Восковая живопись: энкаустика и другие техники работы с воском. Что такое энкаустика

Внесите свой вклад в живопись. Создайте свою собственную картину по очень интересному рецепту. И она станет отличным украшением для Вашего дома.

Для изготовления картины нужны: холст, цветные восковые карандаши, клей, фен.

1. Приготовьте цветные восковые карандаши и удалите с них (если имеется) защитную оболочку.

2. Теперь с помощью клея закрепите восковые карандаши в верхней части холста, чередуя цвета в произвольном порядке.

3. Подождите когда клей высохнет. Ну а теперь самое интересное. Поставьте холст вертикально и с помощью горячего воздуха из фена начните плавить восковые карандаши.

4. Изменяя угол наклона и поворачивая холст вправо влево можно получить причудливые узоры.

6. Дайте картине немного подсохнуть.


.


.

.

Вот какие картины можно создавать.


.

Энкаустика

Техника энкаустики за долгие годы существования претерпела множество изменений. Методы и материалы модернизировались. Сейчас можно говорить о технике современной энкаустики, которая отличается от своих исторических прототипов.

Овладеть этой техникой может и взрослый, и ребенок. Даже рисовать уметь для этого не надо: можно создавать абстрактные картины и фантастические пейзажи. Картины и открытки в стиле энкаустика станут удивительным подарком родным и близким.

Для начала вам понадобится бумага (или картон), восковые мелки и утюг. Этот набор материалов — самый доступный и не требует больших материальных затрат.Техника исполнения энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые затем переносятся на картон или бумагу гладящими и прикладывающими движениями.

Естественно, главным инструментом энкаустики является специальный утюжок. Он маленького размера. Довольно легкий, без дырочек на подошве. Имеет снимающуюся ручку, которая позволяет превратить утюг в нагревательную поверхность для некоторых техник энкаустики. Но стоит этот инструмент довольно дорого.

Специальный утюжок можно заменить самым обычным дорожным утюгом: он маленький, без дырочек на подошве и имеет возможность регулировки температуры.

Когда все необходимые инструменты у вас имеются — приступайте к творчеству! Приобщитесь к одной из древних техник живописи- энкаустике.



Техника рисования Энкаустика. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по рисованию. "Вечер в горах»". Нетрадиционная техника рисования – энкаустика

Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для детей дошкольного возраста от 6 лет. Рисунок можно использовать для украшения интерьера и в качестве подарка.
Цель: изучение приемов рисования в технике энкаустики.
Задачи:
научить пользоваться утюгом, используя технику безопасности;
научить создавать рисунок с помощью утюга и воска;
развивать творческое воображение, мышление, моторику рук;
воспитывать аккуратность при работе;
прививать умение видеть красоту природы.

Материалы: восковые мелки, глянцевый картон, утюг (подойдет маленький "дорожный" утюг, без отверстий на его "подошве"), бумажные салфетки, подложка (подойдет газета, обои, использованная бумага).

Энкаустика (греч. Enkaustiké – жгу, выжигаю) – искусство восковой живописи, возникло более 2500 лет назад, и было известно еще древним грекам, римлянам и египтянам. Картины в этой технике, очень стойкие, так как воск не окисляется, а в воде он вообще абсолютно нерастворим. Работать с утюгом необходимо на минимальной мощности и наносить мелки на подошву. В энкаустике, как и во многих других техниках, существуют 5 основных приемов работы с утюгом.
Первый прием - разглаживание. Это плавное гладящее движение утюга по поверхности картона.
Второй прием называется оттиском. Поверхность утюга прикладывают к картонке, а затем поднимают утюг на несколько секунд.
Третий прием заключается в работе ребром утюга. Так мы можем получить различные линии, такие как, кусты, тонкие деревья, траву.
Четвертый прием - рисование кончиком утюга, можно получить мелкие детали (цветы, птиц и небольших животных).
И пятый прием – это когда утюг переворачивается и на него сверху прикладывается картон. Затем восковыми мелками наносятся линии на картоне. На рисование одного рисунка у ребенка уходит 4-6 минут. Занимаюсь с каждым ребенком индивидуально.

Ход работы:
1. Для работы потребуется:


2. Подготовим подложку под картон, она должна быть мягкой и по площади больше картона. Кроме того, подложек (листов бумаги) должно быть несколько, поскольку они очень быстро загрязняются.


3. Включим утюг и отрегулируем минимальную температуру. Держим утюг подошвой вверх. К подошве подносим восковой мелок и начинаем рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга. Мелок должен хорошо плавиться и немного растекаться, но не сильно. В противном случае, регулируем температуру на утюге. Можно наносить сразу несколько цветов.


4. Теперь перевернем утюг подошвой вниз и проведем по бумаге. Проводим утюгом плавно, медленно и без отрыва от картона, без сильного нажима.
Чтобы небо получилось с облаками, проведем еще раз утюг по уже нанесенному воску на картоне.


5. Подошву утюга вытираем бумажной салфеткой перед следующим нанесением воска.


6. Для рисования гор закрашиваем половину подошвы утюга. Горы могут быть коричневые, черные, со снежными вершинами.


7. Рисуем вершины гор без отрыва от картона.


8. Для изображения холмов, травы плавим коричневый и зеленый воск.


9. Рисуем утюгом холм плавно, медленно и без отрыва от картона.


10. Приложим утюг к поверхности картона, а потом резко поднимем его. В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух, и на поверхности воска образуются прожилки.


11. Вот такие растения растут на холме.


12. На переднем плане рисунка трава более яркая, поэтому плавим воск салатового цвета, можно добавить желтый.


13. Рисуем еще один холм.


14. Дорисовываем растительность на холмах путем прикладывания и поднятия подошвы утюга.


15. Вот какие красивые растения растут на наших холмах.


16. Для рисования горной речки, плавим голубой воск.


17. Проводим утюгом плавно, медленно и без отрыва от картона, без сильного нажима.


18. Теперь рисуем волны боковой стороной утюга. Поставим утюг так, чтобы его ребро скользило по воску, как лезвие конька, так создаем различные линии, например волнистые.


19. А вот и волны на реке.


20. Для рисования высокой травы плавим воск на боковых сторонах утюга.


21. Снизу вверх боковой стороной утюга рисуем линии разной высоты.


22. Для прорисовки мелких деталей, например, цветов, плавим воск на острие (носике) утюга.


23. Касаясь острием утюга, рисуем цветы.


24. Горная река не может быть без камней. Для прорисовки камней утюг переворачиваем и на него сверху прикладываем картон. Затем ждем, пока нагреется картон, и восковыми мелками прорисовываем нужные детали.


25. Для рисования птиц плавим воск на боковых сторонах утюга.


26. Острием утюга рисуем две маленькие полукруглые линии, вот и горные орлы.


27. Рисунок готов.


28. А если вставить в рамку – это хороший подарок или картина для интерьера.

Энкаустика Энкаустика

(греч. enkaustiki, от enkaio - жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом - расплавленными красками.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

энка́устика

(от греч. enkáiō – выжигаю), техника восковой живописи. Связующим веществом для красочных пигментов является воск. Восковые краски были известны ещё в Древнем Египте, но широкое применение и развитие энкаустическая живопись получила в греко-римском искусстве, в особенности с 5 в. до н. э. Наиболее известными произведениями, выполненными в этой технике, являются фаюмские портреты .

Расплавленные краски наносили на доску кистью или цестром – металлическим стержнем с лопаточкой на конце. Воск быстро застывал, образуя неровную поверхность, что усиливало впечатление объёмности изображения. Иногда при изображении ресниц или для углубления тени ребром цестра проводили глубокие бороздки. Для энкаустических работ характерна особая фактурность письма. В некоторых фаюмских портретах скрупулёзная проработка лица сочетается с более широкой живописной манерой в передаче одежды, написанной более жидкими мазками. Авторы других работ прибегали для создания гладкой, словно лакированной поверхности к оплавлению красок (на некотором расстоянии от портрета держали жаровню с горячими углями, от чего краски разогревались и сплавлялись в единую массу).
Эллинистическая техника энкаустики применялась также в ранних образцах иконописи , уступив позднее место темперной живописи.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Энкаустика" в других словарях:

    - (греч.). У древних искусство покрывать доски для писем растопленным воском, также род живописи цветным воском. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭНКАУСТИКА живопись красками, разведенными с воском.… … Словарь иностранных слов русского языка

    энкаустика - и, ж. peinture à l encaustique. Живопись, осуществляемая разогретыми восковыми красками. техника энкаустики. Мастера энкаустики. Применение энкаустики. БАС 1. Приказано написать в рике en caustique картины для царскосельского Красного кабинета.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греческое enkaustike, от enkaio жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками … Современная энциклопедия

    - (от греч. enkaio выжигаю) восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 живопись (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (enkaustikh) у древних греков и римлян способ живописивосковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперьутраченного способа остается невыясненным. Основываясь на показанияхПлиния Младшего (Histor. natnr ., XXXV, 11, 39 и 41) и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Энкаустика - (греческое enkaustike, от enkaio жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от др. греч. ἐγκαυστική [искусство] выжигания) техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая… … Википедия

    Энкаустика - (греч. enkaustike, от enkaio жгу) живопись восковыми красками, где в качестве связующего краски вещества используется воск. Живопись может производиться горячим способом, при котором художник энкауст пишет расплавленными восковыми красками, и они … Архитектурный словарь

    - (от греч. enkáiō выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками. * * * ЭНКАУСТИКА ЭНКАУСТИКА (от греч. enkaio выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками … Энциклопедический словарь


Нетрадиционная техника рисования. Энкаустика

Мастер-класс с пошаговым фото. Рисунок в технике энкаустика.

Этапы работы:
Для работы необходимо подготовить рабочую поверхность под картон,чтобы не запачкать вокруг расплавленным воском и необходимый материал.Стелим материал в два слоя,затем газеты,ну а на газеты кладём картон.


Регулятор температуры ставим на "шёлк"или "шерсть".Есть утюги с точками.Ставим между одной и двумя точками.


В энкаустике существует пять основных приёмов работы с утюгом.
Первый приём-это разглаживание
Наносим на подошву утюга определённый цвет восковым мелком


Гладим картон с одной стороны края до другого не останавливаясь.Нарисовали небо.


Вытираем остатки мелков с подошвы утюга бумажными салфетками.


Снова наносим восковые мелки на подошву утюга


Проглаживаем нижнюю часть картона.Нарисовали землю.


Получился основной фон работы.Меняем подложку из газет на чистую.


Второй приём рисования - оттиск.
Утюг прикладываем к работе,а потом резко приподнимаем.Получились прожилки.


Оттиск можно выполнить следующим образом:на кончике утюга расплавляем восковой мелок нужного цвета.Затем утюг прикладываем к работе и резко поднимаем- получается кустик.


Третий приём- работа ребром утюга.
Утюг ставим ребром на работу с готовым фоном и ведём вверх.Так получаются белые
линии(трава,кусты)


На этом фото хорошо видны приёмы оттиск кончиком утюга и ребром.


Четвёртый приём- рисование носиком утюга
С помощью этого приёма можно рисовать мелкие детали(цветы,птицы)


На носик утюга восковым мелком ставим точку и переносим на рисунок.Из точки рисуем галочку- птица.


Пятый приём- рисование подошвой вверх.
Сверху на утюг кладём работу,когда картон нагреется можно рисовать детали восковыми мелками.


Нафото хорошо видно этот приём рисования(тёмные цветы вдалеке,жёлтые цветы,в верхнем правом углу- птица)


Готовый рисунок натираем мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой до блеска.
Рисунок станет ярким.


Работа готова!!!

Спасибо за внимание!

На сегодняшний день известно огромное количество различных видов искусства и творчества, в которых сможет себя реализовать любой человек. Многие из них имеют вековую историю, многие появились совсем недавно. А многие, возникнув до начала времен, переживают свое второе рождение в наши дни. Именно о таком виде творчества мы поговорим сегодня. Называется оно красивым словом "энкаустика".

Энкаустика - (от др.-греч. ένκαυστική - "Он вжег") - это техника живописи горячим воском. Вот что написано о ней в Словаре Брокгауза и Эфрона (1890-1907 гг):

"Энкаустика - у древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперь утраченного способа - остается невыясненным.

Основываясь на показаниях Плиния Младшего ("Histor. natur"., XXXV, 11, 39 и 41) и Витрувия ("De architectura", VII, 9), надо полагать, что существовало два рода Э. Иногда красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней проходились нагретым металлическим шпателем (cauterium); от его теплоты восковые краски распускались, сливались одна с другой и прочно приставали к поверхности. В других случаях восковые краски употреблялись в жидком состоянии (полученном через подогревание их на огне или через прибавку к ним вещества в роде терпентина); ими писали кистью подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собой и сглаживали через повторенное несколько раз приближение к ним жаровни с горячим углем. Образцы Э. дошли до нас в писанных на досках портретах мумий эллинистической эпохи Египта, найденных в Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений, открытых в Геркулане и Помпее.

Фото. Зимние узоры. Энкаустика. Автор работы -

В новейшее время неоднократно были делаемы попытки возродить этот давно, еще в средние века, заброшенный род живописи, между прочими такие попытки делались технологом Фернбахом, живописцами Ю. Шнорром, Роттманом, Преллером и др.; но все, что было сделано по этой части, имеет мало общего с приемами древней Э."

Да-да, энциклопедисты были правы - еще 100 лет назад об энкаустике знали лишь специалисты. Думаю, они и представить себе не могли, что совсем скоро она станет известной и доступной всем.

Но, вернемся в историю....

"Кто первый придумал писать воском и вжигать картину - неизвестно" . Эта фраза, написанная древнеримским историком Плинием Старшим почти 2 тысячи лет назад, справедливо и сегодня. Не только потому, что мы и сейчас не знаем имени первого энкауста. История этой области до сих пор остается весьма малоизученной (последние сибирские находки древних камней, расписанных энкаустическими красками, датируют 32-м тысячелетием до н. э.).

Наиболее известными образцами древней энкаустики являются т.н. "фаюмские портреты" - погребальные живописные изображения усопших (первые настоящие "портреты" в истории!). Они относятся к периоду Римского завоевания Египта (I-III века) и получили свое название по оазису Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Их прообразами были погребальные маски, распространенные в древнем Египте.

Изучив такие маски в коллекциях Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, ученые обнаружили на них восковые краски. Этому открытию способствовало тщательное исследование красочного слоя: на нем видны отчетливые потеки (голубые, черные, желтые краски), трещины (охра, белила, сиена) и даже следы вскипания красок, что позволяет предположить, что древнеегипетские художники знали несколько техник нанесения восковой краски: наносили расплавленные (текучие) краски и сочетали их с использованием сухих красок, которые потом оплавляли огнем. Это позволяет предположить, что искусство берет свое начало в Древнем Египте.

Фото.
Фото. Энкаустика на картоне. Автор работы - .

Доказательствами другой, "римской" версии возникновения энкаустики могут служить фрагменты римских стенных росписей, хранящихся в нью-йоркском музе Метрополитен и относящихся к I веку до н. э. Они мастерски выполнены на штукатурке в энкаустической технике.

Была энкаустическая живопись была распространена и в Древней Греции. С каким благоговением относились в там к произведениям энкаустов, можно судить хотя бы по такой легенде: когда Деметрий Полиокрет осадил Родос и ему пришлось брать город с той стороны, где была расположена мастерская знаменитого энкауста Протогена, Полиокрет, из боязни повредить мастерскую, снял осаду.

Фото. Цунами. Энкаустика. Автор работы - .

К сожалению, до нас не дошло ни одной станковой энкаустической картины Древней Греции - основная часть произведений лучших греческих энкаустов была перевезена в Рим и, предположительно, погибла во время пожара в 410 году нашей эры, при взятии Рима Аларихом.

Однако ученых ждало еще одно удивительное открытие: при раскопках древнего города Халчеяна на территории современного Узбекистана (середина I-го тысячелетия до н. э. - III в. н. э.) были обнаружены росписи на омыленном воске, напоминающие по технике исполнения египетские надгробные маски и файюмские А позднее - росписи восковыми красками по камню, кости, золоту нашли при раскопках на территории современных Мексики, Перу, острова Пасхи.

Выходит, энкаустика - это очень древнее и интернациональное искусство.

Как же работали древние мастера?

Вот как описывает процесс создание картины древнеримский поэт Анакреон в своей оде, обращенной к художнику-энкаусту: "Встань, о лучший из художников! Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Выше век нарисуй под темными локонами чело, белое, как слоновая кость. Пусть дуги бровей не раздельными будут и не соединенными, но, как у ней, пусть одна, нежно теряясь, переходит в другую. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины, и влажными, как у Цитерии. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, и губы нарисуй, как у Пейто, сладостно влекущими к поцелую. У подбородка и мраморной шеи пусть витают хариты. Одень ее, наконец, в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает тело. Стой! Вот я ее уже вижу! Еще мгновение - и ты, воск, залепечешь!"

Уже тот факт, что слово "воск" в античном искусстве служило синонимом слову "краска", можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве.

Если изучить внимательно фаюмские портреты, можно заметить особый объемные характер мазка (пастозность - как говорят специалисты). В начале каждый мазок боле расплывчатый, в конце - более тонкий и плотный. Очевидно, что такие мазки выполняли предварительно расплавленным цветным воском: пока он жидкий - краска растекалась, когда воск остывал и твердел - мазок получался рельефным. Направление мазков обычно следовало формам лица - на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем. Контуры лица и волос писались более жидкими красками, с большим добавлением масла. Затем живописный слой оплавляли огнем жаровни или открытым пламенем. На разогретых воск часто накладывали золотую фольгу.

Использовали древние энкаусты и специальные инструменты - каутерии: они были обнаружены при раскопках захоронения древнеримских художников в Сен-Медар-де-Пре (Франция) и Сен-Гюбере (Бельгия). Первые инструменты представляли собой бронзовые стержни, с одной стороны оканчивающиеся плоской лопаточкой с закругленными краями, а с другой стороны - удлиненной ложечкой.

А найденный в 1900 г. в Керчи античный саркофаг, расписанный восковыми красками, изображает мастерскую древнего художника-энкауста и позволяет представить, как работали античные мастера. На росписи художник с каутерием в руках изображен сидящим около жаровни, на которой он нагревает свои инструменты. Перед ним стоит ящик с ячейками для красок, в точности такой же, как найденный в погребении, и мольберт с укрепленной на нем основой картины.

Позднее исследователи восстановили технику этой древней живописи. Когда художнику нужно было сделать каутерием мазок определенного цвета, он вынимал из ячейки ящика, в котором хранились готовые краски, комочек нужного ему цвета и отделял от него нагретым каутерием необходимый кусочек краски (ровно на один мазок!). Краска при этом плавилась и затекала на одну из сторон ложечки. Эта сторона ложечки с затекшей на нее восковой краской подносилась к основе, делался мазок. Мазок этот неизбежно приобретал специфическую форму: он имел выемку посредине по всей длине и характерную капельку в месте отрыва инструмента. Все мазки, которые были сделаны одним и тем же каутерием, были одинаковыми. Если художник хотел сделать мазок другой формы или размера, он брал другой каутерий.

А так как смешивать краски на каутерии невозможно, переходы тона достигались за счет близко расположенных мазков разного оттенка.

Фото. Художник в мастерской. Фрагмент энкаустической росписи саркофага из Керчи. Государственный Эрмитаж.

Каутерием с плоской лопаточкой можно было разровнять поверхность, например, чтобы наслоить один мазок поверх другого. Такой каутерий часто использовали нагретым.

Кроме каутерия художники использовали и кисть. Для работы кистью нужны были расплавленные краски: их помещали в керамические баночки и нагревали. Причем, мастеру приходилось постоянно следить за тем, чтобы краски оставались в расплавленном состоянии, но при это не перегревались и не теряли цвет и свойства. Зато так можно было смешивать краски различных цветов, добиваясь необходимых оттенков.

Кистью портрет прописывался несколько раз. Сначала более жидко, затем все более пастозно. Каждый слой мазков потом оплавляли раскаленной жаровней. Это делалось для лучшего сцепления слоев и чтобы удалить случайно попавшие в живописный слой пузырьки воздуха. Но и главное - в результате оплавления живопись приобретала свой характерный неповторимый блеск.

Эллинистическая техника энкаустики была позаимствована византийскими мастерами ранней иконописи. Самыми яркими иконографическими примерами техники энкаустики считаются образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в монастыре Св. Екатерины на Синае, а также четыре иконы - "Сергий и Вакх", "Богоматерь с младенцем", "Мученик и мученица", "Иоанн Предтеча" - ныне они хранятся в Киевском государственном музее западного и восточного искусства.

Фото. Икона "Сергий и Вакх". VI-VII вв. Синайский монастырь. Киевский музей западного и восточного искусства.

Раннехристианская энкаустическая живопись - иконы, написанные в Византии, Северном Египте и Малой Азии - по технике исполнения была более совершенна и отличалась от фаюмских портретов. Был использован подмалевок и специальный грунт. Краски на восковом связующем здесь наносили кистью, в жидком состоянии и, судя по характеру мазка, очень быстро, с незаметным переходом друг в друга. Лица прописывали (можно сказать - "лепили") очень уверенно и энергично в несколько слоев, с участием нескольких красок, в результате чего детали лица получались рельефными, с тонкими переходами оттенков.

Однако в VI веке искусство энкаустики постепенно пришло в упадок. Активное распространение христианства потребовало большого количества икон. Энкаустика, с ее трудоемкой и требующей длительного времени технологией, уже не в состоянии была удовлетворить растущий с каждым годом спрос. И постепенно энкаустика вытесняется более легкой и быстрой в исполнении темперой.

Возрождение энкаустики началась в XVIII веке в Германии и Бельгии, под влиянием открытия археологических памятников греко-римского мира. На волне популярности античного искусства энкаустика быстро вошла в моду - европейские художники создавали полотна в этой технике на протяжении почти целого столетия (тогда еще не были открыты и изучены фаюмские портреты, и технологию многие мастера придумывали сами).

Было у энкаустики и третье рождение - оно пришлось на середину XX века. Именно тогда московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хвостенко, предприняли попытку в точности возродить технологию древней энкаустики. Считается, что многие секреты ими были раскрыты, но много новых приемов восковой живописи они изобрели сами.

Фото. Энкаустика на картоне. Автор .

Возможно именно тогда интерес к древнему искусству завладел и душами непрофессионалов. Древние техники упростились, но не утратили двух своих главных атрибутов - "воск" и "тепло" Правда воск в современной энкаустике может быть представлен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни энкаусты наших дней частенько используют... самые обычные бытовые утюги! Именно поэтому этот вид творчества так и называют - "живопись утюгом". Как это бывает - спрос рождает предложение, и сейчас в магазинах товаров по рукоделию не составит труда найти специальный воск для энкаустики, специальные утюги, паяльники, каутерии, шпатели и прочие атрибуты восковой живописи.

Кстати, занятия энкаустикой не требуют умения рисовать. А вот чувство цвета, фантазия, творческое начало понадобятся непременно... И в результате на картоне останется застывшее в ярком воске мгновение. Не века. Ведь восковые краски, как мы помним, не тускнеют со временем.

Оплавленные пламенем жаровни, восковые краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий.

Фото. Работы в технике энкаустики.
Фото. Автор работ - .