Анализ стихотворения «Осень» Карамзина Н. М

3 309 0

Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в лучших традициях европейского сентиментализма. Карамзин с юности увлекался немецкой и французской литературой, мечтая проявить себя на этом поприще, однако по желанию отца вынужден был строить сперва военную, а после политическую карьеру. В так любимую Европу ему удалось попасть лишь в зрелом возрасте, разменяв пятый десяток. Тем не менее, поездка оказалась весьма успешной, и благодаря ей русская литература обогатилась новым жанром – путевыми заметками. Также в этот период был создан целый цикл очень сентиментальных стихов с легким философским налетом, одним из которых стало произведение , написанное в Женеве (1789 год).

Первая часть этого стихотворения носит описательный характер – поэт рассказывает о красоте европейской природы, попутно пытаясь найти в ней черты родных лугов и лесов. Однако дубрава видится автору мрачной, поэт отмечает, что «пение в рощах умолкло», и запоздалые стаи птиц улетают на юг. Мастерски нарисовав безрадостную, полную тоски и безысходности картину, обращается к неизвестному страннику, призывая его утешиться, так как изменения в природе временны. «Все оживится, все обновится весною», - отмечает поэт, привнося нотки оптимизма в стихотворения и напоминая всем нам о том, что жизнь циклична. За осенью непременно приходит зима, укрывая землю белоснежным одеялом, а с наступлением весны «снова Природа восстанет в брачной одежде».

При этом Карамзин отмечает, что подобная смена времен года очень похожа на человеческую жизнь, состоящую из различных периодов. Молодость у поэта ассоциируется с весной, зрелость с летом, а осень является первым признаком надвигающейся старости. Но если природа живет по своим законам, и с наступлением весны весь мир преображается, то человек лишен возможности такого обновления. Именно поэтому «старец весною чувствует хладную зиму ветхия жизни».

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

"Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение, зародившееся до него, но выразившееся полноценно именно в его творчестве" .

Одной из особенностей русского сентиментализма было особое отношение к природе. Пейзаж в произведениях писателей С. получает эмоциональную характеристику -- это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В полной мере это воспринял и Карамзин. "Едва ли не главная заслуга его заслуга как пейзажиста - осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова "Природа", "Натура" пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства "воспитания души"" .. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе. Михаил Эпштейн пишет в книге "Природа, мир, тайник вселенной": "Создатель унылого, печального пейзажа, пронизанного мотивами томления, увядания, прощания с жизнью ("Осень", 1789; и др.), Карамзин предвосхитил скорбную, "рыдальческую" линию в развитии русского чувства природы (Н. Некрасов, А. Белый и др.). Введя мотив несоответствия между состояниями природы и души ("Весенняя песнь меланхолика", 1788; "К самому себе", 1795), заложил основу для психологизма в лирике".

Природа у Карамзина - живой единый организм, чьё существование неразрывно слито с существованием Человека. Можно сказать, что одним из признаков для писателя была тесная связь с природой (Лиза - как существо, выросшее среди лугов и полей и Эраст - как дитя города).

"Характерна также деформация, которую претерпел культ природы, свойственный западным сентименталистам, в творчестве Карамзина. Карамзина тянет в природу, красоты которой он умеет и ценить и изображать, подальше от бурь общественной жизни, в мирную обстановку деревни, где помещики -- отцы своих крестьян, и крестьяне благополучны в меру своего трудолюбия, покорности и "добродетели". "Руссоизм" стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики. Само собой разумеется, что относительная реалистическая зоркость западных сентименталистов была в сильной мере ограничена у Карамзина идеализацией существующего мира, бытовой реализм западных сентименталистов -- орудие вскрытия противоречий жизни -- заменялся у него рисовкой бытовых деталей, наблюденных через розовые очки" .

Единственная подлинная тема такого искусства -- это внутренний мир человека, во всей пестроте индивидуальных переживаний, от возвышенного пафоса и до бытовых случайностей.

Слайд 2

Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.

Слайд 3

Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.

Слайд 4

Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.

Слайд 5

Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.

Слайд 6

Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.

Слайд 7

Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,

Слайд 8

Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.

Слайд 9

Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

Слайд 10

Работа со словом

1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.

Слайд 11

4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»

Слайд 12

Вопросы и задания

1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.

Слайд 13

4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Слайд 14

Источники

http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.

Посмотреть все слайды

Многие Карамзина знают по его знаменитому произведению , но вот сегодня для меня писатель открылся с другой стороны, ведь я прочитала его поэтические произведения, в которых также виден талант писателя. Наиболее запомнился мне стих Осень, и именно стихотворения Осень Карамзина нам задали в 9 классе.

Анализ стихотворения Осень Карамзина

Работая над анализом стихотворения Осень Карамзина, вкратце стоит отметить, что оно написано в духе сентиментализма и в этом же духе написаны все работы писателя. Написано произведение в 1789 году автором, когда он находился в Женеве. Скорее всего в произведении автор описывает европейскую природу, но при этом он проводит параллель с природой русской, о которой он вспоминает с грустью.

В «Осени» мы видим описание осенней природы так, как оно есть. То есть, веют ветры, дубрава мрачная, на землю не опадают, а валятся листья. Все вокруг пустеет, пение птиц прекращается, перелетные птицы покидают наши края, чтобы улететь на юг. На землю опускаются туманы, и странник, который оказался на холме, смотрит на увядающую природу и вздыхает. Ведь в данный момент природа увядает, но не все так плохо, ведь круговорот в природе неизбежен и все равно наступит весна с ее обновлением и вернется жизнь с ее красками. Горько лишь от того, что жизнь человека не обновляется, и пройдя такие периоды своей жизни, как детство, юность, взрослую жизнь и старость, что ассоциируется с временами года: весной, летом, осенью и зимой соответственно, человек не может вернуться вновь в детство. Поэтому писатель и пишет, что старик даже весной чувствует зиму ветхия жизни.

Русский литератор Н.М. Карамзин во время долгожданной поездки по странам Европы написал серию стихотворных произведений в стиле сентиментализма. Посещение в 1789 году Швейцарии, а именно – города Женевы, вдохновило его на создание стиха с обыденным неприметным названием – «Осень», но с глубоким философским смыслом.

В содержании произведения можно образно выделить несколько сюжетных линий. Начинается оно со словесной зарисовки пейзажа природы: в темной роще гуляет холодный ветер, срывая наземь пожелтевшую листву; цветущие и плодоносящие не так давно сады приобрели пустынный вид; затих птичий щебет, последние гуси покидают заброшенную природу; невзрачный серый туман окутал долину своей пеленой.

Дальше описание природных изменений резко прерывается и выступает перед читателями следующая сцена: поэт вводит в содержание стихотворения персонажа – загадочного странника. Этот герой, вполне вероятно, является проекцией личности самого стихотворца. Лирический герой пребывает в состоянии

меланхолическом, он погружен в мрачные думы, все в его образе выразительно повествует о подавленном настроении: печальный взгляд на описанную выше картину, унылое вздыхание. Карамзин в следующих строках обращается к тоскливому страннику с жизнеутверждающими речами. Как будто желая пробудить его от навеянного увяданием природы сна, поэт говорит: «утешься!». Ободряющие слова о наступлении весны затем сменяются вновь неутешительными размышлениями. Завершающая сцена – упоминание о старце, для которого зима жизни наступает и весной вопреки возрождению окружающей природы.

«Осень» заставляет читателя оживиться, задуматься о собственной жизни, возрадоваться любому состоянию погоды пока не пришел закат существования – неизбежная старость и смерть. Вечная сменность времен года противопоставляется тленности человеческого жизненного пути.

«Осень» написана белым стихом: отсутствие такой важной составляющей стихотворения как рифма не ощущается благодаря слаженному ритму и чередованию метра. Строки дактиля сменяются хореем. Протяжность трехсложного дактиля и прерывистость двухсложного стихотворного размера позволяет добиться элегического настроения.