Базаров черты характера. Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” Тургенева в цитатах: описание личности и характера Евгения Базарова

Читая роман Тургенева Отцы и дети, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд. Авторская позиция в романе проявляется в описаниях, прямых авторских характеристиках, комментариях к речи героев, в построении диалогов и ремарках.

Например, когда автор описывает мать Базарова, он часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и эпитеты, говорящие нам о характере героини: ...подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына... Благодаря особым эпитетам и суффиксам мы понимаем, что автор относится к матери Базарова с сочувствием, жалеет ее. Иногда Тургенев дает прямую характеристику своих персонажей. Например, про Павла Петровича он говорит: Да он и был мертвец. Эти слова характеризуют Павла Петровича как человека, уже не способного на настоящие чувства; он уже не может духовно развиваться, продолжая познавать этот мир, а следовательно, не может и жить по-настоящему. Во многих авторских ремарках тоже чувствуется отношение Тургенева к своим героям.

Например, комментируя речь Ситникова, автор пишет, что Ситников визгливо засмеялся. Здесь чувствуется явная авторская ирония, как и в других комментариях к речи двух псевдонигилистов Ситникова и Кукшиной. Однако если говорить о кульминационных моментах романа, о его главном герое Базарове, то здесь отношение автора однозначно определить нельзя. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой уважает в нем силу и ум. Например, в описании смерти Базарова чувствуется уважение автора к этому герою, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: До сих пор не трушу... В споре между Базаровым и Павлом Петровичем (а этот спор имеет важное значение для понимания идеи произведения) автор открыто не поддерживает ни одного из героев.

Автор как бы остается в стороне. С одной стороны, упреки Базарова в голословности Павла Петровича достаточно справедливы: ...вы вот уважаете себя и сидите сложа руки..., с другой стороны, прав Павел Петрович, говоря о важности чувства самоуважения. Как писал сам Тургенев, ...настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы, и, наверное, поэтому Тургенев не встает на сторону ни одного из персонажей, хотя и уважает ум Базарова и чувство самоуважения Кирсанова. Большое значение для понимания идеи романа имеет эпилог произведения.

Автор описывает в эпилоге могилу Базарова и говорит, что цветы на могиле говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной.... Я думаю, здесь имеется в виду то, что споры нигилистов и аристократов, отцов и детей вечны. Именно из этих споров, столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь людей.

Надо сказать, что Тургенев не дает нам явных ответов, он задает вопросы своему читателю, предлагая ему поразмышлять самому. Эта кажущаяся неопределенность, за которой скрывается философское отношение автора к описываемым характерам и судьбам, есть не только в эпилоге. Например, когда Тургенев рассказывает о жизни матери Базарова, он пишет: Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает следует ли радоваться этому!

Как видим, автор избегает резких тонов в своих суждениях о персонажах. Он предоставляет читателю право самому делать (или не делать) выводы. Итак, автор романа Отцы и дети Тургенев не навязывает нам своей точки зрения на происходящее в произведении, он предлагает читателям отнестись к этому философски. Весь роман воспринимается не как идейное руководство или хвала одному из героев, а как материал для размышлений. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: Отцы и дети. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений вечная проблема классической литературы, с другой конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести. Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря детей, лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере. Центральное место в романе занимает фигура нового человека Евгения Базарова.

Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые драться хотят. Другие люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабо- вольными людьми с узкими, ограниченными интересами.

В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений отцов и детей. Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чуждой ему среде. В Марьине Базаров гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков.

И с Аркадием он расходится в главном в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия Базарову.

Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в империи Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает.

То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике.

Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное уют и покой, а для Базарова не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться. Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно.

Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратный, опрятный, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Крупное разногласие возникло между друзьями в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно ученик выходит из-под власти учителя.

Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Ты, нежная душа, размазня, говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. Ученик не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену отцам, не способным решить основные проблемы эпохи.

Аркадий человек, принадлежащий старому поколению, поколению отцов. Писарев очень точно оценивает причины разногласий между учеником и учителем, между Аркадием и Базаровым: Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов. Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки.

Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Нестерова И.А. Характер Базарова // Энциклопедия Нестеровых

Художественная характеристика Базарова и несовместимость элементов его образа.

В 1862 году в свет вышел роман Тургенева "Отцы и дети". Центральное место в композиции произведения занимает образ Базарова.

Общая оценка образа Базарова – это врач по образованию, нигилист по образу мышления. Его не привлекает поэзия и живопись. Базаров считает, что

порядочный химик в двадцать раз полезней любого поэта

Я не могу согласиться с этим и считаю, что сам Базаров думал так, потому что был молод. На самом деле, в глубине души он романтик. Тургенев подчеркнул это в сцене смерти главного героя.

Внешний вид героя довольно необычен.

Базаров высок, облачен в длинный балахон с кистями, лицо у него длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

Евгений Базаров очень умен. Свидетельство тому – увлечение науками. Главный герой умеет анализировать проблемы современного общества.

Базаров – человек труда. Это видно по его "красной обнаженной руке". Во время своего пребывания в Марьино дела Базаров не забывал: он каждое утро просыпался раньше всех и приступал к работе.

Евгений Васильевич Базаров горд. Он не спешит преклоняться перед аристократами.

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку в длинном балахоне, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот ему не сразу подал.

В характере Базарова прекрасно сочетаются ум, трудолюбие, гордость находчивость, остроумие. Он не лезет за словом в карман. На любое замечание во время спора с Павлом Петровичем у Базарова находится остроумная реплика. Базаров уверен в правоте своей мысли.

Базаров презирает условности и правила этикета, установленные аристократическим обществом. Однако он без всякого высокомерия относится к простым людям. Когда Николай Петрович заволновался, что Базаров с презрением воспримет его любовь к Фенечке, Аркадий сказал:

Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, так как считают его простым и умным человеком, однако же воспринимают его, как шута горохового. Он чужой для них, потому что не знаком с их бытом.

Базаров был большой охотник до женщин и до женской красоты.

Но душа Базарова ищет настоящее высокое чувство. Цинизм и вера в материализм мешают ему правильно понять людей. Когда он полюбил Одинцову, казалось, что это любовь будет счастливой. Но здесь Тургенев подчеркнул несовместимость между романтизмом и нигилизмом. Во время его объяснения в любви Одинцовой показалось, что его романтизм вырвался наружу, но нет, этого не произошло. Базаров повернулся и ушел с твердым намерением победить в себе чувства. Позже он говорит Аркадию:

Я уже в клинике заметил, кто злится на свою боль – тот непременно ее победит.

Тургенев наделил своего героя благородством. Не всякий бы стал помогать человеку, ненавидящему его. Во время дуэли Базаров ранил Павла Петровича, но тут же отбросил свою неприязнь, оказал ему первую помощь.

Основная трагедия Базарова состоит в том, что он не может найти себе постоянных единомышленников, а только временных попутчиков. Он также чужд дворянству, как и крестьянству.

То, что Базаров чужд и аристократии, Тургенев говорит устами Кати:

Ну, так я вам скажу, что он... не то, что мне не нравится, а чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая, да и вы ему чужой.

Проанализировав особенности личности Базарова, я пришла к выводу, что автор создал подлинного героя своего времени. В душе Базарова шла борьба между романтизмом и материализмом. Он пытался разрешить самые сложные проблемы жизни и сознания. Как Базаров ни ценил прошлое, все мысли и усилия его были устремлены в настоящее. Базаров был одинок. Я совершенно согласна со словами Писарева:

Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее, вокруг ее, почти вовсе нет родственных ей элементов.

Тургенев позволил умереть своему герою, так как считал, что идеи Базарова ни к чему хорошему не приведут. Перед смертью Базаров говорит ключевую фразу:

Я нужен России... Нет, видно, не нужен.

Этому человеку с красными руками, не знающими перчаток, длинным и худым лицом «с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету» не только довелось оказаться замеченным при входе в литературу, но и суждено было надолго в ней остаться.

Грубая, вульгарная фамилия - Базаров - не помешала ему на какое-то время даже стать кумиром большой части молодежи в годы, предшествовавшие крестьянской реформе 1861 года.

В литературе он стал первым из тех, для кого нигилизм, демонстративная фронда и революционность оказались куда притягательнее передаваемой из поколения в поколение чести смолоду. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», - безапелляционно определит Евгений Базаров, когда разговор зайдет о воспитании. И небрежно, как это он часто делал, произнесет одну из своих знаменитых афористичных фраз: «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...»

Будучи представителем нового поколения и выразителем новых взглядов, Базаров решительно отвергает саму возможность заслуг и пользы устаревших, не возрастом, а образом мыслей, людей «старого века», вроде Николая и Павла Кирсановых. Для него слушать «отцов», понимать их, ценить, принимать во внимание их опыт, даже обращать на них хоть какое-то внимание - занятие пустое и никчемное.

«Пойдем лучше смотреть жука», - скажет Базаров, и Аркадий покорно отправится вслед за ним в комнату, в которой с приездом Евгения установился «какой-то медицинско-хирургический запах, смешанный с запахом дешевого табаку». Этот хирургический запах почему-то, признаюсь, вызывает у меня звуковую ассоциацию с популярной некогда песней «Отречемся от старого мира...».

«В принсипы не верит, а в лягушек верит», - заметил Павел Петрович, имея в виду Базарова. Мне кажется, он все же ошибался. Люди наподобие Базарова не верят ни в принципы, ни в лягушек. Они верят исключительно в себя, в собственные идеи и принципы, установленные ими самими. Без принципов, разделяемых и другими людьми, могут жить лишь безнравственные люди.

Базаров, даром что лекарский сын, из тех, для кого великая история начинается исключительно и непосредственно с них. В этом он, к сожалению, не одинок. И когда в звуке его голоса учтивому Павлу Петровичу слышится что-то грубое, почти дерзкое, то грубость и дерзость вполне соответствуют сути нового, революционного принципа-лозунга, впоследствии названного большевистским: «Кто не с нами, тот против нас».

Не потому ли так популярна в отечественной литературе извечная русская забава - кулачный бой, где по одну сторону непременно отсталые, косные «отцы», а по другую - прогрессивные «дети»?

Прогресс, безусловно, дело хорошее. Если, конечно, он в равной мере служит и «отцам» и «детям», и старым и новым. Только в российской истории он почему-то разводит их по разные стороны баррикады. И в глазах «отцов» «дети» оказываются всенепременно карбонариями и не желают «учиться, на старших глядя». В тазах же «детей» их далеко не всегда даже седые «отцы», как ни грустно видеть и слышать, «что старее, то хуже». Как изволил выразиться Чацкий:

За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима.

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют все песнь одну и ту же...

Ну чему и у кого тут учиться? Обращение к «Горю от ума» не может не напомнить мне слова И. Гончарова, говорившего, что людям никуда не уйти от совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперед и вперед - с другой.

С Базаровых ведь и впрямь начиналась революционная эпоха. Просто Кирсановы об этом еще не догадывались. Сегодня мы уже знаем, что будет потом, чем все закончится. Но нам, однако, следует вернуться к тому времени, чтобы взглянуть, как и с чего все начиналось.

Ведь если говорить о трагизме образа Базарова, то он заключается прежде всего в том, чад незаурядный по своей сути человек не только для себя избирает тупиковый (не сознавая этого) путь движения, но и толкает (уже сознательно) на этот путь других.

Да, это был умный человек, еще раз подтвердивший грибоедовское утверждение о том, что в России «горе от ума». Это был человек, которого, как Чацкого или Онегина, не устраивали традиционные устои общества, и одинок он был ничуть не меньше тех же Чацкого и Онегина. В этом смысле он тоже оказался «лишним человеком», хотя был разночинцем, а вовсе не дворянином. В финале романа его ждала смерть, что позволяет вспомнить другого не менее известного литературного героя - Печорина, умершего от яда эгоизма. Базаров умирает от трупного яда, тем самым как бы подтверждая, что смерть была в нем самом. Если вдуматься, эгоистом он был не меньшим, чем Печорин.

По большому счету, он вовсе не любит людей, о благе которых он, казалось бы, печется. Вернее, они, люди, для него некая безликая масса, годная разве что на то, чтобы утвердить свое превосходство над ней. Базаров убежден, что он единственно достойная личность, имеющая право на успех. А остальные? «Люди - что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой» - такова очередная его афористичная фраза, красноречиво показывающая истинное отношение к людям. Так что презирает и не принимает во внимание Базаров не только «стариков» Николая и Павла Кирсановых, но и «новых» людей - Ситникова и Кукшину и вообще весь род человеческий.

Впрочем, ум не единственное достоинство Евгения Базарова. «Только своим трудом нужно добиваться цели», - изрекает он, хотя на протяжении романа ничего, кроме опытов над лягушками и сбора трав во время прогулок, полезного не сделает.

Как нетерпимость к людям не единственное его сильное чувство, точно так же он не любит, отрицает и красоту, природу, эстетическое наслаждение. И на все у него находится своя афористичная фраза: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Ну точь-в-точь по Некрасову:

.. .Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Только живая, не литературная, отечественная история показала, что реальные Базаровы и людей что-то не миловали, и природу предпочитали казнить. И вообще, созидать-то Базаров ничего не умел-уже одна эта черта не могла не привести его к трагическому концу. Этот «человек дела» способен только разрушать, как он сам говорит: «Сначала нужно место расчистить...»

Базаров утверждал, что такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Читая сегодня роман Тургенева, я не могу не задать вопрос: а нужны ли обществу такие, как Базаров? Не хочу становиться в позу тургеневского нигилиста, но вижу трагизм, нет, не образа, а самого Базарова прежде всего в том, что спустя почти полтора столетия вынуждена задавать свой трагический для него вопрос.

И не могут спасти его ни очевидная обреченность старого мира, ни свершившееся торжество демократов-разночинцев над аристократией, ни умение заставить других слушать себя, ни новые идеи, ни посвящение себя достижению великой, по его мнению, цели. Потому что никакая цель не оправдывает средства, которые человек выбирает для ее достижения. А Базаров из тех, кто готов идти по головам других людей. И эта его глубоко бесчеловечная суть ничем, кроме трагедии, обернуться не может.

Симпатизировал ему сам Тургенев или нет, но он сумел показать главное - такой Евгений Базаров, каким он представлен в романе, заслуживает только трагического исхода. Жизнь Базарова оказалась бесплодной. Поэтому на последних страницах произведения мы и читаем о пришедшей к нему смерти. И в таком финале, уготованном ему автором, можно увидеть пророческую тревогу Тургенева за будущее России.

Меню статьи:

Образ Евгения Базарова уникален тем, что он сочетает в себе черты безграничного ума и безрассудства. Базаров – глашатай новых порядков и новой философии.

Биография и семья Евгения Базарова

Социальное положение Базарова очень затруднительное. Связано оно не с родом деятельности молодого человека, а с его происхождением. Евгений Базаров родился в семье отставного «штабс- лекаря» и дворянки. Этот факт оказывается губительным для молодого человека – он находится на границе между миром простых мужиков и аристократии. Высшее общество не воспринимает его из-за незнатного происхождения отца, а простые люди считают его на ступень выше себя. И хотя мужики благосклонно относятся к нему, его появление проносит в их жизнь меньше смущения, чем аристократа, они не ощущают привычной скованности и смущения, при этом абсолютно своим Базарова мужики не считают в «их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отец рано заметил пристрастие сына к естественным наукам и способствовал развитию его знаний в этой области. Позже, Евгений, продолжает дело отца и поступает на лекаря. «Я, будущий лекарь» – говорит Базаров.

Он не испытывает особой любви к медицине, но возможность заниматься исследованиями спасают ситуацию. Благодаря своим опытам и бесконечными часами за микроскопом, Базаров достигает внушительных результатов и становится подающим большие надежды в развитии медицины и естественных наук молодым человеком.

Родители души не чают в Евгении – он единственный ребенок в семье, к тому же очень талантливый и умный – повод для гордости.

Мать очень скучает по сыну, но Базаров не спешит ответить взаимностью – он любит своих родителей, но его любовь не похожа на общепринятую, она лишена нежности и ласки, больше похожа на уважение. Родителей печалит такое отношение по отношению к себе, но изменить его они не в состоянии. Отец считает, что это необходимая мера в жизни Евгения – он должен быть в обществе, и только тогда сможет достичь чего-то в жизни.

Внешность Евгения Базарова

Евгений Базаров – очень обаятельный человек. Он молод и красив. Высокого роста и стройной комплекции.

Лицо его было «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Тонкие губы, темные брови и серые глаза – его лицо привлекательное. Волосы его были «темно-белокурые», густые и длинные.

Руки его были похожи на руки музыкантов – утонченные, с длинными пальцами.

Базаров не следил за модой. Его одежда не отличается новизной. Она уже порядком поношена и далеко не в идеальном состоянии. Этот факт не смущает Евгения. Он не высказывает неудовольствия своим костюмом.

Отношение к другим людям

Базаров не отличается дружелюбием, но при этом и не настроен изначально враждебно по отношению к другим. Ему не свойственно привязываться к другим людям, он легко расстается с ними.

Сложные отношения у него складываются с Павлом Петровичем Кирсановым – дядей друга. Павел Петрович – классический представитель высшего общества. Он аристократ от корней волос до пят – его манера держаться в обществе, одеваться, следить за своей внешности – все соответствует идеалу. Евгений Базаров считает аристократическое существование в классическом его проявлении пустым и бесполезным, поэтому конфликт этих героев был предсказуем.

Базаров уверен в своей правоте и держится довольно сдержанно и надменно. Павел Петрович возмущен поведением молодого человека и время от времени срывается. Апогеем их конфликта становиться дуэль. Исходя из официальной версии, причиной стали идеологические разногласия. На самом же деле, это всего лишь отговорка – Кирсанов стал свидетелем поцелуя Фени (возлюбленной и матери сына Николая Петровича – своего брата) и Евгения Базарова. Евгений не чувствует угрызений совести за свой поступок. Для него это ничего не значащее действие. Для Павла Петровича – это оскорбление. Его брат принял этого человека у себя в доме, а тот отплатил ему неблагодарностью.



На дуэли Базаров ведет себя спокойно, он много шутит, и стреляет в соперника, не целясь в него. После дуэли Евгений понимает, что больше не должен находиться в поместье Кирсановых и уезжает.

Сложные отношения у него и с Аркадием Кирсановым – своим другом. В начале романа Аркадий в восхищении от своего знакомого, он его негласный учитель. Жизнь в родительском поместье открыла глаза на многие отрицательные стороны друга. Евгений готов резко критиковать всех без разницы, когда дело касалось знакомых – это не задевало Аркадия, но когда объектами критики стали его родные – отец и дядя, отношение в Базарову начинает постепенно меняется в худшую сторону. Со стороны Базарова подобное поведение было проявлением крайне невоспитанным и не толерантным.

Для Аркадия семья всегда была чем-то священным, Базаров же взялся за запретное. Кирсанов мягко защищает своих родных, пытается убедить, что и отец, и дядя хорошие люди, они очень изменились под влиянием определенных жизненных трагедий. «От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, – это свыше его сил» – делает вывод Базаров. Такое положение вещей шокирует Аркадия. Авторитет Евгения тает, как снег на солнце. Базаров – грубый и жестокий человек, он готов переступить через всех, даже через тех, кого еще вчера он называл своими друзьями.

К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.



Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».

Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.

Философия Евгения Базарова

Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».

Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.

Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.

Характеристика личности

В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни. Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий. Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.

Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».

В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».

Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.

Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой

Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача. Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились». Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.

Смерть Базарова

К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.

У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.

Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.
Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.

Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.