло, значит оно символизирует солнце и является центром святости данного дома. “Красный угол” в русской избе тоже является не менее святым местом. И хотя сегодня многие думают, что подобный уголок в доме связан с христианской религией, тем не менее некоторые источники твердят, что задолго до принятия русскими христианства в домах уже был обычай создавать “красный угол”. Однако, согласно другим источникам, в древнерусской избе единственной святыней была печь. И только позже, после принятия христианства, в домах стали появляться такие углы.

Почему “красный” угол?

В русском языке слово "красный" имеет несколько значений. Первое - определенный цвет, а второй - это синоним к слову "красивый", следовательно, "красный угол" можно также назвать красивым углом. Он всегда устроен на самом видном месте, и любой гость при входе в избу с первой же минуты должен увидеть и понять, где находится "красный угол" в доме. И поскольку в этом месте располагаются иконы, то входящий должен сразу же их заметить и покреститься, а только после этого поприветствовать хозяев дома.

Отношение к “красному углу”

После принятия христианства в русских семьях было принято хранить иконы. Некоторые люди и по сей день верят в чудодейственную силу икон. Отсюда становится понятным такое бережное отношение к этому месту в доме. “Красный угол” в доме всегда содержится в особой чистоте. Все иконы, расположенные в данной зоне, украшены резьбой и цветами. Здесь также имеется лампадка со свечой. На праздниках самого почетного гостя усаживают ближе к красному углу.

Религиозное значение “красного угла”

Для общения с человеку не обязательно ходить в церковь. В русской избе местом для молитвы и обращения к Господу является “красный угол”. Поэтому в данном месте расположены предметы, которые священны для каждого православного христианина. Это иконы, святые образы, священные книги: библия, молитвенники и другие.

“Красный угол” в квартире

Сегодня многие из нас живут не в частных домах, а в квартирах, и тем, кто желает создать в своем современном жилище "красный угол", необходимо также придерживаться некоторых правил. Конечно, в квартирах нет печей, чтобы ориентироваться на них. Поэтому священный угол в квартире должен быть напротив входной двери, для того чтобы входящий первым делом видел в квартире святые образы. Иногда современная планировка квартиры не подразумевает углов для размещения икон, поэтому "красный угол" в доме - это не всегда угол в прямом понимании.

Как устроить "красный угол" в квартире?

Святилище в квартире можно создать, приставив к стене высокой столик либо специальный шкафчик, покрыть его красивой скатертью или какой-либо другой нарядной материей. На нее выставить святые образы. Что же касается места “красного угла”, то оно должно быть расположено напротив входной двери. Выбирая место для него, можно также ориентироваться на восток. Для этого нужно определить, где восходит по утрам солнце, и в этой части разместить “красный уголок”. По старорусскому, вернее православному, обычаю, верующим положено молиться глядя на восток. Именно эта символизирует добро, возрождение, веру и надежду. Что же касается высоты такого угла, то он никоим образом не должно располагаться ниже линии глаз. На святые образы нельзя смотреть сверху вниз. А вот расположить его выше уровня глаз вполне уместно. В идеале столик или шкаф должен иметь верхнюю и нижнюю полку. На верхнюю размещают святые образы, подсвечники со свечами, кадильницу, а на нижнюю - святые книги: Библию, Евангелие, молитвенники, церковные календари и прочее.

Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Двери

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

Печь

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

Стол

Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

Лавки

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

Окно

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Название "красный угол" (он же "большой", "святой", "Божий" и так далее) слышали все. Но не каждый возьмётся объяснить, что же это такое и какие представления связаны с красным углом. Иногда приходится слышать, что это – дальний от входа угол по правую руку. Но стоит заглянуть в книги учёных-этнографов, и легко убеждаешься, что это мнение оказывается верным далеко не всегда.
Причём, как выяснилось, поиски красного угла надо начинать опять-таки "от печки".
Так ещё в середине ХIХ века на европейской части территории расселения русского народа чётко прослеживались четыре разные типа внутренней планировки крестьянского жилища.
Для "восточного южнорусского типа" (Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской) характерно расположение печи в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. "Западный южнорусский тип" (Орловская, Курская, Калужская губернии) отличался от восточного тем, что печь была развёрнута устьем к боковой стене.
В "западнорусском" типе планировки (Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии) печь находилась у входной двери и была к ней повёрнута устьем. Аналогичным образом ставили печи в Белоруссии, на Украине, в Польше, в Латгалии, на востоке Литвы, частично в Карелии. При "северно-среднерусском" типе планировки (северные, центральные и поволжские губернии) печь также располагалась у входа, но устье её было обращено в сторону от него, к дальней стене.


XIX век

При этом все авторы единодушно указывают, что красный угол располагался по диагонали от печи. То есть совершенно не обязательно в дальнем от входа углу, по правую руку. Мог он находиться и у входной двери. Какие же законы управляли взаимным расположением в избе красного угла и печи? Ибо, конечно, расположение это – отнюдь не случайно. Древние люди вообще крайне редко делали что-либо случайно, "абы как". Буквально всё, вплоть до мельчайших деталей вышивки на одежде, было исполнено глубокого смысла. А строительство жилья – и подавно!



XIX век

Мы уже видели, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной – с небом, землёй, "нижним миром" и сторонами света. При этом со сторонами света связывались вполне определённые понятия. О них, как и о многом другом, здесь едва затронутом, опять-таки можно писать новую книгу. Заметим только, что восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался ирий – обитель Богов, света и добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, тёмными Богами.
Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.
Причём в буквальном смысле этого слова. До появления окон единственным отверстием, посредством которого древнее славянское жилище сообщалось с окружающим миром, была дверь. А мы уже говорили о том, что древнейшие (VI–IХ веков) избы и полуземлянки славян, изученные археологами, были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели простое желание осветить жилище.
Мы говорили также, что печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне: жильё топилось по-чёрному, и дым, прежде чем выйти сквозь дверь, плыл через весь дом. Неужели у наших предков не хватало соображения переместить печь поближе к двери, как это делали в позднейшие времена?
Не забудем, однако, что стена, противоположная входу, смотрела на север. То есть туда, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло.
Начиная с Х века, после появления окон, южная ориентировка двери перестала быть обязательной. Впрочем, окна ещё в ХIХ веке, как правило, выходили на юг или восток, но никак не на север и не на запад. Вот тогда-то, в Х веке, и начали формироваться те четыре типа внутренней планировки жилища, о которых только что говорилось, – но расположение печи в северной части дома осталось неизменным.
Итак, красный угол, известный нам по этнографическим данным, располагался в южной или юго-восточной части помещения. Это было непреложное правило.
О священной силе печи, о том, что она была одним из "центров святости" дома, на этих страницах говорилось уже неоднократно. Святость красного угла тоже в доказательствах не нуждается.
Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. Эти учёные видят в их взаимном расположении своеобразную иллюстрацию к русскому двоеверию первых веков после официального принятия христианства и чуть ли не оппозицию "свет – тьма", где в роли "тьмы" выступает не север с его мифологическим злом, а языческая вера. Вряд ли можно с этим согласиться! Мистическое осмысление сторон света, как мы видели, было выработано нашими предками задолго до крещения Руси в конце Х века. Кроме того, множество примеров свидетельствует, что смена официальной религии очень мало что изменила в традиционной культуре народа. Так что, скорее всего, христианские священные изображения просто сменили в Божьем углу более древние – языческие, а на первых порах несомненно соседствовали там с ними.
Что же до печки… подумаем серьёзно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы – Домовой, – могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жильё.

Знаете ли вы, как назывались крестьянские дома на Руси? Верно, они назывались избами. Строились избы из деревянных брёвен, плотно уложенных одно на другое.Высота и размер изб были небольшие, поскольку большой дом было трудно обогреть в холода.Часто в доме была только одна комната (горница). И самым почитаемым местом в горнице был красный угол , т.е. красивое место в избе. Русская изба была ориентирована по частям света. И красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома, ведь обе стены, образующие угол, имели окна. Здесьна полочке стояли иконы или, как их ещё называли, образа. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Поэтому иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте (иногда многоярусных) в определённом порядке. На иконах изображены православные святые (Николай-угодник, Спаситель, Богоматерь и другие). «Божница» (так иногда называли красный угол) всегда украшалась вышитыми или ткаными полотенцами (рушниками ). Под иконами горела лампадка. В нашем красном углу иконы украшены льняным рушником, с красным вытканным узором. Этот рушник из Рязанской областипередала бабушка Каушнян Кати.

Здесь же могли хранитьсясвященные книги: Библия, евангелия, жития святых.Члены семьи каждое утро начинали с молитвы, обращенной к святым образам.

В нашем красном углу, кроме икон стоит ещё один очень важный экспонат. Это именинный сноп из ржаных колосьев. В старину такой снопсобирали в первый день уборки урожая, украшали его красной тряпицей или лентой, и ставили «под образа», отдавая дань уважения хлебу.

Стол в красном углу был довольно большим. Потому, что семьи были большие, по 8-12 человек. Стол был деревянным, по праздникам его скоблили ножом до бела, застилали льняной скатертью (столешницами). Сидели в избе на лавках, которые крепились к стенам и были довольно широкими (на них иногда даже спали), или на скамьях, которые могли переставляться. По праздникам их застилали ткаными дорожками, такими как у нас. У нас в музее в красном углу п од потолком над столом вы увидитещепную птицу (ещё её называют «птица счастья»). Такие птицы было принято делать на Севере России.

Любой гость, входивший в дом, сначала находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился, низко кланялся образам, а уж потом здоровался с хозяевами.
В красный угол усаживали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - новобрачных. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи, которого называли большак.

Расположен между двух окон в угловой части помещения музея, включает в себя угловую полочку для икон; иконы, украшенные рушником (лен, ручное ткачество, Рязанская область, переданы семьёй Каушнян Е.).

Красный угол избы. Под полочкой установлен большой сундук, на котором стоит ржаной сноп, лежат декоративные деревянные блюда с расписными пасхальными яйцами.

Здесь же находится большой стол, застеленный льняной скатертью, вокруг скамьи с ткаными дорожками. Под светильником над столом закреплена щепная птица (птица счастья).

Сундук с приданным невесты. Городецкая роспись главного художника фабрики городецкой росписи Приваловской Н.С.

Большие портреты прапрадедов Леры Тарасовой: Поздеева Ивана Макаровича и Марии Кингиновны.

В общей рамке фотографии родственников педагогов школы.