Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц. Анализ стихотворения заболоцкого о красоте человеческих лиц

Сочинение

Творчество Н. Заблоцкого многогранно. Это поэт — мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней.

Необычно стихотворение «О красоте человеческих лиц». Само название говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Заболоцкий — не единственный поэт-мыслитель, который осмысливает эту эстетическую категорию. Но решает поэт этот вопрос по-своему, оригинально.

Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею различных лиц. Лица — всё равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции, принадлежат разным владельцам, так же различны и лица: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом…"

В этих строках Заболоцкий говорит о людях, красивых внешне. Красота — это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Внешняя красота пуста.

Есть и иные лица: «…подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие.

Особо поэт выделяет «маленькую хижинку». Это отдельная развёрнутая метафора. Он называет хижину «неказистой и небогатой», то есть лицо этого человека было, на первый взгляд, неприметным. В нем не было броской красоты, затмевающей всё вокруг. Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Далее автор делает заключение:

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Автор не случайно употребляет в этих строках приподнятую лексику. Здесь содержится идея стихотворения. Самое главное в человеке не внешняя красота, а внутренняя, красота души. Именно такая красота делает лицо живым, одухотворённым. Она притягивает к себе других, вызывает положительные эмоции, заставляет человека петь, делает его счастливым.

Интересно стихотворение «Некрасивая девочка». Здесь также звучит тема красоты. Это бытовая зарисовка, заканчивающаяся отвлечённым рассуждением, моралью. В стихотворении есть сюжет. Герой видит на улице играющую с другими детьми девочку, которая ещё не знает, что она «лишь бедная дурнушка», «лягушонок». Автор задумывается о дальнейшей судьбе девочки:

…будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Поэт верит, что жизнь не сломает её души, такой чистой, непосредственной, открытой миру. Он убежден, что главное в человеке — «младенческая грация души». В последних строках лежит гуманистическая идея:

… что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Истинная красота — это безудержное «счастье бытия», которое рождается от соединения своего счастья с общим.

Философская мысль заложена и в стихотворении «Старая актриса». Стихотворение также сюжетно. В нем раскрывается образ уже немолодой актрисы, красота и слава которой осталась в её памяти и в вещах:

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,

Здесь дыхание южных растений,

И они её образ, годам вопреки,

Сохранят для юных поколений.

Но актриса, со своим блистательным прошлым, со своим талантом и воспоминаниями о былой красоте, оказывается жестокой:

И не важно, не важно, что в дальнем углу,

В полутёмном и низком подвале,

Бесприютная девочка спит на полу,

На тряпичном своём одеяле.

Поэт говорит о совмещении в героине житейской мелочности и таланта, о «неразумной силе искусства, подымающей над миром такие сердца».

Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье её обладателю и окружающим.

Найдите пожалуйста выразительные средства из стихотворения В.Маяковского "Необычайное приключение летом на даче",пожалуйста)

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла -
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы -
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею -
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать -
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого -
жара с ума сводила,
но я ему -
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
- Поди, попробуй! -
А вот идешь -
взялось идти,
идешь - и светишь в оба!»
Болтали так до темноты -
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг - я
во всю светаю мочь -
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Выписать возможные художественно-выразительные средства из стихотворения Бальмонта "Я в этот мир пришел..."

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь... Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

Пережив множество сложных ситуаций – ссылку в лагеря, разрыв с женой, – Н. Заболоцкий научился тонко чувствовать человеческую натуру. Он мог угадать, о чем думает собеседник по выражению лица или интонации. В зрелом возрасте поэт написал произведение «О красоте человеческих лиц» (1955).

Тема стихотворения – человеческое лицо как зеркало души. Поэт утверждает, что скульптором наших лиц является внутреннее состояние, которое может придать величия или жалкости. Внимательно читая произведение, нетрудно догадаться, какие обличья являются идеалом красоты для самого автора.

Ключевые образы стиха – человеческие лица. Автор создает целую галерею их, проводя параллели с архитектурными сооружениями пышными порталами, жалкими лачугами, темницами и башнями. Н. Заболоцкий оригинально описывает человеческое одиночество: «Другие - как башни, в которых давно // Никто не живет и не смотрит в окно». Кажется, в строчках стихотворенья лица теряют человеческий облик, превращаясь в маски.

Среди всех «домов»-обличий Н. Заболоцкий выделяет «малую хижинку». Она не отличается красотой или изящностью, но излучает «дыхание весеннего дня», которое как бы намекает на душевное богатство. Напоследок поэт говорит о лицах подобных песням, которые издают ноты похожие на солнце. Последние два типа лиц являются эталоном красоты для автора, хоть прямо об этом он и не говорит.

Произведение «О красоте человеческих лиц» Н. Заболоцкого построено на контрасте: «жалкое» - «великое», «неоказистое» – «подобие ликующих песен». Между противоположными образами автор пытается сохранить плавный переход, который можно наблюдать между лицами в толпе людей. Он не критикует некрасивые «хижины» понимая, что очень часто внешность – результат жизненных обстоятельств.

Главное художественное средство в произведение – метафора. Практически в каждой строке автор создает метафорический образ дома, символизирующий лицо. Важную роль играют и сравнения, выполняя в этом стихе те же функции, что и метафора: «лица, подобные пышным порталам», «… лица, закрыты решетками, словно темница». Дополнительный троп – эпитеты: «малая хижинка», хижинка «неоказиста, небогата», «жалкая лачуга». Они помогают уточнить детали, ярче передать авторскую мысль, реализовать идею.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» не поделено на строфы, хоть по смыслу в нем четко выделяются катрены. Такая композиция, вероятно, символизирует совокупность разных лиц, за которыми мы можем наблюдать ежедневно. Рифма в стихе параллельная, стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. Спокойный интонационный рисунок произведения только раз прерывается восклицанием, выражающим восхищение автора. Ритмическая и интонационная организация текста гармонично сплетаются с его содержанием и композицией.

Стих Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» раскрывает вечную тему взаимозависимости души и внешности, но автор не идет дорожками, протоптанными другими писателями, облачая свои мысли в оригинальную художественную форму.

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом. Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

    Шотландский поэт Роберт Бернс в своем стихотворении «Честная бедность» рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью. В стихотворении противопоставлены бедные,...

    Александр Александрович Блок-это поистине великий выдающийся поэт XX столетия.Мне кажется, правы те,кто говорили,что истинный поэт-лишь тот,кто живет одной жизнью с Родиной,разделяет ее судьбу в моменты всеобщего горя и счастья,тот,кто в своих произведения...

  1. Новое!

    Лирическому герою Н.М. Рубцова присуще обостренное чувство времени. Причудливое соединение ощущений неуловимой зыбкости каждого мига бытия и глубинного постоянства вечности особенно ярко выражено в стихотворении «Душа хранит», которое Н.М. Рубцов, по...

  2. Известно, что «Из Пиндемонти» - оригинальное произведение, а не перевод. Сначала стихотворение было озаглавлено иначе- «Из Пиндемонти» имя этого французского поэта Пушкин вычеркнул, скорей всего, из опасения, что русские читатели могли подумать, будто...

  3. Новое!

«О красоте человеческих лиц» Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Поэт Николай Заболоцкий очень тонко чувствовал людей и умел охарактеризовать их по нескольким чертам или же случайно оброненным фразам. Однако автор считал, что больше всего о человеке может рассказать его лицо, управлять которым очень сложно. Действительно, уголки губ, морщины на лбу или же ямочки на щеках указывают на то, какие эмоции испытывают люди еще до того, как прямо скажут об этом. С годами эти эмоции откладывают на лицах свой неизгладимый отпечаток, «читать» который не менее забавно и интересно, чем увлекательную книгу.

Именно о таком «чтении» рассказывает в своем стихотворении «О красоте человеческих лиц» автор. Это произведение было написано в 1955 году – на заре жизни поэта. Опыт и природная интуиция позволили ему к этому моменту безошибочно определять внутреннее «содержание» любого собеседника всего лишь по движению бровей. В этом стихотворении поэт дает классификацию различным людям, и она оказывается удивительно меткой. Действительно, даже сегодня без труда можно встретить лица, «подобные пышным порталам», которые принадлежат людям, не представляющим из себя ничего особенного, но при этом пытающимся выглядеть весомее и значимее. Другая разновидность подобных индивидуумов, по мнению автора, вместо лиц имеет «подобия жалких лачуг», В отличие от напыщенных особ такие люди осознают свою никчемность и не пытаются ее маскировать под умными взглядами и скептически скривленными губами. Лица-башни и лица-темницы принадлежат тем, кто практически полностью закрыт для общения по различным причинам. Отчужденность, высокомерие, личная трагедия, самодостаточность – все эти качества также отражаются в мимике и движении глаз, не оставаясь незамеченными со стороны поэта. Самому же автору импонируют лица, которые напоминают маленькие хижины, где из окон «струилось дыханье весеннего дня». Такие лица, как утверждает Заболоцкий, подобны «ликующей песне», потому что наполнены радостью, открыты для каждого и настолько доброжелательны, что в них хочется вглядываться снова и снова. «Из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот», — отмечает автор, подчеркивая, что внутренняя, душевная красота каждого человека всегда непременно отражается на лице и является определенным барометром благополучия всего общества. Правда, далеко не все умеют «читать» мимику и получать удовольствие от познания людей через их лица.