Терминология ковроткачества. Энциклопедия технологий и методик Где купить персидский ковер

Если вы бывали в Южной Африки, Намибии или же Ботсване, то наверняка обратили внимание на странные сооружения, закрепленные на телеграфных столбах и одиноких деревьях. Можно подумать, что таким странным образом местные жители сушат сено. Но, как оказывается, человек к этому сооружению никакого отношения не имеет. Это не стог сена, а гнездо птиц, именуемых общественными ткачами. Так уж получилось, что для строительства своих гнезд, эти пернатые облюбовали линии электропередач. Вы спросите почему? Да все просто. Живут они в условиях пустыни, где практически нет деревьев. Вот и вынуждены птицы использовать столбы линии электропередач, которые для их жилья служат надежной опорой.

Свое название,«общественные», птицы получили благодаря общим гнездам. Сооружение весьма солидное. Его длина может достигать восьми метров, при высоте в два метра. В этом доме обитает до 300 пернатых. Его архитектура уникальна. Внутри всегда комфортная температура. Даже в холодное время года она постоянна. При палящем зное внутри всегда прохладно. И это притом, что построен дом из веток и сухой травы. Не беда, что он находится на открытом месте и виден со всех сторон. Птиц очень много. Такая дружная семья любому хищнику способна дать достойный отпор. При первой же опасности они поднимают гомон, и враг тут же ретируется.

Для обустройства отдельной камеры ткач использует несколько сотен свежих травинок. Они искусно переплетаются и крепятся к столбу или дереву. Свисающие концы травинок соединяются между собой, образовывая каркас. В дальнейшем все это переплетается отдельными травинками, до образования гнезда.

Несмотря на огромное количество птиц, живущих в общем доме, там царит дисциплина и порядок. Нарушитель строго наказывается, вплоть до изгнания из гнезда. Хотя, как и в любом коллективе, здесь есть лентяи, которые пытаются жить за счет других. Например, они стараются воровать материал для строительства гнезда у своих сородичей, а то и вовсе пытаются занять чужую камеру. Как правило, такое поведение вызывает недовольство других птиц, и они выгоняют нарушителя из общей семьи. Иногда воришка раскаивается и возвращается назад. Принимают его только в том случае, если он исправно трудится наравне со всеми.

Внутри гнездо представляет сложную конструкцию, состоящую из отдельных камер, в которых селится пара птиц. Там же находится и их потомство. Камера оборудуется отдельным входом, который перекрыт ветками, предотвращающими проникновение хищников, таких, как змеи. Часто эти камеры занимают другие птицы. К их числу стоит отнести красноголовую амадину и пепельную синицу.

Внешне общественный ткач очень похож на обыкновенного воробья. Впрочем, и относится он к отряду воробьинообразных. Тело птицы покрыто бледно коричневыми перьями. На крыльях имеются белые полоски. Различить самок и самцов практически невозможно.

Коммунальщикам эти птицы доставляют массу хлопот. Их сооружения имеют приличный вес. Порой, телеграфный столб просто не выдерживает нагрузки и падает. Приходится все восстанавливать. Птицы же, далеко не улетают, и пытаются восстанавливать дом в прежнем месте. Помешать им практически невозможно.

Когда взглянем на стриженый ковер, старый и вытоптанный, местами неровно тканый, какое удивление будит он у нас! Нежное переливание красок, благородство линий, богатство узоров, все это приковывает наши глаза и приносит им все новые неожиданности. Когда глядишь на такой разнообразный рисунок, становится удивительно, что это все возможно составлял какой-то смуглый и возможно на первый взгляд неученый турецкий или персидский ткач, которого обычный «культурный» европеец считал бы немножко дикарем. Но это только на первый взгляд, а на второй (и третий, четвертый) взгляды, этот смуглый турецкий или персидский ткач может наоборот самым удивительным образом оказаться очень ученым, мудрым (и даже просветленным) мастером, посвященным в глубочайшие тайны вселенной.

На настоящем восточном ковре, а именно ковре, выполненном не для европейского вкуса по новейшим фабричным образцам, а выполненном именно на древнем восточном узоре, поражает нас, прежде всего широкий диапазон красок, переливающихся одна в другую. Нет ярких контрастов, каждое произведение — это игра разных оттенков, золотисто-желтых или вишнево-красных. Когда и встречаются две далекие от себя краски, тогда хотя бы одна из них является приглушенной. И вовсе нет в восточном ковре красок, которых нет в природе. Ткач-художник, когда любовался цветущей левадой, пожелал воссоздать в ковре такую же цветущую леваду. Увидел голубое небо, и изобразил в молитвенных коврах роскошную лазурь южного неба.

Немного истории: о происхождении восточных ковров нет точных сведений. Технику ткачества жители Малой Азии переняли, пожалуй, еще от древних египтян. В арабских летописях упоминания о вязаных коврах датированы 7 веком, но остатки старейших ковров, которые сохранились до наших дней, происходят только с 13-го века. Однако самый настоящий расцвет восточного ковроделия наступал значительно позже, только в 15-м, 16-м веке, когда вместе с растущей мощью мусульманского мира растет и культурный уровень, и искусство, в частности искусство ковров. Живые торговые отношения с венецианскими купцами распространяют эти образцы восточного искусства во все столицы Европы, и поэтому часто встречаем их даже на картинах средневековых европейских художников.

Религия Магомета строго запрещает изображать человеческие или звериные фигуры в искусстве. Все восхищения к красоте вылилось в узоре, в орнаментике. Поэтому восточное искусство, в частности ковры, пребогатые самым разнообразными узорами, причудливыми орнаментами, которые порой влекут за собой не просто эстетическое любование, а и настоящую волшебную силу, энергию их необычного творца-суфия. Бывает, стоишь у такого волшебного ковра и сам не понимаешь, почему тебе так хорошо, спокойно, уютно, кажется, сам узор этого восточного произведения искусства как-то незаметно воздействует прямо на подсознание, успокаивает, умиротворяет. Или наоборот, вроде хороший ковер, яркий, цветной, а смотришь на него и в душе, будто злой червь рождается тревога, беспокойство, какой-то непонятный страх. О да, разные ковры несут разную энергетику, в зависимости от цели, которую преследует их создатель. Скажем, нужно вежливо выпроводить незваного гостя, повесил соответствующий ковер (тот что вызывает тревогу) и дело с концом, за несколько мгновений гость сам захочет куда-то пойти, срочно у него найдутся какие-то «неотложные дела».

Еще с древних времен великое искусство ткачества ковров в основном практиковалось суфиями, представителями мистического течения ислама, главной целью которого является духовное совершенствование человека и в конце слияния его со своим извечным Творцом в священном экстазе. Что же привлекало суфиев в этом искусстве? Просто для таких людей сам процесс ткачества ковров был не только обычным ремеслом, или даже художественным процессом, похожим на то, как художник рисует картину, для суфия ковроткачество — это еще и медитативная практика, которая помогает сосредоточиться, научиться концентрировать внимание, воспитывает усидчивость и терпение, без которых на непростом пути суфийских (да и вообще любых духовных) практик делать нечего. Лирическое отступление: Впрочем, все эти необходимые качества – терпение, усидчивость, внимание, можно развить и иными полезными занятиями, а не только тканьем ковров (хотя для восточных людей прошлого это ремесло было, пожалуй, самым подходящим). Ну а в наше время, можно, вместо ковров, изготовлять, скажем, автомобильные литые диски , тут без внимания, терпения и усидчивости тоже не обойтись.

Известный российский мистик начала 20-го века Георгий Иванович Гурджиев как-то хорошо описал свое обучение у суфиев, одним из его учителей был именно такой суфий и по-совместительству ткач ковров, под его руководством господин Гурджиев постигал это интересное дело. Сперва Гурджиев думал, что ковроткачество для его суфийского наставника — просто способ заработка на жизнь, некий прекрасный бизнес и все ждал, когда тот начнет, наконец-то давать ему какие-то действительно духовные практики, но никаких духовных практик не было. Целыми днями Гурджиев был занят ткачеством ковров, помощью своему учителю, ведь его ковры славились высоким качеством на всю округу, и поэтому от клиентов просто не было отбоя. Возможно, где-не-где и закрадывался в Гурджиевскую голову червь сомнения: «Хитрый турок меня просто использует, фактически как бесплатную рабочую силу, вот целыми днями здесь работаю, делаю ковры, никаких духовных практик не дает, может он никакой и не суфий, а обыкновенный мошенник? ». Но нет, в конце концов, Гурджиев понял, что сам процесс ткачества ковров и был самой главной и важной духовной практикой, закалял его душу, лепил терпение, создавал стержень, фундамент, столь необходимый для дальнейшего самосовершенствования.

Позже умение ткать ковры еще не раз пригодилось Гурджиеву, во время кровавой октябрьской революции, вместе с остатками белой армии и еще недобитыми русскими дворянами и помещиками, убегая из большевистской России, Гурджиев продал несколько своих ковров, а на полученные немалые деньги купил себе и всем членам своей эзотерической группы билеты на корабль в Стамбул. (А то оставаться с совсем «духовно не продвинутыми» новоиспеченными коммунистами-ленинцами, согласитесь, было как-то невесело).

Но вернемся к коврам, конечно современные ковры, массово сделаны на каком-то советском заводе в Узбекистане, которыми в свое время массово же украшало стены собственных жилищ жители недавнего совка (была такая мода) не имеют ничего общего с теми волшебными, настоящими, самобытными восточными коврами ручной работы, сделанными «каким-то» просветленным персидским или турецким ткачом-суфием, возможно посвященным в глубочайшие тайны вселенной … По крайней мере где-то в европейских антикварных магазинах стоимость таких старинных восточных ковров достигает астрономических сумм и они действительно того стоят.


практикой.

Словарь терминов в ковроделии

Терминология ковров - Глоссарий ковров

Пекинские ковры - рукодельные ковры, произведённые в Пекине, Китай, и его окрестностях с конца XIX века. Более старые пекинские ковры часто изображают традиционного дракона, медальоны и символические мотивы. Те ковры, что сделаны недавно, имеют различные узоры и рельефную стрижку ворса, а также существуют новые производства тонких ковров "под антикварные".

Пекинский ковер

Пазырык - место, где была обнаружена группа из семи больших (самый большой - диаметром 47 метров) и нескольких меньших курганов (захоронений). Они датируются IV-III веком до н.э. и расположены приблизительно в 70 км от границы с Китаем в восточном Алтае в Российской Федерации. Из-за климата, высоты над уровнем моря (1600 метров) и конструкции, в нескольких захоронениях образовалась мерзлота, в которой хорошо сохранились органические материалы. Сами гробницы опущены и накрыты деревянными и верёвочными камерами и спрятаны под земляной насыпью, покрытой большой массой камней. К северу от каждой гробницы были обнаружены жертвенные кони с восхитительными сбруями. Сами же покойные лежали в бревенчатых гробах, сохранивших тела. Захоронение было найдено в 1949 году археологом С. И. Руденко. Там же был найден один из самых старых в мире ворсовых ковров, который ныне хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

Парда (Парде) - Персидский термин, означающий "шатер". Так в Персии называют ковры среднего размера (2.60 х 1.60 м), использовавшиеся в шатрах кочевых племен как ширмы и перегородки.

Патина - поверхность ковра со временем или от использования тускнеет.

Пальметта (Пальмовая ветвь) - термин обозначающий название растительных и цветочных мотивов в восточных коврах.

Персидский узел (Асимметричный узел, Сеннех) - Узел, используемый в Иране, Индии, Турции, Египте и Китае. При формировании этого узла пряжа делает один оборот вокруг одной из нитей основы, а под второй лишь пропускается (в отличие от турецкого, или симметричного узла).

Пакистанские ковры - Как и в Индии, искусство изготовления ковров в Пакистане, началось во время господства Шаха Акбара в XVI веке. В те времена персидские ткачи принесли культуру ткачества в Лахор, и с тех пор изготовление ковров развивалось. Пакистанские ковры главным образом копируют персидские стили особенно Кермана и Тебриза. Ковры под названием Мори копируют дизайны туркменских ковров (вобщем, что не ковер из Пакистана, то подделка). В настоящее время, Пакистан производит ковры ручной работы главным образом для экспорта.

Пакистанский ковер

Ковер Мори

Петаг - мануфактура в Табризе, построенная Германской компанией и, просуществовавшая с конца XIX до начала XX веков. Ковры Петаг являются объектом охоты коллекционеров ковров ручной работы.

Поле - Центральная часть ковра, обрамленная одним или несколькими бордюрами. (Составляющие части типичного ковра ручной работы).

Пошти - Плетенная диванная подушка в Персии.

Рука Фатимы - стилизованный символ, похожий на руку с пятью пальцами, представляющий "пять столпов ислама" (молитву, пост, веру, паломничество и милосердие). Этот символ появляется как амулет и иногда как мотив в иранских и кавказских молитвенных коврах.

Радж - персидское слово, означающее законченный ряд узелков в коврах ручной работы.

Роббе - четвертая часть симметричного рисунка, который наносится на картон, и используется в качестве наглядного пособия при производстве ковра.

Розетка - Декоративный элемент, происходящий из растительного или цветочного орнамента и трактованный в формах реалистических, либо абстрактно-геометрических.

Ру-корси - Ковер, которым обычно прикрывают жаровню, расположенную посередине жилого помещения.

Сарык - большое поселение в окрестностях Арака в западно-центральном Иране. Важный и исторический центр региона и с уважаемым, романтическим именем в мире ковроткачества. Узоры обычно включают растительные лозы с красным и тёмно-синим в качестве доминирующих цветов, обычно выполненные из шерсти очень высокого качества.

Ковер Сарык

Сараб ковры - Сараб - маленькая деревня в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. Окрестности населены в основном полукочевыми племенами, главным образом шахсаванских и турко-персидских корней. Ковры Сараб обычно имеют геометрические структурные узоры с очень простыми мотивами. Обычно делаются ковры и дорожки маленьких размеров.

Ковер Сараб

Сабзевар - город, расположенный в северо-западной части провинции Хорасан в северо-восточном Иране. В узорах ковров Сабзевар присутствует кривизна. Основной чертой ковров Сабзевар является скруглённый медальон, отличающий их от других ковров этого региона. Цветовая гамма, как правило, включает синий цвет различных тонов и цвет бургундского вина или красный цвет.

Ковры Сабзевар

Салор гёль - Гёль ковра, часто используемый в туркменских коврах племени салор. Имеет форму восьмиугольника с зубчатым периметром.

Сафф ковры - рукотканные молитвенные ковры с узором из нескольких Михраб подряд. Узор из сильно уменьшенных Михраб больше всего встречается в турецких или пакистанских коврах. Полноразмерные Михраб полного размера главным образом встречаются в антикварных коврах из восточного Туркестана.

Ковер Сафф

Сафсадж-джадаси - В Турции - название большого халы предназначенного для молитвы: на нем совершают намаз одновременно несколько человек. В композицию среднего поля помещается изображение мехраба. Образцы больших "сафсадж-джадаси" в настоящее время хранятся в мечети Айя-София в Стамбуле и в гробнице Мовлана Руми в Коньи.

Сейрафиан-Исфахан - ткались в городе Исфахан в юго-западной Персии. ткач Хадж Ага Реза Сейрафиан начал ткать ковры в 1939 г. и выделился позже тем, что пользовался услугами только лучших рисовальщиков узоров, ткачей, красильщиков и использовал лучшие материалы. Таким образом, данные ковры привлекают много внимания из-за своего высокого качества. Считается, что эти ковры - лучшие из всех персидских ковров и имеют очень высокую узловую плотность и являются превосходными изделиями. После его смерти ремесло осталось живо благодаря многим его сыновьям.

Салатшак - шестиугольное ткачество, точная цель которого спорна. Дизайн Михраб многих образцов заставил многих авторов предположить, что это - молитвенные коврики, но некоторые специалисты по туркменскому ткачеству, включая Сиавош Азади, утверждают, что они делались как покрывала для колыбелей. Некоторые образцы имеют разрез на одном конце, что может означать, что они использовались в качестве попоны под седлом. Большинство из доступных образцов не кажутся особенно старыми.

Савоннери - изначально, мастерские Савоннери были основаны в Париже в 1628 году и они выпускали ковры и гобелены для украшения королевских дворцов, в качестве государственных даров и важных комиссий. Дизайны ковров Савоннери, разработанные придворными художниками, включали цветочные композиции, военные и геральдические ссылки и архитектурные мотивы. Нити основы делались из льняной пряжи, а шерстяной ворс ткался с использованием симметричных узоров. Самый значительный период производства ковров Савоннери был между 1650 по 1783 года.

Ковер Савоннери

Сафавид - персидская династия, правившая с 1502 по 1736 годы и создавшая объединённое государство. Считаются покровителями дизайна иранских восточных ковров.

Сенне (Сеннех) - курдский город в северо-западном Иране, известный своими изысканными антикварными коврами и килимами. Большинство ковров имеет хлопковую основу, используют симметричные узлы и один уток.

Нити основы иногда окрашиваются очень яркими цветами. Дизайны ковров включают полный Ботех, полный Херати (махи) и другие с центральным медальоном.

Ковер Сеннех

Сепари - торговый термин, использовавшийся для обозначения искусного антикварного ковра Хериз, которому по меньшей мере 100 лет.

Софреш - означает "скатерть". Маленькая безворсовая прямоугольная ткань, которую расстилают на земле и на которой может подаваться и готовиться пища.

Сиваз ковры - рукотканные ковры из города Сиваз в восточной Турции и его окрестностей. Тут делаются ковры ручной работы хорошего качества, зачастую используются персидские узоры и бледно-голубые цвета. Ковры сельского производства более оригинальны и примитивны.

Ковер Сивас

Серапские ковры - Старинное название, обозначающее высоко ценимые ковры из Гериса, изготовленные в XIX веке.

Ковер из Гериса

Силе - Килим особого типа, исполненный той же техникой, что и Вемех, но с декоративными мотивами в форме буквы "S".

Синекли - Турецкий термин для обозначения орнамента, при котором поле ковра усеяно мелкими и четкими крапинками черного цвета. Другое название для этого орнамента восточных ковров - мушки .

Суф - Техника плетения ковра, при которой с помощью узлов выполняются только рисунки ковра, остальное поле просто заткано, обычно с добавлением в пряжу драгоценных нитей (килим бафт ).

Сузани (Сюзане) - вышитые хлопковые панели, сшитые вместе, чтобы создать настенные драпировки, занавески и балдахины. Большинство сузани делались хлопковыми и шёлковыми нитями. Лучшие образчики ткались в XIX веке в узбекских городах - Бухаре, Ташкенте, Шахрисабзе и Нурате.

Сумах - тип килима, получившего свое название от старинного азербайджанского города Шемаха. Сумах, это безворсовый ковер. Его основное отличие от килима, торчащие нити с обратной стороны, которые обычно не обрезают. Большинско сумахов имеют геометрические узоры стилизованных цветов, птиц и символов. Кавказские сумахи обычно изготовлены из шерсти. В Иране изготавливают сумахи из шелка.

Сумах

Сумах техника - ткаческая техника, при которой нити основы растягиваются в стороны и пряжа переплетается так, что проходит над четырьмя нитями основы, затем под двумя нитями, снова над четырьмя и так далее. Существует несколько вариантов такой техники.

Дагестанские ковры Сумах известны и популярны во всем мире.

Султанабад - много ковров богатого качества было соткано в этом городе и провинции в северо-западном Иране. Большая часть производства ковров имела место быть в конце XIX века, когда европейские компании заказывали большие декоративные ковры для европейского рынка. Ковроткаческие центры включают Махал, Султанабад, Сарык, Лилихан, Ферахан и Сарабанд.

Ковры Султанабад

Табриз (Тебриз) ковры - Табриз - древний город в северо-западном Иране, один из самых плодовитых из всех центров ткачества. Качество этих ковров обычно исключительное, с большей частью основы, сделанной из хлопка, но иногда и из чистого шёлка. Существует много уникальных дизайнов, но, как правило, узор в коврах Тебриз плотно заполнен растительными мотивами, с большими пальметтами, вазами или яркими охотничьими сценами или иллюстрациями в поле. Они могут включать медальон «Афшан» , а могут и не включать, также видны геометрические дизайны.

Ковры Тебриз с цветочным орнаментом

У ковров Тебриз есть также и подстили. В их число входят такие стили, как сдержанный и элегантный "Махи" в слаженных бордюрах приглушённых тонов, который подойдёт к любому интерьеру; "Накшех" с его изобилием розового на бежевом или, очень редко, чёрным; и дикий, но красивый "Табатабаие" , всегда с мотивами оранжевого, лимонно-зелёного и бежевого. Более утончённые Накшех и Махи делаются по большей части из ценной шерсти самого высокого качества, состригаемой с груди и плеч горного барана, и также часто используется шёлк, чтобы щедро выделить самые привлекательные части ковра.

Ковры Тебриз с дизайном Махи

Табасаранские ковры - Ковры типа "табасаран" изготовляются в десятках аулов, в каждом из которых преобладают два-три излюбленных рисунка. Практически ковры этого типа имеют бесконечное количество вариантов орнаментальных узоров. Широко распространены узоры "топанча" (крупные, диагонально расположенные Х-образные фигуры), "чере" (несколько центральных фигур как бы обрастают разнообразными геометрическими формами) и др.

Табасаранский ковер

Тусеркан ковры - ковры, изготавливающиеся в курдских кочевых районах северо-западного Ирана. Яркие цвета и геометрические узоры типичны для племенного ткачества этой местности в Иране.

Тусеркан ковер

Тегеран ковры - производятся в столице Ирана. В наши дни не ведётся нового производства, так что большинству из существующих Тегеранов около 50 лет. Ковры ткутся узлами Сенне, часто тёмно-красные с синими элементами и бирюзово-белыми контрастами. Узоры обычно - медальоны и цветочные мотивы, панели и ниши. Бывают также и животные или фигурные узоры.

Тегеран ковер

Тянжин ковры - китайские ковры из города Тянжин в восточном Китае (в наши дни - центр коммерческого ковроткачества Китая). Ткачество, начавшееся в 20-х годах прошлого столетия, скоро было адаптировано под западные требования касательно цветов и узоров.

Тянжин ковер

Тибетские ковры - в Тибете существует длительная традиция ковроткачества; некоторые образцы тибетских ковров датируются XVIII веком. На ковры из Тибета наибольшее влияние оказали китайские ковры и ковры из восточного Туркестана. Традиционные дизайны включают народные мотивы, шахматные дизайны и тигровые мотивы. Цвета ассоциируются с функцией ковра. Оранжевые и золотые ковры - для религиозных церемоний. Красно-коричневые - в основном для напольных покрытий в монастырях. Тигровые ковры ценятся людьми у власти и представляют символы власти. Антикварные тибетские ковры - цельношерстяные и ткутся в тибетской узловой технике. После присоединения к Китаю в 1959 г. многие тибетцы бежали в соседнюю Индию, Непал и Бутан и ныне там продолжают заниматься изготовлением ковров.

Тибетский ковер

Тианкатша - большие попоны, как ворсовые так и безворсовые. Многие советские писатели описывали также салатшак как попону или седельное покрытие.

Таббакхи - Шерсть плохого качества из неполноценного руна, добытого из уже забитых овец.

Таук Нуска Гёль - гёль в туркменских коврах в форме восьмиугольника. Орнамент украшается узором в виде наконечников стрел.

Турк Бафт - Симметричный, или турецкий узел, применяемый для плетения шерстяных и шелковых ковров в Западной Азии.

Турецкий узел (Симметричный узел, Гёрде, Гёрдес) - Применяемый в ковроткачестве узел, при завязывании которого пряжа обвивает с разных сторон две соседние нити основы и оба конца пряжи выходят на поверхность ковра рядом.

Тибетский узел - отличающаяся техника ткачества, использующаяся ныне в других районах, помимо Тибета. Временный прут, регулирующий высоту ворса, ставится перед основой. Единая пряжа оборачивается вокруг двух нитей основы и один раз вокруг прута. Когда заканчивается ряд петель, они стригутся, чтобы создать ворс. Этот метод даёт слегка неровную поверхность.

Тирма - вид безворсового ковра, изготовляемого киргизами на горизонтальном станке, установленном без наклона. Узорами тирмы являются вертикальные полосы или сильно стилизованные изображения когтей, следов копыт, глаз, рогов, ног лошадей, овец, оленей, тигров, мышей и других животных.

Тирмой называют также дорогостоящую ткань сложного ткачества, производимую в Индии, Иране и Турции. Тирма обычно ткется из мягкой тонкой шерсти.

Теваси - так назывались в средние века многоцветные большие халы со сложным узором.

Тинфаса - название, данное арабами всем безворсовым коврам, которые они получали от тюркских народов в качестве дани.

Торба - длинная прямоугольная туркменская сумка с ворсовым ткачеством только на лицевой стороне. Торбы вешаются в юртах и служат для хранения мелких предметов.

Тунисские ковры - Тунис - африканская страна, где плетение ковра было распространено со времен Оттоманской эры. Город Кайруан был одним из центров ковроделия. Самую большую часть тунисских ковров ткут в этом городе. Низкое качество местной шерсти, которая является большим барьером в тунисской промышленности ковра, вызывает необходимость импортировать шерсть из Франции, Англии и Новой Зеландии. Химические краски используются при окрашивании шерсти для ковров. Ковры из Туниса обычно изготовливаются маленьких размеров не больше чем 3-4 кв.м.

Ковер из Туниса

Ушак ковры - рукодельные ковры из города Ушак в западной Турции. Между XVI и XIX веками тут ткались многие знаменитые стили ковров, такие как ковер Ушак с птицами, строгие ковры Ушак, ковры Лотто с другими медальонными коврами, сделанные под персидским влиянием. Эти ковры ткутся целиком из шерсти с красным цветом в качестве доминирующего. Спад в качестве ковров начался около середины XIX века и сегодня производство ковров Ушак практически сошло на нет.

Ковер Ушак

Уилтон ковры - ворсовые ковры машинного производства с узорами, напоминающими персидские. Название происходит от города Уилтон в Уилтшире, Англия, который в XVI веке производил ковры ручной работы. С середине XIX века все изготовляемые ковры делались с помощью машин в практически любых размерах.

Ковер Уилтон

Уттаби - вид безворсового, тонкого, нежного тканья ковра, наподобие Зили. Происходит от названия одного из кварталов города Мосула, находящегося севернее столицы Ирака Багдада, недалеко от юго-восточной границы Турции. В XIV веке ковры Уттаби, производившиеся в этом квартале, завоевали всемирную славу. Под этим названием они распространились на европейских рынках. Исследователи считают, что употребляемый в Западной Европе термин «Teppich» (теппих) восходит к Уттаби.

Ковер Уттаби

Узбекские ковры - ковры изготовленные в Узбекистане делятся на 3 главных типа ковров: гилям (узбекские ковры с коротким ворсом), джульхир (узбекские ковры с длинным ворсом), и паласы (узбекские безворсовые ковры). Характерная особенность ковров с коротким ворсом - их красно-коричневый оттенок, освещенный гармонией деталей светлого цвета основных медальонов, которые имеют часто геометрическую форму.

Узбекский ковер

Тканые ковры - паласы, разнообразны в Узбекистане: Кохма - ткань с равномерными полосами в различных цветах и Гаджари - ткань, которую соткали в образце с различными методами "перекрещивающегося наложения" техника и украшенный рядами маленьких геометрических растительных мотивов. До начала XX века ковроделие было исключительно ремесло женщин, живущих в сельских районах.

Ук-Баш (Юк-Баш) - мешки, в которых кочевники перевозят деревянные части разобранных шатров и юрт. Ук-баш делаются в основном из ворсовых ковров.

Угольники - Орнамент, заполняющий углы основного поля шерстяного или шелкового ковра. В медальонных композициях угольники обычно занимают площадь, равную по размерам четверти центрального медальона.

Уток - Поперечные нити ковра (а так же ткани), расположенные перпендикулярно нитям основы и переплетающиеся с ними. В зависимости от типа и места происхождения ковра ручной работы нити утка могут быть хлопковыми, шелковыми или шерстяными.