Современные концепции вида. Концепции вида

Эволюция

Это направленный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и исчезновением видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор.

Вид

Основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений и микроорганизмов) - таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.

Критерии, признаки вида

Один вид можно отделить от другого по пяти основным признакам :

    Морфологический критерий позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам.

    Физиолого-биохимический критерий фиксирует неодинаковость химических свойств и физиологических процессов разных видов.

    Географический критерий свидетельствует, что каждый вид обладает своим ареалом.

    Экологический позволяет различать виды по комплексу абиотических и биологических условий, в которых они сформировались, приспособились к жизни.

    Репродуктивный критерий обуславливает репродуктивную изоляцию вида от других, даже близкородственных.

Нередко выделяют и другие критерии вида: цитологический (хромосомный) и другие.

Каждый вид представляет собой генетически замкнутую систему, репродуктивную изолированную от других видов.

В связи с неодинаковыми условиями среды особи одного вида в пределах ареала распадаются на более мелкие единицы - популяции. Реально вид существует именно в виде популяций.

Виды бывают монотипическими - со слабо дифференцированной внутренней структурой, они характерны для эндемиков. Политипические виды отличаются сложной внутривидовой структурой.

Внутри видов могут быть выделены подвиды - географически или экологически обособленные части вида, особи которых под влиянием факторов среды в процессе эволюции приобрели устойчивые морфофизиологические особенности, отличающие их от других частей этого вида. В природе особи разных подвидов одного вида могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Концепции вида

Вид, как таксон является базовой структурной единицей любой системы органического мира, от определения границ которого зависит структура всей таксономической иерархии. При этом проблема вида, ввиду наличия у этого таксона ряда уникальных свойств, может рассматриваться как самостоятельная область биологической науки.

В современной науке пока нет единого понимания биологической сущности вида.

Наиболее распространены 7 концепций:

    типологическая,

    номиналистическая,

    биологическая,

    хеннигова,

    эволюционная,

    филогенетические концепция Б. Мишлера - Э. Териота и

    филогенетические концепция К. Вилера - Н. Плетника.

    Типологическая концепция вида

В основе концепции лежит эссенциалистский подход к классификации, то есть приписывание «виду» некоторого неизменного набора качеств и свойств. Описание вида, согласно данной концепции, необходимо производить на основании конкретного образца (например гербарного). Описанный образец, таким образом становиться эталоном (типом) вида, а особи показывающие сходство с этим эталоном, могут быть отнесены к данному виду.

Типологическое определение вида:

Вид - группа особей, идентичных особи-эталону по диагностическим признакам.

Фатальный недостаток типологической концепции заключается в том, что признаки, по которым описывается эталон, могут сильно варьировать в пределах вида в зависимости от пола, возраста, сезона, генетической изменчивости и др. На практике особи в одной популяции могут различаться между собой сильнее, чем представители двух общепризнанных видов. Другая проблема - виды-двойники, то есть виды практически неразличимые, но при совместном существовании не скрещивающиеся и сохраняющие целостность своего генофонда. Указанные случаи затруднительно описать с точки зрения типологической концепции.

Номиналистская концепция вида

Эта концепция отражает номиналистский взгляд на таксономию. Она отрицает дискретность вида, так как организмы в ходе эволюции постоянно изменяются. А сам вид рассматривается только как умозрительное понятие.

    Номиналистское определение вида:

Вид - признаваемая формальной классификацией группа особей, составляющих определенный этап развития данной эволюционной ветви.

    Биологическая концепция вида

Предложена Эрнстом Майром. Вид признается дискретным только в данный момент, с течением же времени вид непрерывно подвергается эволюционным изменениям. В описании вида используются как традиционные признаки, так и эколого-биологические параметры, а именно популяционная структура вида, способность особей скрещиваться и давать плодовитое потомство. Таким образом, особое значение приобретают генетические связи внутри вида, а видовой статус является свойством популяции, а не отдельного индивидуума.

Биологическое определение вида:

Вид - группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

Вид - это репродуктивно связанная совокупность популяций .

    Хеннигова концепция вида

Предложена Р. Мейером (Meier) и Р. Виллманном (Willmann), исходит из взглядов основателя кладистики Вилли Хеннига. Основной критерий вида, с точки зрения данной концепции, не потенциальная способность скрещиваться и давать плодовитое потомство (что характерно и для таксонов более низкого ранга, например популяций), а наличие репродуктивной изоляции между особями разных видов. таким образом, именно репродуктивный барьер определяет видовой статус. Процесс же видообразования сводится к формированию репродуктивного разрыва между сестринскими группами. Сторонники хенниговой концепции вида отвергают биологическую концепцию на том основании, что та рассматривает изоляцию вида не только от сестринского вида, а от любых других видов в целом.

Определение вида по Р. Мейеру и Р. Виллманну:

Виды - это репродуктивно изолированные естественные популяции или группы популяций. Они возникают в результате распада стволового (предкового) вида в ходе видообразования и прекращают существовать в результате вымирания или нового акта видообразования.

Хеннигова и биологическая концепции вида основаны на выявлении репродуктивных связей и барьеров между организмами. Но на практике исследователю затруднительно выявить аспекты скрещиваемости особей. Другая проблема обоих концепций это наличие групп организмов не способных к осуществлению полового процесса (вирусы, бактерии, несовершенные грибы). В отношении этих групп критерий скрещиваемости не может быть применен по определению.

    Филогенетическая концепция Б. Мишлера и Э. Териота

С точки зрения этой концепции, организмы группируются в виды на основании происхождения от общего предка (доказательство монофилии). Репродуктивные связи вида отходят на второй план. В качестве «предка» рассматривается не предковый вид (как в хенниговой концепции вида), а таксон с более низким таксономическим статусом: популяцию, дем, или отдельную особь.

Принятие решение о видовом статусе исследуемой группы организмов зависит от методов кладистики, а также от биологических критериев. В целом, это решение в определенной степени искусственно, так как исследователь ограничен линнеевской системой рангов.

Филогенетическое определение вида по Б. Мишлеру и Э. Териоту:

Вид - это наименьшая монофилетическая группа, которая заслуживает формального признания.

    Филогенетическая концепция К. Вилера и Н. Плетника

Эта концепция, в отличие от концепции Мишлера и Териота, отрицает применимость к виду филогенетических критериев. Так как внутри вида отсутствуют репродуктивные барьеры, генеалогические связи между особями являются сетчатыми (токогенетическими), и описание видообразования в качестве монофилетического процесса неадекватно. Описание вида ограничивается наиболее общими параметрами:

Филогенетическое определение вида по К. Вилеру и Н. Плетнику:

Вид - это наименьшая совокупность популяций, где происходит половое размножение, или бесполых линий, которые характеризуются уникальной комбинацией состояний признаков.

    Эволюционная концепция вида

Предложена Э. О. Вили (Wiley) и Р. Мейденом (Mayden), на основе взглядов систематика Дж. Симпсона. Вид рассматривается как своеобразный индивидуум. Он переживает рождение, существование и гибель. Предковый вид рассматривается как «родитель» и сохраняет свой видовой статус после видообразования. Индивидуальность вида сохраняется благодаря токогенетическим связям.

Эволюционное определение вида по Э. О. Вили и Р. Мейдену:

Вид - это биологический объект, состоящий из организмов, сохраняющий свою индивидуальность во времени и пространстве, и имеющий свою собственную эволюционную судьбу и исторические тенденции.

Подвид

Подвид в биологической систематике - это либо таксономический ранг ниже ранга вида, либо таксономическая группа в таком ранге. Подвиды не могут быть определены изолированно: вид либо определяется как совсем не имеющий подвидов, либо имеет два или более подвидов, но никогда не может быть один подвид.

Организмы, принадлежащие к различным подвидам одного вида, способны к скрещиванию и производству плодовитого потомства, но они зачастую не скрещиваются в природе из-за географической изоляции или других факторов. Различия между подвидами, как правило, менее чёткие, чем между видами, но более чёткие, чем между породами или расами (расами могут быть названы различные подвиды, если они таксономически различны). Характеристики, отнесённые к подвиду, как правило, развиваются в результате географического распространения или изоляции.

Критерии

Особи одного подвида отличаются от представителей других подвидов этого вида морфологически и/или разными кодирующими последовательностями ДНК. При определении подвида отталкиваются от описания его вида.

Если две группы не скрещиваются по причине чего-либо внутренне присущего их генетическому строению (возможно, зелёные лягушки не находят красных лягушек сексуально привлекательными, или они размножаются в разное время года), то они являются разными видами.

Если, с другой стороны, две группы могут свободно скрещиваться при условии, что будет удалён какой-то внешний барьер (например, возможно, что на пути передвижения лягушек существует слишком высокий водопад для них, который они не могут преодолеть, или две популяции слишком далеки друг от друга), то они являются подвидами. Возможны и другие факторы: различия в брачном поведении, экологических предпочтениях, таких как состав почвы, и т. д.

Заметим, что различия между видами и подвидами зависят только от вероятности того, что в отсутствие внешних препятствий две популяции будут сливаться назад в одну, генетически единую популяцию. Они не имеют ничего общего с тем, насколько различными две группы кажутся для человека-наблюдателя.

Поскольку знания о конкретных группах всё время увеличиваются, классификацию видов приходится время от времени уточнять. Например, скальный конёк ранее классифицируется как подвид горного конька, но в настоящее время признано, что он является полным видом.

Виды с защитным комплексом морфологически похожи, но имеют различия в ДНК или по другим факторам.

Популяция

    Это совокупность особей одного вида, про занимающих определённый ареал обитания и способных к свободному скрещиванию.

    Это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории.

    Это группа особей, способная к более-менее устойчивому самовоспроизводству (как половому, так и бесполому), относительно обособленная (обычно географически) от других групп, с представителями которых (при половой репродукции) потенциально возможен генетический обмен. С точки зрения популяционной генетики, популяция - это группа особей, в пределах которой вероятность скрещивания во много раз превосходит вероятность скрещивания с представителями других подобных групп. Обычно говорят о популяциях как о группах в составе вида или подвида.

Популяция является элементарное единицей эволюционного процесса.

Онтогенез

Онтогенез - индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. О. включает Рост, т. е. увеличение массы тела, его размеров, дифференцировку. Термин «О.» введён Э. Геккелем (1866) при формулировании им биогенетического закона. У животных и растений, размножающихся половым путём, зарождение нового организма осуществляется в процессе оплодотворения, а О. начинается с оплодотворённой яйцеклетки, или зиготы. У организмов, которым свойственно бесполое размножение, О. начинается с образования нового организма путём деления материнского тела или специализированной клетки, путём почкования, а также из корневища, клубня, луковицы и т.п.. В ходе О. каждый организм закономерно проходит последовательные фазы, стадии или периоды развития, из которых основными у организмов, размножающихся половым путём, являются: зародышевый (эмбриональный, или пренатальный), послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный) и период развития взрослого организма. В основе О. лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная Наследственностью программа О. осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т.д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки. Закономерности О., причинные механизмы и факторы клеточной, тканевой и органной дифференцировки изучаются комплексной наукой - биологией развития, использующей, помимо традиционных подходов экспериментальной эмбриологии и морфологии, методы молекулярной биологии, цитологии и генетики. О. и историческое развитие организмов - Филогенез - неразрывные и взаимно обусловленные стороны единого процесса развития живой природы. Первую попытку исторического обоснования О. сделал И. ф. Меккель. Проблема соотношения О. и филогенеза была поставлена Ч. Дарвином и разрабатывалась Ф. Мюллером, Э. Геккелем и др. Все связанные с изменением наследственности, новые в эволюционном отношении признаки возникают в О., но лишь те из них, которые способствуют лучшему приспособлению организма к условиям существования, сохраняются в процессе естественного отбора и передаются последующим поколениям, т. е. закрепляются в эволюции. Познание закономерностей, причин и факторов О. служит научной основой для отыскания средств влияния на развитие растений, животных и человека, что имеет важнейшее значение для практики растениеводства и животноводства, а также для медицины.

Онтогенез животных

Онтогенез растений

Зачаточные представления об О. растений имелись у античных учёных (Теофраст, Плиний Старший). Начало научному изучению О. положили в 18 в. итальянский ботаник П. Микели (1729), К. Линней (1751), И. В. Гёте (1790) и др., а затем продолжили в 19 в. швейцарский альголог Ж. Воше (1803), А. Дютроше (1834), французский ботаник Г. Тюре (1853) и др., изучавшие циклы развития водорослей и грибов; Н. И. Железнов (1840), К. Негели (1842), М. Шлейден (1842-43), В. Гофмейстер (1851), И. Н. Горожанкин (1880), В. И. Беляев (1885) и С. Г. Навашин (1898) вскрыли закономерности О. высших растений. Во 2-й половине 19 в. многие ботаники изучали зависимость протекания О. у разных групп растений от среды обитания (А. Ф. Баталин, М. С. Воронин, австрийский ботаник Ю. Визнер и др.). Роль низкой температуры для колошения озимых выявил И. Г. Гаснер (1918), Фотопериодизм открыли В. В. Гарнер и Х. А. Аллард (1920). М. Х. Чайлахян предложил (1937) гормональную теорию цветения. И. В. Мичурин (1901-35), немецкий ботаник В. Пфеффер (1904), австрийский - Г. Молиш (1929), советский - Н. П. Кренке (1940) выявили внутренние факторы О. Со 2-й половины 20 в. ведётся углублённое изучение морфологических, физиолого-биохимических и генетических основ О., изучаются проблемы его эволюции.

В О. растений различают: рост, т.е. новообразование структурных элементов, приводящее к увеличению размеров организма, его массы, развитие - процесс, в ходе которого оплодотворённая яйцеклетка или вегетативный зачаток в результате деления и дифференцировки клеток приобретает форму взрослого организма и создаёт характерные для него типы специализированных клеток, и старение - совокупность необратимых структурных и физиолого-биохимических изменений, проявляющихся в ослаблении биосинтеза и самообновлении белков, а также всех физиологических функций, что в итоге приводит к смерти организма. В О. тесно взаимодействуют разные стороны единого процесса: морфологическая, включающая морфогенез - формообразование организма в целом, органогенез - формообразование отдельных органов и гистогенез - формирование тканей; физиолого-биохимическая - совокупность физиологических и биохимических процессов, протекающих в клетках, тканях, органах и в целом растении в ходе его развития; генетическая - процесс реализации наследств. информации; экологическая - рост и развитие организма в условиях внешней среды; эволюционная - изменение всех сторон О., происходящее в длительной цепи поколений на разных этапах филогенеза. Т. о., и О. растений - продукт длительной эволюции, определяется Генотипом и выражается в последовательных сериях физиолого-биохимических процессов, обусловливающих создание морфологических структур (органов) и являющихся предпосылкой для новых таких же процессов. В зависимости от условий среды и нормы реакции организма генотип реализуется в серии Фенотипов, которые характеризуются соответствующими этапами (фенофазами), отмечающими появление новых структур.

Основная особенность О. высших растений и значительного числа видов водорослей - Чередование поколений, бесполого (Спорофит) и полового (Гаметофит). Отправной точкой для образования спорофита служит зигота, а для гаметофита - прорастающая спора. Развитие спорофита и гаметофита - совокупность процессов (у низших растений различных, у высших - составляющих упорядоченную цепь), заканчивающихся образованием тех или иных органов. У папоротникообразных, например, спорофит представлен Зародышем, кормусом, спорангием и спорой, а гаметофит - заростком, архегонием и антеридием, яйцеклеткой и сперматозоидом. У покрытосеменных гаметофит сильно упрощён. На всех этапах О. организм - целостная тесно взаимодействующая со средой система. Это определяется взаимодействием его частей как в процессе обмена веществ, так и вследствие действия фитогормонов. Переход от одного этапа О. к следующему определяется совместным действием внутренних и внешних факторов. Длительность О. варьирует у растений от 20-30 мин. (бактерии) до нескольких тысяч лет (секвойя, можжевельник, баобаб). Знание О. растений способствует их рациональному хозяйственному использованию, разработке приёмов повышения урожаев.

Филогенез

Филогенез - историческое развитие организмов, в отличие от онтогенеза - индивидуального развития организмов. Термин предложен немецким эволюционистом Э. Геккелем в 1866 году. Позднее термин «филогенез» получил более широкую трактовку - за ним закрепилось значение истории эволюционного процесса. Можно говорить о филогенезе отдельных признаков: органов, тканей, биохимических процессов, структуры биологических молекул и о филогенезе таксонов любого ранга - от видов до надцарств. Цель филогенетических исследований - реконструкция происхождения и последовательных эволюционных преобразований изучаемых структур и таксонов.

Филогенез - эволюцию в прошлом - невозможно наблюдать непосредственно, а филогенетические реконструкции невозможно проверить при помощи эксперимента. Поэтому их можно только уточнять и исправлять по мере накопления новых данных.

Неполнота палеонтологической летописи

Казалось бы, филогенез можно проследить, пользуясь данными палеонтологии, непосредственно выстраивая ряды организмов от предков к потомкам. Но палеонтологическая летопись очень неполна: число известных ископаемых видов составляет около 9 % от современного биоразнообразия и не более 3 % от биоразнообразия, существовавшего в течение 3,5 миллиардов лет истории биосферы Земли. Сведения о вымерших формах жизни представлены для разных организмов очень неравномерно. Остатки крупных животных сохраняются лучше, чем мелких. Поэтому, например, динозавры изучены несравненно лучше современных им млекопитающих. Твердые ткани - кости, панцири, раковины и т. п. - окаменевают и сохраняются лучше, чем мягкие, отпечатки которых палеонтологи находят редко. Это резко ограничивает количество признаков, доступных для сравнения вымерших форм и между собой, и с ныне живущими организмами: сравнивая только обломки костей или раковины, невозможно найти для каждой новой палеонтологической находки надлежащее место в филогенетической реконструкции. Например, еще в 1844 году были найдены какие-то окаменевшие зубчики, названные конодонтами. Эти зубчики встречаются, иногда в больших количествах, в течение длительного периода эволюции биосферы - с середины кембрийского периода до конца мелового, то есть более 400 млн. лет. Организмы, имевшие эти зубчики, вымерли примерно 70 млн. лет назад. Только в 1983 году в отложениях начала каменноугольного периода в Шотландии был найден полный отпечаток тела конодонта. Это было маленькое, около 4 см длиной животное, не имевшее скелета, плававшее при помощи хвоста, а зубчики служили ему для охоты за мелкими планктонными организмами. До этого никто не знал, кому принадлежали зубчики. Высказывались самые разные гипотезы: то их считали хитиновыми челюстями морских многощетинковых червей-полихет, то обломками чешуи осетровых рыб. Тем не менее, поскольку эволюция конодонтов не прекращалась, структура зубчиков менялась от более ранних морских осадочных пород к более поздним, и этим пользовались геологи для целей стратиграфии - определения последовательности слоев осадочных горных пород в разных пунктах их обнажения на поверхности Земли.

Чрезвычайно редки находки форм, которые можно считать переходными между вымершими или ныне существующими таксонами. Группы - родоначальники дивергировавших таксонов обычно малочисленны и их обнаружение маловероятно - это закономерность эволюции. Например, одной их таких переходных форм долгое время считался археоптерикс (первоптица). Еще в 1860 году, в Баварии, в знаменитых своими палеонтологическими находками отложениях литографских известняков у Золенгофа было найдено перо птицы. По этому перу вид был назван Archaeopteryx lithographica (по гречески - древнекрыл литографический). Литографический - потому, что ровные плиты золенгофенских отложений использовали для гравирования и печати литографий. В 1876 году, еще при жизни Ч. Дарвина, был найден полный скелет этого существа, удивительным образом сочетавшего в себе признаки пресмыкающихся и птиц. У него был длинный, состоявший из многих позвонков хвост, как у ящерицы, но на этом хвосте росли перья. У него были настоящие крылья, но на них сохранялось по три пальца, одетые чешуей и с когтями. На челюстях, в отличие от всех современных птиц, были зубы, как у пресмыкающихся.

  • В настоящее время концепция интегрированной логистики в западном бизнесе трансформировалась в бизнес-концепцию Supply Chain Management - SCM - «Управление цепью поставок».
  • В России возникла концепция развития религиозного туризма в регионе Ярославля, в частности в городе Угличе.
  • Проблема вида – одна из центральных в биологии, поскольку

    вид – основная единица существования жизни на Земле и основ-

    ной качественный этап ее развития. Формирование любой кон-

    цепции – дело долгое. Поэтому обратимся к истории науки.

    Понятие «вид» впервые используется Аристотелем и Теофра-

    стом для обозначения группы сходных между собой организмов.

    В то время данное понятие является не систематическим, а чисто

    логическим. Вид понимается не как характер или уровень органи-

    ду. Иными словами, среди организмов такого-то рода есть орга-

    низмы таких-то видов. Точно в таком же ключе говорилось о

    любых других группах предметов и явлений. Например, внутри

    рода предметов под названием «оружие» есть такие виды предме-

    тов, как мечи, копья, палицы и т.д. Таким образом, под видом по-

    нималось то, что можно различить, выделить. Недаром латинское

    слово « species » (вид) происходит от глагола « specere » – смотреть,

    разглядывать (от того же корня происходит понятие «специа-

    лист», то есть рассматриватель). Такой подход к виду называется

    номиналистическим . Он сохраняется в науке вплоть до 17 в.

    В 17 в выдающийся британский биолог Джон Рэй впервые го-

    ворит о виде как о единице биологической систематики. В систе-

    ме таксонов он выделяет вид и род. При этом понятие «род» он

    делит на три: genus (современный род), genus subalternum (при-

    мерно соответствует отряду или семейству), genus summum (со-

    временный класс). По Рэю, вид как единица систематики элемен-

    тарен , неразложим. Критериями вида Рэй считает морфологиче-

    ское сходство особей и передачу признаков потомкам при раз-

    множении.

    Следующим важным шагом в развитии представлений о био-

    логическом виде становятся работы Карла Линнея. Он указывает,

    что вид реален . Доказательством реальности Линней считает на-

    личие отчетливых межвидовых границ. Внутри любого вида на-

    блюдаются вариации признаков вокруг некой средней нормы. При

    внутривидовых вариациях всегда имеет место постепенность в

    изменении признаков . Если же оценивать межвидовые различия,

    то между видами существует hiatus (щель) – перерыв постепенно-



    сти в изменении признаков. Хиатусом определяется дискрет-

    ность вида . Это значит, что вид есть отдельность, которую можно

    вычленить из всего мира. Вслед за Рэем Линней считает, что вид –

    элементарная, универсальная единица систематики . Будучи соз-

    дан богом, вид абсолютно устойчив , то есть неизменен с начала

    до конца времен. В систематике виды объединяются в более вы-

    сокие таксоны по сходству. В трактовке Линнея, вид чем-то на-

    поминает демокритовские атомы, разные по величине и форме,

    нерасчленимые, вечные, неизменные. Линней стал основополож-

    ником типологической концепции вида . Принадлежность к ви-

    ду устанавливается путем сравнения с типичными особями. Эта-

    лоном для сравнения является в данном случае голотип

    экземпляр, по которому вид описан, либо идентичные ему экзем-

    пляры – паратипы . Сравнение ведется лишь по признакам строе-

    теле с дихотомическим ключом.

    Другие исследователи замечают, что виды далеко не всегда

    легко различать и что границы между ними могут быть плохо за-

    метными. Отсюда постепенно развивается трансформизм – уче-



    ние об изменяемости видов. Следовательно, появляется надоб-

    ность в новых критериях вида. Выясняется, что скрещивание

    представителей вида воспроизводит видовые признаки в потомст-

    ве, в отличие от межвидового скрещивания. На этой основе со-

    временник Линнея Жорж Бюффон дает известный критерий не-

    скрещиваемости: особи, дающие плодовитое потомство,

    принадлежат к одному виду, и наоборот .

    Несколько позже Ламарк приходит к номиналистическому

    представлению о виде. Вы уже помните его суть: вид – не реаль-

    ственного удобства, голое имя (nomen nudum ). Так рождается ди-

    лемма: либо виды без эволюции, либо эволюция без видов . Дарвин

    частично решает ее, утвердив в научном сообществе представле-

    ние об относительном постоянстве видов. Он полагает, что вид

    реален, дискретен, элементарен, универсален и относительно по-

    стоянен. И вот тут возникает одна неясность: если вид действи-

    тельно элементарен, неделим, он не может разделяться на части,

    вычленяя из себя дочерние виды. Если же он делится на дочерние

    виды, остается неясным механизм деления. Чтобы понять меха-

    низм, следует признать, что вид имеет сложную внутреннюю

    структуру и какие-то его составляющие способны дать начало до-

    чернему виду.

    При Дарвине о структуре вида почти ничего не известно. На-

    стоящая ломка представлений о виде как об однородной совокуп-

    ности особей начинается в 20 в. Развиваются представления о гео-

    графических расах (подвидах). Позднее открывают существо-

    вание экологических и физиологических рас. Ставится вопрос о

    причинах внутривидового разнообразия. С.П. Семенов-Тян-Шан-

    ский в статье «Таксономические границы вида и его подразделе-

    ний» рассматривает внутреннюю структуру вида с эволюционных

    позиций. Он указывает, что вид – образование развивающееся, то

    есть дифференцирующееся. Именно в этом контексте следует по-

    нимать существование подвидов. Подвид – «состояние вида до

    полного отщепления от ствола родоначальной формы». Позднее, в

    работе «Линнеевский вид как система», Н.И. Вавилов развивает

    эти представления. По его мнению, внутривидовое разнообразие

    определяется как незавершенностью процесса разделения вида,

    так и разными адаптациями в разных частях ареала. Внутренняя

    структура служит гомеостатическим механизмом, который прида-

    ет виду устойчивость в колеблющихся условиях среды. Внутри-

    видовые группировки, сколь бы разнообразны они ни были, обме-

    ниваются генами друг с другом, тем самым поддерживая

    целостность вида. Вавилов впервые четко называет вид системой,

    способной к саморегуляции и к изменениям. Эти представления

    легли в основу политипической концепции вида . Позже стано-

    вится ясно, что для установления видовой принадлежности недос-

    таточно одних морфологических признаков и надо учитывать все

    признаки. Развиваются представления о популяции как элемен-

    тарной единице вида. Когда становятся более или менее ясны не-

    которые основы популяционной генетики, рассмотренные выше,

    формируется современная биологическая концепция вида . Од-

    орнитолог Эрнст Майр. Он изложил суть концепции в нескольких

    кратких постулатах: 1) биологические виды состоят не из особей,

    а из популяций; 2) популяции одного вида репродуктивно изоли-

    рованы от популяций других видов; 3) виды определяются не раз-

    личием признаков, а генетической обособленностью. Приведен-

    ные положения указывают на две очень важные вещи. Во-первых,

    популяции одного вида в силу способности к скрещиванию способ-

    ны замещать одна другую викарировать . Если в одной попу-

    ляции гибнет много особей, она может пополняться за счет пред-

    ставителей других популяций. Между популяциями разных видов

    подобное невозможно: они сосуществуют бок о бок либо вытес-

    няют друг друга. Во-вторых, вид является генетически закрытой

    системой . В этом состоит его фундаментальное отличие от попу-

    ляции, которая представляет собой генетически открытую систе-

    му (рис. 8). Ошеломляющее разнообразие жизни на Земле – это

    разнообразие видов, которые можно различить благодаря именно

    закрытости, не позволяющей распространять видовые свойства

    бесконечно. Сказанное позволяет дать рабочее определение вида.

    С типологической точки зрения, вид – это совокупность особей, сходных между собой, населяющих определенный ареал, способных скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство, похожее на родителей и отличающихся по ряду существенных признаков от других подобных совокупностей.

    Основы типологической концепции вида были разработаны К. Линнеем. Линнеевский вид – это вид совершенный и неизменный, т.е. не способный эволюционировать; это идеальный вид, которому соответствует понятие «эйдос» (идея). Типологическая концепция вида лежит в основе всей систематики: вид – это основная единица систематики, минимально возможный совершенный таксон.

    Аристотель употреблял термин «вид» для характеристики сходных животных, Факты устойчивости и постоянства видов в природе привели к господству идеи о неизменности и сотворении видов (креационизм) . В борьбе с креационизмом развивался трансформизм (Ж, Бюффон), Ж. Ламарк, увлекшись идеей изменяемости видов, стал отрицать реальность вида вообще, сводя любую изменчивость в природе к видообразованию. Ч. Дарвин развил представления об их неустойчивости и динамичности. В начале ХХ в. происходит ломка представлений о виде как о морфологически однородном единстве (типологическая» или «монотипическая» концепция вида). В изученных группах растений и животных основной единицей классификации стала географическая раса , считавшаяся далее неделимой. Вид стал рассматриваться как группа таких географических рас (или подвидов); в дополнение к биноминальной возникла три номинальная номенклатура: в латинское название стали входить название рода, вида и подвида . Следующими важными шагами в развитии представлений о виде было открытие сезонных, экологических или физиологических рас внутри, казалось бы, однородных подвидов.

    Но настоящий переворот во взглядах на вид произошел в связи с успехами генетики . Экспериментальными работами генетиков была выявлена сложная генетическая структура вида. В начале 30 годовХХ в, в основном благодаря работам генетиков школ Н.И. Вавилова в России и Дж Клаузена в США проблема вида стала приближаться к решению. Особи одноrо вида имеют общий генофонд и защищены от проникновения генов другого вида барьерами изоляции (биологическая концепция вида, Э. Майр, 1942). Вид может включать различные по образу жизни и строению формы (подвиды, группы популяций), и представители этих форм время от времени могут скрещиваться и давать плодовитое потомство. Такое понимание вида способствовало развитию современной концепции политипического вида . Так в наше время соединились воедино точки зрения на вид как на основную структурную единицу органического мира и на вид как на сложную, многоликую и порой трудно установимую в природе динамическую систему.

    Вид - качественный этап процесса эволюции. Вид - это совокупность особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками и объединенных возможностью скрещивания друг с другом, формирующих систему популяции, которые образуют общий (сплошной или частично разорванный) ареал; в природных условиях виды обычно отделены друг от друга и представляют генетически устойчивые системы. Приведенная формулировка требует дополнений. Любой вид представляет также систему популяций, формирующих совокупность экологических ниш в соответствующих биоценозах. Лишь ничтожная часть видов живых организмов в настоящее время изучена настолько полно, чтобы при их описании удовлетворить всем требованиям приведенной формулировки. Практически же виды в природе могут различаться либо морфологическими, либо физиологическими, либо экологическими или этологическими признаками, либо, наконец, географическим распространением. Теоретически важнейшим признаком вида служит его генетическая устойчивость в природных условиях, обусловливающая независимость эволюционной судьбы.

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Конце́пции ви́да - различные системы взглядов на понятие вид в биологии . Вид, как таксон , является базовой структурной единицей любой системы органического мира, от определения границ которого зависит структура всей таксономической иерархии. Понятие концепции вида тесно связано с другими направлениями, понятиями и предметами изучения биологии: критерии вида , видообразование , таксономия , биологическая систематика и другими. При этом проблема вида, ввиду наличия у этого таксона ряда уникальных свойств, может рассматриваться как самостоятельная область биологической науки.

    Путаница с термином «Вид»

    Современные концепции вида

    В современной науке пока нет единого понимания биологической сущности вида. Наиболее распространены 7 концепций:

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Концепции вида"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Концепции вида

    «Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
    [«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
    Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
    Но оно не двигалось.
    Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
    Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
    Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
    Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

    6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.

    Концепции маркетинга - это наиболее общие подходы к решению задач достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках, принципы их решения, которые являются основой управления маркетингом.

    Управление маркетингом - это анализ, планирование, реализация и контроль мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодного обмена с покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как увеличение доли рынка, рост объема сбыта, получение прибыли. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении ее целей. Управляющие по маркетингу - это должностные лица, которые занимаются анализом рыночной ситуации, планированием маркетинговой деятельности, руководят реализацией намеченных планов, осуществляют контроль. К ним относятся управляющие по сбыту, руководители служб рекламы и стимулирования сбыта, маркетологи, управляющие по товарам, специалисты по ценообразованию.

    В процессе своего развития маркетинг прошёл четыре основных этапа, каждому из которых соответствует одна или несколько концепций.

    • 1 этап:
      • · концепция совершенствования производства;
      • · концепция совершенствования товара;
      • · сбытовая концепция.
    • 2 этап:
      • · концепция традиционного маркетинга.
    • 3 этап:
      • · концепция социально-этического маркетинга.
    • 4 этап:
      • · концепция маркетинга взаимодействия.

    Концепция совершенствования производства. Эта концепция ставит во главу угла производителя и увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Эта концепция является изначальной, но и в настоящее время находит применение. В соответствии с ней при организации производства и реализации продукции используется известный принцип поведения потребителя -- ориентация на товары, которые широко распространены и продаются по доступной цене.

    Руководство предприятия в этом случае прилагает усилия для обеспечения большой серийности и продажи товара через разнообразные точки сбыта. Применение этой концепции имеет место, например, в следующих случаях:

    • 1) когда основная часть реальных и потенциальных потребителей на рынке имеет ограниченный, небольшой доход;
    • 2) когда спрос на данный товар превышает предложение и часть потребителей, которые хотя им и не нравится предложенный товар, покупают его, удовлетворяя тем самым ненадолго свои потребности;
    • 3) когда в условиях производства, особенно новой продукции, себестоимость велика и требуется найти способ ее быстрого снижения с целью достижения необходимой доли на рынке.

    При использовании этой концепции основной акцент падает на производство. Главное -- произвести, а сбыть товар в условиях отсутствия аналогичных товаров на рынке -- дело несложное. В связи с этим эффективность деятельности предприятия в основном определяется экономикой производства (увеличить серийность, снизить себестоимость, больше продать). О потребителе не думают вообще, рынок не исследуется, главное -- произвести дешевый товар с удовлетворительными потребительскими свойствами.

    Производственной концепции маркетинга придерживался в свое время Генри Форд (1863-1947), создатель общества массового потребления и социальных гарантий, автомобильный король Америки. Талантливый инженер, организатор производства и великолепный предприниматель Г. Форд внес существенный вклад в развитие концепции автомобилестроения. Настоящим триумфом Г. Форда стало внедрение автомобиля модели "Т". Это был доступный по цене автомобиль для многих тысяч "средних американцев". Г. Форд благодаря своему новаторскому чутью своевременно обнаружил потребности развития американского общества в конце XIX -- начале XX в. Это был этап бурного развития промышленности США, который требовал развитой сети доставки товаров на значительные расстояния с помощью совершенных транспортных средств. Являясь пионером массового производства, Г. Форд внедрял принципы стандартизации и унификации технологического процесса в системе автомобилестроения. Он одним из первых установил четкую систему контроля и планирования производства, что способствовало внедрению конвейерной технологии и непрерывности процесса изготовления автомобилей, его автоматизации. На своих предприятиях Г. Форд установил 8-часовой рабочий день. В условиях массового производства он первым повысил заработную плату своим рабочим. Создавая массовое производство, он формировал массового потребителя. Успех превзошел все ожидания.

    За годы производства модели "Т" (1908-1927) было продано свыше 15 млн. автомобилей, легко завоевавших потребительский рынок. Основным принципом концепции совершенствования производства, которого придерживался Г. Форд, являлся принцип экономии на издержках производства. Сейчас кажется непонятным то, что автомобили модели "Т", выпускаемые его предприятиями, имели только черный цвет. Это делалось как раз для того, чтобы снизить издержки производства (черная краска в то время была самая дешевая и быстро сохла на конвейере) и сократить время изготовления автомобиля, т.е. увеличить выпуск автомобилей в единицу времени.

    Производственная концепция и в настоящее время используется во многих странах. Использовалась она и в СССР, когда спрос на большинство товаров превышал предложение, когда необходимо было постоянно совершенствовать производство в целях увеличения объемов изготовления продукции.

    В России также все еще главенствует производственная концепция маркетинга. Но низкий уровень конкурентоспособности продукции, высокие цены не создают условий для роста объемов реализации продукции. Это касается в первую очередь товаров производственно-технического назначения, объемы производства которых в отдельных отраслях сократились на 40-50% относительно 1990 г.Следует иметь в виду и то, что производственная концепция посильна не всем. Для того чтобы ее принять, надо обладать достаточно большим капиталом (в России это обеспечивало долгое время государство), авторитетом, имиджем предприятия и иметь развитой внутренний рынок для распродажи производимой продукции.

    Концепция совершенствования товара. Эта концепция концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других предпринимательских организаций. Достижение желаемого объема продажи и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую деятельность.

    Этой концепции придерживаются многие предприятия, в том числе и некоммерческие. Однако концепция товара не всегда приносит успех, возможно проявление маркетинговой близорукости. Это имеет место, когда игнорируется необходимость изучения покупательной способности потребителей, товаров-конкурентов, совместимости изготовляемых комплектующих изделий с существующими аппаратами, производство которых имеет массовый характер. Снижая затраты на маркетинг, предприятие рискует получить значительный ущерб от неудачи на рынке.

    Сбытовая концепция. Деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении предприятия товара. При этом главной задачей является достижение объема продажи, необходимого для получения прибыли за счет различных мероприятий по стимулированию сбыта. Таким образом, предполагается, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией будут приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продажи. Предполагается, что потребителей можно заставить покупать предлагаемые товары с помощью различных методов продажи. Считается, что или покупатели будут делать повторные покупки, или имеется достаточное количество потенциальных потребителей. В организациях со сбытовой концепцией имеются отделы маркетинга и рекламы, подчиненные коммерческому директору. В этом случае почти всегда преследуются краткосрочные цели: продать продукцию, выполнить план поставок, найти заказы. Редко ставится вопрос: купит ли когда-нибудь еще у нас покупатель товар? Обычно предприятия, которые придерживаются сбытовой концепции, реализуют товары в условиях дефицита или монополии на рынке. Главный акцент в системе "производство--сбыт--потребитель" делается на сбыт. Реализация концепции сбыта на практике зачастую превращается в навязывание покупки. С одной стороны, продавец во что бы то ни стало стремится заключить сделку, с другой -- удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным результатом.

    Эффективность концепции сбыта в течение длительного времени Ф. Котлер объясняет следующим:

    • - многие покупатели считают, что они в состоянии защищать свои интересы;
    • - покупатели, не удовлетворенные покупкой, вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности;
    • - покупатели, недовольные покупкой, не очень часто делятся своими впечатлениями с другими покупателями;
    • - покупатели, неудовлетворенные покупкой, едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы;
    • - всегда имеется достаточно большое число потенциальных покупателей.

    Однако процесс интенсификации продаж уже произведенных товаров, навязывание покупки требует значительного внимания к наращиванию производства и совершенствованию товара. При этом из поля зрения обычно выпадают рынок и потребитель, что снижает эффективность концепции сбыта.

    Концепция традиционного маркетинга. Традиционная маркетинговая концепция изменяет содержание концепции сбыта. Она оформилась около середины 50-х годов, тогда как сам маркетинг возник значительно раньше. Концепция маркетинга -- это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка. Она начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Согласно этой концепции цели предприятия, особенно долгосрочные, могут быть достигнуты только благодаря исследованию потребностей и желаний таких групп потребителей, которым организация направляет и предлагает изделия и услуги, удовлетворяющие потребителя по качеству и эффективности.

    Маркетинговая концепция обязывает:

    • - производить то, что можно продать, вместо попыток продать то, что можно произвести;
    • - любить потребителя, а не свой товар;
    • - не продавать товары, а удовлетворять потребности;
    • - изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения;
    • - увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности предприятия;
    • - адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;
    • - оценивать воздействия конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к предприятия;
    • - ориентироваться на долгосрочную перспективу и рассматривать потребности потребителей в широком плане.

    Согласно концепции маркетинга продажа -- это средство общения, коммуникации и изучения потребителей, и, если они не удовлетворены, необходимо менять общую политику, а не процесс продажи.

    Предприятие планирует и координирует разработку маркетинговых программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Она получает прибыль посредством удовлетворения потребностей покупателей. В такой ситуации решение о том, что следует производить, принимается не предпринимательскими единицами, не правительством, а потребителями

    Концепция социально--этического маркетинга -- традиционная концепция маркетинга, которая учитывает потребности и интересы предприятия, однако не всякая компания и в настоящее время использует эту концепцию. Дело в том, что маркетинг на практике представляется чрезвычайно сложной задачей, при решении которой требуются большой объем плановых расчетов, подготовка кадров, значительные дополнительные затраты. Кроме того, существует сомнение не в практической пользе концепции маркетинга, а в правомерности и законности ее применения в отношении не потребителей и отдельных предпринимательских единиц, а всего общества, т.е. сомнение в том, способствует ли маркетинг удовлетворению индивидуальных потребностей и долговременным интересам общества; не приводит ли стремление предприятия к удовлетворению запросов потребителей к нежелательным последствиям в обществе. Очевидно, что опасения не лишены оснований. Достаточно отметить, что традиционная концепция маркетинга нацеливает на постоянное возбуждение потребностей и спроса, а это ведет не только к удовлетворению потребностей и желаний покупателей, но и к появлению стремления к неудержимому росту прибыли, что, как показывает практика, часто приводит к нарушению требований рациональности потребления, к нехватке сырьевых, энергетических ресурсов, растущему загрязнению окружающей среды. В целях рационализации потребления, гуманизации производства и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства появилась новая концепция, призванная заменить традиционную концепцию маркетинга. Новую концепцию Ф. Котлер назвал концепцией социально-этического маркетинга, которая предполагает достижение целей предприятия с учетом удовлетворения потребностей как отдельного потребителя, так и общества в целом. Обязательными условиями применения концепции социально-этического маркетинга являются:

    • 1) наличие основной цели предприятия, которая должна состоять в удовлетворении различных потребностей покупателей в соответствии с интересами общества;
    • 2) необходимость постоянно заниматься поиском новых товаров, полнее удовлетворяющих спрос, обеспечивающий интересы потребителей. Предпринимательская единица должна быть готова вносить нововведения в товары в соответствии с интересами покупателей;
    • 3) наличие постоянного контакта с потребителями, поддерживающими предприятие, и проявление заботы об удовлетворении их потребностей.

    Концепция маркетинга взаимодействия. Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи. Прогрессивность концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем, что продукты все больше становятся стандартизированными, а услуги унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя -- это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров. В этом контексте отношения становятся важнейшим ресурсом, которым владеет компания наряду с материальными, финансовыми, информационными, человеческими и т.п. ресурсами. Отношения, как результат эффективного взаимодействия, становятся продуктом, в котором интегрированы интеллектуальный и информационный ресурсы -- главные факторы непрерывности рыночных отношений.

    Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных коммуникаций. Более того, он распределяет ответственность за принятие решений в области маркетинга на весь персонал предприятия, поскольку требует участия в маркетинговой деятельности не только специалистов службы маркетинга, но и работников других предпринимательских единиц, включая менеджеров верхнего звена. Именно аппарат управления предприятием становится ответственным за формирование и развитие долговременных взаимовыгодных отношений в процессе взаимодействия организации с клиентами и покупателями.

    Итак, основные концепции маркетинга, характеризующие этапы его развития, и их содержание можно представить в таблице:

    Концепция

    Ведущая идея

    Основной инструментарий

    Главная цель

    Производственная

    Произвожу то, что могу

    Себестоимость, производительность

    Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли

    Товарная

    Производство качественных товаров

    Товарная политика

    Совершенствование потребительских свойств товара

    Сбытовая

    Развитие сбытовой сети, каналов сбыта

    Сбытовая политика

    Интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров

    Традиционного маркетинга

    Произвожу то, что нужно потребителю

    Комплекс маркетинга-микса, исследование потребителя

    Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков

    Социально-этического маркетинга

    Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества

    Комплекс маркетинга-микса, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг

    Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды

    С 1995 г. по настоящее время

    Маркетинга взаимодействия

    Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу

    Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга-микса

    Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия