Анализ произведения распутина уроки французского. Сочинение на тему: роль учительницы в жизни ребенка (по рассказу в

«Странно: почему мы… всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе… а за то, что сталось с нами после», - с этих слов начинается автобиографический рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973). Но интересно, что заставляет автора произведения испытывать подобные эмоции, и какую роль в его жизни сыграла учительница французского языка Лидия Михайловна ?

Эта молодая женщина на своем примере смогла показать герою, что в жизни, кроме голода, бедность, жестокости и несправедливости, существует еще и доброта. Узнав о том, что ее воспитанник во внеурочное время играет на деньги с другими мальчишками, она не стала выдавать ребенка директору, а постаралась выяснить причину такого поведения. Когда женщина поняла, что делает герой это лишь для того, чтобы купить себе еду, она прониклась симпатией к нему и искренне захотела помочь мальчику.

Несмотря на все препятствия, которые встретились на пути Лидии Михайловны, учительница не изменила своего решения поддержать ученика в тяжелое для него время. Женщину не остановили отказы мальчика ужинать в ее доме и та настойчивость, с которой он вернул подкинутую ей посылку. Учительница долго искала подход к ребенку, и вот, наконец, она его нашла.

Герой согласился принять помощь Лидии Михайловны лишь в виде честного материального выигрыша от азартной игры в «пристенок». Женщина верно рассудила, что пусть лучше мальчик играет с ней, чем с дворовыми ребятами, которые его постоянно избивают, но, к сожалению, директор школы не разделял ее мнения.

За свой поступок Лидия Михайловна была уволена, и ей пришлось уехать на Кубань. Но даже тогда она не забыла про своего воспитанника и продолжала заботиться о нем, посылать продукты. Таким образом, женщина смогла изменить жизнь мальчика в лучшую сторону, смогла добиться того, чтобы он не отчаялся и не бросил учебу. Но главное, она стала для этого ребенка образцом доброты и благородства.

Именно поэтому, повзрослев, Валентин Распутин решает написать рассказ, посвященный своей школьной учительнице. Сейчас, по прошествии многих лет, он уже может осознать и осмыслить то, что не понимал тогда, будучи ребенком. Лидия Михайловна показала автору правильный путь в жизни и верные нравственные ориентиры. Вероятно, именно им писатель и старался следовать в дальнейшем. Но, возможно, в силу сложности жизненных обстоятельств, у него не всегда это получалось, поэтому автор и испытывает теперь чувство вины перед учительницей.

Валентин Распутин считает необходимым рассказать о Лидии Михайловне своим читателям, потому что он надеется, что они, так же как и когда-то он сам, смогут вдохновиться примером этой женщины. Он верит, что его произведение поможет воспитать в людях доброту и нравственность, поскольку именно это он считает главной задачей литературы.

Валентин Распутин - русский писатель, наш современник. Он - коренной сибиряк, сын крестьянина, поэтому хорошо знает жизнь сибирской глубинки, поэтому многие его произведения связаны с судьбой его земляков, их радостями и печалями, ошибками и победами, надеждами и разочарованиями. В его творчестве каждый - и взрослый, и ребенок - может найти страницы для себя, потому что его героям присущи доброта, справедливость, милосердие, честность, упорство в достижении цели и другие замечательные качества.

Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту.

В рассказе перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику». Но по своей натуре он - чистый, умный и честный ребенок, не похожий на других ребят, поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики. Подростки начинают безжалостно бить и унижать его, пресекая любые попытки отстоять справедливость. И именно в этот момент, очень своевременно, на помощь герою приходит школьная учительница.

Узнав, что ученики играют на деньги, Лидия Михайловна решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что он играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен всего один рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа раздобыть так необходимые ему средства. Мальчик проникается доверием к своей учительнице, потому что не в силах обманывать эту добрую женщину. Он открывает ей душу, рассказывая о трудностях своей жизни.

Лидия Михайловна приглашает мальчика заниматься дополнительно по французскому - но это только благовидный предлог. В действительности ее глубоко взволновала судьба ребенка. Она стремится как-нибудь помочь мальчику, попавшему в сложную ситуацию, но у него есть гордость, поэтому он не соглашается принимать эту помощь просто так. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. Лидия Михайловна с пониманием относится к его позиции, находит выход, как ей кажется, логичный в такой ситуации. Она предлагает ему играть с ней - сначала просто так, затем - на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять. А то, что заработаны они таким образом, так ведь это была не его идея.

Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связан с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.

В мире есть множество профессий, которыми можно овладеть, выучившись и набравшись опыта. Но есть и такие, в которых достичь совершенства можно только имея особое призвание. Одна из них - профессия учителя. Можно выучить программу, прочитать выдающиеся труды известных педагогов и воспитателей, проработать в школе много лет, но нельзя научиться любви и уважению к человеку, умению видеть в маленьких мальчиках и девочках самоценные и уникальные личности, научиться бережно и осторожно проникать в ранимый и светлый мир детской души. Именно таким учителем, учителем от Бога, была Лидия Михайловна - молодая, не очень красивая преподавательница французского языка. Она стоит перед сложным выбором: наказать ученика, пристрастившегося к запретной игре на деньги, или помочь способному и целеустремленному, но бедному мальчику продолжить учебу и не умереть при этом от голода. Первый путь легкий и простой, многим он покажется само собой разумеющимся. Однако для Лидии Михайловны вообще не существует подобного выбора. Она объективно оценивает способности и задатки всех своих учеников, глубоко проникает в их души и поэтому прекрасно понимает, что этот исхудавший от голода мальчик играл на деньги не ради наживы: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение... » - говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это - единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!

Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.

2 вариант

Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества - доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.

Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна - прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Она старается «не принимать себя всерьез, понимать, что... может научить совсем немногому*. Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников - одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.

Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стремиться.

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 6

Тема: «Роль учителя в жизни ребенка» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)

Разработала: учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №2» Ганина А.Ж.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: формирование учебно-познавательного интереса к работе с текстом произведения; раскрытию мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности; раскрыть красоту характера молодой учительницы и её роль в жизни мальчика; показать роль произведений В.Г. Распутина в приобретении духовного и нравственного опыта его читателями.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД (Универсальные учебные действия)

регулятивные:

- формулировать ответы на вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов

познавательные:

-собирать, выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя

-формулировать новые знания совместными групповыми усилиями

личностные:

-выражать свое отношение к героям рассказа, к их поступкам, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы

коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, работа с текстом), индивидуальная (выразительное чтение, пересказ), групповая (практическая работа).

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФормируемыеУУД и предметные действия

I . Мотивационно-но-целевой этап

Время 10 мин.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

Организовать самостоятельное формулирование темы и постановку цели

1.Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Юные читатели, здравствуйте!

С каким настроением вы сегодня шли в школу?

Среди вас есть те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя! И есть те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

– Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу

– Почему он учился не в своей деревенской школе?

–Почему герою пришлось сразу повзрослеть?

– Как получилось, что он стал играть на деньги?

2.Задает вопросы проблемного характера: «Каким должен быть настоящий учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? 3.Обращает внимание ребят на эпиграф урока (слова В.Г.Распутина), просит прокомментировать его

4. Предлагает сформулировать цель урока

На жизненном пути каждого из нас случаются встречи с учителями. Конечно, определённую роль они играют в нашей жизни. Об учителях написаны песни, сложены стихи.Распутин тоже посвятил своё произведение учителю. На прошлом уроке мы говорили о мальчике – герое произведения. А о чём пойдет сегодня речь, раз уж мы заговорили об учителях? Какой будет тема нашего урока? Сформулируйте цель нашего урока. Каким должен быть настоящий учитель?

1.Настраиваются на учебную деятельность

Предполагаемые ответы:

Каждое утро иду в школу с радостью, хорошим настроением.

Не хочется идти в школу, скучно, строгие учителя.

2.Выдвигают свои предположения, озвучивают их.

(В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр)

(Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому)

(Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко)

Выдвигают свои предположения, озвучивают их.

4.Формулируюттему урока и цель собственной деятельности.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

II . Этап построения знаний (поиск решения проблемы / учебной задачи)

Время 10 мин.

Организовать осмысленное восприятие информации

1. Дает задания для работы, координирует действия обучающихся.

Выразительное чтение фрагмента (учебник с 99-100. со слов «Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало» и до слов «После уроков останешься..»)

Вопросы для беседы:

Какой вы увидели учительницу в этом эпизоде?

Как расцениваете поведение Тишкина? Это друг?

Каких последствий больше всего боялся мальчик, почему?

Какую беседу с директором школы рисовал в своём воображении мальчик? Объективны ли его представления о директоре и его методах воспитания?

    Выразительное чтение фрагмента (учебник с. 101-103, со слов «После уроков, замирая от страха. я ждал Лидию Михайловну» до слов «Я легко пообещал»).

Вопросы для беседы:

Какие черты характера открылись в Лидии Михайловне во время беседы с мальчиком? - Какие мысли и чувства испытывал мальчик?

Какие комментарии от имени учительницы делал он о себе и своём внешнем облике?

Чем закончился этот разговор для обоих?

2. Пересказ «История с посылкой»

Вопросы для беседы:

Почему учительница решила отправить посылку, какие намерения были у неё, о чём это говорит?

Почему затеянное учительницей не удалось?

2. Организует обмен сведениями

1.Читают текст, ищут ответы на вопросы, выделяют необходимую информацию, подчеркивают ключевые слова

2. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей

3. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы

Лидия Михайловна повела себя как мудрый и добрый педагог.

Повел себя Тишкин как предатель, трус.

Навряд ли это друг.Мальчик больше всего боялся отчисления из школы и возвращение в деревню с позором.

Мальчик рисовал в своем воображении картину линейки и расхаживающего взад и вперед рассерженного директора. Представления объективны, так как основаны на реальных случаях из школьной жизни.

Внимательное отношение к ученику. прямолинейность. озабоченность судьбой воспитанника.

Мальчик испывал чувство стыда, отчаяния, при этом не проявил трусости, а прямолинейно рассказал об игре на деньги.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прочитанного текста,структурировать знания

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные УУД:

обоснованно использовать в свое речи литературоведческие термины

III . Практический этап.

Время 15 мин.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

1. Работа в группах. (по эпизоду «Игра в замеряшки»)

1-я группа- ответить на вопрос: «Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?»

2-я группа – ответить на вопрос: «Какие черты характера учительницы и ученика раскрываются в этом эпизоде? считаете ли вы этот эпизод ключевым, почему?

3-я группа – ответить на вопрос: «совершила ли учительница педагогическое преступление? Прав ли директор школы?»

Чем закончилась эта история, мы уже знаем. Директор формально прав: Лидия Михайловна совершила своего рода педагогическое преступление, вовлекая ученика в игру на деньги. А давайте ещё раз вспомним, для чего она это делала?

И это оправдывает её. Она жертвует собой ради ученика. А это уже не преступление – а подвиг. Вы согласны с этим? Выскажите своё мнение.

А почему директор не захотел этого понять?

Но Распутин, рассказывая о директоре, упоминает о том, что тот воевал. Для чего?

2. Задает вопросы обобщающего характера.

Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип.

Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.

Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …доброты».Лидию Михайловну уволили. Она уехала к себе на родину.- Что она сказала мальчику прощаясь?- В чем, по-вашему, она видела свою вину?

Почему же Лидия Михайловна отправила мальчику вторую посылку?

Какую же роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика?

Каждая группа обдумывает ответ на свой вопрос, выбирает выступающего.

Формулируют ответы. (один обучающийся от группы)

Примерные ответы обучающихся.

1. Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником, потому что не знала, как еще помочь, ведь от ужина и от посылки мальчик отказался. Учительнице не хотелось, чтобы мальчик играл на улице и приходил в школу избитый.

2. Мы считаем этот эпизод ключевым, так как наиболее ярко показаны автором черты характера учительницы, непосредственность «она и сама была недалека от этой поры».

С формальной точки зрения поступок Лидии Михайловны – преступный – вовлечь в игру на деньги своего ученика, но если знать мотивы ее поступка, то совершенно противоположное мнение складывается об этом.

(Чтобы спасти от голода, позора, избиений, игры на деньги на улице.)

Высказывают свои мнения.

(Чёрствый душевно человек)

(Может быть, чтобы мы строго не судили этого человека. Ведь война могла сделать его таким)

(Скорее всего Лидия Михайловна не совсем вымышленный персонаж. Возможно у нее есть прообраз, прототип.)

«Тут виновата я…» Лидия Михайловна видела свою вину в том, что ее уволили, ведь она по собственной инициативе затеяла игру на деньги с учеником.

(Так как рассказчик никогда не видел яблоки).

Учительница французского языка Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла.
Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбила и не очернила его, а попыталась разобраться, что заставило мальчика так поступить. Поняв, что ребенок живет один, да еще и на гроши, Лидия Михайловна стала ему всячески помогать. Она приглашала его к себе домой для занятий французским языком. Но спустя некоторое время учительница предложила мальчику сыграть в «пристенок» , чем очень его удивила. Мальчишка чувствовал себя комфортно и уютно в окружении Лидии Михайловны, она стала ему опорой в его нелегкой жизни.
Когда директор узнал об игре на деньги, что в то время было запрещено, он уволил учительницу, но Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. И зимой она прислала мальчику посылку с красными яблоками, которые ребенок видел только на картинках. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым. Она помогла ребенку освоиться в этом жестоком и суровом мире.

Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стремиться.

Познавательные УУД:

Анализировать, делать выводы

Коммуникативные УУД:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

IV . Домашнее задание

Время 4 мин.

закрепление знаний

Дает задание написать сочинение «Учитель в моей жизни», «Письмо директору школы», «Хороший учитель. Каков он?», «Мой любимый учитель»

Пишут сочинение-рассуждение

Познавательные УУД:

составлять тексты различных жанров,

Личностные УУД:

выразить свое отношение к героям рассказа

V . Рефлексивно-оценочный этап

Время 6 мин.

Осмысление процесса и результата деятельности

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

Итак, ребята, проанализировав рассказ «Уроки французского», мы можем сделать вывод, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал « красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал и о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные ценности.

«Уроки французского» оказываются «уроками доброты» - Распутин в своем рассказе говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Меня впечатлил рассказ Валентина Распутина "Уроки французского", написанный простым и доступным языком. Он повествует о послевоенных годах и о жизни мальчика, который учиться в школе. Ему с трудом дается французский язык. Оказавшись в бедственном положении, мальчик получает помощь от учительницы французского.

Автор рассказа показывает замечательные качества героев. Это видно в поступках учительницы, которая бескорыстно заботится о своем ученике. Она не ищет выгоды и не думает только о себе. В трудных жизненных ситуациях немногие протягивают руку помощи. Делая добро, многие люди не получают ничего взамен, как и эта учительница. Она была уволена из-за того, что старалась делать добро. С нами может случиться так же. Важно не отчаиваться и помогать людям. В данном произведении мы видим, что преподаватель французского не сосредотачивался на своем предмете. Для этой женщины был важен сам человек и условия, в которых он живет. Она проявила понимание и сделала то, что могло бы облегчить жизнь ученика. Это учит нас тому, чтобы мы проявляли понимание к людям, видели в них хорошее и проявляли на деле свое сочувствие.

Действие рассказа происходит в послевоенные годы, школа находится в райцентре, куда едет учиться мальчик. Это непростые условия и ему приходится выживать и при этом учиться. Именно та учительница, предмет которой ему дается с трудом, проявляет к нему доброту. А близкий человек, знакомая его мамы, не проявляет такое сочувствие.

В каждой строчке произведения автор старается сделать акцент на высоких нравственных поступках героев. Мальчик, несмотря на застенчивость и робость, проявляет непревзойденную смелость и твердость духа. Учитель, несмотря на богатое положение и свой статус, проявляет смирение и учит мальчика на дому. Она делает для него своего рода подарок.

В эти годы люди сталкиваются со многими трудностями, но в то же время автор старается нести положительное и сосредоточивается на прекрасных картинах. Описание деревни и дворовых игр придают рассказу красивые тона.

Валентин Распутин знает, что такое жить в деревни и Сибири. В рассказе видны ноты глубоких деревенских оттенков. Эта история напоминает каждому человеку похожие ситуации в их жизни.

Мне понравился рассказ "Уроки французского". Такие "уроки французского" были главными в жизни героя, а не само знание этого языка. Я считаю, что поступки героев подают пример. Это один из лучших рассказов, потому что учит правильным вещам. Учит тем вещам, о которых не учат в школе. В данном же случае, роль отдельных учителей в жизни каждого ребенка на всю жизнь оставляет след. Всем нам запоминается тот учитель, который проявил живой интерес именно к тебе.

Вариант 2

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества.

Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами, но находит возможность отправить старшего сына продолжать обучение в районной школе. Его считали «башковитым», местные жители даже иногда обращались к нему за помощью, но в родной деревне была только начальная школа.

Мальчик переезжает в райцентр, к тете Наде, знакомой его матери, для поступления в пятый класс, но живется ему там несладко. В большом семействе не рады лишнему рту, редкие посылки из дома обворовываются и «ученик» голодает. Страдая малокровием, приходится покупать молоко на единственные пять рублей. От отчаяния, начинает играть с местными мальчишками на деньги, а те избивают его за частые выигрыши. Учеба в новой школе дается легко, кроме изучения французского. Учительница, узнав причину побоев ученика, решает помочь и приглашает к себе домой, под предлогом дополнительных занятий. Школьник старательно исправляет свое произношение и привыкает к новому человеку, но гордость не позволяет принимать жалость Лидии Михайловны. Когда все попытки накормить ребенка тщетны, она идет на хитрость, начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Директор школы, узнав о неподобающем поведении молодой учительницы, увольняет ее. Она навсегда уезжает к себе на Кубань.

«Уроки французского» - это невероятно трогательный, щемящий душу рассказ. Читатель словно «погружается» в реалии того времени, когда светлому будущему только предстояло наступить. В основе произведения лежит реальная история из жизни автора, поэтому имя главного героя не указывается. Но, не смотря на обезличивание, он имеет ярковыраженый характер. Мальчик страдает малокровием, голодает, часто бывает избит, находится вдалеке от близких и чувствует себя совершенно лишним в чужой семье, будто сама жизнь проверяет его на прочность и он с честью проходит все испытания. Читатель глубоко сопереживает ребенку. Но герой удивляет нас своей силой воли и моральными качествами. Играя с ребятами на деньги, не тратит выигрыш бездумно, а покупает пропитание. Он бескорыстный, играет, только из-за острой нужды и ни под каким предлогом не принимает помощь от посторонних.

Учитель французского приезжая и отличается от местных. Главному герою она кажется статной, будто из другого мира, он стыдится своего «положения» перед ней. Лидия Михайловна стала единственным неравнодушным человеком для маленького мальчика, оказавшимся далеко от дома, в жестоком мире. Ее, самоотверженность и сильное желание помочь восхищают, заставляют верить в людей.

Валентин Григорьевич сохранил в своем сердце и пронес через всю жизнь теплые воспоминания о Лидии Михайловне. Мальчик вырос и стал знаменитым русским писателем, но не забыл самый главный урок, который она ему преподала – быть человеком!

Несколько интересных сочинений

    Мечты могут работать как во вред, так и на благо. Фантазии о том, что никогда не сможет сбыться, с одной стороны могут стать фактором движения человека, могут заставить его двигаться вперёд, а особенно если его окружение настойчиво твердит

    Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.

  • Сочинение Характеристика 3 братьев в сказке Конек-горбунок 4 класс

    Тема семьи занимает важное место в литературе. Без описания близких герою лиц, его характеристика не может быть полной. Поэтому Пётр Ершов начинает повествование в своей сказке «Конёк-горбунок

  • Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

    Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

  • Нравственные итоги в пьесе Гроза Островского

    Пьеса «Гроза « была написана в 1859-м году. В ней А.Н. Островский на протяжении всего произведения поднимает разные нравственные проблемы. В пьесе описан маленький провинциальный городок Калинова