Женские образы в рассказах И. Бунина

В самом начале произведения Бунина « » перед нами открывается кладбище и свежая могила главной героини рассказа - Оли Мещерской. Все дальнейшее повествование происходит в прошедшем времени и описывает нам не большую, но очень яркую жизнь молодой девушки.

Оля была открытым и очень добрым человеком, который любит жизнь полной грудью. Девушка была из богатой семьи. В начале рассказа Бунин показывает нам Олю, как простую, ни чем не отличающуюся гимназистку в пестреньком платьице. Одно выделяло ее из толпы – детская непосредственность и большие горящие радостью и весельем глаза. Оля ни чего не боялась и не стеснялась. Не стеснялась своих растрепанных волос, чернильных пятен на руках, сбитых коленок. Ни что не омрачало ее легкость и воздушность.

Позже Бунин описывает процесс резкого взросления Оли. За короткий период времени неприметная девченка превратилась в очень красивую девушку. Но, даже будя красавицей, она не оставила своей детской непосредственности.

Всю свою не долгую жизнь Оля стремилась к чему-то возвышенному, светлому. Не имея мудрых советов от своего окружения, девушка стремилась познать все на личном опыте. Нельзя сказать, что Оля была хитрым и коварным человеком, она просто наслаждалась жизнью, порхая словно бабочка.

В конечном итоге, все это принесло девушке тяжелую душевную травму. Оля слишком рано стала женщиной и за этот поступок корила себя всю оставшуюся жизнь. Скорее всего, она искала возможность свести счеты с жизнью. Ведь как можно объяснить ее поступок, когда она отдала страницу из своего дневника, где описывался момент ее близости с Малютиным, офицеру, которому обежала выйти за него замуж! После этого офицер застрелил девушку на глазах у сотен свидетелей.

Оля Мещерская стала «легким дыханием», которое развеялось в ее беззаботной и непосредственной жизни.

Совершенно в других красках Бунин показывает нам Олину классную даму. Автор не называет ее имени. Мы знаем о ней лишь то, что она была уже не молодой женщиной с седыми волосами и то, что она жила в каком-то своем выдуманном мире. В конце рассказа автор говорит нам, что классная дама каждое воскресенье приходила на могилу девушки и о чем-то долго думала.

В этих двух женских образах Бунин показал нам два мира: один веселый и настоящий, наполненный чувствами, а второй – придуманный, тленный. Легкое дыхание и удушливый вздох.

И.А. Бунин в литературоведении. Подходы к анализу творчества И.А. Бунина. Направления в области изучения лирического героя Бунина, образной системы его прозы________________________________________ 3

Женские образы в цикле рассказов «Темные аллеи» И.А. Бунина.________8

Заключение______________________________________________________15

Список использованной литературы_________________________________ 17

Часть 1.

И.А. Бунин в литературоведении. Подходы к анализу творчества И.А. Бунина. Направления в области изучения лирического героя Бунина, образной системы его прозы.

Условно спектр литературоведческой литературы, посвященной творчеству И.А. Бунина можно разделить на несколько направлений

Первым можно выделить религиозное направление. В первую очередь, безусловно, имеется в виду рассмотрение творчества И.А. Бунина в контексте христианской парадигмы. Начиная с девяностых годов ХХ века, это направление развивается наиболее широко в отечественном литературоведении. Как О.А. Бердникова (1), Это направление берет свое начало с опубликования работы И.А. Ильина «О тьме и просветлении». Точка зрения этого автора скорее философская, ортодоксальная, нежели научная, но именно эта работа положила начало критике наследия И.А. Бунина в ключе христианской философии. В чем же заключается непримиримость на обычный читательский взгляд точки зрения Ильина? Согласно философу Ильину в бунинской прозе скорее действует «особь, а не личность» (1, с. 280), не обладающая духовной индивидуальностью. С этой точкой зрения перекликается мифологическое, мифопоэтическое направление в области исследования творчества И.А. Бунина, рассматривающее бунинского героя как некоторый философский инвариант. В целом, к таковой постановке вопроса о бунинском герое близок Ю.М. Лотман (8), сопоставляя творческие и философские установки И.А. Бунина и Ф.М. Достоевского.

Религиозное направление в литературоведении не могло не обратить внимания на чувственную сторону героики Бунина, стихийность и страстность его персонажей, а вместе с тем природность, естественность. Герои Бунина покоряются судьбе, року, готовы пронести через всю свою

Жизнь одно единственное мгновение безропотно, смиренно, находя в этом, своего рода, смысл, какую-то свою философию. Уже эти, довольно наивные и простые, характеристики дают основания рассматривать творчество Бунина в ином, но по-прежнему религиозно-философском аспекте, а именно, в рамках восточной, буддийской философии. Спор между христианским и буддийским взглядом на личность (14) и соотношение ее с богом получил свой новый виток в литературоведческой среде изучения бунинской прозы, а также приобрел новую почву для размышлений. Бунинская публицистика, пожалуй, дает первый толчок к появлению вопроса о философской основе бунинской прозы. В 1937 году Бунин пишет мемуарно-публицистическую работу «Освобождение Толстого», где вступает в спор с коллегой по избранному делу жизни, со своим главным рецензентом, учителем, одним из «...тех людей, слова которых возвышают душу и делают слезы даже высокими, и у которых хочется в минуту горя заплакать и горячо поцеловать руку, как у родного отца...». «В ней, помимо воспоминаний и рассуждений о творчестве, жизни и личности великого писателя, он выразил издавна выношенные мысли о человеческой жизни и смерти, о смысле бытия в бесконечном и загадочном мире. Он категорически не согласен с толстовской идеей ухода, «освобождения» от жизни. Не уход, не прекращение существования, а Жизнь, драгоценные ее мгновения, которые надо противопоставить смерти, увековечить все прекрасное, что пережил человек на земле, - вот его убеждение» (11, с. 10). «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими» - именно эти слова Толстого И.А. Бунин будет помнить всю свою жизнь, это изречение, возможно, и для самого писателя являлось чем-то вроде жизненного кредо, а для героев цикла «Темные аллеи» это и закон и, одновременно, приговор. Такими зарницами счастья, такими прекрасными мгновениями, озаряющими жизнь человека, Бунин, как известно, считал любовь. «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь», - выписывает Бунин слова Андрея Болконского из «Войны и мира». «И подспудно, постепенно, неосознанно, однако и в некоей

Подсознательной полемике с Толстым у него рождается замысел написать о самом высшем и полном, с его точки зрения, земном счастье, о «зарницах» его «Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника», - написал он еще в 1924 году (рассказ «Надписи»)» (12, с.10). «Обыкновенная повесть», стихотворение Н.П. Огарева, спустя почти два десятилетия даст название книге рассказов о любви, над которой Бунин работает в последующие годы.

Безусловно, никак нельзя не затронуть классическое литературоведение в этой области. Под классическим в данном случае имеется в виду взгляд на творчество писателя с точки зрения автобиографичности, принадлежности к какому-либо литературному направлению, использованию того или иного литературного метода, образных средств. В том числе, исторический контекст, к примеру, исследования А. Блюма (3) и, наоборот, историко-литературное положение автора, его предшественники и последователи. В целом, синхрония и диахрония творчества Бунина (5, 6, 13, 14).

Также литературоведческая мысль не оставила без внимания стилевые, методологические аспекты творчества И.А. Бунина. Работы Л.К. Долгополова (5), литературоведа, известного, прежде всего, как исследователя петербуржского текста в литературе, выдающихся филологов Д.С. Лихачева (8) и Ю.М. Лотмана (9) посвящены анализу стиля и изобразительных средств писателя, интерпретации символов и образов прозы Бунина. В частности цикл «Темные аллеи» Бунина в данном направлении рассматривается как целостное произведение, объединенное рядом мотивов и образов, что позволяет говорить об этом сборнике, создававшемся на протяжении нескольких лет, именно как о цикле, где основным лейтмотивом является романтический образ-символ темных аллей, несчастной, даже трагической любви.

Исследователь творчества И.А. Бунина Саакянц А.А. в предисловии к одному из изданий его рассказов дает классическую расшифровку отношения писателя к миру, выстроенному в его произведениях: «к слабым, обездоленным, неприкаянным он испытывает великое сочувствие и расположение». Писателю довелось пережить глобальные социальные потрясения XX века - революцию, эмиграцию, войну; ощутить необратимость событий, прочувствовать бессилие человека в водовороте истории, познать горечь невозвратимых утрат. Все это не могло не отразиться в творческой жизни писателя. Взгляд А.А. Саакянца - это взгляд литературоведа историка, литературоведа социолога, если можно так выразиться. Сакаянц, как и многие другие исследователи творчества Бунина, дает характеристику прозе Бунина с точки зрения эпохи писателя, говоря о двояком чувстве, «пронизывающее многие его рассказы: жалость и симпатия к безвинно страдающим и ненависть к нелепостям и уродствам русской жизни, которая эти страдания порождает» (13, с. 5). Ирина Одоевцева, поэтесса и автор интереснейших мемуаров о поэзии серебряного века и русской эмиграции, характеризует Бунина как человека невероятно чувствительного к проявлению пошлости человеческого бытия (12). Пошлости в чеховском смысле слова. А потому сочувствие к слабым, о котором пишет Сакаянц, выражается скорее непосредственно через сюжет, во всяком случае, именно в цикле «Темные аллеи», а не через догматическое нравоучение, философские отступления или какие бы то ни было прямые авторские заявления. Драматичность рассказов, вошедших в цикл, в деталях, в судьбах героев. Этот немаловажный аспект восприятия Буниным действительности еще потребуется для раскрытия темы воплощения женских образов в цикле «Темные аллеи».

Возвращаясь к мнению современников о И.А. Бунине, стоит вспомнить о блоковской характеристике творчества Бунина. Александр Блок писал о «мире зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний» в бунинской прозе. Это, в свете всего вышесказанного, довольно любопытное

Замечание. Блок отмечает, что мир героев Бунина, а может и самого Бунина, отзывчив к внешнему миру, в первую очередь, конечно, природе. Многие герои – часть природы, сама природа, естественность, непосредственность, чистота.

Часть 2. Женские образы в цикле рассказов «Темные аллеи» И.А. Бунина.

Цикл «Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». Классическая формулировка для классического начала практической части. Тем не менее, любовь, как уже было сказано в первой части настоящей работы, сквозная тема цикла, основной лейтмотив. Любовь многоликая, трагическая, невозможная. Сам Бунин был уверен, особенно настаивал на этом уже в последние годы своей жизни, что любовь просто обречена на трагический финал и уж точно никак не ведет к браку и счастливой концовке (8). Одноименный с циклом рассказ открывает сборник. И уже с первых строк открывается пейзаж, не конкретный пейзаж, а своего рода географическо-климатическая зарисовка, фон для основного рисунка не только событий рассказа, но и всей жизни главной героини. «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами» (4, с 5). И чуть позже портрет героини, Надежды: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой» (4, с 6). О.А. Бердникова в своей работе отмечает, что мотив искушения у Бунина всегда связан со смуглостью кожи, загаром, принадлежностью к определенной нации. «Красивая не по возрасту», похожая на цыганку. Этот чувственный портрет уже рисует продолжение рассказа, намекает на далекое прошлое, на страстную юность. Красота героини, ее сильное полнокровное тело соседствуют с предприимчивостью, мудростью и, как в последствие

оказывается с невероятной ранимостью. Надежда прямо говорит своему возлюбленному, что никогда не смогла бы его простить, она лишает его возможности покаяния. Этому вторит кучер Николая Алексеевича: «И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя» (4, с.9).

Совсем иной предстает героиня рассказа «Баллада», «странница Машенька, седенькая, сухенькая и дробная, как девочка», юродивая, незаконнорожденная от обманутой крестьянки. Судьба Машеньки упоминается вскользь, как бы невзначай. Она же совершенно случайно, рассказывая балладу о волке, упоминает поместье, где молодой барин с женой, взявшей с собой Машеньку, гостили. Поместье заброшенное, а его владелец, «дедушка» по преданию «помер страшной смертью». В этот момент раздается громкий звук, что-то упало. Страшная история откликается в окружающем мире, обратная связь была подмечена в творчестве Бунина А. Блоком. Этот рассказ любопытен тем, что здесь появляется мифический волк, которому Машенька и молится в начале рассказа, заступник влюбленных. Казалось бы, волк перегрызает горло жестокосердному отцу, даря свободу влюбленным. Стоит сразу отметить, что всех героинь рассказов объединяет та или иная форма сиротства, которая была, как было сказано раньше, весьма близка Бунину. Машенька от рождения сирота и святой волк, спасая влюбленных, лишает их отца. Мотив святого защитника волка продолжается завершающей цикл новелле «Ночлег», по-своему обрамляя сборник. Собака, прирученный веками волк, становиться на защиту маленькой девочки.

После Машеньки появляется Степа, героиня судьбой больше схожая с Надеждой из первого рассказа. Драматизм истории обманутой девушки, на коленях умоляющей взять ее с собой, унижающейся во имя своей любви, резко прерывается фразой «Через два дня он уже был в Кисловодске». И больше ничего, ни горя, ни последующей судьбы героини. Простая сюжетная

зарисовка сама по себе создает трагический ореол. Особое бурное, страстное восприятие течения жизни и неприятие сентиментально-бульварных приемов в творчестве, характерное для Бунина, пожалуй, наглядней всего проявляется именно в этом рассказе.

А «Степу» сменяет кардинально противоположный образ. Муза, своевольная фам фаталь, без объяснений, без объявления своих планов даже, бросающая главного героя ради музыканта, часто гостившего в их доме. Совершенно иной образ, это не слабенькая Машенька, не гордая русская красавица Надежда, это «высокая девушка в серой зимней шляпке, в сером прямом пальто, в серых ботиках, смотрит в упор, глаза цвета желудя, на длинных ресницах, на лице и на волосах под шляпкой блестят капли дождя и снега» (4, с.28). Интересная деталь - волосы, не смоль на плечах Надежды, а «ржавые волосы», очень обрывистая, грубоватая речь. Она сразу заявляет главному герою, что он является ее первой любовью, назначает свидание, приказывает купить яблок ранет на Арбате. Герой прекрасно сознает ситуацию, но не способен поверить собственным подозрениям. Наконец, застав свою возлюбленную в доме любовника, он просит только об одном последнем одолжении – сохранить уважение к его страданию – не называть его при нем на «ты». Почти незаметная фраза, выражающая весь спектр эмоций оскорбленного героя, ударяется о стену небрежно кинутого вопроса с папироской на отлете: «Почему?» Жестокость Музы параллельна жестокости возлюбленного Степы. Эти две новеллы как зеркальное отражение друг друга. То же отражение рисует образ эмансипе Генрих: очень высокая, в сером платье, с греческой прической рыже-лимонных волос, с тонкими, как у англичанки, чертами лица, с живыми янтарно-коричневыми глазам» (4, с. 133).

Свое зеркальное отражение имеет не только трагическая судьба героини, но и ее сиротство. Как уже было сказано выше, сиротство – это частое качество женских образов в цикле «Темные аллеи». Это зачастую

неотъемлемый факт биографии, причем имеется в виду не только сиротство в прямом смысле слова. Героини становятся сиротами, будучи оставленными мужьями или после их гибели, становятся, словно малые дети, беззащитными, неспособными самостоятельно о себе позаботиться. Зеркальность сиротства обозначена в коротком рассказе «Красавица». Здесь молодая жена второй раз женившегося барина сживает в угол гостиной его сына от первого брака. Любопытно, что Бунин пишет о мальчике не как о сироте, беспомощном и слабом: «и мальчик…. Зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью… Он сам стелет себе постельку вечером, сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук» (4, с53). Красавица оставшегося без матери мальчика лишает и отца и дома, женщина, слабое существо, беззащитное, проявляет такую степень жестокости. Бунин находит еще одну грань женского характера.

Еще один портрет – девочка, зарабатывающая на жизнь проституцией. Поля в новелле «Мадрид» попадается главному герою на улице, герой увлечен ее детской непосредственностью, совершенно обескуражен ее судьбой, к концу рассказа он уже ревнует ее и к ее клиентам и решает вытащить это слабое, худенькое создание, которое «не часто и берут», из этого страшного уличного мира. Горькая усмешка Бунина проглядывает в самом сюжете судьбы героини, пошлость человеческой жизни, нелепость и беззащитность одного крохотного существа – спасти девочку от торговли своим телом посредством ее покупки, стать единственным ее владельцем. Довольно любопытна еще одна деталь. Знамение времени и биографии самого Бунина – сестра Поли, Мур, приютившая девочку после смерти родителей, давшая ей эту профессию, живет в браке со своей коллегой. Так на фоне сиротской судьбы Бунин рисует однополую любовь и современные нравы, которые, конечно, не могли быть Бунину по душе.

Близкая по теме судьба натурщицы Катьки, в рассказе «Второй кофейник», обреченной скитаться от одного художника к другому, «желтоволосая, невысокая, но ладная, еще совсем молодая, миловидная, ласковая» (4, с. 150). Простая, недалекая девушка, даже не сознающая своего положения. Своему нынешнему почти хозяину она с простотой рассказывает о своем предыдущем покровителе:

«Нет, он добрый был. Я с ним год жила, вот как с вами. Он и невинности меня лишил всего на втором сеансе. Вскочил вдруг от мольберта, бросил палитру с кистями и сбил мине с ног на ковер. Я испужалась до того, что и

крикнуть не смогла. Вцепилась ему в грудь, в пинжак, да куда тебе! Глаза бешеные, веселые... Как ножом зарезал.

Да, да, ты мне это уж рассказывала. Молодец. И ты

все-таки любила его?

Конечно, любила. Очень боялась. Надругался надо мной, выпимши, не приведи Господи. Я молчу, а он: "Катька, молчать!"

Хорош!» (4, с. 151)

Этот диалог рисует характер Катьки именно таким, каким увидел героев Бунина философ Ильин с биологической, плотской, можно даже сказать биографической индивидуальностью, но с полностью стертою личностью, полностью приспособившейся к обстоятельствам, слишком испуганной, чтобы сопротивляться. Это подтверждает еще один биографический факт, рассказанный Катькой: «Приехали раз под утро из "Стрельни" опохмеляться Шаляпин с Коровиным, увидали, как я тащила на стойку с Родькой-половым кипячий ведерный самовар, и давай кричать и хохотать: "С добрым утром, Катенька! Хотим, чтоб бессприменно ты, а не этот сукин

сын половой подавал нам!" Ведь как угадали, что меня Катей зовут!» (4, с 151) Жизнь Катьки ей совершенно не принадлежит, как и многие героини,

она сирота, ее чуть было не продают в бордель, но появляется Коровин, потом Голоушев, в итоге Катька оказывается в том же борделе, только среди мастерских художников и скульпторов, в этом мире она вещь.

«Холодная осень» - рассказ, написанный от первого лица, от лица женщины. Здесь, конечно, нет портретной зарисовки героини. Только ее упоминание о себе во время переезда: «Баба в лаптях». Вся героиня в монологе о своей жизни, разделенной войной на две части, воспоминаниях о муже, погибшем почти сразу после начала войны. Речь сдержанна, рассказ будто на одном дыхании, ритм повествования замедляется только на воспоминаниях о последнем свидании с мужем:

Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад.

Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом

стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные

минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к

Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...

Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.

Как блестят глаза, -- сказал он. -- Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?

Я подумала: "А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок -- ведь все в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:

Не говори так! Я не переживу твоей смерти!

И после окончания диалога уже выплаканная фраза о его смерти и торопливый рассказ об эмиграции. Совсем не похожая ни на кого героиня. Это не веселая Натали, это скорее спокойная Надежда, это не вереница «истеричек», путешествующих из одного рассказа в другой, это не страстные крестьянские девушки с туго обтянутыми кожей коленками. Своего рода тихий светлый идеал женственности. Только совершенно не ясно, кому, при каких обстоятельствах этот спокойный голос нашептал свою судьбу.

Заключение

Темные аллеи неоднородный цикл, очень разнообразный, но, тем не менее, обретающий целостность к последнему рассказу. Все истории цикла – это вспышки, резкие огоньки, видимые из окна вагона несущегося ночного поезда. Это вспышки страстной любви, делящей всю жизнь на две половины, это воспоминая о счастье, о безумном горе, о преступлениях, о чем угодно. Но это что угодно всегда полностью природное, до конца человеческое со всеми высотами человеческой души и ее низменными страстями. Героини «Темных аллей» отданы либо своим чувствам, либо своей судьбе, и первым и второй они полностью покоряются, за исключением героинь злодеек. Линия любви образует в цикле свою вторую сторону, зеркальное отражение – ненависть. Страстная любовь Надежды оборачивается вечной, хоть и справедливой, обидой. Верных любящих героинь сменяют коварные изменщицы. Карьеристки сменяются безвольными простыми девушками, вынужденными путешествовать от одного мужчины к другому. Возможно, это не энциклопедия любви, а реестр женских характеров, искренних даже в своих злодействах, порывистых, манящих, истеричных, дородных или худых.

Возвращаясь к обзору литературоведческой мысли, изложенной в первой части, можно сказать, что с точки зрения религиозно-философской концепции, героини неоднородны, некоторые, как уже был приведен пример с Катькой, действительно не обладают личностной индивидуальностью, чего, например, нельзя сказать о строгой, но справедливой Надежде или героине рассказа «Холодная осень». Часть из них имеет природную, чувственную, опять таки загорелую, смуглую привлекательность, другие наоборот бледны, худы, иногда истеричны, взбалмошны, коварны. Первые, как правило, становятся жертвами страстей, вторые согласно логике мира противоположно несут своего рода возмездие. Так или иначе, героини цикла несут в себе отголоски биографии самого Бунина, если говорить об историческом и биографическом дискурсе. Быт, время царской помещичьей

Разваливающейся России, первая мировая, послереволюционная эмиграция, все это отражено в судьбах героинь. Собственные, личные трагедии Бунина, так или иначе, проглядывают сквозь судьбы выдуманных им женщин.

Список использованной литературы


  1. Бердникова О.А. Мотивы искушения в творчестве И.А. Бунина в аспекте христианской антропологии. Электронный ресурс. / Бердникова О.А., текстовые данные, 2010. Режим доступа - ftp://lib.herzen.spb.ru/text/berdnikova_12_85_279_288.pdf

  2. Блок А. Собрание сочинений. М., 2000.

  3. Блюм А. Грамматика любви. // А. Блюм "Наука и жизнь", 1970 Электронный ресурс. / Блюм А., текстовые данные, 2001. Режим доступа - http://lib.ru/BUNIN/bunin_bibl.txt

  4. Бунин И.А . Темные аллеи. СПб., 2002.

  5. Бунин И.А. Собрание сочинений в 2 Т.- Т.2. М., 2008.

  6. Долгополов, Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в творчестве И.Бунина эмигрантского периода Текст. / Л.К. Долгополов // На рубеже веков: О рус. лит. к. 19 - н. 20 вв. - Л., 1977.

  7. И.А. Бунин: pro et contra / Сост. Б.В. Аверина, Д. Риникера, К.В. Степанова, коммент. Б.В. Аверина, М.Н. Виролайнен, Д. Риникера, библиогр. Т.М. Двинятиной, А.Я. Лапидус Текст.. - СПб, 2001.

  8. Колобаева, Л.А. «Чистый понедельник» Ивана Бунина Текст. / Л.А. Колобаева // Рус. словесность. - М., 1998. - N 3.

  9. Лихачев, Д.С. «Темные аллеи» Текст. Д.С. Лихачев // Звезда. - 1981.-№3.

  10. Лотман, Ю.М. Два устных рассказ Бунина (к проблеме Бунин и Достоевский) Текст. / Ю.М. Лотман // О русской литературе. Статьи и исследования 1958-1993. - СПб., 1997.

  11. Одоевцева, И. На берегах Сены. Текст. / И. Одоевцева - М.: Захаров, 2005.

  12. Саакянц А. Об И.А.Бунине и его прозе. // Рассказы. М.: Правда, 1983.

  13. Смирнова, А.И. Иван Бунин // Литература русского зарубежья (1920-1999): учеб. Пособие Текст. / Под общей редакцией А.И. Смирновой. - М., 2006.

  14. Смолянинова, Е.Б. «Буддийская тема» в прозе И.А.Бунина (Рассказ «Чаша жизни») Текст. / Е.Б. Смолянинова // Рус. лит. - 1996. - №3.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОЗЕ. Во все времена русские писатели поднимали в своем творчестве «вечные вопросы»: жизнь и смерть, любовь и разлука, истинное предназначение человека, уделяли пристальное внимание его внут­реннему миру, его нравственным исканиям. Творческим кредо пи­сателей XIX-XX веков было «углубленное и сущностное отражение жизни». К познанию и осмыслению индивидуального и националь­ного они шли от вечного, общечеловеческого.

Одной из таких вечных общечеловеческих ценностей является любовь - уникальное в своем роде состояние человека, когда в нем возникает ощущение целостности личности, согласия чувственно­го и духовного, тела и души, красоты и добра. И именно женщина, ощутив полноту бытия в любви, способна предъявить к жизни вы­сокие требования и ожидания.

В русской классической литературе женские образы не раз ста­новились воплощением лучших черт национального характера. Сре­ди них галерея колоритных женских типов, созданная А. Н. Остро­вским, Н. А. Некрасовым, JI. Н. Толстым; выразительные образы героинь многих произведений И. С. Тургенева; пленительные жен­ские портреты И. А. Гончарова. Достойное место в этом ряду зани­мают замечательные женские образы из рассказов И. А. Бунина. Не­смотря на безусловные различия в жизненных обстоятельствах, ге­роини произведений русских писателей обладают, несомненно, глав­ной общей чертой. Их отличает способность любить глубоко и само­забвенно, раскрываясь как личность с глубоким внутренним миром.

Вспомним Надежду, героиню рассказа, давшего название цик­лу «Темные аллеи». История ее любви, к сожалению, «пошлая», «обыкновенная»: бывшая крепостная, «бессердечно» и «оскорбитель­но» брошенная молодым барином. В юности она была «волшебно» красива, «прекрасна», «горяча», искренне влюблена в Николеньку, как она называла тогда Николая Алексеевича. Да и он, казалось, любил ее. Восхищался ее красотой и молодостью, ее стройным ста­ном, дивными очами, читал прекрасные стихи про «темные аллеи»… Она подарила ему и «свою красоту», и «свою горячку», а он предал ее, не пожелав пренебречь общественными нормами, женился на жен­щине своего круга. Вскоре после разлуки с любимым Надежда по­лучила вольную. При ее красоте, молодости, обретенной свободе она тоже могла выйти замуж, обзавестись детьми, прожить вполне сча­стливую жизнь, но не захотела.

Через всю свою жизнь она пронесла глубокое чувство первой любви. Жизненный путь Надежды не был легким, но она не пала духом, сохранила чувство собственного достоинства. Она содержит постоялый двор, «деньги в рост дает», «богатеет», но живет по сове­сти, строга и справедлива, за это люди ее уважают. Но осень жизни женщина встречает в одиночестве, с затаенной обидой и несбывши- мися надеждами на любовь, которая и поныне жива в ее сердце. Как в юности у нее не было никого дороже Николеньки, «так и потом не было», но Надежда не смогла простить, не смогла забыть нанесен­ную обиду. Случайная встреча после тридцатилетней разлуки да­рована Надежде самой судьбой как возможность понять и простить, потому что исправить ничего нельзя.

Понятно, что социальное неравенство героев - это только вне­шняя причина их несостоявшегося счастья. «С годами все прохо- дит, - утверждает герой. - Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич, - спорит с ним Надежда. - Молодость у всякого про­ходит, а любовь - другое дело». Любовь остается в душе навсегда, говорит нам автор, потому что любовь - огромная сила, способная перевернуть всю жизнь и мироощущение человека. Любовь трагична и часто приносит страдания, но она же дарит и незабываемые ми­нуты счастья, возвышая человека, поднимая над миром житейской суеты и запоминаясь на всю жизнь. Сила любви - в духовной зна­чимости ее для человека.

В любви, в особенностях переживания этого чувства человеком Бунин видел проявление наиболее общих законов жизни, связь лич­ности с жизнью Вселенной. История юной гимназистки Оли Мещер­ской из рассказа «Легкое дыхание» вроде бы никак не связана с заявленными темами, но это только на первый взгляд. Уже в самом начале рассказа вырисовывается тема произведения - тема жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны: «На клад­бище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… В самый же крест вделан довольно большой выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фото­графический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». А дальше следует рассказ о главной героине, Оленьке Мещерской.

Бунин не стал выстраивать историю жизни своей героини в хро­нологическом порядке. Он высветил лишь несколько эпизодов, в которых наиболее ярко проявляется ее сущность. Оля изображается на общем фоне жизни, постепенно из него выделяясь. Девочкой она ничем не отличалась от других «хорошеньких, богатых и счастли­вых» гимназисток. Так же, как и многие из них, была способна, шаловлива и беспечна к наставлениям классной дамы, но затем ста­ла «расцветать, развиваться не по дням, а по часам» и в пятнадцать лет уже слыла настоящей красавицей. «Без всяких ее забот и уси­лий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость… » Обаяние Оленьки безотказно действует на окружающих. Ее любят первоклассницы, в нее влюблен гимназист Шеншин, ею очарованы и 56-летний Малютин, и молодой казачий офицер.

В гимназии же поступки Оли, ее «ветреное» поведение становят­ся предметом всеобщего обсуждения и осуждения. Никому не дает покоя ее неуемная жажда жизни, веселье, ясный блеск глаз. «Она совсем сошла с ума», - говорят о ней. Сама же Оля тяжело пере­живает свое неожиданное взросление. Да, Мещерская не слушает наставлений, не пытается жить сообразно с нормами, но ведь и нор­мы эти условны. Не случайно соблазнителем девушки оказывается «друг и сосед папы», брат начальницы гимназии.

Страничка из дневника, где Оля описывает вначале свою радость и счастье от общения с окружающим миром, а потом отвращение, после того как ее соблазнил немолодой уже человек, свидетельству­ет о том, что героиню ошеломляет открытие собственной сущности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Девушке кажет­ся, что жить далее невозможно, и ее смерть представляется не слу­чайной. Складывается впечатление, что она сама стремится навстре­чу своей гибели.

В финале произведения Оля рассказывает своей подруге о том, что в одной из папиных книг прочла, какой красотой должна обла­дать настоящая женщина: «Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… но главное, знаешь ли что? - Легкое дыха­ние! А ведь оно у меня есть…» Оля Мещерская действительно обла­дала легким, естественным дыханием. Она словно готовилась к ка­кой-то особенной, неповторимой судьбе, которая достойна только избранных, но Олино «легкое дыхание», ее радостное и беспечное восприятие жизни оказывается несовместимым с самой жизнью: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облач­ном небе, в этом холодном весеннем ветре», стало его неотъемлемой частью.

Слово «снова» как бы подчеркивает быстротечность жизни, лег­кость исчезновения, и в то же время в нем чувствуется непобеди­мая вечность: молодость и красота обречены на гибель (смерть или старость), но они остаются жить вечно (в памяти, в новых проявле­ниях). Таким образом, противостояние жизни и смерти разрешает­ся в конце концов в пользу жизни, так как тяга к прекрасному, свет­лому, совершенному, воплощенная в образе Оли Мещерской, не ис­чезнет никогда.

Через все творчество Бунина проходит мотив тоски по уходяще­му прошлому и противостояния человека бездушной цивилизации нового времени. И если в большинстве его произведений единствен­ной спасительной силой выступает любовь, то единственная сила, достойная соперничать с любовью, - это сила веры, религии. Об­раз главной героини рассказа «Чистый понедельник» убедительно доказывает, что есть чувства не менее высокие и сильные, чем лю­бовь, но это тоже загадка, тайна, не подвластная человеческому ра­зуму.

Героиня рассказа «Чистый понедельник» молода, богата и нео­быкновенно хороша собой. Любуясь внешностью девушки, герой под­черкивает, что красота у нее была какая-то восточная - «индийс­кая, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чер­ный соболиный мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза…» В ее жизни есть все - комфорт, изящество, независимость, возмож­ность наслаждаться жизнью, но буквально с первых строк чувству­ется, что в ее душе нет счастья и покоя. Очевидна ее неудовлетво­ренность жизнью. «Похоже было на то, что ей ничто не нуждо, - поясняет герой, - ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и не­любимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, …обедала и ужинала с московским пониманием дела», посещала балы и театры, ее явной слабостью была «хорошая одежда, бархат, шел­ка, дорогой мех».

Героиня мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемной жизни со стремлением к чистоте, строгости, аскетизму, свойствен­ным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществу­ют и эротические романы нового времени (Пшибышевского, Тетмай- ера, Шницлера), и творчество современников - Андрея Белого, Ва­лерия Брюсова, Леонида Андреева с тяготением к древнерусской «допетровской» культуре, вылившейся в открытое сопоставление своей жизни с поэтичной «Повестью о Петре и Февронии Муромс­ких». Несмотря на то что героиня благосклонно принимает ухажи­вания влюбленного поклонника, сама она не любит, вернее, не мо­жет полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмыслен­ной жизни. Ее мечта о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представле­нием о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огнен­ном змие, который в людском обличии «зело прекрасен». Двойствен­ность натуры героини объясняется не только несовместимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы (герой го­ворит, что она много читала, «все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала»), но и пересечением в тогдашней Моск­ве, да и в России вообще, двух противоположных культур со взаи­моисключающими традициями. Отсюда и сосуществование взаи­моисключающих, на первый взгляд, обликов героини, истинной мос­ковской жительницы (скромной курсистки, светской львицы, «Ша­маханской царицы» и монахини), ее желаний и стремлений. Сама она томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что- нибудь в наших поступках? » Покоя ей не приносит даже столь нео­бычный выбор жизненного пути - служение Богу. Этот выбор ей и самой не кажется окончательным.

Ищущий взгляд в заключительной сцене говорит об отсутствии гармонии в душе молодой инокини, о незавершенности поиска.

Рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал лучшим из всего, что им было написано. «Благодарю Бога, - говорил он, - что он дал нам возможность написать « Чистый понедельник ». За несложной фа­булой этого рассказа скрывается иносказательно, символически выра­женная мысль об историческом пути России. Загадочная героиня воп­лощает в себе не идею любви-страсти, а тоску по нравственному идеа­лу, потому так значимо в ней сочетание восточного и западного начал как отражение этого сочетания в жизни России.

Неожиданный уход героини в монастырь, так ошеломивший влюбленного в нее человека, символизирует особенный, «третий путь», который Бунин избрал для России. Это путь труда и смире­ния, обуздания страстей, в котором писатель видит возможность выйти за пределы западной и восточной обреченности, путь великих страданий, в которых Россия очистится и найдет свой, единственно верный, путь.

- 70.00 Кб

Женские образы в произведениях

И.А. Бунина.

Вступление

Женщина-это тонкий труднодостижимый мир, не подвластный пониманию мужчин.И единственный, кто может раскрыть тайну женщины, - писатель, доказательства этому мы видим в литературе.

Женщины в литературе ХIX века очень часто выступают в роли носителей нравственных и духовных качеств и ценностей, утверждаемых автором. Они, несомненно, человечнее, возвышеннее, духовно богаче и даже, порой, сильнее мужчин.

Внутренний мир женщины, как правило, формируется в относительной независимости от воздействия социальной среды, от житейской суеты, в оазисе девичьей, возвышенных книжных впечатлений, идеальных мечтаний. Сфера её интересов и устремлений - сфера чувства, высокой любви, нравственной идеальности. Писатели ХIX века очень ярко и эмоционально раскрывают женскую натуру. Одним из таких писателей является Иван Алексеевич Бунин. Знаток женского характера, певец красоты, он, дарит нам прекрасную галерею женских образов в своей поэтической прозе.

Актуальность

Произведения И. А. Бунина не могут оставить равнодушным никого - ни юного читателя, ни умудренного жизненным опытом человека. Они печальны и возвышенны, полны размышлений, правдивы. Бунин не преувеличивает, когда говорит об одиночестве, о печалях, о бедах, которые преследуют человека на протяжении всей жизни. Старшеклассники с интересом читают поэтическую прозу Бунина. Ведь все проблемы: вопросы нравственности, любви, и чистоты, раскрытые в произведениях Бунина, - являются актуальными, и по сей день.

Цель работы: Рассмотреть и проанализировать женские образы в прозе И.А. Бунина. А так же исследовать некоторые закономерности пересечения вещного, бытового и духовного, найти и понять духовно – философский подтекст рассказа Бунина «Чистый понедельник».

Особенно привлекательны в бунинских рассказах женские образы. Тема любви в творчестве Бунина занимает ведущее место. Она, так или иначе, прослеживается в самых разных рассказах и повестях. И мы понимаем, что хотел сказать писатель, когда показывал, насколько близки в нашей жизни смерть и любовь. Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. «Женщины кажутся мне чем-то загадочным. «Чем более изучаю их, тем менее понимаю», – такую фразу выписывает он из дневника Флобера

Бунин всегда стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья. Это особенно характерно для книги “Темные аллеи” Создание цикла рассказов "Темные аллеи" было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937- 1944 гг., своим высшим достижением. Цикл рассказов критика определила как "энциклопедию любви" или, еще точнее, - энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона", "Таня", "В Париже", "Галя Ганская", "Натали", "Чистый понедельник"; сюда же можно отнести написанный до "Темных аллей" рассказ "Солнечный удар") показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. Женщины играют здесь главную роль. С удивительным мастерством Бунин находит нужные слова и образы. Кажется, что они имеют цвет и форму. Несколько точных и красочных штрихов – и перед нами портрет женщины.

Вот перед нами Надежда из рассказа «Темные аллеи»: «…в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой».

В книге «Темные аллеи» много других обаятельнейших женских образов: милая сероглазая Таня, «простая душа», преданная любимому, готовая ради него на любые жертвы («Таня»); высокая статная красавица Катерина Николаевна, дочь своего века, которая может показаться слишком смелой и экстравагантной («Антигона»); простодушная, наивная Поля, сохранившая детскую чистоту души, несмотря на свою профессию («Мадрид») и так далее.

Судьбы большинства героинь Бунина складываются трагически. Внезапно и скоро обрывается счастье Ольги Александровны, офицерской жены, которая вынуждена служить официанткой («В Париже»), расстается с любимым Руся («Руся»), умирает от родов Натали («Натали»).

Печален финал еще одной новеллы этого цикла – «Галя Ганская». Герой рассказа, художник, не устает любоваться прелестью этой девушки. В тринадцать лет она была «мила, резва, грациозна… на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела». Но время шло, Галя повзрослела: «…уж не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка… Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза». Страстным было ее чувство к художнику, велико и его влечение к ней. Однако вскоре он собрался уехать в Италию, надолго, на месяц-полтора. Напрасно уговаривает девушка своего возлюбленного остаться или взять ее с собой. Получив отказ, Галя покончила счеты с жизнью. Только тогда художник понял, что потерял.

Невозможно остаться равнодушным и к роковому очарованию малороссийской красавицы Валерии («Зойка и Валерия»): «…она была очень хороша: крепкая, ладная, с густыми темными волосами, с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов и полными вишневыми губами». Не менее прекрасна и молодая женщина из новеллы «Сто рупий». Особенно хороши ее ресницы: «…наподобие тех райских бабочек, что так волшебно мерцают на райских индийских цветах». Когда красавица полулежит в своем камышовом кресле, «мерно мерцая черным бархатом своих ресниц-бабочек», помахивая веером, она производит впечатление таинственно прекрасного, неземного существа: «Красота, ум, глупость – все эти слова никак не шли к ней, как не шло все человеческое: поистине была она как бы с какой-то другой планеты».

Вереница обаятельнейших женских образов в новеллах Бунина нескончаема. Нельзя не упомянуть о несчастной, всеми заброшенной, еще «зеленой» девчонке Парашке («При дороге», 1913). Девчушка отдается первому встречному, оказавшемуся вором и негодяем. Автор не затеняет её инстинктивного тяготения к мужскому сильному началу, желание «расплескать вино» своей расцветающей женственности. Только не в том лежит исток развернувшейся драмы. Непроясненность простейших понятий, одиночество, нечистая обстановка в которой живет Парашка, делают её легкой, неживой для потенциального преступника. Несчастная, едва попав под его власть, болезненно ощущает страшную зыбкость, порочность своего существования

На другом, по сравнению с Парашкой, жизненном «полюсе» находится красавица, дочь богатых аристократов Оля Мещерская героиня рассказа «Легкое дыхание». Сам рассказ легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской. Только произошедшее с Олей не поддается столь же легкой расшифровке.

С первых строк рассказа складывается двойственное впечатление: грустного пустынного кладбища, где на одном из крестов – «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами» Жизнь и смерть, радость и слезы - символ судьбы Оли Мещерской

Контраст этот развит и далее. Безоблачное детство, отрочество героини: Оля выделялась из беспечной и веселой толпы девочек своего возраста. Она любила жизнь, принимая ее такой, какая она есть. У молодой гимназистки радостей и надежд гораздо больше, чем огорчений и разочарований. К тому же, ей, действительно, повезло: она была хорошенькой, из богатой семьи. «Юна, ничего не боялась» и поэтому всегда была открыта, естественна, легка, привлекала к себе внимание окружающих жизнелюбием, блеском ясных глаз, изяществом движений.
Рано развившись физически, превратившись в очаровательную девушку, Оля Мещерская интуитивно стремилась к наполнению своей души чем-то возвышенным, светлым, но у нее не было ни опыта, ни надежных советчиков, поэтому верная себе, она все хотела испробовать самостоятельно. Не отличаясь ни коварством, ни хитростью, она легкомысленно порхала между кавалерами, получая бесконечное удовольствие от осознаний собственной женственности. Более чем необычно сочетается её полудетское состояние бегающей на перемене ученицы, и тут же её чуть ли не горделивое признание, что она уже женщина. Да, она очень рано почувствовала себя женщиной. «Но разве это плохо?» – спрашивает автор. Любить и быть любимой, находить счастье и силу во внутреннем ощущении принадлежности к слабому полу - разве не нужно многих учить этому специально даже сегодня? Однако, не умея еще вовремя останавливаться в своих экспериментах, Оля слишком рано для еще неокрепшей души познала физическую сторону любви, что стало для нее самой неприятной неожиданностью: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Кажется, что случившееся было для Ольги первым тяжелым ударом в ее жизни, вызвавшим жестокую душевную драму. Не умея ничего делать вполсилы, отдаваясь мыслям и чувствам полностью, без остатка, Оля, вероятно, возненавидела себя за неосознанный проступок. В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни твердости решений. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужаса своего положения.

Олю сравнивает Бунин с легким дыханием, которое «рассеялось в мире», в небе, ветре, то есть в жизни, которой она всегда безраздельно принадлежала.

И каким контрастным кажется образ еще одной женщины, ее классной дамы, «немолодой девушки», чьего имени мы даже не знаем. Она давно жила «какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь». Теперь ее мечтой, предметом ее неотступных дум и чувств, стала Оля, чью могилу она посещает так часто.
Два женских образа, таких непохожих, стоят перед глазами после прочтения короткого рассказа: Оля - рано развившаяся женщина и начальница гимназии - седая «немолодая девушка», жизнь и мечта о жизни, половодье чувств и придуманный, иллюзорный мир собственных ощущений. Легкое дыхание и кислородная маска. Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

Очень интересно и по-своему необычно рассказ А.И Бунина «Чистый понедельник». Бунин вложил свою душу в создание этого рассказа. По свидетельству жены, в одну из бессонных ночей на клочке бумаги он оставил свое признание: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность, написать «Чистый понедельник».

Герои: Он и она - русские, живут в России, но красивы не русской, а экзотической красотой: «Я был в ту пору красив почему-то южной горячей красотой». «У нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы …». «Чаще всего молчалива…». «Царь-девица Шамаханская царица».

В её квартире, выходящую окнами на древнейшую часть Москвы, смешались языки, стили, предметы со всего мира: турецкий диван, дорогое пианино, «Лунная соната», книги Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского, портрет преданного анафеме Толстого.

Эти детали интерьера подчеркивают, что и самой героине перемешалось «высокое» и « низкое». Она любила изысканные блюда, развлечения, много пила, курила, носила красивую дорогую одежду, позволяла ему дерзкие ласки. Перед читателем современная женщина, рожденная Новым Временем.И все-таки много в ней было непонятного, таинственного, романтичного, мечтательного, мудрого. В одном образе кажется, совместилось несовместимое.

Кто же победит в ней: патриархальная женщина или эмансипированная особа?

Она была недосягаемой в своем совершенстве: хороша на столько, что ее провожали взглядами, носила бархатное гранатовое платье или черное бархатное, туфли с золотыми застежками, алмазные сережки подчеркивали изысканную красоту героини. Кажется, в этой совершенной форме никогда не рождаются мысли об обыденном. Как просто, по-земному, звучит ее признание: «Не понятно, почему, - говорила она в раздумье, гладя мой бобровый воротник, - но, кажется, ничего не может быть лучше запаха зимнего воздуха…»

Автор помогает читателю в героине увидеть нежную, трепетную душу. Ее физическая оболочка, яркая, смелая, броская, легкомысленная, не соответствует глубине душевных переживаний. Оказывается, нет ни одного исторического места в Москве и округе, где она не была или не хотела бы быть - от раскольничьего кладбища до квартиры Грибоедова.Ее интересует история Отечества, это не понятно герою: «…Прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов». Ей интересна жизнь Петра и Февронии, как символ вечной любви. Она размышляет о предназначении человека вместе с Платоном Каратаевым, пытается разобраться в философских воззрениях Л.Толстова, восхищается героями Куликовской битвы Пересветом и Ослябей. Отдает дань уважения Чехову, подлинному русскому интеллигенту. Она любит «русское, летописное, русские сказания», перечитывает их так часто, что заучивает их наизусть. Она вспоминает, как в прошлом году, на страстной, ходила в Чудов монастырь: «Везде лужи, воздух уж мягкий, весенний, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины ее старины». Героиня говорит о себе: «часто хожу по утрам или по вечерам, когда не таскаете меня по ресторанам в кремлевские соборы».

В начале рассказа героиня говорит короткими предложениями, которые заканчиваются многоточием:

Все-то вам не нравится!

Да, многое...

Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь...

Образ героини постепенно развивается, развивается и ее речь: от коротких предложений до сложных конструкций с философскими понятиями и определениями:

Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь - вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!

Но что остается неизменным так это то, что она по-прежнему что-то не договаривает, о чем-то умалчивает, оставляя несказанное для домысливания,

Бунин, постепенно меняя стиль повествования, подводит читателя к мысли, что уход от мирской суеты героини закономерен, обдуман. И дело все не в религиозности, по ее мнению, а в желании жить одухотворенной жизнью. Отказ от жизни «здесь» - не душевный порыв, а продуманное решенье, которое героиня может обосновать. Она все знает о современном мире, а узнанное отторгает. Да, героиня пытается найти смысл, опору в окружающем мире, но не находит, даже любовь героя не приносит ей счастья. Она не может ответить сильным чувствам и, отдавшись ему, уходит в монастырь.

Описание работы

Женщина-это тонкий труднодостижимый мир, не подвластный пониманию мужчин.И единственный, кто может раскрыть тайну женщины, - писатель, доказательства этому мы видим в литературе.
Женщины в литературе ХIX века очень часто выступают в роли носителей нравственных и духовных качеств и ценностей, утверждаемых автором. Они, несомненно, человечнее, возвышеннее, духовно богаче и даже, порой, сильнее мужчин.
Внутренний мир женщины, как правило, формируется в относительной независимости от воздействия социальной среды, от житейской суеты, в оазисе девичьей, возвышенных книжных впечатлений, идеальных мечтаний. Сфера её интересов и устремлений - сфера чувства, высокой любви, нравственной идеальности. Писатели ХIX века очень ярко и эмоционально раскрывают женскую натуру. Одним из таких писателей является Иван Алексеевич Бунин. Знаток женского характера, певец красоты, он, дарит нам прекрасную галерею женских образов в своей поэтической прозе.

Бездонному, спокойному, ночному Мерцанью звезд подобна ты порой! И. А. Бунин Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть. Незабываем образ Надежды из рассказа “Темные аллеи”. Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик. Встретившись

Через тридцать лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: “Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело… Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…” Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство. Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего бы оценить, понять ее прекрасную душу. Но поздно, поздно о чем-либо сожалеть. Прошли безвозвратно лучшие годы. Но нет несчастной любви, утверждают герои другого замечательного рассказа, “Натали”. Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Но жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить. Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено. Кажется, жизнь повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима. Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали “умерла на Женевском озере в преждевременных родах”. Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек – Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. Живя в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от Родины. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его. В суровое время жил и творил писатель, его не могли окружать беззаботные и счастливые люди. Будучи честным художником, Бунин не мог отразить в своем творчестве того, чего не видел в реальной жизни.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения людских судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличают прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая Read More ......
  2. Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая Read More ......
  3. И. А. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм человеческого существования, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувственностью, живописностью и в то же время строгостью. Как и Read More ......
  4. В своих произведениях Бунин, с одной стороны, показывал картину своего времени (рабство одних, непомерное господство других), а с другой – раскрывал таинства человеческой души, обличая дурные качества внешне порядочных людей и показывая положительные – негодяев и безнадежных с точки зрения Read More ......
  5. Рассказ “Чистый понедельник” входит в цикл рассказов Бунина “Темные аллеи”. Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о Read More ......
  6. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Ф. Тютчев Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина “Легкое дыхание”. Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской – главной героини рас­сказа, о которой мы с самого начала Read More ......
  7. Творчество Блока пришлось на начало двадцатого века – время больших перемен и многих трагических событий в жизни страны. Но, возможно, только такая эпоха могла взрастить такого великого поэта, как А. А. Блок. В своем творчестве Блок обращался к различным темам, Read More ......
  8. Изображение идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы обаятельных женщин, воссозданных Лесковым, таких полных душевной красоты характеров, в ряду которых Наталья Николаевна Туберозова (“Соборяне”), Марфа Плодмасова (“Старые годы в Read More ......
Женские образы поздней бунинской прозы