Анкета по изучению родных языков в школе. Анкетирование

Перед тем как начать работу по проекту, было проведено анкетирование учащихся «Знаете ли Вы традиции и обычаи своей семьи, села, района? ». Важной предпосылкой для реализации проекта является готовность учащихся в изучении и сохранении культурных ценностей своего народа в процессе разных форм работы.

Анкета для учащихся

1.Знаешь ли ты историю своей семьи?

Знаю все о своих родителях

Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

Затрудняюсь ответить

Владею информацией частично

2. Являешься ли ты коренным жителем Шенталинского района?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

3. Нужно ли человеку знать историю своих предков?

Да

Нет

Необязательно

4. Если нужно, то для чего?

Это стыдно – не знать историю своих предков

Мне просто интересно увидеть свою семью на фоне истории

Человеку нужно знать историю своих предков для того, чтобы гордиться своими предками

Чтобы понимать, на кого равняться

Для того чтобы знать, от каких хороших людей ты произошел

Чтобы знать кто ты

5. Разговариваете ли Вы дома на родном языке?

Да

Нет

6. Готовят ли в вашей семье национальные блюда?

Да

Нет

По праздникам

7. Знаешь ли ты историю своего края (села)?

Происхождение селения, его названия

Особенности речи

Традиции и обычаи праздников

Особенности местного костюма

Легенды, сказки, предания

Другое______________________________________________________________________

8. Проходят ли в вашем селе (районе)национальные праздники?

- Да

Иногда

Нет

9. Принимаешь ли ты участие в национальных праздниках?

- Да

Иногда

Нет

10. Хотел бы ты пополнить свои знания?

Об истории села, района, области

О традициях и обычаях своего села, района

Другое___________________________________________________________________

11. Если да, то с помощью чего?

Из рассказов своих родных

На уроках в школе

В рамках дополнительного образования (кружки, детские объединения)

Справочные источники, интернет

12. Планы на жизнь после окончания учебы

Уеду в город, там больше перспектив найти работу и развиваться

Останусь в родном селе и буду жить на благо процветания любимого Шенталинского района

Пока не решил(а)

СПАСИБО!

Результаты анкетирования

«Знаете ли Вы традиции и обычаи своей семьи, села, района?»

ООСП Детская школа искусств ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала

Дата проведенияавгуст-сентябрь 2016 года

Всего приняли участие149 детей (из сел района)

Знаешь ли ты историю своей семьи?

Знаю все о своих родителях

Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

Знаю все о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках

Затрудняюсь ответить

Владею информацией частично

19%

50%

18%

13%

Являешься ли ты коренным жителем Шенталинского района?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

90%

10%

Нужно ли человеку знать историю своих предков?

Да

Нет

Необязатель-

но

99%

-

1%

Если нужно, то для чего?

Это стыдно – не знать историю своих предков

Мне просто интересно увидеть свою семью на фоне истории

Человеку нужно знать историю своих предков для того, чтобы гордиться своими предками

Чтобы понимать, на кого равняться

Для того чтобы знать, от каких хороших людей ты произошел

Чтобы знать кто ты

43%

8%

37%

6%

6%

16%

Разговариваете ли Вы дома на родном языке?

Да

Нет

79%

21%

Готовят ли в вашей семье национальные блюда?

Да

Нет

По праздникам

59%

3%

38%

Знаешь ли ты историю своего края (села)?

Происхождение селения, его названия

Особенности речи

Традиции и обычаи праздников

Особенности местного костюма

Легенды, сказки, предания

Другое

67%

12%

32%

8%

7%

Проходят ли в вашем селе (районе)национальные праздники?

Да

Иногда

Нет

80%

20%

Принимаешь ли ты участие в национальных праздниках?

Да

Иногда

Нет

68%

30%

2%

Хотел бы ты пополнить свои знания?

Об истории села, района, области

О традициях и обычаях своего села, района

Другое

70%

32%

1%

Если да, то с помощью чего?

Из рассказов своих родных

На уроках в школе

В рамках дополнительного образования (кружки, детские объединения)

Справочные источники, интернет

40%

25%

55%

12%

Планы на жизнь после окончания учебы

Уеду в город, там больше перспектив найти работу и развиваться

Останусь в родном селе и буду жить на благо процветания любимого Шенталинского района

Пока не решил(а)

26%

10%

64%

Вывод: половина опрошенных детей знают историю своей семьи, не только о родителях, но и бабушках и дедушках, вторая половина поделилась пополам: из них знают - только о родителях, иесть те, кто знает о прабабушках и прадедушках. 90% обучающихся являются коренными жителями Шенталинскогорайона. Практически все (99%) считают, что человеку нужно знать историю своих предков и только 1% считает, что это не обязательно. Ну, во первых (43%) ответили, что стыдно не знать историю своих предков, 37 % - считают, что историю своих предков нужно знать, чтобы гордиться ими, 16% - чтобы знать кто ты. Отрадно отметить, что 79% опрошенных разговаривают дома на родном языке, и практически в каждой семье (97%) готовят национальные блюда, из них 38% - по праздникам. 67% детей знают историю происхождения своего селения, его названия, 32% - традиции и обычаи праздников, и небольшой процент: особенности речи, особенности костюма, сказки, легенды и придания. Большинство опрошенных (80%) отметили высокую активность проведения национальных праздников в селе (Четырла, Салейкино, Баландаево, Багана, Денискино), меньше – с. Каменка. 68% детей принимают активное участие в народных праздниках, 30% - иногда, и только 2% опрошенных вообще не принимают участие. Радует и то, что обучающиеся хотят пополнить свои знания об истории села, района, области (70%), о традициях и обычаях (32%) как в рамках дополнительного образования - 55%, так и из рассказов своих родных - 40%, на уроках в школе – 25%, 12% - справочные источники и интернет. С планами на жизнь после окончания учебы 64% пока не определились, но 26% решили, уедут в город, и только 10%- останутся в родном селе и будут жить на благо процветания любимого Шенталинского района.

Школы не обеспечены учебниками родного языка, кабинеты не отвечают современным требованиям, а многие учителя плохо подготовлены, заявили участники конференции "Проблемы сохранения и развития языков народов Карачаево-Черкесской Республики". Они приняли обращение к парламенту республики с просьбой выступить с законодательной инициативой и предложить Госдуме отменить принятые в 2018 году поправки в закон "Об образовании в РФ", предусматривающие добровольность изучения родных языков.

Конференция прошла 19 декабря в Карачаево-Черкесском государственном университете (КЧГУ). Помимо КЧГУ, организаторами выступили Минобразования и науки КЧР, министерство по делам национальностей и печати республики, общественные организации "Русь", "Къарачай Алан Халк", "Адыгэ Хасэ", "Ногай эль" и ассоциация по развитию абазинского народа "Апсадгьыл", передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на конференции.

Среди участников конференции - сотрудники Карачаево-Черкесского государственного гуманитарного университета, Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, учителя родных языков общеобразовательных школ республики, представители национальных общественных организаций и национальных печатных изданий.

К обучению родному языку относятся по остаточному принципу

Национальные общественные организации "Къарачай Алан Халк", "Адыгэ Хасэ", "Ногай эль", "Апсадгьыл" объединились в связи поступлением многочисленных просьб принять меры по сохранению и изучению родных языков, сказал во время конференции один из основных докладчиков заместитель руководителя общественной организации "Къарачай Алан Халк" Карачаево-Черкесской Республики Сулейман Боташев.

"Даже в сельских поселениях жители разговаривают на русском языке. Все четыре общественные организации создали рабочие группы, направили обращения в образовательные учреждения республики. Всего было создано девять групп, они разъехались по районам и городам, выяснили много моментов, которые не способствуют сохранению и развитию родных языков, а разрушают то, что есть. В ходе встреч с преподавателями, родителями мы многое выяснили и составили итоговую справку", - пояснил Сулейман Боташев.

Он выразил сожаление в связи с тем, что на конференцию никто из правительства, кроме заместителя министра образования Елизаветы Семеновой, не пришел. "Вот такое отношение к родным языкам", - добавил он.

"В школах к обучению родному языку относятся по остаточному принципу. Школы не обеспечены учебниками. Выдается один учебник на пять - семь человек. Дети не могут дома заниматься по учебникам, нет такой возможности. Некоторые учебники не соответствуют стандартам. Есть учебники, которые были изданы еще в советские времена", - рассказал Сулейман Боташев.

Кабинеты для уроков родного языка не отвечают требованиям по площади и оснащенности

Помещения, выделенные под обучение родным языкам, не отвечают требованиям по площади и оснащенности, заявил Сулейман Боташев. "Кабинеты, где обучают родным языкам, вмещают по 12-13 детей, а, например, во многих классах карачаевцев по 20-25 человек, особенно в городе Черкесске, где каждый третий ученик - карачаевец. Сами учителя родных языков повлиять на эту ситуацию не могут", - считает Сулейман Боташев.

Что касается преподавания родных языков, то многие учителя профессионально слабо подготовлены, отметил докладчик.

"Многие из них не проходят переподготовку. В то же время, высокопрофессиональных преподавателей надо стимулировать на уровне министерств, ведомств и общественных организаций", - подчеркнул Боташев.

Выступающий выразил обеспокоенность сокращением часов для уроков родного языка в школах. "Раньше было пять часов в неделю. Сегодня всего лишь три часа родного языка в неделю, в некоторых школах - два часа", - констатировал Сулейман Боташев.

Он обратил внимание на то, что, помимо включенных в учебный процесс, в ряде школ есть дополнительные часы для изучения родных языков. "В Прикубанском, Малокарачаевском, Зеленчукском районах, Черкесске ни один дополнительный урок не используется для обучения родному языку. Они используют эти часы для разных мероприятий, но не для обучения родному языку", - сказал Сулейман Боташев.

Наиболее важная проблема, по его словам, заключается в том, что нет государственной программы по изучению родных языков. "Преподаватели сами составляют свои программы. Системного подхода нет", - добавил докладчик.

Родители начинают отказываться от изучения родных языков, сказал он. "В 2018 году внесли изменения в федеральное законодательство о выборе изучения языка в качестве родного. Это гибель малых народов", - считает Сулейман Боташев.

Также он сказал, что считает необходимой подготовку преподавателей родного языка для дошкольных учреждений и начальных классов.

Отсутствует финансирование для издания словарей, переиздания учебников

Год назад была создана единая комиссия по сохранению родных языков, состоящая из представителей организаций "Къарачай Алан Халк", "Адыгэ Хасэ", "Апсадгьыл" и "Ногай эль", подтвердил во время выступления заместитель руководителя организации "Апсадгьыл" Рамзаан Мхце.

"К родным языкам относятся по остаточному принципу. В школах под изучение родного языка выделены подсобные помещения. Родной язык должен быть обязательным для изучения в школах. Необходимо изменять федеральное законодательство. Мы предлагаем вступить в сотрудничество с другими национальными организациями страны для решения проблем сохранения родных языков. Проблемы в Татарстане, Бурятии, Удмуртии, других регионах аналогичные. Мы предлагаем созвать всероссийскую конференцию, чтобы обозначить все эти проблемы, чтобы потом обратиться к руководству страны с тем, чтобы наши инициативы были услышаны", - сказал Мхце.

Он также обратил внимание на отсутствие финансирования для издания словарей, переиздания учебников, повышения квалификации кадров.

Нужна госпрограмма по сохранению и развитию родных языков

Карачаевский, черкесский, абазинский и ногайский языки имеют статус государственных, сказал во время конференции ректор Карачаево-Черкесского государственного университета Таусолтан Узденов.

"Проблема изучения и сохранения родных языков носит системный характер. Нужна долгосрочная республиканская программа по сохранению и развитию родных языков. Мы подготовим обращение к руководству республики, чтобы оно инициировало создание комиссии по разработке такой программы", - заявил Узденов.

В результате внесения в 2018 году изменений в федеральное законодательство, отменивших обязательное изучение национальных языков, сократилось количество детей, изучающих язык своего народа, сказал в ходе конференции проректор КЧГУ, профессор Сергей Пазов.

Директора школ должны встречаться с родителями, и каждому объяснять, что значит родной язык, сказала во время выступления завотделом языков народов Карачаево-Черкесии республиканского института гуманитарных исследований, доктор филологических наук Фатимат Эркенова.

"Обучение родному языку должно быть обязательным, и родители не имеют права решать за детей, изучать им родной язык или нет. Ни один из нас не знает, кем наши дети вырастут. Может быть, он станет писателем, который пишет на родном языке, или композитором. Также нужно начинать обучение родным языкам в дошкольных учреждениях", - сказала она.

Изданные в последние годы учебники по черкесской литературе не включены в федеральный перечень изданий, сказала в ходе конференции доцент Карачаево-Черкесского института повышения квалификации работников образования, кандидат филологических наук Марина Дышекова.

"Для этого нужны серьезные финансовые средства. Эта тема была основательно раскрыта перед президентом России Владимиром Путиным президентом Международной Черкесской Ассоциии Хаути Сохроковым на недавней их встрече в Нальчике. Причем Сохроков говорил не только о кабардино-черкесском языке, а обо всех языках народов Кавказа. Будем надеяться, что федеральные власти положительно откликнутся на высказанные предложения", - добавила Дышекова.

Участники конференции приняли итоговую резолюцию, в которой решили обратиться к депутатам парламента КЧР с просьбой выйти с законодательной инициативой в Госдуму РФ об отмене внесенных в 2018 году поправок в статью 14 ФЗ "Об образовании в РФ", предусматривающих добровольность изучения родных языков.

Также они решили обратиться к главе КЧР Рашиду Темрезову с просьбой учредить должность замминистра образования и науки, который будет заниматься исключительно вопросами изучения, сохранения и развития национальных языков. Кроме этого, было предложено создать инспекцию по надзору за состоянием изучения национальных языков КЧР и межведомственную комиссию по разработке госпрограммы по развитию национальных языков народов КЧР.

Отметим, что Карачаево-Черкесия - многонациональная республика. Карачаевцы, русские, черкесы, абазины и ногайцы являются субъектообразующими этносами.

В соответствии с ч. 6 ст. 14 закона "Об образовании" предусматривается выбор изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка, как родного языка, он осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей, получающих образование в школах.

Ирина Липчанская
Анкета для родителей «Родной свой край мы любим и знаем»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«»

Уважаемые родители !

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы :

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края ?

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края ?

3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они названы? ___

4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?

4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?

5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики?

6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края , чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?

8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края ?

9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?

10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Спасибо за сотрудничество!

Анализ группового родительского анкетирования

Цель : изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в детском саду.

В нашей группе, в рамках проекта «Моя малая Родина » , было проведено анкетирование родителей на тему :«Родной свой край мы любим и знаем » . В анкетировании участвовало 14 человек (Магомедовы и Тюковы были в отпуске) . Анкетирование показало , что вопрос патриотического воспитания актуален, поэтому нам педагогам группы необходимо продолжать работу в этом направлении и освещать ее в коллективе родителей .Вывод : Проанализировав анкеты , было,выявлено, что все родители (14 человек) считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края и на вопрос - Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края ? все родители ответили утвердительно.

На вопрос - Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края ?ответили : -с малых лет (раннего возраста) -6 ч. -с детства- 2ч. -с 4-5 лет- 4ч. -с 6 лет- 2ч. А на вопрос - Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня? - 1ч. затруднился ответить, 1ч. отметил посещение различных выставок, 7ч. за активный отдых- горы и ущелья нашей республики и только 5ч. отметили нашу рощу, площадь, парки и р. Терек. Большинство родителей (7ч.) ответили, что им не нужна помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё,6ч. ответили утвердительно, что помощь нужна, а 1ч. вообще воздержался от ответа.

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод :

патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому мы, педагоги группы, будет продолжать работу в этом направлении. Учить познавать родной край , знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи.

Эта работа будет более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй, родители не только помощники , но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Большинство родителей обращают внимание на то, что основную работу по патриотическому воспитанию должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.

Мы считаем, что сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в группе. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, мы будем продолжать вовлекать их в жизнь нашей группы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Мы очень любим город свой» Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Армавире. Коррекционно-образовательные задачи:.

В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя Донщина, родина моя! Дон… Земля донская… Донские.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Люби и знай свой край родной. Нижний Новгород» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (с использованием ИКТ) «Люби и знай свой край родной!».

Конспект физкультурно-спортивного развлечения «Люблю свой край родной» в форме квест-игры для детей старшего дошк-го возраста Задачи, реализуемые в соответствии с интеграцией видов деятельности: Физическое развитие: способствовать накоплению и обогащению двигательного.

Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? – Отвечал.

ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ

Уважаемые друзья!

Подведены итоги анкетирования МОД «Высший Совет Осетин» по вопросам отношения к родному языку и национальной культуре осетинского народа. Общие результаты публикуются на сайте организации (см. адрес под этим материалом), и все могут с ними ознакомиться. Попробуем провести их сравнительный анализ.

Если некоторые цифры могли быть ожидаемы, другие стали сюрпризом для нас самих. И прежде всего самым неожиданным стало число принявших участие в анкетировании. Планируемый опрос 2-3 сотен человек на пятый день через социальные сети начал расходиться с такой скоростью, что в пятницу вечером мы были вынуждены остановить анкетирование. В итоге число участников достигло 7556 человек.

При просмотре результатов было обнаружено 137 испорченных анкет (с неуказанным возрастом, национальностью и др.) Их мы рассматривать не стали. Из остальных анкет 284 было заполнено представителями других национальностей. Это стало для нас приятной неожиданностью. Мы решили проанализировать их результаты отдельно. Их точка зрения представляет для нас несомненный интерес.

На окончательные результаты анкетирования безусловно повлияли некоторые факторы, и мы осознаем, что результаты не на все 100% отражают мнение всего населения Осетии. Люди, безразличные к тем или иным проблемам обычно склонны игнорировать и анкетирование по этим темам. Вместе с тем, анкету заполняли и жители Южной Осетии, где, как известно, состояние и государственный статус родного языка несколько иные. Это также немного сказалось на результатах. Но, не смотря на всё это, мы получили хорошие возможности для сравнительного анализа.

Первое, что бросается в глаза, это то, что женщины у нас социально гораздо более активны (64.7% участников анкетирования), чем мужчины (35.3%). В процессе обсуждения и нахождения решений сегодняшних общенациональных проблем, было бы желательно иметь хотя бы равные пропорции и равное участие.

50.2% участников анкетирования родились или выросли во Владикавказе или другом городе Осетии, 40.3% - в сельском районе, а 9.5% - за пределами Осетии. Возраст большинства участников анкетирования находится в пределах 21-43 года (62,3%), старше 43 лет – 31,5% и только 6.2% - младше 20 лет.

В ответах на первый вопрос, анкетируемые почти единодушно ответили, что владение осетинским языком необходимо для обеспечения будущего нашему народу (95.95% - мужчины и 94.32% - женщины). В то же время 65.5% представителей других народов тоже думают также и это радует. 4.7% осетин думают, что родной язык лучше знать, но можно обходится и без владения им, и с ними согласны 24.3% представителей не титульной национальности. Ну и 0.4% осетин и 29.0% представителей других народов высказали мнение о том, что владеть родным языком нет никакой необходимости, достаточно знать русский.

77.5% мужчин-осетин участников анкеты и 81.69% женщин хорошо владеют родным языком, и эти цифры кажутся слегка завышенными по причинам, указанным выше. Но всё равно, очевидно, что среди взрослого населения ситуация с осетинским языком заметно лучше, чем среди детей. В то же время, больше женщин владеет родным языком, чем мужчин. 10.5% всех участвовавших в анкетировании осетин могут разговаривать, но не могут писать, а суммарно 9.2% - владеют плохо или не владеют вообще. При этом, среди сельских жителей 92.28% хорошо владеют родным языком, а 5.57% говорят, но не могут писать. Те же показатели среди городского населения выглядят иначе – 75.1% и 12.1%. Ну а среди тех, кто родился или вырос за пределами Осетии владеющих родным языком заметно меньше - 56.9%.

Примечательно, что 20.8% представителей других народов тоже хорошо владеют осетинским языком, а 13.4% - разговорным. Но больше всё-таки тех, кто не владеет – 65.8%.

Среди осетин 78.25% мужчин и 82.15% женщин считают, что не имеет значение, как учить родной язык, если есть желание. Почти столько же представителей других народов думают также. И это всецело подтверждает необходимость создания в республике условий для возникновения такого желания у нашего населения, то есть для стимулирования изучения осетинского языка.

59.44% мужчин и 54.5% женщин представляют свой родной язык в качестве ключа, открывающего дверь в сокровищницу народа, несколько меньше – средством общения с представителями своей национальности. 6.05% осетин и 14.4% представителей других народов считают родной язык обреченным на исчезновение архаизмом. Думается, что среди населения в целом эти проценты несколько выше.

Ответы на вопрос «На ком лежит больше ответственности за обучение детей родному языку?» оказались для нас весьма неожиданными. Только 5.63% участников анкетирования возложили эту ответственность на школу, в то время как 80.71% - на семью. Возможно, на результатах сказался личный опыт каждого: положительный в семье и отрицательный – в школе. Работникам системы образования, да и нам тоже, есть над чем подумать. Семья, несомненно, отвечает за закладку в сознании малышей фундамента национального самосознания, но с семилетнего возраста школа должна перехватить эту инициативу. С этого момента семья становится помощником школы, и в процессе обучения ребенок основную часть знаний и навыков получает от педагогов.

Ещё более неожиданными оказались результаты ответов на следующий вопрос о правомерности родителей выбирать родной язык для своих несовершеннолетних детей. 35.35% осетин думают, что такое право у нас должно быть. Причем, такого мнения придерживаются 30.34% сельских жителей, 38.3% городских и 42.36% тех, кто родился за пределами Осетии. При этом, считающих так мужчин гораздо больше, чем женщин. Таково мнение и 66.2% представителей других народов. И если при действующих образовательных стандартах и федеральных нормативных актах третья часть осетин не считает свой родной язык безальтернативным, угроза оказаться в будущем без этого языка не столь призрачна. И у нас в этом случае возникает другой вопрос: «Чувствуем ли мы в полной мере ответственность перед предками, из поколения в поколение передававшими бесценные сокровища, для того чтобы они дошли до нас? Чувствуем ли мы ещё большую ответственность перед своими потомками, до которых по нашей вине эти сокровища уже могут не дойти?»

В подтверждение этому характерны ответы на следующий вопрос. 51.86% осетин ставят права личности выше прав общества. Такие результаты опроса были бы весьма характерны для европейских или североамериканских стран. Там права личности всегда превалируют над правами общества, и в этом нет ничего особенного. Ведь у них нет понятий «сыхбæстæ», «хъæубæстæ», «мыггаг», и каждый человек живет в первую очередь для себя самого, сверяя свои поступки со своими личными правами и законами государства. Разобщенность в западном обществе очевидна и вполне естественна. На этой основе слабеют связи внутри этого общества, разрушается институт семьи, как ячейки общества, и углубляются демографические проблемы. Чем больше человек думает о своем личном удовольствии, тем меньше об окружающем обществе, его нуждах и его будущем. Меньше браков, больше разводов, катастрофическое снижение рождаемости, вынуждающее государства восполнять этот пробел за счет завоза миллионов эмигрантов. Все знают, к каким последствиям это приводит. Мировоззрение осетин всегда базировалось на общественном сознании. «Я» и «мне» ставились ниже, чем «мы» и «нам, всему обществу». Отсюда произрастали понятия «æфсарм» и «æгъдау» поскольку они могли быть применимы только по отношению к окружающим, к обществу. Последние 30-35 лет сильно изменили наше сознание, и результаты анкетирования это хорошо подтверждают. Это – не порок участников анкетирования, это, скорее, болезнь осетинского общества. Как ее лечить? Пусть каждый постарается ответить на этот вопрос самостоятельно.

Ответы на вопрос о духовно-нравственных и материальных ценностях были ожидаемы, но очевидно и то, что многие не смогли ответить откровенно. Только 1.33% в анкете поставили материальные ценности выше. Впрочем, и здесь почти половина (45.26%) считают, что одно не мешает другому и, возможно, это правильно. Но очень часто в реальной жизни ситуация ставит вопрос ребром «или то, или это», и тогда ответ многих бывает другим. Материальные блага заняли в нашей жизни слишком большое место, вытесняя духовно-нравственные ценности.

Что такое Ирон Æгъдау? Мы перечислили пять вариантов ответов, и подавляющее число респондентов (63.80%) посчитали, что всё перечисленное и является составляющим Ирон Æгъдау. При этом только единицы отдельно отметили застольный этикет и почти никто – веру, религию. Полезная информация для тех, кто считает, что Æгъдау нужно соблюдать только за столом, а также для тех, кто разговор об этом Æгъдау начинает исключительно с «осетинской религии». Также интересно, что для почти трети представителей других национальностей Ирон Æгъдау – это традиции и обычаи.

68.41% участников анкетирования, осетин, считают, что осетинский язык и Æгъдау тесно связаны и не живучи по отдельности, в то время как 28.7% думают, что одно вполне может существовать без другого. Другими словами, по их мнению, можно быть носителем Ирон Æгъдау без владения осетинским языком. Правильно ли так думать?

Отрадно, что 91.9% осетин думают, что знать и соблюдать Ирон Æгъдау необходимо. Также считают и 62.3% представителей других национальностей, но при этом 12.7% из их числа придерживаются мнения, что æгъдау сегодня не актуален и можно обходиться без него.

79.58% осетин пытаются соблюдать правила Ирон Æгъдау, но не всегда получается, а 18.32% уверены в том, что соблюдают их всегда. Всего 41 осетин (0.57%) и 26 (9.2%) представителей других народов сказали, что это им безразлично. Всех их благодарим за участие в анкетировании и откровенные ответы.

По мнению 57.9% осетин ответственность за сохранение нашего Æгъдау больше лежит на старших среди фамилий и соседей, а 20.57% возлагают ее на руководство республики и депутатов. С ними, видимо, не согласна десятая часть участников, которая считает, что эта ответственность лежит на Высшем Совете Осетин (Иры Стыр Ныхас). Мы рады этому, и готовы взять на себя эту ответственность, но лучше вместе с первыми двумя категориями. Более того, мы готовы разделить ее и с другими общественными организациями, на которые ее возлагают 30 (0.42%) участников анкетирования.

И если 5416 (75.9%) осетин говорят, что будут делать всё, что в их силах для сохранения Ирон Æгъдау, было бы прекрасно видеть этих людей объединенными этой общей идеей и общими намерениями. Это огромная армия единомышленников, способная свернуть горы. Почему же у нас это обычно получается с огромным трудом? Почему у трех осетин всегда три взаимоисключающих мнения? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в результатах реагирования на вопрос №7. И нам хотелось бы объединить те 3.5 тысячи человек ставящих общественные интересы выше личных, для того чтобы вместе послужить этим интересам, ради лучшего будущего нашего общества. К слову, 37.3% представителей других народов тоже готовы вместе с нами делать всё от них зависящее для сохранения и укрепления основы мировоззрения осетинского народа – Ирон Æгъдау.

Интересны результаты ответов и на предпоследний вопрос о предпочтительном методе воспитания детей. При всей нашей видимой продвинутости в сторону западных ценностей, которыми они без остановки одаривают нас через ТВ и интернет, 81.78% анкетируемых высказались в пользу традиционного воспитания детей, допускающего и наказания за серьезные проступки. 5.8% мужчин и 9.5% женщин предпочитают западное воспитание, основанное на силе убеждения и правах личности. Как известно, во многих странах физические наказания детей запрещены законом, а в скандинавских странах за оплеуху или шлепок по попе ребенка его могут изъять из семьи навсегда с последующей передачей в другую семью. Но также общеизвестно, что в западных странах очень распространено насилие над детьми, причинение им физического вреда родителями или лицами их заменяющими. Поэтому они через свое законодательство жестко контролируют процесс воспитания детей в семья, который для нас всегда был делом больше личным или общественным, чем государственным. У наших предков, при их традиционно строгом отношении к воспитанию детей, не было ни тех, ни других крайностей. Детям не причиняли ущерб даже кровные враги. Дети всегда были под опекой и защитой всего общества. Может и нам стоит вернуться к такому отношению к нашим детям, а значит и к нашему будущему?

Ну и последний вопрос был включен в анкету с определенной целью – выяснить ваше отношение к открытию национальных школ, коей является пока единственная Аланская гимназия. Судя по опросу на регионе15, ее открытие стало самым знаменательным событием в республике в истекшем году. Дети в ней все предметы проходят на осетинском языке, и федеральные образовательные стандарты здесь не являются определяющими. Участники нашего анкетирования уверенно подтвердили необходимость таких школ. 1819 (72.2%) мужчин и 4132 (50.2%) женщины готовы отдать своих детей в будущем в национальную школу при наличии ее в их районе. Что еще более интересно, 24.3% представителей других народов, проживающих вместе с нами в Осетии, также хотели бы такие школы для своих детей.

21.12% анкетируемых (мужчин и женщин) предпочитают обычную школу, а 20.97% сомневаются в качестве образования в национальной школе.

Хотел бы обратить на все эти цифры внимание работников системы образования, руководства РСО - Алания и РЮО. Очевидно, что в Осетии нам нужно больше таких школ, и это может стать хорошим подспорьем в общем комплексе мер, направленных на сохранение и развитие нашего родного языка.

В заключение, хотим поблагодарить всех, кто не поленился и дал откровенные ответы на вопросы анкеты. Хорошо, когда мы можем вместе сесть и высказать друг другу что думаем по той или иной проблеме. Пусть даже анонимно. Это дает нам возможность лучше понимать ситуацию и делать правильные выводы.

Мы будем продолжать эту практику и по другим интересным темам. Ваше мнение важно для нас.

Руслан Кучиев,

Председатель Координационного Совета

МОД «Высший Совет Осетин»