Самые странные картины. Талантливые художники создающие необычайные картины

Художники отличаются богатым воображением и стараются создавать необычные картины, привнося в них уникальность и разнообразие. Некоторые полотна очаровывают и вдохновляют, а некоторые пугают изображенными образами.

Венера с зеркалом

Полотно написано Диего Веласкесом во время путешествия в Италию. Это было сделано тайно, так как в Испании в те времена изображать обнаженную фигуру было категорически запрещено.

С произведением связано много неприятных историй. Первым владельцем был купец из Испании, который после приобретения шедевра внезапно разорился. Сначала торговля стала идти хуже, а потом произошли более серьезные беды─ товары захватили пираты, корабли затонули. Купец начал продавать свое имущество, чтобы возместить убытки и сбыл картину. «Венеру с зеркалом» приобрел другой человек, который тоже занимался торговлей. Практически сразу его склады сгорели от удара молнии. Он тоже продал полотно.

Третий владелец через три дня был зарезан в своем собственном доме. После, долгое время никто не хотел покупать «Венеру с зеркалом». Картина переходила из одного музея в другой, пока одна сумасшедшая женщина по имени Мэри Ричардсон не совершила акт вандализма и не порезала ее мясным тесаком. Полотно было отреставрировано и вернулось в Лондонскую Национальную галерею, где находится по сегодняшний день.

Крик

У Эдварда Мунка, автора произведения, был маниакально-депрессивный психоз. Он часто страдал депрессивными расстройствами, а по ночам его мучали кошмары. На полотне Мунка красуется мистическое изображение безволосого существа с открытым ртом.

Большинство критиков утверждают, что на полотне Эдвард изобразил самого себя. Но художник говорит совершенно иное─ что это просто «крик природы». Он гулял в компании друзей и увидел закат, который и вдохновил его на написание странной картины.

Если верить легенде, то все, кто контактировал с «Криком», так или иначе пострадали. Один сотрудник музея попал в аварию, а другой покончил жизнь самоубийством.

Женщина дождя

Одна из самых необычных в мире картин написана винницкой художницей Светланой Телец в конце 90-годв прошлого столетия. До нее она была никому неизвестна. За несколько месяцев до того, как Тилец приступила к своему творению, ее начали посещать видения. Иногда Светлана чувствовала, что за ней наблюдают со стороны. Несмотря на то, что художница старалась гнать от себя тревожные мысли, они появлялись снова. Спустя некоторое время, у Телец возникла идея написать портрет загадочной женщины. Она приступила к работе, ее рука была ведома какой-то невидимой силой. Портрет был готов в рекордно быстрые сроки- всего за пять часов.

Спустя месяцы в городе появились слухи, что над картиной висит проклятие. Все покупатели спешили вернуть ее в художественный магазин, даже не забирая свои деньги назад. Каждый из них утверждал, что полотно оживает по ночам. Люди начинали страдать от головных болей и прочих недомоганий, не могли спать.

«Женщина дождя»─ очень атмосферная и впечатляющая картина. В ней отменно сочетаются фон, ракурс и пропорции. Возможно, именно этот факт так влияет на эмоциональное состояние хозяев.

Тайная вечеря

На полотне представлено изображение последнего пасхального застолья Иисуса Христа и его учеников-апостолов. Считается, что Христос говорит о будущем предательстве одного из своих приближенных. Художник попытался изобразить реакцию каждого ученика на сказанную фразу. Само название картины уже говорит о его сакральном значении. В работе действительно прослеживаются скрытые символы и послания.

Произведение попросил выполнить на заказ миланский герцог. Известно, что да Винчи долгое время искал натурщиков для своего произведения. Особую сложность представлял образ Христа. В конце концов, он срисовал его с юного певца из церковного хора, который показался ему олицетворением чистоты и одухотворенности. Самое удивительное, что через три года, Леонардо нашел пьяницу в канаве и рисовал с него образ Иуды. Как оказалось, это был все тот же певец. «Тайная вечеря» была полностью завершена в 1498 году.

Во время Второй мировой войны в церковь, где находилось произведение, попал снаряд. Здание было полностью разрушено, но стена с изображением фрески чудом уцелела.

Метаморфозы Нарцисса

Одна из самых странных картин Сальвадора Дали была написана в 1937 году. Это красивое и символичное произведение, для работы над которым Дали использовал особые краски и кисти. Также, художник опробовал новую технику накладывания мазков.

На картине изображен парень, восхищавшийся своей красотой. На первом плане он сидит у водоема и любуется на свое отражение, рядом ─изображение каменной руки с яйцом. Последнее является символом возрождения и новой жизни.

Сейчас «Метаморфозы Нарцисса» находятся в Лондоне в Галерее Тейт.

Поцелуй

Шедевр был написан австрийским художником Густавом Климтом с использованием самого настоящего листового сусального золота. Он трудился над его созданием в течение года. На полотне изображены двое обнявшихся влюбленных на цветочном лугу. Вокруг ничего и никого нет, только золотой фон.

Одна версия гласит, что картина была заказана неким графом. Он хотел, чтобы его запечатлели вместе с возлюбленной. Когда девушка увидела полотно, то оно ей так понравилось, что она немедленно согласилась стать женой графа. Согласно второй версии, на «Поцелуе» изображение самого Густава и его любимой женщины Эмилии.

Танец

Картину написал Анри Матисс, используя всего три цвета- зеленый, синий и красный. На ней изображены только люди, застывшие в танце, и природа. Никаких лишних деталей нет. Полотно словно живое, очень хорошо передает вибрации.

Танец отличается благородством и завораживает естественностью. Идея художника состояла в том, чтобы запечатлеть тот миг, когда человек объединяется с природой и переполнен экстазом.

Водяные лилии

Пейзаж является созданием талантливого импрессиониста своего времени Клода Моне. Когда он окончил работу над своим произведением, то решил отметить это событие с приятелями. В мастерской художника произошел небольшой пожар, который был сразу же потушен. Никто не придал значения инциденту, но оказалось, что шедевр несет в себе незримый огненный фантом.

«Водяные лилии» повесили в ресторанчике, расположенном на Монмартре. Что удивительно, всего за одну ночь заведение сгорело. А вот картина чудесным образом уцелела. Позже она была куплена меценатом Оскаром Шмитцом. Спустя год после приобретения, его дом тоже выгорел. Причем возгорание началось именно в кабинете с полотном. И опять же, шедевр остался цел и невредим. Следующая жертва пейзажа-Нью-йоркский музей современных искусств. «Водяные лилии» были перевезены в него, и через несколько месяцев случилось возгорание. Шедевр частично обуглился. После реставрации «пожароопасных» свойств пейзаж больше не проявлял.

Есть еще немало интересных картин, написанных самыми талантливыми художниками. В мире много творческих людей, которые постоянно придумывают и создают новые необычные произведения.

Необычные картины художников

5 (100%) 1 проголосовавших

Живопись, если не брать в расчет реалистов, всегда была, есть и будет странной, метафоричной, ищущей новые формы и средства выражения. Но существует ряд картин, странность которых не может никого оставить равнодушным.
Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя; какие-то - затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые - удивляют непомерной ценой.

10 самых странных картин мира

1. Эдвард Мунк «Крик»

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см
Национальная галерея, Осло

Оставляющая у многих очень неприятный осадок и даже пугающая картина «Крик», пожалуй, является одной из самых странных картин мира.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

2. Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
1897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см
Музей изящных искусств, Бостон


Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана на Таити, куда он сбежал из Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что считал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».

3. Пабло Пикассо «Герника»
1937, холст, масло. 349×776 см
Музей королевы Софии, Мадрид


Не надо быть экспертом в искусстве, чтобы увидеть много боли в этой не первой взгляд странной картине. Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения «Люфтваффе» на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

4. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
1434, дерево, масло. 81.8×59.7 см
Лондонская национальная галерея, Лондон

На первый взгляд картина не производит впечатление странного и непонятного произведения, однако заставляет зрителей застыть и всматриваться.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.

5. Михаил Врубель «Демон сидящий»
1890, холст, масло. 114×211 см
Третьяковская галерея, Москва


Странность этой картины в первую очередь заключается в неожиданном образе демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый».

6. Василий Верещагин «Апофеоз войны»
1871, холст, масло. 127×197 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и странно завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображены поле, вороны и гора человеческих черепов.

7. Грант Вуд «Американская готика»
1930, масло. 74×62 см
Чикагский институт искусств, Чикаго


«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий. Странность картины сразу бросается в глаза. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо посередине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит, и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет на них. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от дискомфорта.

8. Рене Магритт «Влюбленные»
1928, холст, масло


Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом - «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видят их истинных лиц и зрители, а кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга.

9. Марк Шагал «Прогулка»
1917, холст, масло
Государственная Третьяковская Галерея


Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

10. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»
1500-1510, дерево, масло. 389×220 см
Прадо, Испания


«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.
Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

Много ли нужно для того, чтобы стать художником? Может быть талант? Или умение учиться чему-то новому? Или бурная фантазия? Безусловно, все это необходимые факторы, но какой самый главный? Вдохновение. Когда художник буквально вкладывает свою душу в картину, она становится словно живой. Магия красок творит чудеса, а взгляд невозможно перевести, хочется изучить каждую мелочь…

В этой статье мы рассмотрим 25 поистине гениальных и известных картин.

✰ ✰ ✰
25

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали

Эта небольшая картина и принесла популярность Дали, когда ему было 28 лет. Это не единственное название картины, так же она имеет названия «Мягкие часы», «Стойкость памяти», «Твердость памяти».

Идея написания картины пришла к художнику в тот момент, когда он думал о плавленном сыре. Запись о смысле и значении картины Дали не оставил, поэтому ученые трактуют ее по своему, склоняясь к теории относительности Эйнштейна.

✰ ✰ ✰
24

«Танец», Анри Матисс

Картина написана всего тремя цветами - красный, синий и зеленый. Они символизируют небо, землю и людей. Помимо » Танца» Матисс написал еще картину «Музыка». Их заказал русский коллекционер.

На ней нет лишних деталей, только природный фон и сами люди, которые застыли в танце. Именно этого и хотел художник - зафиксировать удачное мгновение, когда люди едины с природой и переполнены экстазом.

✰ ✰ ✰
23

«Поцелуй», Густав Климт

«Поцелуй» - самая известная картина Климта. Он писал ее в свой «золотой» период творчества. Он использовал самое настоящее сусальное золото. Есть две версии биографии картины. По первой версии, на картине изображен сам Густав со своей любимой Эмилией Флёге, чье имя он произнес последним в своей жизни. По второй же версии, картину заказал некий граф, чтобы Климт нарисовал его и возлюбленную.

Когда граф спросил почему на картине нет самого поцелуя, Климт заявил, что он художник и он так видит. На самом же деле Климт влюбился в девушку графа и это было некоей местью.

✰ ✰ ✰
22

«Спящая цыганка», Анри Руссо

Полотно нашли лишь спустя 13 лет после смерти автора и оно сразу стало самым дорогим его произведением. При жизни он пытался продать ее мэру города, но все безуспешно.

Картина передает оригинальный смысл и глубокую задумку. Умиротворение, отдых - вот какие чувства вызывает «Спящая цыганка».

✰ ✰ ✰
21

«Страшный суд», Иероним Босх

Картина самая масштабная из всех его уцелевших произведений. В объяснении сюжета картина не нуждается, все понятно из названия. Страшный суд, апокалипсис. Бог судит и праведников и грешников. Картина разделена на три сцены. В первой сцене рай, зеленые сады, блаженство.

В центральной части сам Страшный суд, где Бог начинает судить людей за их деяния. В правой стороне изображен ад, как и представляется. Страшные чудища, раскаленное пекло и чудовищные пытки над грешниками.

✰ ✰ ✰
20

«Метаморфозы Нарцисса», Сальвадор Дали

Для основы было взято много сюжетов, но самое главное место занимает история Нарцисса - парня, который настолько восхищался своей красотой, что умер от того, что не смог удовлетворить свои желания.

На первом плане картины Нарцисс сидит в задумчивости у воды и не может оторваться от своего собственного отражения. Рядом изображена каменная рука, в которой яйцо, оно является символом возрождения и новой жизни.

✰ ✰ ✰
19

«Избиение младенцев», Питер Пауль Рубенс

За основу картины был взят сюжет из Библии, когда царь Ирод велел убивать всех новорожденных мальчиков. На картине изображен сад во дворце Ирода. Вооруженные воины силой отнимают младенцев у рыдающих матерей и убивают их. Земля усыпана мертвыми телами.

✰ ✰ ✰
18

«Номер 5 1948», Джексон Поллок

Джексон пользовался уникальным методом нанесения красок на картину. Он ложил полотно на землю и ходил вокруг него. Но вместо того, чтобы наносить мазки, он брал кисти, шприцы и брызгал на полотно. Позже этот метод назвали «живопись действия».

Поллок не использовал эскизы, он всегда полагался только на свои эмоции.

✰ ✰ ✰
17

«Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер-Огюст Ренуар

Ренуар единственный художник, не написавший ни одной грустной картины. Сюжет для этой картины Ренуар нашел рядом с домом, в ресторане «Мулен де ла Галетт». Живая и веселая атмосфера заведения вдохновила художника на создание этой картины. Для написания произведения ему позировали друзья и любимые натурщицы.

✰ ✰ ✰
16

«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи

На этой картине изображено последнее застолье Христа с его учениками. Принято считать, что нарисован тот момент, когда Христос говорит о том, что один из учеников предаст его.

В поисках натурщиков да Винчи провел много времени. Самыми сложными были образ Христа и Иуды. В церковном хоре Леонардо заметил юного певца и рисовал с него образ Христа. Спустя три года художник увидел в канаве опустившегося пьяницу и понял - это тот, кого он искал и притащил его в мастерскую.

Когда он срисовал образ с пьяницы, тот признался ему - три года назад сам художник рисовал с него образ Христа. Так и получилось, что образы Иисуса и Иуды были списаны с одного и того же человека, но в разных жизненных периодах.

✰ ✰ ✰
15

«Водяные лилии», Клод Моне

В 1912 году художнику поставили диагноз двойной катаракты, из-за этого он перенес операции. Лишившись хрусталика на левом глазу, художник стал видеть ультрафиолет как голубой или фиолетовый цвет, из-за этого его картины приобрели новые и яркие цвета. Рисуя эту картину, Моне видел лилии голубыми, тогда как обычные люди видели просто обычные белые лилии.

✰ ✰ ✰
14

«Крик», Эдвард Мунк

Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, его часто мучили кошмары и депрессии. Многие критики считают, что на картине Мунк изобразил самого себя - кричащего от панического и безумного ужаса.

Сам же художник описывал смысл картины как «крик природы». Он говорил, что шел с друзьями на закате и небо окрасилось в кроваво-красный цвет. Дрожа от страха, он якобы услышал тот самый «крик природы».

✰ ✰ ✰
13

«Мать Уистлера», Джеймс Уистлер

Для картины позировала мать самого художника. Изначально он хотел, чтобы мать позировала стоя, но для старой женщины это оказалось сложно.
Уистлер назвал свою картину » Аранжировка в сером и черном. Мать художника». Но со временем настоящее название забылось и люди начали называть ее «Мать Уистлера.»

Первоначально это был заказ от члена парламента. который хотел, чтобы художник нарисовал дочь Мэгги. Но в процессе та отказалась от картины и Джеймс попросил свою мать стать натурщицей, чтобы закончить картину.

✰ ✰ ✰
12

«Портрет Доры Маар», Пабло Пикассо

Дора вошла в творчество Пикассо как «женщина в слезах». Он отмечал, что никогда не мог написать ее улыбающейся. Глубокие, печальные глаза и грусть на лице - вот характерные особенности портретов Маар. И обязательно кроваво-красные ногти - это особенно восхищало художника. Пикассо часто писал портреты Доры Маар и все они достойны восхищения.

✰ ✰ ✰
11

«Звездная ночь», Винсент Ван Гог

На картине изображен ночной пейзаж, который художник выразил густыми, яркими красками и атмосферой ночного спокойствия. Самые яркие объекты это, конечно, звезды и луна, они нарисованы наиболее выражено.

На земле растут высокие кипарисы, как бы мечтая присоединиться к увлекательным танцам звезд.

Смысл картины трактуют по разному. Некоторые видят отсылку к Ветхому Завету, а кто-то просто склоняется к тому, что картина это результат затяжной болезни художника. Именно во время лечения он и написал «Звездную ночь».

✰ ✰ ✰
10

«Олимпия», Эдуард Мане

Картина послужила причиной для одного из самых громких скандалов в истории. Ведь на ней изображена обнаженная девушка, лежащая на белых простынях.
Возмущенные люди плевали в художника, а некоторые даже пытались испортить полотно.

Мане хотел лишь нарисовать «современную» Венеру, показать, что женщины настоящего ничуть не хуже женщин прошлого.

✰ ✰ ✰
9

«3 мая 1808», Франсиско Гойя

Художник глубоко переживал события, связанные с нападением Наполеона. В мае 1808 года восстание мадридцев трагически закончилось и это настолько затронуло душу художника, что спустя 6 лет он излил свои переживания на полотно.

Война, смерть, утрата - все это настолько реалистично изображено на картине, что восхищает умы многих до сих пор.

✰ ✰ ✰
8

«Девушка с жемчужной серёжкой», Ян Вермеер

У картины было еще одно название «Девушка в тюрбане». Вообще о картине известно немного. По одной из версий Ян нарисовал собственную дочь Марию. На картине девушка словно поворачивается к кому-то и взгляд зрителя фокусируется на жемчужной сережке в ухе девушки. Блеск сережки отсвечивает и в глазах и на губах.

По картине был написан роман, в последующем сняли одноименный фильм.

✰ ✰ ✰
7

«Ночной дозор», Рембрандт

Это групповой портрет роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Портрет был написан по заказу Стрелкового общества.
При всей трудности содержания, картина полна духом парада и торжественности. Словно мушкетеры позируют художнику, забыв о бое.
Позже картину обрезали со всех сторон, чтобы она поместилась в новом зале. Некоторые стрелки исчезли с картины безвозвратно.

✰ ✰ ✰
6

«Менины», Диего Веласкес

На картине художник пишет портреты короля Филлипа Четвертого и его супруги, которые видны отраженными в зеркале. В центре композиции изображена их пятилетняя дочь, окруженная свитой.

Многие считают, что Веласкес хотел изобразить самого себя в момент творчества - «живопись и живописи».

✰ ✰ ✰
5

«Пейзаж с падением Икара», Питер Брейгель

Это единственная сохранившаяся работа художника на тему мифов.

Главного героя картины практически не видно. Он упал в реку, из водной глади торчат лишь ноги. На поверхности реки разбросаны перья Икара, которые вылетели от падения. А люди заняты своими делами, никому нет дела до упавшего юноши.

Казалось бы, картина трагична, ведь на ней изображена смерть молодого юноши, однако картина написана в спокойных, неярких тонах и как бы говорит - » ничего не произошло».

✰ ✰ ✰
4

«Афинская школа», Рафаэль

До «Афинской школы» Рафаэль мало имел опыта со фресками, но на удивление, эта фреска получилась по гениальному превосходна.

Эта картина изображает Академию, которую основал Платон в Афинах. Собрания Академии проходили под открытым небом, но художник решил, что более гениальные идеи приходят в великолепно сделанном античном здании и поэтому изображает учеников именно не на фоне природы. На фреске Рафаэль изобразил и самого себя.

✰ ✰ ✰
3

«Сотворение Адама», Микеланджело

Это четвертая из девяти фресок потолка Сикстинской капеллы на тему сотворения мира. Микеланджело не считал себя великим художником, он позиционировал себя как скульптор. Именно поэтому тело Адама на картине такое пропорциональное, имеет ярко выраженные черты.

В 1990 году обнаружили, что в изображении Бога зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга. Возможно, Микеланджело был хорошо знаком с анатомией человека.

✰ ✰ ✰
2

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Мона Лиза и по сей день остается одной из самых загадочных картин в мире искусства. Критики до сих пор спорят, кто же на самом деле изображен на ней. Многие склоняются к тому, что Мона Лиза это жена Франческо Джоконды, который и попросил художника написать портрет.

Главная загадка картины кроется в улыбке женщины. Версий множество — начиная от беременности женщины и улыбка выдает движение плода, заканчивая тем, что на самом деле это автопортрет художника в женском образе. Что же, остается только гадать и восхищаться невероятной красотой картины.

✰ ✰ ✰
1

«Рождение Венеры», Сандро Ботичелли

На картине изображен миф рождения богини Венеры. Богиня родилась из морской пены, ранним утром. Бог ветров Зефир помогает богине доплыть до берега в своей раковине, где ее встречает богиня Ора. Картина олицетворяет рождение любви, вызывает чувство прекрасного, ведь на свете нет ничего прекрасней, чем любовь.

✰ ✰ ✰

Заключение

Мы постарались уместить в этой статье лишь некоторые из самых популярных картин в мире. Но есть ещё и множество других не менее интересных шедевров изобразительного искусства. А какие картины Вы считаете популярными?

Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.

Музыка на ягодицах

Иероним Босх, "Сад земных наслаждений", 1500-1510.

Фрагмент части триптиха

Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала "песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет".

Обнаженная Мона Лиза

Знаменитая "Джоконда" существует в двух вариантах: обнаженная версия называется "Монна Ванна", ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.

Старый Рыбак

В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.

Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).

А был ли кит?


Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».

Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так - в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.

Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.

Два "Завтрака на траве"


Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863.



Клод Моне, "Завтрак на траве", 1865.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают - ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Двойники на "Тайной вечере"


Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495-1498.

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

"Ночной дозор" или "Дневной"?


Рембрандт, "Ночной дозор", 1642.

Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.

И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.

Перевернутая лодка


Анри Матисс, "Лодка", 1937.

В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус - это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.

Обман в автопортрете


Винсент ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889.

О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника - Поля Гогена.

Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.

Чужие мишки


Иван Шишкин, "Утро в Сосновом лесу", 1889.

Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.

Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Невинная история "Готики"


Грант Вуд, "Американская готика", 1930.

Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.

Месть Сальвадора Дали

Картина "Фигура у окна" написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал "порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.

В своей книге 1949 года "Сальвадор Дали глазами сестры" она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с "Фигурой у окна". Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.

Двуликая Даная


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Даная", 1636 - 1647.

Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии - супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс - любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

Желтая спальня Ван Гога


Винсент Ван Гог, "Спальня в Арле", 1888 - 1889.

В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.

Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку - средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.

Беззубое совершенство


Леонардо да Винчи, "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", 1503 - 1519.

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Майор на фейсконтроле


Павел Федотов, "Сватовство майора", 1848.

Публика, впервые увидевшая картину "Сватовство майора", смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.

Почему Свобода обнажена


Фердинан Виктор Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах", 1830.

По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.

Неквадратный квадрат


Казимир Малевич, "Черный супрематический квадрат", 1915.

На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.

Мелодрама Австрийской Моны Лизы


Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907.

На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.

Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.

Картина, вернувшая Гогена к жизни


Поль Гоген, "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897-1898.

Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно "читается" не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).

Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.

112 пословиц на одной картине


Питер Брейгель - старший, «Нидерландские пословицы», 1559

Питер Брейгель - старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».

Другие пословицы отражают человеческую глупость.

Субъективность искусства


Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894

Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.

Скрытая картина


Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901

В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение - портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», - объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.

Недоступные марокканки


Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928

Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение - отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды - он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.

Спонтанное озарение


Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900

Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой... И тут художника осенило - вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.

Опять двойка


© Федор Решетников

Знаменитая картина «Опять двойка» - это всего лишь вторая часть художественной трилогии.

Первая часть - «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.

Вторая часть - «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».

Третья часть - «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».

Как рождаются шедевры


Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844

В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.

Урок анатомии от Микеланджело


Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511

Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.

«Тайная вечеря» Ван Гога


Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888

Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.

Образ памяти у Дали


Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931

Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.

О чем кричит Мунк


Эдвард Мунк, "Крик", 1893.

Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: "Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу". Но что за закат мог так напугать художника?

Есть версия, что идея "Крика" родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау - настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис - один из них и стал источником вдохновения художника.

Писатель в народе


Александр Иванов, "Явление Христа народу", 1837-1857.

Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов "уже давно умер для всего мира, кроме своей работы".

Подагра Микеланджело


Рафаэль Санти, "Афинская школа", 1511.

Создавая знаменитую фреску "Афинская школа", Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти "в роли" Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.

Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.

Зеркало четы Арнольфини


Ян ван Эйк, "Портрет четы Арнольфини", 1434 г.

В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них - ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.

Как недостаток превратился в талант


Рембрандт Харменс ван Рейн, "Автопортрет в возрасте 63", 1669.

Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется "стереослепота" - неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.

Безгрешная Венера


Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-1486.

До появления "Рождения Венеры" изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление - аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.

Лютнист или лютнистка?


Микеланджело Меризи да Караваджо, "Лютнист", 1596.

Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор - это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

Живопись, если не брать в расчет реалистов, всегда была, есть и будет странной. Но некоторые картины страннее других.
Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Какие-то - затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые - удивляют непомерной ценой.

AdMe.ru тщательно просмотрел все главные достижения в мировой живописи и выбрал из них два десятка самых странных картин. В подборку не вошли картины Сальвадора Дали, чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум.

"Крик"

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель
Национальная галерея, Осло

"Крик" считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире. Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре версии "Крика", и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

"Я шел по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу", - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?"

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло
Музей изящных искусств, Бостон

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, "старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям", у ее ног "странная белая птица... представляет бесполезность слов".

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что: "Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее". Он прожил еще 5 лет, так и получилось.

"Герника"

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло
Музей королевы Софии, Мадрид

"Герника" представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. "Это сделали вы?" - "Нет, это сделали вы".

Огромное полотно-фреска "Герника", написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

"Портрет четы Арнольфини"

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло
Лондонская национальная галерея, Лондон

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи "Ян ван Эйк был здесь", что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.

Портрет, предположительно, Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения. В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

"Демон сидящий"

Михаил Врубель. 1890, холст, масло
Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчеркивает стесненность фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Сам художник говорил о самой известной своей картине: "Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый".

"Апофеоз войны"

Василий Верещагин. 1871, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом, лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом называл полотно "натюрмортом" - на нем изображена "мертвая природа". Всe детали картины, в том числе желтый колорит, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчеркивает мертвенность картины. Идею "Апофеоза войны" выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому, что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: "Больше батальных картин писать не буду - баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого". Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина "Апофеоз войны", на которой изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.

"Американская готика"

Грант Вуд. 1930, масло. 74×62 см
Чикагский институт искусств, Чикаго

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо посередине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта. "Американская готика" - один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий. Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли "Готику" как "юмористическую валентинку", а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

"Влюбленные"

Рене Магритт. 1928, холст, масло

Картина "Влюбленные" ("Любовники") существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом - "смотрят" на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.

Едва ли не все картины Магритта - это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт все время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

"Прогулка"

Марк Шагал. 1917, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея

"Прогулка" - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе. Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью.

"Сад земных наслаждений"

Иероним Босх. 1500-1510, дерево, масло
Прадо, Испания

"Сад земных наслаждений" - самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.

Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие - торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

"Три возраста женщины"

Густав Климт. 1905, холст, масло
Национальная галерея современного искусства, Рим

"Три возраста женщины" одновременно и радостна, и печальна. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние. Молодая женщина органично вплетена в орнамент жизни, старая - выделяется из нее. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несет с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя - неизменное постоянство и конфликт с реальностью. Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.

"Семья"

Эгон Шиле. 1918, холст, масло
Галерея "Бельведер", Вена

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния. "Семья" - его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то, что это - наименее странно выглядящая его картина. Он нарисовал ее перед самой смертью, после того, как от "испанки" умерла его беременная жена Эдит. Он умер в 28 лет, спустя всего три дня после Эдит, успев нарисовать ее, себя и их так и не рожденного ребенка.

"Две Фриды"

Фрида Кало. 1939

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма "Фрида" с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего". Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи ее картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. В одной из лучших картин - "Две Фриды" - она выразила мужское и женское начало, соединенные в ней единой кровеносной системой, демонстрирующие ее целостность.

"Мост Ватерлоо. Эффект тумана"

Клод Моне. 1899, холст, масло
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего, кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большое расстояние. Сначала перед нами начинают проявляться непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, перед нами резко прорисовываются и выстраиваются в логическую цепочку все связующие произведения.

"Номер 5, 1948"

Джексон Поллок. 1948, фибролит, масло

Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита - самая дорогая картина в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал ее мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу. "Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получаются грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь".

"Мужчина и женщина перед кучей экскрементов"

Жоан Миро. 1935, медь, масло
Фонд Жоана Миро, Испания

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что это картина говорит нам об ужасах гражданских войн. Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятия, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как "полные отвращения и гадливой сексуальности".

"Эрозия"

Яцек Йерка

Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создавая новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала, и нам пришлось выбрать одну - для иллюстрации его фантазии и мастерства. Рекомендуем ознакомиться подробней.

"Руки противятся ему"

Билл Стоунхэм. 1972

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная - это факт. Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От "из-за этой картины умирают" до "дети на ней живые". Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов. Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности. Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - "с привидениями". "Руки противятся ему" купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.