Анализ сказки пропала совесть салтыкова-щедрина сочинение. Урок по литературе «М.Е

В этой статье подробно рассмотрено произведение Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Краткое содержание и анализ затронут те особенные нравственные струны души человека и общества в целом. Вопрос, интересующий людей не одно столетие, который следует в первую очередь понять: «Что же это такое - совесть?» Цензор, контролер, внутренний голос? Зачем она нужна, если без нее становится так спокойно? Об этом и многом другом рассказано в статье, посвященной такой непростой теме, затронутой в произведении выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация - из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой. А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».

Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести - пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора - владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка - подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» - своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но скорее всего это было мытарство, которое несет за собой страдания, скитания. Совесть попадает к Ловцу. Автор не дает имя своему персонажу, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивает сущность этого человека. В чем же его вина? В отличие от двух первых персонажей, один из которых губил себя, а другой - других, то в этом случае грех Ловца велик и тяжел, он - взяточник.

Следующий владелец совести уже совсем другой человек, автор рисует картину благополучного семейства банкира, но крайняя расчетливость - и есть порок героя, который даже совесть продает исподтишка. Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализ которой заставляет невольно задуматься о глобальности и глубины вопроса, о том, есть ли вообще в нашем мире место совести? Как одновременно просто и сложно поступать по совести, но как же легко становится на душе, когда она чиста. Как дышится, как живется по-новому!

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть - это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители - это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Возложенные надежды

В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню - совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» - спросите вы. Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды.

Заключение

В заключении, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации. Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, проанализированное в нашей статье, мы надеемся, даст пищу для ума и затронет струны вашей души, поможет сделать правильный выбор, подарит покой.

Сказка, не более как сказка,

а между тем высокая трагедия...

И. Крамской

М. Е. Салтыков-Щедрин был писателем разносторонне талантливым. Он писал романы, рассказы, очерки, хроники, статьи. Особенно популярным среди народа сделали Щедрина его сказки.

Сказки имеют подзаголовок «Для детей изрядного возраста», и это говорит о том, что сказочная иносказательная форма выбрана для того, чтобы иметь воз-можность высказывать мысли, которые в другой форме высказывать опасно. При-кидываясь простачком, сатирик говорит о делах совсем не сказочных.

Сказки писались Щедриным в конце жизни и как будто подводили итоги его Многолетнего литературного труда. В них соединялись фантастическое и реальное, комическое и трагическое, гипербола и эзоповский язык.

В сказках писателя есть и свирепые, невежественные правители («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Дикий помещик»), и трудолюбивый народ, покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»), и народ, пробуждающийся и ищущий правду («Ворон-челобитчик»).

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Ее выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Писатель широко пользуется приемом иносказания: под видом животных и птиц изображает представителей различных общественных классов и групп. Опираясь на;народную традицию, используя образы и народную речь, наполненную народным юмором, Щедрин создал произведения, цель которых — пробудить народ. Великий сатирик стремился сделать так, чтобы «дети изрядного возраста» перестали быть деть-ми. Необычность сказок писателя в том, что он не предлагает читателям понятные сопоставления, а сталкивает такие стороны жизни человека и животных, которые до него никто не замечал. Иногда просто невозможно понять, о ком идет речь: «Карась — рыба смирная и к идеализму склонная».

Сказка превращалась у Щедрина в политическую сатиру. Каждый образ был направлен против царствующих орлов, прекраснодушных карасей, умеренно-либеральных пискарей.

С грустью и сочувствием говорит писатель о долготерпении народа, о его наивных политических иллюзиях. Он хочет показать, что невозможно мужику ужиться с прожорливыми щуками и медведями на воеводстве, и объяснить угнетенному народу, что тот сам является могучей и грозной силой для отпора царствующим хищникам и борьбы с ними.

К сожалению, в жизни часто побеждает зло, а не добро, и в этом истинная тра-гичность сказки «Карась-идеалист», прочитав которую художник И. Крамской сказал: «Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия». Материал с сайта

Трагическое положение закабаленного, ограбленного и бесправного народа, его каторжный труд, плоды которого достаются «пустоплясам», показаны в сказке «Коняга». Образ Коняги — символ угнетенного, измученного народа, к которому автор относится с величайшим сочувствием. Именно на него возлагает он надежды на новую жизнь: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коня-ге», — уверенно пишет автор.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина вот уже более ста лет несут неумирающие идеи сатиры. Они и сегодня читаются с большим интересом, потому что и сегодня их персонажи живут среди нас.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ сказки пропала совесть салтыков-щедрин
  • особенности сказки пропала совесть
  • пропала совесть анализ
  • сочинение юмор салтыкова щедрина

Урок по литературе в 10 классе

«М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»

Слайды

Цели.

Образовательные.

    Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

    Совершенствовать навыки анализа текста.

    Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX

Развивающие.

Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;

    Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.

    Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

    Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.

Воспитательные.

    Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию;

    Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

Стадия вызова 1. Вступительное слово учителя. А) Знакомства с рассказом А. И. Куприна "Исполины". Учитель гимназии, преподающий словесность, господин Костыка, изменил идеалам молодости, становится бездушным чиновником. Однажды, обидевшись на весь белый свет, он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, "приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов, и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке" , висят у него в кабинете. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки Пушкину, Лермонтову, Гоголю. "Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, -- глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это -- глаза Щедрина.] - Ваше превосходительство... -- залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: - Раб, предатель и... Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями..."

Б) Вопросы для беседы

- Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста). - Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? (Видит человека насквозь)
    Как понять смысл названия рассказа? (ИСПОЛИН - великан, богатырь. В переносном смысле - выдающийся деятель в какой-либо области. C-Щ выдающийся писатель в области сатиры).

мне не нужна. кто-то знает, как от нее избавится?
Крепче всего спит не тот, у кого чистая совесть, а тот у кого её отродясь не было.
    Работа над литературными терминами. Перепутанные цепочки: найти соответствие между термином и понятием.

    САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

    ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

    ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.

    ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

    АНАФРИЗ – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении

5.Идейно-тематическое своеобразие сказок. Перепутанные цепочки: найти соответствие между сказками и идейно-тематическим понятием. Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»). Сатира на господствующее сословие («Дикий помещик» " Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил "). Обличение бездеятельных либералов и трусость обывателей («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист»). Изображение угнетенного народа («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") Обличение нравственных пороков («Вяленая вобла», «Ррождественская сказка», «Попала совесть»)
Стадия осмысления
А) Беседа .

Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце; совесть - незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; эта ведьма:
А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь"

- А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью. "Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках", - написано в книге Романа Янушкявисюса "Основы нравственности" - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести? Это нормально или нет? - Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть? Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдиться своих плохих поступков, он никогда не станет ни честным, ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда.

Б) Морфемный анализ слова

Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части.

(На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ).

Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. (Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, …)

-Что эти слова обозначают? (Совместное действие).

-С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом)

-А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни)


Г) Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл. За совесть да за честь - хоть голову снесть Без стыда лица не износишь. Когда совесть раздавали, его дома не было. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. Без совести и при большом уме не проживешь. Нечистая совесть спать не даёт. Хоть мошна пуста, да совесть чиста. Богатый совести не купит, а свою погубит.
Где говорят деньги, там молчит совесть. Говори по делу, живи по совести Совесть мучит, снедает, томит и убивает.

Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы.

-Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

-Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.


г) Работа в группах. (Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам).

Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая.

Задания группам..

Как попадает совесть к пьянице?

Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть?

Каким он выглядит?

Кто такой Прохорыч?

Что почувствовал Прохорыч, получив совесть?

Каким он выглядит?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кто такой Ловец?

Что сделала совесть с надзирателем?

Меняется ли он?

Каким образом расстаётся с совестью?

Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье.

Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть?

Как избавляется от неё?

Что почувствовал, когда избавился от совести?

Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.

Примерные ответы.

1 группа рассматривает образ пьяницы.

Как совесть к нему попала? (Позарился с пьяных глаз)

Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.)

Каким он выглядит? (Жалким.)

Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу).

2 группа рассматривает образ Прохорыча.

Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей).

Что он почувствовал, когда получил совесть? (Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.)

Каким он выглядит? (Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть)

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется).

3 группа рассматривает образ Ловца.

Кто такой Ловец? (Надзиратель).

Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих)

Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть).

Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому).

4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого.

Кем является герой? Расскажите о его семье.

Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания).

Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу)

Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»).

Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда»


д) Беседа.

А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры из СМИ

Звучит спокойная музыка . (А. Бородин « Струнный квартет № 2. Ноктюрн.). на фоне музыки показать фото из современной жизни.

Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки).

А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки.

Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу .

Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом (обращение к таблице)?

Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался .

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин.


Работа с рисунком.

Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую.

Защита проекта.

Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый - это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья - полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть…»)


Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.

Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.

Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.

Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.

Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.

Вариант 2

Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.

Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.

Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.

Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.

Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.

А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.

И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.

Идея, тема, смысл

Несколько интересных сочинений

  • Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим? Итоговое сочинение

    В реальной жизни мы постоянно видим пример жестокого отношения к животным. Они поднимают вопрос о том, насколько допустимо подобное поведение и где границы, за которыми требовательность переходит в жестокость.

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

  • Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте

  • Характеристика и образ Анны Одинцовой в романе Отцы и дети сочинение

    Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

  • Сочинение Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке

    еловек очень чувственное создание. Одной из ее постоянных нужд является выражение своих эмоций. Конечно, есть разные люди. У каждого свой характер, своя натура.