Одной из серьёзных и актуальных проблем, существующих в мире, является глобальное загрязнение окружающей среды. Любая сфера деятельности человека может внести свой вклад в решение данной проблемы, и представители искусства не остались в стороне. Многие столетия природа воодушевляла деятелей изобразительного искусства, и ее красота запечатлена в пейзажах, скульптурах, фотографиях.
Но некоторые художники делают еще один шаг в развитии взаимоотношений между искусством и окружающей средой, создавая работы из самой природы или творя произведения искусства, которые подчеркнуто выражают идею о мире природы и о следе, оставляемом человечеством на нем. Их работы позволяют не только дать вторую жизнь использованным материалам и создать произведения, необходимые для духовного развития человека, но и призвать человечество к сохранению экологии.
Это направление изобразительного искусства называется Recycle-Art (он же Trash-Art или Junk-Art). Современное общество привыкло к потреблению, не отдавая себе отчет в том, что ресурсы планеты не безграничны. Множество предметов быта довольно быстро отправляются на утилизацию, не утратив при этом своих физических свойств. Однако эти вещи могут служить и дальше, если из них создать новые арт-объекты.
Ресайклинг-арт ставит своей задачей уменьшение негативного воздействия различного вида отходов на окружающую природную среду, а поэтому он может рассматриваться
как направление экологического движения глобального масштаба. Его основными принципами являются экономия природных ресурсов и максимальная экономия материалов, а задачами - сокращение избыточного количества продуктов, пересмотр материалов и технологий изготовления объектов, а также изменение потребительских требований.
Трэш-арт (в переводе с английского trash означает «мусор») - направление современного искусства, в котором для создания арт-объектов используются отходы промышленного производства, детали сломанных механизмов и другой бытовой мусор. Сегодня оно приобрело наибольшую актуальность и является одним из
распространенных способов творческой "борьбы" с загрязнением окружающей среды. «Трэш-арт» - новое, достаточно распространенное направление в современном искусстве. Однако еще в 1918 г. немец Курт Швиттерс из Ганновера начал экспериментировать в области абстрактного искусства, наклеивая на поверхность обертки от папирос, обрывки билетов и другие клочки бумаги с текстом, заменявшие обычные краски. Так что его можно назвать основателем данного стиля.
В наше время «трэш-арт» является «альтернативным искусством», протестом против шаблонов и правил. Художники этого стиля создают изумительные арт-объекты, используя производственные, бумажные, синтетические отходы, а также собранный на свалке мусор - все то, что либо выбрасывается на свалку, либо захламляет антресоли, сараи или гаражи.
В 2017 году в Архангельске активисты-экологи возвели статую огромного слона высотой более 8 метров, длиной 12,5 метров, а шириной около 6 метров, использовав для её создания 44 500 пластиковых бутылок. Пластиковой посуды и тары в мире производится очень много, а после использования пластик, в основном, идёт на утилизацию. И это при том, что он почти не разлагается, хотя в тоже время его можно переработать на все 100%. Организаторы проекта решили таким образом привлечь внимание людей к проблеме мусора, вторичной переработки сырья и раздельного сбора отходов.
Художники, скульпторы из бытовых отходов создают различные произведения искусства: пейзажи, портреты, натюрморты, инсталляции, скульптуры, коллажи... Так что не всегда роющийся в мусоре человек голоден, беден и бездомен. Возможно, он просто скульптор или художник, собирающий материалы для очередного шедевра.
Но не каждый может понять высокое «мусорное» искусство, поэтому иногда происходят и курьезные случаи: в 2001 г выполненное из окурков и пивных жестянок произведение одного из самых дорогих художников современности Дэмиена Херста уборщица галереи по ошибке выбросила на помойку. А швейцарская художница Кэрол Мэй лишилась одной из работ на арт-ярмарке в Гонконге. Речь идет об инсталляции «Unhappy Meal», напоминавшей коробку из-под «Хэппи Мил» - набора с едой и игрушкой сети ресторанов быстрого питания McDonald"s. Разницу между арт-объектом и пустой картонкой из-под фастфуда не заметила уборщица и выбросила работу Мэй. А когда поняла, что ошиблась, «Unhappy Meal» уже была серьезно повреждена.
Подготовлено на основе материалов ресурсов Интернета
"> " alt="Рожденные на свалке. Работы современных художников из обычного мусора.">
В итальянском городе Бари 19 февраля 2014 года уборщица в холле отеля Murat, приняв некоторые экспонаты открывшейся там выставки мусором, выбросила их. Оказалось, что предметы из бумаги и картона, которые она выбросила а также крошки печенья стоили около 10 тысяч евро. Бабр предлагает ознакомится с арт-объектами современного искусства, при создании которых был использованы предметы, обычно считающиеся мусором.
Тим Нобль и Сью Уэбстер. Муж и жена, которые стали очень известным арт-дуэтом в Британии. Тим и Сью - мастера светотени, они создают свои весьма необычные инсталляции из обыкновенного мусора, однако при проекции на стену этот мусор превращается в настоящие картины. Тим и Сью - последователи голландца Дита Вигмана (Diet Wiegman), который начал свои эксперименты со светом и тенью еще в восьмидесятых годах прошлого века.
Трудно поверить, что это не фотошоп. Пустые жестяные банки, пачки из под сигарет, деревянный стол и прожектор - вот что нужно, чтобы создать тень Манхэттена
Расставленные в правильном порядке фигуры из дерева дают неожиданный результат
На создание подобного проекта уходит несколько месяцев кропотливой работы
Бруклинский фотограф Барри Розенталь называет себя собирателем по жизни. В детстве он собирал бейсбольные карточки (популярное увлечение в США). Взрослый Барри коллекционирует сковороды, часы, карусельные лошадки и... предметы, которые он находит на пляжах.
По словам самого фотографа, организуя предметы мусора в коллажи, он придает привычным предметам больше ценности. И хотя возникает очевидная ассоциация между его работами и экологическими проблемами загрязнения окружающей среды и мусора, автор не видит свою миссию в том, чтобы заставить зрителя задуматься именно об экологии. «Я показываю то, что нахожу, и люди вольны сами интерпретировать, но я только хочу сказать: почему бы нам не относиться внимательнее к вещам? Почему бы нам не навести порядок в собственном гараже?»
Balls
Вторая жизнь игровых мячей
Оживающие канистры от технических жидкостей
Прежде чем сделать фото, художник работает с каждым предметом: моет, чистит, меняет форму
Скульптор из Портленда виртуоз сварки, он превращает сотни выброшенных гайек, болтов, дверных петлель в фигуры собак, птиц и даже копии электрических гитар Gibson в натуральную величину. Мок говорит о своей работе: "Я заинтригован проблемой создания совершенно уникальных произведений из никому не нужных, выброшенных предметов. Я люблю свою работу, а возможность давать этим старым предметам новою, необыкновенную жизнь в виде художественно сложной скульптуры делает эту работу еще приятней. Видя мои скульптуры, зрители сомневаются в реальности того, что они видят. Реакция аудитории - топливо моей работы."
Часть проекта "Рыбы"
«Мусорное искусство»: арт-объекты, принятые за хлам
Трейси Эмин «Моя кровать»
Современное искусство порой играет со зрителем злую шутку. Во время ярмарки Harbour Art Fair в Гонконге уборщица приняла за мусор работу художницы Кэрол Мэй и выбросила. «РБК Стиль» вспомнил, когда арт-объекты не смогли отличить от хлама.
Кэрол Мэй «Unhappy Meal»
Швейцарская художница Кэрол Мэй лишилась одной из работ на завершившейся в Гонконге арт-ярмарке Harbour Art Fair. Речь идет об инсталляции «Unhappy Meal», напоминавшей коробку из-под «Хэппи Мил» — набора с едой и игрушкой сети ресторанов быстрого питания McDonald"s. Разницу между арт-объектом и пустой картонкой из-под фастфуда не заметила уборщица и выбросила работу Мэй. А когда поняла, что ошиблась, «Unhappy Meal» уже была серьезно повреждена.
«В своих работах я часто обращаюсь к повседневным объектам, которым придаю новые черты с помощью небольших изменений», — отметила художница. А также добавила, что в творчестве стремится критически взглянуть на современную культуру потребления.
Работа «Unhappy Meal» утеряна не безвозвратно. Предусмотрительная Кэрол Мэй позаботилась об изготовлении 30 таких инсталляций. По данным издания Dazed, арт-объект оценивается в $ 364.
Трейси Эмин «Моя кровать»
В 1998 году британка Трейси Эмин создала инсталляцию «Моя кровать». Пребывая в депрессии, художница несколько дней подряд не покидала комнату и отказывалась от всего, кроме алкоголя. Тогда же родилась идея арт-проекта, представлявшего собой неубранную постель, окруженную пустыми бутылками, использованными презервативами, смятым бельем и мусором. В 1999-м «Моя кровать» была номинирована на премию Тернера и выставлена в галерее Тейт. Один из смотрителей музея, не поняв задумки Трейси Эмин, решил, что экспонат подвергся атаке вандалов, и прибрал постель,
Richard Stonehouse/Getty Images
Густав Мецгер «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства»
В 2004 году уборщица лондонской галереи «Тейт модерн», приняв один из экспонатов за мешок с мусором, выбросила инсталляцию. Впрочем, с работой Густава Мецгера ошибиться было нетрудно: экспонат с длинным названием — «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства» — представлял собой разъеденную кислотой картину в окружении полиэтиленовых мусорных мешков. После того как часть арт-объекта Мецгера в прямом смысле слова оказалась на свалке, художнику пришлось изготовить новую копию.
Художника Густава Мецгера, скончавшегося в Лондоне в марте 2017 года, называли «мусорным гением». Он создал направление «саморазрушающегося искусства». В своем манифесте 1959 года он так описывал задумку: «Это отчаянное подрывное политическое оружие, последнее средство в борьбе с капиталистической системой... в борьбе с арт-дилерами и коллекционерами, манипулирующими современным искусством к своей выгоде». В инсталляциях Мецгер часто использовал производственные отходы и строительный мусор.
Густав Мецгер
Tristan Fewings/Getty Images for Serpentine Galleries
Сара Голдшмид и Элеонора Кьяри «Куда мы идем танцевать этим вечером»
В музее современного искусства в итальянском городе Больцано жертвой уборщиц стала инсталляция «Куда мы идем танцевать этим вечером». Работа двух миланских художниц — Сары Голдшмид и Элеоноры Кьяри — была посвящена эпохе гедонизма и политической коррупции в Италии 1980-х годов, сообщал The Independent. В одном из залов музея авторы разбросали по полу пустые бутылки, окурки и конфетти. Все это уборщица приняла за банальный мусор и тщательно прибралась. Когда музей открылся на следующее утро, в зале не осталось ни следа от арт-объекта. Благо пакеты с арт-мусором не успели далеко увезти. Художницы восстановили инсталляцию.