Влахерна — церковь под Покровом Пресвятой Богородицы. Церковь влахернской иконы божией матери в кузьминках Храм в кузьминках расписание богослужений

Нынешняя Влахернская церковь в Кузьминках – третья по счету, была построена в период с 1759-1762 гг. по проекту петербургского архитектора С.В. Чевакинского и архитектора И.П.Жеребцова. Центральная часть церкви окончательно отделана и освящена в 1774 году. В 1784-1785 гг. церковь была перестроена в формах классицизма.

Автором проекта перестройки стали арх. Р.Р.Казаков и В.И.Баженов.
В 1812 году церковь была разграблена наполеоновскими солдатами. По словам очевидцев, французы въезжали в храм на лошадях, церковная утварь и иконы были похищены.

В 1828 году императрица Мария Федоровна подарила фамильной святыне храма – Влахернской иконе – брошь из жемчуга и бриллиантов, которая украсила главную икону.

В 1829 году в церкви по проекту арх. М.Д.Быковского и Д.И.Жилярди был устроен предел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на пределе установлены часы, отличавшиеся от обычных тем, что имели одну часовую стрелку.

В период 1858 года церковь посетил император Александр II и императрица Мария Федоровна. После смерти С.М.Голицына (1774-1859) предел Сергия Радонежского превращен в фамильную усыпальницу Голицыных, где был похоронен С.М.Голицын.

В 1899-1900 гг. церковь была вновь отреставрирована и освящена в 1901 году.
В первые годы советской власти из церкви были изъяты все культовые предметы, в 1929 году снесены купола, и Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. В дальнейшем церковь использовали под жилое помещение и административные здания ВИЭВ.

В 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А.Воронцовой была проведена реставрация церкви.

Престолы:

· Престол центрального придела освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская»

· Престол южного придела - в честь святого благоверного князя Александра Невского

· Престол северного придела - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Святыни храма:

Храм не имеет святынь, которые могли бы быть отнесены к особо чтимым. Частицами мощей святых Божиих снабжены иконы:

· святого апостола Андрея Первозванного;

· святого благоверного князя Александра Невского;

· преподобного Серафима Саровского;

· святых благоверных князя Петра и княгини Февронии;

· святого праведного воина Феодора Ушакова.

Богослужение

Ежедневно в нашем храме служится Утреня и Литургия в 8.00; по воскресениям, двунадесятым и великим праздникам служатся ранняя Литургия в 7:00 и поздняя в 9:30, накануне совершается Всенощное бдение в 17:00.

Адрес:

г. Москва, ул. Кузьминская, д.7, стр.1

Для семьи купцов Строгановых, бывших когда-то простыми поморскими крестьянами, 1716 год выдался необыкновенно хлопотливым. Шутка ли, завершалась постройка церкви, специально возводимой для иконы, когда-то пожалованной им за заслуги перед отечеством самим государем Алексеем Михайловичем! Именно эта икона, Влахернской Божьей Матери, дала название и церкви, где хранилась с тех пор, и селу, которое стало называться Влахернское.

Происхождение иконы

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда - на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Реконструкция храма

Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.

В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.

Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.

Судьба церкви после революции

После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.

Возрождение

В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.

Жизнь храма в наши дни

Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок - Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название - село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг.

В церкви находилась семейная реликвия - Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись - «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

По построенному храму местность получила третье название - село Влахернское. В 1920 г. Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 г. и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день. В 1923 г. в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви, на котором принято было решение о закрытии храмов. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когда-то был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 г. поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. В один из дней 1929 г. по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы. При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузнаваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма. Чудом уцелевшая, эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

В 1992 г. по распоряжению мэра Москвы здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Источник: http://www.kuzminky.ru/p1.htm



Нынешняя Влахернская церковь в Кузьминках - третья по счету, была построена в период с 1759-1762 гг. по проекту петербургского архитектора С.В. Чевакинского и архитектора И.П. Жеребцова. Центральная часть церкви окончательно отделана и освящена в 1774 году. В 1784-1785 гг. церковь была перестроена в формах классицизма. Автором проекта перестройки стали арх. Р.Р. Казаков и В.И. Баженов.

В 1812 году церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, по словам очевидцев, французы въезжали в храм на лошадях, церковная утварь, иконы похищены. В 1828 году императрица Мария Федоровна подарила фамильной святыне храма Влахернской иконе брошь из жемчуга и бриллиантов, которая украсила главную икону. В 1829 году в церкви по проекту арх. М.Д. Быковского и Д.И. Жилярди был устроен придел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на приделе установлены часы, отличавшиеся от обычных тем, что имели одну часовую стрелку. В период 1858 года церковь посетил император Александр II и императрица Мария Федоровна. После смерти С.М. Голицына (1774-1859) придел Сергия Радонежского превращен в фамильную усыпальницу Голицыных, где был похоронен С.М. Голицын. В 1899-1900 гг. церковь была вновь отреставрирована и освящена в 1901 году.

В первые годы советской власти из церкви были изъяты все культовые предметы, в 1929 году снесены купола. Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. В дальнейшем церковь использовали под жилое помещение и административные здания ВИЭВ.

В 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А. Воронцовой была проведена реставрация церкви. 14 октября 1995 года Влахернская церковь освящена патриархом Алексием II. Престолы: центрального придела освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская», южного - в честь святого благоверного князя Александра Невского, северного - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Источник: http://ppb-uvao.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=73&Itemid=63



Ризница при Влахернском храме в Кузьминках по проекту Жилярди. Под ней до переворота 1917 года располагался вход в фамильную усыпальницу Голицыных, разорённую в советский период.

За церковью Влахернской иконы Божьей Матери находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829-1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25). Здание реконструировано в 1990-е годы.



Первый храм в Кузьминках начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения списка чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, которую тогдашний владелец усадьбы Григорий Строганов "за большие заслуги" получил в дар от царя Алексея Михаиловича. А вместе с иконой Строганову выдали и благословенную грамоту на возведение храма. Освятили церковь, разумеется, в честь драгоценной реликвии. Село также стало именоваться Влахернским. Из книги священника Н. А. Порецкого "Село Влахернское, имение князя С.М. Голицына". 1913 г. мы можем узнать, что: "Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720-х годах. Г.Д. Строгановым и вдовой его Марией Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела. В 1732 году барон А.Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 году перешло к Голициным. Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме в 1759 году. Первым в 1762 году был освящён придел Александра Невского, а в 1774 году освятили и главный престол. В 1784 году покрытие храма было переделано из восьмерик в купольное... В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце. Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребённого при Влахернском храме в 1776 году". М.П. Захаров в "Путеводителе по окрестностям Москвы", который вышел в свет в 1867 году, отмечал, что "село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмой, откуда и пошло второе имя селения... В храмовый праздник 2 июля здесь большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающее гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной Роще".

Ныне существующий храм по проекту петербургского архитектора С.И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы - князь М.М. Голицын (кстати, потомок династии Строгановых) в 1759 году. Современную Влахернскую церковь строили достаточно долго. Сначала в течение трёх лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня, проект которой разработал И.П. Жеребцов. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана. Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке храма в стиле зрелого классицизма. Итак, реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали такие архитекторы, как Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов. Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Храм получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню. Есть вероятность, что в строительстве кузьминского храма принимал участие В.И. Баженов: по крайней мере, его имя значится в смете, составленной перед приобретением стройматериалов. Строительство нынешней, "классической" версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году. Во время Отечественной войны 1812 года Влахернской церкви был нанесён огромный урон. Французские солдаты изрядно поглумились над ней, после чего храм пришлось переосвящать, что и было сделано в 1813 году. К середине ХIХ века подошло время нового ремонта. В главном храме и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде - башенные часы.

В 1920-х годах в Кузьминках по решению новых властей снесли все намогильные памятники и кресты. Засыпали даже колодец со святой водой. К концу 1920-х годов добрались и до церкви: богослужения запретили, а у настоятеля забрали ключи. Чуть позже экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракорной промышленности. Этого настоятель вынести не смог и обратился к местным жителям и бывшим прихожанам с просьбой заступиться за храм. Правда, противостояние оказалось безрезультативным - вскоре церковь лишилась своего барабана, а затем и колокольни. А потом началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости - вместо круглых сделали прямоугольные, Церковное здание надстроили ещё одним этажом с балконами, при этом металлические ленты, которые были призваны стягивать постройку, оказались серьёзно повреждены. Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре, как это часто тогда случалось, устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костёр. Удалось спасти только уникальный образ Влахернской Богоматери. Долгое время икона находилась в Успенской церкви в Вешняках, а потом попала в Третьяковскую галерею. Незадолго до Великой Отечественной войны помещение переделали, на сей раз под один из корпусов дома отдыха Центрального Комитета профсоюза автомобильной прмышленности.

В 1960-е годы бывший храм стал общежитием, потом в 1978 году в помещении располагался конторский корпус Всесоюзного института экпериментальной ветеринарии, который занимал и остальные строения усадьбы. В статье Н. Кармазина "Храм гибнет", опубликованный в "Вечерней Москве" 17 июня 1991 года, можно прочитать, что "зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответ на вопрос об аварийном состоянии храма вдруг сообщил, что он передаётся Патриархии. Между тем крыша грозит обвалом". Через год тогдашний мэр Москвы Ю.М. Лужков распорядился безвозмездно передать церковь, а также ризницу и дом причта православному приходу в Кузьминках. Всего за пару лет церковь отреставрировали. Архитектор Елена Аркадьевна Воронцова разработала специальный проект восстановления. Чтобы привести разорённый и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести её. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили, а чуть позже открыли при ней воскресную школу и библиотеку. На первоначальном этапе возведения Влахернской церкви, в конце 1750-х годов, предполагалось. что храм буден возведён в стиле барокко. Однако работы тогда были закончены лишь вчерне, много лет здание не использовалось и уже к концу 1770-х годов стало требовать ремонта. Где ремонт, там и переделка...

Нынешнее здание построено в формах зрелого классицизма. Специалисты отмечают ещё одну особенность Влахернской церкви: очень оригинальную конструкцию большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана. Неочевидное снаружи (а вблизи так и вовсе не разглядеть, четверик закрывает), но крайне необычное решение ротонды-барабана. Фактически он получается двухсветовым, причём полуциркульные оконца нижнего яруса - это люкарны купольного свода. Такая "двухъярусность" наиболее эффектно смотрится изнутри: нижний ярус - затемнённый свод с отдельными "всплесками " света из люкарн, в его центре - яркое световое пятно обильно остеклённого верхнего яруса. Довольно интересен архитектурный приём - скруглённые углы четверика. Это не ротонда, хотя скруглённые углы в обрамлении тосканских портиков да ещё и с циркульными окнами создают такую иллюзию. Если приглядеться, за колоннадами видим абсолютно ровные плоскости стен. Так что всё-таки это четверик! В тимпанах фронтонов - барельефное изображение: затейливый растительный орнамент, а в верхнем углу - изображение Святого Духа, нисходящего на раскрытую Библию. Храм окружает сплошная симфония колоннад. Они и в проёмах яруса звона, у сквозных фонариков-"беседок" на самом храме и его звоннице, у потиков по сторонам четверика, да еще и полуколонны по всей окружности нижнего яруса колокольни! Широкое использование колонн придавало постройкам зрелого классицизма неожиданную, порой просто-таки воздушную лёгкость - искусство, напрочь утраченное с приходом ампира.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №173, 2016 г.

Только раз в год, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в том храме, где в начале X века было явление Божией Матери, совершается торжественное богослужение на церковнославянском языке.

Своим ходом

По правде сказать, я и не чаял оказаться на литургии в знаменитом Влахернском храме. И тем более – в день праздника. Знал, что греки отметили Покров Пресвятой Богородицы на две недели раньше. И все же я спросил у прихожанки русской Андреевской церкви в Стамбуле, когда можно посетить Влахернский храм. В ответ услышал, что именно 14 октября там будет праздничное богослужение. Оказалось, что недавно назначенный на приход Андреевской церкви архимандрит Панарет является клириком Влахернского храма и теперь по просьбе своих прихожан служит на Покров во Влахернах.

Вряд ли вы сможете отыскать на картах Стамбула храм Влахернской иконы Божией Матери. И далеко не всякий таксист знает это место. Однако самостоятельно добраться до церкви не составит большого труда. В старом городе на автостанции «Эминеню» вы садитесь на любой автобус, следующий по берегу залива Золотой Рог, и выходите на остановке «Айвансарай».

Вы увидите, что рядом с остановкой сквозь хаотичную восточную застройку проступает стена древнего Константинополя с остатками врат, возле которых в Средневековье плескалось море – сейчас залив отступил от стены метров на двести. Когда-то здесь были Царские сходни – место причала корабля императора. Пройдя несколько десятков метров по переулку вглубь жилых кварталов, вы упретесь в серые железные ворота с крестом наверху. Это и есть вход на территорию знаменитого храма.

Восставшая из пепла

За большим садом с раскидистыми гранатовыми деревьями и вьющимся виноградом невысокая Влахернская церковь просто незаметна. Я убедился, что не ошибся воротами, только когда увидел звонницу, утопающую в объятиях кедра и кипариса. Сейчас великая святыня выглядит более чем скромно.

Церковь, построенная в V веке, изначально имела величественный вид – на древних иконах праздника Покрова она предстает трехъярусной и многокупольной. Но в 1434 году храм сгорел до основания. Поджигателями оказались городские мальчишки, гонявшие по крышам голубей. У последних императоров Византии не было средств для восстановления святыни, и храм пролежал в руинах почти четыреста пятьдесят лет.

Только во второй половине XIX века греческая община выкупила этот участок земли и восстановила церковь. От древнего храма сохранилось несколько мраморных капителей и обломков колонн – они выставлены во дворе у алтарной части. Еще уцелела каменная икона-барельеф (по всей видимости, на ней изображены равноапостольные Константин и Елена), которую можно увидеть в притворе на южной стене.

Особая атмосфера

Внешне очень простая церковь внутри поражает атмосферой древности. Пол храма находится на три метра ниже уровня земли. Все, что выше, – тысячелетний культурный слой. Даже в ясный солнечный день здесь царит таинственный полумрак. Строители не смогли расчистить все пространство древней святыни, но добрались до нижнего яруса и алтаря – так что молящиеся сегодня стоят ровно на том же месте, где совершалась литургия в византийские времена. Иконы и настенные росписи за полторы сотни лет, со времени восстановления церкви, уже состарились и вполне соответствуют многовековой истории храма. Поднимаю голову – из небольшого купола льется теплый малиновый свет.

На службу пришли около ста человек, в основном русские – те, кто постоянно живет в Стамбуле, и те, кто в эти дни совершал паломничество по святым местам древнего Константинополя. Им, как и мне, просто посчастливилось попасть сюда на литургию в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На клиросе пел хор Андреевской церкви. Приход этого русского храма весьма примечателен. Многие годы он состоял из представителей старой русской эмиграции. Да и сейчас остались еще несколько потомков той диаспоры. На службу, например, пришла внучка звезды немого кино Веры Холодной, названная в честь бабушки тоже Верой.

Свечной ящик, где принимают записки о здравии и за упокой, здесь устанавливать не принято. Если кто-то хочет подать записку, самостоятельно относит ее к алтарю, а пожертвования опускает в специальный ящик. При этом записки можно писать по-русски.

Невидимый омофор

О том, что произошло во Влахернском храме в начале Х века, мы знаем из жития святого Андрея, Христа ради юродивого. У стен Царьграда стоял враг, и горожане собрались во Влахернской церкви на всенощное бдение, чтобы помолиться о спасении города. Блаженный Андрей увидел стоящую «на воздухе» Богородицу в окружении ангелов и святых и сказал о видении своему ученику святому Епифанию – будущему патриарху Константинопольскому.

Пречистая Дева молилась со слезами на глазах, после чего покрыла народ в храме своим омофором, защитив его от врага. Никто, кроме святых, этого не видел, но вскоре все смогли убедиться в милости Богоматери. Осада Царьграда была снята – враг отступил.

Праздник Покрова на Руси всегда был любим, как ни в одной другой стране. Особо почитался и блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Известно, что он был славянином (возможно, из русских земель), проданным в рабство. Житие святого Андрея было переведено с греческого на церковнославянский язык еще в XII веке – значительно ранее не только всех других текстов житийной литературы, но и многих книг Священного Писания. Существует предположение, что и сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы изначально был установлен именно на Руси, а не в Византии.

Риза Богородицы и саван Спасителя

Когда-то в древнем Влахернском храме хранилось несколько великих святынь. Риза Богородицы, найденная в Назарете, была перенесена в Царьград в 474 году – в честь этого события установлен праздник Ризоположения. За долгую историю осад Константинополя жители города не раз выносили святыню из церкви и проходили с ней по крепостной стене, прося у Богородицы помощи.

В «Повести временных лет» рассказывается, как корабли Аскольда и Дира, осадившие Царьград, разметала внезапно поднявшаяся буря. Это случилось после того, как Патриарх Константинопольский погрузил Честную ризу в воды Влахернской бухты. Языческие князья были настолько поражены свершившимся на их глазах чудом, что решили принять христианство. Крестились здесь же в Царьграде, сразу после того как утих шторм. Во святом Крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир – Илией.

Позднее в ковчег с ризой были помещены омофор и пояс Богородицы, обретенные в Ее гробнице в Гефсимании. Возможно, среди святынь церкви была и знаменитая Туринская плащаница. Крестоносец Роберт де Клари, участвовавший в захвате Царьграда в 1204 году, утверждал, что во Влахернском храме хранился «саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было ясно видеть Лик нашего Господа». Видимо, это та самая плащаница, которая теперь хранится в Турине.

«Омой грехи свои»

Какие же святыни до наших дней сохранились в храме? Это святой источник с мраморной купелью и чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Источник находится прямо в храме справа от алтаря. Это целый грот, уходящий глубоко под землю. О том, что храм изначально был построен именно у целительного ключа, свидетельствует древнее византийское «послание». В нем говорится, что здесь «бьют источники для телесных омовений, избавляющие и от душевного морока». В византийские времена в этих водах императоры совершали особое ритуальное омовение, последовательность которого подробно описана в трактате Константина Багрянородного.

Целительная сила источника известна уже полторы тысячи лет. Обычай умываться водой из него закрепился еще в древности, при этом было замечено, что особенно часто святая вода исцеляла глазные болезни. У источника люди просили у Господа и о духовном прозрении, крепости в вере. На мраморной плите запечатлен призыв: «Омой свои грехи, а не только лицо».

Вода в источнике по-прежнему бьет ключом, ее температура 39 градусов. Однако в сам грот никому, кроме служителей храма, пройти не дозволяется. Паломники набирают святую воду из кранов, вмонтированных в мраморную купель.

Влахернский образ

Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится также справа от алтаря, непосредственно возле источника. Святыня, увы, пребывает в плачевном состоянии. Прекрасный оклад сверкает серебром, но само изображение Богородицы едва различимо. Икона отгорожена стеклянной дверцей, за которую все желающие опускают пожертвования на восстановление Влахернского образа. За стеклом немало серебряных подвесок, имеющих форму руки, ноги или целого человека. Так по греческой традиции верующие благодарят Пречистую Деву за исцеление, дарованное по молитве перед Ее образом.

Члены местной общины верят, что это та самая икона Богоматери, которая была написана апостолом Лукой. Святыню приобрела супруга императора Феодосия II Евдокия, когда в 436 году совершала паломничество в Иерусалим. Затем икону преподнесли в дар сестре императора святой Пульхерии, которая и поместила образ во Влахернском храме.

Тысячелетняя история пребывания святыни в Константинополе знаменовалась множеством исходящих от нее чудес – как исцеление страждущих, так и спасение целого города от завоевателей.

По воле Богородицы

Хорошо известно и о так называемом привычном чуде. Каждую пятницу на закате солнца покрывало, которым был занавешен образ, чудесным образом приподнималось. Византийцы видели в этом особую волю Богородицы. Если император, например, готовился к военному походу и в пятницу перед выходом войск покрывало над иконой не шевелилось, то кампания откладывалась.

Даже свои житейские споры византийцы отдавали на суд чудотворной иконе. Так, в 1075 году губернатор Фессалоник и монахи обители Каллиас спорили из-за прав на мельницу. Дело осложнялось тем, что каждая сторона имела множество судебных вердиктов в свою пользу. Тогда было решено обратиться к суду Богородицы. Перед иконой сложили все документы, условившись, что мельница отойдет монахам, если покрывало не поднимется в течение определенного времени. Когда время истекло, а покрывало не шелохнулось, монахи стали праздновать победу. И в этот момент занавес на иконе стал подниматься. Решение Богородицы заставило всех задуматься…

В притворе храма хранится особо чтимый список с Влахернской иконы Богоматери. Образ хоть и древний, но сохранился очень хорошо. Его специально вынесли в притвор, чтобы паломники могли помолиться Богородице и прочитать перед святыней акафист, если вдруг придут в неурочный час. Церковь открывают только во время богослужений. Как сообщил отец Панарет, службы на греческом языке проходят здесь ежедневно в десять часов утра и в четыре часа вечера, кроме вторника.

На шестом холме

После литургии мы с прихожанами Андреевской церкви решили прогуляться по окрестностям. Влахерны – особый район старого города. Он весь сплетен из узких кривых улочек и переулков. То и дело на глаза попадаются старинные деревянные хибары и невысокие дома из дикого камня. Здесь царит патриархальный уклад жизни – спокойный, тихий, очень домашний.

В византийские времена на этом месте была огромная площадь, на которой стоял императорский дворец. По свидетельству очевидца, в нем «от сияния драгоценных камней ночью было светло, как днем». Оставшиеся от дворца руины поднимаются от Влахернской церкви вверх на шестой холм Царьграда. Только так называемый дом Багрянородного частично восстановлен, сейчас в нем находится музей.

Масштабы Влахернской резиденции впечатляют. Сюда на закате Византии переместилась вся жизнь священной империи: государственная, деловая и религиозная.

…Я рассказал местным христианам, что в России на Покров обычно выпадает снег, который верующие воспринимают как видимый символ Божией благодати. «Как же, знаем, – отвечали мне, – “паче снега убелюся”, поется в псалме. У нас тоже зимой раньше снег лежал, в детстве мы на лыжах катались. Теперь, если и выпадает, то быстро тает. Для нас великая благодать на Покров – сама праздничная литургия во Влахернах, ведь в былые годы это случалось так редко».

Влахернская икона Божьей Матери, также называемая Влахернетисса, относится к числу наиболее почитаемых Православной церковью образов. Предполагается, что она обладает чудотворной силой.

Дата создания изображения – 302 год. По мнению историков, это ещё одно творение евангелиста Луки. В 439 году икона была привезена в Константинополь, и с того момента стала считаться покровительницей города и императоров византии. Лик назвали в соответствии с именем местности, относящейся к западной части города – Влахерны.

Там был убит вождь скифов Влах, а в 5-м веке император Лев Великий избрал место для строительства церкви во имя Богородицы. Несколько позднее именно там Андрей Юродивый наблюдал явление Девы Марии. В 1434 году храм погиб в пламени пожара и икону–защитницу, сопровождавшую императоров Византии во время войн, перенесли в другое место, но название Влахернская остаётся за ней и по сей день.

Описание иконы

Изображение на Влахернской иконе Божьей Матери было создано на базе плоского, вырезанного в дереве рельефа. Для этого использовалась техника воскомастики. Рабочим материалом был воск, смешанный с мощами христианских мучеников, что превратило икону в мощевик. Слой краски был нанесён уже поверх воска, покрывавшего изображения Богоматери и Спасителя.

Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились. По мнению Павла Алеппского, увидевшего образ в 1655 году, изображение не похоже на рисунок, поскольку оно сильно выступает над гладью доски, создавая впечатление ожившего образа. При соответствующем освещении оно словно обретает плоть, что вызывает в душе смотрящего благоговейный трепет

Иконографический тип образа говорит о том, что он является списком Одигитрии, весьма сходным со Смоленской иконой Божьей Матери. Предполагаемое время написания относится к 15-16 векам. Икона дополнена надписью на греческом языке, которая переводится как «богохранимая». После реставрации 1813 года, к имевшемуся тексту добавился новый (также на греческом): «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище».

Отличительным признаком изображённой на деревянной поверхности Богородицы является явная массивность фигуры. Сюда же можно отнести крупную, перекрывающую часть полей полосу нимбов. Ступни Младенца подняты высоко и «соприкасаются» с полями иконы.

Местонахождение

На данный момент Влахернская является достоянием Третьяковской галереи. С неё был сделан рельефный список (17-18 века), который пожаловали отцу Григория Строганова, основателя Влахернского храма в Кузьминках, где икона и находится до сих пор.

Церковь в Кузьминках

В Кузьминках церковь отстраивалась трижды. В первый раз деревянная постройка была возведена в 1716-м году под началом Строгановых. Её осветили в честь Влахернской иконы Божьей Матери, являвшейся семейной святыней для семьи, владевшей Кузьминками. По названию церкви местность также получила новое имя – село Влахернское.

В 1732 после пожара здание пришлось поднимать из руин. Обновлённая церковь тоже была деревянной и вскоре (18 ноября 1758 года) тоже сгорела.

В ныне известном, третьем варианте храм строился уже на третий раз (1759-1762 годы), а после был перестроен из-за необходимости проведения ремонта (1784-1785 годы).

Происхождение

Влахернскую икону Божьей Матери доставили из Константинополя в 1653 году. Её подарили Алексею Михайловичу, родителю Петра Великого. К Иконе прилагался документ (грамота), где рассказывалось о её происхождении (Влахернский монастырь в Константинополе) и истории почитания, соотнося образ с константинопольской Одигитрией.

На хранение икона была передана в Успенский собор (в Московском Кремле), но отправляясь в военный поход, царь не забывал взять её с собой.

О чём молиться

Влахернскую икону Божьей Матери почитают, прежде всего, как хранительницу от врагов и нашествий. Её помощи можно ожидать не только во время военных действий, но и в борьбе с обычными недоброжелателями. Также она покровительствует семейным людям, охраняя их от любых внешних вторжений.