Александрийскую библиотеку уничтожили культурные и мыслящие люди. Кто уничтожил Александрийскую библиотеку? Кто сжег Александрийскую библиотеку

Традиционно считают, что Александрийская библиотека - когда-то самое большое собрание трудов таких величайших мыслителей и писателей древности, как Гомер, Платон, Сократ и многих других - погибла 2000 лет назад при пожаре и ее коллекция безвозвратно утрачена. Эта тайна древнего мира овладела воображением поэтов, историков, исследователей и ученых, которые оплакивают трагическую потерю в области знаний и литературы.

В наши дни идея о существовании Александрийской библиотеки, находившейся в известном интеллектуальном центре древнего мира, приобрела мистическую окраску. Неудивительно, что эта библиотека является извечной загадкой, ведь по сей день не удалось обнаружить ни остатков архитектурных памятников, ни археологических находок, которые возможно было с полной уверенностью отнести к библиотеке, что в известной степени странно, если учитывать всеобщую известность и грандиозность этой постройки.

Недостаточность материальных свидетельств породил вопрос о том, существовала ли Александрийская библиотека вообще в том виде, в котором мы ее можем себе представить.

На родине Фаросского маяка, одного из 7-и чудес древнего мира, находится средиземноморский портовый город Александрия. Который основал в 330 году до н. э., он, как и многие другие города, был назван в его честь. После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. империя оказалась в руках его полководцев. Один из них, Птолемей I Сотер (В переводе с греческого «сотер» - «спаситель»), в 320 году до н. э. захватил Египет, сделав Александрию столицей. С того времени Александрия, некогда маленькая рыбацкая деревушка, стала местом пребывания царей Египта из династии Птолемеев и превратилась в крупный интеллектуальный и культурный центр.


Как видно, это был величайший город древнего мира. История основания легендарной библиотеки до конца не ясна. Около 295 года до н. э. ученый и оратор Деметрий Фалерский, изгнанный афинский правитель, убедил Птолемея I Сотера основать библиотеку. Деметрий желал создать библиотеку, которая способна конкурировать с афинской, где хранились бы копии всех книг в мире. Поздней при поддержке Птолемея I Деметрий организовал строительство Храма муз, или Мусейона, от которого произошло всемирно известное слово «музей». Эта постройка представляла из себя храмовый комплекс, сконструированный по типу Ликея Аристотеля в Афинах - места, где читали интеллектуальные и философские лекции и проводили дискуссии.

Храм муз должен был стать первой частью библиотечного комплекса в Александрии. Он находился в парке, примыкавшем к царскому дворцу, на территории так называемого Брухейона, или дворцового квартала, в северо-восточном, греческом районе города. Мусейон был культовым местом почитания девяти муз. Кроме этого, он был учебным учреждением с лекториями, лабораториями, обсерваториями, ботаническими садами, зоопарком, жилыми кварталами и столовыми, а также был собственно библиотекой.

Управляющим Мусейоном Птолемей I назначил жреца. Здесь тоже работали библиотекари, ответственные за коллекции манускриптов. Во времена правления сына Птолемея I Сотера Птолемея II Филадельфа (282–246 гг. до н. э.) была заложена царская библиотека, ставшая главным хранилищем манускриптов в довершение Храма муз, основанного отцом. Пока не понятно, являлась ли царская библиотека отдельным зданием, находящимся около Мусейона, или была продолжением его. В одном исследователи сходятся: царская библиотека в действительности была частью Храма муз.

Похоже, что во времена правления Птолемея II идею о создании универсальной библиотеки воплотили в жизнь. В Мусейоне, предположительно, проживало больше 100 ученых, работа которых была заключена в том, чтобы проводить научные исследования, читать лекции, заниматься изданием, переводом, копированием и сбором не только манускриптов греческих авторов (коллекция якобы включала в себя частное собрание Аристотеля), но и трудов из Египта, Сирии и Персии, а также буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Согласно одной из легенд, Птолемей III был одержим идеей собрать величайшую библиотеку и потому издал указ, в котором было сказано, что все корабли, швартующиеся в порту, должны сдавать имеющиеся на борту манускрипты властям, чтобы переписчики, находящиеся на государственной службе, делали с них копии, которые и вручались законным владельцам. Что до оригиналов, то их передавали на хранение в библиотеку.

Когда говорят о максимальном количестве хранившихся в библиотеке экземпляров, более часто называется цифра в полмиллиона документов. Неясно лишь, относится эта цифра к количеству книг или свитков. Потому как для создания книги было необходимо довольно мною листов папируса, более вероятно, что говорится о количестве свитков. Но некоторые из ученых полагают, что даже 500 тыс. свитков - это очень много, и возведение здания с таким количеством хранилищ было бы очень трудоемким мероприятием, хотя возможным.

Во времена правления Птолемея II коллекция царской библиотеки расширилась до такой степени, что довелось создать «дочернюю библиотеку». Она находилась в храме Сераписа в египетском квартале Ракотис, что в юго-восточной части города. В те времена, когда хранителем библиотеки был греческий писатель Каллимах (305–240 гг. до н. э.), в «дочерней библиотеке» насчитывалось 42 800 свитков, при этом все это были копии, сделанные со свитков главной библиотеки.

Уже много веков не умолкают оживленные дискуссии относительно утверждения о том, что Александрийская библиотека сгорела дотла и самое полное собрание произведений древней литературы утрачено. Что же на самом деле произошло с этой потрясающей сокровищницей древних знаний и кто несет ответственность за ее уничтожение?

Первое, что следует отметить, - это то, что «величайшая трагедия древнего мира» может быть никогда не имела тех масштабов, о которых обычно говорится. Потому как библиотека исчезла бесследно, с ней явно произошло нечто ужасное. Чаще всего обвинения направляют в адрес Цезаря. Считается, что в 48 году до н. э. во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился , стал угрожать египетский флот. Чтобы обезопасить себя, он приказал поджечь египетские корабли, но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив товарные склады, хранилища и ряд арсеналов.

После смерти Цезаря предположение, что именно он разрушил библиотеку, было в особенности популярным. Римский философ и драматург Сенека, ссылаясь на «Историю Рима от основания города» Ливия, писал, что в огне погибло 40 тыс. свитков. Греческий историк Плутарх указывает, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий (165–235) упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов.

Лучано Канфора в своей книге «Исчезнувшая библиотека» так интерпретирует свидетельства древних авторов: разрушена была не сама библиотека - погибли хранившиеся на складе в порту манускрипты, ожидавшие погрузки. Из трудов великого ученого, философа-стоика Страбона, который в 20 году до н. э. работал в Александрии, становится ясно, что в это время библиотека уже не была всемирно известным центром знаний. По сути Страбон не упоминает о библиотеке вообще. Он пишет о Мусейоне как о «части помещений царских дворцов». Продолжая свой рассказ, Страбон писал: «он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне».

Если великая библиотека была частью Мусейона, тогда ясно, почему Страбон не стал упоминать о ней отдельно. В таком случае становится очевидным один важный факт: потому как Страбон был в Мусейоне в 20 году до н. э., спустя 28 лет после «известной трагедии», значит, Цезарь не сжигал библиотеки. Существование библиотеки в 20 году до н. э., пусть даже в меньшей степени великолепной, означает, что полководец не подходит на роль ее разрушителя, а значит, надо искать другого виновника гибели этого чуда древней Александрии.

391 год – император Феодосий I, проводя политику, направленную на борьбу с язычеством, дал официальное разрешение на уничтожение Серапейона, или храма Сераписа, в Александрии. Операцией руководил александрийский патриарх Феофил. Поздней на месте храма построили христианскую церковь. Предположительно, и «дочерняя библиотека» Мусейона и царская библиотека были разрушены до основания именно в этот период.

Впрочем, как бы правдоподобно не выглядела версия о том, что манускрипты библиотеки Серапейона были уничтожены во время этой чистки, пока нет доказательств того, что царская библиотека сохранилась до конца IV века. По сей день не найдены древние источники, в которых бы были упоминания о разрушении какого бы то ни было хранилища книг в это время, хотя в XVIII веке историк Эдуард Гиббон ошибочно приписывал ее уничтожение именно патриарху Феофилу.

Последний претендент на роль преступника – халиф Омар. 640 год – после продолжительной осады Александрию захватили арабские войска во главе с полководцем Амр ибн ал-Асом. Как гласит легенда, арабы, услыхав об удивительной библиотеке, хранящей знания всего мира, с нетерпением ждали момента, когда смогут ее увидеть. Но халифа огромная коллекция книг не впечатлила. Он заявил: «Либо они опровергают Коран, являясь в этом случае еретическими, или с ним соглашаются, становясь излишними». После этого заявления манускрипты собрали вместе и использовали вместо топлива.

Свитков было до такой степени много, что ими обогревали 4 000 городских бань Александрии на протяжении б-ти месяцев. Эти невероятные события были описаны через 300 лет христианским философом Григорием Бар-Эбреем (1226–1286). Разрушили ли арабы христианскую библиотеку в Александрии или нет, определенно можно сказать только одно: к середине VII века царская библиотека прекратила существование. Этот факт очевиден, потому как об этом трагическом событии не упоминали авторы того времени, в частности христианский хронист Иоанн Никиусский (византийский монах), писатель Иоанн Мосх и иерусалимский патриарх Софроний.

В действительности, стараться установить, каким именно огнем была уничтожена библиотека и все, что в ней хранилось, - напрасный труд. Ситуация в Александрии часто изменялась, в особенности в римский период. Город пережил пожар на кораблях, подожженных по приказу Цезаря, а также ожесточенную борьбу 270–271 гг. между войсками царицы Зенобии из Пальмиры и силами римского императора Аврелиана. Последний в итоге вернул Риму Александрию, захваченную армией королевы Зенобии, но захватчики все же успели разрушить часть города.

Квартал Брухейон, на территории которого располагался дворец с библиотекой, был фактически «сметен с лица земли». А спустя несколько лет город разграбил римский император Диоклетиан. Разрушения продолжались еще в течении нескольких веков. Смена власти и идеологии сопровождалась равнодушием к содержимому библиотеки. Таким образом, трагедия разворачивалась постепенно, на протяжении 400–500 лет.

Последним из известных хранителей легендарной библиотеки был ученый и математик Феон (335–405) - отец христианской проповедницы Гипатии, жестоко убитой толпой христиан в Александрии в 415 году. Может быть, когда-то где-нибудь в пустынях Египта найдут свитки из собрания Александрийской библиотеки. Многие археологи все еще верят в то, что здания, которые составляли легендарный центр знаний Александрии, могли сохраниться в относительно невредимом состоянии где-то в северо-восточной части города под современными зданиями.

2004 год – появились новости, касающиеся великой библиотеки. Польско-египетская команда археологов заявила о том, что во время раскопок в районе Брухейона была обнаружена часть Александрийской библиотеки. Археологи нашли 13 лекториев с возвышением в центре каждого - кафедрами. Постройки датируются поздним римским периодом (V–VI вв.), а значит, не могут быть прославленным Мусейоном, или царской библиотекой. Исследования в этом районе продолжаются.

1995 год – неподалеку от того места, где когда-то находилось прославленное книгохранилище, началось строительство большой библиотеки и культурного центра под названием «Библиотека Александрина». 2002 год, 16 октября – произошло официальное открытие этого комплекса, созданного в память об исчезнувшей Александрийской библиотеке, чтобы пусть частично возродить интеллектуальное величие, олицетворением которого был настоящий центр знаний. Будем надеяться, что пока существует новая универсальная библиотека, дух легендарной библиотеки не утрачен.

Время царствования в небольшой сначала Македонии сына царя Филиппа - Александра - ознаменовалось великими сражениями и военными походами, в результате которых территории Македонии сильно увеличились в размерах за счет захваченных государств. Среди этих государств был и Египет. Египтяне поклонялись Александру Македонскому как сыну бога Солнца. Именно в городе Александрии, построенном в Египте и так любимым Александром, был возведен Музей, частью которого была удивительная библиотека. До сих пор человечество задается вопросом: "Кто сжег

Александрия Египетская

Город Александра Македонского Александрия Египетская был построен на берегу Средиземного моря. В его порту всегда было много торговых кораблей из разных стран. Они привозили сюда древесину, серебро, дорогие вина, выкрашенную пурпуром шерсть. Ориентиром морякам служил знаменитый Фаросский маяк, известный в мире как одно из семи чудес света.

От причалов Александрийского порта отплывали корабли египетских купцов, вывозивших из Александрии тонкие льняные ткани, зерно, тростник-папирус и изделия из него, слоновую кость, предметы из серебра и др.

Рядом с портом находился знаменитый дворец Птолемеев, роскошные интерьеры которого были декорированы мрамором разных сортов, дорогой утонченной резной мебелью, узорчатыми коврами и коврами, украшенными сценами из мифологии.

Улицы Александрии были прямыми. Они пересекались под углом 90 градусов. Длина главной магистрали достигала 6 км. Улица была такой широкой, что по ней одновременно могло ехать несколько повозок. По улицам в течение всего дня маршировали отряды греческих и македонских воинов. В центре было столько народу, что не протолкнуться, а на площадях скапливались зеваки, созерцавшие представления уличных актеров и циркачей.

Музей в Александрии

Но главной достопримечательностью в городе Александра Македонского был истинный храм науки и искусства, который назвали Музеем. Дословный перевод этого слова звучит как "Храм Муз" и связан аллегорически с девятью дочерьми верховного бога Зевса - покровительницами искусства. Среди них есть и те, которых сейчас мы причисляем не к искусствам, а к наукам: астрономия, история.

Александрийский Музей был возведен в правление династии Птолемеев. Он занимал в городе целый район. Состоял из комплекса зданий разных размеров и назначения. Территория вокруг была украшена деревьями и цветниками.

Обитатели Музея и посетители библиотеки

В Александрийский Музей приезжали приглашенные царем из разных стран известные ученые и поэты. Здесь они жили, участвовали в совместных трапезах, проводили занятия, в многочисленных портиках вели содержательные и увлекательные беседы, спорили и делились друг с другом своими открытиями. Именно здесь впервые ученый предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Эратосфен предсказал возможность кругосветных путешествий. Он основывался на представлении о Земле как о шаре. Евклид написал удивительную книгу "Начала", совершившую переворот в математике и давшую начало науке геометрии, став первым учебником по этой дисциплине.

Именно здесь, в Музее, высказывались новые социальные воззрения ученых мужей. Эратосфен высказал точку зрения на отношение к людям разных национальностей с позиции уровня их интеллекта и воспитанности: он заявил, что нельзя оценивать людей по национальности, ведь как среди греков есть люди невоспитанные и необразованные, так и среди негреков есть весьма образованные и

Коварный Птолемей

История Александрийской библиотеки - история создания ее фондов. Это была одна из Ее можно отнести к научным, так как в коллекции хранилось около семисот тысяч свитков папирусов. Здесь были и рукописи Эсхила и Софокла, переданные на вечное хранение египетским царем Птолемеем III Эвергердом. К слову сказать, добыл он их не совсем честным путем.

Известны интересные факты об Александрийской библиотеке. Например, о том, что Птолемей III Эвергерд, взяв свитки под залог у афинян для создания копий, предпочел потерять немалые деньги, но сохранить рукописи у себя. Не менее коварно обходился царь и с гостями: он строго проверял, какие книги привозили они в Александрию. Если такого экземпляра не было в коллекции Александрийской библиотеки, оригинал изымался в пользу города и Египетского государства, а гостю вручалась копия его книги.

Библиотека в Александрии

Слово "библиотека" первоначально дословно переводилось как "книжный шкаф". В Александрийской библиотеке свитки хранились в огромных книжных шкафах от пола до потолка, оправдывая тем самым название заведения. Основателем ее считается Птолемей II Филадельф. Он же создал и Музей. А временем создания библиотеки и Музея называется период с 309 по 246 гг. до н. э.

Организация работы библиотеки

Возглавлял Александрийскую библиотеку главный библиотекарь. В его обязанности входило определение качества и подлинности рукописей. Велся строгий учет книг. Был составлен каталог рукописных сокровищ. Книги в фондах и каталогах классифицировались по темам, языкам и снабжались специальными ссылками. Учитывались и особые интересы читателей к определенным изданиям. Пополнение фондов велось за счет приобретения книг в небольших библиотеках и частных коллекциях.

В библиотеке работали специальные мастера, которые занимались и обеспечением их "читабельности". Они же перепроверяли достоверность излагаемой информации, а сомнительные моменты помечали специальными значками, чтобы любой читатель мог понять, на какие факты можно опираться, а с какой информацией следует работать с осторожностью.

В долине Нила современными учеными были найдены в большом количестве древние папирусы. Эти находки позволили им сделать вывод о том, что оригиналы в библиотеке переписывались. А поскольку Александрия была крупным центром в том числе и книжной торговли, то, возможно, эти копии с папирусов являлись ходовым товаром, вывозимым александрийскими купцами в другие страны и продаваемым на портовом рынке.

Историками был определен и примерный список библиотекарей Александрийской библиотеки - вплоть до 2 в. до н. э.

Особо в Александрийской библиотеке следили за выполнением санитарно-гигиенических норм и норм, предъявляемых к с целью их наибольшей сохранности. Помещения хорошо проветривались, защищались от сырости. Свитки время от времени проверялись на предмет повреждений, в том числе и от многочисленных насекомых, и своевременно приводились в порядок.

В период правления Птолемея III Эвергерта при Александрийском Серапеуме (храм бога Серапиуса) был открыт филиал заведения.

Кто сжег Александрийскую библиотеку?

История говорит нам о нескольких событиях, нанесших урон знаменитой библиотеке.

Первая дата - 48 г. до н. э., когда большое количество свитков сгорело вместе с частью библиотеки во время войны с римским императором Юлием Цезарем. Вот тогда и случился знаменитый пожар в Александрийской библиотеке, вспыхнувший в результате городского пожара, возникшего от поджога римскими войсками городских стен.

В тот раз численный состав коллекции удалось восполнить. Но качественно состав ее сокровищ изменился. Произошло это в 41 г. до н. э. благодаря Марку Антонию. Он изъял из коллекции Пергама 200 тысяч свитков и подарил их своей возлюбленной - египетской царице Клеопатре. Позже коллекция была вторично разграблена римлянами. Однако и это не дает нам ответа на вопрос о том, кто уничтожил Александрийскую библиотеку.

В период римского владычества, когда в 4-м в. во всей Римской империи главной религией было объявлено христианство, библиотека в Александрии была разрушена по приказу египетского епископа Феофила, боровшегося всеми силами с ненавистным ему "язычеством". Произошло это в правление императора Феодосия. Но и это еще не окончательный ответ на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку.

В первой половине 7-го века Александрию дважды захватывали арабы, и окончательную гибель ее библиотеки часто связывают с этими вторжениями.

Так что на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку, чтобы прославиться, вряд ли когда-то найдется точный ответ.

Современная энциклопедия

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов). Основана в нач. 3 в. до н. э. при Александрийском мусейоне. часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э., остатки в 7 8 вв … Большой Энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. томов) при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до нашей эры; часть уничтожена в 391 нашей эры, остатки в 7 8 вв.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшее в древности собрание рукописных книг (от 100 до 700 тыс. тт.). Основана в начале III в. до н. э. при Александрийском мусейоне. Часть Александрийской библиотеки сгорела в 47 до н. э., часть уничтожена в 391 н. э. во время междоусобной… … Энциклопедический словарь

Наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии (См. Александрия) при Александрийском мусейоне (См. Александрийский мусейон) в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли А. б. крупнейшие учёные: Эратосфен,… … Большая советская энциклопедия

Это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом (см. это сл.). Уже при первом Птоломее Сотере афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александрийская библиотека - самая известная и крупная библиотека Древнего мира. Осн. в начале 3 в. до н.э. в г. Александрия (Египет) во время правления греко македонской династии Птолемеев. Входила в состав одного из гл. научных центров античного мира Александрийского… … Педагогический терминологический словарь

Александрийская библиотека - События, связанные с основанием музея и библиотеки, и их последствия В предыдущей главе мы показали серию мутаций традиционного образа жизни человека и их отражения в новых философских движениях, упоминали также о возникновении новых центров … Западная философия от истоков до наших дней

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА, одно из культурных учреждений эпохи эллинизма. Основана в Александрии Египетской в начале III в. до н. э. В ней насчитывалось около 700 тыс. папирусных свитков, включавших произведения древнегреческой литературы и… … Литературный энциклопедический словарь

Александрийская библиотека - – это величайшее и знаменитейшее книгохранилище древнего мира основано египетским царем Птоломеем II Филадельфом. Уже при первом Птоломее – Сотере, афинянин Димитрий Фалерский собрал около 50 т. книг или свитков, а во время наибольшего… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • Серия "Библиотека античной литературы" (комплект из 31 книги) , . "Библиотека античной литературы" содержит произведения известных античных мастеров: философские, исторические и художественные произведения. Серия будет полезнаизучающим философию и историю,…
  • Александрийская филология и гомеровский гекзаметр , В. В. Файер. Александрийская библиотека времен Птолемеев - место рождения европейской филологии. Возглавлявшие ее в III-II веках Зенодот, Аристофан и Аристарх занимались, преждевсего, текстологией…

Царская библиотека в Александрии, Египет, являлась самой большой библиотекой древнего мира.

Принято считать, что она была основана в начале III века до нашей эры, во время правления царя Египта Птолемея II. Библиотека, вероятно, создана после того, как его отец построил то, что станет первой частью библиотечного комплекса – Храм Муз (Museion).

Греческий Храм Муз был домом музыки, поэзии и литературы, школой философии и библиотекой, а так же хранилищем священных текстов.

Первоначально библиотека была тесно связанна с Храмом Муз, и в основном занималась редактированием текстов. В древнем мире библиотеки играли важную роль в поддержании аутентичности произведений, поскольку один и тот же текст зачастую существовал в нескольких вариантах, различного качества и достоверности.

Редакторы Александрийской библиотеки более всего известны своими работами с Гомеровскими текстами. В библиотеке работали многие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид и Эратосфен (последний был Хранителем библиотеки с 236 по 195 г. до н. э.).

Географическая разбросанность учёных той эпохи позволяет предположить, что библиотека являлась фактически основным центром научных исследований и обучения.

В 2004 году группа польских и египетских исследователей обнаружила, как они считают, остатки части библиотеки. Археологи обнаружили тринадцать "лекционных залов", каждый с центральным подиумом (кафедрой).

Захи Хавасс, Генеральный Секретарь Высшего Совета по Древностям Египта, считает, что все вместе лекционные залы могли вмещать около 5000 студентов. Таким образом, библиотека являлась крупным центром научно-исследовательской работы, особенно для того времени.

Вероятнее всего библиотека состояла из нескольких зданий, где главное книгохранилище примыкало или было расположено очень недалеко от старого Храма Муз. Существовала ещё дочерняя библиотека в храме Серапеум. Не всегда понятно из исторических источников, формулировка «библиотека» касается всего комплекса или какого-то отдельного здания. Это добавляет путаницы в вопрос, когда, кем и какая библиотека была уничтожена.

Коллекция

Указом Птолемея III все гости города обязаны были сдавать все свитки и книги на любом языке в библиотеку, где труды оперативно переписывались писцами для коллекции. Иногда копии были настолько хорошо исполнены, что оригинал отправлялся в хранилище, а копии отдавались ничего не подозревавшим владельцам.

Птолемей также приобретал свитки по всему Средиземноморью, в том числе на Родосе и в Афинах. Согласно Галену Птолемей III решил взять у афинян в займы оригиналы работ Эсхила, Софокла и Еврипида. Афиняне потребовали в качестве залога огромные деньги: 15 талантов (1 талант - 26,2 кг серебра), и получили плату. В дальнейшем афиняне получали «арендную плату», а Птолемей хранил оригиналы свитков в библиотеке.

Коллекция библиотеки уже была известна в древнем мире, и продолжала увеличиваться в дальнейшем. Первоначально для записи использовался папирус, после 300 г., возможно, часть свитков была переписана на пергамент.

Конечно, невозможно определить точное количество свитков. По разным источникам, в библиотеке хранилось от 400 тыс. до 700 тыс. свитков. Марк Антоний подарил Клеопатре более 200 тыс. свитков для библиотеки как часть свадебного дара. Эти свитки были взяты из большой библиотеки в Пергаме, что привело к обнищанию её коллекции.

Библиотечного классификатора, в какой бы форме он ни был, не сохранилось, и невозможно сказать, насколько обширна была коллекция. Вполне вероятно, что в коллекции из сотен тысяч свитков могли быть десятки тысяч оригинальных произведений, но остальные свитки дублировали их или были альтернативными версиями одного текста.

Уничтожение библиотеки

Из древних и современных источников можно выделить основных упоминания об уничтожении Александрийской библиотеки:

  • завоевания Цезаря, 48 г. до н.э;
  • нападение Аврелиана в третьем веке;
  • указ Теофила в 391;
  • мусульманские завоевания в 642 и впоследствии.

Ко всем этим пунктам нужно относиться с осторожностью, многие их них оспариваются другими учёными, и нередко тексты страдают предвзятостью и стремлением переложить вину на конкретных субъектов.

Завоевания Цезаря, 48 г. до н.э;

В «Жизнеописаниях» Плутарха, написанных в конце первого или начале второго века, описывается сражение, в котором Цезарь был вынужден сжечь собственные корабли в Александрийской гавани, от которых загораются портовые сооружения, городские постройки и библиотека. Это произошло в 48 году до нашей эры, в ходе боев между Цезарем и Птолемеем XIII.

Однако 25 лет спустя историк и географ Страбон пишет, что библиотека на месте, и он в ней работал. Хотя Плутарх упоминает и о том, что Марк Антоний, правивший в восточной части империи (40-30 до н.э.), вывез свитки из второй по величине библиотекой в мире (Пергамской) и представил коллекцию в дар Клеопатре в качестве возмещения потерь.

Нападение Аврелиана в третьем веке

По всей видимости, библиотека сохранена и продолжает действовать, пока город не подвергается захвату императором Аврелианом (270-275), подавлявшим мятеж в Александрии.

Библиотека в храме Серапеум остаётся невредимой, но часть её, по-видимому, увозят в новую столицу восточной римской империи – Константинополь. Тем не менее, римский историк Марцеллин около 378 года пишет о храме Серапеум в прошедшем времени и заявляет, что библиотека была сожжена, когда цезарь захватывал город.

Хотя Марцеллин может повторять историю Плутарха, возможно также и то, что он пишет о собственных наблюдениях, о том, что библиотеки в данный момент больше не существует.

Указ Теофила в 391;

В 391 христианский император Феодосий I приказал уничтожить все языческие храмы, и Патриарх Александрийский Теофил выполнил приказ.

В записках современников говорится об уничтожении храма Серапеум, но ничего не говорится о какой-либо библиотеке. Возможно, что часть свитков была уничтожена фанатиками-христианами, но этому нет ни одного доказательства.

Мусульманские завоевания

Существует такая история: когда в 645 г. арабские войска захватили город, военачальник спросил халифа Умара что делать со свитками, на что тот ответил: «если написанное в них не противоречит Корану, то они не нужны, если противоречит, то не нужны тем более. Уничтожь их». После чего свитки сожгли.

Тем менее, это во многом похоже на пропагандистскую легенду, призванную обличить "варварство мусульманских армий". Достоверных сведений об уничтожении библиотеки в это время нет, как и сведений, существовала ли к тому моменту библиотека вообще.

Хотя фактические обстоятельства и сроки физического уничтожения библиотеки остаются неопределенными, всё же ясно, что к восьмому веку библиотека больше не является значительным учреждением, и перестала функционировать в любых отношениях.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?…

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры.

Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей.

До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них - закон, который ограничивал роскошь погребений.

В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках.

В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.


Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом - зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество.

Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных.


Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света.

Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».

Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота».

В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.От всех этих манускриптов не осталось и следа.

Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе.


Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне.

Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники - тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали.

Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю.

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство.

В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана».

В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».


Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года.

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов.

Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода.

Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

link http://storyfiles.blogspot.ru/2015/05/b log-post_2.html