Сфера духовной жизни — Гипермаркет знаний. Сферы жизни общества

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

  • слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
  • в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
  • в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.

1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, доступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, неизменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для национальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна

3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:

1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;

2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

Особенности :

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

  • так или иначе, приобщает каждого к культуре;
  • имеет свои высоты и достижения;
  • удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
  • является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

  • снижает общую планку культурного уровня;
  • формирует искусственные потребности и запросы;
  • формирует стандартное поведение и вкусы;
  • насаждает социальные мифы.

II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.

1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Наука

Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Отличительные черты науки:

1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.

2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.

3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.

4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.

5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.

6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.

7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.

Функции науки:

1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).

2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).

3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.

4. Социальная - содействие в развитии общества.

5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.

Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) измерение;

г) описание;

д) сравнение и др.

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

а) дедукция;

б) индукция;

в) абстрагирование;

г) идеализация;

д) систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

а) аналогия;

б) анализ;

в) синтез;

г) классификация;

д) моделирование.

Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Функции образования:

  • экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
  • социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
  • культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Ступени образования в РФ:

1. дошкольное

2. общее (школьное, среднее)

а) начальное

б) основное в)полное

3. профессиональное

а) начальное б)среднее

в) высшее

г) послевузовское

4. дополнительное.

Тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);

б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);

в) гуманизация процесса образования;

г) компьютеризация процесса образования;

д) интернационализация процесса образования;

е) непрерывное образование;

ж) рост продолжительности образования.

Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.

Религия

Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

Понятие "сфера культуры" является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: "культура и искусство" и "средства массовой информации". В данном учебном пособии будет использоваться широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называтькультурными благами .

Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности ) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы (см. табл. 4.1):

1) художественное творчество;

2) сохранение культурного наследия;

3) клубная и развлекательная деятельность;

4) массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).

Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.

Таблица 4.1. Состав сферы культуры

Окончание табл. 4.1.

В отличие от здравоохранения и образования, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Разумеется, и в данной сфере есть примеры, когда отдельные виды деятельности выступают как звенья в единой цепи создания и распространения услуг. Это изобразительное искусство и музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, шоу-бизнес и производство аудиовизуальной продукции и др. Но спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.

Для части видов культурной деятельности характерны давно сложившиеся и мало меняющиеся во времени технологии и организационные формы. Так обстоит дело с различными видами художественного творчества и способами сохранения культурного наследия. Приведем в качестве примера театральную деятельность. Используемая в ней технология неизменна в главном на протяжении столетий - это сценическое представление группы актеров. В театральных постановках применяются технические средства: осветительная техника, звукоаппаратура и др., которые меняются со временем и позволяют осуществлять новые сценические решения. Но технические средства используются как вспомогательные, дополняющие основную технологию, основа которой неизменна. Постоянны и организационные формы осуществления театральной деятельности: это антреприза и репертуарный театр .

Другие виды деятельности в сфере культуры обязаны самим своим возникновением определенным техническим изобретениям. Это кинематограф, производство аудио- и видеопродукции, радио, телевидение. Изменения в их технологиях и способах организации обусловливаются изменениями породивших их технических средств. Ряд видов деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется на основе принципов промышленного производства товаров массового потребления: это пресса, книгоиздание, производство аудиовизуальной продукции. Радио и телевидение используют информационные технологии, обеспечивающие массовое потребление соответствующих услуг.

Динамика развития тех видов культурной деятельности, которые появились благодаря новым технологиям, обладает следующей закономерностью: появление нового вида культурного творчества, обязанное новым техническим изобретениям, -> расширение производства новых видов культурных благ -> сокращение темпов его роста или даже падение его масштабов, обусловленное появлением новых конкурирующих технологий и видов культурной деятельности, переключающих на себя потребительский спрос, -> занятие данным видом деятельности определенной ниши в системе культурных потребностей и его воспроизводство в масштабах, медленно меняющихся со временем. В отдельных случаях производство некоторого вида культурных благ может вообще исчезнуть, будучи вытесненным конкурирующей технологией. Так совсем недавно произошло с производством грампластинок, которое было в России прекращено, и средствами распространения аудиопродукции стали лазерные диски и аудиокассеты.

В современной культурологической литературе в качестве основных структурных элементов культуры, составляющих ее системообразующее ядро, чаще всего выделяют основные виды культуры по основным сферам жизнедеятельности человека или сферам культурного творчества. По поводу их количества и названия существуют разные точки зрения 2 , но целесообразно выделить 4 основных сферы и соответственно основных видов культуры:

1. Материально-технологическая культура (в литературе иногда для обозначения этого вида культуры используют: «материальная культура», «социальная культура» и др. наименования) – это культура, которая формируется и функционирует в сфере материально-производственной деятельности человека и ее результаты. Сюда будут относиться орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, транспортные средства, трудовые навыки и способы практической деятельности, обработанные территории, прорытые каналы и т.д. Именно эта сфера деятельности дала возможность человеку менять свое природное окружение и выживать как биологическое существо.

К материально-технологической культуре следует относить и инженерную деятельность. Слово инженер произошло от лат. «ingenium» - хитроумный, изобретательный. В современном значении фигура инженера появляется в XVIII веке с возникновением крупного машинного производства, основанного на сознательном применении научных знаний в производственном процессе. Инженер своей деятельностью как бы соединяет науку с производством, становится проводником науки в производстве. Так научное знание, само по себе элемент другой, духовной деятельности, становится элементов материально-технологической культуры.

К материально-технологической культуре следует относить и определенные традиции, культурные сценарии производственной деятельности, определенные отношения между людьми их нормы, без которых она невозможна, организационные принципы и т.д.

2. Социальная культура (или «социально-политическая культура ) культура, которая формируется и функционирует в сфере социальной организации, включающей индивида в жизнь социального коллектива и делающая возможной его жизнь как социального существа и члена определенного государственного образования. Взаимодействие индивида и государства опосредовано множеством различных культурных форм, которые и входят в этот вид культуры: тип государственного устройства и форма правления; правовая система в обществе, включая существующие здесь законы, судебную систему, исправительные учреждения и т.д.; социальная структура общества (деление общества на сословия, классы и т.д.), партии, которые формируют идеологию этих социальных групп, сами идеологии и т.д.

3. Духовная культура – это культура, которая формируется и функционирует в сфере духовного производства общества (производства идей, образов и других духовных феноменов), назначение которого – удовлетворение духовных потребностей человека. Термин «духовный» имеет узкий смысл («религиозный») и широкий смысл, который включает все многообразие потребностей человека в саморазвитии как личности, обращении его к высшим ценностям и соответствующему опыту предшествующих поколений и эпох: потребность в познании и образовании, общении и нравственном совершенствовании, религиозном утешении и переживании, эстетическом творчестве и удовольствии и т.д. Поэтому в духовную культуру входят такие элементы как мораль и искусство, религия и наука (в аспекте исследования мира), философия и мифология, система образования и воспитания в обществе.

4. Бытовая культура (или «культура повседневности» - это культура, которая формируется и функционирует на уровне непрофессиональной деятельности в процессе совместной жизни в семье, с друзьями, соседями и т.д. Надо сказать, что этот пласт культуры исследован очень мало. До ХХ века к культуре относили преимущественно духовную культуру, то есть сферу духовного совершенствования человека, его стремления к возвышенному… Но культурология ХХ века расширила понимания сущности культуры, указав, что культура организует всю жизнь людей, тем отличая их от животных. Сфера бытовой жизни не может быть исключением, так как у нее есть свои функции в жизни человека и общества. Термин «повседневность» к концу ХХ века превратился в одно из ключевых понятий культурологии и всего современного гуманитарного знания как «технология жизнедеятельности людей вообще» в жизненной стихии обычных событий отдельных людей.

Если все же попытаться обобщать эту «жизненную стихию» множества людей, то к бытовой культуре можно отнести:

Форму семьи и всю систему семейно-брачных отношений;

Основные принципы и формы отношений между старшими и младшими, мужчиной и женщиной и т.д.

Основные принципы и формы семейного воспитания;

Принципы и формы организации домашних праздников, визитов гостей и т.д.;

Организация путешествий;

Традиции питания;

Основные принципы внутренней организации жилища;

Формы гигиены и вообще физической культуры человека;

Особенности предметной среды, окружающей человека дома;

Нормы сексуальной морали;

Традиции свадебных обрядов;

Организация жизни детей;

Этические и эстетические нормы, обычаи, ритуалы, символы, связанные с вечными проблемами жизни человека – любовь, смерть, рождение детей и т.д.

Форма костюма и традиции одеды;

и многое-многое другое. Причем, выстроить четкую иерархию этих элементов пока представляется затруднительным.

>>Сфера духовной жизни

Глава II

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 4. Сфера духовной жизни

Вспомни: В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной?

Подумай : Что объединяет понятия «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского» пути в культуре?

Никто не стянет спорить с тем, что в жизни общества отдельного человека существенную роль играет культура.

Ученые не могут дать общепризнанного определения понятия культура . Словари предлагают более 200 толкований. Слово это латинского происхождения и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях в отличие от диких. Сегодня этим значением смысл слова не исчерпывается.

Факты . В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа (1632- 1694).

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Безусловно, ему для жизни необходимы и благоприятные природные условия, и полноценное питание, и комфорт, и современные технические средства. Но можно ли ограничиться только этими благами? Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого челочка. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера общества . Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Те, кто считает рынок универсальным регулятором отношений в обществе, говорят о том, что именно рыночные отношения все расставят по своим местам: все, что жизнеспособно, что пользуется спросом в обществе, не только сохранится, но и улучшит свои финансовые возможности, а то, что в обществе не востребовано, постепенно перестанет существовать, отомрет.

В действительности каждый, кто живет в России, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим россиянам приходится на практике решать задачу выбора предпочтений, на что потратить свои деньги: на материальные или духовные запросы.

Выход из непростой ситуации некоторым ученым и общественным деятелям видится к разумном сочетании интересов государства и культурного сообщества.

Документ. Фрагмент из Декларации прав культуры: «Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемостъ культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязаннсть воспитывать уважение к культуре в целом, к кульрным памятникам, культурной деятельности, интелигенции, отдельным языкам малых и крупных зтиосов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа...

Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества культуры».

Возможно, преодоление сложностей культурного развития в условиях рынка - во взаимодействии государства, общественных организаций, частных лиц. В передние годы все шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и ученых, выставки, частные музеи
др.

Культура России является многонациональной, этом проявляется ее уникальность. В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Сохранение этого культурного сотрудничества - задача всех поколений россиян. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти.

Ситуации. Памяти «Детям Беслана. Невинным жертвам террора» посвящен один из колоколов карийона (европейского колокольного музыкального инструмента), зазвучавшего в годовщину этой трагедии в Петергофе под Санкт-Петербургом (всего в этом карийоне 51 колокол, и каждый имеет свой голос).

Дарители - Хасан Бергоев и Александр Бондаренко. Хасан Боргоев родился в Казахстане в чеченской семье, воспитывайся в Грозненском детском доме. Детдом разрушен прямым попаданием бомбы по время войны. Музыка «Реквиема» для бесланского колокола написана петербургским композитором Сергеем Касториным.

Проверь себя

1. Что включаев в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
2. Что представляет собой духовная сфера?
3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

В классе и дома

1. Как ты понимаешь главную мисль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Уточни свои представления о том, какой мир мы "творим по мере наших сил", и от чего зависит, каков этот мир.

2. сделай выводы из следующих данных: 2005г.для российского кинематографа ознаменован тем, что впервые за его современную историюв пятерку лидеров кинопроката попали сразу четыре российских фильма. Увеличилось и общее количество отечественных кассовых фильмов, о чем свидетельствуют значительные, по сравнению с предыдущими годами, тиражи фильмокопий.