Упражнения для развития техники игры на гитаре. Ежедневные упражнения гитариста для развития техники

Безусловно, гитаре не нужны никакие упражнения. Однако как для начинающего, так и для опытного гитариста необходим отдых между исполнением той или иной песни.

Упражнения, изложенные ниже, легко запоминаются и просты в исполнении.

Итак, у нас есть гитара, метроном, и некоторое количесво времени (все же и отдохнуть хочется).

Все упражнения, которые мы рассмотрим сегодня, не будут иметь какой-либо теоретической ценности, это будет чистая механика.

Запомните, что каждое упражнение следует играть по всему грифу, и использовать переменный штрих, за исключением случаев, где штрих обсуждается отдельно.

Если вы почувствовали боль или сильную усталость в руках, следует остановиться и отдохнуть. При частой игре серии упражнений руки привыкнут и даже после длительных перерывов вам не нужны будут остановки, достаточно будет лишь снижать темп метронома.

Начнем с первого упражнения, которое показывают абсолютно все преподаватели абсолютно всем начинающим гитаристам.

Упражнение №1

Включите метроном в темпе 88, если такой темп будет сложным, можно начать и с 50. Играть следует от первого лада до последнего доступного, у меня на гитаре 24 лада, значит последним у меня окажется 20 лад.

После того как вы закончили с первым упражнением, без остановки переходим упражнению №2.

Упражнение №2

Второе упражнение так же не особо утруждает мозг, зато тренирует работу с использованием различных комбинаций пальцев левой руки. Движение вниз от 6-ой до 1-ой струны идет с использованием одного паттерна, при обратном движении от 1-ой к 6-ой струне используется зеркальный паттерн. Здесь мы отрабатываем связку пальцев 1,3 и 2,4. Подобные "связки" пригодятся в будущем хотя бы для игры квинтовых аккордов, что конечно же поддержат все любители поиграть с перегрузом.

Упражнение №3

В следующем упражнении продолжим тренироваться в отработке использования различных комбинаций пальцев левой руки. на этот раз основная группа пальцев на которые ориентировано упражнение 1,2,3 и 2,3,4.

Упражнение №4

В 4-ом упражнении мы занимаемся отработкой связки пальцев 3,4 и 1,2.

Эти 4 упражнения мы уже рассматривали несколько месяцев назад, давайте дополним наш арсенал новыми.

Упражнение №5

Упражнение №5 - движение в обратную сторону

Пятое упражнение соберет в себе одновременно упражнение 1 и частично упражнение 3. Одно движение с 6-ой струны до 1-ой занимает достаточно большое количество времени, поэтому с упражнением 5 вы можете работать не по всему грифу, а, например, только до 12 лада.

Играя, упражненеи №5 в первый раз возможно вы будете часто путаться в пальцах, это нормально, просто уделите ему немного времени.

Во всех упражнениях выше, номер лада соответствуюет пальцу левой руки, используйте эту аппликатуру для движения по всему грифу.

Упражнение №6

В заключительном на сегодня упражнении, так же используется переменный штрих, смена струны не влияет на движение медаиатора. То есть для первой триоли используется движение вниз/вверх/вниз, следующая триоль на 5-той струне будет играться штрихом вверх/вниз/вверх. Группируя ноты по 2 триоли мы получаем законченный цикл движений медиатора вниз/вверх. Если темп метронома 88 в этом упражнении для вас слишком медленный можете увеличить его на 15-20 ударов.

Все перечисленные упражнения следует играть в качестве разминки, иногда возможно чередование с разминкой которую предлагает Frank Gambale в школе Chop Builder. Общее время зависит от скорости метронома, обычно при 88 ударах все упражнения играются менее чем за полчаса.

PS: многие, играя эти упражнения, ошибочно говорят, что играют хроматическую гамму. Это не так. Попробуйте сами догадаться почему.

До связи!

Начинающим гитаристам перед игрой всегда необходимо 10-15 минут уделить разминке. Это необходимо для растяжки пальцев. Гитара в этом деле будет вашим основным помощником. В этой статье мы разберем некоторые упражнения для пальцев на гитаре - как для правой руки, так и для левой.

Большинство самоучек на ранних стадиях обучения совершают много ошибок (самая частая – игра перебором с использованием только одного пальца).

В идеале, необходимо, чтобы задействованы были все пальца кроме мизинца (хотя бывают и исключения).

Упражнение 1. «Качели»

Первым делом распределяем пальцы по струнам: большой палец будет контролировать шестую струну, указательный – третью, а средний и безымянный, соответственно, вторую и первую.

Пытаемся сыграть вступление известной баллады группы Металлика под названием Nothing Else Matters (это не составит труда даже для человека, который первый раз взял инструмент в руки). Таким образом, играем струны в такой последовательности:

Примечание : Большим пальцем можно играть не только шестую струну, но и четвертую с пятой. Поэтому поэкспериментируйте с этим. Также можете периодически менять последовательность струн и, например, играть так: 6 3 1 2 3 1 2 3. В это время левая рука ничего не зажимает, то есть играются открытые струны. Конечно, можете поэкспериментировать и позажимать какие-нибудь простые аккорды.

Упражнение 2. «Вальс»

Пальцы распределяем так же, как и в прошлом упражнении.

Игра представляет собой чередование басовых струн и «щипка» трех нижних струн, который делается одновременно тремя пальцами.

Упражнения для левой руки

Важно : Основной задачей при работе с левой рукой является правильная постановка аккордов, приспособленность к их смене, а также огрубение кожи на подушечках пальцев.

Неправильная постановка пальцев левой руки приносит больше всего проблем, так как благозвучность и качество игры гитариста зависит в первую очередь от левой руки.

Упражнение 1. «Игра под разгон»

Выбираем 3-4 любых аккорда (см статью: ) и играем их последовательно. Получается незамысловатая мелодия. Лучше их играть перебором, так как в этом случае (в отличие от боя) мы будем лучше слышать изъяны в случае, если какой-то палец левой руки поставили неправильно или недостаточно сильно прижали струну.

Ставим и играем аккорды, будто в данный момент нас слушает мастер (можете представить, что это какая-нибудь знаменитость или даже ваш кумир) и для него мы пытаемся создать эталон аккорда.

Для этого необходимо следить за правильностью постановки пальцев. Они должны зажимать свои струны под прямым углом (зачастую юные гитаристы тянут их вниз, этим самым сбивая строй и создавая иллюзию расстроенной гитары), не слишком сильно, но и не слабо (если слишком слабо прижмем палец, то в этом случае струна просто будет издавать звук натянутой веревки).

Не стоит придавать особого внимания скорости игры, так как сначала нам необходимо просто отточить переходы между аккордами.

После того, как это сделано, можно разнообразить или перейти на , а также увеличить скорость игры.

Примечание : уже на ранних стадиях обучения стоит уделять чуть больше времени на постановку аккордов, содержащих баре (см. урок: ).

Упражнение 2. На первой струне

Начнем с пятого лада. Ставим на него указательный палец. На шестой лад – средний, на седьмой и восьмой соответственно безымянный и мизинец.

Играем такую последовательность ладов:

А потом в обратном порядке:

После смещаемся на один лад вправо. Играем по-новой все то же самое.

Когда мизинец доходит до двенадцатого лада, начинаем играть нашу мелодию в обратном порядке, на «угасание».

Заключение

Некоторые упражнения дают возможность одновременно развивать две руки. В настоящее время, существуют даже целые сборники и отдельные курсы, содержащие упражнения для рук. Для гитары при этом важно, чтобы она была правильно настроена (см. урок: ).

Четких инструкций для выполнения этих упражнений нет. От гитариста лишь требуется попробовать совместить в своей игре компоненты для развития обеих рук.

Все эти упражнения рассчитаны на новичков, которые только начинают учиться играть на гитаре. Опытные гитаристы-профессионалы, конечно, используют упражнения посложнее, причем они их выполняют постоянно, каждый день. Но для нас с Вами, для новичков, вышеописанных упражнения вполне хватит.

Выполняйте их периодически и не ленитесь. Удачи! 🙂

УПРАЖНЕНИЯ

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с упражнениями для развития гитарной техники, то знайте, что кроме упражнений на сайте имеется ещё обучающая литература для начинающих гитаристов (Раздел "Уроки игры на гитаре"). А также значительное нотное собрание , охватывающее все виды гитарной деятельности (Раздел "Библиотека гитариста").

Мысли по поводу…

Упражнения для гитары, представленные на этой странице, входят в состав моего учебника "Гитарная Школа А.Носова" и предназначены для развития и совершенствования гитарной техники, включая освоение приёмов игры, повышение подвижности пальцев левой и правой руки, их силы и выносливости. Упражнения, за исключением стандартных гамм, эксклюзивны и являются плодом многолетней преподавательской деятельности. Сыграв их все, вы наилучшим образом подготовитесь к исполнению произведений любого уровня сложности.

Упражнения рассчитаны на широкий круг исполнителей, от начинающих гитаристов – до учащихся средних и высших музыкальных учебных заведений. Все необходимые сведения по их разыгрыванию размещены на титульной странице документов.

Основная масса упражнений выходит за рамки любительской гитары, поэтому я не счёл возможным дополнять их табулатурой (как сделал это, например, в упражнениях на "Арпеджио" на странице "Аккомпанемент"), справедливо полагая, что продвинутым гитаристам подсказки такого рода ни к чему. Если же вы не относитесь к их числу или, как вариант, не владеете нотной грамотой, то самое время восполнить этот пробел, пройдя обучение в моей гитарной Школе. 5 первых уроков доступны для свободного скачивания (Раздел "Уроки игры на гитаре").

Смена позиций. Позицией, применительно к игре на гитаре, называется фиксированное положение пальцев левой руки (по умолчанию отвечающей за изменение высоты звука) на грифе. Следовательно, смена позиции – это действие, связанное с перемещением пальцев левой руки из одной части грифа в другую ("Позиции – тема 15-го урока Гитарной Школы А.Носова).

В гитаре различают четыре способа смены позиций (Замещение, Скольжение, Скачки, Опережение), имеющие общие закономерности. Знание этих закономерностей и, главное, умелое их применение как раз и позволяет осуществлять переход из одной части грифа в другую не только технично (быстро и бесшумно), но и качественно (без перерыва в звучании и посторонних призвуков). А это умение, в свою очередь, будет востребовано в любом виде гитарной деятельности, независимо от того аккомпанируете ли вы или солируете. Поэтому, если вы ничего не слышали о правилах смены позиции, то, прежде чем приступить к упражнениям, советовал бы почитать 51-й урок Гитарной Школы А.Носова, в котором сосредоточена подробнейшая информация по этому вопросу (раздел "Уроки игры на гитаре").

Гаммы – превосходное средство для развития мелкой исполнительской техники (мелкая техника, в свою очередь, это когда каждый следующий звук берётся на соседнем ладу или через лад). Где используется мелкая техника при игре на гитаре? При исполнении мелодических линий (в том числе, при поддержке аккомпанирующих гитарных голосов) и в пассажах. Пассаж – последовательность звуков в быстром движении – не частый гость в гитарной литературе. Почему? Потому что виртуозов от гитары мало, и авторы, в том числе и я, вынуждены ориентироваться на средний исполнительский уровень, лишь изредка позволяя себе воплотить в нотах полёт фантазии, выраженный каскадом звуков виртуозной направленности. Впрочем, талант, помноженный на трудолюбие, способен творить чудеса. И, очень надеюсь, вы станете тем исполнителем, кому окажутся по плечу произведения высшего уровня сложности.

Знаете, в чём секрет колдовского очарования музыки Никколо Паганини, непревзойдённого итальянского скрипача и композитора? В прекраснейших мелодиях и… невероятно трудных пассажах, близких по духу к импровизационному стилю (имею в виду его скрипичные произведения, а не гитарные, которых тоже написано немало). А импровизация – это то, что интересно слушать, играть и наблюдать вживую. Импровизация – это поток творческой исполнительской фантазии, воплощённой мышечными усилиями, в основе которых лежит… мелкая техника. Впрочем, выученная импровизация тоже производит потрясающий эффект, что и доказывают бессмертные творения Н.Паганини уже несколько столетий к ряду. Вывод, если хотите быть интересны вашим слушателям и получать удовольствие от игры, больше внимания уделяйте гаммам – волшебной лестнице на пути к пассажам и виртуозности, а я вам помогу в этом своими советами (см. раздел "Уроки игры на гитаре").

Арпеджио на гитаре, упрощённо, – это перебор струн. Успех данного вида техники, по большому счёту, зависит от действий пальцев правой руки, взаимодействующих со струнами с целью извлечения звука. Участвует при исполнении арпеджио и левая рука, пальцы которой складываются в аккорды (не всегда типовые…).

Любой гитарист, играющий на бытовом уровне, считает себя выдающимся исполнителем, если знает несколько переборов. А я предлагаю… 60 видов, каждый из которых рассматривается не только как отдельное упражнение, но и имеет сугубо практическое значение, служа шаблоном для песенного аккомпанемента. Более того, виды можно комбинировать (в рамках одинакового музыкального размера) и получать ещё большее количество переборов. Подробности в документе "Арпеджио" и, конечно, в моих уроках (см. раздел "Уроки игры на гитаре").

Баррэ – это приём, заключающийся в одновременном прижатии нескольких струн одним пальцем. Приём, безусловно, могучий, упрощающий игру и позволяющий без особенных хлопот действовать в различных тональностях (при условии прижатия струн указательным пальцем). Если… гитарист умеет правильно его выполнять. Правильно, это когда палец, участвующий в постановке баррэ, действует с силой, не превышающий предел, необходимый для качественного прижатия струн, а остальные пальцы совершенно свободны и готовы участвовать в извлечении дополнительных звуков (баррэ можно выполнить разными пальцами, поэтому их название здесь не конкретизировано). Любого другого подхода к выполнению баррэ нет ни для кого, ни для любителей аккомпанемента, ни, тем более, гитаристов-классиков.

И здесь возникает вопрос, как научиться брать баррэ (или научить, как вариант)? Если вкратце, нужен, как минимум, нормальный зазор между струнами и грифом (тема 1-го урока Гитарной Школы А.Носова) и натяжение струн, не препятствующее освоению этого приёма. Именно так. Ослабление стандартного натяжения струн для многих является единственным способом освоить приём правильно и безболезненно. Всё остальное вполне воспитуемо: и сила, необходимая для одновременного прижатия нескольких струн, и выносливость, и способность свободно действовать остальными пальцами при удержании "Баррэ". Подробности в документе "Баррэ" и, конечно, в моих уроках (см. раздел "Уроки игры на гитаре").

Легато – приём игры, входящий в сферу деятельности левой руки, по умолчанию отвечающей за прижатие струн к грифу, с незначительным участием правой или вовсе без неё. Легато, условно, делится на восходящее, нисходящее и смешанное, и различается по способу выполнения. Я не буду вдаваться в подробности, всё это сделано в уроках с примерами и упражнениями. Просто доведу до сведения, что наиболее трудным является нисходящий вид, и посоветую установить синтетические струны для его разучивания, если вы этого ещё не сделали. В противном случае намучаетесь… Пишу здесь для тех, кто заинтересован в постижении всех видов гитарной техники, включая мелизмы – форшлаги, морденты, группетто, трели, встречающиеся в продвинутых произведениях. Хотя, приём легато, безусловно, полезен всем гитаристам, независимо от целей и задач, которые они ставят перед собой. Полезен тем, что облегчает исполнение и разнообразит звучание, смягчая звук.

Мелизмы. В 68-м уроке начинается изучение мелизмов – мелодических украшений (если угодно, своеобразных музыкальных виньеток). Начнём с форшлагов, затем освоим морденты, группетто и трели. Что можно сказать о мелизмах в обзорной статье? Во-первых, то, что они реально украшают мелодию и применяются едва ли не в любом произведении романтического стиля. Поэтому, если вы поклонник испанских авторов или мечтаете играть венгерскую, цыганскую музыку, русские романсы, то это именно для вас. Хотя, конечно, наличие мелизмов в тексте не зависит от национальности автора или его географического положения. Во-вторых, то, что они выписываются мелкими нотами (точнее, нотами более мелкого шрифта) или… обозначаются специальными значками, требующих расшифровки. Не сомневаюсь, вы видели мелизмы, если просматривали когда-нибудь ноты для "продвинутых" гитаристов. И, не сомневаюсь, задали себе парочку вопросов, типа: "Как рассчитать протяжённость мелких нот?", "Как сочетать их с нотами, относящимся к другим гитарным голосам?". Так вот, для успешного прочтения мелизмов надо знать, что каждый гитарный голос самостоятелен в записи (а именно, самостоятельна мелодия, бас, средний голос и редко встречающийся 4-й голос). И, что все мелкие длительности входят в состав следующей за ними основной ноты. Вкратце всё, а подробности в уроках.

Флажолеты – звуки, имитирующие пение флейты. Но это не единственное их применение при игре на гитаре. Флажолеты используются также для получения ультравысоких звуков, недоступных при обычном звукоизвлечении. Значит ли это, что флажолеты берутся особенным образом? – Именно так. Поэтому, если вы не в курсе их исполнения, советовал бы изучить ключевые уроки, посвящённые этой теме (141-й – натуральные флажолеты, 146-й – искусственные флажолеты, 150-й – комбинированные флажолеты), в которых прописано всё, что нужно знать об этом виде гитарной техники. Советовал бы потому, что догадаться об особенностях извлечения флажолетов и их обозначениях самостоятельно невозможно. Например, если не знать, что флажолеты берутся не в пределах лада (как можно понять по римской цифре, используемой для нумерации ладов), а над ладовым порожком, они звучать не будут. То же произойдёт, если взаимодействовать со струной не с той силой и не с той продолжительностью. И это только самый лёгкий вид флажолетов – натуральные. А ведь есть ещё искусственные и комбинированные, исполнять которые значительно трудней. В общем, читайте мои уроки, если ещё не в теме.

Арпеджиато и такие приёмы, как глиссандо, стаккато, вибрато, подтяжка струны, пиццикато, тамбурин, тремоло, тремоландо весьма часто используются при игре на гитаре, независимо от её типа (акустическая, электро), стиля исполняемой музыки (классика, джаз, фламенко, шансон), способа звукоизвлечения (пальцы, специальная пластина). Используются, разумеется, с разной степенью интенсивности. Но это не означает, что электро-гитарист не должен владеть, допустим, приёмом "Тамбурин", а гитарист-классик приёмом "Подтяжка струны" или "Ложное вибрато". Должен! Хотя бы для того, чтобы расширить горизонты своего инструмента. А потом… никто не знает на чём придётся играть завтра.

Очень надеюсь, что смог оказаться вам полезен.

Погоня за скоростью не осталась безрезультатной! Твоя скорость уже составляет 120 УВМ (8 нот в секунду). И это не предел. В этом уроке я соберу самые коварные упражнения, которые мне удалось найти, поэтому убедись что ты можешь без проблем играть на скорости 120 УВМ в течении нескольких минут. Если нет - вернись к уроку переменный штрих - секвенции .

Фактически, это последний урок, в котором содержаться упражнения, направленные на развитие непосредственно переменного штриха. После этого тебе необходимо будет развивать легатную технику, теппинг и т.д. Ссылки будут даны в конце урока.

Я не зря назвал данный урок именно так. Здесь я буду пользоваться, в основном, книгой, которая так и называется – упражнения из ада. Японское издание. В настоящий момент я занимаюсь поисками других книг из этой же серии. Проблема в том, что они есть только в японском интернете, а с японским у меня не очень. Не так давно я заказал и вторую часть, скачать ее можно . Ну а пока…

Начнем с упражнений из видеошколы «Super Shred Guitar », автор Джефф Лумис.

Упражнение 1. Пожалуй, самое простое упражнение в данном уроке. Но! Ты должен довести скорость исполнения этого упражнения до 160 УВМ.

Упражнение 2. Это гораздо более сложное упражнение. Начинай с небольшой скорости. Цель упражнения – развить независимость пальцев. Ты должен научиться играть это упражнение на скорости 130 УВМ.


Что ж, а теперь переходим непосредственно к упражнениям из книги «Упражнения из ада». На самом деле, я не знаю – так ли она называется. Но это не важно. Главное, что в ней содержаться безумные упражнения, направленные на то, чтобы превратить твои пальцы в тень, порхающую над грифом гитары. Разумеется, скорость не должна быть целью, это лишь средством, и ты никогда не должен забывать об этом. Есть сотни примеров того, как мегабыстрые гитаристы не добивались абсолютно ничего. Зайди на ютуб и, я уверен, ты найдешь немало тому подтверждений. Ты увидишь сотни и тысячи роликов, в которых парни выдают по десять, пятнадцать, двадцать нот в секунду. Но у них отсутствует… я бы назвал это музыкальным чутьем. Поскольку можно сыграть пятнадцать нот в секунду, а можно сыграть одну, но с душой. И за тем, кто проделает второе потянутся люди. Первый же останется незамеченным. Как развить в себе это «музыкальное чутье». Во-первых , естественно, играть! Играть то что тебе нравится. Играть композиции Джо Сатриани и Стива Вая. Попробовать добиться такой же экспрессии, как у них. И да! Это будет безумно сложно, но оно того стоит. Во-вторых , учить теорию музыки . И, в-третьих , само собой, помнить об артикуляции . Ведь это то что придает гитаре выразительности и той же экспрессии. Если позволишь – это то, что заставляет гитару говорить. Возможно, кто-то надо мной сейчас посмеется, но тот кто, как и я, предан гитаре, тот со мной согласиться. Надеюсь, мне удалось донести до тебя то, что я хотел.

А теперь вернемся к скорости.

Упражнение 3. В этом упражнении ты отработаешь скачки через струны, задействовав пи этом все четыре пальца. Это упражнение играй на скорости в 160 УВМ.


Упражнение 4. Аналогичное предыдущему упражнение. Обрати внимание на ритмический рисунок в последнем такте и подумай, какой последовательностью штрихов его следует играть. Скорость этого упражнения аналогична предыдущему – 160 УВМ.

Упражнение 5. Следующее упражнение просто ужасное! Настолько ужасное, что ты должен довести скорость его исполнения всего лишь до 100 УВМ. Смотри не сломай пальцы.

Упражнение 6. Здесь дойди до 115 УВМ.


Упражнение 7. И вновь триоли. Да еще по одной ноте на струне. Играй на скорости 140 УВМ.



Упражнение 8. А теперь секстоли. Рисунок, аналогичный триолям, с той лишь разницей, что объединяет шесть нот вместо трех, равных по звучанию четырем нотам той же длительности. Это упражнение доведи до скорости в 110 УВМ, что фактически будет равно 165 УВМ при игре обычными шестнадцатыми


Поговорим немного о том, как быстрее добиться успеха в гитарном ремесле. В книге «Speed Mechanics For Lead Guitar» Трой Стетина рассказал несколько отличных приемов.

Определение трудности – на этом этапе ты должен не только найти трудную для себя фразу, но и определить, в чем заключается эта самая трудность. Далее следует разделить работу правой и левой рук. Потому что время от времени правая рука помогает проходить трудный фрагмент левой, и наоборот. Играй трудные места только левой, используя пулы и хаммеры. Покончив с этим, обрати внимание на правую и убедись, что используешь правильную последовательность штрихов. Увеличь на некоторое время амплитуду ударов, чтобы убедиться, что ты играешь непрерывным переменным штрихом. Теперь соедини все вместе, используя правильный штрих и постепенно добавляя ноты до и после трудного момента.

Создание вариаций . Ты определил трудные моменты и проработал их. Теперь займись созданием различных вариаций, которые будут превосходить по сложности эти моменты. Создай свои собственные упражнения. Они должны быть направлены на устранение твоих специфических проблем. Таким образом, ты намного быстрее добьешься требуемого результата.

Время перехода . Время перехода напрямую связано с тем, насколько синхронно и скоорденированно работают твои руки.

Ты видишь четыре ноты. Черные области – это время перехода между ними.

Если увеличить темп, ноты становятся короче, а время перехода нет.

Поэтому нужно увеличить не только скорость, но и время перехода.

Играй ноты медленно, но переходи от одной ноты к другой очень быстро. Так можно добиться слитного звучания в быстром темпе. Не надо играть слишком быстро! Чем быстрее играешь, тем больше концентрируешь на том, куда поставить пальцы. Старайся думать о качестве, а не о количестве. Добивайся более осмысленной игры.

Динамика . Способность управлять динамикой позволяет лучше контролировать инструмент. Научись играть от «очень тихо» до «очень громко» и выразительность твоей игры повысится в разы.

Метод скоростных групп . И последнее, но не менее эффективное. Этот метод будет работать только в том случае, если ты проработал все предыдущие. Начни с короткой секвенции и доведи ее до максимальной скорости. Затем каждый раз добавляй по одной ноте. Играй настолько быстро, насколько быстро ты можешь играть без ошибок.

Вот и все. Если ты выполнишь все эти упражнения, можешь считать себя если не мастером переменного штриха, то определенно не новичком и даже не гитаристом среднего уровня. Но это не конец! Далее переходи к следующим урокам работа рычагом , легато на практике , от хэви к трешу , а также к разделам теппинг и свип , если ты еще этого не сделал. Свой прогресс можешь проверить на известной композиции Николая Римского-Корсакова -

Обучение на гитаре обычно начинают с аккордов первой позиции. Казалось бы, что проще, чем изучение незатейливой аппликатуры Аm, Dm и E. Тем более, овладев этой связкой, уже можно играть множество простых песен.

Но, к сожалению, новичкам не по силам справиться и с этой задачей. Пальцы путаются, несмотря на все усилия; мозоли на подушечках пальцев отзываются неприятными ощущениями; а переход на другой аккорд кажется вообще невыполнимой задачей.

Невольно приходят мысли о музыкальной несостоятельности и разочарования. Но огорчениям не должно быть места – выход есть и всё поправимо. Ряд вспомогательных простых упражнений, рассматриваемых в этой статье, придадут больше исполнительской уверенности и помогут поставить пальцы на место.

Подготовка к упражениям на гитаре

Прежде чем приступать к упражнениям, нужно взять во внимание, что фаланги пальцев должны быть практически перпендикулярны к поверхности грифа в момент прижатия струн. Мизинец должен находиться над струнами и не проваливаться за гриф.

Во всех упражнениях аккорды играются простым перебором (Упр. 1), единственное, что будет в нём меняться, это басовая струна (зависит от аккорда). Если кого смущает размер 6/8 и сложно понять, как это ритмически играется, можно послушать вступление баллады Nothing Else Matters группы Metallica. Первые такты этой композиции играются совершенно аналогичным образом.

Упражнение 1

Кстати, примеры приведённых нотаций называются табулатурами. Подробнее о таком способе гитарной нотации вы можете прочитать в статье « ».

Основа упражнений

Аккорды в упражнениях берутся, как бы постепенно. Сначала ставится один палец, проигрывается арпеджио (перебор) 2 такта, потом ставится второй палец, третий и точно также, по аналогии. В итоге звучит полноценный аккорд, в стандартной аппликатуре. Пальцы набирают силу для качественного прижатия струны, и отрабатывается исполнительский навык. То есть начинающий проходит подготовительный этап в осваивании аккордов первой позиции.

Упражнение 2 – Аm (ля минор)

Вверху каждого такта изображена гитарная сетка, то есть схематическое обозначение аппликатуры аккорда на грифе. С ней будет легче разбирать нотный материал. Цифры внизу сетки, возле каждой струны, указывают каким пальцем прижимать струну. Далее идёт нотная запись и табы – струна/номер лада.

Играть нужно начинать с предельно медленного темпа, при котором пальцы успевают прижимать струны и перебор не сбивается с ритма. Доли такта для равномерности желательно отсчитывать ударом ноги (раз – два – три – 2р. в каждом такте).

Упражнение 3 – Dm (ре минор)

В этом упражнении отрабатывается постановка аккорда Dm. Его начинающим играть несколько сложней, из-за небольшой растяжки в пределах трёх ладов, в отличие от аппликатур Am и E, на два лада. Поэтому упражнение начинается с постановки третьего пальца и затем второй, первый и получается стандартный Dm. Во время исполнения нужно контролировать пальцы, чтобы они не “разъезжались” и кисть – она должна занимать фиксированную позицию и не выгибаться.

Упражнение 4 – Е (ми мажор)

Упражнение по отработке аккорда E, в чём-то имеет схожесть с упражнением 2 (Аm) из-за аналогичной аппликатуры. В тактах 7 и 8, пальцы с пятой и четвёртой струны не снимаются.

Теперь, когда каждый из аккордов проработан по отдельности, можно приступать к отрабатыванию переходов с аккорда на аккорд. В следующем упражнении первые 4-ого такта формируется Am, затем в 5-ом такте ставится 1 палец на третью струну – таким образом, появляется переход к E. В 9-ом такте вновь начинается постепенный переход на Am.

Упражнение 5 – Am – E Am

Упражнение 6 – Am – Dm – Am

Первые 6 тактов выстраивается ля минор, затем 6 тактов ре минор. В конце стоит реприза, то есть нужно вернуться на начало и сыграть ещё раз.

Как правильно организовать самостоятельные занятия?

Материал нужно прорабатывать постепенно, начиная с первого упражнения. Когда исполнение будет уверенным и чётким, без запинаний и ошибок, можно приступать к следующему.

Строго запрещается перегружать руку. Даже при небольших болевых ощущениях нужно немедленно прекратить играть.

Лучше всего заниматься в утренние и вечерние часы, по 15-30 минут. Освоив упражнение, не стоит откладывать его в сторону. Последующие занятия можно начинать с его повторения, в качестве разминки.

Проигрывать упражнения нужно систематически, понемногу, но каждый день. Проявленное упорство и усидчивость не заставят долго ждать появление желаемых результатов. Лады не будут казаться такими неприступными, и можно будет смело делать новые шаги в освоении гитарного мастерства.

Итак, то были упражнения на гитаре для начинающих. А что делать, когда эти упражнения уже освоены? Впереди – освоение новых . Кстати, полезно новичкам будет полезно узнать, чем приёмы игры на гитаре отличаются от способов звукоизвлечения. Об этом можно прочитать в статье « ».