Аксаков Сергей Тимофеевич – краткая биография. Произведения Аксакова

Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
К вымыслу у автора «душа не лежала» , а потому в своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений за жизнью природы и поэтичностью языка.
Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, надо прочесть книги С.Т.Аксакова «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением “Семейной хроники”» (1858).
Писатель, ничего не выдумывая, неторопливо и просто повествует об истории своей семьи. О том, как привольно жилось когда-то в уфимских степях, как светлы и прозрачны были реки, свежи и зелены леса и как пели весною всю ночь соловьи, не давая уснуть… В согласии со всем Божьим миром жили и люди - старинное русское уездное дворянство, знавшее толк и в работе, и в веселье, и во всяком деле.
В приложении к «Детским годам…» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки. Душевный покой и радость обретает каждый, кто читает его книги. И чем больше проходит времени, чем сильнее тревога за судьбу Земли и людей, тем дороже для нас слово Аксакова и важнее его совет:

Из послания к М.А.Дмитриеву, 1850

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Т.АКСАКОВА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 3 т. - М.: Худож. лит., 1986.
Всем известен С.Т.Аксаков - «певец родной природы» и сказочник. Но мало кто знает его интереснейшие «Литературные и театральные воспоминания», которые звучат неожиданно современно сейчас, когда русскому театру исполнилось 250 лет. Не пропустите также «Историю моего знакомства с Гоголем», содержащую не только воспоминания о великом друге Сергея Тимофеевича, но и переписку с ним. А посему - читайте все три тома от корки до корки.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи // Сказки русских писателей. - М.: Круг чтения, 2001. - С. 64-89.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК: Сказка ключницы Пелагеи / Предисл. А.Шарова; Рис. Л.Ионовой. - М.: Дет. лит., 1985. - 32 с.: ил.
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
…и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»
Собрался купец по торговым делам за море и обещал каждой из дочерей гостинец, какой она пожелает. А меньшой, самой любимой, - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете…»

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА; АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 553 с. - (Школа классики: Кн. для ученика и учителя).

ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА: Повесть / Худож. А.Иткин. - М.: Дет. лит., 2001. - 349 с.: ил. - (Шк. б-ка).
Память Аксакова сохранила все события его детства: от первых младенческих лет до поры раннего отрочества. Любовь и ласка матери, «охотничьи походы» с отцом, все звуки, запахи и краски степного края живут в книге, как будто и не прошло с тех пор двух веков…

РАССКАЗЫ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ / Вступ. ст. Н.Пахомова; Рис. Г.Никольского. - М.: Дет. лит., 1988. - 142 с.: ил.
Ранний очерк С.Т.Аксакова «Буран», главы из повести «Детские годы Багрова-внука», главы из «Записок об уженье рыбы» и «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» очень хороши для первого знакомства с прозой писателя.

СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА; ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА / Вступ. ст. А.Хомякова; Худож. И.Фалалеев. - М.: Новатор, 1996. - 387 с.
«Семейная хроника» рассказывает о двух поколениях семьи Аксаковых, названных здесь Багровыми, с их чадами и домочадцами, крестьянами и дворовыми. На закате XVIII века семейные традиции, уклад жизни русской усадьбы были ещё величественны и незыблемы. Бесценные подробности старины автор передал бережно и любовно.

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ С.Т.АКСАКОВА

Абрамцево: Гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник. - М.: Сов. Россия, 1981. - 217 с.: ил.

Аксаков Сергей Тимофеевич // Театр: Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 12-13.

Арзуманова О. Абрамцево времени Аксаковых // Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. - М.: Изобразит. искусство, 1984. - С. 15-72.

Богданов В. Становление человека // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Гарин-Михайловский Н. Детство Тёмы; Станюкович К. Рассказы; Мамин-Сибиряк Д. Рассказы. - М.: Дет. лит., 1994. - С. 3-13. - (Б-ка мировой лит. для детей).

Войтоловская Э. С.Т.Аксаков в кругу писателей-классиков: Док. очерки. - М.: Дет. лит., 1982. - 220 с.: ил.

Краткая летопись жизни и творчества С.Т.Аксакова; Материалы к биографии С.Т.Аксакова; Критика о творчестве С.Т.Аксакова // Аксаков С. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - С. 356-482.

Манн Ю. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели: Биогр. словарь: В 2 т. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 1. - С. 22-24.

Манн Ю. Семья Аксаковых: Ист.-лит. очерк. - М.: Дет. лит., 1992. - 384 с.

Машинский С. С.Т.Аксаков: Жизнь и творчество. - Изд. 2-е. - М.: Худож. лит., 1973. - 575 с.: ил.

Низовский А. Абрамцево // Усадьбы России. - М.: Вече, 2005. - С. 3-9.

Пахомов Н. Сергей Тимофеевич Аксаков // Русские писатели в Москве. - М.: Моск. рабочий, 1987. - С. 147-165.

Соколов-Микитов И. Честное слово // Соколов-Микитов И. Собр. соч.: В 4 т. - Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 4. - С. 214-219.

Стародуб К. Аксаков Сергей Тимофеевич // Стародуб К. Литературная Москва: Ист.-краевед. энциклопедия для школьников. - М.: Просвещение, 1997. - С. 17-19.

Шаров А. Сергей Тимофеевич Аксаков // Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 21-49.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.Т.АКСАКОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По мотивам одноимённой сказки С.Т.Аксакова. Сцен. Н.Рязанцевой. Реж. И.Поволоцкая. Комп. Э.Денисов. СССР, 1977. В ролях: Л.Дуров, А.Демидова, А.Абдулов и др.
Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке: По мотивам сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Реж. В.Грамматиков. Комп. А.Муравлёв. СССР-Германия-Дания, 1991. В ролях: Е.Темникова, Р.Шегуров, Л.Овчинникова, И.Ясулович и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Аленький цветочек: По одноимённой сказке С.Т.Аксакова. Сцен. Г.Гребнера. Реж. Л.Атаманов. Комп. Н.Будашкин. СССР, 1952. Роли озвучивали: С.Лукьянов, А.Консовский и др.

Аксаков Сергей Тимофеевич появился на свет в 1791 году в Уфе, а умер в Москве в 1859-м. Это русский писатель, общественный деятель, чиновник, мемуарист, литературный критик, а также автор книг об охоте и рыбалке, собирании бабочек. Он является отцом славянофилов, и писателей Ивана, Константина и Веры Аксаковых.

В этой статье мы рассмотрим произведения Аксакова в хронологическом порядке.

"Буран"

В течение 1820-1830 годов основной творческой деятельностью Сергея Тимофеевича были переводы, а также литературная и театральная критика, создано несколько стихотворений. Свое первое значительное произведение он написал лишь в 1833 году. Это был очерк "Буран", опубликованный спустя год анонимно в альманахе под названием "Десница". Основу этого произведения Аксакова составляет реальное событие, о котором писатель знал со слов его очевидцев. Уже этот очерк нес в себе главные черты последующего творчества автора, основной из которых был интерес к действительности. В этом произведении уже намечаются характерные свойства аксаковской поэтики, по которым мы узнаем этого автора. С. Машинский писал о данном творении, что картина бури выписана с такой выразительной силой, лаконичностью красок и мужественной простотой, как мог писать до тех пор в прозе лишь Пушкин.

Произведение после публикации получило очень высокие оценки различных критиков. Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил выполненное Аксаковым описание бурана. Позже, спустя 20 лет, к опыту этого автора обратится Лев Толстой при создании рассказа "Метель".

Продолжаем описывать произведения Аксакова. Список их дополнят "Записки" об охоте и рыбалке. С конца 1830 годов в жизни Аксакова начинается новый период. Он, как и мечтал, оставил государственную службу, сосредоточившись всецело на ведении семейных и хозяйственных дел.

"Записки о рыбалке"

Произведения Аксакова претерпевают существенные тематические изменения в 40-х годах. Тогда он приступил к созданию "Семейной хроники", а позже, в 1845 году, решил написать книгу, посвященную рыбалке. Работа над ней была закончена через год, и в 1847 году она под названием "Записки о рыбалке" вышла в свет. По форме данное произведение представляет собой подборку очерков рыболова. С единодушным одобрением было встречено и это творение Аксакова. Существенно дополненное и переработанное издание вышло в 1854 году под названием "Записки об уженье рыбы", а еще спустя два года появилось третье.

"Записки ружейного охотника"

Произведения Аксакова, список которых мы составляем, дополнит книга под названием "Записки ружейного охотника". В 1849 году начинается работа Сергея Тимофеевича над произведением об охоте. В 1852 году оно было напечатано. По стилю данное творение напоминало предыдущее: главы его представляли собой очерки. Книга эта также скоро стала популярной, а тираж данного произведения был мгновенно распродан. И вновь восторженные отзывы различных критиков, в том числе Гоголя, Тургенева, Чернышевского.

"Семейная хроника"

В 1840 году приступает Аксаков к созданию "Семейной хроники". Однако затем внимание его переключается на вышеупомянутые книги об охоте и рыбалке, и лишь в 1852 году возобновилась работа над этими мемуарами.

Отдельные эпизоды произведения Аксакова публиковались по мере написания в периодике. Небольшой отрывок уже в 1846 году был напечатан, а в 1854 году появился в "Москвитянине" первый эпизод из "Семейной хроники", за которым последовал четвертый (в "Русской беседе" в 1856 году) и пятый (в "Русском вестнике" в 1856 году). В это же время вышли "Воспоминания", ставшие в дальнейшем третьей, отдельной книгой трилогии.

В вышедшее в 1856 году второе издание вошли еще два отрывка из этого произведения, которое наконец приобрело окончательный вид.

Выход "Семейной хроники" был связан с цензурными трениями. Аксаков также опасался реакции своих соседей и родственников, которые не хотели огласки семейных тайн. Поэтому писатель изменил многие географические названия и лица. Книга знакомит читателя с картиной помещечьего быта в провинции. заняла важное место в отечественной литературе, встретив восторженный прием как критиков, так и читателей.

"Детские годы Багрова-внука"

Произведение это создавалось в период с 1854 по 1856 год. Автор хотел создать уникальную в своем роде книгу для детей, которая должна быть написана как будто для взрослых, не подделываясь к возрасту аудитории, с отсутствием нравоучения. Появление на свет этого произведения Аксакова для детей произошло в 1858 году. В книге показывается трансформация внутреннего мира героя с возрастом.

Сказки Аксакова, список которых состоит, строго говоря, лишь из одного произведения - некоторые считают почему-то многочисленными. Это и понятно: такую красивую сказку мог создать лишь опытный автор. Аксаков и являлся очень опытным, но работал в основном в других жанрах. Произведение это было размещено автором в качестве приложения к книге "Детские годы Багрова-внука". Произведения Аксакова для детей, как вы видите, немногочисленны, но очень интересны и популярны даже сегодня.

Замысел "Аленького цветочка" представляет собой художественную обработку (уже не первую) знаменитого сюжета о встрече красавицы и чудовища. Она выходила в печать много раз отдельно, став наиболее издаваемым произведением Сергея Тимофеевича и создав миф "сказки Аксакова".

Другие произведения

Работа над трилогией вдохновила писателя, у которого созрел замысел еще одного мемуарного произведения, посвященного периоду его жизни в 1820-1830 годы. Он, однако, не успел воплотить его в жизнь, но в ходе работы создал целый ряд интересных мемуарных очерков. "Знакомство с Державиным", "Биография М. Н. Загоскина" и "Воспоминание о М. Н. Загоскине" появились в 1852 году.

В период с 1856 по 1858 год автор создавал мемуарные очерки, которые продолжили серию о А. С. Шишкове, Я. Е. Шушерине и Г. Р. Державине. Книга эта публиковалась в "Русской беседе" частями, а затем, в 1858 году, вошла в сборник под названием "Разные сочинения С. Т. Аксакова". На сей раз мемуары были без восторга встречены критиками, в том числе Н. А. Добролюбовым. Автора обвиняли в пристрастности и субъективности по отношению к своим друзьям молодости.

Последние произведения

"Собирание бабочек" - рассказ, написанный в 1858 году для сборника "Братчина", благотворительного издания в пользу учащихся в Казанском университете. Творение это примыкает тематически к университетским воспоминаниям автора. Оно появилось на свет уже после его кончины. Аксаков за 4 месяца до смерти надиктовал еще одно произведение - "Очерк зимнего дня". "Встреча с "мартинистами" стала последним творением, опубликованным при жизни Сергея Тимофеевича и напечатанным в "Русской беседе" в 1859 году.

Память о Сергее Аксакове

Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в городе Уфа, Республика Башкортостан. Мальчик появился на свет в семье служившего прокурором земского суда Тимофея Степановича Аксакова. Мать, Мария Николаевна Зубова, дочь товарища генерал-губернатора Уфимского наместничества. Детство Сергея прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково. Большое влияние на его развитие оказал дедушка, Степан Михайлович.

В возрасте восьми лет мальчик поступил в Казанскую гимназию, но Мария Николаевна, не в силах выдержать расставание с сыном, вскоре забрала его назад. Возвращение в гимназию состоялось лишь в 1801 году. Через три года старшие классы гимназии преобразованы в первый курс Казанского университета. Аксаков оказался одним из его студентов и продолжал учебу в нем вплоть до 1807 года. В годы учебы Аксаков сотрудничал в студенческих рукописных журналах «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В этих журналах были размещены его первые стихотворные опыты, написанные в сентиментальном стиле.

Пережив увлечение сентиментализмом, Аксаков познакомился с «Рассуждением о старом и новом слоге российского языка» Александра Шишкова, став приверженцем его литературно-лингвистической теории, что, однако, практически не отразилось на его собственном литературном стиле.

С 1806 года Сергей состоял в «Обществе любителей отечественной словесности» при университете. Также стал организатором студенческого театра, поставившего, в частности, пьесу, одним из соавторов которой выступал сам.

Через год Аксаков, окончивший университет переехал в Москву, а оттуда в 1808 году в Санкт-Петербург, поступив на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Позже переведен в Экспедицию о государственных доходах. Молодой человек совмещал чиновничью работу с занятиями литературой и декламацией. В попытках усовершенствовать свое декламаторское искусство близко сошелся с актером-трагиком Яковом Шушериным.

В 1811 году Аксаков переехал из Санкт-Петербурга в Москву, где Шушерин познакомил его с литераторами Сергеем Глинкой, Николаем Ильиным, Федором Кокошкиным, Николаем Николаевым и Николаем Шатровым.

Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков покинул Москву, уехав в Оренбургскую губернию. В следующие полтора десятилетия в основном проводил время в Новом-Аксакове, а позже в выделенной ему отцом деревне Надеждино, посещая столицы только наездами. В это время увлекся переводами классической литературы. В частности, используя французский перевод Лагарпа, перевел на русский язык трагедию Софокла «Филоктет», а позже комедию Мольера «Школа мужей», поставленную на петербургской сцене.

По рекомендации Шишкова, в то время занимавшего пост министра просвещения, летом 1827 года Аксаков получает должность цензора в Московском цензурном комитете. Пребывание на этой должности оказалось недолгим. В 1828 году Николай I утвердил новый Цензурный устав, предполагавший более строгий отбор членов комитета. Несмотря на ходатайство московских литераторов, друзей Аксакова покинул должность.

В 1830 году произошло событие, имевшее серьезные последствия для Аксакова. В № 1 «Московского вестника» анонимно опубликован фельетон «Рекомендация министра», который очень не понравился императору. В связи с этим московским губернатором произведено расследование. После того, как арестован цензор, пропустивший фельетон, и опасность нависла над редактором журнала Михаилом Погодиным, отказавшимся раскрыть имя анонима, Аксаков явился в полицию и сам заявил о своем авторстве. В III отделении на него завели дело и только благодаря личному заступничеству бывшего его другом князя Александра Шаховского перед шефом III отделения Бенкендорфом Аксаков оказался не выслан из Москвы.

Испытывая материальные затруднения, Аксаков продолжал добиваться возвращения на службу, и летом 1830 года несмотря на историю с фельетоном «Рекомендация министра» ему все же удалось вновь занять должность цензора. В круг его обязанностей входила проверка текущих печатных материалов от рекламных листков до литературных произведений, а также журналов: «Атеней», «Галатея», «Русский зритель» и «Телескоп».

В 1831 году вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором опубликована статья Николая Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому Бенкендорфу. Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» Ивана Киреевского в № 1 журнала «Европеец». Журнал оказался закрыт.

Мнение начальства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Елистрата Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале 1832 года Аксаков уволен из Цензурного комитета.

После увольнения из Цензурного комитета Аксаков некоторое время пытался зарабатывать на жизнь сотрудничеством в прессе, но вскоре был вынужден снова искать возможности вернуться на службу. После долгих хлопот в октябре 1833 года писателю удалось занять должность инспектора в Константиновском землемерном училище. За время своей деятельности многое сделал для развития этого учебного заведения, подготовив полную его реорганизацию. Работа увенчалась успехом и в мае 1835 года указом императора училище преобразовано в Константиновский межевой институт, а сам Аксаков назначен его директором.

В 1838 году Сергей Тимофеевич увольняется с должности директора. Причиной этого стало значительное ухудшение его здоровья. Увольнение из института совпало по времени с решением окончательно оставить службу. В этот период основной составляющей творческой деятельности Аксакова являлись переводы, театральная и литературная критика и немногочисленные стихотворения. Лишь в 1833 году написал свое первое значительное прозаическое произведение, очерк «Буран», в следующем году анонимно опубликованный в альманахе «Денница».

После публикации «Буран» получил высокие оценки критиков. Примечательна в этом отношении хвалебная заметка в «Московском телеграфе» Николая Полевого, не подозревавшего о том, что автором очерка является его идейный противник Аксаков. По достоинству описание бурана оценил и сам Александр Пушкин.

После смерти своего отца Тимофея Степановича в 1837 году Аксаков унаследовал довольно крупные поместья: несколько тысяч десятин земли и 850 крепостных, а в 1843 году приобрел именье Абрамцево в подмосковье. В начале 1840 годов, однако, начало ухудшаться его здоровье: сначала начал слабеть один глаз, затем второй, и в конце концов писатель потерял способность писать самостоятельно, диктуя вместо этого свои сочинения дочери Вере.

В 1840 годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова, который приступил к написанию «Семейной хроники», а в 1845 году загорелся новым замыслом, написать книгу о рыбалке. Работа над книгой, по форме представлявшей собой подборку очерков бывалого рыболова, закончилась в 1846 году и на следующий год она увидела свет под названием «Записки об уженье». Критики приняли книгу с единодушным одобрением, в 1854 году вышло как «Записки об уженье рыбы» ее второе издание, переработанное и существенно дополненное, а еще через два года, третье прижизненное издание.

Положительные отзывы критиков вдохновили Аксакова в 1849 году начать в продолжение «Записок о рыбалке» новую книгу, на сей раз об охоте. Книга под названием «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» напечатана после трехлетней работы в 1852 году. По стилю напоминала предыдущую: каждая глава представляла собой законченный очерк. Эта книга также быстро стала популярна, весь ее тираж мгновенно распродан. «Записки ружейного охотника» получили восторженные отзывы критиков. Гоголь писал Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома «Мертвых душ» такими же живыми, как его птицы.

Аксаков, преданный любитель охоты, развивал эту тему и позже, почти до самой смерти. В периодической печати появлялись такие его очерки, как «Пояснительная заметка к «Уряднику сокольничья пути», «Замечания и наблюдения охотника брать грибы», «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье».

Память о Сергее Аксакове

Существует несколько музеев С. Т. Аксакова (см. Музей Аксакова).

Помимо подмосковного музея-заповедника Абрамцево, память об писателе увековечена в селе Ново-Аксаково, где в 1998 г. в заново отстроенном здании усадьбы Аксаковых открылась музейная экспозиция. В Уфе действует дом-музей С. Т. Аксакова.

В его честь назван один из парков г. Уфы.

Имя Аксакова присвоено улицам городов Уфа, Калининград, Оренбург, Стерлитамак, Белорецк, Кумертау, Нижний Новгород, Иркутск, Мелеуз, Октябрьский.

Имя Аксакова с 1959 по 1994 годы носил Филипповский переулок в центре Москвы.

В Театре имени Пушкина идет спектакль «Аленький цветочек» по произведению С. Т. Аксакова. Постановка включена в Книгу рекордов России как «самый продолжительно идущий детский спектакль».

Санаторий имени С. Т. Аксакова в селе Аксаково (Башкирия).

Именем Сергея Аксакова в 2012 году назван кратер на Меркурии.

В селе Надеждино Белебеевского района Республики Башкортостан открыт Аксаковский историко-культурный центр «Надеждино». В состав центра входят Дмитриевский храм и усадебный дом Аксаковых, в котором создан Музей семьи Аксаковых.

Аксаковский народный дом (1909-1914, крупнейший на Урале, архитектор П. П. Рудавский, достроен в 1928-1935). В здании располагается Башкирский государственный театр оперы и балета (недоступная ссылка).

Сергей Тимофеевич Аксаков

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) - писатель, отличавшийся тонким и оригинальным чувством природы. Автор "Записок об уженье" и "Записок ружейного охотника"; мемуаров: "Воспоминания", "Литературные и театральные воспоминания"; автобиографической дилогии "Семейная хроника". Один из самых известных и уважаемых москвичей. С 1827 г. цензор при Московском цензурном комитете, затем директор Межевого института. В 1830-е гг. театральный обозреватель, журналист.

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04.1859), писатель, происходил из старинной дворянской семьи. Детство провел в родовом имении Оренбургской губ. Учился в Казанской гимназии и в Казанском университете. В н. 1820-х опубликовал цикл романтических и пародийных стихотворений. В 1821 избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1826 окончательно поселился в Москве. Его дом стал одним из центров литературной жизни Москвы. Аксаковские “субботы” посещали А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин, С. П. Шевырев, М. С. Щепкин, Н. В. Гоголь (ставший близким другом Аксакова), а в н. 1840-х дом Аксакова - один из центров собраний членов славянофильского кружка. В 1827 - 32 Аксаков - цензор, затем председатель Московского цензурного комитета (уволен с должности за пропуск пародии на полицию), с 1833 инспектор, затем директор Константиновского межевого института (до 1838).

Во 2-й пол. 1840-х, несмотря на ухудшение здоровья, начинается интенсивная литературная деятельность Аксакова. Опубликованные в 1847 “Записки об уженье рыбы” принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести “Семейная хроника” (1856) и “Детские годы Багрова-внука ” (1858); к ним примыкают “Воспоминания” (1856); “Литературные и театральные воспоминания” (1856), “Биография М. Н. Загоскина” (1853), “История моего знакомства с Гоголем” (1880).

В. А. Федоров

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.

Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.

В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.

В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.

Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.

В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.

В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Аксаков Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04 .1859), писатель. Родился в Уфе в старинной небогатой дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении в Ново-Аксакове. Не закончив Казанского университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. В 1827–32 служил в Москве цензором, в 1833-38 - инспектором Константиновского межевого училища, затем - директором Константиновского межевого института. С 1843 жил преимущественно в подмосковном имении Абрамцево. Здесь его навещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин. Видное место в русской мемуарной литературе занимают воспоминания Аксакова «История моего знакомства с Гоголем» (опубл. 1890). Во 2-й пол. 20 - н. 30-х занимался театральной критикой, выступал против эпигонов классицизма и рутины в сценическом искусстве, призывая актеров к «простоте» и «натуральности» исполнения. Аксаков оценил новаторский характер игры П. С. Мочалова и М. С. Щепкина. В 1834 Аксаков опубликовал очерк «Буран», знаменовавший начало его писательской деятельности. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), первоначально рассчитанных на узкий круг любителей рыбной ловли и охоты, Аксаков проявил себя как писатель, владеющий богатствами народного слова и тонкой наблюдательностью, как проникновенный поэт русской природы. И. С. Тургенев писал, что охотничьи книги Аксакова обогатили «общую нашу словесность». Выдающийся талант Аксакова раскрылся в книгах «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858).

Главное место в наследии Аксакова занимает автобиографическая художественная проза, целиком основанная на «воспоминаниях прежней жизни» и семейных преданиях. Она создавалась при глубоком воздействии на Аксакова творчества и личности Гоголя и в атмосфере «семейного» славянофильства, позволившей ему ясно осознать достоинства и коренные традиции народной жизни, живому «природному сочувствию» которой он прежде не ведал цены. Аксаков-художник отвергал всякое насилие, произвол и пробуждал любовь к жизни, к людям, к природе в ее традиционном, извечном аспекте, поэтизировал усадебный быт, крепость семейных устоев. У самого Аксакова было 14 детей (6 сыновей и 8 дочерей), и семья была на редкость дружной; существование ее покоилось на традиционно патриархальных началах, на согласовании наклонностей всех ее членов, на гармонии настроений и взглядов; дети боготворили «отесеньку» и глубоко любили мать (вдохновительницу их православного воспитания, сочетавшую в себе преданность семье и общественный темперамент, знание духовной и современной художественной литературы и обладавшую литературным даром, проявившимся в ее письмах). Л. Н. Толстой, активно общавшийся с Аксаковыми в 1856-59, во всем их домашнем укладе находил «лад» и единство с общенародной моралью. В такой нравственной атмосфере слагался и крепнул основной пафос «воспоминаний», о котором И. Аксаков писал: «…теплая объективность… которая чуждается всякой экзатерации, резкости, полна любви и благоволения к людям и отводит место каждому явлению, признавая его причинность, доброту и дурное в жизни».

Живописуя «домашнюю» жизнь русского дворянства, поэтизируя повседневные события поместного быта, пристально вглядываясь в их нравственные истоки и последствия, Аксаков остается верен характеру своего дарования и своей творческой установке - воспроизводить абсолютно достоверный жизненный материал. Аксаков считал себя лишь «передатчиком» и «рассказчиком» действительных событий: «Я могу писать, только стоя на почве действительности, идя за нитью истинного события… даром чистого вымысла я вовсе не владею». Проза Аксакова сугубо автобиографична, но при предельной ограниченности художественного вымысла его герои и ситуации исполнены несомненной типичности. Явившись одним из родоначальников русской автобиографической прозы, Аксаков стал и ее первым классиком.

Первый отрывок «воспоминаний прежней жизни» написан в 1840, опубликован в 1846 в «Московском литературном и ученом сборнике»; другие появлялись в периодических изданиях 50-х. Затем Аксаков объединил их под общим заглавием «Семейная хроника» (М., 1856, без 4-го и 5-го отрывков, опубликована вместе с «Воспоминаниями»; 2-е полн. изд. М., 1856). Частная хроника трех поколений Багровых воссоздана на основе широкой панорамы помещичьего быта к. XVIII в. Образы помещиков - яркие типы «усадебной» жизни: Степан Михайлович Багров, крепкий, справедливый, предприимчивый «хозяин», «по душе возвышенный старик» с «коренными» началами, но и с чертами самовластного барства, порождавшего вокруг себя «тину каверз, рабства, лжи»; его сын Алексей, обыкновенный «деревенский дворянчик», хотя и с удивительным чувством любви к природе; невестка Софья, красавица, гордая, умная, образованная, преданная мать, - одна из лучших героинь русской литературы; Куролесов, властный и деятельный помещик, но развратник и садист, отравленный крепостными. Сосредоточенный в своем замысле и пафосе на нравственном перевоспитании человека, Аксаков, однако, не избегает социального обличения крепостнической действительности.

Полн. собр. соч. Т. 1-6. СПб., 1886;

Собр. соч. Т. 1-6. СПб., -1910; Т. 1-4. М., 1955-56;

Избр. соч. М.; Л., 1949;

История моего знакомства с Гоголем. М., 1960.

Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаков - русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик.

Биография

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября (20 сентября по старому стилю) 1791 года в Уфе, где его отец был чиновником земского суда. Детство провёл в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Учился в Казанской гимназии и только что открывшемся Казанском университете. Участвовал в студенческих рукописных журналах «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Выступал в любительском театре как актёр и декламатор.

С 1808 по 1838 год, с перерывами, Сергей Аксаков состоял на государственной службе. В 1808–1811 годах в Петербурге служил в Комиссии составления законов и Экспедиции о государственных доходах. В 1827–1832 годах был цензором Московского цензурного комитета. Уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников». В 1833 году назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт). С. Т. Аксаков был первым директором Константиновского межевого института с 1835 по 1838 год.

В Петербурге С. Т. Аксаков познакомился с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым, принимал участие в заседаниях общества «Беседа любителей русского слова». В Москве сблизился с литературно-театральным кружком, играл в домашних спектаклях у Ф. Ф. Кокошкина.

К 1812 году относится первая публикация С. Т. Аксакова в печати - басня «Три канарейки» в журнале «Русский вестник». С. Т. Аксаков занимался переводами - поэтическими и для театра: в частности, переводил сатиры Буало и комедии Мольера. В 1821 году принят в «Общество любителей российской словесности». Сотрудничал с журналами «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» как литературный и театральный критик. Большое влияние на него оказало знакомство Н. В. Гоголем, состоявшееся в 1832 году. В 1834 году в альманахе «Денница» напечатан очерк С. Т. Аксакова «Буран», в котором видны стилистические черты будущих произведений писателя. На следующие четверть века приходится его зрелое художественное творчество - книги о русской природе и патриархальном укладе жизни.

«Записки об уженье» вышли в Москве в 1847 году (в 1854 году - второе, значительно дополненное издание: «Записки об уженье рыбы»). «Записки…» - наблюдения натуралиста, бывалого рыболова, и поэтичные картины природы. Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах» (1855, с приложением очерка И. С. Тургенева «О соловьях»). Главные сочинения С. Т. Аксакова - автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» (Москва: тип. Л. Степановой, 1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники» (Москва: тип. Каткова и К°, 1858). Книги высоко оценили И. С. Тургенев, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых (реальных Аксаковых) - русских помещиков в пограничных степях. «Детские годы Багрова-внука» - подробная, от младенчества до девятилетнего возраста, история Серёжи Багрова (самого Аксакова) с его глубокими впечатлениями от общения с людьми и природой. Повествовательной манере писателя присуща неторопливая, спокойная простота и ясность.

В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», слышанную в детстве от ключницы Палагеи (Пелагеи) и записанную в манере народной. Сказка о «купецкой дочери» - вариант сюжета «красавица и чудовище», наиболее известного по французской сказке Лепренс де Бомон «Красавица и Зверь». «Аленький цветочек» многократно издавался отдельно для детского чтения.

Последними сочинениями С. Т. Аксакова были рассказы «Собирание бабочек» (1858), «Встреча с мартинистами» (1859) и «Очерк зимнего дня» (1859). Кроме того, писатель оставил воспоминания о Г. Р. Державине, А. С. Шишкове, М. Н. Загоскине, Я. Е. Шушерине и других литературных и театральных деятелях. Воспоминания о Н. В. Гоголе Аксаков предназначал не современникам, а потомкам. «История моего знакомства с Гоголем со включением всей переписки с 1832 по 1852 год» полностью напечатана в 1890 году.

С. Т. Аксаков умер в Москве 12 мая (30 апреля по старому стилю) 1859 года. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище. Сыновья С. Т. Аксакова - Константин Сергеевич (1817–1860) и Иван Сергеевич (1823–1886) - стояли во главе славянофильского движения.

Подмосковная усадьба Аксаковых Абрамцево, в которой бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. П. Погодин, М. С. Щепкин, стала музеем в 1918 году Музеи С. Т. Аксакова и его семьи есть также в Уфе, в сёлах Аксаково в Оренбургской области и Надеждино в Республике Башкортостан.

Фильм, посвященный 225-летию Сергея Тимофеевича Аксакова.

Избранная библиография

  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении. - Москва: тип. Николая Степанова, 1847. - XVI, 163 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / [соч.] С. А-ва. - Москва: тип. Л. Степановой, 1852. - 444, III с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении рыбы / [соч.] С. Аксакова. - 2-е изд., знач. доп. - Москва: тип. Л. Степановой, 1854. - 274, с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах: с прибавл. ст. «О соловьях» И. С. Тургенева / [соч.] С. Аксакова. - Москва: тип. Л. Степановой, 1855. - 225, с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Семейная хроника и Воспоминания / [соч.] С. Т. Аксакова. - Москва: тип. Л. Степановой, 1856. - 565, с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники С. Аксакова. - Москва: тип. Каткова и К°, 1858. - VIII, 520 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. - Санкт-Петербург: Спб. ком. грамотности, состоящий при Имп. Вольн. экон. о-ве, 1880. - 32 с., л. ил. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. История моего знакомства с Гоголем: со включением всей переписки с 1832 по 1852 г. / соч. С. Т. Аксакова; [предисл. : Н.М. Павлов]. - Москва: тип. М. Г. Волчанинова, 1890. - IV, 206 с. - [Хранится в РГБ ].

Книги С. Т. Аксакова из фонда РГДБ

  • Аксаков, С. Т. Собрание сочинений: В 5 т. / [под общ. ред., с вступ. статьей и примеч. С. Машинского]. - Москва: Правда, 1966. - (Б-ка «Огонек»).
    • Т. 1: Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек: Сказка ключницы Пелагеи. - 1966. - 600 с., 5 л. ил.
    • Т. 2: Воспоминания; Очерки и незавершенные произведения. - 1966. - 499 с., 4 л. ил.
    • Т. 3: Литературные и театральные воспоминания; История моего знакомства с Гоголем. - 1966. - 408 с., 4 л. ил.
    • Т. 4: Статьи и заметки; Избранные стихотворения; Записки об уженье рыбы / ил.: И. Глазунов. - 1966. - 479 с., 4 л. ил.
    • Т. 5: Записки ружейного охотника Оренбургской губернии; Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах; Статьи об охоте / ил.: И. Глазунов. - 1966. - 488 с., 2 л. ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек / С. Т. Аксаков; рис. И. Пискарева; обл. И. Рерберга. - 5-е изд. - Москва: Ленинград: Детгиз, 1945. - 48 с. : ил. - (Первая библиотечка школьника).
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; рисунки К. Кузнецова; гравировал на дереве Л. Быков. - Москва: Детгиз, 1959. - 32 с. : ил. - (Книга за книгой).
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. М. Успенская. - Москва: Детская литература, 1972. - 32 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. А. Аземша. - Москва: Советская Россия, 1982. - 32 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Н. А. Носкович. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - 38 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек / С. Т. Аксаков; худож. М. Митурич. - Москва: Малыш, 1986. - 78 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Г. А. В. Траугот. - Москва: Детская литература, 1989. - 40 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / Сергей Тимофеевич Аксаков; рисунки детей. - Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2010. - 63 с. : ил. - (Детская классика).
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Л. Ионова. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2018. - 32 с. : ил. - (Любимая мамина книжка).
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука / С. Т. Аксаков; рис. Д. Шмаринова. - Москва: Ленинград: Детиздат, 1945. - 272 с. : ил. - (Школьная библиотека).
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники / С. Т. Аксаков; предисл. В. Солоухина; худож. А. Иткин. - Москва: Советская Россия, 1977. - 270 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек / С. Т. Аксаков; сост. С. Дмитренко. - Москва: Аст: Олимп, 1998. - 553 с. - (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
  • Аксаков, С. Т. Первая весна в деревне: из книги «Детские годы Багрова-внука» / С. Т. Аксаков; худож. С. Куприянов. - Москва: Малыш, 1988. - 16 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Рассказы о природе / С. Т. Аксаков; художник В. Бастрыкин; [вступительная статья С. И. Машинского]. - Москва: Детская литература, 2014. - 366 с. : ил. - (Школьная библиотека).
  • Аксаков, С. Т. Рассказы о родной природе / С. Т. Аксаков; сост., вступ. ст. и примеч. Н. П. Пахомова; худож. Г. Никольский. - Москва: Детская литература, 1969. - 143 с. : ил.

Книги С. Т. Аксакова в Национальной электронной детской библиотеке

  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка Сергея Тимофеевича Аксакова / С. Т. Аксаков; рисунки И. С. Панова [Текст: Электронный ресурс]. - Второе издание. - С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1885 (Москва: РГБ, 2016). - 43 с. : ил. - (Издание С. П. Б. Комитета грамотности; № 1). Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; с рисунками Н. И. Живаго [Текст: Электронный ресурс]. - Москва: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1912 (Москва: РГБ, 2016). - 32 с. : ил. - (Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей; № 253). Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка / С. Т. Аксаков; рис. К. Кузнецова [Текст: Электронный ресурс]. - Москва; Ленинград: Детиздат, 1938 (Москва: РГДБ, 2013). - 32 с. : ил. ; 22 см. - (Книга за книгой). - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники / С. Т. Аксаков [Текст: Электронный ресурс]. - Москва: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, (Москва: РГБ, 2016). - 334 с. Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука / С. Т. Аксаков; рисунки Д. Шмаринова [Текст: Электронный ресурс]. - Москва; Ленинград: Детгиз, 1949 (Москва: РГДБ, 2013). - 291 с. : ил. - (Школьная библиотека). - Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Читальня народной школы_1888_№ 11. Год I / под ред. Екатерины Сысоевой и Алексея Альмедингена [Текст: Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: ред. журн. «Родник», 1888 (Москва: РГБ, 2014). - 16 с. : ил. Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
    • Содерж.: Греет ли шуба? ; Сказка о двух морозах / И. И. Феоктистов. Зайка / Ф. Н. Берг. Значение снега / И. И. Феоктистов. Рассказ о мужике, который провел три дня под снегом / С. Т. Аксаков.

Диафильмы

  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек [Диафильм: Электронный ресурс] / Аксаков С. ; худож. И. Большакова. - Москва: Диафильм, 1980 (Москва: РГДБ, 2016). - 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ. - Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Аксаков, С. Т. Человек под снегом [Диафильм: Электронный ресурс] / С. Аксаков; худож. П. Сапегин. - Москва: Диафильм, 1962 (Москва: РГДБ, 2018). - 1 дф. (32 кд.) : цв. - Режим доступа: в залах РГДБ.

Об авторе

  • Переписка старших Аксаковых с детьми и внуками (1816-1836) / Государственный университет по землеустройству, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Аксаковский фонд; [подготовка текстов: А. П. Дмитриев, Е. С. Левшина; составление Т. Е. Петрова]. - Москва: ГУЗ, 2016. - 207 с. : ил., цв. ил., портр., факс. - [Хранится в РГБ ].
  • Бегунов, Ю. К. Источники сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» / Ю. К. Бегунов // Русская литература. - 1983. - № 1. - С. 179-187.
  • Войтоловская, Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу приятелей-классиков: документальные очерки. - Ленинград: Детская литература, 1982. - 220 с. : ил. - (Школьная библиотека).
  • Гудков, Г. Ф. Незаконченная повесть С. Т. Аксакова «Наташа»: историко-краеведческий комментарий / Гудков Г. Ф., Гудкова З. И. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. - 228 с.
  • Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: биографические повествования / сост. Н. Ф. Болдырев. - 2-е изд. – Челябинск: Урал, 1997. - 479 с. - (Библиотека Флорентия Павленкова).
  • Карданова, М. Детские книги Багрова-внука / М. Карданова // Семья и школа. - 2015. - № 1/2. - С. 68-77. - (Путь книгочея).
  • Корф, О. Б. Детям о писателях. XIX век. Аксаков, Гаршин, Гоголь, Даль, Ершов, Жуковский, Кольцов, Крылов и др. : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. - Москва: Стрелец, 2006. - 46 с. : портр.
  • Кошелев, В. А. Аксаков Сергей Тимофеевич / В. А. Кошелев // Русские писатели: 1800-1917: биобиблиографический словарь. Т. 1: А-Г / гл. ред. П. А. Николаев. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. - С. 35-39.
  • Леонова, Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: [поэтич. система жанра в ист. развитии] / Т. Г. Леонова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. - 197 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Либединская, Л. Светлая книга: к 200-летию со дня рождения С. Аксакова / Лидия Либединская // Детская литература. - 1991. - №9-10. - С. 52-55.
  • Лобанов, М. П. Аксаков / М. П. Лобанов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Молодая гвардия, 2005. - 352 с. : л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ).
  • Манн, Ю. В. Семья Аксаковых: историко-литературный очерк / [Юрий Манн; худож. А. Чириков]. - Москва: Детская литература, 1992. - 384 с. - (Люди. Время. Идеи).
  • Машинский, С. И. С. Т. Аксаков: жизнь и творчество / С. И. Машинский; худож. Э. Гинзбург. - Москва: Гослитиздат, 1961. - 543 с.
  • Острогорский, В. П. Сергей Тимофеевич Аксаков: критико-биогр. очерк В. П. Острогорского. - Санкт-Петербург: Н. Г. Мартынов, 1891. - , 131 с., 1 л. фронт. (портр.), 4 л. ил., портр. - [Хранится в РГБ ].
  • Платонов, А. «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова: рецензия / [Ф. Человеков (псевдоним А. Платонова)] // Фабрика литературы: литературная критика, публицистика / Андрей Платонов; [коммент. Н. Корниенко]. - Москва: Время, 2011. - С. 512-514.
  • Покровский, В. И. Сергей Тимофеевич Аксаков: его жизнь и соч. : сб. ист.-лит. ст. / сост. В. Покровский. - Москва: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1905. - , 158 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Святополк-Мирский, Д. П. Аксаков / Д. Святополк-Мирский // История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Д. Святополк-Мирский. - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006. - С. 282-288.
  • Шаров, А. И. Волшебники приходят к людям: книга о сказке и сказочниках / Александр Шаров; худож. Ника Гольц. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 494 с. : ил. - (Дар речи).
    • Из содерж.: Сергей Тимофеевич Аксаков.
  • Якобсон, А. Н. Рисунки А[лександры] Якобсон к сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» / А. Якобсон. - Ленинград: Художник РСФСР, 1968. - 25 с. : ил.
  • Яновский-Максимов, Н. М. Последние годы Багрова-внука: С. Т. Аксаков в Абрамцеве / Н. М. Яновский-Максимов. - Москва: Детская литература, 1966. - 215 с. : ил. - (По дорогим местам).
  • Литература о С. Т. Аксакове, его семье и его родине: библиогр. указ. за 1980-2004 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Башк. гос. пед. ун-т, Б-ка БГПУ; [сост.: П. И. Федоров]. - Уфа: Вагант, 2004. - 95 с., л. - [Хранится в РГБ ].
  • Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) : биобиблиографический указатель. - Ульяновск: ОБДЮ им. С. Т. Аксакова, 2007. - 32 с. - (Писатели нашего края).
  • Аксаковы: документальный фильм в 3 сериях / режиссёр И. Калядин. - Россия, 2010. - (Дата обращения 1.09.2019)
  • Арензон, Е. Р. Аксаков С. Т. (1791-1859) [Диафильм: Электронный ресурс] / Е. Арензон. - Москва: Диафильм, 1987 (Москва: РГДБ,). - 1 дф. (46 кд.) : ч.-б. - Режим доступа: в залах РГДБ.

Экранизации

  • Аленький цветочек. Мультфильм. Режиссёр Л. Атаманов. СССР. 1952.
  • Аленький цветочек. Художественный фильм. Режиссёр И. Поволоцкая. СССР. 1978.
  • Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке. Художественный фильм. Режиссёр В. Грамматиков. СССР. 1991.

Памятники, музеи

  • Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» : сайт. - (дата обращения: 19.06.2019). - Текст: электронный.
  • Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова [в Уфе] : сайт. - (Дата обращения: 1.09.2019). - Текст: электронный.
  • Музей-заповедник С. Т. Аксакова [в селе Аксакове Бугурусланского района Оренбургской области] : сайт. - (дата обращения: 19.06.2019). - Текст: электронный.
  • Памятник С. Т. Аксакову. Уфа. Скульптор Т. П. Нечаева. 1959.
  • Скульптурная композиция в селе Надеждине Белебеевского района Республики Башкортостан. Автор Ю. И. Устинов. 1991.