Социальная психология в действии.

Открыв глаза, Таня поняла, что лежит на холодном полу в своей кладовке. В голове железной кувалдой стучало: «Рак, рак, рак ». Она не застонала и не заплакала, как того требовало её отчаянное на тот момент состояние, а заставила себя встать, сложить всё разбросанное по полу, привела в порядок серую, как надгробный гранит, папку и, не сумев сразу решить, что с ней делать, стояла какое-то время в ступоре: «Поговорить с Димой, когда он придёт с работы, или дождаться утра? Как лучше сообщить ему, что я обо всём знаю? »

Как ни странно, ей даже на минуту не пришло в голову сохранить в тайне свою находку. Она не подумала о том, что нужно дать мужу возможность самому ей обо всём рассказать, когда настанет подходящий для этого момент. В минуты сильного эмоционального потрясения человек едва ли способен общо и полно взглянуть на ситуацию, хотя подчас это просто необходимо, чтобы не задеть и не ранить чувства близкого тебе человека. Но люди устроены иначе, стресс стирает все видимые и невидимые грани.

Таня уже было собралась выходить из душной комнатки, но услышав, как открывается входная дверь, окаменела.

– Ты спишь? – тихо спросил Дима, снимая туфли.

Таня в ужасе вертела в руках проклятую папку, не зная, куда её деть. Совершенно неожиданно она поняла, что от неё нужно немедля избавиться. Пыталась спрятать её под стопку не глаженого белья – вытащила, засунула в ведро с тряпками – достала, пыталась открыть ближайший к ней ящик с какими-то инструментами – он заел. И ровно в этот момент в кладовку заглянул Дима:

– Что ты тут делаешь среди ночи? – недоумевая, посмотрел на неё муж, но его взгляд предательски скользнул вниз и застыл, уставившись на её руки, крепко сжимающие то немногое, что он пытался от неё утаить. Казалось, о тишину, повисшую в их квартире, можно порезаться, такой острой она была.

Таня никак не могла найти нужных слов, чтобы начать разговор. Ей нужно было как-то описать, что она чувствует, что теперь-то она всё понимает, что они будут бороться вместе, и она пройдёт через всё с ним, и вдвоём они в силах преодолеть всё что угодно. Это вертелось, но никак не могло сорваться с её непослушного языка. Наверное, потому, что не чувствовала ничего. Звенящая пустота – вот, что было внутри.

Дима опустился на пол и вытянул ноги. Со стороны могло показаться, что он испытал колоссальное облегчение. Возможно, так оно и было, но лишь на толику. Он так старался весь последний месяц, нет, уже много больше, чтобы оградить жену от страха за будущее, за него, прекрасно зная, насколько сильно она его любит, эту любовь он чувствовал каждой клеткой своего уставшего тела. Он понимал, что обижает её своим поведением в последнее время, но ничего не мог с собой поделать, каждый новый день давался ему всё тяжелее и тяжелее. Чёртовы лекарства имели такое количество побочных эффектов, что сложно было поверить в то, что они вообще способны ему помочь.

– Прости, прости меня за обиды, за непонимание, – навзрыд сказала Таня, опускаясь на пол рядом с мужем, – Как я могла быть настолько слепой, чтобы не заметить, что ты болен! Какой ужас. Почему ты молчал? Почему ничего не сказал? Неужели ты мог подумать, что я не поддержу тебя? – рыдая, спрашивала она.

– Поплачь, – сказал Дима, обнимая её за трясущиеся плечи. И какое-то время они так и сидели на полу, прижавшись друг к другу, потом Дима сказал, с улыбкой глядя на жену: – Какая же ты страшная!

– Таня захотела было насупиться, но случайно увидела своё отражение в огромной никелированной кастрюле, стоящей рядом: слёзы, катившиеся по лицу, размазали зелёную маску, от чего она была похожа на зарёванного гуманоида. И в эту же секунду они оба как по команде расхохотались.

Позже их ждала тяжёлая борьба, не на смерть, а на жизнь: вереница анализов, химиотерапия, недели и даже месяцы в больнице, где ему нестерпимо плохо, а ей – тяжело. Недолгая «побывка» дома, где Тане было ещё сложнее, и снова госпитализация. Казалось, они ходят по одному и тому же кругу ада, и им никак не удаётся выбраться. Она старалась не падать духом и даже в самые сложные моменты силилась не показать мужу, насколько ей страшно и как порой хочется убежать от этого кошмара. Он видел, что она рядом с ним всегда, не отходит ни на минуту, и это чуть его не сломало: трудно осознавать, что любимая женщина видит тебя в тяжёлом, непотребном состоянии, когда нет сил дотянуться до кувшина с водой, когда нет сил сделать хотя бы глоток. Просвета не видно.

– Танюша, какая же ты у меня красивая, – произнёс Дима сухими потрескавшимися губами очевидную, но такую приятную ложь – она сильно осунулась, лицо будто постарело, — я уже соскучился.

– А я думала, тебе надоедает моё постоянное присутствие, – устало улыбнулась она в ответ, заходя в палату, – как ты? Бодрячком? – смеясь, она взяла его за руку и нежно поцеловала в щёку.

Так день сменялся новым, и наступила долгожданная всеми весна. С того случая в кладовке прошло почти два года. Таня ходила по квартире как неприкаянная, никак не могла найти себе места, и наконец, ключ в замке повернулся, и она, как кошка, долго ждавшая хозяина с работы, побежала к входной двери. Он был такой счастливый, воодушевлённый. Она сразу поняла, что его взяли в проект. Жизнь постепенно входила в прежнюю колею, у Димы наступила ремиссия.

Фильм «День сурка» был снят в 1993 году, и очень полюбился зрителям. Пронзительная история о том, как известный телеведущий Фил Коннорс в течение 10 лет (по замыслу режиссера) переживает один и тот же день, никого не оставила равнодушным. Ведь многие понимают, что наша жизнь, вплетенная в канву стандартизированного общества, мало чем отличается от Дня сурка, показанного в фильме.

Мы каждый день едим одну и ту же еду, живем с одними и теми же людьми, работаем в одном и том же офисе, ездим отдыхать на стандартные курорты, с небольшими отклонениями от привычной колеи. В общем, ходим по кругу. Кто-то в ежедневной суете даже и не замечает повторяемости событий, а тем более, не усматривает в каждом похожем дне шанс для изменений , для развития.

Герой фильма попал в гипертрофированную ситуацию, когда не заметить было уже трудно, потому что каждое утро он просыпался в одном и том же городе 2 февраля и оказывался в водовороте событий традиционного праздника США – Дня сурка. Осознание того, что один его день абсолютно похож на другой, дало ему возможность кардинально изменить свою жизнь. Почему? Посмотрим старый фильм еще раз, но не просто ради развлечения, а используя системное мышление .

Хождение по кругу

Хождение по кругу. Потребление внутрь конечно

О чем прежде всего может подумать человек, который вдруг понял, что может абсолютно точно предсказывать, как будут разворачиваться события дня? И что он в состоянии влиять на их развитие? Конечно, попытается наполнить свои потаенные, давние эгоистические желания. Вернее, такое утверждение вполне справедливо для главного героя фильма Фила Коннорса, портрет которого, нарисованный в начале фильма, не вызывает симпатии.

Это человек крайне эгоистичный, живущий исключительно для собственного удовольствия и мало уделяющий внимания людям. Его почти не заботит, чем живут окружающие, для него самое главное – наполнить собственные желания. Он демонстративен и занят самолюбованием. Все это качества неразвитой кожно-зрительной связки векторов .

Вот почему в момент осознания собственного «могущества» (способности создавать свой каждый новый день, как ему захочется) он начинает с самых простых радостей – набить живот пирожными, напиться кофе, накуриться. Ведь это не повлияет на здоровье – все равно на следующий день ты снова проснешься здоровеньким.

Можно успеть найти подход к красивой женщине, каждый новый день узнавая о ней все подробности и используя их как средство соблазнения. И вот она уже твоя – без всяких последствий и обязательств. А можно ограбить инкассаторов, разбить чужую машину и оскорбить полицейских. Ответственность никогда не наступит, потому что завтра нет, есть только сегодня, только один день.

Но что показывает такой опыт Фила? Что потребление внутрь, наполнение только собственных эгоистических желаний конечно и не дает ожидаемого удовольствия. Рано или поздно человек сталкивается с этим, прикасаясь к своим истинным, скрытым желаниям, которые могут быть наполнены только после осознания их и приложения определенных усилий для их реализации.

Для Фила таким камнем преткновения стала любовь к помощнице Рите, которая, как яркий представитель зрительного вектора , очень чутко ощущала любую фальшь и была способна различить истинное чувство от наигранного, придуманного. Здесь не помогли никакие ухищрения Фила.

Хождение по кругу


Более того, эта ситуация породила глубокий кризис внутри него, не совместимый с жизнью. Он многократно пытался покончить жизнь самоубийством. Но как это можно сделать, если на следующее утро ты с непреодолимым постоянством ровно в 6 часов просыпаешься в кровати гостиницы небольшого северного городка, и день начинается сначала?

Это очень яркая иллюстрация того, что самоубийство не выход . Пока не решены психологические проблемы внутри, нет смысла уходить из этой жизни, потому что День сурка повторится вновь и вновь. Это важное открытие делают все представители звукового вектора, склонные к суициду, особенно остро ощущающие бессмысленность происходящего, проходя тренинг по системно-векторной психологии.

Хождение по кругу. Выход наружу

Что же остается нашему герою? Остается развиваться, раскрыть свои таланты и заставить их служить людям. Невероятно системный выход из ситуации, который показывает нам, что законы природы неизменны и часто ощущаются режиссерами, как знатоками человеческих душ, неосознанно. Именно поэтому такие фильмы так трогают.

Трудно представить, но День сурка у Фила длится 10 лет, и за это время он успевает развить свои многочисленнее таланты, и, прежде всего, способности своего зрительного вектора. Он учится вырезать ледяные скульптуры, играть на фортепиано, чтобы покорить сердце такой настоящей Риты. Но более всего он учится помогать людям, нести им спасение, помощь и радость. И сердце Риты оказывается покорено невероятной внутренней красотой Фила, которая спала, убаюканная хождением по кругу. Он такой нежный, теплый, отзывчивый и благородный, именно такой, о каком она всегда мечтала.

Хождение по кругу


Наполняя желания окружающих людей, мы выходим на новый уровень удовольствия – удовольствия бесконечного, которое никогда не кончается. Это и должно быть логическим завершением такого необычного опыта, как проживание год за годом одного дня. Опыт души, который мы должны выносить из каждого прожитого дня, должен все больше приближать нас к осознанию, зачем мы живем, в чем состоит смысл нашего пребывания в этом дне, к чему мы должны прийти в итоге. Осознание своего единства с другими людьми, ощущение, что их горе – это мое горе, их радость – это моя радость, и есть результат нашего развития.

И тогда заканчивается день сурка, и ты становишься Богом, только не таким, каким вначале видел себя Фил, использующим свое могущество в корыстных целях, а любящим, творящим добро, отдающим. Только две силы существуют в этом мире – сила получения и сила отдачи . Мы созданы получающими, но пришли в этот мир для того, чтобы научиться отдавать. В этом великая мудрость жизни.

Статья написана с использованием материалов

Хождение по кругу или почему некоторые ситуации повторяются с нами

Задумывалась ли ты о том, почему определенные события происходят с тобой? А некоторые и не один раз! Почему мы попадаем в круговорот повторяющихся событий? Зависит ли это от нас самих или это судьба?

Ты устроилась на новую работу, о которой мечтала. Полна интузиазма, идей. Тебе кажется, что вот наконец-то ты нашла свое место на долгое-долгое время, но… В какой-то момент тебе хочется бросить все и уйти. Что ты и делаешь. Проходит время, ты находишь новую работу. Все идет отлично, думаешь: «Ну вот это точно мое. Именно об этом я и мечтала». Жизнь наполняется смыслом. Ты с радостью летишь утром на работу, готова свернуть горы…и через время опять уходишь. И такая ситуация повторяется не один и не два раза. Ты понимаешь что идешь по кругу.

Или в отношениях с мужчинами. Тебе встречаются мужчины исключительно одного типа. Хотя ты и не можешь сказать, что это твой тип мужчин. И ты видишь, что этот мужчина в принципе такой же, как и предыдущий, но ты снова строишь с ним отношения. А потом упрекаешь себя в том, что «наступила на те же грабли».

Знакомые ситуации? Да, и я их взяла не из головы. Первая циклично происходит с моей знакомой, а вторая - со мной.

А сколько историй о женщинах, которые по несколько раз выходят замуж за алкоголиков? Или людей, которые всегда в долгах: и только отдав последний долг, снова влезают в еще больший. Или девушки, которых всегда предают парни. Да таких историй можно вспомнить много.

А если посмотреть на твою жизнь? Наверняка, если подумать, тебя тоже преследуют определенные ситуации и проблемы, которые повторяються из года в год, из отношений в отношения.

Задумывалась ли ты, есть ли в этих повторениях связь?

Я - нет, пока в очередной раз не наступила на свои грабли. Вот тогда меня и посетил этот вопрос. Почему все происходит именно так? Почему я не могу сойти с этой дорожки? С этим вопросом я полезла в интернет. Там я нашла много информации по этому вопросу и массу объяснений таких событий. Итак…

Почему так происходит?

Можно, конечно, все объяснить таким распространенным объяснением. Мол, судьба у меня такая. Вот так и буду всю жизнь бегать по кругу. Изменить тут что-то не в моих силах. Нужно смириться и дальше «нести свой крест».

Судьба? Возможно. Никто не спорит, но вот почему такая судьба именно тебе досталась? Вот это вопрос.

Так сложились обстоятельства

И сразу вопрос: Почему они складываются именно так и именно у тебя? Да еще и с таким завидным постоянством. Конечно, так можно объяснить многие вещи. Но только подумай, сколько событий (обстоятельств) должно сложиться определенным образом, чтобы ты, например, оказалась в определенном месте в определенное время. И такие обстоятельства должны сложиться как минимум не у тебя одной!

Но и тут снова вопрос: что привело тебя в это место?

Твой выбор

«Как я могу выбирать то, чего не хочу?» - сразу спросишь ты. А вот как.

Каждый день ты сталкиваешся с кучей вопросов, которые требуют выбора. Может незначительного, но все же.. От того, какое решение примешь ты в определенной ситуации - может так или иначе сложиться твоя дальнейшая жизнь. Тебе кажется, что какое-то маленькое решение не может повлиять на жизнь в целом? Смею тебя уверить - может!

Если представить твою жизнь паутинкой, в которой каждая отдельная ниточка - это вариант, куда идти, то каждое твое принятое решение, пусть даже маленькое, - ведет тебя в определенную сторону. На самом же деле паутина жизни человека очень обширная.

И в зависимости от нашего выбора - мы можем появиться в каких-то определенных местах. Но появляемся в каком-то данном месте и данной ситуации! Интересно, почему?

Жизнь дает урок

Израильская ясновидящая и психолог Голди считает, что цель нашей жизни проработать свои комплексы, страхи и карму. Проблемные и неприятные ситуации будут повторяться в твоей жизни до тех пор, пока ты не усвоишь урок. При этом, ситуации будут ухудшаться с каждым разом, если ничего не менять.

То есть определенные события происходят в нашей жизни для того, что бы нас чему-то научить.

Родом из детства

Hogdenie_po_krygy«Все самое главное закладывается в детстве» - скажет вам любой психолог. И в этой позиции много правды. Действительно, многое в характере и в судьбе человека зависит от событий и переживаний его детства. Ребенок рождается в определенной семье, с определенными устоями и отношениями внутри семьи. И взрослея, он бессознательно начинает запоминать, какими должны быть отношения между мамой и папой, с другими людьми, отношение к работе, здоровью, каким-то принципам.

Вспомните, как играют дети. Как они разговаривают с куклами, какие ситуации они проигрывают. Если понаблюдать за игрой ребенка, можно увидеть свою семью и себя со стороны, глазами ребенка.

Так вот те самые повторяющиеся события могут быть прочно связаны с нашим детством. В какой-то момент мозг решил, что все должно быть именно так. И с тех пор, наши действия «запрограмированны» на создание именно таких ситуаций. Можно ли это изменить и перегрузить свою программу? Конечно, да. Важно разобраться в себе, выявить ее и изменить.

Жизнь - отражение тебя

Анатолий Некрасов - психолог, философ, ведущий специалист в области семейных и межличностных отношений имеет свою точку зрения на повторяющиеся события.

По его словам, жизнь - это ксерокс, который отражает все, что есть в человеке. А значит и причины нужно искать в себе. Человек притягивает в свою жизнь то, что внутри его.

Вот одна из цитат его книги:

«Поиск по «горизонту» начинается тогда, когда человек перестает заниматься движением внутрь себя. Чаще всего, когда человек перестает трудиться над собой и над своими отношениями, он начинает двигаться по более «легкому» пути - поиску более подходящей половинки в своем окружении. Вот в таком случае найти половинку практически невозможно. Мир всячески уводит человека от половинки, создает множество трудностей в отношениях с противоположным полом, снова и снова подталкивая человека к раскрытию своих лучших качеств, к проявлению все большей любви». (Анатолий Некрасов «Половинки»).

Можно ли выйти из замкнутого круга и перейти на новый уровень?

Как правило, человек осознает свои проблемы, когда они уже достигли неимоверных масштабов. Или когда ситуация повторилась уж очень большое количество раз. Почему так? Мы в большей части своей жизни живем неосознанно. То есть, для того что бы понять и осознать проблему, нужно что бы эта проблема «ударила» тебя по голове с неимоверной силой. Тогда, когда кажется, что вот жизнь разрушена и ничего не изменить. Многие и продолжают так жить. Жалуясь на судьбу и не видя выхода.

Но есть единицы людей, которые начинаются копаться в себе. И искать ответы на вопрос: Почему все так происходит? Почему это происходит со мной? Могу ли я что-то поменять? Если да, то что нужно делать.

Опять же, многие так и останавливаются на этом этапе вопросов. Либо же, найдя кучу полезной информации в интернете, начинают внедрять в свою жизнь все подряд.

Разорвать этот замкнутый круг возможно. На языке психологии, судьба называется жизненным сценарием. Все события, происходящие в вашей жизни, установки, убеждения, страхи, привычки - формирует нашу жизненную паутину. И поняв, что стоит за теми или иными ситуациями, изменив это внутри себя можно изменить и собственную жизнь.

Я не буду описывать вам какие-либо методики или технологии, вычитанные из интернета. Или рассказывать «единственно верное решение». Это не в моей компетенции. То,что вы читаете эту статью, уже говорит о том, что вы начали искать способы изменить себя и свою жизнь.

Изменения не безопасны!

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам
Никколо Макиавелли

Очень многих волнует вопрос: «Как мои изменения скажутся на окружающих? И поменяются ли люди вокруг меня?»

Ответ будет такой: «100% да, поменяются».

А вот как поменяются - это уже второй вопрос.

В качестве обоснования своего ответа, приведу опыт Ларисы Мелиховой. У нее были очень сложные отношения с мамой с самого детства. И как говорит сама Лариса, ее мама нанесла ей все психологические травмы, которые только возможно было нанести ребенку. Когда Лариса Мелихова увлеклась психологией и начала менять свою жизнь и себя, поменялись и ее отношения с мамой. Кардинально. И объясняет она это все квантовой физикой.

Да-да, именно физикой. По законам квантовой физики, если две частицы были хоть одно мгновение в соприкосновении, то они удерживают эту информацию. И если менять одну частицу - меняется и другая, которая имеет о ней информацию. Этот закон физики, может объяснить многое в нашей жизни, но мы сейчас не о «многом».

Так вот, связь с нашими родителями, близкими, мужьями есть. Соответственно, наши изменения рано или поздно отразятся и на нашем окружении.

В Минске прошла закрытая встреча с российским психологом Константином Довлатовым. Если вы верите в то, что психологи могут научить гармонии и счастью - прочитайте этот текст: в нём есть необходимые банальности, есть открытия, а есть и то, что просто полезно ещё раз для себя проговорить. Если вы не верите в психологов - тем более прочитайте: здесь все стереотипы как на ладошке.

«Одно 10-минутное видео в день - и с минимальными усилиями ваша жизнь наладится. Почти сама собой, без напряжения и спешки», - так рекомендуется 100-дневный экспресс-курс Константина Довлатова под названием «Как перестать беспокоиться и начать жить». Его автор - успешный российский психолог и тренер - в середине февраля посетил Минск, проведя в одном из кафе закрытую встречу в формате «только для женщин». KYKY аккуратно законспектировал то, что говорил гуру.

Для начала Довлатов сообщил, что мы сами по себе должны стать счастливыми и гармоничными, иначе никакой «костыль» не поможет. Только хуже сделает. В принципе, на этой фразе уже можно было уходить. Но мы остались в надежде получить рецепт гармонии и счастья.

Константин Довлатов - кандидат психологических наук, член Профессиональной психотерапевтической лиги. Стаж работы в практической психологии - более 7 лет. Один из самых высокооплачиваемых тренеров России. Автор «системы исцеления» под названием «Духовная Интеграционика». Организовал собственную школу коучинга, которая за 2 года работы выпустила больше 500 специалистов.

На эту тему: Долой позитивные мотиваторы

«Нужно научиться самому быть человеком, которым вы хотите стать. Тогда вы будете поступать так, как он», - сказал Довлатов. И добавил, что в психологии нет такого понятия как «косяк», потому что мы поступаем так, как считаем наилучшим в конкретной ситуации. С переходом на более высокие уровни мы начинаем поступать «правильнее», потому что приближаемся к «идеальному» человеку, который есть у каждого в подсознании, но которым мы не являемся. Пока что.

«Людьми, у которых нет своих желаний, просто управлять»

«Нас стало слишком много - вот почему многие из нас одиноки. Большинство людей находится на низшем уровне духовного развития. Когда мы начинаем духовно развиваться, переходим на более высокий уровень, там людей уже не так много, и встретить своего человека становится проще», - вполне логично рассуждает Довлатов.

Быть собой - точно знать, чего ты хочешь от жизни. А это не так просто. Именно от незнания мы ходим по кругу. Живем, быстро реагируя на события и не успевая подумать, наступаем на одни и те же грабли, бесконечно встречаемся с одним и тем же человеком в разных обличиях и думаем: когда же все это закончится? «Никогда!» - отрезает Константин Довлатов. Чтобы перестать ходить по кругу, нужно встретиться с собой настоящим и честно ответить на вопрос: чего в жизни хочешь ты? Да-да, именно ты?

Напрашивается вопрос: как же нам с собой встретиться? Перед тем, как ответить на него, Довлатов рассуждает, почему другим выгодно, чтобы мы не знали, кто мы и чего нам нужно. Ответ на поверхности: людьми, у которых нет своих желаний, просто управлять. «Что мы слышим по телевизору? Мужчина, купи машину, женщина - шубу! Мало? Купите еще по одной и успокойтесь. Но это путь для несознательных людей».

«Писать нужно, пока не заплачете»

Без встречи с собой душевное развитие невозможно. А без него шанс встретить своего человека ничтожен. Что же делать? Услышать свою душу. Довлатов рассказал об эффективном упражнении, которое помогает увидеть себя без шелухи. Берем два листа бумаги или две тетради. В одной пишем о целях нашей души, во второй - о том, что её целью не является. Константин пообещал, что если мы не остановимся и будем писать до тех пор, пока не расплачемся, наконец-то встретимся с собой. И, возможно, очень удивимся. «В процессе письма вы столкнетесь с несколькими кризисами, когда будет казаться, что все, дальше невозможно. Просто ставьте следующий пункт и продолжайте. Постепенно к вам начнут приходить ответы. Вам будет казаться, что вы впали в эйфорию. Но еще рано останавливаться. Писать нужно, пока не заплачете. Это здоровая реакция от встречи с собой, с тем, с кем не виделись много лет. Когда это произойдет, прочитайте внимательно, что вы написали - именно это фраза отвечает на вопрос, кто вы на самом деле».

На эту тему: Поколение двадцатилетних, которым скучно хотеть большего

После встречи с собой нужно наладить отношения с родителями. Пока этого не произойдет, «замужем не пропасть очень сложно». Модель поведения между родителями записывается в подкорку человека за первые три года жизни. После к нам начинают приходить те люди, которые нужны на определенных этапах. «Частая ситуация: женщина выросла в семье, в которой отец бил мать. Она испытывает к нему ненависть и теперь притягивает мужчин, похожих на отца, чтобы им мстить. Ничего хорошего из этого не получится. Как быть? Осознать, откуда ноги растут и проработать проблему с психологом».

«Когда женщина говорит мужчине: «Не изменяй мне!» - она лишь подталкивает его к измене»

Подробно Константин Довлатов остановился на теме предательства. Мы разобрали две ситуации: предательство друга, который выдал тайну, и предательство партнера, который «пошел налево».

В первом случае, по словам тренера, мы сами виноваты в том, что наша тайна стала известна кому-то ещё. «Когда вы возлагаете на кого-то тайну, вы сами подталкиваете человека к предательству. Душе хочется от этой информации отделаться». Во втором случае тоже виноваты мы: «Когда женщина заявляет мужчине, что он не имеет права ей изменять, она неосознанно толкает его на это. Когда у человека забирают свободу, он начинает ее возвращать. А если женщина говорит, что мужчина волен делать всё, что ему хочется, но предупреждает, что в случае измены ей будет больно и она не сможет его простить, она оставляет за ним свободу и право выбора, честно предупредив о своих желаниях и чувствах. Главное здесь действовать по принципу «сказала - сделала», чтобы это не оказалось манипуляцией».

«Нужно замедляться, не реагировать на события мгновенно и почаще задумываться»
Каждый человек может смотреть на поведение партнёра в позитивном и в негативном свете. В любой ситуации можно устроить истерику, а можно похвалить человека за ошибку и мягко направить в нужное русло, сказав, какой поступок был бы для вас наиболее приемлемым. Для этого нужно замедляться, не реагировать на события мгновенно и почаще задумываться. Спрашивать у себя: «А что на это сказал бы мой психолог?».

На эту тему: Особые условия брачных игр в Беларуси

«Мы все становимся такими, какими нас хотят видеть наши партнеры. Если женщина видит в мужчине героя, то он станет таким для неё. Она своими словами и поступками подтолкнёт его к тому, что он станет для неё лучшим. А если женщина все время говорит мужу, что он - козёл, как вы думаете, кем он станет?» В этой модели отношений нельзя давать человеку слишком большой аванс. «Если вы будете твердить сантехнику, что он через год станет миллионером, ничего не получится».
Говоря о женщинах, спикер отметил, что, находясь в социуме, они накапливают слишком много агрессии, которую часто выплескивают на окружающих людей. И на потенциальных партнеров, в том числе. А иногда - на самих себя. «Когда говорят: «Надень юбку, и всё получится!» - и женщина так поступает - она не становится более женственной и не решает свои вопросы. Она просто начинает заниматься самоуничтожением. Будьте собой и не слушайте всю эту чушь про юбки!» Негативные эмоции можно выплескивать на работе или в спортзале, а лучше – развиваться духовно. «Духовный путь не проще, чем социальная реализация, зато он - навсегда. Встав однажды на эту дорогу, уже не свернешь с нее. Выпадешь из обоймы, в которой находится среднестатистический человек».

В отношениях нужно разговаривать, обсуждать все вопросы и решать их сообща. «Учить друг друга - это нормальные взаимоотношения. Если мы не говорим партнеру о том, что нас радует, он никогда не узнает об этом», - напоминает нам Довлатов. За поступки можно хвалить или ругать. А можно - игнорировать. Это, по словам психолога, самое страшное: «Дети, которых в семье наказывают за провинности ремнём, вырастают более здоровыми психически, чем те, чьи шалости игнорируют».

Если нам что-то в поведении партнера не нравится, на это можно не обращать внимания. Но обязательно нужно хвалить человека, когда он делает то, что нам приятно. «Тогда он будет стремиться вести себя так, чтобы нам было приятно все время», - советует психолог. «Мудрая женщина в отношении с мужчиной будет говорить с ним о том, что ему удается лучше всего. Будет вести себя так, что мужчина почувствует себя самым лучшим для неё и станет поступать так, как она того хочет. Потому что сам будет искренне этого желать».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

24 мая в России будет отмечаться День славянской письменности и культуры. Отпляшут фольклорные ансамбли, отзвучат торжественные молебны и патриотические речи. Будут сложены новые оды славянскому единству. Событие масштабно осветят ведущие телеканалы страны, тем более что без участия в подобных мероприятиях государственных лиц разного калибра дело не обойдется.

Между тем в Год русского языка и Год чтения по совместительству именно в этот день мы вправе потребовать у государства внятного разъяснения вопроса, который самым неформальным образом связан со славянской письменностью и культурой, - вопроса о судьбе школьного предмета "литература". Точнее даже - о судьбе экзамена по этому предмету, который является обязательным так давно, что пережил в этом качестве и Октябрьскую революцию, и советскую власть, и все последующие исторические катаклизмы.

В чем существо проблемы, которую никак не может решить государство в лице подведомственных ему Министерства образования и Рособрнадзора? Как известно, с 2009 года в России вводится ЕГЭ. Это означает, что все выпускные (они же вступительные) экзамены будут проводиться только в этом формате. Традиционный обязательный выпускной экзамен (сочинение), который являлся экзаменом сразу по двум предметам - русскому языку и литературе, в этих условиях должен быть отменен. Все идет к тому, что каждый выпускник школы будет сдавать обязательный экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ (что, заметим в скобках, абсолютно логично). А вот куда денется в итоговой аттестации литература, никто внятно сказать не может. Обсуждение этого вопроса вялотекуще происходит в течение многих лет. И, как и много лет назад, здесь один хочет "арбуза, а тот соленых огурцов".

Разноголосица мнений в очередной раз проявилась 22 мая, на заседании Общественного совета при Минобрнауки, которое было посвящено школьной литературе (специально ли под праздник или чисто случайно, нам неведомо). Собравшиеся в зале чиновники, общественные деятели, представители профессионального сообщества планировали обсуждать вопрос совместимости ЕГЭ и традиционного экзамена, а также механизмы формирования школьной программы, однако очень скоро стало понятно, что без обсуждения целей преподавания литературы невозможно говорить о контроле . А если цели попытаться сформулировать, то становится ясно, что контролю они не поддаются. Потому что невозможно проверить и выразить в баллах сформированность интереса к чтению или, к примеру, понимание значимости культуры в жизни человека. А ведь именно этого требуют от школьных уроков: "Сделайте так, чтобы ребенку хотелось читать, чтобы он получал от этого удовольствие, чтобы он любил держать в руках книгу. Сформируйте вкус. Научите вести дискуссии и отстаивать свое мнение". И так далее. Непонятно только одно - как быть с экзаменом.

Такой вот получается с этой самой литературой парадокс. Хватаешься за цели и задачи - не знаешь, как проверить их выполнение. Придумаешь технологичный экзамен - и перестаешь понимать, а кому надо то, что он проверяет.

Именно в связи с этим Общественный совет справедливо решил сузить проблему и обсудить экзамен - и именно поэтому ему это не удалось. Как оказалось, многие представители общества в Общественном совете не заметили многолетних дискуссий на темы школьной литературы и решили опять начать задавать вопросы, которые обсуждались еще при разработке стандартов (и о которых, кстати, много писал РЖ). Поэтому дискуссия все время норовила уйти в выяснение основ мироздания. Присутствующие на заседании представители профессионального сообщества старались направить разговор в русло практическое. Поскольку цели и задачи обсуждать можно сколь угодно долго (и, кстати, ни до чего не договориться), а экзамены случаются у нас регулярно (ближайший - просто-таки на днях) и учитель обязан к ним готовить. Это повседневность, из которой не вырваться никуда.

Какие же тут есть пути? Первый: не включать литературу в список обязательных экзаменов . Минусы очевидны. Экзамен, как ни печально, сильнейшая мотивация для занятий. Убери обязательный экзамен сегодня - процент нечитающих детей стремительно вырастет завтра. Если не сегодня же.

Второй путь: оставить литературу в списке обязательных экзаменов и сдавать ее, как и другие предметы, в формате ЕГЭ (как и велит закон) . Минусы не так очевидны, но существенны. Во-первых, добавляется лишний обязательный экзамен, что создает дополнительную нагрузку на ученика. Вряд ли стоит на это идти. Во-вторых, литература в формате ЕГЭ (нынешнего извода) давно уже стала предметом для юмористов ("На каком плече была родинка у Элен Безуховой?" - и четыре варианта ответа). Тесты по литературе ведут к вырождению предмета - об этом говорит основная масса специалистов (прежде всего учителей литературы). Любопытно, что на заседании Общественного совета это фактически признал и представитель Рособрнадзора, руководитель группы разработчиков ЕГЭ по литературе С.А.Зинин, сказав, что без частей А и В (т.е. тестов) вообще-то можно было бы обойтись, расширив часть С - сочинение.

Как говорится, направо поедешь... налево поедешь... Вот государство и не едет никуда. Впрочем, как говорили древние, "поспешай медленно". Ведь, сделав шаг, рискуешь попасть под огонь критики - всегда кто-то будет недоволен. Вот, например, одни выступающие на Общественном совете предлагали сохранить совместный экзамен по русскому языку и литературе (в основном это были преподаватели-филологи), а другие - обязательно развести эти два предмета (в основном представители "Эха Москвы"). Одни считают, что экзамен по литературе должен быть письменным, а другие - устным. Ну как тут быть?

В этом учебном году мне, как главному редактору научно-методической газеты "Литература" издательского дома "Первое сентября", довелось побывать во многих регионах. На встречах с учителями литературы Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Омска, Перми, Сочи, Барнаула, Кирова вопрос о выпускном экзамене возникал всегда, причем как вопрос самый насущный. "Когда они там у вас, в Москве, что-нибудь решат? Неужели им нельзя ничего объяснить?" В этих вопросах - ощущение тревоги, все явственнее нарастающее с приближением эры ЕГЭ. Их молчание трактуется учителями-практиками однозначно: литературу в школе хотят тихо прикрыть. Либо поставить в такие условия, когда она сама собой сойдет на нет.

Выиграет ли от этого государство? Может быть, это веление прагматичного времени и нужно послушаться этого веления? Не расхожий ли миф утверждение, что Россия - страна литературоцентричная и нас собирает в нацию (в народ) в том числе и тот корпус текстов, которые мы все прочли (должны прочесть)? И правда ли, что школа обязана поддерживать сложившийся у нас в течение веков литературный канон?

Думаю (и выступления многих участников заседания меня в этом лишний раз убедили, хотя и вышеприведенные вопросы тоже звучали на заседании), что пока еще обязана. Помогая формирующейся личности осознать свое место в культуре, школьная литература, как справедливо подчеркнул Е.Бунимович, работает за себя и "за того брата" - историю, экономику, географию. Мы обсуждаем, вводить ли в школе православие, - но размышления о том, как человек жив верой, вызываются в школьниках уже сейчас чтением произведений Толстого и Достоевского, Лескова и Булгакова. Пугачева мы знаем лучше Разина, потому что в школе прочитана "Капитанская дочка". Войну 1812 года, как никакую другую, мы представляем очень живо, потому что на уроках говорили о "Войне и мире". Литература несет в себе знание о мире, которое прошло через человека. Она, как выразился один из выступающих, помогает подростку моделировать жизнь.

Так вот, если из школы уходит обязательный выпускной экзамен по литературе (заменяясь на обязательный ЕГЭ по русскому языку), то мотивация для изучения этого самого личностно ориентированного в школьной программе предмета падает настолько, что о систематических эффектах, особенно в старших классах, можно будет забыть. Даже при интересе к книге старшеклассник должен будет уделять первостепенное внимание предметам, которые предстоит сдавать на выходе из школы. Легко представить, что вслед за этим прежде всего у самих учителей исчезает стимул заниматься речевым и литературным развитием школьников, формированием двух базовых умений, за которые отвечает сегодня литература: умения понимать созданный текст и стоящего за ним человека и умения порождать свой текст . Это сегодня худо-бедно делают только словесники (имеется в виду системное "делание", а не спорадические включения). Собственно, эта мотивация начала падать уже и сегодня, когда ситуация с экзаменом "подвисла". Хорошо известна практика замены уроков литературы в старших классах на уроки русского языка (на которых происходит подготовка к ЕГЭ), и никакие проверки этот процесс не остановят.

Однако и другой вариант событий - экзамен остается обязательным, но в форме ЕГЭ (в нынешнем его виде) - не может устраивать не только учителей, но и государство (заказчика в образовании), потому что ЕГЭ по литературе в нынешнем виде выхолащивает и извращает предмет, который перестает соответствовать своим целям и задачам. Анализ контрольно-измерительных материалов (КИМов) проводится учителями-словесниками регулярно, их результаты публикуются, прежде всего в профессиональной прессе, - но движения к улучшению не видно; вряд ли оно вообще возможно в рамках той идеологии, которую воплощают на практике разработчики КИМов.

Есть ли возможность решить названную проблему? Есть. Например, так. Выпускник школы сдает среди обязательных в форме ЕГЭ экзаменов совмещенный экзамен русский + литература (словесность). ЕГЭ по "словесности" состоит из частей А и В, связанных с русским языком, и части С - сочинения по литературе (разбор фрагмента изученного в школе произведения, либо стихотворения, либо нового небольшого прозаического произведения). В нынешнем ЕГЭ по русскому языку наибольшую критику вызывает именно часть С (убогие публицистические тексты), а в ЕГЭ по литературе невозможно без смеха смотреть на части А и В (убогие тесты). Можно объединить "сильные" части этих КИМов в один - и таким образом мы сохраним преемственность, ведь традиционное сочинение тоже было экзаменом сразу по двум предметам. К тому же литература останется в обязательной итоговой аттестации, что положительно скажется на мотивации к ее изучению.

Такое решение обоснованно еще и потому, что литературу и русский язык в большинстве школ преподает один и тот же учитель. Работая с литературным материалом, он одновременно работает и с языком - ведь именно в литературе язык "играет" всеми своими мышцами, и если не на лучших и разных образцах литературы учить родному языку, то тогда на чем?

Это решение позволит снять напряженность вокруг такой формы проверки знаний, как традиционное сочинение. Многие учителя с радостью отказываются от него по следующей причине: оно энергозатратно, прежде всего для проверки. Традиционное сочинение должно быть большим (6-8 страниц), в этом смысле оно оказывается неподъемным для многих учеников - и их учителей (сколько часов тратится на то, чтобы прочесть написанное всеми учениками!). Сочинение же в формате ЕГЭ, оставаясь связным текстом, сочинением, при этом становится меньшим по объему (этот объем, кстати, можно задать не в 150 слов, а в 200-250). Его удобно отрабатывать и проверять, а навыки оно формирует практически такие же, как и сочинение большое.

Важно, что решение о предлагаемой форме экзамена не потребует какой-то затратной работы по созданию КИМов. Части А и В в КИМах по русскому языку вполне пригодны и уже разработаны; критерии оценки части С существуют; "литературного" материала для части С хоть отбавляй (он в изобилии присутствует и в традиционных материалах для выпускного сочинения).

Собственно, именно к такому варианту событий склонялся Общественный совет на стадии подготовки заседания. Об этом можно судить по таким словам из проекта решения: " Общественный совет считает необходимым рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть возможность проведения совмещенного экзамена по русскому языку и литературе, где части А и В отведены языку, а часть С - литературе ". Правда, на самом заседании в нескольких выступлениях прозвучала и другая идея: проводить обязательный устный экзамен по литературе. Именно так сейчас поступают в Питере (о плюсах этого варианта страстно рассказала директор гимназии #56 М.Б.Пильдес). Ее поддержали А.Венедиктов и С.Сорокина ("Эхо Москвы"). Подводя резюме разговору, весьма тепло высказался об этой форме экзамена министр А.Фурсенко. Правда, осталось не ясным, как формат устного экзамена соотносится с определением ЕГЭ в законе о ЕГЭ. Или это будет экзамен с независимой проверкой по стандартизированным правилам? Учителя одной школы спрашивают учеников другой, а на столе перед ними лежат критерии оценки? Картинка любопытная.

В результате Общественный совет решил пока резолюцию не принимать, а работать над ней дальше. В каком направлении, пока не ясно. Поскольку в этом вопросе основное направление - это хождение по кругу. И продолжаться оно, как показывает практика, может сколь угодно долго.