В какой гробнице покоился фараон хефрен. Тайны древнеегипетских статуй

Пирамида Хефрена – вторая по размерам пирамида плато Гизы. Она выделяется на фоне соседних пирамид за счет облицовки на вершине и центрального положения. Также со стороны она кажется самой большой. Что ещё известно об этой древней усыпальнице?

Хефрен или Хафра (буквально «подобный Ра») – 4-й фараон IV-й Династии Древнего Царства. Правил он где-то между 2570 и 2530 годами до н.э. Хефрен был сыном Хеопаса, но трон наследовал после смерти брата Джедефра. В число жен Хафра входили его единокровные сестры и племянницы. На этом достоверные сведения о личности и правлении Хефрена заканчиваются. Зато более менее точно можно описать его внешность. Ещё в 19 веке археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся статую фараона из темно-зеленого диорита.

Греческие историки, писавшие свои сочинения спустя 2 тысячи после смерти названного фараона, описывают его как жестокого деспота. Строительство пирамиды Хефрена они связывают с угнетением народа и другими несправедливостями. К примеру, Диодор Сицилийский пишет, что опасаясь мести народа после смерти, Хафра повелел родственникам перезахоронить свою мумию в потайном месте.

Описание пирамиды

Размеры . Высота пирамиды составляет 136, 5 м (в древности 143,9 м), а длина боковой стороны равна 215,3 м. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 м. Хотя названная гробница в размерах уступает пирамиде Хеопса, расположение на крутом высоком холме делает её достойной соперницей усыпальницы отца Хефрена. В настоящий момент разница в высоте составляет всего полметра.

внутреннее устройство

Особенности . Облицовка из красного гранита и белого известняка, сохранившая на вершине, когда-то покрывала всю пирамиду. По форме пирамида Хафра представляет собой классический прямоугольный треугольник, в котором соотношение сторон составляет 3/4/5.

Что внутри? В усыпальнице Хефрена всего одна погребальная камера, в которой находился саркофаг фараона. Площадь погребального помещения – 71 м², что сравнимо с размерами гробницы Тутанхамона. В 19 веке итальянский египтолог Джованни Бельцони нашел здесь кости быка, которые, скорее всего, были принесены расхитителями. Стоит отметить, что к погребальной камере ведут два туннеля, которые соединяются у входа в помещение.

Интересные факты из истории пирамиды

Диоритовая статуя Хафра

  • Согласно первичному плану пирамида Хефрена должна была превзойти гробницу Хеопса, но вскоре после начала строительства проект был изменен.
  • Считается, что в древности вершину пирамиды Хефрена украшал специальный камень «бенбен», который был связан с мифом о создании мира богом Атумом. Согласно одной из гипотез этот камень был покрыт золотом, украшен надписями и весил несколько тонн.
  • Усыпальницу Хафра, как и другие египетские пирамиды, окружала каменная ограда толщиной 3 м. Недалеко от неё располагалась пирамида-спутница, которая, скорее всего, была построена для супруги фараона.
  • Заупокойный культ при пирамиде Хафра продолжался вплоть до «первого переходного периода». Но уже в начале Среднего Царства Аменемхет I приказал разрушить часть храмового комплекса усыпальницы, чтобы использовать полученный камень для строительства собственной пирамиды.
  • Пирамида Хафра, как и другие гробницы в Гизе, была разграблена несколько тысяч лет назад, предположительно в эпоху «первого переходного период», когда Египет охватила анархия. В 1372 году усыпальницу вскрыли арабы, но ничего ценного не нашли. Единственное, что оставили грабители – пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.

Простота планировки ходов гробницы Хефрена наталкивает некоторых археологов на мысль, что помимо основного погребального помещения в пирамиде есть дополнительный тайник. А значит, можно предположить, что ученые раскрыли ещё далеко не все тайны этой пирамиды.

27 сентября 2017

Высота пирамиды Хефрена - 136,4 метра, и египтяне называли её "Хафра велик". Именно так будет звучать имя Хефрена, если читать иероглифы. Значение имени - "Подобный Ра", "Являющийся воплощением Ра". Сейчас пирамида Хефрена только на 2 метра ниже Великой. Она выстроена из местного серовато-желтого известняка и была облицована светлым известняком из Туры. На её верхушке частично сохранилась облицовка из белого известняка. Это отличительная примета пирамиды Хефрена, как и Сфинкс рядом с ней. Вторая пирамида комплекса в Гизе в первую очередь поражает своей неприступностью. Говорят, что даже опытным альпинистам понадобится не менее часа, чтобы подняться на её вершину, которая заканчивается небольшой площадкой. Отсюда открывается просто изумительный вид на пирамиду Хеопса.

Я уже упоминала, что египтологи не соглашаются с Геродотом и утверждают, что Хефрен никакой не брат, а второй сын строителя Великой пирамиды. Старший умер, и Хефрен занял трон. По тексту папируса, хранящегося в Турине, он правил 25 лет, по Геродоту - 56, а если следовать сочинению жреца-историка Манефона, то все 66! Что-то не особенно верится двум ученым древним мужам. Геродот к тому же, добавляет, что Хефрена египтяне ненавидели так же сильно, как и предшественника Хеопса. Народ по-прежнему бедствовал, трудясь в поте лица, святилища тоже оставались закрыты. Хефрен и члены его семейства заранее боялись за свои мумии и гробницы. Возможно, они пожелали, чтобы их мумии и сокровища погребли в тайных гробницах. Пирамида Хефрена также пуста, как и пирамида Хеопса.

Пойдёмте дальше. С восточной стороны к пирамиде Хефрена ведёт дорога, оставшаяся от крытого коридора, ведущего к заупокойному храму. Этот храм расчищен от песка. Когда-то в его зале стояли 23 статуи Хефрена, и свет падал на них через окна-щели, расположенные в потолке. Остаётся только представлять феерию солнечного света, отражавшегося в глазах статуй. Увы, уцелеть удалось только одной. Это сам фараон Хефрен с богом Гором за плечами. Выполнена статуя из диорита - очень прочного, тёмно-зелёного, почти черного камня, со светлыми прожилками. Диорит трудно обрабатывать, но зато он отлично полируется.

Вот, полюбуйтесь!

Статуя Хефрена с Гором

Владыка уверенно восседает на своём троне. Одна рука лежит на колене, другая сжата. Рядом с босыми ступнями фараона высечен картуш с его именами. Он одет в короткий набедренник - схенти, на голове ритуальный полосатый платок - немес. За головой фараона - сокол, символ бога Гора. Сокол Гор своими крыльями обнимает владыку, охраняя от враждебных сил.

Лицо фараона спокойно и бесстрастно. Взгляд словно устремлён в вечность.

Эта скульптура, выше человеческого роста, безусловно. шедевр безымянного древнеегипетского художника. Ныне она хранится в Каирском музее древнего египетского искусства.

Между прочим, Геродот сообщает, что сам измерил пирамиду Хеопса и под ней нет подземных покоев. Современные ученые также не обнаружили в пирамиде Хефрена никаких скрытых пустот. Они воспользовались просвечиванием с помощью космических лучей. Насыщенные энергией атомных частиц лучи из мирового пространства способны проникать сквозь любые, даже плотные материалы. Пронизывая камень, они теряют больше энергии, чем проходя через атмосферу. Это значит, если одни лучи встретят на своём пути в каменной кладке пустоты, то они потеряют меньше энергии, чем те, которые проходили сквозь гранит.

Ещё о Великом Сфинксе.

Хефрену приписывается сооружение этого колосса, хотя существуют и другие гипотезы. И та, что Сфинкс древнее, чем пирамиды, и та, которая утверждает, что сотворили его не люди, а боги, или инопланетяне. Есть и ещё одна догадка: Великого Сфинкса воздвиг старший сын Хеопса - Джедефра, и это единственное, что он успел сделать.

Высота пирамиды Хефрена - 136,4 метра, и египтяне называли её "Хафра велик". Именно так будет звучать имя Хефрена, если читать иероглифы. Значение имени - "Подобный Ра", "Являющийся воплощением Ра". Сейчас пирамида Хефрена только на 2 метра ниже Великой. Она выстроена из местного серовато-желтого известняка и была облицована светлым известняком из Туры. На её верхушке частично сохранилась облицовка из белого известняка. Это отличительная примета пирамиды Хефрена, как и Сфинкс рядом с ней. Вторая пирамида комплекса в Гизе в первую очередь поражает своей неприступностью. Говорят, что даже опытным альпинистам понадобится не менее часа, чтобы подняться на её вершину, которая заканчивается небольшой площадкой. Отсюда открывается просто изумительный вид на пирамиду Хеопса.

Я уже упоминала, что египтологи не соглашаются с Геродотом и утверждают, что Хефрен никакой не брат, а второй сын строителя Великой пирамиды. Старший умер, и Хефрен занял трон. По тексту папируса, хранящегося в Турине, он правил 25 лет, по Геродоту - 56, а если следовать сочинению жреца-историка Манефона, то все 66! Что-то не особенно верится двум ученым древним мужам. Геродот к тому же, добавляет, что Хефрена египтяне ненавидели так же сильно, как и предшественника Хеопса. Народ по-прежнему бедствовал, трудясь в поте лица, святилища тоже оставались закрыты. Хефрен и члены его семейства заранее боялись за свои мумии и гробницы. Возможно, они пожелали, чтобы их мумии и сокровища погребли в тайных гробницах. Пирамида Хефрена также пуста, как и пирамида Хеопса.

Пойдёмте дальше. С восточной стороны к пирамиде Хефрена ведёт дорога, оставшаяся от крытого коридора, ведущего к заупокойному храму. Этот храм расчищен от песка. Когда-то в его зале стояли 23 статуи Хефрена, и свет падал на них через окна-щели, расположенные в потолке. Остаётся только представлять феерию солнечного света, отражавшегося в глазах статуй. Увы, уцелеть удалось только одной. Это сам фараон Хефрен с богом Гором за плечами. Выполнена статуя из диорита - очень прочного, тёмно-зелёного, почти черного камня, со светлыми прожилками. Диорит трудно обрабатывать, но зато он отлично полируется.

Вот, полюбуйтесь!

Статуя Хефрена с Гором

Владыка уверенно восседает на своём троне. Одна рука лежит на колене, другая сжата. Рядом с босыми ступнями фараона высечен картуш с его именами. Он одет в короткий набедренник - схенти, на голове ритуальный полосатый платок - немес. За головой фараона - сокол, символ бога Гора. Сокол Гор своими крыльями обнимает владыку, охраняя от враждебных сил.

Лицо фараона спокойно и бесстрастно. Взгляд словно устремлён в вечность.

Эта скульптура, выше человеческого роста, безусловно. шедевр безымянного древнеегипетского художника. Ныне она хранится в Каирском музее древнего египетского искусства.

Между прочим, Геродот сообщает, что сам измерил пирамиду Хеопса и под ней нет подземных покоев. Современные ученые также не обнаружили в пирамиде Хефрена никаких скрытых пустот. Они воспользовались просвечиванием с помощью космических лучей. Насыщенные энергией атомных частиц лучи из мирового пространства способны проникать сквозь любые, даже плотные материалы. Пронизывая камень, они теряют больше энергии, чем проходя через атмосферу. Это значит, если одни лучи встретят на своём пути в каменной кладке пустоты, то они потеряют меньше энергии, чем те, которые проходили сквозь гранит.

Ещё о Великом Сфинксе.

Хефрену приписывается сооружение этого колосса, хотя существуют и другие гипотезы. И та, что Сфинкс древнее, чем пирамиды, и та, которая утверждает, что сотворили его не люди, а боги, или инопланетяне. Есть и ещё одна догадка: Великого Сфинкса воздвиг старший сын Хеопса - Джедефра, и это единственное, что он успел сделать.


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов - гранита, диорита, обсидиана, кварца... Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают...

Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон



СТРАННОЕ СОСЕДСТВО

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой - отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

Саркофаги разного качества обработки

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача - в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей



И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, - это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.



Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума - поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

Гранитная статуя в Рамессеуме



А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями - необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.



ГЛАЗА СТАТУИ

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.



Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал" со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.

Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.

О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, - неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.



Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?

Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона - абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.

Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».

Алексей КОМОГОРЦЕВ

Хафра (в иной транскрипции Хефрен), а согласно греческой традиции - Суфис II, правитель Египта, четвертый по счету в IV династии фараонов.

В Туринском папирусе говорится, что Хафра царствовал 24 года (ориентировочно - с 2558 по 2532 до нашей эры). Возможно был братом Хеопса, и его наследником. По другим сведениям, Хафра - сын Хуфу, и унаследовал трон Джедефры. Здесь ничего нельзя сказать точно, это “белое пятно” в той эпохи. До начала периода Позднего царства, Хафра почитался египтянами, как один из богов.

Хафра строитель

В период правления Хафра, в Гизе была возведена вторая по размерам . Ее габариты - 215, 3 х 215, 3 метра, при высоте 143 с половиной метра. Пирамида была названа - Урт-Хафра, что в переводе с древнеегипетского означает: «Великий Хафра», или «Хафра высокочтимый». Несмотря на то, что пирамида Хафры ниже, чем великая пирамида Хуфу, ее крутизна и расположение на возвышенности, практически свели на нет преимущество «соперницы».

Светлая облицовка, сохранившаяся на верхушке пирамиды, делает ее на сегодняшний день одной из самых узнаваемых, возможно именно поэтому туристы часто принимают ее за пирамиду Хеопса (самую прославленную).

Некоторые специалисты считают, что помимо пирамиды, Хафра воздвиг « ». Это одно из самых грандиозных скульптурных изваяний, когда-либо созданных человеком из камня - 57, 3 мертра длиной, и 20 метров высотой. Египтологи предполагают, что лицо Сфинкса - это портретная копия лица Хафры, но прямых доказательств этому нет.

Есть и другое мнение, будто бы прообразом Сфинкса послужил фараон Хуфу, а воздвиг статую сын Хуфу - Джедефра, желавший увековечить память об отце.

В то же время, известно, что Хафра построил «храм Сфинкса» - монументальное каменное сооружение, в котором совершался культ поклонения «Великому Сфинксу», как божеству. Это единственный храм, целиком сохранившийся до наших дней со времен Древнего царства. Археологами было найдено и несколько статуй самого Хафры, чего, к сожалению, нельзя сказать о статуях даже его знаменитого отца, Хеопса.

Имя Хафры

Транскрипция имени Хафры разнится в зависимости от культурной традиции прочтения. По-гречески оно читается, как Хафрен (Chephren), однако египтологи произносят иероглифы имени, как Хафра (Chaefre). В переводе это имя означает - «Подобный Ра», или «Воплощение Ра». Однако есть данные о том, что древние египтяне произносили это имя по-другому - Рафах (Rachaef), или - «Ра-воплощающий». Это связано с тем, что в имени фараона присутствует символ бога солнца - Ра, и по религиозной традиции этот символ следует читать, предваряя все остальные символы имени.

Хафра в греческой традиции

Древнегреческие источники немногое говорят о Хафре. В «Истории» Геродота есть лишь небольшое упоминание о нем. Немного так же и у Гекатия Абдерского. Другие авторы почти не касались этой темы, оставив только фрагментарную информацию. В целом Хафра, как и его легендарный отец, Хеопс, охарактеризован греческими авторами в качестве жестокого тирана. Так же упомянуто, что он длительное время был культовым символом религиозного поклонения среди египтян. Однако у Диодора можно прочитать, что египтяне, не смотря на поклонение, ненавидели его куда сильней, чем почитали. Поэтому настоящие гробницы Хафрена и его родни пришлось скрыть от народа, в опасении за их сохранность.

Статуя фараона Хафры

Монументальная статуя фараона Хафры была обнаружена в Гизе, в его заупокойном храме. Ее стилистика полностью соответствует всем канонам древнеегипетской скульптурной традиции, в основе которой лежит строгая симметрия и ярко выраженная фронтальность. В скульптурных воплощениях фараонов всегда подчеркивались такие свойства, как величие, торжественность и могущество.

Статуя Хафры изображает фараона сидящим на троне. В изгибах тела соблюдены совершенно прямые углы. Руки фараона плотно, без зазоров прилегают к бедрам. Бедра слегка разведены, и составляют строгую параллель с босыми ступнями фигуры. Из одежды на Хафре только плиссированная юбка, а на его голове клафт - царский головной убор, полосатый, и спускающийся на плечи. Стилизованное изображение богини-кобры, Урей - укреплено в центре лба фараона. Бог Гор, в образе сокола, крыльями защищает голову правителя со стороны затылка. Эта защита свидетельствует о божественном статусе фараона. Статую сейчас можно посмотреть в