План – конспект урока литературного чтения
Алексей Николаевич Толстой «Детство Никиты»
Цель урока : анализ литературного произведения с использованием приема составления киносценария
Задачи урока:
1. Чтение 1 главы, анализ художественных средств выразительности, развитие интереса к чтению.
2. Использование приема составления киносценария, как способа литературного анализа произведения, сравнение средств художественной выразительности разных видов искусства.
3. Развитие коммуникативных УУД при совместной работе учащихся в паре и группе, развитие умения строить развернутое речевое высказывание.
Ход урока
1. Актуализация
Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства – литературе, живописи, музыке, кино.
Вы любите кино? Почему?
Слайд: Две недели назад в Санкт- Петербурге состоялась встреча президента Росси с представителями искусства. На этой встрече известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров сказал: «Заканчивается цивилизация читающая, начинается цивилизация смотрящая, потому что людям легче смотреть кино, чем читать книги. Ведь, когда читаешь книгу, приходится самому слово автора превращать в образ, придумывать картинку, а когда смотришь кино, можно видеть образ, который за тебя же придумали. Поэтому кино смотреть легче.»
Вы согласны с этим мнением?
А что вам интереснее – придумывать свой собственный образ или смотреть придуманный другим человеком?
Слайд: Дома вы прочли отрывок из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты»
Хотели бы вы придумать свой образ и сами попробовать снять кино по этому отрывку?
Знаете ли вы, как называется текст, подготовленный для съемки фильма? – киносценарий.
Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?
Слайд:
Цель урока
: создать собственный киносценарий фильма по повести «Детство Никиты»
Для того, чтобы создать киносценарий по литературному произведению, что нам необходимо сделать?
2. Задачи урока:
Языком литературного искусства является слово.
Слайд: А языком искусства кино служит кадр.
Фильм состоит из кадров. Кадр – это тот объект, который снимает камера непрерывно, без остановки.
Значит, что мы должны выделить в тексте? - слайд
2. Разделить текст на отрывки- «кадры».
У кадра есть несколько характеристик – средств выразительности искусства кино - Слайд
План – может быть крупный, когда снимают близко и крупно какой-то один объект, например, лицо человека,
Может быть средний, когда камера чуть дальше и объект виден целиком, во весь рост.
Может быть дальний, когда камера еще дальше и виден не только объект, но и то, что его окружает.
У кадра есть ракурс – откуда снимает камера:
Снизу – как будто мы смотрим снизу вверх, все предметы становятся большими, высокими.
Сверху - как будто мы смотрим сверху вниз, и все предметы кажутся меньше.
Сбоку – как будто мы стоим рядом.
Цвет – кадр может быть цветным или чёрно- белым, и свет - яркий или приглушенный, сумерки, полутона.
Звук – может тоже присутствовать в кадре: говорит герой, звучит музыка или присутствуют звуки природы.
Значит, как мы должны поработать с кадром? Слайд
3. Подобрать характеристику кадра (план, ракурс, цвет и свет, звук)
Эти характеристики каждого кадра мы будем фиксировать в таблице.
После того, как мы продумаем каждый кадр, что нам останется сделать?
4. Смонтировать фильм, собрав все кадры.
2. Работа с текстом.
«Солнечное утро»
Как называется первая глава, с которой начинается повесть?(Солнечное утро) – Слайд – Давайте прочтем её?
Какое настроение возникло у вас, когда вы читали эту главу?
От чьего лица ведется повествование? (от лица автора )
Чьими глазами мы видим это утро? (Глазами Никиты )
Как вы думаете, почему именно с описания этого утра начинается повесть «Детство Никиты»? (В детстве все мечтают о чем- то радостном. Детство – время радостных мечтаний, ожиданий, планов )
Давайте, снимая кино, попробуем увидеть это утро глазами Никиты.
Наш фильм будет цветной или черно- белый? Почему? (Солнце, искрится снег, радостное настроение – цветной)
Каким вы видите главного героя, какого актера вы будете искать? (мальчик? лет, ….)
Слайды:
Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов как мог выглядеть мальчик того времени.
Как вы считаете, может ли подойти какой либо образ, чтобы подобрать костюм для нашего героя в этой главе?
3. Использование приема составления киносценария
Найдите в первой главе первый кадр, который мы снимаем камерой, не переводя ее на другой объект. - Слайд
1. кадр –
Давайте обсудим вместе
Алгоритм:
1. Прочтите текст
2. Выберите план съемки, аргументируйте
3. Выберите ракурс съемки, аргументируйте
4. Выберите звук.
Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза.
Что нам важно показать?
План – крупный, ракурс – сверху или сбоку
Внесите данные в таблицу.
2. кадр - Слайд
Найдите в тексте те строчки, которые могут быть проиллюстрированы таким кадром.
Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.
Какими средствами художественной выразительности литературы А.Н.Толстой создал этот образ? Найдите эти слова.
А как средствами кино мы можем его создать?
Знаете ли вы что такое умывальная чашка?
План – крупный – окно с узорами, рядом на стене солнечный зайчик
Цвет – солнечный, теплый, радостный
Попробуйте, закрыв глаза еще раз увидеть этот образ, представить этот кадр.
Звучала музыка П.И.Чайковского. (Пауза для создания зрительного образа, релаксации)
3. кадр – это воспоминания Никиты - Слайд
Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:
- Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.
Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:
В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.
Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".
Когда происходят описанные события?
Нужно ли показать в фильме воспоминания Никиты? Почему? - Никита вспомнил и мечтает об этой скамейке, о том, как он будет кататься.
Как показать, что это воспоминания? Какой прием киноискусства поможет это сделать?
Слайд А как вы поняли, о какой скамейке идет речь?
Пример детских санок 19 века есть и в Российском этнографическом музее, который находится в Петербурге. Но, если нет возможности посетить музей, можно воспользоваться его виртуальными экскурсиями и каталогами. – слайд
Встретились ли вам устаревшие или непонятные слова?
Где мы можем узнать значение этих слов?
Слайд - Я могу предложить вам и интернет-ресурс, в котором собраны самые проверенные толковые и орфографические словари.-
Работа в паре
Поработайте пожалуйста в паре и найдите значение слов, использованных в тексте.
Что такое каретник? Верстак?
Как описан Пахом? Что значит кривой? рябой?
На картинах художников мы можем видеть, как выглядел мужчина этого сословия в 19 веке. Посмотрите на репродукции. Вы берите ту, которая по- вашему близка к образу Пахома, который создал автор и создаем мы.
Попробуйте самостоятельно внести в таблицу характеристики кадра.
Давайте посмотрим, как этот кадр выстроил в своем фильме режиссер Андрей Зеленов.
Фильм (отрывок из художественного фильма «Детство Никиты» сцена в каретнике)
Как в нашем фильме мы можем его показать? (ласково смотрит, может быть приобнял )
Есть ли такие строки, которые Никита мог бы говорить вслух, как будто разговаривая сам с собой?(Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".)
Каким тоном Никита может говорить о Пахоме? (уважительно, с любовью )
4.кадр - Слайд
Никита сел на край кровати и прислушался - в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...
С этим кадром я предлагаю вам поработать в своей съемочной группе, объединившись в четверки.
Возьмите в руки алгоритм работы в группе. Прочтите его.
Будьте внимательны и уважительны к мнению каждого.
План – средний, ракурс – сбоку
Есть ли строчки, которые могут быть мыслями Никиты, произнесенными вслух? (Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...)
Звук – Никита тихонько говорит сам с собой.
А могут эти строчки быть мечтой, образом, который Никита рисует в своем воображении? Какое настроение в этот момент у Никиты? Тогда, каким средством искусства кино мы можем их показать?
5. Итог урока, рефлексия
Слайд Давайте вернемся к цели и задачам сегодняшнего урока.
Удалось ли вам, составляя киносценарий почувствовать это настроение и увидеть утро глазами Никиты?
Не было ли у вас момента, когда вы представляли себя на месте Никиты?
Используя этот прием, мы открыли сегодня эту повесть. Этот прием, как ключик может помочь вам прочесть её главы или всю целиком.
А удалось ли Никите осуществить свои планы, вы покажете в следующих кадрах этой главы, над которыми поработаете дома самостоятельно.
Какое домашнее задание вам захотелось сегодня выполнить?
Слайд вариативное Д/з
Оценка учителя
Я хочу оценить работу ……..
Отметить выразительность чтения……
Аргументацию……
Продолжите предложение…..
Я благодарю съемочную группу за работу.
М.б здесь – Стоп. Снято!
Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.
Задачи урока:
- Учить определять учебную задачу;
- Учить планировать выполнение учебной задачи;
- Создать благоприятный эмоциональный настрой;
- Вспомнить содержание рассказа;
- Дать характеристику героям рассказа;
- Формировать умение работать с текстом;
- Проанализировать черты своего характера;
- Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
- Формировать умение работать в группе.
Перечень оборудования к уроку:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
- Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
- Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
- Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
- Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
- Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
- Листочки для написания синквейна.
Планируемые результаты
Предметные:
- Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
- Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.
Метапредметные:
- Определять учебную задачу урока.
- Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
- Осуществлять логическое действие обобщение.
- Доносить свою позицию до других, аргументируя её.
Личностные:
- Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
- Оценивать черты своего характера;
- Определять, какие черты являются главными и определяющими;
- Мотивировать к учебной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Ход урока:
1. Организационный момент. |
|
Проверяет готовность к уроку. |
Проверяют свою готовность к уроку. |
2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой). |
|
Доска. Приложение 1
Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. О какой стране идёт речь? Почему так решили? |
Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно. Объясняют смысл выражения «остров детства». |
3. Сообщение темы и формулировка целей урока. |
|
Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока. |
Знакомятся с темой урока. |
4. Актуализация знаний. |
|
Прочитайте… Проверьте себя. Кто не согласен? Почему? |
Читают вслух по одному фразы на доске. Сверяют свою работу с образцом на доске. |
5. Проверка домашнего задания |
|
Что надо было сделать дома? |
Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали. |
6. Физминутка |
|
7. Организация познавательной деятельности |
|
Работа в рабочей тетради, стр.46-47 |
Открывают рабочие тетради на стр.46-47. |
8. Домашнее задание |
|
Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число. |
Открывают тонкие тетради по литературе. |
9. Рефлексия |
|
Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему? |
Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания |
10. Подведение итогов |
|
Подводя итог урока, закончите фразы: |
Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы. |
11. Самооценка. |
|
Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном. |
Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю |
12. Эмоциональная рефлексия. |
|
Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему? 2. Написать синквейн |
Цели : продолжить работу по произведению А. Толстого; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
Оборудование: книги и портрет писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения самостоятельно.
С детством расстаться всегда очень грустно,
Белый кораблик уплыл, не вернешь.
Воспоминаний светлое чувство
Станет сильнее, чем дольше живешь.
М. Рябинин
— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, шепотом, с ускорением, выразительно).
— Это четверостишие из песни «Остров детства». Прослушайте ее. Как вы поняли смысл текста? (Ответы детей.)
— А что вы можете сказать о таком периоде жизни человека, как детство? (Высказывания детей.)
III. Работа по теме урока
— Дома вы прочитали произведение А. Толстого. Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.
Каретник — сарай для карет и других экипажей.
Верстак — станок для столярной работы.
Башлык — шапка с двумя длинными концами, которые обматывали вокруг шеи.
Прерия — обширная североамериканская степь.
— Подберите синонимы к словам.
Хмурый — (угрюмый, ненастный).
— Подберите антонимы к словам.
Состариться — (помолодеть).
Трудиться — (бездельничать, лениться, лодырничать).
— Прочитайте первую часть, которая называется «Солнечное утро».
— Задайте по этой части текста вопросы своим одноклассникам.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте вторую часть — «Аркадий Иванович» — по ролям.
— Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, с мамой.
— Определите главную мысль этой части.
— Прочитаем третью часть «Сугробы». (Чтение учащимися.)
— Какое настроение у Никиты? Что создает ему такое настроение?
— Хотел ли Никита обмануть учителя?
— Почему Никита увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?
— С каким настроением испытывал Никита скамейку? Какие слова использовал автор для усиления впечатления? Зачитайте.
— Какие зимние забавы любите вы? А ваши родители?
— Почему Никита взбирается под самый мыс и копает пещеру?
— Определите главную мысль этой части. (Чтение части «Таинственное письмо».)
— Какое письмо все ждали?
— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)
— Восстановите последовательность событий.
□ Воздух защипал в носу.
□ По хрустящим ступеням.
□ Снежные мысы над Чагрой.
□ Скамейка сама пошла с горы.
□ Фигурка Аркадия Ивановича.
□ Снежная пещера.
□ Диалог учителя и Никиты.
(Восстановление деформированного плана.)
— Подготовьте пересказ по полученному плану.
VI. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Ребята, в чем смысл этого произведения? Чему учит нас автор?
— Определите жанр этого произведения. (Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.)
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени главного героя произведения. Придумать продолжение, связанное с таинственным письмом.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Отработка навыков разных видов чтения.)
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Прочитайте, разделяя на слоги.
— Прочитайте орфографически.
— Прочитайте орфоэпически.
— Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, — от учителя или от него самого?
(Показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Проверка домашнего задания
— Перескажите произведение от имени Никиты.
— Какое продолжение вы придумали? Расскажите.
На прошлом уроке вы определили, что это повесть. Но надо уточнить, что это автобиографическая повесть для детей — одно из самых поэтических произведений А.Н. Толстого. Повесть «Детство Никиты» была написана в 1920 г. во Франции для детского журнала «Зеленая палочка», в 1922 г. опубликована в Берлине, а в Советском Союзе впервые издана в 1923 г. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.
IV. Работа по теме урока
— Назовите героев этого произведения.
— Вам интересно было узнать о жизни Никиты? (Высказывания детей.)
— Дайте характеристику главного героя произведения. Каким был Никита?
«Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем разворачиваются основные события жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
— Похож ли Никита на вас, ваших друзей?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал?
— Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
— Опишите учителя Никиты, используя слова из текста.
— Почему Никите приходилось держать ухо востро? Что означает это выражение? (Остерегаться.)
— Какой была мама Никиты? Как вы это поняли? (Рассуждения обучающихся.)
(Работа над сочинением-рассуждением.)
— Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.
— Напишите на эту тему сочинение-рассуждение. На с. 46 творческой тетради даны опорные слова.
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Кто из героев произведения вам больше всего понравился?
— Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте свое мнение.
Домашнее задание
Дописать сочинение. Если есть желание, прочитать повесть самостоятельно до конца.