Русская литература второй половины 19 века. Развитие литературы во второй половине XIX в

«Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого - врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи. Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров. Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной - колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.


Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.


В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» - годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения - люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.


Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.


Павел Кирсанов - гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.


Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, - персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие - главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.


Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.


Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд - штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.


Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название - «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.


Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером , которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил . С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру .

  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение - музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе - Овстюг, что под Брянском, - снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.

  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
«Воспитание? - подхватил Базаров. - Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

Разделы: Литература

Цель: показать, что главным противником Базарова была сама жизнь, что именно она будет испытывать силу убеждений Базарова: любовью, дружбой, одиночеством.

Эпиграф:

“Я попытался в нем представить трагическое лицо”.

И.С. Тургенев

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение темы предыдущего урока.

  1. Учащиеся представляют компьютерную презентацию по теме “Словарь языка и стиля речи Базарова”.
  2. Беседа по вопросам. Анализ главы 10.
    • По каким вопросам расходились Базаров и Павел Петрович?
    • В чем суть их разногласий?
    • Что вы не приемлете во взглядах Базарова?

Вывод (делают учащиеся): углубляется социальный конфликт:

  1. увеличивается число лиц, с которыми Базаров вступает в споры;
  2. увеличивается число вопросов, по которым мнение Базарова и других не совпадают:

А) столкновение с Павлом Петровичем;
Б) с Кукшиной и Ситниковым, примазавшимся к демократическому движению.

Учитель: Значит конфликт все-таки социальный?

Ученик: Да.

Каково отношение Базарова к этим “нигилистам”?

Какие еще испытания готовит ему жизнь?

III. Мотивация учебно-познавательной деятельности, сообщение темы, цели урока.

IV. Работа над темой урока. Анализ главы 14-19.

1. Словарная работа.

Эмансипация (лат. Emancipatio) – освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков, отмена ограничений, уравнивание в правах (например, эмансипация женщин).

2. Сообщение учащихся о Кукшиной и Ситникове (с использованием текста романа).

(Учащиеся отмечают, что читательское отношение формирует употребление автором вульгарной лексики: Кукшина “якшается” со студентами; Ситников “толчется в Петербурге”.

Делают следующий вывод : Тургенев в сатирической манере рисует Ситникова и Кукшину, считает их никчемными людьми, временными попутчиками Базарова и “накипью нигилизма”).

Учитель: К числу противоречивых черт личности Базарова относят обычно противоречие между его высказываниями о любви и вспыхнувшем в нем большом чувстве и одиночеством. Давайте посмотрим, так ли это?

3. “Испытание любовью”.

Беседа по вопросам с использованием текста романа.

  1. Кто такая Одинцова? История её жизни?
  2. Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой? Первые впечатления.
  3. Что привлекло Одинцову в Базарове?
    (Любопытство: узнать поближе этот новый для нее тип молодого человека, который привлек её своей незаурядностью. В основе её отношения – интерес к чему-то новому, в её чувствах и боязнь этого нового. Но она скоро поняла, что он герой не её романа, потому что основа её жизни – спокойствие. А с ним??! Буря и натиск.
    Есть характерная деталь (слово) для определения её (Одинцовой) сути: ИЛИ! (Рискнуть, в омут любви с головой! Но, нет, спокойствие важнее всего).
  4. Как выдерживал Базаров “испытание любовью”?
    (Базаров столкнулся с силой, которая посерьёзнее всех претензий Павла Петровича. И эта сила – любовь. Трагедия Базарова не только в том, что любовь осталась безответной, и в том, что стала серьезным ударом по его убеждениям. Если раньше он мог вступить в спор с Павлом Петровичем, то здесь бороться не с кем – только лишь с самим собой. Ведь он считал, что любовь можно победить волевым усилием. Но жизнь оказалась сильнее его теоретических воззрений и убеждений и разбивает их напрочь).

Учитель: И все-таки глубина и сила чувства Базарова вызывает уважение.

Он превосходит Одинцову, и в этом смысле одерживает победу, хотя она имеет видимость поражения.

V. Базаров, к барьеру!

Представьте, что Базаров вошел к вам в класс.

Какие вопросы вы бы ему задали? (опираясь на текст).

(Один ученик выступает в роли Базарова и отвечает на вопросы).

Учащиеся:

  1. Кто вы есть, господин Базаров?
  2. Ваше жизненное кредо?
  3. Что лучше: построить дом на крепком фундаменте или все разрушить и заново копать котлован?
  4. Почему же тогда вы предлагаете “место расчистить, а строить потом”?
  5. Считаете ли вы себя действительно нигилистом или это только форма?
  6. Есть ли у вас программа действий? Как вы собираетесь обустроить Россию?
  7. Меня шокировало ваше отношение к женщине. Неужели вас ничего не привлекало, кроме физиологии?
  8. Интересно. А если бы Одинцова не была барыней, влюбились бы вы в неё?
  9. У нас с вами разные эстетические ценности, но я тоже не понимаю Рафаэля, классическую музыку. А вот роль литературы, на мой взгляд, бесспорна. Опровергните меня!
  10. Мне нравятся ваши слова, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, а вот нужно ли работника учить и контролировать, чтобы он “дров не наломал”? Или еще какие-то рычаги должны быть?
  11. Ваши слова: “Измените общество…” А кто должен менять? Кто-то прилетит с другой планеты? Наведет у нас порядок?
  12. Бесспорно, вы сильный человек, со стержнем. Кого из нас вы взяли бы в ученики и последователи?

Домашнее задание.