Базаров атеист цитаты. Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети» – Базаров: отношение к любви, цитаты

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Базаров — представитель молодого

поколения. В его личности сгруппи-рованы

те свойства, которые мелки-ми

долями рассыпаны в массах.

Д. И. Писарев

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «...я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от-рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи-вопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба-заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по-эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага-ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи-зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку-пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж-данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре-шения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс-казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле-мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис-кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз-носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби-вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман-тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис-кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи-пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта. Материал с сайта

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста-ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры-тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин-ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска-зываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель-ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что говорит базаров о искусстве?
  • отношение к искусству в наше время между поколениями
  • отношение и базарова к искусству
  • что говорил базаров про музыку
  • как базаров относился к искусству цитаты

Главный герой романа «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Отношение к любви этого молодого и дерзкого нигилиста, как многие помнят, было не совсем почтительным. Для него подобные чувства - дурь и белиберда. Давайте посмотрим, насколько изменится этот персонаж к концу произведения.

Влияние нигилизма на личность Базарова

Евгений не может воспринимать любовь как что-то серьезное, ведь он нигилист, а значит, обязан отрицать ее, так как чувство не может принести практической пользы. Главный герой выходит из себя, узнав о том, что Аркадий, которого он считал своим последователем, хочет жениться.

Чтобы привести в тексте цитаты Базарова о любви, достаточно вспомнить, что он оценивает отношения между мужчиной и женщиной только с точки зрения физиологии: от женщины надо «добиться толку».

Базаров и Кирсанов

Роман «Отцы и дети» построен на антитезе, все произведение пронизывают споры двух поколений. Передовые взгляды Евгения противопоставлены позиции немолодого аристократа, Павла Петровича. У него и главного героя различные представления о жизни, искусстве, природе. На протяжении всего произведения мы наблюдаем спор Базарова и Кирсанова. О любви у этих двух людей также различные представления.

Павел Петрович принадлежит к поколению, которое возвышает чувство, относится к женщине с трепетом и благоговением. Евгений, как мы помним, прагматик и относится к романтическим взглядам Кирсанова с едкой иронией. Однако в его жизни суждено произойти переменам, которые заставят главного героя испытать любовь.

Одинцова

Знакомство с Анной Одинцовой существенно меняет представление Базарова о человеческих отношениях. Удивительно, но то, что герой Тургенева испытывает к ней, совершенно противоречит всем его жизненным устоям. Эта прекрасная женщина привлекает внимание Евгения, он невольно любуется ею на балу у губернатора, но оценивает в ней только физическую привлекательность, грубовато замечая, что у нее «богатое тело», «на остальных баб она не похожа».

Таковы высказывания Базарова. О любви наш герой не говорит тогда ни слова. В этот период жизни он еще искренне удивляется: «И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной?» Он уверен, что он - физиолог, потому хорошо разбирается в этом.

Отношения Евгения и Анны Одинцовой

Базаров, безусловно, является харизматичной личностью, и Анна не могла им не заинтересоваться. Она даже решается пригласить его к себе в гости, и Евгений приезжает к ней. В Никольском они с Базаровым проводят много времени, прогуливаясь, беседуя, споря. Одинцова оценивает незаурядный ум Евгения.

А что же Базаров? Отношение к любви главного персонажа совершено меняется, для него это чувство перестает быть чепухой и художеством, теперь он действительно любит. Он не мечтает о взаимности, а лишь ждет некоторого расположения избранницы своего сердца.

О перемене в душе главного героя

Большинству из нас сложно вспомнить , в какой главе Базаров говорит о любви , но мы не ошибемся, если проследуем за Евгением и Анной в сад, где они прогуливались. Эта женщина, видя, что Евгений испытывает к ней сильное чувство, сумела вызвать его на откровенность и услышать признание.

Для Базарова увлечение Одинцовой оказывается настолько сильным, что он уже не может применить свою прагматичную теорию к тому, что происходит в его жизни. Евгению важна теперь одна единственная женщина - Анна, для которой превыше всех страстей личное душевное спокойствие. Одинцовой интересен Базаров, но она отказывает ему во взаимности.

Главный герой отвергнут. Евгений сильно переживает и, приехав домой, целиком отдает себя работе, чтобы забыть о своем чувстве. Так меняется Базаров. Отношение к любви Евгения в этой части романа совсем другое. Теперь это уже не прагматичный нигилист, а человек, который целиком захвачен чувством.

Любовная линия в романе

Произведение Тургенева показывает нам силу чувств представителей двух поколений. Яркие представители старого поколения - братья Кирсановы. Николай Петрович, отец Аркадия, не представляет свою жизнь без любви. Но это чувство для Кирсанова - нечто спокойное, тихое, глубокое. Любовь для Николая Кирсанова - источник жизни. В молодые годы он беззаветно любил жену, мать Аркадия. После ее смерти Николай Петрович долго не может прийти в себя и находит счастье с простенькой Феничкой. Чувства к ней так же глубоки, сильны, но при этом безмятежны.

Аркадий по возрасту - представитель поколения «детей». Но, будучи сыном своего отца, он напитался любовью в родительском доме и, естественно, ждал, что в его жизни появится такое же чувство. Взгляды Базарова взволновали его ум, но все меняется, когда в его жизни появляется Катя. Аркадий влюбляется в нее, девушка отвечает взаимностью. Чувства, которые зарождаются между ними, сильны и спокойны.

Павел Петрович Кирсанов - представитель поколения «отцов». В молодости он был очень привлекателен и, бесспорно, нравился женщинам. Павла Кирсанова ждал успех и высокое положение в обществе, но все изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. Это была замужняя дама, легкомысленная и пустая. Она не отвечала на его чувства, гнала прочь. Кирсанов оставил службу и следовал за своей любовью всюду. Узнав о ее смерти, Павел Петрович был потрясен и вернулся в деревню, чтобы обрести душевный покой. Старший Кирсанов был таким же однолюбом, как и его брат Николай. Однако роковая встреча переменила всю его жизнь, и он не мог помыслить о том, чтобы жениться на другой женщине.

Отдельно следует сказать о том, какие душевные волнения испытывает Евгений Базаров. Отношение к любви главного героя неоднозначно, он всячески отрицал и высмеивал это чувство. Однако, встретив женщину, которая стала полностью поглощать его мысли, Базаров не в силах противиться любви, он признает ее существование.

Вечное одиночество

Будучи смертельно больным, главный герой ищет встречи с любимой, он хочет увидеть ее в последний раз. Одинцова приезжает, но не бросается к Евгению. Она ведет себя сдержанно. Анна лишь принимает человеческое участие, не более того. Итак, главный герой умирает отвергнутым, однако к концу жизни он начинает понимать силу родительской любви, и здесь не обойтись без цитаты Базарова: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Увы, слишком поздно он осознает ценность человеческих отношений.

В романе « Отцы и дети» отношение Базарова к любви показано в динамике: сначала он презирает это чувство, смеется над романтическими порывами Аркадия Кирсанова. Для главного героя всякое проявление любви - это лишь голос инстинкта. Он ярый нигилист, сторонник материалистических убеждений. Встреча с Анной Одинцовой переворачивает сознание Евгения. Он признается в любви к ней и признает свое поражение. В конце романа Базаров умирает, осознавая собственное одиночество.

Методическая разработка

Урок-мастерская по литературе в 10-м классе

«Странный человек. Евгений Васильевич Базаров»

МКОУ «Ершовская СОШ Усть-Илимского района Иркутской области»

Цель урока: создать целостный портрет личности сложного человека Базарова, увидеть странности и ошибки во взглядах Базарова, которые повлияли на его жизненную позицию и определили трагичность образа.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Знать, что образ главного героя вызывал и вызывает множество споров, которые выражают совершенно противоположные точки зрения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст романа и критических статей. Учиться сопоставлять разные мнения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные – содействовать формированию чувства хозяина своей судьбы, самокоррекции и самовоспитанию, формированию собственной точки зрения на себя и свою жизнь, развитие духовных качеств личности.

    Развивающие – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Ход урока

Тургенев не имел притязания и дерзости
создать роман, имеющий

всевозможные направления;

поклонник вечной красоты,

он имел гордую цель во временном
указать на вечное

и написал роман не прогрессивный

и не ретроградный, а,

так сказать, всегдашний.

Н. Страхов

I . Вступительное слово учителя

Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

II . Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте поставить задачи и цели урока. К чему мы должны прийти в конце урока?

1.Понять характер главного героя Евгения Базарова.

2. Создать какой-либо словесный или графический продукт, показывающий наше восприятие главного героя романа «Отцы и дети».

3. Соотнести жизненную позицию Базарова со своей и извлечь из романа жизненные уроки.

Чтобы достичь этих целей, необходимо настроить себя на определённый лад. На какой диапазон вы настроите себя?

    Быть предельно откровенным.

    2)Спорить в уважительном тоне.

    3)Выслушивать выступающих.

    4) Помогаем, если кто-то в чём-нибудь затрудняется

    5) Ещё можем хвалить друг друга аплодисментами.

III Итак, начнём с объяснения словосочетания «Странный человек».

Напишите, какого человека можно считать странным. Были ли у вас встречи со странными людьми? Какое впечатление они произвели на вас и какие чувства вызвали? О чём думаете вы, вспоминая их?

У меня была встреча со странным человеком. Он оставил в моей душе глубокий след, но мне он остался непонятен, потому что его поступки были необъяснимы

Для меня странный человек – Григорий Александрович Печорин. Умный, волевой, загадочный. Он принёс окружающим его людям много страданий и даже стал причиной смерти Грушницкого и Бэлы

Вывод : странные люди чаще всего остаются непонятыми и страдают сами или заставляют страдать других.

IV . Можно ли Базарова назвать странным человеком? В чём его странность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание романа и прослушаем выступления. Мы внимательно слушаем и составляем свой портрет странного Базарова.(15 мин.) Домашнее задание по темам: «Базаров и его интересы», «Базаров в дружбе», «Базаров в любви», «Базаров и родители», «Базаров и народ»

После выслушиваем каждого из уч-ся. Благодарим за мнение.

V . Работа в группах с цитатами и афоризмами из текста , которые позволят сделать свои выводы о Базарове. (Приложение № 1) Группы представляют свой продукт по темам: «Жизненный кодекс Базарова», « Базаров в восприятии окружающих его людей», «Базаров – трагическая личность», «Мировоззрение Базарова».

VI .Положительный или отрицательный герой Базаров? Запишем в две колонки положительные и отрицательные человеческие черты.(учащиеся выходят по одному и пишут, затем подчёркиваем наличие этих черту Базарова и делаем вывод.)

Добрый, силь ный, честный, благородный Эгоистичный, жадный, самолюбивый,

Отзывчивый, мудрый, решительный, вели- высокомерный, грубый, пустой, равно-

кодушный, душевный, справедливый, смелый, душный, пошлый, завистливый, заносчивый,

романтичный, красивый, аккуратный, само- угрюмый, подлый, наглый, жестокий,

стоятельный, смелый, уравновешенный, язвительный, ленивый, бесчувственный,

доброжелательный, отзывчивый, чистый подлый, самовлюблённый, высокомерный,

душой, образованный, гордый и т.д. беспардонный, раздражительный и т. д.

Вывод : В Базарове положительных качеств больше, чем отрицательных.

VII .Мнение критиков о романе. (Приложение №2) Учащиеся читают и анализируют материалы критических статей, составляют вопросы и готовят выступление-опровержение или выступление-согласие.

Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”(работа в группах)

Примеры полученных вопросов.

Почему Антонович увидел в Базарове карикатуру на молодое поколение?

Почему Писарев восславил Базарова?

На что не обратил внимание Писарев?

Что свято для Писарева в Базарове?

В чём Писарев усматривает источник силы Базарова перед лицом смерти?

Почему смерть Базарова Писарев считает подвигом?

Что увидел Антонович в нигилизме Базарова?

Что, по мнению Страхова, противопоставляет автор нигилизму Базарова?

1-я группа работает с отрывками и з статьи Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся .

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

2 группа работает с отрывками по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

VIII Инсценировка «Смерть Базарова »

Письменная работа. «Наконец-то я слышу сердце Базарова»

IX Ассоциации. Нарисуйте сердце Базарова или самого Базарова. Обсуждение рисунков.

(Каждый из учащихся представляет защиту своего рисунка).

Приложение №3)

XI Самокоррекция. Продолжить предложения, соотнеся свои собственные представления о мире и о связях с ним.

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило меня задуматься о…

X Проблемы романа . Записать их. Высказывание Н. Страхова:

«Тургенев не имел притязания и дерзости создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной красоты. Он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».

Отцы и дети.

Самовоспитание

Проявление любви

Дружба

Родители и дети

Отрицание и жизнь

Подведение итогов урока :

«Отцы и дети» - это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких, бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, но убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

XI Синквейн.

Базаров,

Протестующий, гордый,

Увлекался, презирал, любил.

Человек сам себя воспитать должен..

Бунтующее сердце.

XII Рефлексия.

Уходя с урока, я хочу сказать…

Уходя с урока, я хочу всем пожелать…

Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить…

Было бы хорошо, если бы…

Мне очень жаль…

К жизни надо относиться…

Домашнее задание : сочинение по одной из проблем романа.

Литература к уроку:

    И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987

    Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.

    Антонович М.А. “Асмодей нашего времени”

    Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - произведение спорное, интересное, не потерявшее актуальности и в наши дни. Отношения между поколениями, новаторство и преемственность, борьба старого с передовым, уважение к жизненному опыту, следование авторитетам и умение находить свой жизненный путь - эти и многие другие проблемы рассматриваются в произведении основательно и всесторонне. Как живые, встают перед нами «старички Кирсановы», символизирующие старшее поколение, и «молодёжь» - Аркадий и его приятель Евгений Базаров.

Особенный человек

Будучи центральной фигурой романа, именно Базаров несёт на себе основную идейно-смысловую нагрузку произведения. Это вполне справедливо, ведь личность он незаурядная, натура сильная и глубокая. Тургенев называет его «самоломанным», подчёркивая, что львиную долю своих выдающихся качеств герой сформировал и воспитал в себе сам. Афоризмы Базарова, коих в тексте произведения представлено множество, помогают писателю ярче раскрыть, а нам, читателям, понять парадоксальную, своеобразную личность Евгения Васильевича, проследить этапы его умственного и духовного развития, формирование мировоззрения.

Взгляды на природу и искусство

Если попытаться сгруппировать все афоризмы Базарова по семантическим особенностям, то можно заметить такую закономерность. Герой высказывается о вещах, живо волнующих самого автора. И Тургенев, который далеко не всегда согласен со своим детищем, спорит с Базаровым, приводя «железные» аргументы. Касается это, в первую очередь, взглядов молодого разночинца на природу и искусство. Афоризмы Базарова этой тематики выдают в нём материалиста до кончиков ногтей, во всех сферах жизни стремящегося найти только практическую пользу. Безапелляционно он утверждает, что природа является не храмом божественной красоты и гармонии, а всего лишь мастерской, и человек в ней не просто получает эстетическое наслаждение и радость от общения с прекрасным, а должен работать. Также утилитарно относится персонаж к искусству. По его мнению, Рафаэль не стоит и медного грошика, а хороший химик куда полезнее всех поэтов и писателей, вместе взятых.

Автор и герой

Естественно, что Тургенев, тонкий ценитель красоты окружающего мира, вдохновенно воспевший её в произведениях, не приемлет такие афоризмы Базарова, не может с ними согласиться. Используя приём контраста, он отвечает своему герою тем, что в следующей сцене описывает неповторимую прелесть летнего вечера, сладость напоённого ароматами цветущей природы воздуха, высокую прозрачность сумеречного неба в сверкающем блеске звёзд.

Пейзажная зарисовка передаётся автором через Николая Петровича Кирсанова, во многом близкого Тургеневу по образу мыслей, складу характера и духовным ценностям. И стихи, которые вспомнились герою, соответствуют поэтической картине вечерней природы. Так Тургенев опровергает функционально-потребительское отношение ко всему прекрасному, проповедуемое Базаровым. Человек, лишённый эстетического начала, не может быть полноценной личностью, не может быть тем духовным существом, каким создал его Господь. В этом убеждён Тургенев. И потому ещё раз весьма твёрдо развенчивает он эти афоризмы Базарова. «Отцы и дети» - роман не только об общественно-политической обстановке в России 2-й половины 19-го века. Это и психологический роман о внутренних бурях и эволюции души. В сцене признания Базарова в любви к Одинцовой, чтобы ярче передать бурю чувств и эмоций в душе героя, писатель вновь рисует ночной пейзаж. И уже совсем по-другому воспринимает его Евгений, без всякого показного скептицизма. Ведь состояние природы оказалось на редкость сродни его собственному!

Философские воззрения

Но далеко не все афоризмы Евгения Базарова воспринимаются автором «в штыки», хотя и кажутся порой излишне категоричными. К примеру, стоицизмом, настоящей бойцовской волей исполнены его слова: «Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит». И мы помним, как мужественно умирал Базаров, как стойко держался перед лицом физических и нравственных страданий. Недаром Писарев назвал последние минуты жизни героя подвигом. Ещё одно высказывание, выдающее и гордость, и самоуверенность, большое самомнение, но и высшую степень человеческого достоинства, независимости, встречаем мы в тексте романа: «А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Действительно, заявить так могла только самодостаточная личность!

Язык Базарова - яркий и образный - не ограничивается перечисленными высказываниями, давно уже ставшими крылатыми. Чтобы лучше узнать и понять героя - читайте текст романа! «Отцы и дети» стоят вашего времени!