Архитектура древней греции афинский акрополь. Афинский акрополь и его храмы

Афинский Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в греческом городе Афины. Здесь были расположены древние храмы богов Эллады. Акрополь возвышается над городом, стоя на огромной скале из известняка.

Вконтакте

Одноклассники

Вид на Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Афинский Акрополь (© A.Savin, Wikimedia Commons) Акрополя, Пропилеи (Dimitris Kamaras / flickr.com) Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция (George Rex / flickr.com) Акрополис — Театр Диониса (swifant / flickr.com) Храм Ники Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Крупный план одного из углов храма Аптерос на вершине Акрополя (Jack Zalium / flickr.com) Пропилеи (elias filis / flickr.com) Пропилеи (piet theisohn / flickr.com) Вход в Акрополь (ohhenry415 / flickr.com) Вид на Акрополь с Агоры (Arian Zwegers / flickr.com) Эрехтейон (Casey And Sonja / flickr.com) Гекатомпедон (Roy L… / flickr.com) Ronny Siegel / flickr.com Эрехтейон / Кариатиды (George Rex / flickr.com) Одеон Герода Аттика, построенный в 161 году нашей эры на южном склоне Акрополя в Афинах в память о своей жене Annia Regilla, Афины, Греция (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com) Парфенон, Акрополь в Афинах (faungg’s photos / flickr.com) Парфенон в Афинах (Аттика, Греция) (© A.Savin, Wikimedia Commons) Схема Акрополя с подписями (© Madmedea, Wikimedia Commons)

Основными достопримечательностями Греции являются Афинский Акрополь, Олимпия и Родос.

Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в греческом городе Афины. Это целый комплекс сооружений, над которыми работали античные мастера скульптуры и архитекторы.

Афинский Акрополь являлся священным местом, здесь были расположены древние храмы богов Эллады. Печально, что сейчас здесь можно увидеть только руины. Но даже в настоящее время архитектурный ансамбль Афинского Акрополя вызывает восхищение у любителей древности.

Акрополь – это сердце Афин, да и всей Греции. Он возвышается над городом, стоя на огромной скале из известняка. Верхняя площадка его небольшая – 300 на 130 метров.

На вершине стоит величественный Парфенон, храм той богини, в честь которой названа столица Греции. Он и является главной достопримечательностью Акрополя. Его видно практически везде в черте города, и в настоящее время в Афинах запрещено строить высотные здания, чтобы не затмить этот уникальный культурный памятник.

Рядом с Парфеноном, можно увидеть изящный Эрехфейон – храм трех божеств: Афина, Посейдон и Эрехфей. Войти в Афинский Акрополь можно было только через огромные врата – Пропилеи.

Акрополь в древней Греции

Акрополь в переводе с греческого значит высокий город. Как уже говорилось он стоит на неприступной скале, которая, в свою очередь, венчает холм, вытянутый с запада на восток. Его окружают стены, особенно они высоки в тех местах, где на скалу есть возможность подняться.

Пропилеи (elias filis / flickr.com)

В древности Афинский Акрополь служил святилищем и в то же время убежищем естественного происхождения, защищавшим греков от врагов.

В 480-х годах до нашей эры «высокий город» был осажден персами под предводительством царя Ксеркса.

Они не смогли взобраться по внушительную скалу, но смогли проникнуть в Афинский Акрополь с севера. Там, судя по всему, были заросли кустарника, склон не охранялся, и предполагалось, что никто не сможет забраться по нему. Однако несколько персов смогли пробраться в Акрополь и первым делом открыли ворота.

Захватчики вынесли все ценности, и разрушили множество зданий, в том числе и еще недостроенный Парфенон. Об этом событии свидетельствуют стрелы, обнаруженные на северном склоне. Когда греки вернулись в свою обитель после битвы при Саламине, они построили стену, для защиты северной стороны и, конечно, стремились восстановить свое святилище.

Раскопки показали, что во II веке до нашей эры здесь проходили еще религиозные праздники, совещания властей и судебные процессы. И вся общественная, культурная и религиозная жизнь Афин протекала именно в Акрополе. Древнейшие постройки Акрополя сохранились плохо, в отличие от Олимпии и других культовых мест Греции.

Самые древние постройки Акрополя

От построек VI века дошли до настоящего времени только фундаменты, из-за войны греков с персами. Строения, которые были в данный период, несомненно, походят на храмы Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии и Деметры в Пестуме.

Архитектура их тяжеловесна и сурова. В VI веке до нашей эры здесь стоял самый древний храм Афины на Акрополе, который называли . Пройдя через врата – Пропилеи, человек восхищался его красотой.

Античные мастера стремились к симметрии, которая присутствовала везде: в планировке, в изображениях. Фронтон Гекатомпедона изображал борьбу Геракла с Тритоном. А также здесь была скульптура доброго аттического существа, которое имело три туловища и три головы и носило название Тритопатор.

Он изображен выползающим из угла фронтона. Краска на нем сохранилась, тело было розовое, а волосы и бороды синие. Примечательно, что одна из голов хранится в музее и вошла в историю под прозвищем «Синяя борода». Низкие части фронтона древний мастер заполнил извивающимися змеиными хвостами.

Здесь также был найден рельеф из мягкого известняка, изображающий битву Геракла и гидры. Широко известны найденные здесь статуи кор. Кто-то утверждает, что это скульптуры богинь, кто-то видит в них девушек, приносящих дары Афине. Одежды их красивы и праздничны, сложные прически богато украшены.

Афинский Акрополь во время господства римлян

Множество построек возникло, когда Греция стала частью Римской империи, при Адриане. Храм Зевса и Акрополь в Афинах разделяет арка, это граница между старым античным городом и постройками времен Рима.

Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция (George Rex / flickr.com)

На стороне Акрополя, на арке написано: «Это город Тезея». Это связано с героической легендой. Возвышение Афин над остальными греческими городами, происходило после того как пало государство на острове Крит.

Это событие произошло благодаря Тезею, который победил минотавра. С помощью нити Ариадны он смог вернуться, заодно освободить и прославить город.

На другой стороне виднеется надпись: «Это город Адриана». То есть, город императора, при котором построено множество зданий в Афинах. Материалом служил понтийский мрамор.

Строительство велось таким образом, чтобы весь комплекс зданий выглядел гармонично, и не было внезапного перехода от остальной части города к святилищу. Недалеко от него расположился театр Диониса, площадь рынка, другие святилища – храм Зевса и храм Гефеста.

Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя

Руины, которые можно увидеть в Акрополе в настоящее время принадлежат в основном таким величественным сооружениям, как Пропилеи с храмом Ники Бескрылой, Парфенон и Эрехфейон.

Ансамбль Афинского Акрополя был воистину прекрасен в древние времена, если, например, в Олимпии все храмы похожи, то в Акрополе каждое строение неповторимо.

Акрополь, Пропилеи (Dimitris Kamaras / flickr.com)

Первое что можно увидеть из построек Акрополя – величественные ворота с колоннами – Пропилеи.

Построены они были после создания Парфенона. Первоначально они должны были быть абсолютно симметричными.

Но так как с правой стороны возник храм Ники Бескрылой, пришлось для достижения гармонии сделать эту часть ворот меньших размеров.

Автором этих величественных ворот был архитектор Мнезикл. Он умело сочетал в постройке суровый дорический и возвышенный ионический ордер. Это сооружение представляло собой ворота с крышей, которая опиралась на колонны, с 5 проходами.

С левой стороны раньше располагалась картинная галерея. Справа было небольшое помещение. К воротам оборудован подъем, не имевший ступеней, для того чтобы могли заезжать колесницы.

Храм Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Храм Ники Бескрылой (Богини Победы) конечно, внутри имел статую богини. Скульптура Ники здесь не имеет крыльев, так задумано специально, так как греки желали, чтобы победа всегда оставалась здесь. Храм стоит так, будто приглашает войти внутрь.

Внутреннее пространство небольшое, стены сделаны из неполированного мрамора. Снаружи храм украшает фриз, на котором боги и сцены битв.

Рельефы этого храма были обнаружены в 1835 году. Они должны были располагаться под колоннами храма. Это рельефные изображения богини Ники в различных позах и сценах, но чаще всего в профиль. На одном она закалывает быка, на другом снимает сандалии, перед тем как войти в храм.

Эрехтейон (Casey And Sonja / flickr.com)

Пройдя через ворота, можно было увидеть статую Афины, которая заслоняла собой южный портик Эрехфейона.

Выбор места, где он построен, связан с мифом. Эта Легенда легла в основу всего города. Афина и Посейдон спорили, кто же из них станет покровителем города. Посейдон ударил трезубцем и на этом месте забил источник. Афина же вырастила оливу, и местные жители выбрали ее.

Эрехфейон был создан в более легком ионическом ордере и значительно отличается от Парфенона. В этом историческом памятнике сочетается два вида мрамора – белый и фиолетовый.

Портик Кариатид – южный портик Эрехфейона. Здесь 6 скульптур кариатид головами упираются в крышу, держат ее. Принцип симметрии и гармонии господствует и здесь, половина скульптур упирается на левую ногу, половина на правую. Искусно вырезанные складки на одежде скульптур показывают небольшое напряжение. Внутри Эрехфейон сложно устроен, он имеет много уровней. Здесь располагаются святилища богов: Посейдона, Афины и Эрехфея.

Главный храм Афинского Акрополя – величественный Парфенон

Ансамбль Акрополя венчает восьмиколонный Парфенон. По своему величию он возглавляет список античных строений. По внешнему виду он схож с Храмом Зевса в Олимпии. Но он стоит на специально выровненной и отсыпанной площадке.

Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

При его строительстве простое архаическое расположение зданий, как например, в Олимпии и Дельфах, уходило в века. Вдоль него проходила в древние времена торжественная процессия. В нем воспето величие человека.

Особый интерес могут вызвать метопы Парфенона, хотя они и плохо сохранились. Они изображают богов древней Греции, череду которых завершает богиня ночи Нюкс.

Также здесь изображены сборы в военный поход, прощание воинов, и Троянскую войну. Южные метопы показывают битву с мифическими существами - кентаврами.

Фриз Парфенона изображает торжественное шествие в третий год олимпиады. Примечательно то, что Олимпийские игры, получили такое название потому, что проводились изначально в Олимпии.

Здесь изображены всадники, жрецы с баранами и быками, юноши несущие сосуды. На другой стороне фриз изображает богов, окруженных знатными людьми Греции.

Как добраться до Акрополя?

Афинский Акрополь является главной достопримечательностью Греции и, естественно, местом паломничества для туристов.

Можно до Акрополя доехать на метро. Ближайшая станция – Акрополи. Кроме того можно сойти на: Тиссио, площадь Синтагма, площадь Монастираки, площадь Омония.

Полезная информация для туристов

  • Вход во всю археологическую зону стоит 12 евро, кроме воскресения (в этот день можно пройти бесплатно).
  • В понедельник и праздники все музеи и зоны закрыты. В остальные дни посещение открыто с 8:00 часов до 19:00.
  • В археологическую зону входят такие достопримечательности, как Акрополь, Храм Зевса, Керамико, Древняя Агора, театр Диониса.
  • Предварительно лучше ознакомиться со схемой, на которой обозначены эти памятники культуры.

Также можно посетить Новый музей Акрополя, где хранятся многие скульптуры, найденные здесь. Вход в него составляет 5 евро, посещение возможно с 8:00 до 20:00 часов.

В древней Греции, кроме Акрополя, можно посетить такие достопримечательности, как храм Зевса в Олимпии и дворец Великого магистра в Родосе.

Схема Акрополя с подписями (© Madmedea, Wikimedia Commons)

О такой всемирной достопримечательности, как Афинский Акрополь, слышал каждый, многие могут дать его краткое описание, а где находится этот памятник истории и культуры – знает каждый еще с уроков истории в школе.


Однако Афинский Акрополь – это намного больше, чем несколько абзацев из школьного учебника.

Немного из истории

Как рассказывают мифы и легенды, основал этот древнейший памятник человеческой цивилизации Кекропс, мудрец и воин, бывший наполовину змеем, а наполовину – человеком, и – первым царем в Афинах. Чем именно приглянулся ему возвышающийся холм, даже сегодня имеющий высоту свыше 150 метров – своей плоской вершиной, приближенной к небесам и удобной для строительства, или же удобством со стратегической точки зрения – мифы не рассказывают.

Costas Tavernarakis/flickr.com

Так это или нет, жил когда-либо Кекропс или это собирательный образ, не известно, известно лишь, что самые ранние находки, сделанные археологами, относятся не к классическому времени в греческой истории, а к архаической эпохе. Причем это не просто остатки поселений или керамики, а фундаменты культовых сооружений и остатки скульптур.

Каждое время привносило на холм Афинского Акрополя что-то свое. В микенскую эпоху, то есть с XV по XIII века до нашей эры, он служил не только богам, но и царям Афин, так как именно на холме находилась резиденция царей, впрочем, по данным археологов, достаточно скромная.

Самое интенсивное строительство в акрополе и, разумеется, перестройка старых зданий, при которых менялась архитектура всего комплекса, происходили с VII по VI века до нашей эры.

А самое знаменитое здание, ставшее своеобразным символом Греции и фактически иллюстрирующее акрополь в Афинах – огромный по тем временам храм богини мудрости и войны, Афины Паллады, Гекатомпедон, предшественник Парфенона, был воздвигнут при правлении Писистрата, то есть, между 560 и 527 годами до нашей эры.

Писистрат был не только тираном, чья жестокость нашла отражение в веках, но еще и сыном, и учеником самого Гиппократа. По его прямому повелению царская древняя резиденция была снесена и на месте дворца вырос Гекатомпедон, имевший длину ровно в сто шагов.

Об этом памятнике Афинского Акрополя известно очень много, раскопки обнаружили прекрасно сохранившийся фундамент, остатки фронтонов, основания и фрагменты статуй и многое другое. Возможности реконструкции позволили полностью представить план здания, а компьютеры помогли ученым создать и трехмерную модель, идеально попадающую под древнее описание этого храма.

Jean-Pierre Dalbera/flickr.com

Старый музей Акрополя имеет постоянную экспозицию, в которой представлены как макеты с застройкой холма в различные культурные эпохи в целом, так и воссозданные «в миниатюре» копии разных зданий Акрополя, являющихся «звездами» античной культуры, в том числе представлены макеты и царского дворца, и Парфенона и, разумеется, Гекатомпедона.


Впервые серьезным разрушениям, после которых так и не был полностью восстановлен, Афинский Акрополь подвергся в печальный и трагический в древней истории Афин год – 480-й до нашей эры.

Это было время войны с персами, в результате которой при осаде и штурмах города все сооружения на холме остались надолго лежащими в пыли и руинах, поскольку жители города поклялись приступить к восстановлению храмов лишь тогда, когда последний перс покинет земли греков.

В 447 году до нашей эры время разрушения и забвения для основной сегодняшней достопримечательности Греции, закончилось. До Акрополя «дошли руки» у Перикла, который не просто решил восстановить отдельные сооружения, а, наоборот, выстроить новый, единый в своем архитектурном решении, огромный комплекс афинского акрополя, чтобы вся Греция увидела в нем символ вечности и величия Афин.

То, как выглядит Афинский Акрополь сегодня, разумеется, если представить оставшееся от достопримечательностей античности целым, впервые было представлено на схемах перед Периклом самим Фидием, самым известным скульптором, инженером и архитектором античности, чье имя дошло до наших дней.

Carole Raddato/flickr.com

Над созданием плана нового комплекса на холме трудился не только Фидий, под его началом работали лучшие и достойнейшие афинские зодчие того времени. История сохранила их имена – Мнесикл, Калликрат, Иктин и Архилох, помимо архитектуры зарабатывающий ещё и сатирической поэзией.

Его поэтическая деятельность известна нашим современникам намного лучше, чем его архитектурные труды, а ведь именно Архилох произвел большую часть инженерных расчетов для Парфенона – будущего основного здания из всего строящегося комплекса на холме, задуманного так, чтобы прогулка по Афинскому Акрополю всегда приводила именно к нему, к Парфенону.

Со времен этой глобальной застройки, инициированной Периклом, значительные изменения обходили Афинский Акрополь стороной, однако каждое историческое время стремилось найти зданиям на холме над Афинами свое применение.

К примеру, в V веке уже нашей эры, христиане превратили Парфенон в святилище Богоматери, а статую самой Афины вывезли в Константинополь, а после захвата греческой земли в XV веке турками, Парфенон из церкви превратили в мечеть и даже пристроили к сооружению минареты. Однако турки со временем оценили военные стратегические выгоды расположения холма, где находится Акрополь, и из мечети Парфенон стал арсеналом.

Впрочем, такой участи некоторые достопримечательности Акрополя, пережившие христианство, могли только позавидовать. К примеру, небольшой храм Ники Аптерос, игравший для христиан роль часовни, турками был разобран – из блоков возвели ряд дополнительных укреплений, а в Эрехтейоне, стоявшем чуть севернее Парфенона, расположился гарем.

В XVII веке, а именно в 1687 году, при осаде Афин с моря, прямое попадание пушечного ядра практически снесло центральную часть храма Афины Паллады, более того, венецианцы, попытавшись вывезти скульптуры из Парфенона, в спешке разбили большую их часть.

В XIX веке отличились британцы, а именно – дипломат ее Величества Томас Брюс Элджин, являвшийся 11-м графом Кинкардином и 7-м графом Элгином, знатоком искусства и одним из создателей античной коллекции Британского музея, его меценатом и попечителем. Этот «исключительной культуры» лорд приказал выломать и погрузить на корабли все, что было можно выломать физически.

Таким образом, в Британию уехали:

  1. Десятки метров фриза с метопами – то есть скульптурными композициями.
  2. Все, оставшиеся после венецианского грабежа статуи из Парфенона.
  3. Кариатида портика Эрехтейона.

В ходе освободительной греческой повстанческой войны против турок, тогда же, в XIX веке, чуть не погиб весь Афинский Акрополь, на карте могло не остаться даже самого холма. Турки предприняли попытку подрыва, которую предотвратил Костас Хормовитис, ставший национальным героем, имя которого и по сей день носят многие греческие улицы.

Однако, артобстрел с моря все же сильно навредил достопримечательности, при этом больше всех пострадал Эрехтейон, словно турки старались разрушить то здание, которое наиболее изменили и чаще всего использовали, превратив в гарем.

Практически с момента провозглашения независимости Греции от турок, началась реставрация и восстановление облика Афинского холма, а первая экскурсия по Афинскому Акрополю состоялась в конце XIX века.

Первое, о чем должен знать каждый турист, собравшийся увидеть собственными глазами достопримечательности Афинского холма, это то, что все стоящие на нем статуи и колонны – не оригиналы, а предмет трудов современных скульпторов, занимающихся реконструкцией. Чтобы увидеть настоящие скульптуры и все то, что находилось в храмах хотя бы со времен Перикла, ехать нужно не в Грецию, а в Лондон, Париж и Рим.

Находки археологов, являющиеся результатом работ с начала прошлого века, также не находятся под открытым небом. Они представлены в экспозициях музея Афинского Акрополя. Интересные факты об истории находок и их изучении, а также о курьезах на раскопках, расскажет местный экскурсовод.

Сегодня Афинский Акрополь это не только визитная карточка страны для туристов, и не просто холм, на котором можно осмотреть архитектурные полуразваленные достопримечательности, это целый историко-культурно-развлекательный комплекс, включающий в себя как и сам Акрополь, так и прилегающие к его холму памятники истории.

Территория комплекса открыта круглосуточно, более того, ночью жизнь здесь просто кипит. Хоть музеи по вечерам и закрывают до утра, но с наступлением сумерек включается изумительной красоты подсветка, а на холме Ареса собирается студенчество и молодежь со всего мира с гитарами и дешевым вином – к вниманию российской молодежи – пиво на этих тусовках не в чести.

Guillen Perez/flickr.com

В реконструированных руинах театра Диониса очень часто проходят выступления совершенно различного плана:

  • тут пели теноры с мировыми именами;
  • сюда приезжали различные лазерные и световые шоу;
  • здесь выступали простые уличные мимы в рамках различных фестивалей;
  • тут шли и идут спектакли греческих театров.

Эта площадка сохранила невероятную акустику и, безусловно, стоит занять место на полукруглой каменной скамье, которые, кстати, являются подлинными, поскольку театральную «яму», помнящую еще Сократа, раскопали только в прошлом веке, соответственно, растащить камни никто не успел. Театр Диониса и сегодня может вместить около 17 тысяч человек, все 67 рядов для зрителей полностью готовы их принять.

Carole Raddato/flickr.com

Помимо театра Диониса, есть еще одна историческая площадка, частично сохранившаяся со времен Перикла, а частично представляющая собой реконструкцию. Это – Одеон Герода Аттического, место, где проходили все городские собрания, где выступали политики, и где состоялось краткое обращение самого Перикла, по сути, сообщение гражданам о том, что последний перс покинул греческую землю, и пришло время для восстановления храмов на холме.

Robert Anders/flickr.com

Сейчас Одеон, так же как и при Перикле, рассчитан на 5000 человек, но внутрь можно пройти во время представлений лишь по билетам. Как правило, здесь выступают танцоры, например, достаточно часто приезжает с гастролями балет российского Большого театра.


Особого внимания при посещении комплекса заслуживает не до конца отреставрированный Эрехтейон. Этот большой храм, посвященный Посейдону и названный по имени царя Эрехтея, по утверждению мифов – сына бога морей, может похвастаться рядом реконструированных статуй и равномерной подсветкой в вечернее время, что открывает большие возможности для художественной фотографии.

Сегодня весь холм – огромная строительная площадка, причем реконструкция, реставрация и археологические изыскания ведутся одновременно и везде. Однако это выглядит очень аккуратно и ничуть не мешает ни туристическим автобусам с находящимися в них любопытными любителями древностей, ни самостоятельно прогуливающимся туристам, ни фотографам, ни выступающим артистам, ни кому-либо еще.

Как добраться?

Перед тем как добраться из аэропорта Афин ко входу в исторический комплекс, стоит подумать о том, что на осмотр всего что есть на холме и вблизи от него уйдет весь день, не считая того, что самое красивое и интересное здесь происходит после заката.

Brian Jeffery Beggerly/flickr.com

Поэтому, если приезжать непосредственно в Афины, стоит сначала определиться с отелем, но если нужно провести несколько часов между рейсами при транзите, тогда стоит воспользоваться одним из трех возможных способов покинуть аэропорт и посетить Афинский Акрополь:

  1. Автобус – его остановка находится между входами 4 и 5 аэропорта, номер X95, доехать нужно до конечной, до площади с громким названием SYNTAGMA. Билет стоит 5 евро, отходят автобусы каждые 20 минут, а плату за проезд принимает водитель. От площади нужно подняться в буквальном смысле вверх, пешком, по симпатичной брусчатке улицы Makrigianni. Заблудится невозможно – холм с Акрополем прекрасно видно и перепутать его с чем-то другим достаточно сложно.
  2. Метро – станция находится в самом аэропорту, ее просто отыскать по указателям, конечный пункт тот же – площадь SYNTAGMA. Ветка в аэропорту одна – синяя. Запутаться невозможно. Стоимость проезда – 8 евро, билеты в кассе метрополитена при входе на станцию. В греческом метро есть система «коллективного» билета и билета «туда-обратно». К примеру, билет «туда-обратно» стоит 14 евро, то есть, уже экономия в 2 евро. Чем больше едет людей вместе «туда-обратно», тем дешевле поездка. Доехав до площади можно или выйти и пройтись пешком по Афинским улочкам, или же пересесть на соседнюю красную ветку и проехать до станции ACROPOLI. То есть – до входа в музей и сам исторический комплекс.
  3. Такси – не самый бюджетный вариант, плюс только в том, что машина доставит прямо к ступеням входа в исторический комплекс. Стоянка таксистов расположилась между 2 и 3 входом в аэропорт. Стоимость составит 35 евро в дневное время, то есть с 5 утра до полуночи, и 50 евро для желающих прокатится ночью.

Видео: империи из камня – Акрополь, Афины, Греция.

Сколько стоит?

Около Нового музея Акрополя останавливается экскурсионный «паровозик». Это обзорная экскурсия, очень интересная и, что самое главное, позволяющая определится с тем, куда стоит пойти в первую очередь. Цена «паровозика» 6 евро, длительность мини-тура – 60-70 минут.

Стоимость посещения отдельных памятников иногда меняется, это зависит от нагрузки на них со стороны археологов и реставраторов, к примеру, если здание закрыто для посещений, то после открытия билет будет дороже, чем был до закрытия.

Однако, все очень демократично в целом, например, посетить стадион Панатинаикос, где проходили античные Олимпийские игры и другие состязания атлетов, стоит 3 евро.

Входной общий билет в комплекс стоит 12 евро, действует 4 дня с момента покупки, и включает право на посещение:

  • театра Диониса;
  • храма Зевса;
  • развалин библиотеки Адриан;
  • древнего античного кладбища – Керамик;
  • Парфенона;
  • Агор, как классической, так и поздней, так называемой римской.

В любой момент осмотр можно прервать и спуститься от входа в комплекс на утопающую в зелени и ресторанчиках на любой бюджет и вкус улицу Mnisikleous, с направлением ошибиться невозможно, нужно ориентироваться на виднеющуюся гору Ликавиттос, с которой улица и соединяет исторический комплекс Акрополя.

Перекусив, можно вернуться к осмотру, или же просто пойти гулять, ведь билет в Акрополь действителен четыре дня, неограниченное количество раз, такое «ограничение» делает посещение комплекса исключительно удобным и позволяет не устать при осмотре.

Акрополь - это название холма и выдающегося архитектурного ансамбля, на нём расположенного. На греческом написание «Акрополь» выглядит так: «Ακρόπολη». Обычно это слово переводят как «верхний город», «укрепленный город» или просто «крепость». Сначала гора использовалась как убежище. Впоследствии здесь существовал царский дворец и даже, если верить мифам, резиденция Тесея - победителя критского чудовища Минотавра.

С тех пор как на горе появился первый храм Афины, она стала считаться священной. Вокруг этой узкой скалы с тремя отвесными стенами разросся город Афины, сердце и душа которого находятся на святом Акрополе. С вершины горы столица Греции видна как на ладони. Также как из города отовсюду отлично видны постройки Акрополя, рядом с которым запрещены высокие строения.

В 1987 году афинский Акрополь внесен в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Эта организация в качестве своей эмблемы использует образ Парфенона.

Изображение афинского Акрополя узнают даже те, кто никогда не видел его воочию. Величайшее достижение древних греков заслуженно стало визитной карточкой Греции. Поселения на высоком скалистом холме с плоской вершиной были уже около 4000 лет до н.э. Архитектурно-исторический ансамбль Акрополя, развалины которого мы видим сейчас, создавался в основном в V веке до н.э. при полководце и великом греческом государственном деятеле Перикле. Он включал в себя:

  • Парфенон - главный храм. Построен в честь покровительницы полиса богини Афины.
  • Пропилеи - парадный вход на Акрополь
  • широкую мраморную лестницу
  • Пинакотеку - находилась слева от Пропилей
  • 12-метровую статую Афины-Воительницы, созданную скульптором Фидием из слоновой кости и золота
  • Нику-Аптерос - храм бескрылой Афины-Победительницы с алтарем перед ним. Алтарь разобрали турки в конце XVIII в., но в 1935 - 1936 годах он был воссоздан
  • Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону. На одном из его портиков вместо колонн установлены знаменитые кариатиды.
  • святилище Зевса Полиея и другие.

Расположение строений на Акрополе

Фасад Пропилей, ведущая к ним широкая мраморная лестница и примыкающие постройки

Во II веке н. э. Герод Аттик возвел у подножия Акрополя грандиозный театр Одион.

Главными архитекторами Акрополя считаются Иктин и Калликрат, которые построили Парфенон, и Мнесикл - создатель Пропилеев. Отделкой и наблюдением за строительством вместе с Периклом занимался скульптор Фидий.

Л. Альма-Тадема (1836–1912). Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и его возлюбленной Аспасии, парфенонский фриз, 1868.

Парфенон переводят как «помещение для дев». По одному из предположений, в нём избранные девушки ткали легкую ткань для пеплоса - женской одежды без рукавов с множеством складок. Особый пеплос, расшитый узором, подносили богине Афине во время Панафиней - торжественных церемоний в ей честь.

Афина Парфенос

Разрушение Акрополя

Многовековой Акрополь претерпел неоднократные завоевания иных народов и влияние других культур. Это отражалось на его облике чаще всего не самым лучшим образом. Парфенону пришлось побывать католическим храмом и мусульманской мечетью. Был он и турецким пороховым складом, что сыграло трагическую роль в его судьбе.

Во время турецко-веницианской войны турки, надеясь, что христианин не станет палить по сооружению, которое несколько веков было христианским храмом, разместили в Парфеноне оружейные запасы и спрятали детей и женщин. Однако, 26 сентября 1687 года командующий веницианской армией приказал стрелять по Акрополю из пушек. Взрыв основательно разрушил центральную часть памятника.

Гравюра с изображением взрыва Парфенона


Джеймс Скин. Разрушенный Парфенон с остатками собора-мечети, 1838

Серьёзно страдал Акрополь из-за вандализма и бесцеремонного грабежа. Так на протяжении 1801-1811 годов британский посол в Османской империи лорд Томас Элгин вывез из Парфенона значительную часть древних греческих статуй и фриза в Англию, а затем продал в Британский музей.

Восстановление Акрополя

С 1834 года на территории Акрополя ведутся исследовательские и реставрационные работы. Особенно активно они производятся с конца XX века. В Афинах выстроен новый современный просторный музей. В его залах экспонируются археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них обломки фриза Парфенона, скульптуры, фигуры кариатид, статуи кор, куросов и Мосхофора (Тельценосца).

Новый музей Акрополя в Афинах

Мосхофор (Тельценосец) и «мальчик Крития», обнаруженные во время раскопок афинского Акрополя. Около 1865 года

Восстановить памятник полностью нереально, но с помощью современных цифровых технологий можно увидеть его величие с помощью 3D-реконструкции. Во время своего расцвета сооружения Акрополя, от зданий до статуй, были украшены разноцветным декором. Погрузиться в новую и одновременно старую расцвеченную реальность Древней Греции позволяет «Интерактивный тур по афинскому Акрополю», который открыт для публики с 24 марта 2018 года в «Θόλος ».

Иллюстрации

Варианты реконструкций в цвете


Это возвышенная часть или, так называемый, верхний город. Здесь строились укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться и, конечно, здесь возводились самые основные храмы. Все древнегреческие города имели акрополи, но самый известный - это Афинский Акрополь, возвышающийся на 150 метров над главным городом .

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы.

Акрополь как раз относится к тем местам, о которых говорят, что они великолепны и восхитительны. Его принято считать чудом, сохранившимся и до наших дней, даже, несмотря на то, что все строения крайне лаконичны по своей форме, а весь Акрополь можно пройти за час.

Стены Акрополя круты и обрывисты. Раньше внутри располагалось огромное количество ценностей, различных скульптур. Сейчас только четыре великих сооружения можно встретить внутри Акрополя.

История Акрополя

Строительство Акрополя началось еще во II веке до нашей эры. Но во время греко-персидских войн он был полностью разрушен. Почти век он простоял в ужасном состоянии.

К середине V века до нашей эры Афины становятся самым процветающим городом в Элладе, экономическим и культурным центром. Особого расцвета он достиг при правлении Перикла. По его инициативе, город стали украшать всевозможными постройками. В 449 году окончилась грандиозная реконструкция Акрополя.

Афинский Акрополь построен, как говорится, с размахом. Его не возможно охватить одним взглядом. Конечно, на сегодняшний день только малая часть сохранилась от того древнего строения, но и сейчас он достоин восхищения. Для начала стоит познакомиться с тем Акрополем, который существовал при древних греках.

В Акрополь вел только один вход по узкой дороге, расположенной с западной стороны. Этот вход через ворота Пропилеи, возведенные архитектором Мнесиклом в 437 - 432 годах до нашей эры. Ворота были украшены широкой лестницей и двумя портиками, один из которых обращен в сторону холма, а второй - к городу. Когда-то потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Пропилеи окружены стенами храма Бескрылой Ники. Небольшое здание с 4 колонами. Этот храм проектировался еще в 450 году до нашей эры, но приступить к постройке смогли только в 427 году. Строили его в течение 6 лет. В древности внутри храма находилась деревянная статуя богини победы. Традиционно, Нику изображали, как девушку с парой крыльев, но древние греки изобразили ее без крыльев, чтобы победа «не улетела» от них.

Войдя через ворота, сразу можно было увидеть статую Афины, возведенную в 456 - 445 годах скульптором Фидием. Афина была изображена со щитом в левой руке и копьем в правой, на голове у нее был воинский шлем. Высота статуи была 7 метров, а копье и того больше - метров 9.

Слева от статуи Афины располагался храм . Он был посвящен Афине, Посейдону и царю Эрехтею. Именно в этом храме хранилось самое ценное, в частности, деревянная статуи богини-воительницы, которая по приданию упала с неба; священный пеплос, который ткали жрицы, алтари Ифеста и Эрехтея.. В этом храме совершались самые главные обряды.

Храм Эрихтейона был небольшим по своим размерам (23 на 11 метра), но он объединял под собой сразу несколько святилищ. Храм по своей высоте был неравномерен: западная часть здания на 3 метра ниже восточной стороны. Это из-за того, что храм был построен на неровной поверхности.

Внутреннее пространство делилось на две части. В западной стороне находилось святилище Эрехтейона, а в восточной святилище Афины Паллады. Скульптурное оформление храма было очень богатым. По всему периметру располагались фризы, темой которых стали мифы.

Перед западным фасадом храма росла священная олива, но она была вырублена, а сам храм разрушен.

В центре Акрополя находился Парфенон, также посвященный богине Афине. Он сооружался в течение 9 лет (447 - 438 год до нашей эры). Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Парфенон представлял собой прямоугольное здание размером 70 на 31 метр, со всех сторон окруженный колонами - по 17 с продольных сторон и по 8 колон на торцевых частях храма.

Парфенон богато украшен различными скульптурными элементами, созданными видными мастерами древнего мира (Фидий, Алкамен, Агоракрит, Каллимах). Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам - даже почти аляповато раскрашен. Само собой, со временем краска выцветает, поэтому храмы, которые дошли до наших дней исключительно белого цвета.

Внутреннее помещение Парфенона делилось на две части. Первая часть - целла, где располагалась 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине был роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежда была покрыта золотыми пластинами.

Второе помещение предназначалось для девушек-жриц, которые работали над изготовлением священных облачений богини.

Современный Акрополь

Современный Акрополь мало похож на тот, который существовал много веков назад. На площадку, где расположены Пропилеи, современные туристы могут попасть через ворота Бейле, сооруженные в римско-византийскую эпоху. Свое название они получили в честь археолога Бейле, который в 1853 году обнаружил их под останками турецкого укрепления. Прямо перед входом находятся руины Храма Бескрылой Ники, который был разрушен турками, когда те захватили город. В середине XIX века, когда турецкое владычество было смещено, храм попытались восстановить, однако таким, как прежде, его уже невозможно было сделать.

Очень многое в Акрополе было безвозвратно уничтожено. Например, статуя Афины-воительницы была вывезена в Константинополь, где в XIII веке и была уничтожена.

Неоднократно страдал от грабителей Храм Эрехтейона, особенно во время борьбы Греции за независимость в 1821-1827 годах. Только в 1906 году начали проводить реконструкцию храма, восстанавливая его на сохранившемся фундаменте.

Парфенон в XIII веке был превращен в христианский храм. Во время турецко- войны Парфенон был обстрелян. Основное помещение и колоннада были полностью разрушены. В наши дни он частично реставрирован, но былое величие уже утрачено.

Конечно, современный Акрополь не такой величественный, но и сегодня он является одним из красивейших сооружений на нашей планете. Многое разрушено, а то и совсем уничтожено. Но что-то сохранилось и до сих пор притягивает в Афины туристов.

Самое сильное впечатление производит Акрополь. Полное погружение в глубь тысячелетий возможно только здесь, да еще на арене Олимпийского стадиона. Его глубокая подковообразная чаша, построенная в IV веке до нашей эры в ущелье лесистого холма, вмещает 70 тысяч зрителей. Стадион был полностью восстановлен при возрождении Олимпийских игр в 1896 году. С гулкой арены видны лишь крутые склоны мраморных трибун, а в разрыве между ними - старый городской парк. На афинском стадионе возникает удивительное ощущение пространства, желание двигаться, которое бывает на дне кратера или на льду запавшего в низине озера.

Акрополь, в переводе «верхний город», - укрепленное место храмовых сооружений. В гористой Элладе они возводились на высоких холмах. Современный облик афинского Акрополя сложился 23 столетия назад. Строительство велось после разрушительной войны с персами и вдохновлялось Периклом. Выдающейся оратор, оставаясь простым гражданином Афин, управлял республикой 30 лет. На входном билете в Акрополь помещен портрет Перикла и слова Плутарха о нем: «Он сделал город самым великим… поднялся над силой царей и тиранов… но не изменил своего положения ни на драхму».

Освободив родину и сделав Афины в 1833 году столицей, греки стали застраивать город к северу и востоку от Акрополя, за обрывистыми склонами холма, а западные подступы стали заповедным местом. Следы завоевателей были уничтожены, и только из книг можно узнать, что французские рыцари воздвигали при входе в Акрополь высокий замок, а турки строили бастионы и превращали храм Афины в мечеть. Теперь здесь только тысячелетние стены и первозданные рощи.

Расположение

Неповторимость Акрополя невозможно ощутить в отрыве от окружающей местности. Холм, на котором стоит Акрополь, сам по себе похож на чудо. Плоская вершина везде, кроме западного склона, окружена обрывами высотой до 80 метров. Они из голубоватого гранита с красными вкраплениями. На западе гранитный уступ переходит в мягко очерченный склон, покрытый рощами оливковых деревьев, пиний и кипарисов. Он спускается в долину и соседствует с лесистыми склонами противолежащего холма.

Эллины верили в то, что места для своих храмов (а они считались домами богов) боги избирают сами. Священным был не только храм, но в не меньшей мере и холм, на котором он стоял. Зодчие стремились постичь «божественный» выбор расположения храма, чтобы его постройкой придать гармоническую завершенность местности. Стены Акрополя сливаются со склонами скалы в единое целое. За счет этого увеличивается крутизна склонов, а стены кажутся очень высокими. В действительности они почти не выступают над вершиной холма. В архитектуре стен - повторение форм скалы: неравномерные уступы, сдвинутые плоскости, грани вертикальных складок. Ровный верхний срез стены без башен подчеркивает неожиданную плоскость вершины. На ней стоит храм Афины, издали похожий на светильник, с белыми снопами колонн и легким перекрытием сверху.

Акрополь на карте Афин

Афинский Акрополь сегодня

…Стоит только подняться на Акрополь, сразу нарушается иллюзия встречи с древней Элладой. На вершине - толпы туристов, щелканье фотоаппаратов, работы по реставрации. Лучше побродить по безлюдным рощам на склоне Акрополя, подняться на противолежащий холм Филопалпус. Некогда густо застроенный, он сохранил лишь развалины монумента на своей вершине, укрытую листвой часовню и остатки пещеры - предполагаемого места заточения и смерти Сократа. Нет ни души на тихих каменистых тропинках. Пустая часовня в рост человека, рядом скамья и горящий золотом осенний платан. Со скамьи Акрополь виден как на ладони. Вот он, древний первоочаг нашей культуры. Его стены видели людей, имена которых заставляют сильнее стучать сердце: Сократ, Аристотель, Александр Македонский… Где-то на этих склонах Сократ вписал самую первую и, наверное, самую важную фразу в книгу науки: «Истина рождается в споре». Этот спор, проведенный по правилам логики, был назван анализом.

Аристотель был обвинен в оскорблении богов и изгнан из Афин сразу после смерти своего могущественного ученика Александра Македонского. Бог у Аристотеля лишен всякого сходства с богами Олимпа: он лишь абстрактное первоначало мирового движения. В Акрополе запечатлено совсем иное понимание мира.

Парфенон — главное здание Акрополя

Главное здание Акрополя - , то есть храм Девы. Посвящен сначала нежеланной, но в дальнейшем любимой дочери Зевса Афине. Сцены появления ее на свет из головы Зевса были изображены на горельефах храма. Она широко известна как покровительница городов. Афина посадила оливу, покрывающую и ныне склоны Акрополя, давала государственные советы, ведала крепостными стенами, политическими союзами и войнами, врачеванием, науками и ремеслами, гордилась искусством ткать пряжу, но однажды, не сумев победить в ткаческом состязании смертную женщину Арахну, разорвала ее ткань, избила соперницу челноком и, так опозорив ее, превратила в паука.

Красота и престиж Афин не раз служили им защитой. Когда Александру Македонскому надо было штурмовать город, он не решился поднять на него меч, даже при отказе афинян выполнить его минимальные требования. В уже побежденной Элладе Афины оставались на привилегированном положении, а римляне даже продолжали украшать город. Например, они завершили постройку огромного храма Зевса, остатки которого сохранились и поныне. Духовным центром Афины оставались до VI века нашей эры, когда греческий (византийский) император Юстиниан запретил преподавание философии и риторики, а Парфенон был превращен в храм девы Марии.

Афинский Акрополь на фото



Афинский Парфенон — одна из главных достопримечательностей Греции