Анатомия диких животных для скульптора. Пластическая анатомия четвероногих животных и птиц

О писывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.

Во втором издании книги «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц » (первое вышло в 1971 году) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст.

Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использована в практической работе художника.

«Чувствовать, знать, уметь – полное искусство», - определяет выдающийся художник – педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы использовать ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии…» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли применять их на деле? Нет! Нет! И нет!».

Умеют ли наши современники – художники применять на деле знания пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников – педагогов, в том числе и автора этой книги.

В предисловии к первому, далеко не совершенному изданию книги «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц», автор писал, что большинство учебников по пластической анатомии не до конца соответствуют задаче, которую преследует ее изучение, - оказанию прямой помощи учащимся в работе над овладением формой. Учебники сообщают об отдельных элементах формы: костях, суставах, мышцах, но ничего не говорят о том, как эти отдельные формы собрать в единое целое. В учебниках ничего не сказано об общей конструктивной связующей роли скелета, о взаимодействиях частей скелета в пространстве, об образовании обобщенных мышечных массивов, о вхождении одних массивов в другие, то есть о мышечной связи. Тем более ничего не сказано о самом главном – завершающем этапе изучения пластической анатомии – анатомическом построении рисунка.

Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добросовестно, с полным знанием фактического материала, но с таким «отрывом от производства», что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют объемного анатомического построения (хотя и изучают анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку.

Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением характерна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.

Автор книги «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц» по образованию врач – анатом и одновременно художник – профессионал, испытавший на себе в полной мере эту разобщенность, сам ощупью, с большим трудом преодолел ее, и в процессе преподавания постепенно освоил пластическую анатомию как единую изобразительную дисциплину, включающую и сведения по пластической анатомии, и анатомическое построение.

При работе над этой книгой автор попытался восполнить пробел, о котором здесь говорится, и изложить предмет как единую изобразительную дисциплину. Кроме того, на основах сравнительной анатомии, то есть наглядно сравнивая и проводя параллели межу анатомическим строением человека, четвероногих животных и птиц, автор дополнительно изложил необходимые учащимся краткие сведения об анатомическом строении животных и методике их изображения на конструктивных анатомических основах.

Не увеличивая количества излагаемого фактического материала (костей, суставов, мышц, которые влияют на внешнюю форму и были уже описаны в первом издании), автор обратил основное внимание на пластическую часть изложения.

Во втором издании значительно расширены и уточнены предварительные пластические обзоры участков живого тела, соответствующие тому конкретному анатомическому материалу, который в данный момент описывается. Учащийся или в аудитории на живой модели или дома на себе может сразу получить конкретное представление о той части общего (живого тела) тела, которое он в данный момент изучает.

Автор надеемся, что второе пересмотренное и расширенное издание будет принято учащимися не хуже первого, тем более, что несмотря на необходимость строго придерживаться определенной программы (а может быть, именно поэтому) книга кроме учащихся может быть полезна широкому кругу художников и послужить самоучителем и справочником для лиц, не изучавших пластическую анатомию.

Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц | М. Ц. Рабинович | Купить книги | ISBN 978-5-9916-7581-9

Скачать книгу «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц» бесплатно в ознакомительных целях!

Смотрите также другие материалы:

Название : Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля. Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст. Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.

«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли применять их на деле? Нет! Нет! И нет"»
Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, н если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов, в том числе и автора этой книги.
В предисловии к первому, далеко не совершенному изданию этой книги, автор писал, что большинство учебников по пластической анатомии не до конца соответствуют задаче, которую преследует ее изучение, - оказанию прямой помощи учащимся в работе над овладением формой. Учебники сообщают об отдельных элементах формы: костях, суставах, мышцах, но ничего не говорят о том, как эти отдельные формы собрать в единое целое. В учебниках ничего не сказано об обшей конструктивной связующей роли скелета, о взаимоотношениях частей скелета в пространстве, об образовании обобщенных мышечных массивов, о вхождении одних массивов в другие, т. е. о мышечной связи. Тем более ничего не сказано о самом главном - завершающем этапе изучения пластической анатомии - анатомическом построении рисунка.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Введение 5
Учение о костях 15
Общее понятие о скелете 15
Соединения костей между собой - швы, хрящей, суставы 16
Скелет туловища 18
Позвоночный столб 18
Грудная клетка 20
Кости таза (или тазового пояса) 22
Суставы, сращения, движения и пластика туловища 23
Скелет свободной нижней конечности - ноги 27
Бедренная кость 27
Кости голени 29
Скелет стопы 31
Суставы, движения и пластика нижней конечности 33
Скелет плечевого пояса 37
Скелет свободной верхней конечности - руки 39
Плечевая кость 39
Кости предплечья 40
Скелет кисти 43
Суставы кисти, ее движения и пластика 45
Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки 46
Череп 49
Мозговой череп 51
Лицевой череп 53
Движения, пластика и построение головы 55
Разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры и объемное ее построение на основе скелета и обобщенных мышечных массивов 58
Учение о мышцах 70
Мышцы туловища 74
Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение 79
Мышцы таза и бедра 81
Мышцы таза 81
Мышцы бедра 85
Мышцы голени и стопы 89
Мышцы голени 90
Мышцы стопы 93
Движения, пластика и построение ног и таза 94
Мышцы плечевого пояса 98
Мышцы, двигающие плечевой пояс 100
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 104
Мышцы, идущие от туловища к плечу 105
Мышцы руки 108
Мышцы плеча ПО
Мышцы предплечья 111
Мышцы и пластика кисти 115
Движения» пластика и построение плечевого пояса и руки 118
Мышцы и пластика шеи 122
Пластика, движения и построение шеи с головой 128
Мышцы головы, ее детали и пластическая анатомия органов чувств 130
Мимические мышцы 133
Жевательные мышцы 141
Глаз 143
Нос 146
Рот 147
Ухо 148
Центр тяжести и равновесие 149
Пропорции 152
Разбор и построение фигуры на основе скелета и мышц 155
Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом» 155
Таблица IL В И. Суриков, «Борец» 158
Таблица IIL А- П. Лосенко. «Натурщик, сидящий на камне» (этюд маслом) 159
Таблица IV, А. И. Иванов, «Натурщик» . 162
Возникновение контура и его роль в работе над изображением человека 165
Раздел II ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Краткий очерк пластической анатомии четвероногих животных 167
Млекопитающие 167
Лягушка, ящерица 184
Краткий очерк пластической анатомии птиц 185
Литература 189
Приложение (иллюстрации) 190


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - Книгу - Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - depositfiles.com

Коты управляют Интернетом! Без сомнения однажды они окончательно захватят контроль над миром в общем и человечеством в частности. Рисуя котов, вы сможете понять из чего они сделаны на самом деле. А врага нужно знать в лицо А если серьезно, то в этом уроке мы познакомимся с анатомическим строением кошек и узнаем как правильно изображать их в иллюстрациях.

Финальный результат

1. Структура кошачьего скелета

Шаг 1

Изучение строения скелета — первый шаг к рисованию правдоподобной позы. На костях держится все остальное, и именно они в первую очередь определяют диапазон возможного движения тела.

Шаг 2

К счастью, нам необязательно запоминать форму каждой кости. Достаточно запомнить их длину и места, в которых они соединяются друг с другом. Хорошая новость также состоит в том, что большинство четвероногих животных имеют схожую структуру скелета. Разнятся лишь длина костей и расстояния между ними. Выучите этот материал сейчас, и вам не понадобится вновь возвращаться к подобным базовым моментам.

Вам нужно запомнить строение скелета как группу овалов (суставы, череп, грудь, бедра) и линий (кости, позвоночник). После того как вы запомните это, вы сможете нарисовать любую кошачью позу.

Шаг 3

Есть еще один момент, который нужно запомнить: у каждого сустава своя амплитуда движения. Если вы нарушите эти ограничения, ваш кот будет выглядеть сломанным. Чтобы понять этот диапазон, посмотрите внимательно на анимированную картинку ниже. Во время бега кошка использует свои суставы в полной амплитуде. Как видите, все движения выглядят естественно.


Что стоит заметить:

  1. Начало прыжка. Задние лапы отталкиваются от земли.
  2. Когда задние лапы движутся назад, передние выполняют движение вперед.
  3. Когда лапы отталкиваются от земли, часть туловища к которым они прикреплены остается на исходной высоте. Вторая же часть тела может устремляться вверх.
  4. Заметьте, что кости лап никогда не выстраиваются в прямую линию. Даже когда максимально растянуты.
  5. Момент полета. Ни одной пары лап не стоит на земле. Тело максимально растянуто.
  6. Передние лапы в максимальной готовности к приземлению.
  7. Передние лапы теперь полностью вытянуты. И снова они не вытягиваются до прямой линии.
  8. Снова обратите внимание на разницу в высоте.
  9. Посадка совершена. Задние лапы сейчас стремятся приземлиться в ту же точку.
  10. Обратите внимание на это точку; она не может двигаться отдельно от грудной клетки.
  11. Движение хвоста обусловлено положением тазобедренного сустава.
  12. Когда все лапы на земле, передняя и задняя часть корпуса находятся на одном уровне.

Шаг 4

Вы можете сказать:"Мне это не нужно. Я чувствую правильную позу". Возможно, но есть несколько ошибок, которые совершает большинство из-за обычной невнимательности.

Это популярный способ изображения скелета. Ошибка происходит из-за того, что мы путаем строение передних и задних лап. Оно разное! Просто сравните свои руки и ноги.


Следующая поза не естественна, но используется довольно часто в мультипликации, когда персонажи передвигают лапами как пропеллерами. В реальном мире задние лапы не способны выполнять амплитуду движения более 120 градусов (даже у гепардов). Также настоящая кошечка будет стремиться удерживать голову на одном уровне, а не опускать ее вниз (если конечно это не зомби-кошечка — в мультфильмах встречаются и такие).


Какое интересное строение скелета! В данном случае кости просто торчат из бедра. Проблема в том, что там не только кости, но и в большой степени мышцы. И этот момент нельзя игнорировать. Также в первой позе мы видим поджатые передние лапы и сидящие задние. Маленькие кошечки едят в такой позе, но их грудь при этом не находится на земле.

Еще одна распространенная ошибка таится в повадках. Кошки при обычной ходьбе сначала переносят две лапы одной стороны, а потом две лапы другой стороны. Эта ошибка останется незамеченной большинством людей, но тем не менее не перестанет быть ошибкой! Правда во время ускорения коты переходят на «диагональное» перемещение лап.

Шаг 5

Вы узнали все о позах. Пора рисовать набросок собственного рисунка.

Строение кошачьего мышечного скелета

Шаг 1

Мышцы придают телу форму. Вы можете нарисовать тело и без понимания строения мышечного скелета, но угадывание — не наш путь. Процесс обучение может показаться сложным на первый взгляд, но позже вы увидите, что на деле все значительно проще.

Для начала добавьте в зарисовку упрощенные мышечные формы. Довольно просто! Если ваша кошка будет очень пушистой, большего вам и не понадобится. Мышц все равно не будет видно.

Шаг 2

Вот как выглядит наша кошка после того как у нее появился базовый набор мышц.

Шаг 3

Если вы хотите нарисовать гладкошерстную кошку, придется сделать больше. Ниже вы видите очертания самых крупных мышц, которые могут быть заметны. Чтобы не особо напрягаться, просто используйте в качестве образца эту картинку, и рисуйте по ней. После нескольких упражнений строение запомнится само собой.

Шаг 4

Теперь у нашей кошечки наблюдается мышечный рельеф!

Шаг 5

В завершении еще одна вещь. У котов есть места, в которых кожа висит свободно, не облегая мышцы. Если у вас есть кошка, потрогайте место между бедром и голенью — вы нащупаете только кожу и шерсть! Из-за этой особенности кожи бедро и голень трудно различимы пока кошка сидит.

Шаг 6

Нарисуйте эти дополнительные участки кожи в вашем скетче.

3. Как рисовать кошачьи лапки

Шаг 1

Задние и передние лапки кошечки отличаются друг от друга, так же, как наши руки отличаются от ног. Вы можете использовать их, чтобы представить себе строение. Кошечки ходят на цыпочках, используя лишь часть «ладошки» для опоры. Также у них есть «большой палец» (в виде капли) и небольшой придаток (гороховидный), но только на передних лапах. Задние лапы в целом очень схожи с нашими ногами.

Шаг 2

Кошачьи лапы устроены совершенно удивительно. Когти у них «выдвижные», но работают они не совсем так, как мы себе обычно представляем. Коготь прикреплен к последней кости пальца. Однако не к крайне его части, а ближе к основанию. Лишь когда коготь полностью выпущен, соединение перемещается ближе к краю.

Что это означает для нас? Коготь, вместе с маленькой костью, к которой он прикреплен, находятся на внешней стороне каждого пальца. Коготь располагается на пальце не симметрично! Посмотрите фотографии котов породы сфинкс — у них нет шерсти и строение когтей видно лучше.

Шаг 3

Ниже вы видите изображение левой и правой передних лап со сложенными ногтями. Попробуйте повторить это положение руками, чтобы понять где заканчивается предплечье и начинается лапка.

Шаг 4

Давайте научимся рисовать лапы.

  • Для фронтального ракурса: нарисуйте четыре линии, заканчивающиеся в фигуре в форме камня.
  • Для ракурса со стороны: нарисуйте четыре линии, начинающиеся в овале, заканчивающиеся ступенями. Ступенька посередине должна быть скошенной в сторону.

Шаг 5

  • Для фронтального ракурса: нарисуйте четыре «яйца» в конце каждой линии на месте фигуры-камня.
  • Для ракурса со стороны: нарисуйте четыре «яйца», которые будут покрывать последний сгиб «ступенек». Затем соедините яйца с линиями.

Шаг 6

Также нам нужно будет добавить фигуру в форме фасольки (на внешней стороне) для задних лап, или вытянутую фигуру (на внутренней стороне) для передних лап.

Шаг 7

Теперь покроем всю лапку мехом. Над когтями шерсть растет по-особенному: покрываем мехом только сверху и по сторонам.

Шаг 8

Хорошо. Разобрались с лапкой со сложенными когтями. А как быть с разъяренной кошкой, которая выпустила когти? Все просто, если вы усвоили анатомическую часть.

Шаг 9

Теперь у нашей кошки появились лапки.

4. Пропорции кошачьей головы

В зависимости от породы, кошачьи мордочки отличаются друг от друга. Но существуют правила, по которым вы можете нарисовать «типичную» кошачью физиономию.

Шаг 1

Нарисуйте два круга: один большой, второй поменьше. Это упрощенные формы головы и морды.

Шаг 2

Разделите малый круг на шесть примерно равных частей.

Шаг 3

Разделите среднюю линию на примерно шесть равных частей. Это поможет нам найти верное положение для носа и рта.

Шаг 4

Нарисуйте обычный треугольник между линиями, как показано ниже. Вы также можете начать рисовать рот.

Шаг 5

Нарисуйте остальные черты морды, используя линии в качестве ориентиров.

Шаг 6

Теперь определим место для расположения глаз. Добавьте четыре вспомогательные линии, используя уже существующие.

Шаг 7

Теперь вам достаточно просто добавить глаза.

Шаг 8

Если вы рисуете котенка, вам нужно немного изменить пропорции и нарисовать более округлые глаза большего размера.

Шаг 9

Добавьте линии для форм ушей и щек.

Шаг 10

Нарисовать голову в профиль не сложнее, если вы знаете как расположить вспомогательные линии.

Шаг 11

Теперь мы знаем как нарисовать форму для головы. Но это все равно еще лишь зарисовка. В следующих шагах мы рассмотрим каждый элемент в отдельности.

5. Как нарисовать кошачьи глазки

Шаг 1

Если вы прошли предыдущие шаги, у вас должен быть вот такой овал в качестве базы для глаза.

Шаг 2

У нас есть три элемента вокруг самого глаза: край нижнего века, верхняя линия ресниц, и темная область во внутреннем уголке глаза. Часть третьего века тоже можно показать.

Шаг 3

Рисуем зрачок:

  • У мелких представителей семейства кошачьих зрачок вытянутый зрачок. Круглым он становится только в темноте.
  • У крупных представителей этого семейства зрачок всегда остается круглым, лишь меняя размеры.

Размер зрачка может сыграть свою роль в реалистичности иллюстрации. Если вы нарисуете кошке сидящей на солнечном пляже или перед огнем большой круглый зрачок, это будет выглядеть неестественно.

Шаг 4

Добавьте темные прожилки вокруг зрачка и более светлые в остальных частях глаза. Расположите их по по направлению от зрачка к внешней части глаза.

Шаг 5

Глаз состоит не только из зрачка и яблока. Когда вы рисуете человеческое лицо, то вырисовываете веки, ресницы и брови, чтобы оно казалось более завершенным. Для кошачьего глаза мы можем добавить светлые области вокруг глаза и темную ложбинку над ним — это углубление из которого растет несколько вибриссов.

Шаг 6

Когда глаза закрыты, разрез превращается в темную полосу. Светлые области становятся ближе друг к другу.

Шаг 7

Шаг 8

Вы уже знаете как должны выглядеть глаза. Можете нарисовать их на мордочке.

6. Рисуем кошечке нос

Шаг 1

Начнем вытянутой фигуры в форме кристалла. Его нижняя часть обычно темнее.

Шаг 2

Дорисуйте два «крыла» в качестве ноздрей.

Шаг 3

Нарисуйте ноздри. Они не похожи на человеческие ноздри, так что будьте внимательны.

Шаг 4

Нарисуйте переносицу. Она должна быть скругленной сверху. Также по бокам переносица будет темнее, а шерсть на ней — короче.

Шаг 5

Теперь у нашей кошки есть носик!

7. Как нарисовать кошачьи уши

Шаг 1

Кошачьи уши не так просты как кажется. Это не просто треугольники, а сложные по строению структуры, которые нужно выучить, чтобы рисунок казался более реалистичным.

Шаг 2

Для того, чтобы нарисовать ухо с фронтального ракурса, нарисуйте круг. Затем разделите его на четыре части, рисуя линии под небольшим углом.

Шаг 3

Используйте вспомогательные линии, чтобы нарисовать внешний контур уха.

Шаг 4

У кошек есть странная складка в нижней части уха. Она называется «козелок». Ее довольно сложно нарисовать в этом ракурсе, но это необходимо. Нарисуйте козелок и люди будут считать вас кошачьим экспертом! :)

Шаг 5

Теперь можно рисовать пучки волос. Их длинна и объем зависит от породы, но в целом лучше «крепить» волосы к внутренней части раковины, внешнюю оставляя голой.

Шаг 6

Но кошки умеют двигать ушами! Как же все остальные положения? Вы можете использовать тот же метод для создания ушей в любой позиции. Главное помните, что ухо на самом деле намного больше чем кажется! Нижнюю часть обычно прикрывает шерсть (и вы тоже должны будете ее нарисовать). Посмотрите на эту фотографию и вы поймете какую часть уха мы видим, а какая скрыта.

Шаг 7

Теперь у нашей кошки есть уши!

8. Рисуем кошке усы

Шаг 1

Вибриссы, или усы составляют еще один орган чувств для кошки. Вибриссы растут над верхней губой кошки, над глазами, над подбородком, и за лапами. Эти «волоски» растут из темных «ложбинок» в шерсти кошечки. Мы уже рисовали такие ложбинки над глазами. Теперь нарисуйте более мелкие на мордочке.

Шаг 2

У кошек по 12 усов с каждой стороны, но вам необязательно четко соблюдать эту численность. 13 слева, 15 справа — все в порядке! Главное рисуйте их тонкими и светлыми. Также их длина должна быть больше длины половины головы.

9. Рисуем шерсть

Шаг 1

Длина шерсти определяет форму головы. Голова кошки без шерсти треугольной формы. Чем больше шерсти — тем плавнее форма головы. Нарисуйте кошке шерсть средней длины и голова станет круглой (кстати, поэтому котята кажутся нам милее). Если ваша кошка длинношерстная, то форма ее головы становится трапециевидной.

Шаг 2

Также от длины шерсти зависит форма тела. Короткая шерсть подчеркнет худое тело кошки, длинная — сделает его больше. Если вы только учитесь рисовать, всегда начинается с короткой шерсти. Уже потом экспериментируйте с длиной по мере вашим желаний.




Автор урока — Monika Zagrobelna
Перевод — Дежурка

Волки - это очень часто встречающиеся герои сказок и мультфильмов. С самых малых лет дети начинают интересоваться: «А как же нарисовать волка?» Они начинают просить родителей, бабушек, братьев и сестер нарисовать им этого зверя.

Собрались рисовать волка?

Что же нужно знать, чтобы и любимое чадо порадовать, и самим остаться довольными выполненной работой?

Для творчества следует вооружиться:

  • бумагой, удобнее - формата А4;
  • простым карандашом, лучше - не самым мягким и не самым твердым (твердо-мягким - самое оно);
  • хорошим ластиком.

Перед тем как начать рисовать, опытные художники рекомендуют изучить анатомию волка, просмотреть фото и изображения с этим животным, определиться с позой. Начинающие живописцы делают свои наброски по фотографиям. В этом случае картинка не двигается, что упрощает задачу, также видны границы изображения. Отличным натурщиком может стать любая домашняя собака. Понаблюдав за ней, сделав некоторые зарисовки, можно получить отличный опыт и понять анатомию волка. Ведь собаки - очень похожи на волков по своему строению.

Что такое наброски

Итак, определившись с позой, не стоит сразу прорабатывать тонкие детали рисунка. Для начала следует сделать несколько набросков: простые формы, пропорции, в которых угадываются позы животного, его голова, конечности, тело.

В эскизах должно быть то, что отличает волка от собак, лис и других похожих животных.

Чтобы сделать волка объемным, следует еще раз обратиться к собранной коллекции изображений, внимательно изучить их. А дальше - начинать творить. Для начинающих допускается даже работа под копирку, чтобы придать наброскам правильную форму. В учебе все средства хороши. На эскизе мышцы выглядят овалами, кости - простыми линиями. Не стоит загромождать изображение излишними подробностями.

Обратить внимание нужно на оскал, положение ушей, носа, глаз, научиться правильно передавать пропорции головы волка. Так прорабатывается морда волка. Анатомия волка для рисования очень важна в том случае, если художник стремится нарисовать животное, близкое к реальности. Чем больше вариантов он проработает, тем лучше прочувствует животное, его повадки,настроение, характер.

Проработка конечностей волка

Это поможет создать волка на рисунке более живым, настоящим. Надо сделать несколько зарисовок конечностей с разных ракурсов, в разном положении.

Общение с живой природой в рисовании

Студенты художественных училищ, которые стремятся изобразить животное как можно реалистичнее, изучают анатомию волка, неоднократно посещают зоопарки, где делают множество зарисовок с натуры. Это дает неоценимый опыт, который пригодится в будущем настоящим художникам.

Собираем волка из набросков

Необходимо все наброски собрать воедино, чтобы получить конечный результат. Понимая, что это очень нелегкий труд - перерисовывать много раз одну и ту же конечность, или голову, или хвост, некоторые молодые художники прибегают к хитрости. Если они уверены, что анатомия волка, его пропорции проработаны в эскизах досконально, то отдельные части собираются под копирку или стекло.

На раннем этапе рисования не зазорно пользоваться и клеточками, чтобы не ошибиться в пропорциях, а также чужими наработками. При сборке эскизов частей тела волка не надо торопиться. Прежде чем совершить какой-либо шаг, необходимо очень внимательно осмотреться, определиться с точным положением той или иной части тела.

Не стоит расстраиваться, если сразу не дается анатомия волка, биология - наука не их легких. Если не опускать руки и продолжать работать, пуская в ход все перечисленные приемы и хитрости, то непременно можно добиться желаемого результата. Для этого требуется добавить изображению тени. Начинают обычно с носа, шишек под лапами. Карандашом работают под углом, который впоследствии можно затереть простым листком бумаги, используя его как палитру. Затем приступают к разделению лап между собой.

Придание объема телу волка

Когда все части тела волка собраны воедино, самое время приступить к передаче долгожданного объема. Анатомия волка для художника играет ключевую роль. Стираются ластиком все лишние линии, добавляется волчий мех. В процессе раскрашивания волка с помощью света и тени придается объем фигуре. В природе нет четких очертаний, углов, работает правило линий объемных фигур: жирная-жирная-толстая-худая-почти прозрачная-худая-толстая-жирная-жирная. Части волка, расположенные на переднем плане, рисуются более четко, на заднем - более мягко.

Таковы советы профессионалов, которые помогут добиться прекрасных результатов в рисовании.

Начинающим художникам, желающим только попробовать свои силы, можно вооружиться карандашом, ластиком, листом бумаги и фотографией волка.

Рисовать волка никогда не поздно

В заключение хочется сказать, что начинать рисовать никогда не поздно. Главное качество будущего художника - это желание, а также достаточное количество приложенного времени, сил и терпения. Не стоит отчаиваться, если не получается с первого раза, жалеть потраченного времени, бумаги и карандашей. Важно - не бросать начатое. Со временем рука и глаз почувствуют объемы и пропорции, будут получаться замечательные рисунки. Все великие художники начинали с эскизов и зарисовок.

Вильгельм Танк

Haстоящее Издание представляет собой авторизованный перевод оригинального немецкого издания "W Tank. Klеinе Тieranatomiс", вышедшего в Дрездене в 1955 году. Автор текста и иллюстраций Вильгельм Танк. Труд немецкого профессора знакомит читателя с основополагающими для художника особенностями строения тел различных животных, учит осознанно передавать внешнюю форму, согласовывая ее характерные признаки с внутренним строением организма. Книга незаменима для всех, кто стремится овладеть классическими приемами художественного творчества и научиться мастерской передаче характерных и наиболее выразительных признаков представителей животного мира.

ООО "Издательство Астрель", 2004г.


Другие материалы по теме: Книги для скульпторов и художников

Кен Халтгрен (Ken Hultgren)

Искусство рисования животных (The Art Of Animal Drawing) - это вдумчивое и глубокое руководство, написанное бывшим аниматором студии Уолта Диснея, поможет художникам всех уровней совершенствовать свое умение рисовать самых разнообразных животных, как реальных, так и их карикатуры. Вы узнаете, почему автор считает строение животного и анализ его движений самыми важными моментами для четкого понимания правильного их изображения. Книга даст советы по поиску характерных движений и поможет избежать жестких «деревянных» поз, которые часто являются причиной печального результата зарисовки животных с натуры. В учебном пособии упор делается на построении чертежей (более 700 иллюстраций в линиях и полутонах), а не на текст. Это означает, что студент может просмотреть процесс разработки чертежа по примеру, а не в теории или описание.

Джек Хамм

Более тысячи пошаговых упражнений помогут вам научиться рисовать животных.

Это книга, созданная в 1969 году, издается во многих странах и весьма популярна среди начинающих художников.

Издательство "Поппури", Минск, 2001г.

Дэвид Макдональд

Это первое издание на русском языке уникальной, не имеющей аналогов в мире энциклопедии, подготовленной Oxford university press. Энциклопедия представляет собой фундаментальную сводку представлений о биологии, распространении и природоохранном статусе всех групп современных млекопитающих. Ее важнейшей частью является классификатор - первый за последние десятилетия полный список видов с указанием их названий на русском языке. Основной текст дополняет русско-английский толковый словарь научных терминов. Более 10000 иллюстраций.

Издательство "Омега", 2007г.

Джорж Бриджмен

Эта книга - свод анатомических конструкций Бриджмена, его метода изображения человеческого тела, его трудов по структуре головы и лица. Итоги всей его работы в течение жизни, всей его художественной и преподавательской практики включены в эту книгу

Джек Хамм

В книге излагаются основы рисования человеческих голов и фигур, представлено более тысячи пошаговых иллюстраций.

Это книга, созданная американским художником еще в 1962 году, не теряет своей привлекательности для широкого круга начинающих художников.

Издательство "Поппури", Минск, 2007г.