Трагическая судьба Катерины в пьесе А. Н

1. Жестокие нравы города Калинова.
2. Кабаниха и Дикой.
3. Жизнь и смерть Катерины.

Пьесы А. Н. Островского позволяют нам, современным читателям, окунуться в жизнь русского купечества. Писатель столь достоверно показывает любые, даже незначительные детали купеческого быта, что у нас нет повода сомневаться в его правдивости. После прочтения драмы «Гроза» я стала задумываться о глубине трагедии, которая разворачивалась на фоне простой будничной действительности. Судьба главной героини незавидна. Катерина очень явно отличается от людей, которые ее окружают. Именно поэтому она не встречает понимания, ей тяжело и одиноко.

Один из жителей города, Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» С этим трудно спорить. Однако людей, подобных Кулигину, в городе нет. Остальные — лжецы и лицемеры. Они умело притворяются, скрывая свою истинную сущность. Общество диктует свои законы, люди боятся чужого мнения. Никто не решается быть честным перед собой и другими. «Темное царство» слишком сильно, поэтому противиться ему никто не решается. Купчиха Кабанова и купец Дикой — яркие представители той части общества, которая имеет власть и диктует правила поведения. Спорить с Кабановой или Диким никто не рискнет. Даже мысленно никто не решился бы не подчиниться им.

Кабаниха бессердечна, эгоистична и на редкость лицемерна. Под ханжеской личиной скрывается ее жестокость по отношению даже к самым близким людям. Не случайно о Кабановой говорят, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Марфа Игнатьевна Кабанова очень властолюбива. Ей важно, чтобы все относились к ней с уважением и почтительностью. На самом деле ее никто не уважает, но признать это открыто никто не хочет. Ее дети, Тихон и Варвара, давно научились притворяться, они поступают так, как от них требуется. Отношение Кабановой к Катерине заслуживает особого внимания. Свекровь придирается к каждому слову и поступку Катерины, превращая жизнь девушки в сущий кошмар.

Купец Дикой, как и Марфа Кабанова, относится к уважаемым в городе людям. Между тем личность самого купца может вызвать лишь презрение и ненависть. Это на редкость жестокий человек, который превратил в ад жизнь своих домочадцев. Он так же крайне непорядочный человек, потому что незаконно присвоил деньги своего племянника-сироты. Дикой унижает всех, кому не посчастливилось попасть от него в зависимость. Нетрудно себе представить, насколько тяжело приходится в такой среде Катерине. Она выросла в купеческой семье. Но, судя по тому что девушка говорит о своем детстве, мы понимаем — ее родители были совсем не похожи на Кабанову или Дикого. Катерина рассказывает о жизни в родительском доме: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала...». Жизнь в доме мужа для Катерины становится невыносимо тяжелой. Для нее нет ни радости, ни свободы. Удушающая атмосфера ханжества, глупости, жестокости угнетает девушку. Катерина чувствует себя несчастной. Она мечтает о любви, возвышенных и красивых отношениях. Но живет однообразной, серой, унылой жизнью. Катерине, в отличие от других, не свойственно лицемерие. Она не умеет лгать. Поэтому и отдается сполна своей любви к Борису. Он кажется ей совершенно другим человеком, непохожим на всех вокруг. Любовь становится для девушки спасением, жизнь приобретает какой-то смысл. Чистое и светлое чувство любовь оказывается очередным суровым испытанием для Катерины. Ведь именно любовь приводит ее к гибели. В атмосфере лжи и ханжества никто не придает значение чувствам — как своим, так и чужим. Не исключение и Борис. Катерина хочет уехать вместе с ним. Это было бы для девушки спасением. Но Борис отказывает ей. «Нельзя мне Катя. Не по своей воле еду: «дядя посылает». Катерину окружают слабые, безвольные люди. Таким оказался и Борис, таковым является и муж Тихон.

Супруг Катерины, на первый взгляд, совершенно не заслуживает внимания. Он не находит в себе силы хотя бы в чем-то противиться своей матери. Тихон даже не делает попытки заступиться за свою жену перед Кабанихой. Сам он давно привык к тому, что нужно притворяться, лгать и лицемерить. Не случайно, он с радостью ожидает, когда можно будет на время уехать из дома и отдохнуть. Катерина не испытывает по отношению к своему супругу никаких чувств. Она вышла замуж против своей воли, что, в общем-то, обычное дело для купеческой среды. Сам Тихон не понимает Катерину. Недалекий, ограниченный человек не в состоянии понять и оценить эмоциональную и чувствительную натуру, каковой является Катерина.

Надо сказать, что сначала Катерина пыталась полюбить своего мужа. «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Однако эта попытка оказалась безуспешной. И не, последнюю роль здесь сыграла Кабаниха. Злая старуха говорит Катерине: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешь-

Катерина очень религиозна, воспринимает грозу наказанием за совершенный свой грех. Она кается в своем преступлении. И решает, что достойна смерти. Она говорит: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо». В этом поступке Катерины проявляется ее решительность, которая была незаметна всю жизнь. Девушка спасается от позора единственно возможным способом — уходит из жизни.

Сочинение


Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Н. Некрасов

На уроках литературы мы познакомились с биографией Александра Николаевича Островского. Его жизнь была бесконечно многообразна. Он писал комедии, драмы, драматические хроники, сцены из деревенской жизни, картины из московской жизни, семейные сцены; есть у него весенняя сказка, есть драматический этюд. В каждом жанре он создал образцовые произведения, многие из которых до сих пор не сходят со сцены. Но особое место среди шедевров Островского принадлежит двум его прославленным драмам- «Грозе» и «Бесприданнице», написанным соответственно в 1859 г. и 1878 г.

В этих пьесах Островский на примере историй Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой показал нам судьбы женщин своего времени, когда важнее всего было удачно выйти замуж, а о чувствах никто не задумывался. Этой теме уделялось много внимания в русской литературе, ее мы видим в произведениях Н. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, А. П. Чехова и многих других. На протяжении очень долгого времени роль женщины в обществе сводилась исключительно к заботе о семье и хозяйстве. Женщина не имела права голоса, могла быть выдана замуж по усмотрению родителей, во всем должна была; слушаться мужа, жить по заведенному порядку его семьи. Островский, пожалуй, первым задумался над тем, что может испытывать женщина в подобном положении, зажатая в условности общества, живущего предрассудками, не имеющая права ни на мнение, ни на чувства. Таким образом, неравноправие было неотъемлемой частью того общества. Островский на примере своих героинь показал нам трагедию женской души, жаждущей любви и понимания.

Катерина - тихая и скромная молодая девушка, отданная за нелюбимого и страдающая от нападок свекрови. Главная героиня очень религиозна и набожна, она много получила от воспитания родителей, а ее юность - это ее светлые надежды, торжественные и радостные молитвы. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
Выйдя замуж, Катерина окунулась в совсем другую атмосферу, чуждую ее душе, ее внутреннему миру. Она была словно заживо похоронена: «Здесь, что вышла замуж, что схоронили- все равно».

Характер Катерины, ее внутренний мир находятся в непрестанном драматическом движении, в борении страстей. В пьесе она показана в самых различных эмоциональных состояниях: в тихой радости г и неизбывной тоске, в ожидании счастья и предчувствии беды, в смятении чувств и порыве страстей, в страшном отчаянии и бесстрашной решимости принять смерть. В этой ее внутренней борьбе и заключается трагедия. Катерина как будто прислушивается к себе, она пытается отогнать от себя даже мысли о своем возлюбленном Борисе, но не может себя переломить. Но она остается верна сама себе и изменить свой характер никогда не сможет.

Катерина полна героизма как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. И умирает она удивительно. Ее смерть - это последняя вспышка живой любви к деревьям, птицам, цветам и травам. Драма «Бесприданница» очень похожа на «Грозу». Но в этой пьесе героиня - Лариса Огудалова - принципиально другая. В Ларисе нет целостности, которая была присуща Катерине, но разница не только в этом. Сама драма «Бесприданница» во многом новаторская. Связано это прежде всего с тем, что время, отраженное в драме, пореформенное. Это время становления капитализма,- которое и нашло свое отражение в произведении. Лариса живет в мире, где действуют законы купли-продажи, где и она сама становится дорогой вещью. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь».

Натура Ларисы более утонченная и чуткая, не зря Кнуров говорит о ней: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». В отличие от Катерины, в ней нет и решительности. Хотя Лариса не замечает в людях пошлых сторон, она мечтательна и артистична. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. Но потом она с ужасом понимает, что ее любовь хотят купить, сделать из нее содержанку. Лариса пытается броситься в Волгу, но у нее недостает силы, решимости. Нельзя осудить эту девушку, полную жажды жизни, только за то, что у нее не хватает сил наложить на себя руки. Ведь Лариса сама себя за это жестоко презирает. Смерть приходит к ней в лице Карандышева, который стреляет в нее. Убеждение, что так жить нельзя и не нужно, - вот что самое главное, вот что роднит протест Ларисы с протестом Катерины, вот что делает ее подлинно трагической героиней. Самое страшное для нее - жить в мире, где «любви искала и не нашла», где она «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

«Грозу» и «Бесприданницу» разделяют два десятилетия. Революционная ситуация в стране разрешилась на этот раз буржуазными реформами. На смену темному царству патриархального самодурства шло темное царство торжествующего чистогана, в котором все покупалось и продавалось. В «Грозе» выдвинуто ханжество патриархальных нравов, а в «Бесприданнице» - цинизм буржуазной безнравственности.

Островский показал, что все эти реформы, которые вместо невежественных Диких и Кабаних поставили на первое место «цивилизованных» Паратовых и Кнуровых, не смогли разрешить общественных противоречий тогдашней российской действительности. В двух драмах отозвались и восторг поэта перед красотой волжских пейзажей, и восхищение его перед силой и цельностью русского женского характера. В них выразились его гнев и боль, оттого что так несправедливо и трагично устроена жизнь в «темном царстве».

Трагическая судьба Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Драма Островского «Гроза» написана в 50—60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы — разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема — положение женщины в семье и обществе.
Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой — символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.
Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина — мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жизнь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» — эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой — тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и кабановых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего. Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу — грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! — отвечает Катерина. — Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину. Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».

Трагедия женской души в произведениях А.Н. Островского План.

I. Судьбы главных героинь в пьесах “Гроза” и “Бесприданница”.

II. Трагедия женской души в произведениях А. Н. Островского.

1. Субъективный трагизм Катерины Измайловой:

а) описание характера Катерины;

б) любовь Катерины;

в) суть трагедии Катерины;

г) неизбежность трагедии в судьбе Катерины.

2. Субъективный трагизм Ларисы Огудаловой.

3. Объективный трагизм Катерины и Ларисы.

III. Значение образов главных героинь в творчестве А. Н. Островского.

Лейтмотивом многих произведений А.Н. Островского является тема трагедии женской души, но “Бесприданница” и “Гроза” - произведения особенные. В них участвуют героини с трагической судьбой, причем их судьба необычна для того времени. Они своеобразные “жертвы времени”. В целом, мы можем сказать, что они погибли от косных предрассудков общества, но это не отражало бы и десятой части того, что Островский пытался передать нам через описания главных героинь в этих литературных шедеврах. Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости.

В первое и второе действие “Грозы” Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у читателя складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге мы отмечаем ее простое, почти детское отношение к жизни: “… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась и полетела…”; ее религиозное воспитание, а так же панический страх перед будущим: “… И такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно стою я над пропастью, и меня кто-то туда толкает…” Во втором гораздо ярче проявляется порыв: “… Такая я уж зародилась горячая … дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..”

В обоих этих диалогах Катерина описывает чувство, которое она не в силах ни понять, ни сдержать. Все ее попытки сопротивляться оканчивались ничем уже в разговоре, не говоря о ее душевном состоянии. Катерина не просто любит своего избранника, жизнь с ним кажется ей идеалом счастья и благополучия: “… каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…” Силу своего чувства она подчеркивает словами: “Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете”. В этом высказывании проявляется не только любовь к Борису, но и ненависть к домашним порядкам. Они держат Катерину и семью Кабановой в состоянии неопределенности и страха.

В моем понятии, суть трагедии Катерины открывается в последнем явлении второго действия. Здесь в ней борется религиозное воспитание и романтическая натура. Ключ, который ей дала Варвара, стал олицетворением страстной любви Катерины. Она сознает, что ключ – “погибель” и что надо “бросить его, бросить далеко, в реку кинуть”, но поделать с собой ничего не может и оставляет его себе.

Романтизм натуры Катерины стал, на мой взгляд, для нее роковым. Она обречена постоянно искать свое счастье. Катерина сама говорит, что пытается полюбить Тихона, но у нее ничего не получается. Встретив Бориса, она рисует в воображении тот идеал, который давно пыталась найти. И даже если бы обстоятельства сложились иначе и не было бы никакого Бориса, она бы продолжала искать свой идеал и, в конечном итоге, нашла бы его в ком-нибудь другом, что привело бы, на мой взгляд, к не менее трагичному финалу.

Иная ситуация, по-моему, у Ларисы Огудаловой. Она была непонята своим окружением, а главное, Карандышевым, который пытался использовать ее для укрепления своего положения в обществе. Их представления о семейном счастье просто не сошлись, и, если бы ей попался другой человек, все могло кончиться совершенно иначе. Ее судьба могла бы, по-моему, совпасть с судьбой Вышневской из “Доходного места”, если бы жених был похож на Вышневского, или же все могло завершиться счастливым финалом, если бы их взгляды совпали.

Кроме трагизма отдельно взятого персонажа, Островский поднимает проблему трагизма женской души в общем. В этих произведениях она заключается в несоответствии общественных устоев нормальным человеческим отношениям. Здесь очень ярко проявляется слишком серьезное отношение к институту брака. Фактически, если бы женщина замужем и незамужняя были уравнены в правах, то удалось бы избежать бессмысленных браков, показанных в пьесах, а, следовательно, и обеих трагедий. Еще одной проблемой является отношение окружающих к женщине как к вещи. В принципе, в “Бесприданнице” Ларису каждый считает только вещью, и это, в конечном итоге, приводит ее к смерти.

Смерть главных героинь в пьесах символична. Умирая, они уходят из своего мира, причем уходят без страха, как будто покидают что-то давно надоевшее. Такие неординарные образы обогатили литературное пространство произведений Островского, сделали его более ярким и насыщенным.

Драма Островского «Гроза» написана в 50 - 60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы - разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая тема - положение женщины в семье и обществе.
Центральное место в драме занимает образ Катерины. Взаимоотношение с остальными героями пьесы и определяет ее судьбу. Многие события в драме происходят под раскаты грома. С одной стороны, это природное явление, с другой - символ душевного состояния, поэтому каждый из героев характеризуется через отношение к грозе. Катерина безумно боится грозы, что показывает ее душевное смятение. Внутренняя, никому не видимая гроза бушует и в душе самой героини.
Чтобы понять трагическую судьбу Катерины, рассмотрим, что же представляет собой эта девушка. Детство ее прошло в патриархально-домостроевское время, которое наложило отпечаток на характер героини и на ее взгляды на жизнь. Детские годы Катерины были счастливыми и безоблачными. Мать ее очень любила, по выражению Островского, «души в ней не чаяла». Девушка ухаживала за цветами, которых было в доме много, вышивала «по бархату золотом», слушала рассказы богомолок, ходила с матерью в церковь. Катерина - мечтательница, но мир ее грез далеко не всегда соответствует действительности. Девушка и не стремится понять действительную жишь, она в любую минуту может отказаться от всего, что ее не устраивает, и снова окунуться в свой мир, где она видит ангелов. Воспитание придало ее мечтам религиозную окраску. Эта девушка, такая неприметная на первый взгляд, обладает сильной волей, гордостью и независимостью, которые проявились уже в детстве. Еще будучи шестилетней девочкой, Катерина, обидевшись на что-то, убежала вечером на Волгу. Это был своеобразный протест ребенка. А позже, в разговоре с Варей, она укажет на еще одну сторону своего характера: «Такая уж я зародилась горячая». Ее свободная и независимая натура раскрывается через стремление летать. «Отчего люди не летают так, как птицы?» - эти на первый взгляд странные слова подчеркивают независимость характера Катерины.
Катерина предстает перед нами как бы в двух ракурсах. С одной стороны, это сильная, гордая, независимая личность, с другой - тихая, религиозная и покорная судьбе и родительской воле девушка. Мать Катерины была убеждена, что ее дочь «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее замуж за Тихона Кабанова. Катерина не любила своего будущего мужа, но безропотно подчинилась воле матери. Более того, она в силу своей религиозности считает, что муж дается Богом, и пытается полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Выйдя замуж за Кабанова, Катерина попала совсем в другой, чуждый ей мир. Но покинуть его нельзя, она замужняя женщина, понятие греховности связывает ее. Жестокий, замкнутый мир Калинова отгорожен незримой стеной от внешнего «безудержно огромного» мира. Мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами: «Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
Заключенная в «темное царство» невежественных диких и каба- новых, столкнувшись с грубой и деспотичной свекровью, инертным мужем, в котором не видит поддержки и опоры, Катерина протестует. Ее протест выливается в любовь к Борису. Борис мало чем отличается от ее мужа, разве что образованностью. Он учился в Москве, в коммерческой академии, у него шире кругозор в сравнении с другими представителями города Калинова. Ему, так же как и Катерине, трудно ужиться в среде Дикого и Кабановых, но он такой же инертный и безвольный, как и Тихон. Борис ничего не может сделать для Катерины, он понимает ее трагедию, но советует ей покориться судьбе и этим самым предает ее. Отчаявшаяся Катерина упрекает его в том, что тот загубил ее. Но Борис только косвенная причина. Ведь Катерина не боится людского осуждения, она страшится гнева Божьего. Главная трагедия происходит в ее душе. Будучи религиозной, она понимает, что изменить мужу - грех, но сильная сторона ее натуры не может смириться со средой Кабановых. Катерина терзается страшными муками совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, между праведной жизнью и падением. Она не может себе запретить любить Бориса, но сама себя казнит в душе, считая, что своим поступком отвергает Бога. Эти страдания доводят ее до того, что она, не выдержав мук совести и опасаясь кары Божьей, бросается в ноги к мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. Душевные муки Катерины усиливает гроза. Не зря Дикой говорит, что гроза посылает наказание. «Я и не знала, что ты так грозы боишься», - говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...» Удар грома был последней каплей, переполнившей чашу страдания Катерины. На ее признание окружающие реагируют каждый по-своему. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живой, Тихон же, наоборот, прощает Катерину. Муж простил, Катерина как бы получила отпущение грехов. Но осталась неспокойной совесть, да и желаемой свободы она не обрела и вновь вынуждена жить в «темном царстве». Муки совести и боязнь навсегда остаться среди Кабановых и превратиться в одну из них приводят Катерину к мысли о самоубийстве. Как же могла набожная женщина решиться на самоубийство? Сносить мучения и то зло, которое здесь, на земле, есть, или же уйти от всего этого по своей воле? Катерина доведена до отчаяния бездушным отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность остаться жить. Гибель ее была неминуема.
В образе своей героини Островский нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской девушки, бросившей вызов царству диких и кабановых. Добролюбов справедливо назвал Катерину «светлым лучом в темном царстве».